Иудаизм, евреи, мир

8. И послал (Ваишлах) 5779 г.

10 - 16 Кислев (18 – 24.11.12)

В будущую Субботу читается недельная глава "Ваишлах (И послал)". В начале главы говорится о том, что Яков послал посланцев к своему брату Айсуву в Сайир, чтобы известить о своем возвращении из Арамейской земли. Далее сказано, что Айсув взял с собой четыреста воинов и вышел навстречу Якову. Это известие сильно испугало Якова. И тогда он разделил весь свой народ и скот на два лагеря для ведения войны. Затем он молился Творцу о спасении его и его детей, после чего направил навстречу Айсуву пять караванов со скотом в качестве дара. Далее Яков взял своих двух жён и двух наложниц, и одиннадцать сыновей и переправился через реку Ябок навстречу Айсуву. Затем ночью во сне Яков боролся с ангелом, который дал ему имя Исруайль. Далее Яков с жёнами и сыновьями пошёл навстречу Айсуву и мирно встретился с ним. После встречи Айсув вернулся со своими людьми в Сайир, а Яков пошёл в район переправы через Ярден по дороге в Шхем, построил там дом для себя и шалаши для скота, и назвал это место Сукоc (Шалаши). Прожив в этом месте около десяти лет, чтобы подросли его сыновья, Яков переправился через Ярден, пришёл в Шхем, купил там участок земли, раскинул свои шатры и построил жертвенник Творцу. В это время Дину, дочь Якова вышла из лагеря посмотреть на местных девиц. Тогда сын князя этой земли увидел Дину, взял её в свой дом и насиловал её. И полюбил он Дину, и просил своего отца, чтобы тот взял её ему в жёны. Князь этой земли вышел к Якову просить его дочь Дину в жены своему сыну и предлагал ему породниться с ними. Однако сыновья Якова, возмущённые тем, что осквернили их сестру, отвечали князю этой земли с хитростью. Они сказали, что смогут породниться и отдать свою сестру в жёны его сыну только в том случае, если все мужчины этого места будут обрезаны так же, как и все мужчины в доме Якова. Князь и его сын согласились, и все мужчины этого места были обрезаны. И тогда на третий день, когда все мужчины этого места были больны, двое старших сыновей Якова Шимон и Лайви взяли свои мечи, пришли в город и вырезали всё население мужского пола. Далее пришли их братья и захватили всю добычу города Шхем, включая женщин, детей, скот и их имущество. Затем Творец сказал Якову оставить Шхем, подняться в Байс Айль и поставить там жертвенник. Далее Яков со всем своим имуществом поднялся в Байс Айль. Там умерла Дэвору, кормилица Ривки, и там же была похоронена. Затем Творец дал Якову благословление называться именем Исруайль, и благословение ему и его потомству на владение землёй кенанейских народов. Далее Яков направился по дороге в Хеврон, где на входе в Эфрат, он же Байс Лухем, во время родов второго сына умерла Рухайль, любимая жена Якова. Родившегося двенадцатого сына Яков назвал именем Бинъюмин. Затем говорится о том, что старший сын Якова Рэивайн лёг с наложницей отца Билу. Затем Яков пришёл к своему отцу в Хеврон. Далее сказано о смерти Ицхука в возрасте ста восьмидесяти лет, и о том, что его похоронили в пещере Махпайлу его сыновья Айсув и Яков. В конце недельной главы говорится о потомках Айсува. 

Заканчивается недельная глава следующим образом (Бр 36.43):

"Предводитель Магдиайля, предводитель Ирума. Это предводители Эдома по их селениям на земле своих владений. Это Айсув, отец Эдома".

Начинается недельная глава следующим образом:

Тема

32.4 "И послал Яков пред собой посланцев (или ангелов) к Айсуву, брату своему, на землю Сайира, на поле Эдома". 

На иврите слово "посланцы" читается, как Малухим, и имеет ещё одно значение – "ангелы", т.е. посланцы Творца. Так, например, в Четвёртой Книге Пятикнижия сказано (Бм 20.15): "И направил Моше посланцев (Малухим – послов) из Кудайш к царю Эдома: Так говорит твой брат Исраэль …" А вот, что сказал Творец Моше во Второй Книге Пятикнижия (Шм 23.20): "Вот, Я направляю ангела (Малух – посланец) пред тобою, чтобы хранить тебя в пути и привести тебя на место, которое Я уготовил". Т.о. мы видим, что в нашем случае в слово "Малухим" – посланцев или ангелов, вложен как бы двоякий смысл. Причём на иврите Торы имеется и иное значение для слова посланец, имя ввиду человека: Шалиах и Цир. Тем не менее, в нашей первой фразе использовано слово Малухим.

И РАШИ в своём комментарии к данной фразе "И послал Яков Малухим …", пишет: "Действительно Ангелов", имя в виду, что Яков послал реальных ангелов Творца. Причём этот комментарий взят из книги Мидрашей Берешит Раба 75.

