Иудаизм

19. Пожертвования (Триму) 5779 г.

28 Шват – 04 Адар 1 (03 – 09.02.19)

В будущую Субботу читается недельная глава "Триму (Пожертвования)".

Заканчивается предыдущая недельная глава тем, что Творец повелел Моше взойти к нему на гору для того, чтобы получить каменные Скрижали и Учение. Тогда Моше оставил за себя перед народом Аарона и Хира, а сам с Иошиа взошёл на гору к Творцу.

В начале главы Творец говорит Моше, какие виды пожертвований Сыны Исруайля должны принести для постройки Походного Храма Творца, где Он будет пребывать в их среде. При этом Творец показывает Моше образец Храма и всех его священных предметов. Далее Творец объясняет Моше устройство ковчега для хранения Скрижалей Завета. Затем Творец объясняет устройство стола и его принадлежностей для возложения на него хлебов внутри Храма. Далее Творец объясняет устройство золотого семисвечника. Затем Творец объясняет устройство внутреннего цветного льняного съёмного покрытия Храма. Далее творец объясняет устройство внешнего шерстяного покрытия Храма. Затем Творец говорит о теплоизоляционном внешнем покрытии из бараньих кож и о внешнем защитном покрытии из тахашевых (жирафовых) кож. Далее Творец объясняет устройство вертикальных деревянных брусьев для трёх стен Храма: южной, северной и западной. Затем Творец объясняет устройство разделительной завесы между помещением Святая Святых и рабочим помещением Храма, а также устройство столбов для данной завесы. Далее Творец объясняет устройство завесы для входа в Храм, а также устройство столбов для данной завесы. Затем Творец объясняет устройство жертвенника всесожжений, стоящего во дворе Храма. Далее Творец объясняет устройство завес для двора Храма, а также устройство столбов для них. Затем Творец объясняет устройство завесы для ворот двора Храма, а также столбов для неё.

Заканчивается недельная глава следующим образом (Шм 27.17 – 19):

27.17 "Все столбы двора вокруг с серебряными обручами, их крючки из серебра, а их подножия из меди. 18. Длина двора — сто локтей, а ширина — пятьдесят на пятьдесят, а высота завесы пять локтей, из крученого виссона, а их подножия из меди. 19. Все принадлежности Храма для всякой работы, и все его колья, и все колья двора из меди".

Тема

25.1 "И говорил Г-сподь Моше так: 2. Говори Сынам Исруайля: И пусть возьмут Мне пожертвование. От всякого человека, побужденного своим сердцем, берите пожертвование Мне". 

Здесь идёт речь о пожертвованиях для постройки Походного Храма Творца. Однако прежде чем углубиться в суть текста Писания, следует понять главный вопрос: Откуда ВДРУГ появилась сама идея постройки Храма? Ведь об этом ранее речь НЕ ШЛА!

В конце предыдущей недельной главы говорится (Шм 24.12,13):

24.12 "И сказал Г-сподь Моше: Взойди ко Мне на гору и будешь находиться там. И Я дам тебе каменные плиты (скрижали), и Учение (Тора), и Заповедь, которые Я написал для обучения им. 13. И встал Моше, и Иошиа, его служитель, и взошел Моше на гору Б-га". 

Как видим, здесь речь о Храме не идёт. А ещё ранее Творец сказал Моше (Шм 23.20 – 22):

23.20 "Вот Я направляю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя в пути и привести тебя на то место, которое Я приготовил. 21. Берегись пред ним и слушай голоса его, не прекословь ему. Ибо он не простит ваших грехов, так как Имя Мое на нём. 22. Если же будешь слушать голоса его и исполнять все, что Я скажу, то Я буду враждовать с твоими врагами и теснить притеснителей твоих. 23. Когда пойдет Мой ангел пред тобою и приведет тебя к эмори и хити, и перизи, и кенаани, хиви, и ивиси, то Я истреблю каждого из них". 

Следовательно, изначально перед Сынами Исруайля должен был идти ангел Творца для того, чтобы привести их в землю кенанейских народов для её завоевания. И здесь, как мы видим, речь о строительстве Храма также не идёт, поскольку Творец должен был находиться в среде Сынов Исруайля посредством ангела, на котором было Его Имя.

Тогда, каким же образом родилась идея о постройке Храма?

Когда Сыны Исруайля пришли в пустыню Синай к горе Творца, то Моше поднялся к нему на гору, и Творец велел ему передать Его слова народу. Моше спустился с горы и передал слова Творца народу. И далее сказано (Шм 19.8):

"И ответили они, весь народ вместе, и сказали: Все, что говорил Г-сподь, будем делать". 

После получения от Творца раздела Правопорядки Моше спустился с горы, и далее сказано (Шм 24.3):

"И пришел Моше, и изложил народу все слова Г-спода и все правопорядки. И ответил весь народ в один голос, и сказали они: Все слова, какие говорил Г-сподь, будем делать".

И далее сказано (Шм 24.4, 7, 8):

24.4 "И записал Моше все слова Г-спода. И поднялся он рано утром, и построил жертвенник под горою и двенадцать монументов для двенадцати колен Исруайля. …   7. И взял он Книгу Договора, и прочитал в слух народа, и сказали они: Все, что говорил Г-сподь, будем делать и будем слушать, чтобы учить. 8. И взял Моше кровь и окропил народ, и сказал: Вот кровь Договора, который заключил Г-сподь с вами обо всех этих словах". 

Итак, мы видим, что дважды на слова Творца, переданные через Моше, народ отвечал: "Все, что говорил Г-сподь, будем делать".

Однако в третий раз, когда Моше прочёл Книгу Договора, то народ ответил: "Все, что говорил Г-сподь, будем делать и будем слушать, чтобы учить". Т.е. народ был готов Слушать и Учить Законы Творца. И только после этого Творец сказал Моше (Шм 24.12):

"И сказал Г-сподь Моше: Взойди ко Мне на гору и будешь находиться там. И Я дам тебе каменные плиты (скрижали), и Учение (Тора), и Заповедь, которые Я написал для обучения им".

