Иудаизм, евреи, мир

15. Войди (Бо) 5779 г.

29 Тевет – 06 Шват (06 – 12.01.19)

В будущую Субботу читается недельная глава "Бо (Войди).

Предыдущая недельная глава заканчивается тем, что Творец повелел Моше выйти утром перед Паро, когда тот выходит к воде, и навести на землю Мицраима град, что и было сделано. И побил град всё, что было в поле от человека до скота и траву, и посевы, и деревья.  Однако на земле Гошен, где жили Сыны Исруайля, не было мора. И Паро призвал Моше и Аарона, и просил молиться за него только, чтобы прекратился град. Но когда Творец прекратил это бедствие, то скрепилось сердце Паро, и он не отпустил народ. 

В начале нашей недельной главы говорится о причинах, по которым Творец отягчает сердце Паро, чтобы тот не отпускал Сынов Исруайля. Далее говорится о том, что Творец даёт повеление Моше, сказать перед Паро о нашествии саранчи на землю Мицраима, которая объест всё растущее на земле. И рабы Паро сказали ему, что следует отпустить евреев служить Творцу в пустыне, ибо уже погиб Мицраим. Тогда Паро вернул Моше и Аарона, и спросил, кто пойдёт, на что Моше ответил, что пойдут все без исключения и весь скот. Однако Паро не согласился с этим, сказав, что идти должны только мужчины, и изгнал Моше и Аарона. Затем Моше навёл саранчу на землю Мицраима, и она поела всю зелень, оставшуюся после града. И Паро поспешил призвать их, и просил избавить его от этой смерти. Однако после избавления Творец скрепил сердце Паро, и он не отпустил народ. Затем Творец повелел Моше навести на землю Мицраима тьму, что он и сделал. И была тьма в Мицраиме три дня. Однако Творец скрепил сердце Паро, и он не отпустил народ.

Далее Моше сказал Паро о последней казни – смерти первенцев по всему Мицраиму и вышел в гневе от Паро. Затем Творец рассказал Моше и Аарону о порядке выполнения заповеди жертвы Песах и об основных положениях Праздника Пресных Хлебов назавтра после Песаха. Далее Моше призвал всех старейшин народа и рассказал им о порядке выполнения заповеди Песах и о последней казни над Мицраимом. Затем весь народ сделал всё, как повелел Творец Моше. А в полночь Творец поразил всех первенцев в Мицраиме и всё первородное из их скота. Тогда ночью Паро призвал Моше и Аарона, и повелел выйти из Мицраима и идти служит Творцу, как они говорили ранее. А народ по слову Творца испросил у мицрим серебряные и золотые вещи, и одежду. И опустошили они Мицраим.

И отправились Сыны Исруайля из Рамсайса в Сикос численностью около 600 000 воинов, кроме детей, а также большое число иноплеменников, их рабов. А тесто, которое они вынесли из Мицраима, не успело закиснуть, и испекли его пресными лепёшками. И времени пребывания Сынов Исруайля в Мицраиме – 430 лет.

Далее Творец дал Моше и Аарону дополнительные уточнения к выполнению заповеди жертвы Песах и Праздника Пресных Хлебов.

Заканчивается недельная глава следующим образом (Шм 13.14 – 16):

13.14  "И будет, когда спросит тебя твой сын завтра, говоря: Что это? То скажи ему: Сильной рукой вывел нас Г-сподь из Мицраима, из дома рабского. 15. И было, когда упорствовал Паро, чтобы отпустить нас, то умертвил Г-сподь всякого первенца на земле Мицраима от первенца человеческого и до первородного из скота. Поэтому я приношу в жертву Г-споду все, разверзающее утробу мужского пола из скота, а всякого первенца из моих сыновей я выкупаю. 16. И будет это знаком на твоей руке и знамением между твоими глазами, ибо сильной рукой вывел нас Г-сподь из Мицраима".

Тема

10.1  "И сказал Г-сподь Моше: Войди к Паро. Ибо Я отягчил его сердце и сердце его рабов, чтобы Мне совершить эти Мои знамения в его среде. 2. И чтобы ты рассказывал в слух твоего сына и сына твоего сына о том, как Я издевался над Мицраимом, и о Моих знамениях, которые Я свершил среди них, и чтобы вы знали, что Я Г-сподь". 

В первой фразе сказано, что Творец отягчил "сердце Паро и сердце его рабов". И ранее о том же сказано многократно. А это значит, что если бы не было отягчающего действия Творца на Паро, то евреи в Мицраиме не стали бы государственными рабами и не стремились бы выйти из Мицраима и идти в землю кенанейских народов! Следовательно, весь сценарий жизни евреев в Мицраиме и выход из Мицраима был заготовлен заранее.

В Первой Книге Пятикнижия Творец говорит пророчество Аврууму (Бр 15.13): "И сказал Он Авруму: Знай же, что пришельцами будет потомство твоё в земле чужой. И будут порабощать их, и угнетать их четыреста лет".