Для того чтобы понять, почему в нашей фразе написано слово Малухим (посланцы или ангелы), и кого на самом деле послал Яков, следует вернуться к предыдущей недельной главе "И вышел". Там в самом начале говорится (Бр 28.10-12):

28.10  "И вышел Яков из Бэайр Шува, и пошел он в Хурун. 11. И вдруг он столкнулся с одним местом, и заночевал там, потому что зашло солнце. И взял он из камней того места и положил себе изголовьем, и лег на том месте. 12. И снилось ему: И вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает неба. И вот ангелы    Б-га поднимаются и спускаются по ней".

Здесь говорится о том, что Яков буквально столкнулся с одним местом. О причинах такого изложения текста Торы уже говорилось в комментариях к предыдущей недельной главе. И далее он видит во сне лестницу, по которой поднимаются и спускаются ангелы Творца. Какой смысл вложен в этот сон?

В этом сне показана вся жизнь Якова, который вынужден был уходить со своей родины из Бэайр Шува и возвращаться на неё, и снова уходить с неё и снова возвращаться. Причём каждый раз это происходило не по его воле. Поэтому Творец сказал Якову во сне (Бр 28.15):

"И вот Я с тобой, и хранить буду тебя везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу Я тебя на эту землю. Ибо Я не оставлю тебя, пока не сделаю того, что Я говорил о тебе".

Первый раз Яков был вынужден бежать из Бэайр Шува в Хурун к брату Ривки, поскольку его брат Айсув намеревался убить его, как сказано (Бр 27.42,43):

27.42  "И сообщили Ривке речи Айсува, ее старшего сына. И послала она и призвала Якова, своего младшего сына, и сказала ему: Вот Айсув, твой брат, тешится намерением убить тебя. 43. И теперь, сын мой, послушай голоса моего, и встань, беги к Лувуну, брату моему, в Хурун".

После двадцати лет работы у Лувуна Яков очень разбогател. И тогда Лувун изменился в своём отношении к нему. Поэтому Яков вынужден был бежать от Лувуна со своей семьёй и со всем своим имуществом, как сказано (Бр 31.2,20):

31.2  "И увидел Яков лицо Лувуна. И вот он не таков с ним, как вчера и третьего дня. …   20. И похитил Яков сердце Лувуна арамейца тем, что не поведал ему, что бежит он".

Далее была очень непростая встреча Якова с его братом Айсувом, которая закончилась миром. И в конце Яков пообещал прийти к Айсуву в Сайир, но не пошёл к Айсуву, как сказано (Бр 33.14,16,17):

33.14  "Пусть же пройдет мой господин перед рабом своим, а я поведу  медленно шагом скота, что предо мною, и шагом детей, пока не приду к моему господину в Сайир. …  16. И возвратился в тот день Айсув своим путем в Сайир. 17. А Яков отправился в Сикос. И построил он себе дом, а для своего скота сделал шалаши. Поэтому он назвал это место Сикос (шалаши)".

Далее в Шхеме сын князя города взял Дину, дочь Якова и насиловал её. После этого сыновья Якова вырезали в Шхеме всех мужского пола и взяли всех женщин, детей и имущество в плен. И тогда Яков вынужден был быстро покинуть Шхем из опасения мести со стороны местных народов, как сказано (Бр 35.5):

"И отправились они в путь. И был страх Б-га на городах, которые вокруг них, и они не преследовали сынов Якова". 

Затем Яков прожил долгие годы в Хевроне, где похоронил отца Ицхука и жену Лайу. А во время тяжелого голода в кенанейской земле он вынужден был спуститься в Мицраим (Египет) к своему сыну Йосайфу, который к тому времени был вторым человеком после фараона в стране.

Семнадцать лет прожил Яков в Мицраиме и перед смертью взял клятву с Йосайфа, что его захоронят в Хевроне. И после смерти Якова его сыновья отвезли и похоронили его в Хевроне, как сказано (Бр 50.7-9,13):

50.7  "И поднялся Йосайф хоронить своего отца, и поднялись с ним все слуги Паро, старейшины дома его, и все старейшины земли Мицраима. 8. И весь дом Йосайфа, и братья его, и дом его отца. Только своих малых детей и свой скот мелкий и крупный оставили на земле Гошен. 9. И поднялись также с ним, и колесницы, и воины. И стан был очень велик. … 9. И отнесли его сыновья его на землю Кенуана, и они похоронили его в пещере на поле Махпайлу, которую купил Авруум с полем во владение для погребения у Эфрона хитийца, перед Мамрай".

Т.о. сбылись слова Творца, сказанные Якову во сне: " … и возвращу Я тебя на эту землю".

И в этом состоял смысл лестницы, по которой поднимались и спускались ангелы Творца.

А после того, как Яков заключил с Лувуном договор о ненападении на горе Галайд, сказано (Бр 32.2,3):

"А Яков пошел своим путем, и столкнулись с ним ангелы Б-га. И сказал Яков, когда увидел их: Это стан Б-га. И дал он имя этому месту "Махануим".

И всё это происходило во сне Якова, так же, как и в первый раз. Там он столкнулся с особым местом и увидел во сне ангелов. А сейчас ангелы столкнулись с ним. И какой смысл был в этом сне?