Т.о. Храм возник согласно желанию Народа Исруайля, учить Законы Творца. Ибо в Храме имелось постоянное присутствие Творца, который постоянно общался с Моше и Аароном и предавал им Законы для обучения Народа Исруайля, как об этом сказано в нашей недельной главе (Шм 25.8, 22):

25.8 "И сделают Мне Храм, и Я буду пребывать в их среде. …  22. И Я встречу тебя там, и буду говорить с тобою из пространства поверх покрытия между двух кэривим, которые на ковчеге свидетельства, обо всем, что Я повелю тебе для сынов Исруайля".

Для чего нужен был Храм? Для решения двух очень важных задач.

Во-первых, для искупления Грехов, как всего еврейского Народа в целом, так и отдельного человека, в частности. Поскольку евреи получили достаточно сложную систему Законов общежития и Духовных Законов, то нарушения были неизбежны. Определённая процедура приношения жертвенного животного в Храме Г-спода позволяла снять проблему многих Грехов, за которые было положено соответствующее наказание, вплоть до смерти. И все годы, пока у евреев существовали три Храма Г-спода, около 1200 лет, эта система работала, искупая Народ.

Во-вторых, Храм давал возможность непосредственного общения с Творцом трём лицам: Главному Коэну – главному священнослужителю в Храме; Царю, помазанному на царство в Исраэле и Пророку в Народе. Такая возможность существовала во времена работы Походного Храма Г-спода, построенного Моше в пустыне Синай, и во времена Первого Иерусалимского Храма, построенного царём Шеломо. Во Втором Иерусалимском Храме Г-спода отсутствовали Скрижали Завета. И поэтому там отсутствовало Пророчество и непосредственное общение с Творцом.

Причём, следует иметь в виду, что в Храме Г-спода искупались Грехи не только евреев, но и Грехи всех остальных народов мира. Любой нееврей также мог принести своё приношение в Храм для искупления своего Греха.

Ну, а теперь можно вернуться к первой фразе нашей главы, где сказано (25.2): "… И пусть возьмут Мне пожертвование". Слово "пожертвование" не совсем точно соответствует тому, что сказано на иврите. Там написано слово "Триму", давшее название недельной главе. Слово "Триму" означает "поднимать дар, подарок", и состоит из двух частей: "Т" – Атем – вы и "Ирам" – быть поднятым. Т.е. человек поднимает от себя добровольный Дар Творцу. Иногда слово "Триму" переводится, как "Возношение". Однако слово "Возношение", как правило, подразумевает процедуру поднятия дыма и огня от сжигаемых на жертвеннике приношений Творцу, которые возносятся к небу. В данном случае речь идёт о том, что каждый еврей жертвовал из своего имущества материалы, необходимые для постройки Походного Храма Творца. Поэтому в данном случае слово "пожертвование" является более предпочтительным. 

25.3 "И вот пожертвование, которое вам следует брать у них: золото, и серебро, и медь. 4. И синету, и пурпур, и червленицу, и виссон, и козью шерсть. 5. И кожи бараньи красненные, и кожи тахашевые, и дерево шитим". 

Золото пошло, на облицовку деревянного ковчега (ящика) для скрижалей и на изготовление его покрытия, на облицовку деревянного стола для хлебов, на облицовку деревянного жертвенника для воскурений, на изготовление семисвечника, на изготовление всех вспомогательных предметов для ковчега, стола, жертвенника и семисвечника и на облицовку вертикальных деревянных брусьев и столбов Храма.

Серебро пошло на изготовление подножий для брусьев и столбов Храма, на изготовление крючков и на облицовку столбов двора Храма.

Медь пошла на изготовление подножий для столбов на входе в Храм, для подножий столбов двора, на облицовку столбов двора, на колья для закрепления покрытий Храма и двора, на облицовку жертвенника всесожжений, на изготовление каркаса для жертвенника всесожжений и на все вспомогательные предметы для жертвенника всесожжений.

Синета – это льняные нити, окрашенные в голубой цвет. Пурпур – это льняные нити, окрашенные в пурпурный цвет. Червленица – это льняные нити, окрашенные в красный цвет. Виссон – это льняные нити белого цвета. Все виды льняных нитей пошли на изготовление внутреннего съёмного льняного покрытия Храма и на изготовление одежды для священнослужителей.

Козья шерсть пошла на изготовление внешнего съёмного шерстяного покрытия Храма.

Кожи бараньи краснённые пошли на изготовление теплоизоляционного внешнего покрытия Храма. Эти кожи предварительно обрабатывали в растворе дубовой коры, что способствует приобретению красного цвета, повышению прочности и стойкости кожи.

Кожи тахашевые (жирафовые) пошли на изготовление внешнего защитного покрытия Храма. Жирафы в большом количестве обитали в древние времена в Африке, в Мицраиме и на Синайском полуострове. Кожа жирафа обладает высокой прочностью и влагонепроницаемостью. Из этих кож было изготовлено самое верхнее защитное покрытие Храма. А кроме того из этих кож было изготовлено внешнее покрытие для всех священных предметов, переносимых левитами на плечах.

Дерево шитим (акация) пошло на изготовление ковчега, стола для хлебов, жертвенника для воскурений, жертвенника для всесожжений и для деревянных вертикальных брусьев и столбов для здания Храма и для его двора. В древние времена акация росла во множестве в Африке, в Мицраиме и на Синайском полуострове. Эти деревья достигают 25 – 30 м в высоту и имеют до 1.2 м в диаметре. Материал акации обладает высокой прочностью и влагоустойчивостью.

25.6 "Масло для освещения, пряные снадобья для масла помазания и для курения благовонного. 7. Камни ониксовые и камни вставные для айфода и для нагрудника". 

Масло оливковое в древности достаточно широко использовалось для освещения помещений, для добавления в тесто при приготовлении хлеба, для приготовления еды и для медицинских целей. И оливковые деревья также росли повсеместно в Средиземноморье и на Синайском полуострове.

В дальнейшем будет дан перечень пряных снадобий, которые высушивали, перетирали и доводили до состояния порошка для того, чтобы затем добавить в масло помазания. Этим маслом были помазаны все священные предметы Храма и священнослужители. А также порошок из пряных снадобий высыпали на уголья на жертвеннике для воскурений внутри Храма.