Здесь речь идёт о пребывании Сынов Исруайля в Мицраиме. И Творец сразу же говорит Авруму, что его потомки будут пришельцами в чужой земле, и их будут порабощать и угнетать четыреста лет!? Скажем прямо, хорошенькое себе Пророчество о будущем своих потомков получил Аврум!? Спрашивается, а если это нужно было кому-нибудь? И почему нельзя было сразу отдать Сынам Исруайля землю кенанейских народов, как говорится, без этих лишних хлопот? 

Любопытно, что ни один из комментаторов не задавал подобных вопросов. Все комментаторы сосредоточили своё внимание на числе лет проживания евреев в Мицраиме – 400 лет. Ибо это количество лет не увязывается с датами жизни Моше, известными из текста Торы.

А вот зачем нужен был весь этот "сыр-бор" с Египтом, так никто и не спросил!

Итак, какова была цель Творца, который вывел Аврума из Месопотамии и привёл его на землю кенанейских народов, пообещав отдать эту землю его потомкам? Об этом Творец сказал Авруму в самом первом Пророчестве, когда велел ему уйти из Ир Касдим и идти в землю кенанейских народов (Бр 12.2): "И Я сделаю тебя великим народом …"

Спрашивается, а зачем Творцу нужно было создавать "Великий Народ" из потомков Аврума? Разве недостаточно было одного Праведника Авруума? Оказывает, - недостаточно. Ноах был Праведником в до Потопном поколении людей. Однако "великого народа" из его потомков не вышло. И через 100 лет после Потопа пришлось Творцу прекратить строительство Башни в Вавилоне и рассеять все семейства потомков Ноаха по миру. Идолопоклонство было нормой в среде людей тех поколений. И законы, по которым они жили, были очень далеки от совершенства.

Поэтому для того, чтобы принести в этот мир Законы Творца, потребовалось создать Народ Творца. Причём для создания такого народа потребовалось три поколения Праведников: Авруум, Ицхук и Яков. И только четвёртое поколение, 12 сыновей Якова, породило Народ Творца – Народ Сынов Исруайля. Кстати, это одно из объяснений, сказанного Творцом Аврууму (Бр 15.17): "И четвёртое поколение возвратится сюда. Ибо до сих пор не полна вина Эмори". Т.е. 12 сыновей Якова и их потомки, 12 колен Сынов Исруайля – это четвёртое поколение от Праведных Праотцов, которым было суждено завоёвывать землю кенанейских народов.

Из приведенного выше мы видим, что создание "великого народа" из потомков Аврума являлось Главной Целью Творца. И теперь мы подошли к основным вопросам:

Почему нельзя было расплодить Сынов Исруайля на земле кенанейских народов, а затем отдать им эту землю в вечное пользование?

Зачем нужно было Якову с сыновьями спускаться в Египет, и там становиться народом Сынов Исруайля. А через 100 лет оказаться на положении жестоко угнетаемых рабов, и затем с большими трудностями выходить из Мицраима?

Зачем нужны были 10 Казней Мицраима?

И зачем после этого надо было ещё 40 лет пребывать в пустыне, пока не умерло всё поколение, вышедшее из Египта?

Попытка ответить на все эти вопросы, хотя бы в самом общем виде, позволяет понять Путь Творца в этом мире.

Кенанейские народы были изначально обречены на истребление после того, как Кенуан получил проклятие от Праведного Ноаха. По этой причине у данных народов были самые злостные виды идолопоклонства, включавшие человеческие жертвоприношения. И сами эти народы жили по законам, далеко не праведным, занимаясь кровосмешением и гомосексуализмом. Именно поэтому Творец лично уничтожил часть этих народов, живших на Юге долины реки Ярден в Сэдоме и Аморе.

Исходя из этих условий, земля кенанейских народов не подходила для того, чтобы на ней могли плодиться Сыны Исруайля. А, кроме того, впоследствии им пришлось бы уничтожать поголовно все народы, которые на протяжении несколько поколений были их непосредственными соседями. Подобная перспектива не вписывалась в рамки будущей истории мира. И это одна из причин, почему потребовался спуск семьи Якова в Мицраим.

Творец сделал так, что в Мицраиме сложились благоприятные условия для размножения и усиления Сынов Исруайля. Йосайф, один из 12-и сыновей Якова, попав в ранней юности в Мицраим, стал главным министром страны и вторым человеком после царя. В его руках оказались большие возможности для поддержания благоприятных условий жизни семьи Якова и их потомков. И пока он и его братья были живы, Сыны Исруайля не испытывали в Мицраиме никаких проблем и тягот жизни. Кроме того, Яков со своим семейством поселился на Восточной границе Мицраима в районе богатом пастбищами. Т.о. Сыны Исруайля практически не смешивались с основным населением Мицраима. Всё это способствовало быстрому и успешному росту народа.

Народу Исруайля в будущем предстояло стать Народом ТворцаА это означало, что многочисленные Законы Творца должны были стать обязательными для строго исполнения всем народом. Т.е. от народа требовалось коллективное и строгое послушание указаниям свыше при наличии достаточно жёсткой системы наказания, согласно Законам Торы. Подобную систему коллективного жесткого послушания можно было воспитать в народе только при наличии РАБСТВА.

Именно поэтому народ Сынов Исруайля должен был стать рабом египетского царя, что и произошло после смерти сыновей Якова в Мицраиме, когда управление страной перешло в руки нового царя.