Когда Яков был вынужден бежать из родительского дома в Арамейскую землю, то он фактически бежал от своего брата Айсува, опасаясь его мести. Сейчас он возвращался к отцу в Хеврон, в кенанейскую землю, которую он унаследовал по благословлению отца и Творца. Его брат Айсув ушёл со своей семьёй и со всем своим имуществом на Юг пустыни Негев и поселился в горах Сайир. Т.о., казалось бы, все наследственные и имущественные проблемы между братьями были решены. Однако, перед возвращением в отцовский дом и принятием наследства, Якову требовалось заключить мир со своим братом. Об этом и говорили Ангелы – посланцы Творца, наткнувшиеся на него во время его сна. Т.е. появление "ангелов" (Малухим) во сне говорило Якову о том, что необходимо послать "посланцев" (Малухим) к Айсуву, чтобы заключить с ним мир. Что Яков и сделал сразу же после того, как пробудился ото сна.

Причём Яков, естественно послал к своему брату Айсуву посланцев – людей, а не ангелов. Поскольку ангелы, как некая особая материальная реальность (голография) являются посланцами исключительно только Творца, но не человека. 

32.5  "И повелел он им, говоря: Так скажите моему господину Айсуву: Так сказал твой раб Яков: У Лувуна я жил и задержался доныне. 6. И достались мне вол и осел, мелкий скот, и раб, и рабыня. И я посылаю сообщить об этом моему господину, чтобы обрести милость в твоих глазах". 

Как говорилось ранее, двадцать лет назад Яков в буквальном смысле бежал из родительского дома, из Бэайр Шува в Хурун к брату его матери Ривки, опасаясь за свою жизнь. Поскольку Айсув намеревался убить его.  Поэтому сейчас, возвращаясь домой к своим родителям, Яков в своём обращении к Айсуву старается максимально принизить свою роль и свои заслуги в этой жизни. Отсюда и максимально уважительное обращение к брату: "Так скажите моему господину Айсуву". Отсюда и максимально приниженное собственное положение: "Так сказал твой раб Яков".

Айсув к этому времени уже стал главой большого семейства и владельцем больших территорий на земле Сайира. Поэтому Яков говорит ему о том, что сам он всего лишь все эти годы жил, как родственник, у Лувуна, брата их матери, и не стал хозяином каких-либо владений: "У Лувуна я жил и задержался доныне".

И также достаточно скромно Яков говорит о своём финансовом достатке: "И достались мне вол и осел, мелкий скот, и раб, и рабыня". В то же время, например, раб Авруума так говорил семейству Ривки о достатке своего хозяина (Бр 24.35): "И Г-сподь благословил моего господина премного, и стал он велик. И дал Он ему мелкий и крупный скот, и серебро, и золото, и рабов, и рабынь, и верблюдов, и ослов".

Вместе с тем, Яков, уходя от Лувуна, стал достаточно богатым человеком, как сказано в предыдущей недельной главе (Бр 30.43): "И разбогател этот человек (т.е. Яков) очень сильно. И было у него множество мелкого скота, и рабыни, и рабы, и верблюды, и ослы".

Однако Яков, понимая всю сложность ситуации примирения с братом, старался любым путём найти его расположение. Поэтому в конце сказано: "И я посылаю сообщить об этом моему господину, чтобы обрести милость в твоих глазах".

32.7  "И возвратились посланцы к Якову, говоря: Пришли мы к твоему брату, к Айсуву. И также он идет навстречу тебе, и четыреста мужей с ним".

– "И возвратились посланцы к Якову" – Когда возвратились посланцы Якова? Примерно через две недели, после того, как он их отправил из Махануима, где его встретили ангелы Творца. Поскольку от того места, откуда Яков отправил посланцев к Айсуву до горы Сайир около недели пути вдоль левого берега Ярдена, вдоль Солёного моря, вдоль долины Арава до горы Сайир.   А место, откуда Яков отправил посланцев к Айсуву, находилось на Восточном берегу Ярдена по дороге к переправе через реку в направлении Шхема, невдалеке от левого притока Ябок, впадающего в Ярден. И в этом месте Яков со всем своим имуществом пробыл около двух недель, ожидал своих посланцев и не переходя Ярден, чтобы идти к своему отцу. Ибо главная задача, стоявшая перед Яковом, состояла в том, "чтобы обрести милость в … глазах" брата и любыми средствами избежать войны с ним.

– "Пришли мы к твоему брату, к Айсуву" – Так сказали посланцы Якову, передав Айсуву послание Якова, "чтобы обрести милость в его глазах".

– "И также он идет навстречу тебе, и четыреста мужей с ним" – То, что Айсув направился на встречу с братом, это было понятно и естественно, всё-таки они двадцать лет не виделись, а расстались при достаточно сложных, конфликтных обстоятельствах. Однако для чего надо было брать с собой четыреста воинов. По тем временам это было достаточно сильное войско. Ведь в своё время Авруум с 318 воинами разгромил четырёх сильных Вавилонских царей, которые, в свою очередь захватили все земли на Голанских высотах, на левобережье реки Ярден и Солёного моря и на Севере Синайского полуострова. Поэтому сообщение о четырёхстах воинах, идущих с Айсувом, могло говорить только об одном – он вышел на войну. 