Два ониксовых камня, оправленные в золото, были на внешнем одеянии главного священнослужителя, называемом айфод, на его плечах. На обоих камнях были вырезаны имена, на каждом по шесть имён Сынов Исруайля по порядку рождения.

На груди у главного священнослужителя был специальный судебный нагрудник, в котором было четыре ряда вставных камней, оправленных в золото. Один ряд: рубин, топаз, изумруд. Второй ряд: карбункул, сапфир, алмаз. Третий ряд: яхонт, агат, аметист. Четвёртый ряд: хризолит, оникс, яшфей.

25.8  "И сделают они Мне Храм, и Я пребывать буду в их среде. 9. В точности, как Я показываю тебе образец здания Храма и образец всех его принадлежностей, так и сделайте".

В данном тексте имеются два наименования, означающие Храм. В первом случае, где говорится   "И сделают они Мне Храм", на иврите на месте слова "Храм" написано "Микдуш". Это слово состоит из двух частей: буква Мэм, означающая слово Муком – Место, и корня Кидайш – Освещать (Святость). Т.о. слово Микдуш можно было бы перевести, как "Святое Место", что означает Храм Творца.

Далее по тексту сказано: "Я показываю тебе образец здания Храма".  В тексте на месте слов "здание Храма" написано "Амишкун". Первая буква "А" – это определённый артикль. А слово Мишкун состоит из трёх частей: буква Мэм означающая   слово Муком – Место, буква Шин, означающая Что, и две последние буквы Кун, означающие Здесь. Т.о. слово Мишкун можно было бы перевести, как "Место Что Здесь пребывает Творец", что также означает Храм Творца.

И далее говорится, что Творец показал Моше образцы здания Храма и всех его принадлежностей, поскольку в тексте Торы дано только краткое описание самого здания Храма и всех его предметов. А это значит, что без знания образцов, показанных Творцом Моше, построить Храм было бы крайне затруднительно. Поэтому во многих случаях комментаторами были допущены серьёзные ошибки в трактовке тех или иных элементов конструкции Храма и его священных предметов.  

Подтема

25.10  "И пусть сделают ковчег из дерева шитим, два с половиной локтя длина его, и полтора локтя ширина его, и полтора локтя высота его ".

Предыдущий текст заканчивается словами (25.8,9) "И сделают они Мне Храм, и Я пребывать буду в их среде. 9. В точности, как Я показываю тебе образец здания Храма и образец всех его принадлежностей, так и сделайте". И дальше описание Храма и принадлежностей начинается именно с "ковчега". На иврите написано Арон, что переводится на русский язык, как Шкаф. Так в современном иврите любой "шкаф" читается, как "арон". Однако в древнерусской традиции было принято для этого предмета Храма употреблять слово Ковчег, означающее окованный ящик, предназначенный для хранения специальных предметов и вещей. Поэтому в дальнейшем в нашем тексте принят именно этот термин "ковчег" для обозначения "шкафа для хранения скрижалей свидетельства".

И здесь сразу же возникает вопрос: Почему Творец начинает описание Храма и его предметов именно с Ковчега? Потому что именно в Ковчеге Свидетельства заключалась основная духовная сущность Храма Г-спода. Ибо внутри Ковчега находились Скрижали Свидетельства, полученные Моше на горе Синай с 10-ю Речениями Творца, написанными Его Рукой. А кроме того именно с покрытия Ковчега Творец говорил с Моше и Аароном, излагая им Законы жизни Народа Творца, как об этом будет сказано далее (Шм 25.22): 

25.22 "И Я встречу тебя там, и буду говорить с тобою из пространства поверх покрытия между двух кэривов, которые на ковчеге свидетельства, обо всем, что Я повелю тебе для сынов Исруайля".

Во Втором Иерусалимском Храме Г-спода уже не было Ковчега Свидетельства. По этой причине там не было Пророчества, не было Пророков, и там Творец не общался с Главным священнослужителем.

Сказано, что Ковчег следует сделать "из дерева шитим". Это акация. Во времена, описываемые в Торе, акации в большом количестве росли в Африке и на Синайском полуострове. Это было высокое и достаточно крепкое дерево, достигавшее высоты 20 – 25 м и толщины более 1 м. Эти деревья с успехом использовали для строительства домов и внутренней отделки полов, т.к. они обладали высокой твёрдостью и износостойкостью.  

Откуда взялось название этого дерева "шитим"? На иврите есть корень Суту – Отклоняться от прямого пути, который имеет те же буквы, что корень Шуту – Акация. Разница только в том, что первая буква в одном случае читается как Син, а во втором, как Шин. Т.о. Храм Г-спода, построенный из дерева "шитимискупал грехи народа, который постоянно "ситим" – отклонялся от прямого пути, указанного Творцом.

Ковчег представлял собой деревянный ящик без крышки. Толщина стенок предположительно была величиной в ладонь – 8 см. Наружные размеры ящика были 2.5 локтя длина, 1.5 локтя ширина и 1,5 локтя высота. Локоть равен 6 ладоням – 48 см. Т.о. наружные размеры ящика составляли 15 ладоней в длину, 9 ладоней в ширину и 9 ладоней в высоту или 120 см в длину, 72 см в ширину и 72 в высоту. Внутренний объем ящика был равен 13 ладоней в длину, 7 ладоней в ширину и 8 ладоней в высоту или 104 см в длину, 56 см в ширину и 64 см в высоту.

Предположительно каждая из двух Скрижалей Свидетельства (две каменные плиты) имела размеры локоть на локоть и толщину половина ладони или 48 см на 48 см и толщиной 4 см. 

Т.о. две Скрижали Свидетельства укладывались на дно ящика по его длине одна за другой

25.11  "И покрой его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его, и сделай на нем золотую окантовку вокруг. 12. И отлей для него четыре золотых кольца, и прикрепи к четырем его углам: два кольца на одной его стороне, а два кольца на другой его стороне". 