Кроме того, народ Сынов Исруайля должен был дойти в своём рабстве до такой стадии угнетения, которая смогла бы вызвать коллективный призыв к Творцу об освобождении. Вот как об этом сказано в данной Второй Книге Пятикнижия (Шм 2.23-25):

2.23  "И было, по прошествии многих дней умер царь Мицраима. И стонали сыны Исруайля от тяжкой работы и взывали о помощи. И вознесся к Б-гу их вопль от работы. 24. И услышал Б-г их стон, и помнил Б-г Свой Договор с Авруумом, Ицхуком и Яковом. 25. И видел   Б-г сынов Исруайля, и знал Б-г".

Поэтому, только тогда, когда созрели условия, Творец послал Моше в Мицраим, чтобы вывести Сынов Исруайля, как Он сказал об этом Моше при первом разговоре с ним (Шм 3.7-9):

3.7  "И сказал Г-сподь: Я увидел муки народа Моего, который в Мицраиме, и услышал их вопль из-за гонителей его. Ибо Я знаю его страдания. 8. И сошел Я, чтобы спасти его от руки Мицраима и вывести его из этой страны на землю добрую и обширную, на землю, текущую молоком и медом, на место, где живут кенани и хити, и эмори, и призи, и хиви, и йевуси. 9. А ныне, вот вопль сынов Исруайля дошел до Меня. И также увидел Я тот гнет, каким мицрим угнетают их".

Т.о. угнетение и вопль Сынов Исруайля к Творцу были обязательным условием для их выхода из Мицраима.

И, кстати, почему эту миссию спасения нельзя было бы, скажем, поручить Аарону? Почему для этого нужен был именно Моше? Потому, что Аарон большую часть своей жизни прожил в условиях рабства. А это накладывает серьёзный отпечаток на ментальность человека. В то же время, Моше жил в Египте только в молодые годы, примерно до 30 лет. При этом он жил во дворце фараона, а не в условиях рабства. Поскольку фараон готовил его на должность наместника царя – руководителя евреев в Мицраиме. А далее от 30 и до 80 лет Моше жил в Мидъюне в доме мидъюнского священнослужителя. Т.о. у Моше имелось соответствующее воспитание из царского дома в Мицраиме и имелось знание основ священослужения от его тестя в Мидъюне, а также имелась ментальность свободного человека. Всё это было необходимо для того, чтобы возглавить Народ Исруайля при выходе его из Мицраима и во время его пребывания в пустыне в течении 40 лет.

Итак, Народ Исруайля жил в Мицраиме более 200 лет. За это время евреи обзавелись домами, рабами и многочисленным скотом. И хотя последние 100 лет они оказались на положении государственных рабов, тем не менее, это было общее положение в Мицраиме. Поскольку все египтяне также были государственными рабами фараона ещё со времен Йосайфа. Поэтому, когда Моше пришёл в Мицраим, чтобы вывести народ, то весь народ согласился. Однако, после того, как возникли проблемы с египетским царём, который отказался отпускать народ и увеличил нормы работы для евреев, то весь народ отказался выходить из Мицраима!!!

И в этом сказалась многолетняя рабская психология народа. Вот тогда-то потребовались 10 Казней Мицраима, чтобы принудить народ Сынов Исруайля выйти из страны. Ибо, глядя на то, что происходило с Мицраимом, евреи понимали, что другого пути, как выйти из Мицраима, у них всё равно нет. А после Десятой Казни – Убиения Первенцев, мицрим фактически силой заставили Сынов Исруайля покинуть Мицраим.

Затем, после выхода из Мицраима, Народ Исруайля принял Тору Творца на горе Синай и стал рабом Творца. Так об этом сказано от Имени Творца в Третьей Книге Пятикнижия (В 25.55):

"Ибо для Меня сыны Исруайля являются рабами. Мои рабы они, которых Я вывел из земли Мицраима. Я Г-сподь Б-г ваш".

Итак, выйдя из Мицраима, Народ Исруайля получил Тору и начал учиться быть рабом Творца. Однако впереди предстояло завоевание земли кенанейских народов. При этом, согласно указаниям Творца, требовалось уничтожить поголовно всех их жителей. А для этого нужна была хорошо организованная армия. Вместе с тем, из Мицраима вышло поколение рабов с соответствующей рабской психологией. Поэтому это поколение изначально не было готово для завоевательных войн. В результате всё поколение, вышедшее из Мицраима, умерло в пустыне. А землю кенанейских народов завоёвывали их дети, которые под руководством Моше первоначально завоевали весь Восточный берег реки Ярден, включая Голанские высоты.

Вот, собственно говоря, для чего нужен был весь этот "сыр-бор" с Мицраимом и сорокалетнее пребывание Сынов Исруайля в пустыне.

В последней фразе нашего отрывка из начала недельной главы сказано: 2. "И чтобы ты рассказывал в слух твоего сына и сына твоего сына о том, как Я издевался над Мицраимом, и о Моих знамениях, которые Я свершил среди них, — и чтобы вы знали, что Я Г-сподь". И это является основой для того, чтобы еврейские дети из поколения в поколение учили Тору и историю жизни своих отцов. А также эта фраза обязывает каждого еврея обучать Торе своего сына и внука. Именно так и предаётся из поколения в поколение наследие отцов согласно Заповеди Творца. 