На войну с кем? С народами, жившими по пути от горы Сайир до переправы через Ярден на дороге к Шхему? Но это вряд ли? Ведь цель его похода состояла во встрече с Яковом. Может быть, это войско нужно было для того, чтобы показать значимость и почёт Айсува? Но это тоже вряд ли. Ведь, как говорилось ранее в предыдущих главах, царь пэлиштим приходил к Аврууму и к Ицхуку для заключения Договора о мире только со своим военачальником и с небольшим сопровождением. Следовательно, Якову ничего другого не оставалось предполагать, как только то, что Айсув шёл со своим войском для войны с ним. 

32.8  "И устрашился Яков очень, и тяжко стало ему. И разделил он народ, который с ним, и мелкий и крупный скот и верблюдов на два лагеря. 9. И сказал он: Если подойдет Айсув к одному стану и разобьет его, то будет оставшийся стан спасен". 

– "И устрашился Яков очень, и тяжко стало ему" – В чём состояла проблема страхов Якова? Во-первых, его посланцы, вернувшиеся от Айсува, не принесли какой-либо положительный ответ о мире. А их слова о том, что его брат идёт на встречу с ним в сопровождении 400 воинов, особой надежды на мир не оставлял. Во-вторых, число воинов 400 было особым и говорило само за себя.

400 – это численное значение самой последней буквы ивритского алфавита Тув. Данное число и буква Тув характеризуют в этом мире Конец или конечный Суд Творца.

О 400-ах годах угнетения потомков Авруума сказал ему Творец (Бр 15.13): "И сказал Он Авруму: Знай же, что пришельцами будет потомство твоё в земле чужой. И будут порабощать их, и угнетать их четыреста лет".

400 шекелей серебра заплати Авруум за поле и могилу для своей жены Суру.

400 тысяч Сынов Исруайля собрались на войну с коленом Бинъюмина и понесли серьёзные потери (Судьи 20.2): "И явились главы всего народа, всех колен Исруайля, в собрание народа Б-га, четыреста тысяч пеших, обнажающих меч".

Только 400 девиц осталось в живых из всех жителей Явэйш Гилада (Судьи 21.10 – 12): (10) "И послала туда община двенадцать тысяч человек, мужей сильных, и приказали им, сказав: идите и перебейте жителей Явэйш Гилада острием меча, и женщин, и детей. (11) И вот что сделаете: всех мужского пола и всякую женщину, познавшую ложе мужское, – уничтожьте. (12) И нашли они из жителей Явэйш Гилада четыреста девиц, которые не познали ложа мужского, и привели их в стан в Шило, что в земле Кенанейской".

Давид с 400 воинами разгромил полчище амалекитян, и спаслись из них только 400 человек (Шэмиайль 1 30.10, 17):  (10) "И погнался Давид, сам и четыреста человек, а двести человек остановились из тех, что отстали и не могли перейти поток Бесор. … (17) И бил их Давид от сумерек до рассвета третьего дня. И не спасся из них никто, кроме четырехсот юношей, которые бежали верхом на верблюдах". 

– "И разделил он народ, который с ним, и мелкий и крупный скот и верблюдов на два лагеря" – Прежде всего Яков приготовился к войне с братом, разделив всё, что у него было на два лагеря. Яков был достаточно богатым человеком, и у него было много рабов, пригодных для войны. Однако ранее Якову не приходилось воевать с кем-либо, в то время, как Айсув вёл активные боевые действия на Сайире для овладения землёй. И впоследствии Айдумяне, потомки Айсува, были достаточно воинственным народом и не раз воевали с Сынами Исруайля.

Поэтому Яков на случай войны поставил "засадный лагерь", сказав: "Если подойдет Айсув к одному стану и разобьет его, то будет оставшийся стан спасен".

В общем и целом, Яков осуществил достаточно грамотные военные приготовления. 

32.10  "И сказал Яков: Б-г моего отца Авруума и Б-г моего отца Ицхука, Г-сподь, сказавший мне: Возвратись на землю твою и на родину твою, и Я благотворить буду тебе!"

– "И сказал Яков" – Яков обратился с молитвой к Творцу после того, как приготовился к войне с Айсувом. Три вещи сделал Яков в состоянии опасности. 1. Приготовился к войне, разделив весь свой народ и весь скот на два лагеря. 2. Обратился с молитвой к Творцу. 3. И послал подарки Айсуву в попытке задобрить его и решить все проблемы миром. И эти три вещи всегда стремились учитывать в своих действиях в случае опасности еврейские руководители в последующей истории народа.  

– "Б-г моего отца Авруума и Б-г моего отца Ицхука" – Почему Яков именно так обратился к Творцу? Потому что именно так поименовал себя Творец, обращаясь к нему во сне в Байс Айле (Бр 28.13):

"И вот Г-сподь стоит напротив него, и говорит: Я Г-сподь, Б-г Авруума, отца твоего, и   Б-г Ицхука! Землю, на которой ты лежишь, тебе Я дам ее и твоему потомству".

– "Г-сподь, сказавший мне: Возвратись на землю твою и на родину твою, и Я благотворить буду тебе!" – А когда Творец сказал это? Когда Яков сильно разбогател, живя у Лувуна, и тот изменился в отношении к Якову, как сказано (Бр 31.2, 3):

31.2  "И увидел Яков лицо Лувуна. И вот он не таков с ним, как вчера и третьего дня. 3. И сказал Г-сподь Якову: Возвратись на землю твоих отцов и на родину твою, и Я буду с тобой". 