Снаружи и изнутри деревянный ящик (Ковчег) был покрыт тонкими листами золота. А по нижнему наружному периметру ящика был сделан "золотая окантовка вокруг". Эта "окантовка" фактически являлась "оковкой" для ящика по нижнему наружному периметру. Она представляла собой уголок из листового золота толщиной палец – 2 см, со стороной уголка 1.5 ладони – 12 см. Такая мощная окантовка нужна была именно по нижней части ящика, т.к. к ней крепились элементы для переноски Ковчега со Скрижалями. Поскольку основной вес ковчега состоял из двух Скрижалей весом около 25 кг каждая и золотого покрытия ковчега весом около 300 кг.

На двух сторонах по ширине Ковчега было установлено по два золотых кольца, в которые вставлялись шесты для переноски Ковчега. Кольца отливались из золота и имели квадратное сечение с наружными размерами 1.5 ладони в длину, 1.5 ладони в ширину и 1.5 ладони в высоту с толщиной стенки кольца в палец – 2 см. И далее золотые кольца приваривались к четырём углам нижней золотой окантовки по её ширине.   

25.13  "И сделай  шесты из дерева шитим, и покрой их золотом. 14. И вложи шесты в кольца на сторонах ковчега, чтобы носить ковчег на них. 15. В кольцах ковчега будут шесты, не должны отниматься от него. 16. И положи в ковчег Свидетельство, которое Я дам тебе". 

Шесты имели квадратное сечение ладонь на ладонь в центральной части или 8 на 8 см, где крепились в кольцах Ковчега по его ширине, и круглое сечение на остальной части длины. Ибо ковчег носили левиты на своих плечах. Длина шестов составляла 9 локтей или около 432 см., т.к. помещение, именуемое Святая Святых, где находился Ковчег Свидетельства, имело размеры 10 на 10 и на 10 локтей. И как сказано в тексте, шесты были постоянно в своих кольцах и не отнимались от ковчега.

А во внутрь Ковчега были положены две Скрижали Свидетельства, на которых рукой Творца были написаны 10 Речений с горы Синай.

25.17  "И сделай покрытие из чистого золота: два с половиной локтя длина его и полтора локтя ширина его. 18. И сделай двух кэривов из золота, чеканной работы сделай их с двух концов покрытия. 19. И сделай одного кэрива с одного края, а другого кэрива с другого края. Из самого покрытия сделайте кэривов на обоих его концах. 20. И будут кэривы с простертыми вверх крыльями накрывать своими крыльями покрытие, а лицами своими друг к другу, к покрытию будут обращены лица кэривов. 21. И возложи покрытие на ковчег сверху, а в ковчег положи свидетельство, которое Я дам тебе". 

Покрытие Ковчега на иврите имеет особое название Капорес. Это слово происходит от корня Кофер, означающего Искупление. Т.о. покрытие Ковчега или Капорес – это предмет для Искупления, поскольку именно на нём один раз в году в День Искуплений главный священнослужитель Храма искупал Народ Исруайля, как сказано (В 16.14):

16.14  "И возьмет он от крови бычка и покропит пальцем на переднюю сторону поверхности покрытия ковчега, и перед покрытием, покропит семь раз от крови своим пальцем". 

Покрытие Ковчега было выполнено из листового золота толщиной около 1 см и имело такие же размеры, как и наружные размеры Ковчега, 120 на 72 см. Причём по четырём сторонам по длине и по ширине покрытия были выкованы небольшие выступы вниз, которые не давали покрытию сдвинуться в поперечном и продольном направлении. А с боковых концов покрытия по ширине были выкованы по одному кэриву в каждой стороны.

Откуда произошло название Кэрив? Это слово состоит из двух частей. Начальная буква Куф (Хуф) "К" в слове Кэрив означает "Как" по-русски или Кмо на иврите. И таких слов очень много на иврите: Кэдугма – Как Пример, Кэдмут – Как Изображение, Кэшеш – Как Шесть и т.д. Эта буква может входить в состав корня слова, в то же время означая "Как": Келев – (Как Сердце) Собака, Кинор – (Как Огонь) Скрипка.

Вторая часть этого слова Рив происходит от слова Ров – Множество, Многочисленный и восходит к корню Рав – Большой по числу. Т.о. Слово Кэрив можно перевести "Как Многочисленный". И в данном случае имеется вполне конкретное применение этого слова по отношению к Крыльям Птицы. Поскольку, глядя на крыло птицы, мы видим многочисленные перья, из которых оно состоит. Так, например, сказано о Творце во Второй Книге Шэмиайля в песне Давида (2. 22.11): "И воссел на кэрива, и полетел, и появился на крыльях ветра".

И также этот термин Кэрив в дальнейшем применён к самому нижнему, внутреннему покрытию Храма, которое было соткано из четырёх видов цветного льна: белого, голубого, пурпурного и красного.

Кэрив – это некое подобие ангела, обладающего крыльями и несколько похожее на орла или грифа. Т.о. с двух поперечных концов покрытия к его центру поднимались как бы два раскрытых крыла одной птицы и два раскрытых крыла другой птицы. И эти крылья как бы накрывали покрытие и соприкасались вверху над его центром. Т.о. над покрытием с помощью этих крыльев была создана как бы акустическая "раковина"открытая в одну сторону, так же, как концертные "раковины".

Причём у "раковины" покрытия имелась "передняя сторона" – открытая в Восточную сторону помещений Храма, и закрытая сторона – в Западную сторону, в направлении Западной стены Храма. Т.е. на Западной стороне крылья сходились практически почти до самого покрытия в центральной части. А в Восточной стороне крылья сходились только в верней части над покрытием. Термин "лица кэривов" имеет метафорическое значение, для того, чтобы показать направление пересечения крыльев над покрытием. Поскольку совершенно очевидно, что никаких реальных "лиц" там, на Ковчеге не было.

Покрытие вместе с кэривами весило около 300 кг.       

И аналогичным образом сказано о соединении шерстяного покрытия Походного Храма (Шм 26.3):

26.3 "Пять полотнищ будут соединены женщина со своей сестрой, и пять полотнищ будут соединены женщина со своей сестрой".

Т.е. в данном случае речь идёт о соединении отдельных полотнищ покрытия в единое целое, а о женщинах в тексте упомянуто потому, что полотнище на иврите имеет женский род.

25.22  "И Я встречу тебя там, и Я буду говорить с тобою из пространства поверх покрытия между двух кэривов, которые на ковчеге свидетельства, (и) всё, что Я повелю тебе для Cынов Исруайля".