10.3  "И пришел Моше и Аарон к Паро, и сказали ему: Так сказал Г-сподь Б-г иврим: До каких пор ты будешь отказываться смириться передо Мною? Отпусти Мой народ, и они будут служить Мне. 4. Ибо если ты откажешься отпустить Мой народ, то вот Я наведу завтра саранчу в твои пределы. 5. И она покроет всю землю (букв. Глаз Земли), и невозможно будет видеть землю. И истребит она остаток, уцелевший у вас после града, и объест она всякое дерево, растущее у вас в поле. 6. И наполнятся ею твои дома и дома всех твоих рабов, и дома всех мицрим, чего не видели твои отцы и отцы твоих отцов со дня пребывания своего на земле до сего дня. И повернулся он (Моше), и вышел от Паро. 7. И рабы Паро сказали ему: До каких пор этот будет для нас преткновением? Отпусти этих людей, чтобы они служили Г-споду Б-гу своему. Неужели ты еще не знаешь, что погиб Мицраим?" 

В приведенном отрывке говорится о восьмом ударе по Мицраиму, о нашествии саранчи. В 5-ом стихе есть очень интересное выражение, сказанное о саранче буквально: "И она покроет "Глаз Земли", и невозможно будет видеть землю …" Здесь поверхность земли сравнивается с глазным яблоком. И это то, что может видеть любой человек, находящийся в степи или в пустыне, а именно, что Земля имеет шарообразную форму. И это не единственный случай такого образного описания Земли. Далее в тексте Торы имеется ещё три подобных случая. Во Второй Книге Пятикнижия (Шм 10.15):

"И покрыла она всю землю (букв. Глаз всей Земли), и померкла земля, и истребила она всю траву земную и всякий плод дерева, который остался после града. И не осталось никакой зелени на дереве, никакой травы полевой на всей земле Мицраима". 

В Четвёртой Книге Пятикнижия (Бм 22.5; 22.11):

22.5  "И направил он послов к Билуму, сыну Бэора в Петор, который на реке (Перус – Евфрат), на земле сынов его народа, чтобы призвать его, говоря: Вот народ вышел из Мицраима. Вот он покрыл всю землю (букв. Глаз Земли) и расположился он против меня".

22.11  "Вот народ, вышедший из Мицраима, и он покрыл всю землю (букв. Глаз Земли). Сейчас пойди, прокляни мне его. Может быть, я сумею сразиться с ним и изгоню его".

И отсюда можно сделать вывод, что о шарообразности Земли сказано в прямом тексте Торы.

В отношении 10-и ударов Творца на земле Мицраима, наши учителя говорили, что это было сделано в три этапа по три удара в каждом, как во время настоящей войны: удар артиллерии, удар авиация и удар бронетанковых войск. Причём первыевторые и третьи удары в каждом из трёх этапов были проведены по одной и той же схеме и  имели качественное сходство.

Так первый удар Кровь, Смесь и Град в каждом из трёх этапов начинается с одинаковых слов Творца к Моше:

(Шм 7.15):  "Иди утром к ПароВот он выходит к воде, и ты стань навстречу ему на берегу реки …";

(Шм 8.16)  И сказал Г-сподь Моше: Поднимись рано утром и стань пред Паро. Вот он выходит к воде, и ты скажи ему …";  

(Шм 9.13) "И сказал Г-сподь Моше: Поднимись рано утром и стань пред Паро, и скажи ему: Так сказал Г-сподь Б-г иврим: Отпусти Мой народ, и они будут служить Мне". 

Каждый второй удар Лягушки, Мор и Саранча в каждом из трёх этапов начинался со одинаковых слов Творца к Моше:

(Шм 7.26): "И сказал Г-сподь Моше: Войди к Паро и скажи ему: Так сказал Г-сподь: Отпусти Мой народ, и они будут служить Мне". 

(Шм 9.1): "И сказал Господь Моше: Войди к Паро и говори ему: Так сказал Господь, Б-г иврим: Отпусти Мой народ, и они будут служить Мне".

(Шм 10.1)  И сказал Г-сподь Моше: Войди к Паро. Ибо Я отягчил его сердце и сердце его рабов …"

Каждый третий удар Вши, Нарывы, Темнота в каждом из трёх этапов начинался без предупреждения Паро:

(Шм 8.12):  "И сказал Г-сподь Моше: Скажи Аарону: Протяни твой посох и ударь прах земли, и станет он вшами по всей земле Мицраима".

(Шм 9.8): "И сказал Г-сподь Моше и Аарону: Возьмите себе полные пригоршни печной копоти, и пусть бросит ее Моше к небу на глазах у Паро". 

(Шм 10.21):  "И сказал Господь Моше: Протяни твою руку к небу, и будет тьма на земле Мицраима,  и осязаемой  будет тьма". 

Причём все первые удары Кровь, Смесь и Град были над природными явлениями. Все вторые удары Лягушки, Мор и Саранча были природными явлениями, но во много раз больше обычного. Все третьи удары Вши, Нарывы, Темнота были природными явлениями, во много раз больше и направленными, в первую очередь, против людейДесятый удар – Убиение Первенцев был, как и любой первый ударнад природным, противоестественным. И поэтому после него в Мицраиме началась всеобщая паника, ибо народ закричал: Все умираем! Поскольку следующим ударом могло быть только полное умерщвление всех жителей Мицраима.