32.11  "Мал я против всех милостей и всей истины, что содеял Ты с рабом Твоим. Ибо с моим посохом я перешел этот Ярден, а сейчас у меня два лагеря".

– "Мал я" – Почему Яков умалил свои качества и заслуги перед Творцом? Потому что далее он был вынужден впервые просить Творца о помощи для себя и своей семьи. И это очень важный урок для любого человека, ищущего правильного решения проблемы в общении с людьми.

– "против всех милостей и всей истины" – И это обещание Творца, которое Он дал Якову во сне в Байс Айле (Бр 28.15):

"И вот Я с тобой, и хранить буду тебя везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу Я тебя на эту землю. Ибо Я не оставлю тебя, пока не сделаю того, что Я говорил о тебе".

– "Ибо с моим посохом я перешел этот Ярден" – Аллегорическое выражение, ибо, когда Яков пришёл в Хурун к Лувуну, у него практически почти ничего с собой не было, ни скота, ни многочисленных рабов. И также Лувун при приходе Якова был небогат, но вместе с Яковом пришло к нему богатство, как он сказал в разговоре с ним (Бр 30.27):

"И сказал ему Лувун: О, если бы я обрел милость в твоих глазах! Гадал ли я, и Г-сподь благословил меня ради тебя". 

– "а сейчас у меня два лагеря" – И это означает, что на данный момент Яков был настолько богат, что у него вполне хватало рабов даже для боевых действий против Айсува. Однако рабы Якова никогда не воевали в отличие от воинов его брата. И кроме того, Айсув был его братом. Поэтому Яков во чтобы то ни стало хотел завершить встречу с ним миром.

32.12  "Спаси же меня от руки брата моего, от руки Айсува! Ибо боюсь я его, как бы он не пришел и не разбил меня, мать с сыновьями.

32.13  И Ты сказал: Я очень благотворить буду тебе, и сделаю Я потомство твое, как песок морской, который не счесть от множества". 

– "И Ты сказал" – Всё это Творец сказал Якову во сне в Байс Айле (Бр 28.14, 15):

28.14 "И будет потомство твое, как прах земной, и распространишься ты на Запад и на Восток, на Север и на Юг. И благословятся в тебе и в потомстве твоём все семейства земли. 15. И вот Я с тобой, и хранить буду тебя везде, куда бы ты ни пошел, и возвращу Я тебя на эту землю. Ибо Я не оставлю тебя, пока не сделаю того, что Я говорил о тебе".

32.14  "И ночевал он там в эту ночь. И взял он из имевшегося в его руке дар для Айсува, брата своего".

– "И  ночевал он там в эту ночь" – Во сне Яков получил Пророчество от Творца, послать дар Айсуву из того многочисленного скота, который был у него.

32.15 "Двести коз и двадцать козлов, двести овец и двадцать баранов.

32.16  Тридцать дойных верблюдиц и их верблюжат. Сорок коров и десять быков, двадцать ослиц и десять ослят".

Здесь приведен перечень из пяти видов скота, который в те времена определял достаточно большое богатство человека. Причём в перечне приведено точное количество самок и самцов, необходимых для благоприятного размножения скота. И из этого списка можно сделать вывод о том, сколько мужчина может иметь жён в зависимости от рода его занятий.

Так козы и овцы не работают вообще, а только едят траву. И отсюда соотношение самцов и самок – один на десять. Поэтому мужчина, обладающий большим достатком и не работающий физически, может иметь до десяти жён. 

Верблюды постоянно находятся в пути и перевозят грузы, т.е. тяжело работают и редко остаются на постой в одном месте. Поэтому те, кто находится в длительных разъездах по разным странам, не должны брать более одной жены.

Коровы и быки достаточно часто используются для работы в поле и на перевозке тяжёлых грузов. И отсюда соотношение самцов и самок – один на четыре. Т.о. мужчина, который ежедневно работает на физических работах, может иметь не более четырёх жён.

Ослы и ослицы используются на работах в поле, для перевозки грузов и для перевозки людей на дальние расстояния. Поэтому соотношение ослиц и ослят – один к двум. Следовательно, мужчина, который тяжело работает на физических работах, может иметь не более двух жён.

32.17  "И передал он в руки своим рабам каждое стадо отдельно, и сказал он своим рабам: Вы пойдёте предо мною, и промежуток будете оставлять между стадом и стадом". 

Яков разбил каждый вид скота на самок и самцов. И тогда получилось десять стад скота, которые шли друг за другом с определённым промежутком пути, так, чтобы одно стадо было на достаточном отдалённом расстоянии от другого.

32.18  "И приказал он первому, говоря: Когда встретит тебя мой брат Айсув и спросит тебя, говоря: Чей ты и куда идешь? И чьи эти, что перед тобой? 

32.19  То ты скажешь: Твоего раба Якова, это дар, посланный моему господину Айсуву. А вот также и он за нами. 

32.20  И приказал он также второму, также и третьему, также и всем идущим за стадами, говоря: Подобным образом говорите Айсуву, когда встретите его".