Как уже говорилось выше, Ковчег со Скрижалями Свидетельства в Храме был главным элементом, связывающим Народ Исруайля с Пророчеством Творца. Поэтому во Втором Иерусалимском Храме Г-спода не было и не могло быть Пророчества и Пророков так же, как и в наши дни.

– "и буду говорить с тобою из пространства поверх покрытия …" – Как сказано в Четвёртой Книге Пятикнижия (Бм 7.89):

7.89  "И когда входил Моше в Шатер Свидетельства, чтобы говорить с Ним, то он слышал голос, который говорил ему поверх покрытия, что на Ковчеге Свидетельства, меж двух кэривов. И говорил Он ему".

– "(и) всё, …" – На иврите в нашем тексте сказано Эс Куль – Всё, т.е. без соединительного союза "И". Вместе с тем, в свитках Торы во времена Раши и Эвен Эзры было написано Вээс Куль – И Всё.  И это было верно, поскольку в нашей фразе говорится от трёх раздельных вещах, соединённых союзом "И". 1.  "И Я встречу тебя там" – т.е. Творец гарантирует Моше обязательную встречу с ним в Храме. 2. "и Я буду говорить с тобою из пространства поверх покрытия …" – т.е. Творец гарантирует Моше обязательное общение с ним в Храме. 3. "и всё, что Я повелю тебе для Cынов Исруайля" – т.е. Творец гарантирует Моше обязательную передачу ему Законов и Учений для обучения им Сынов Исруайля. Поэтому соединительный союз "И", который выпал из текста свитков, скорее всего из-за неверного комментария Раши, сказавшего, что этот союз является излишним. Однако он должен быть на своём месте, там, где записал его Моше.

Тема

25.23  "И сделай стол из дерева шитим: два локтя его длина, и локоть его ширина, и полтора локтя его высота". 

Стол представлял собой следующее деревянное сооружение. Верхняя столешница имела длину 2 локтя – 96 см, ширину 1 локоть – 48 см и толщину половина ладони – 4 см. На нижней поверхности столешницы для её укрепления было сделано обрамление в виде рамы по внешним размерам стола толщиной 1.5 ладони на ладонь – 12 см на 8 см. По четырём внутренним углам рамы к ней и к столешнице крепились четыре ножки стола сечением ладонь на ладонь – 8 см на 8 см. Общая высота стола со столешницей составляла 1.5 локтя – 72 см. На уровне пола для укрепления ножек было сделано внешнее обрамление в виде рамы сечением 1.5 ладони на 1.5 ладони и с внешними размерами, как у обрамления под столешницей стола. Т.о. стол в Храме практически не отличался от обычного стола в наши дни, за исключением обрамления ножек на уровне пола, которое требовалось для усиления конструкции стола и для его переноски.

25.24  "И покрой его чистым золотом, и сделай к нему золотую окантовку вокруг". 

После изготовления деревянный стол был покрыт тонким листовым золотом. По внешнему размеру столешницы с обрамлением была сделана золотая окантовка в виде уголка из золота размерами 1.5 ладони на 1.5 ладони – 12 см на 12 см и толщиной 1 палец – 2 см.

25.25  "И сделай к нему обрамление в ладонь вокруг,  и сделай золотую окантовку к его обрамлению вокруг". 

Здесь речь идёт о нижнем обрамлении ножек на уровне пола. Для этого обрамления также была сделана окантовка в виде уголка из золота размерами 1.5 ладони на 1.5 ладони – 12 см на 12 см и толщиной 1 палец – 2 см.

25.26  "И сделай к нему четыре золотых кольца, и прикрепи кольца к четырем углам, которые у четырех его ножек. 

25.27  Против обрамления будут кольца, вместилищами для шестов, чтобы носить стол".

Кольца у стола были аналогичны кольцам у ковчега. Кольца отливались из золота и имели квадратное сечение с наружными размерами 1.5 ладони в длину, 1.5 ладони в ширину и 1.5 ладони в высоту с толщиной стенки кольца в палец – 2 см. И далее золотые кольца приваривались к четырём углам нижней золотой окантовки по её ширине.

25.28  "И сделай шесты из дерева шитим, и покрой их золотом. И носить будут на них стол". 

Шесты были аналогичны шестам ковчега.

25.29  "И сделай его миски, и его ложки, его чашки и его щётки, в которых замешивают (тесто). Из чистого золота сделай их".

– "его миски, и его ложки, его чашки и его щётки" – Вся эта посуда была необходима для изготовления теста, а щётки для очистки этой посуды и для очистки стола.

25.30  "И выкладывай на столе  храмовый (внутренний) хлеб предо Мною постоянно".

– "И выкладывай на столе храмовый (внутренний) хлеб" – Стол стоял в середине храмового зала у его правой, северной стены в локте от неё. Причём длинная сторона стола была обращена к Западу, к помещению Святая Святых, где за завесой находился Ковчег со Скрижалями Свидетельства. 

– "хлеб предо Мною постоянно" – Здесь речь идёт о пресном хлебе, который ежедневно выпекали для стола, что стоял внутри Храма. Каждый день в течении недели выпекали шесть пресных хлебов, как память о Шести Днях Творения мира, и раскладывали их утром двумя стопками по три хлеба, как сказано "постоянно". Точно также говорится о ежедневных, утренних и вечерних всесожжениях на жертвеннике всесожжения. Точно также говорится о ежедневных, утренних и вечерних воскурениях на жертвеннике для воскурений. И точно также говорится о ежедневном утреннем возжигании светильников на семисвечнике и поправлении их вечером.

Вместе с тем, утром в Субботу выпекали 12 хлебов, как память о 12 коленах Сынов Исруайля, и выкладывали их на столе, как об этом говорится в Третьей Книге Пятикнижия (В 24.5 – 8):

24.5  "И возьми тонкой муки, и испеки из нее двенадцать хлебов. Две десятых эфы будет на один хлеб. 6. И положи их двумя стопами, шесть в стопе, на чистом столе перед Г-сподом. 7. И положи на стопу чистого ладана. И будет это для хлеба памятной частью, огнепалимой жертвой Г-споду. 8. В каждый субботний день следует раскладывать это перед Г-сподом постоянно. От Сынов Исруайля – завет вечный. 9. И будет это Аарону и его сынам, и они будут есть его на святом месте. Ибо это ему святое святых от огнепалимых жертв Г-спода — закон вечный".