10.8  "И возвращены были Моше и Аарон к Паро. И сказал он им: Идите, служите Г-споду Б-гу вашему. Кто и кто идёт?"

– "Кто и кто идёт? – Казалось бы, какое дело Паро до того "Кто пойдёт?" Однако он задал вопрос отнюдь не из праздного любопытства. Ведь для Паро было очень важно, чтобы народ Сынов Исруайля НЕ покинул страну насовсем. А это значит, что если пойдут только мужчины, то они неизбежно вернуться к своим семьям и к своему имуществу, т.е. к скоту. И именно так было во времена Йосайфа, когда все мужчины пошли хоронить Якова в Хеврон, а женщины дети и скот остались в Мицраиме.

10.9  "И сказал Моше: С нашими юношами и с нашими старцами мы пойдем, с нашими сыновьями и нашими дочерями, с нашим мелким скотом и нашим крупным скотом мы пойдём. Ибо праздник Г-спода у нас". 

– "Ибо праздник Г-спода у нас" – А это означает, что на Праздник должны пойти буквально все, включая еврейских рабов. И также сказано в Пятой Книге Пятикнижия о Празднике в Храме Г-спода (Дв 16.14):

"И веселись в свой праздник ты и твой сын, и твоя дочь, и твой раб, и твоя рабыня, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в воротах твоих". 

– "с нашим мелким скотом и нашим крупным скотом мы пойдём" – А зачем нужно было брать весь скот? Потому что количество скота для жертвоприношений могло быть достаточно велико. Так, например, в Храме Г-спода в Праздник Шалашей следовало приносить следующие жертвоприношения (Бм 29.12, 13, 17):

29.12  "И в пятнадцатый день седьмого месяца собрание священное будет у вас, никакой работы не делайте. И празднуйте праздник Г-споду семь дней.  13.  И приносите всесожжение, огнепалимую жертву в приятное благоухание Г-споду тринадцать молодых бычков, двух баранов, четырнадцать годовалых самцов овец. Без порока должны они быть. … 17. А во второй день: двенадцать молодых бычков, двух баранов, четырнадцать годовалых самцов овец. Без порока должны они быть.

В результате за 7 дней Праздника на жертвенник всесожжения приносили 70 бычков, 14 баранов и 98 овец. А помимо этого приносились многочисленные жертвы для еды, из которых на жертвенник всесожжения шёл только нутряной жир, и выливалась кровь. Поэтому скота для Праздника Г-споду требовалось много.

10.10  "И сказал он (Паро) им: Да будет так Г-сподь с вами, как я отпущу вас и ваших детей. Смотрите, зло ожидает вас". 

– "И сказал он (Паро) им" - Три пророческие вещи, и две из них – проклятия народу, сказал Паро

– "Да будет так Г-сподь с вами" – Первое, это то, что Творец будет постоянно с Народом Исруайля, и было так, и по сей день.

– "как я отпущу вас и ваших детей" – Второе. За Грех разведчиков Сыны Исруайля были наказаны Смертью в пустыне в течении 40 лет, а их дети, которым ещё не исполнилось 20 лет при принятии Договора с Творцом у горы Синай, пошли завоёвывать землю кенанейских народов. Т.о. именно Паро разделил Сынов Исруайля на взрослых и детей.

– "Смотрите, зло ожидает вас" – Третье. И это многочисленные проблемы, которые ожидали Сынов Исруайля в пустыне на протяжении 40 лет.

10.11  "Не так. Идите же вы, мужчины, и служите Г-споду, ибо этого вы просите. И изгнал он их от лица Паро".

Подтема 

10.12  "И сказал Г-сподь Моше: Протяни твою руку над землей Мицраима для поражения саранчой, и налетит она на землю Мицраима. И поест она всю траву на земле, все, что осталось после града. 

10.13  И протянул Моше свой посох над землей Мицраима, и Г-сподь навел восточный ветер на землю, весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер принёс саранчу". 

– "и Г-сподь навел восточный ветер на землю" – Этот ветер дул с Синайского полуострова и оттуда принёс саранчу. Поскольку саранча сама по себе не летает сколько-нибудь далеко, хотя и имеет крылья. Однако, когда дует сильный ветер, то саранча поднимется им в воздух и переносится на большие расстояния.

10.14  "И налетела саранча на всю землю Мицраима, и опустилась во всех пределах Мицраима. Чрезвычайно тяжко. Прежде не было такой саранчи, как эта, и после нее не будет такой. 

10.15  И покрыла она глаз всей земли, и померкла земля. И съела она всю траву земную и всякий плод древесный, который остался после града. И не осталось никакой зелени ни на дереве, ни из травы полевой на всей земле Мицраима". 

– "и померкла земля" – Обычно земля имеет зелёный цвет, цвет травы и растений. Однако саранча обычно имеет серый цвет. И когда саранча покрыла всю землю, то и вся видимая земля стала серого цвета, т.е. померкла, потемнела.