– "Твоего раба Якова, это дар, посланный моему господину Айсуву. А вот также и он за нами" – Десять раз слышал Айсув эти слова от рабов Якова, ведущих стада в дар ему. Поэтому, даже если изначально он и готовился к войне с Яковом, то теперь должен был отойти от этой мысли.

32.21  "И скажете: Вот также и твой раб Яков за нами. Ибо сказал: Искуплю я гнев его лица даром, который идет передо мной, а затем увижу его лицо. Может быть он поднимет мое лицо. 

32.22  И прошел дар перед его лицом, а он ночевал в эту ночь в лагере". 

– "Искуплю я гнев его лица даром, который идет передо мной" – Искупление изначально всегда подразумевало конкретный дар-приношение. Так Аврум, придя по указанию Творца в землю кенанейских народов, принёс Ему в дар всесожжение на жертвеннике, как сказано (Бр 12.6, 7):

12.6  "И прошёл Аврум по земле до места Шхем, до дубравы Морэ. А кенанейцы жили тогда на этой земле. 7. И явился Г-сподь Авруму и сказал: Твоему потомству Я дам эту землю. И построил он там жертвенник Г-споду, который явился ему".

А, скажем, в День Искуплений в Походном Храме Аарон, главный священнослужитель, приносил следующее приношение (В 16.3, 5):

16.3  "С этим войдет Аарон в Святилище: С бычком в грехоочистительную жертву и с бараном во всесожжение. … 5. И от общины Сынов Исруайля возьмет он двух козлов в грехоочистительную жертву и одного барана во всесожжение". 

Поэтому и расчёт Якова был совершенно точным. Искупление в виде даров приводит к положительным результатам. А искупление Якову требовалось потому, что он получил благословение на первородство от своего отца Ицхука не совсем праведным путём, обманув отца. Хотя по всем законам он был вправе его получить, поскольку Айсув отказался от первородства и продал его Якову за чечевичную похлёбку.

32.23  "И поднялся он в ту ночь, и взял он двух своих жен и двух служанок своих жён, и одиннадцать своих сыновей, и перешел он переправу через Ябок".

– "и одиннадцать своих сыновей" – Однако у Якова было 12 детей, 11сыновей и дочь Дину. Почему здесь речь идёт только о 11 сыновьях? Ранее, когда Яков услышал, что Айсув идет с 400 воинами, то он обратился к Творцу с просьбой (Бр 32.12):

 32.12  "Спаси же меня от руки брата моего, от руки Айсува! Ибо боюсь я его, как бы он не пришел и не разбил меня, мать с сыновьями".

Т.е. сыновья – это достояние мужчины, это его богатство. И также сказано в Теилим (127.3 – 5):

(127.3) "Вот наследие Г-спода – сыновья, вознаграждение – плод чрева. (4) Что стрелы в руке сильного, то сыновья юности. (5) Счастлив муж, который наполнил ими колчан свой. Не будут пристыжены, когда с врагами говорить будут во вратах".

Поэтому дочери во всех случаях в расчёт не берутся. Так же и сейчас Яков оставил дочь Дину в лагере под присмотром женщин, поскольку ей было всего 6 лет.

Раши комментирует это место так: "А где была Дину? Он спрятал ее в сундук и запер, чтобы Айсув ее не приметил. И Яков был наказан за то, что не дал ее (в жены) своему брату, — быть может, ей удалось бы повлиять на него благотворно, — и поэтому она досталась Шхему"

И этот комментарий Раши почерпнул из Берешит раба 76.

На момент встречи Айсува и Якова обоим было по 97 лет. Поэтому очень маловероятно, чтобы Айсув вдруг захотел шестилетнюю дочь Якова, поскольку до половой зрелости ей ещё надо было расти и расти, это, во-первых. Во-вторых, на этом момент Айсуф уже был хозяином обширных владений и у него не было недостатка в любых женщинах любого возраста. И, в-третьих, уж совсем невероятно, что шестилетняя девочка могла каким-либо образом благотворно повлиять на Айсува. Вместе с тем, когда Яков пришёл в город Шхем, где сын градоправителя изнасиловал Дину, то тогда ей было уже 16 лет. Ибо Яков 10 лет прожил в Сикос пока не выросли сыновья.   

– "и перешел он переправу через Ябок" – Речка Ябок является восточным притоком реки Ярден. Она впадает в Ярден примерно в 2 км выше переправы через Ярден по дороге к Шхему.

32.24  "И взял он их, и переправил он их через реку – и переправил он то, что у есть него". 

– "и переправил он то, что у есть него" – Яков переправил через Ябок своих жён и своих сыновей. И это то, что он нажил за 14 лет, живя у Лувуна, брата его матери, как он сказал ему (Бр 30.26):

30.26  "Отдай моих жен и моих детей, за которых я работал на тебя, и я пойду. Ведь ты знаешь мою работу, как я работал на тебя". 

32.25  "И остался Яков один. И боролся муж с ним, до восхода зари".

– "И остался Яков один" – Он остался со своими жёнами и сыновьями, перейдя Ябок и выйдя на встречу с Айсувом. Поскольку все его рабы и весь его скот остались в двух лагерях за речкой Ябок. Яков рассчитал, что после того, как Айсув встретит посланный ему многочисленный скот, а затем увидит перед собой Якова одного с детьми и жёнами, то он не станет воевать и пойдёт на мировую. Поэтому сказано, что Яков остался один на один с Айсувом, как материальном плане, так и в духовном плане.