Тема

25.31  "И сделай светильник из чистого золота. Чеканной работы будет сделан светильник, его опора и его ствол, его чашечки, его завязи и его цветы из него будут. 

25.32  И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны". 

Речь идёт о семисвечнике, который стоял в середине храмового зала с левой, южной стороны, напротив стола с хлебами. А лицевая часть светильника была обращена на Запад по направлению к помещению Святая Святых. Т.о., боковые ветви светильника выходили из ствола в северном и в южном направлениях, а цветы светильника находились на западной, лицевой стороне ствола и ветвей. В помещении Храма не было окон, и поэтому единственное освещение давал семисвечник.

Семисвечник был изготовлен из чистого золота путём чеканки, и представлял собою определённую стилизацию миндального дерева. Почему именно миндального? Миндаль на иврите читается как Шукайд и состоит из трёх букв: Шин, Коф и Далет. Из тех же трёх букв состоит глагол Освещать, Давать Святость – Кудайш на иврите, и прилагательное Святой – Кодеш на иврите.   

У светильника был главный ствол высотой в 3 локтя – 144 см, который опирался на круглую опору, плавно переходящую в ствол. Из ствола на равном расстоянии от основания до верха выходили по три ветви в северном и в южном направлениях, закругляясь и поднимаясь кверху до верхнего уровня ствола. Ширина семисвечника была равна 3 локтя – 144 см, и стоял он в локте от южной стены Храма.

25.33  "Три миндальных чашечки на одной ветви, завязь и цветок, и три миндальных чашечки на одной ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. 

25.34  А на самом светильнике четыре миндальных чашечки, его завязи и его цветы. 

25.35  И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, у шести ветвей, выходящих из светильника. 

25.36  Их завязи и их ветви из него будут. Весь кованной работы цельный из чистого золота". 

Семисвечник был сделан по типу миндального дерева. Весной, когда зацветает миндаль, то цветы появляются у него прямо из ветвей и ствола. Таким же образом был сделан и светильник. На лицевой стороне светильника, обращённой к помещению Святая Святых, на всех шести ветвях и на стволе были откованы из золота цветы миндаля. А в месте, откуда из ствола с двух сторон выходила пара ветвей, были откованы завязи.  

25.37  "И сделай  семь лампад его.  И поднимет его лампады, и осветит к его лицевой стороне. 

25.38  И его щипцы, и его совки из чистого золота". 

В верхней части ствола и шести ветвей семисвечника находились чашечки-гнёзда, в которые вставлялись семь съёмных лампад. Лампада также представляла собой чашечку, в центре которой крепился фитиль, а вовнутрь заливалось оливковое масло. Рядом с семисвечником с восточной стороны, со стороны входа в храмовый зал вдоль южной стены, стоял вспомогательный стол, на котором располагались кувшин с маслом, фитили для лампад, щипцы и совки для обслуживания лампад и специальная угольница для длительного хранения огня с жертвенника всесожжений. Священнослужитель на этом столе заправлял фитиль в лампаду, заливал её маслом и зажигал фитиль. А далее он поднимал горящую лампаду и устанавливал её в соответствующую чашечку-гнездо на семисвечнике.

Щипцы и совки нужны были для снятия прогоревшей части фитиля. Вечером священнослужитель снимал каждую лампаду, поправлял фитиль, доливал масло и возвращал её на место.  

25.39  "Из таланта чистого золота следует сделать его со всеми этими принадлежностями".

Талан золота весил 44.8 кг.

25.40  "Смотри и сделай  по образцам, которые ты видишь на горе".

А в начале недельной главы сказано:

25.9 "В точности, как Я показываю тебе образец здания Храма и образец всех его принадлежностей, так и сделайте".

Т.о. Творец показал Моше на горе образцы всех священных предметов Храма, включая и семисвечник. Почему именно по поводу семисвечника встречается это повторное упоминание (25.40) об образцах? Потому что семисвечник существенно отличался от остальных священных предметов, как по конструкции и материалу, так по форме и технологии изготовления. Элементы семисвечника выковывались из золота, а затем путём ковки соединялись в единое целое.

Подтема 

26.1  "И покрытие Храма сделай из десяти полотнищ. Из крученого виссона и синеты, и пурпура, и червленицы многослойные (кэривим) искусной работы сделай их". 

Храм имел четыре вида покрытия одно над другим. Первое покрытие, самое нижнее, открытое для взора священнослужителей, называемое "покрытие Храма", было сделано из льна четырёх цветов: белого, голубого, пурпурного и красного цвета. Нити каждого цвета скручивались в единую прочную нить. Затем все четыре цветные нити скручивались в единую нить. И из этих цветных нитей на ткатском станке ткалась ткань нижнего покрытия Храма.  

26.2  "Длина одного полотнища двадцать восемь локтей, а ширина четыре локтя – одно полотнище. Единая мера для всех полотнищ. 

26.3  Пять полотнищ будут соединены друг с другом (женщина с её сестрой), и пять (других) полотнищ соединены друг с другом". 

Каждое полотнище шириной в 4 локтя (192 см) было выткано на станке длинной 28 локтей (1344 см). Почему именно такие размеры?

Внутренний размер Храма по ширине имел 10 локтей, толщина столбов – 1 локоть, высота столбов с северной и южной сторон по 10 локтей. Итого 32 локтя по периметру, перекрывающему Храм сверху и по обеим сторонам. Т.о. внутренне покрытие Храма (28 локтей) свешивалось с северной и южной стороны, не доставая до земли по 2 локтя с каждой стороны.

Пять полотен были соединены по ширине в единое покрытие. Это покрытие укладывалось по длине Храма и составляло 20 локтей, а по ширине Храма оно свешивалось с северной и южной стороны, не доставая до земли 2 локтей с каждой стороны. Таких покрытий (20 на 28 локтей) было два. Далее они соединялись с помощью золотых крючков в единое внутреннее покрытие Храма размером 40 на 28 локтей.