10.16  "И поспешил Паро призвать Моше и Аарона, и сказал: Согрешил я перед Г-сподом Б-гом вашим и пред вами". 

– "Согрешил я перед Г-сподом Б-гом вашим и пред вами" – Во время предыдущего удара "Град" Паро сказал (Шм 9.27): "И послал Паро, и призвал Моше и Аарона, и сказал им: Согрешил я на этот раз. Г-сподь праведен, а я и мой народ грешны". Однако на этот раз Паро воспринял удар "Саранча" действительно, как смертельный удар по Мицраиму, ибо после нашествия саранчи никакой зелени не остаётся. Поэтому он "поспешил Паро призвать Моше и Аарона" и просил, чтобы Творец "только отвратил от меня эту смерть".

10.17  "И сейчас прости пожалуйста мой грех на этот раз, и помолитесь Г-споду Б-гу вашему, чтобы Он только отвратил от меня эту смерть.

10.18  И вышел он от Паро, и молил Г-спода. 

10.19  И обратил Г-сподь западный ветер, чрезвычайно сильный, и подхватил он саранчу, и сбросил ее в море Сиф. Не осталось ни одной саранчи во всех пределах Мицраима". 

– "И обратил Г-сподь западный ветер" – Вначале Творец навёл восточный ветер, который принёс саранчу из Синайского полуострова, находящегося на Востоке от Мицрама. А сейчас Творец навёл "обратный", западный ветер, который поднял и сбросил саранчу в мире Сиф, находящееся на Западе между Мицраимом и Синайским полуостровом.

– "Не осталось ни одной саранчи" – Почему сказано, что "Не осталось ни одной саранчи"? Потому что саранча съедобна, и есть даже вид съедобной кошерной саранчи для евреев. Однако сегодня утеряны признаки этого вида и евреи саранчу не едят. Вместе с тем, многие народы с самых древних времён ели саранчу и едят по сей день. Поэтому Творец лишил пищи Мицраим, сбросив всю саранчу до единого в море.

10.20  "И скрепил Г-сподь сердце Паро, и он не отпустил Сынов Исруайля". 

Тема

10.21  "И сказал Господь Моше: Протяни твою руку к небу, и будет тьма на земле Мицраима,  и осязаемой будет тьма". 

– "и осязаемой будет тьма" – Т.е. тьма была настолько густой, что даже зажжённая свеча, лучина или факел не пробивали эту тьму.

10.22  "И протянул Моше свою руку к небу, и была тьма тьмущая на всей земле Мицраима три дня".

– "три дня" – Каждый удар по Мицраиму длился 3 дня. А затем было 7 дней передышки, как сказано (Шм 7.25): "И исполнилось семь дней, после того, как поразил Г-сподь реку". Т.о. на каждый удар приходилось по 10 дней. Следовательно, 9-ый удар закончился на 83 день после начала всех ударов по Мицраиму. Далее в течении трёх дней Творец изложил Моше последний удар – Побиение Первенцев и порядок Песаха. И также в эти три дня Моше последний раз беседовал с Паро. А затем последовала двухнедельная передышка до последнего удара – Побиение Первенцев. Т.о. все 10 ударов по Мицраиму произошли в течении 100 дней.   

10.23  "Не видели друг друга, и не поднимался никто со своего места три дня. А у всех сынов Исруайля был свет в их поселениях". 

– "Не видели друг друга, и не поднимался никто со своего места три дня" – А ведь людям и скотине надо есть, пить и отправлять естественные надобности! Т.е. ситуация в Мицраиме все эти три дня была запредельной. 

10.24  "И призвал Паро Моше, и сказал: Идите, служите Г-споду. Только ваш мелкий и крупный скот пусть останется. Также дети ваши пусть идут с вами".

– "Только ваш мелкий и крупный скот пусть останется" – По сути дела народ Сынов Исруайля был народом пастухов. И когда они вышли из Мицраима сказано (Шм 12.37, 38): 12.37 "И отправились Сыны Исруайля из Рамсеса в Сикос, около шестисот тысяч воинов помимо детей. 38. И также разноплеменная толпа вышла с ними, и мелкий и крупный скот – стадо очень большое". Поэтому Паро и предложил оставить скот в Мицраиме, ибо без скота народ не мог насовсем покинуть страну.

10.25  "И сказал Моше: Также ты дашь в наши руки жертвы полные и всесожжения, чтобы мы принесли их Г-споду Б-гу нашему. 

10.26  И также наш скот пойдет с нами, не останется ни копыта, ибо из него возьмем, чтобы совершить служение Г-споду Б-гу нашему. И мы не знаем, чем совершим служение Г-споду, пока не придем туда. 

10.27  И скрепил Г-сподь сердце Паро, и он не захотел отпустить их".