– "И боролся муж с ним" – Прежде всего следует сказать, вся эта борьба происходила во сне Якова, а вовсе не наяву. Поскольку все общения Якова с Творцом и его посланцами происходили во сне. Вот что сказано о первом общении Якова с Творцом (Бр 28.12):

28.12  "И снилось ему: И вот лестница поставлена на землю, а вершина ее достигает неба. И вот ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней".

А вот что говорил Яков своим жёнам, когда Творец велел ему возвращаться к отцу (Бр 31.11):

31.11  "И сказал мне ангел Б-га во сне: Яков! И сказал я: Вот я".

А вот что сказал Творец Якову по поводу спуска в Мицраим к Йосайфу (Бр 46.2):

46.2  "И сказал Б-г Исруайлю в видениях ночных, и сказал Он: Яков, Яков! И сказал он: Вот я".

Яков был сновидцем, и это качество перешло к его сыну Йосайфу.

– "И боролся муж с ним" – О чём здесь идёт речь? Яков реально страшился своего брата Айсува, как было сказано выше в его просьбе к Творцу (Бр 32.12):

32.12  "Спаси же меня от руки брата моего, от руки Айсува! Ибо боюсь я его, как бы он не пришел и не разбил меня, мать с сыновьями".

Поэтому Творец послал во сне Якова своего ангела в виде человека для борьбы с ним, что бы Яков преодолевая ангела сумел преодолеть свой страх. Ибо, если страх тяготеет над человеком, то он уже находится в проигрышной ситуации. И очень многие беды, и поражения человека, вплоть до смертельного исхода, происходят именно из-за страха. Однако, когда человек умеет преодолеть свой страх, то он, как правило, побеждает.

Причём в данном случае Творец послал своего ангела, лицо которого напоминало лицо Айсува, и это был бог Айсува, которому тот поклонялся. Т.е. Яков боролся не просто с абстрактным мужем, а вполне с конкретным, представляющим собой Айсува, и преодолел его. И так далее Яков скажет Айсуву во время их встречи    

33.10  "И сказал Яков: О нет, пожалуйста, лишь бы я нашёл милость в твоих глазах, чтобы принял ты мой дар из моей руки. Потому что я видел твое лицо, как лицо бога, и ты был благосклонен ко мне".

Т.е. здесь Яков говорит об ангеле, с которым боролся во сне.

– "до восхода зари" – Почему именно до восхода зари? Поскольку ночное время – это время для Суда поведения счетов у Творца. А с выходом зари начинается день, и это время для работы. И также ангелы, пришедшие к Лоту, чтобы уничтожить Сэдом и Амору стали торопить его с восходом зари (Бр 19.15):    

19.15  "И когда взошла заря, торопить стали ангелы Лота, говоря: Встань, возьми свою жену и двух своих дочерей, находящихся здесь, чтобы тебе не погибнуть за грех города". 

32.26  "И увидел, что не одолевает его, и затронул его бедренный сустав, и сместился бедренный сустав Якова, когда он боролся с ним".

– "И увидел, что не одолевает его" – С одной стороны в своём сне Яков боролся с ангелом. Но с другой стороны этот ангел имел конкретные черты конкретного человека, его брата Айсува. И в процессе этой борьбы Яков одолевал этого человека. Т.е. в данной ситуации Яков преодолел свой страх перед Айсувом.

– "и сместился бедренный сустав Якова, когда он боролся с ним" – Что делает человек в реальной жизни, чтобы победить соперника? Он наносит ему болезненный удар, от которого соперник теряет силы. Именно это и сделал ангел во сне Якова – он сместил его бедренный сустав, чтобы вызвать болевой шок. Тем не менее, Яков выстоял и не отпустил своего соперника.

32.27  "И сказал он: Отпусти меня, ибо взошла заря. И сказал он (Яков): Не отпущу тебя, пока ты не благословишь меня".

– "Отпусти меня, ибо взошла заря" – После того, как соперник Якова признал себя побеждённым, то он попросил Якова отпустить его, поскольку в этом сне уже взошла заря и надо был ему уходить. Ибо так обычно выходят в дорогу. Да и Якову впереди предстояла встреча с Айсувом. 

– "Не отпущу тебя, пока ты не благословишь меня" – И это также путь людей, которые расстаются с миром. Так, например, сказано о Лувуне после всей конфликтной ситуации с Яковом (Бр 32.1):

32.1  "И поднялся Лувун рано утром, и поцеловал своих сыновей и своих дочерей, и благословил он их. …"

32.28  "И сказал он ему: Как имя твое? И сказал: Яков.

32.29  И сказал он: Не Яков отныне твоё имя, но Исруайль. Ибо ты боролся с богами и с людьми, и преодолел".

– "Не Яков отныне твоё имя" – На иврите сказано: "Не Яков называться ещё именем твоим". Поскольку Творец дает Якову ещё одно имя. Ибо в дальнейшем в тексте Торы использованы оба имени, как Яков, так и Исруайль. Поскольку имя Яков означает "Он обманет", как это объясняется в недельной главе Толдос (Бр 25.26). Однако после того, как Яков получил от Ицхука законное благословение в качестве первенца и после того, как он преодолел свой страх перед Айсувом, он получает новое имя.  