Внутреннее помещение Храма имело 30 локтей в длину и было разделено на две части. На западной стороне имелось помещение Святая Святых 10 на 10 локтей, отделённое священной завесой. И далее на восточной стороне Храма было общее помещение длиной 20 на 10 локтей.

Т.о. первое из двух соединённых покрытий покрывало общее помещение Храма. Золотые соединительные крючки находились прямо над священной разделительной завесой. Второе соединённое покрытие покрывало Святая Святых и свешивалось на западную стену Храма. Внутренний продольный размер Святая Святых был 10 локтей, толщина столбов 1 локоть, высота столбов 10 локтей. Итого 21 локоть по периметру по длине Храма от священной завесы до земли на западной стороне Храма. А вся длина второго соединённого покрытия составлял 20 локтей. Т.е. второе покрытие свешивалось, не доставая до земли 1 локоть. Одновременно оно было по ширине 28 локтей, которые запахивались с обеих сторон на западную стенку Храма, практически полностью перекрывая её.

Полотнище внутреннего покрытия Храма закреплялось к земле верёвками и медными кольями.        

26.4  "И сделай петли из синеты по краю одного покрытия, на конце соединённых полотнищ. И так же сделай по наружному краю покрытия в другом соединении. 

26.5  Пятьдесят петель сделай на одном покрытии и пятьдесят петель сделай на краю покрытия, которое в другом соединении. Совпадающими должны быть петли одна к другой. 

26.6  И сделай пятьдесят золотых крючков, и соедини покрытия друг с другом крючками, и будет покрытие Храма единым". 

Золотые крючки соединяли внутреннее цветное покрытие Храма в единое целое, размером 20 локтей в длину по длине Храма и 28 локтей в ширину по ширине Храма. И это покрытие полностью накрывало Храм. 

26.7  "И сделай полотнища из козьей шерсти для шатра поверх покрытия Храма. Таких сделай одиннадцать полотнищ. 

26.8  Длина одного полотнища тридцать локтей, а ширина четыре локтя – одно полотнище. Единая мера для одиннадцати полотнищ. 

26.9  И соедини пять полотнищ отдельно, и шесть полотнищ отдельно. И шестое полотнище будет сложено вдвое и обращено к передней стороне шатра. 

26.10  И сделай пятьдесят петель по краю одного полотнища, крайнего в соединении, и пятьдесят петель по краю полотнища во втором соединении. 

26.11  И сделай пятьдесят медных крючков, и вложи крючки в петли, и соедини шатер, и будет он единым. 

26.12  А излишек шатровых полотнищ, половина излишка покрытия будет свисать на задней (западной) стороне покрытия Храма. 

26.13  И локоть с одной, и локоть с другой стороны от излишка длины шатровых полотнищ, будет свисать по бокам Храма, с одной и с другой стороны, покрывая ее".

На цветное льняное покрытие Храма накладывалось второе покрытие из козьей шерсти, именуемое "шатром". Многоцветное внутреннее покрытие Храма было предназначено для придания Храму великолепия. Наружное шерстяное покрытие требовалось для придания прочности льняному покрытию и теплоизоляции Храма.

Шерстяное покрытие делалось по аналогии с льняным. Только длина шерстяных полотнищ по ширине Храма была 30 локтей, что на 1 локоть на сторону больше, чем льняного. Т.е. шерстяное покрытие недоставало до земли всего 1 локоть. Шерстяное покрытие также состояло из двух составных полотнищ, которые скреплялись медными крючками над священной завесой Храма, отделяющей Святое Святых от общего помещения. Западная часть шерстяного покрытия точно ложилась на льняное покрытие и таким же образом закрывало западную стенку Храма.  Восточная часть шерстяного покрытия имела на 1 полотнище больше чем льняное. Это полотнище находилось против лицевой части Храма, и оно загибалось на соседнее с ним полотнище, образуя двойную толщину покрытия на входе в Храм. Это увеличивало прочность и износостойкость покрытия в целом на входе в Храм.

Шерстяное покрытие так же, как и льняное, крепилось к земле верёвками и медными кольями.        

26.14  "И сделай покрытие для шатра из красненных бараньих кож, и покрытие из тахашевых кож сверху". 

На шерстяное покрытие накладывался третий слой покрытия из красненных бараньих кож.

Краснённые бараньи кожи шли на изготовление теплоизоляционного внешнего покрытия Храма. Эти кожи предварительно обрабатывали в растворе дубовой коры, что способствует приобретению красного цвета, повышению прочности и стойкости кожи. Покрытие из бараньих кож перекрывало всё внутреннее помещение Храма и свешивалось по стенам Храма на треть высоты столбов. Т.о. Размер этого покрытия составлял 34 локтя по длине и 18 локтей по ширине Храма. Крепилось это покрытие также веревками и медными кольями к земле.

На покрытие из красненных бараньих кож накладывался четвёртый слой покрытия из тахашевых кож.

Тахашевые (жирафовые) кожи шли на изготовление внешнего влагонепроницаемого защитного покрытия Храма. Жирафы в большом количестве обитали в древние времена в Африке, в Мицраиме и на Синайском полуострове. Кожа жирафа обладает высокой прочностью и влагонепроницаемостью.

Покрытие из тахашевых кож перекрывало всё внутреннее помещение Храма и свешивалось по стенам Храма на 3/4 высоты столбов. Т.о. Размер этого покрытия составлял 39 локтя по длине и 27 локтей по ширине Храма. Крепилось это покрытие также веревками и медными кольями к земле.

Тема

26.15  "И сделай стоячие брусья для Храма из дерева шитим". 

Дерево шитим (акация) шло на изготовление деревянных вертикальных брусьев и столбов для здания Храма и для его двора. В древние времена акация росла во множестве в Африке, в Мицраиме и на Синайском полуострове. Эти деревья достигают 25 – 30 м в высоту и имеют до 1.2 м в диаметре. Материал акации обладает высокой прочностью и влагоустойчивостью.

26.16  "Десять локтей длина бруса и полтора локтя на локоть ширина одного бруса. 

26.17  По два шипа у одного бруса, соединённые один с другим. Так сделай на всех брусьях Храма".