– "и он не захотел отпустить их" – И тогда Моше сказал Паро, которые будут приведены ниже (Шм 11.4 – 8): 11.4 "И сказал Моше: Так сказал Г-сподь: Около полуночи Я пройду по Мицраиму.  5. И умрет каждый первенец в земле Мицраима, от первенца Паро, восседающего на своём престоле, до первенца рабыни, которая за жерновами, и все первородное из скота. 6. И будет великий вопль по всей земле Мицраима, подобного которому не было и подобного которому не будет более. 7. А у всех Сынов Исруайля не оскалится пес, ни на человека, ни на скот. Чтобы вы знали, что Г-сподь делает различие между Мицраимом и Исруайлем. 8. И сойдут все эти твои слуги ко мне, и низко поклонятся мне, говоря: Выйди (из Мицраима) ты и весь народ, который следует за тобою. И затем я выйду. …"

10.28  "И сказал ему Паро: Иди прочь. Берегись, чтобы тебе больше не видеть моего лица, ибо в день, когда ты увидишь мое лицо, ты умрешь. 

10.29  И сказал Моше: Ты верно говорил. Я более не увижу твоего лица".

          – "Я более не увижу твоего лица" – И далее сказано в завершении (11.8): … И вышел он (Моше) от Паро в пылу гнева". Почему разделены в тексте слова Моше, сказанные Паро? Потому что, начиная со следующего раздела, Творец излагает Моше процедуру выхода из Мицраима и процедуру Песаха. А в предыдущем разделе говорилось только о девятом Ударе по Мицраиму. 

Тема

11.1  "И сказал Г-сподь Моше: Еще одно бедствие Я наведу на Паро и на Мицраим. После этого он вышлет вас отсюда. Когда он вышлет вас, он полностью изгонит вас". 

– "И сказал Г-сподь Моше" – Эти слова Творец сказал Моше после удара Тьма, но до того, как Моше последний раз говорил с Паро, т.е. в первые три дня после окончания удара Тьма.

 – "Еще одно бедствие Я наведу на Паро и на Мицраим" – Речь идёт о Побиении Первенцев, последнем 10-ом ударе по Мицраиму.

11.2  "Говори пожалуйста во всеуслышание народу: Пусть выпросит каждый у своего соседа и каждая у своей соседки серебряные сосуды и золотые сосуды". 

– "Говори пожалуйста во всеуслышание народу" – Почему Творец обращается к Моше в просительной форме? Во-первых, потому что евреи и мицрим не были настолько близки друг к другу, чтобы просить что-либо у друг друга. Во-вторых, эта просьбы не была Заповедью Творца, а лишь доброй волей каждого еврея. И, в-третьих, серебро и золото были нужны для строительства будущего Храма Г-спода в большом количестве. Следовательно, эту просьбу Творца надо было выполнить обязательно.

11.3  "И придал Г-сподь милость народу в глазах мицрим. Также муж Моше очень велик в земле Мицраима, в глазах слуг Паро и в глазах народа".

– "И придал Г-сподь милость народу в глазах мицрим" – Поскольку жители Мицраима натерпелись за три месяца ударов по стране настолько, что готовы были отдать всё что угодно, только бы Сыны Исруайля ушли из страны.

– "Также муж Моше очень велик в земле Мицраима" – И, хотя Паро был, как божество для простых мицрим, тем не менее, за три месяца ударов по Мицраиму народ увидел, что Моше, вождь Сынов Исруайля, более велик, чем Паро, царь Мицраима.

Подтема

11.4 "И сказал Моше: Так сказал Г-сподь: Около полуночи Я пройду по Мицраиму". 

– "Так сказал Г-сподь" – Эти слова Творец сказал Моше в первые три дня после удара Тьма. Поэтому Моше изложил их перед Паро при их последней встрече на третий день после окончания удара Тьма.

– "Около полуночи Я пройду по Мицраиму" – Почему Моше говорит Паро в неопределённой форме "около", хотя далее будет сказано в определённой форме "в полночь", как сказано (Шм 12.29): "И было в полночь, и Г-сподь поразил всякого первенца на земле Мицраима, от первенца Паро, восседающего на своём престоле, до первенца пленника". И почему на иврите слово "половина" – Хаци, сказано во множественном числе с окончанием женского рода Хацот?

Прежде всего следует понять, когда Творец говорил эти слова Моше, а Моше говорил их Паро. Всё это происходило за две недели до 14-го числа 1-го месяца, когда Творец совершил удар Побиение Первенцев. А поскольку каждый день восход и заход солнца смещаются, то и время полночи и полдня также колеблется в определённых пределах. И кроме того месяц может быть полным в 30 дней или неполным в 29 дней. Кроме того, на иврите слово "ночь" – Лаилу мужского рода, во множественном числе пишется Лайлот с окончанием женского рода. Т.о. речь идёт об моменте времени, отдалённом от момента разговора Моше с Паро на определённое время, когда нельзя точно указать время.

Поэтому Творец вложил в уста Моше неопределённую форму "около полночи", несмотря на то, что реальный удар произошёл точно "в полночь".

11.5  "И умрет каждый первенец в земле Мицраима, от первенца Паро, восседающего на своём престоле, до первенца рабыни, которая за жерновами, и все первородное из скота". 

– "И умрет каждый первенец в земле Мицраима" – Удар Побиение Первенцев был первым ударом на четвёртом этапе, таким же, как первые удары на трёх предыдущих этапах: Кровь, Смесь, Град. Т.е. удар Побиение Первенцев был над природным явлением. Ибо смерть приходит на народ во время мора, войны, экологических катастроф. И тогда гибнут все, оказавшиеся под ударом. Однако смерть всех Первенцев в стране – это явление не реальное. Именно поэтому жители Мицрама буквально вытолкали Сынов Исруайля из страны. Поскольку следующим ударом по Мицраиму могла быть только поголовная смерть всех жителей страны, как сказано (Шм 12.33): "И силою понуждали мицрим народ, чтобы скорее выслать их из земли, ибо говорили: Все мы умрём".