– "Исруайль" – Шестерым Творец дал имена. Первому человеку, Удум, как сказано (Бр 1.26):

"И сказал Б-г: Сделаем человека (Удум) под надзором Моим и по подобию Моему. …"

Ишмуайлю, как сказано (Бр 17.11):

"И сказал ей ангел Г-спода: Вот ты беременна и родишь сына. И назовёшь его именем Ишмуайль, ибо услышал Г-сподь о твоих притеснениях". 

 Аврааму, как сказано (Бр 17.5):

"И не будешь ты более называться именем Аврум. А будет твоё имя Авруум, ибо отцом множества народов Я сделаю тебя". 

Суру, как сказано (Бр 17.15):

"И сказал Б-г Аврууму: Сурай жену твою не называй больше по имени Сурай, ибо Суру будет имя её".  ­

Ицхуку, как сказано (Бр 17.19):

"И сказал Б-г: Однако Суру, жена твоя, родит тебе сына, и ты назовёшь его именем Ицхук. …"        

И сейчас Якову. Причём трём Творец дал имена изначально: Удуму, Ишмуайлю и Ицхуку. Двоим изменил имена: Аврууму и Суру. А Якову дал дополнительное имя Исруайль.

– "Ибо ты боролся с богами" – Имя Исруайль состоит из корня Суру – Бороться, Воевать и существительного Элоим, означающего богов идолопоклонства. А приставка И – буква Йуд означает, что "Он Поборется с богами идолопоклонства". Т.е. здесь речь идёт не физической борьбе Якова с неким человеком, а духовной борьбе Якова, отстаивающего Духовные основы Учения Творца, с идолопоклонством.

– "и с людьми" – И здесь речь идёт не только о Айсуве, как о противнике Якова, но людях, идущих за идолопоклонством.

– "и преодолел" – И это преодоление учения Творца над идолопоклонством станет Духовной основой Сынов Исруайля, которое Народа Творца пронесёт через тысячелетия.     

32.30  "И спросил Яков, и сказал: Скажи мне пожалуйста твое имя? И сказал он: Почему это ты спрашиваешь о моем имени? И он благословил его там". 

– "Скажи мне пожалуйста твое имя?" – Зачем Яков спросил имя того, с кем боролся всю ночь? Ибо он получил от него большое благословение и хотел бы благословить также и его, перед тем, как разойтись с миром.  

– "Почему это ты спрашиваешь о моем имени?" – Ибо у посланцев Творца нет и не может быть имени. И даже тогда, когда они выполняют особые функции в виде преткновения перед человеком. Так, например, сказано о посланце Творца, вставшем перед нееврейским пророком Билумом, поехавшим проклинать Сынов Исруайля по просьбе царя Моува (Бм 22.22):

22.22  "И воспылал гнев Б-га за то, что он пошёл. И встал ангел Г-спода на пути (Лэсутун) противником ему. А он ехал на своей ослице, и два отрока его с ним".

На иврите сказано Лэсутун. Слово Ле Сутун означает: Ле – это К, Как. А слово Сутун – это Противник. Однако именно из этого места в Пятикнижии родился всемирно известный САТАНА, ставший впоследствии главным героем в Христианстве и Исламе.

Поэтому ангел Творца, открыв перед Яковом свою истинную сущность, удивился вопросу. Ведь любой посланец Творца выполняет только определённое задание Творца, и не более того. А после благословления Якова ангел Творца исчез. И Яков окончательно понял, с кем он боролся всю ночь.  

32.31  "И назвал Яков это место Пэниайль (лицо бога), ибо я видел бога лицом к лицу, и спаслась душа моя". 

– "И назвал Яков это место Пэниайль" – Яков назвал это место после того, как пробудился от сна. И это место находится на левом южном берегу притока Ябок.

          – "ибо я видел бога лицом к лицу, и спаслась душа моя" – Однако Яков видел Б-га во сне уже не однажды. Первый раз в Байс Айле, когда ушёл из отцовского дома, а второй раз у Лувуна, когда Творец велел ему идти на родину. Так в чём же принципиальная разница? Дело в том, что в данном случае ангел Б-га был в обличии человека с лицом Айсува, и это бог Айсува. И с ним Якову пришлось бороться всю ночь. И это существенно отличает данный случай от предыдущих двух.     

32.32  "И взошло над ним солнце, когда он прошел Пэниайль, а он хромал на свое бедро". 

– "И взошло над ним солнце" – На рассвете Яков прошёл Пэниайль. И также сказано о Лоте, когда он бежал из Сэдома (Бр 19.23):

"Солнце взошло над землёй, когда Лот пришёл в Цоар".

– "а он хромал на свое бедро" – Несмотря на то, что вся борьба между Яковом и ангелом происходила во сне, тем не менее он получил повреждение бедра и хромал. И это примерно также, когда человек ложится вечером здоровым спать, а утром не может повернуть голову или двигать рукой.

32.33  "Поэтому не едят Сыны Исруайля главной жилы, которая на бедренном суставе, до сего дня. Ибо затронул он бедренный сустав Якова, главную жилу".