Высота каждого бруса для Храма была 10 локтей (480 см), а сечение в продольном направлении Храма 1.5 локтя (72 см) и в поперечном направлении 1 локоть (48 см). В нижней части бруса были сделаны два шипа. На эти шипы одевались серебряные подножия, каждый на свой шип для того, чтобы дерево брусьев не соприкасалось с землёй. И далее брусья поднимались вертикально, опираясь на серебряные подножия. Размеры шипов не указаны в Писании. Однако исходя из их назначения можно полагать, что каждый шип отстоял от края бруса с той и с другой стороны на величину ладони. Сам шип имел ширину в продольном направлении бруса, равную 2.5 ладоням, и длину в поперечном направлении бруса, равную 4 ладоням. Т.о. два шипа отстояли друг от друга на расстоянии 2 ладоней. Следовательно, в продольном направлении бруса имелось пространство для опоры подножия в 1 ладонь, шип 2.5 ладони, пространство для опоры того же подножия в 1 ладонь, пространство для опоры другого подножия в 1 ладонь, второй шип данного бруса 2.5 ладони и 1 ладонь для опоры второго подножия. Итого в продольном сечении бруса – 9 ладоней или 1.5 локтя. Высота шипа составляла 3 ладони или 0.5 локтя. От одного конца бруса до другого конца его шипов до 10 локтей недоставало 1 ладони. Поскольку 1 ладонь пошла на толщину опоры подножия. Т.о от одного конца бруса до другого, включая подножие, было ровно 10 локтей. И подножия не выходили за пределы бруса, а были его естественным продолжением.   

26.18  "И сделай брусья для Храма: двадцать брусьев на солнечной, южной стороне. 

26.19  И сорок серебряных подножий сделай под двадцать брусьев. Два подножия под один брус для двух его шипов и два подножия под один брус для двух его шипов". 

Двадцать брусьев на южной стороне по 1.5 локтя в продольном направлении составляли 30 локтей (14.4 м) до западной стенки Храма.

Внешние размеры одного подножия были: 1локоть в поперечном направлении бруса, 4.5 ладони в продольном направлении бруса и 4 ладони в высоту. 

26.20  "И для второй стены Храма на северной стороне двадцать брусьев. 

26.21  И сорок серебряных подножий для них. Два подножия под один брус и два подножия под один брус. 

26.22  А для западной стороны Храма сделай шесть брусьев. 

26.23  И два бруса сделай для углов Храма на задней стороне. 

26.24  И будут они связаны внизу, и вместе будут они связаны наверху к одному кольцу. Так будет для обоих, на обоих углах будут они. 

26.25  И будет восемь брусьев, и серебряных подножий к ним шестнадцать подножий. Два подножия под один брус и два подножия под один брус". 

Южная и северная стены подходили вплотную к западной задней стене Храма. У западной стены было 6 обычных брусьев, которые составляли 9 локтей. Внутреннее пространство Храма имело 10 локтей, т.е. на 0.5 локтя был зазор с обеих сторон. Брусья стен имели 1 локоть в толщину. Этот зазор 0.5 локтя и толщину брусьев стен 1 локоть закрывали угловые брусья 1.5 на 1 и на 10 локтей в высоту. Т.е. угловые брусья были стандартными, но отличало их от остальных брусьев крепление засовов, о которых говорится ниже.      

26.26  "И сделай засовы из дерева шитим. Пять для брусьев одной стороны Храма. 

26.27  И пять засовов для брусьев другой стороны Храма, и пять засовов для брусьев задней западной стороны Храма. 

26.28  И средний засов, который внутри брусьев, проходит от одного конца до другого конца.

26.29  И брусья покрой золотом, и их кольца сделай из золота, которые служат вместилищами для засовов, и засовы покрой золотом".

Закреплялись один брус с другому при помощи засовов. По наружной стороне бруса у продольного (1.5 л) обреза с одной и с другой стороны устанавливались по 5 колец на расстоянии 1 локтя от верхнего и нижнего концов и по 2 локтя между ними. Кольца имели квадратное сечение размером ладонь и палец на ладонь и палец, длину две ладони и толщиной в палец. Кольца отливались совместно с прямоугольной пластиной размером 2 ладони на 5 ладоней и толщиной в палец, с помощью которой они закреплялись на брусе гвоздями.

Засов имел размеры в сечении ладонь на ладонь и 4 ладони в длину. Он вставлялся в оба кольца на двух соседних брусьях, не давая им сдвинуться в поперечном направлении.

В середине бруса на расстоянии 5 локтей от его вершины по его поперечному сечению в 1 локоть был выдолблен сквозной канал сечением ладонь и палец на ладонь и палец. В этот канал вставляйся засов сечением ладонь на ладонь и длинной 1.5 локтя. После того, как два соседних бруса соединилась по наружным засовам, средний засов внутри брусьев сдвигался на половину длины, фиксируя оба бруса.  

Так соединялись все брусья, за исключением угловых. У угловых брусьев соединение по западной стене с соседним брусом было обычным. А вот соединение брусом по южной и северной стене отличалось тем, что кольца этих двух соединений были установлены не на продольной стороне бруса, а на поперечной, имеющей толщину 1 локоть. Т.о. угловые брусья фиксировали жёсткое соединение всех остальных брусьев, как в продольном, так и в поперечном направлениях.

26.30  "И возведи Храм по уставу, который  тебе показан на горе". 

Эта фраза является самой важной из всего предыдущего текста. Почему? Потому что отдельные элементы Храма, так или иначе были описаны. А вот как возводить Храм из этих элементов без подробного описания совершенно не ясно. Каждый брус весил около 1400 кг и был высотой 4.8 м. А многотонные покрытия, свёрнутые в рулон до 15 м длиной, следовало поднимать на крышу Храма, почти на пятиметровую высоту и раскатывать до его конца. И всё это требовалось делать в течении часа – полутора вечером. А затем столь же быстро разобрать элементы Храма и укладывать их на телеги для начала движения по пустыне. Однако кроме приведенной выше фразы, в тексте Пятикнижия больше нет ничего. Поэтому данной проблемой мы займёмся в следующий раз, с Б-жьей помощью.