– "и все первородное из скота" – А первородное из скота здесь при чём? Об этом Творец сказал Моше тогда, когда посылал его в Мицраим (Шм 4.22, 23): "И ты скажешь Паро: Так сказал Г-сподь: Сын Мой, первенец Мой Исруайль. 23. И Я сказал тебе: Отпусти Моего сына, и он будет служить Мне. Но ты противишься отпустить его. Вот Я убью твоего сына, твоего первенца". Т.е. все первенцы в Мицраиме подлежали смерти, включая скот. И поэтому весь первородный чистый скот впоследствии евреи обязаны были передавать в Храм Г-спода священнослужителям.

11.6  "И будет великий вопль по всей земле Мицраима, подобного которому не было и подобного которому не будет более".

– "подобного которому не было и подобного которому не будет более" – Почему? Когда гибнут воины и мирное население во время войны – это дело обычное. Когда гибнут люди во время эпидемии или экологической катастрофы – это дело обычное. Но когда в стране в каждой семье умирают только первенцы – такого не было, и быть не может в этом мире. Это явление выходит за рамки естественного бытия.

11.7  "А у всех Сынов Исруайля не оскалится пес, ни на человека, ни на скот. Чтобы вы знали, что Г-сподь делает различие между Мицраимом и Исруайлем". 

– "что Г-сподь делает различие между Мицраимом и Исруайлем" – И это различие Творец положил в основу народа Исруайля. Различие во всём: в молитвах, в Ритуальной Чистоте, в семейной жизни, в воспитании детей, в еде, в одежде, в отношениях друг к другу. Творец выделил Народ Исруайля из всех народов мира этими законами, чтобы не было смешения евреев с другими народами. И об этом Творец сказал Моше перед дарованием Торы на Синае (Шм 19.5, 6):

19.5  "И теперь, если вы будете слушать Мой голос и хранить Мой Договор, то вы будете для Меня особым из всех народов, ибо Мне принадлежит вся земля. 6. И вы будете для Меня царством священнослужителей и народом святым. Вот речи, которые ты скажешь Сынам Исруайля". 

И то же самое сказано в Третьей Книге Пятикнижия (В 20.26; 25.55):

20.26 "И вы будете для Меня отделёнными (Кэдошим). Ибо отделённый (Кудош) Я Г-сподь. И Я выделил вас из народов, чтобы быть для Меня".

25.55  "Ибо для Меня сыны Исруайля являются рабами. Мои рабы они, которых Я вывел из земли Мицраима. Я Г-сподь Б-г ваш".

11.8  "И сойдут все эти твои слуги ко мне, и низко поклонятся мне, говоря: Выйди (из Мицраима) ты и весь народ, который следует за тобою. И затем я выйду. И вышел он (Моше) от Паро в пылу гнева". 

– "И сойдут все эти твои слуги ко мне" – Так и случилось впоследствии (Шм 12.30, 31):

12.30  И поднялся Паро ночью, он и все его слуги и весь Мицраим, и был великий вопль в Мицраиме. Ибо нет дома, в котором не было бы умершего". 31. И призвал он Моше и Аарона ночью, и сказал: Поднимитесь, выйдите из среды моего народа и вы, и Сыны Исруайля, и идите, служите Г-споду, как вы говорили. 33. И силою понуждали мицрим народ, чтобы скорее выслать их из земли, ибо говорили: Все мы умрём".

– "И вышел он (Моше) от Паро в пылу гнева" – И это был последний разговор Моше с Паро. Ибо ночью после удара Побиение Первенцев Моше и Аарон не встречались с Паро. Они отмечали Праздник Песах, когда ночью нельзя выходить из дома до утра. Поэтому Паро послал к ним нарочных, чтобы сообщить о своём разрешении на выход Сынов Исруайля из Мицраима.

Подтема  

11.9  "И сказал Г-сподь Моше: Не послушает вас Паро, чтобы умножить Мои чудеса на земле Мицраима".

– "Не послушает вас Паро" – Здесь говорится только об ударе Побиение Первенцев, а не о развержении моря Сиф, как об этом говорит Раши. Ибо о последнем 10-ом ударе Моше говорил перед Паро, а о развержении моря Сиф Моше в этот момент даже не знал.   

11.10  "И Моше и Аарон совершили все эти чудеса перед Паро. И скрепил Г-сподь сердце Паро, и не отпустил он Сынов Исруайля из своей земли".

– "И Моше и Аарон совершили все эти чудеса перед Паро" – Моше и Аарон действовали как один человек, как было сказано выше (Шм 6.26, 27):

6.26  "Это Аарон и Моше, которым Г-сподь сказал: Выведите Сынов Исруайля из земли Мицраима по их воинствам. 27. Это те, что говорили Паро, царю Мицраима, чтобы вывести Сынов Исруайля из Мицраима. Это Моше и Аарон".