Иудаизм

22. И собрал (Ваякайль) 5779 г.

19 – 25 Адар 1 (24.02 – 02.03.19)

В будущую Субботу читаются недельная глава "Ваякайль (И собрал)". 

Заканчивается предыдущая недельная глава тем, что Творец остерёг Моше от заключения союза с жителями кенанейской земли, повелел разрушить все их жертвенники и не следовать за их богами.  Затем Творец повторил требование соблюдать Праздники трижды в году и Субботу. Далее Моше сошёл с горы с новыми Скрижалями Свидетельства, на которых рукой Творца были написаны Десять Речений. А у Моше после последнего общения с Творцом на горе стали исходить лучи света от его лица, поэтому он вынужден был наложить покров на своё лицо.

В начале недельной главы "И собрал" говорится о том, что Моше собрал всю общину и сообщил ей Заповеди Творца о необходимости шесть дней работать, и о запрете работать в Субботу, и сообщил о запрете зажигать огонь в Субботу. А затем он изложил всей общине, какие материалы нужно принести в качестве добровольного приношения для построения Храма Г-спода, для изготовления всех его принадлежностей и одежд священнослужителей. Далее говорится о том, что вся община принесла необходимые материалы, и были изготовлены все необходимые элементы Храма, все принадлежности.

Заканчивается недельная глава "И собрал" следующим образом (Шм 38.18 – 20):

38.18 "И завеса к воротам двора работы вышивальщика из синеты, и пурпура, и червленицы, и виссона, сплетённые в одну нить. И двадцать локтей длина, а высота в ширину пять локтей, соразмерно завесам двора. 19. И столбов к ним четыре, и их подножий четыре из меди. Их крючки из серебра, и покрытие их верхов и их обручи из серебра. 20. И все колья для Храма и для двора вокруг из меди".

Подтема

35.1 "И собрал Моше всю общину Сынов Исруайля, и сказал им: Вот то, что Г-сподь повелел делать. 2. Шесть дней ты делай работу. А седьмой день будет для вас святым, Суббота, прекращение работ Г-споду. Всякий, делающий в этот день работу, умрёт".

Прежде всего, следует напомнить, что Моше собрал всю общину Сынов Исруайля после того, как в третий раз сошёл с горы Синай со вторыми Скрижалями Свидетельства, получив от Творца прощение за грех народа с Золотым Тельцом и разрешение на строительство Переносного Храма Г-спода. А происходило это в 7-ом 8-ом месяце первого года по выходе народа из Мицраима.  И тогда же была проведена перепись Сынов Исруайля от 20-и лет и старше, и колена Леви от 1 месяца и старше. А затем был построен лагерь колена Леви и лагерь Сынов Исруайля. И только после этого начали собирать всё необходимое для строительства Храма и начались работы по его изготовлению.

В самом начале главы "И собрал" после сбора общины Моше сообщает ей Заповеди Творца о необходимости шесть дней работать и о запрете работать в Субботу, как сказано (Шм 25.2): "Шесть дней ты (имеется в виду община) делай работу. А седьмой день будет для вас святым, Суббота, прекращение работ Г-споду. Всякий, делающий в этот день работу, умрёт".

Из этой фразы мы имеем три Заповеди Творца. Первая Заповедь – повелительнаяработать шесть дней в неделю. Причём отсюда мы видим, что Заповедь о седьмом дне, о Субботе, непосредственно связана с шестью днями обязательной работы. Т.е. если, скажем, человек шесть дней не делает никакой работы, а отдыхает на диване, или на лоне природы, или где-либо ещё, то и Святого седьмого дня Субботы, у него быть не может! И здесь следует сказать, что речь идёт во всех случаях о мужчине старше 20-и лет. Ибо с этого возраста юноша становится мужчиной. Т.о. до 20-и лет юноша обязан учиться, получить специальность, а далее начинать работать. Правда, есть специальности, которые требуют более углублённого изучения. И об этом также говорится в Торе. Так левиты обучались специальности по возведению Храма до возраста 25 лет. Затем ещё пять лет работали, как стажёры. И уже с 30-и лет приступали к непосредственной работе, как специалисты.

Что же касается женщин, то в Заповеди об обязательной работе в течение шести дней, о них речь не идёт, поскольку на женщине полностью лежит воспитание детей и забота о доме.

Вторая заповедь – запретительнаязапрет работать в Субботу. Причём эта Заповедь касается, как мужчин, так и женщин. При этом возникает очень серьёзный вопрос: Какая деятельность человека называется "работой"? Почему этот вопрос очень серьёзный? Потому что за нарушение этой Заповеди человеку положена смерть. Следовательно, надо очень хорошо и подробно в деталях понять, что есть "работа", а что – нет. Поэтому вслед за Заповедью запрета работы в Субботу в тексте Торы идёт перечисление работ, которые требовались для постройки Храма. Вот из этого списка работ наши учителя установили 39 основных видов работ, которые делятся также на производные от них. Это достаточно большой и сложный раздел законов, который начинают изучать еврейские дети в самом раннем возрасте. Поскольку с 12 лет девочка и с 13-и лет мальчик обязаны полностью и строго соблюдать Святость Субботы.

Третья заповедь – повелительнаясмертная казнь за нарушение Субботы. При этом имеется в виду смертная казнь публичная и коллективная – побиение виновного всем обществом камнями, по решению Суда и только при наличии не менее двух или трёх свидетелей. Причём свидетели первыми бросают камни в осуждённого. 

35.3 не возжигайте огня во всех местах вашего проживания в день Субботний".

Спрашивается, почему этот запрет выделен особо? Само по себе возжигание огня не является работой, которая требовалась для постройки Храма. Однако ранее в пустыне, когда Творец дал народу Ман вместо хлеба, то Он тогда же впервые дал заповедь Субботы, как сказал Моше (Шм 16.23 – 26):

16.23 "И сказал он им: Вот то, что говорил Г-сподь: Завтра прекращение работы, святая Суббота Г-споду. То, что хотите печь, пеките, а то, что хотите варить, варите (сегодня в шестой день недели). А все оставшееся положите себе на хранение до утра. 24. И положили его (ман) до утра, как повелел Моше, и он не протух, и червей не было в нем. 25. И сказал Моше: Ешьте это сегодня, ибо сегодня Суббота Г-споду. Сегодня не найдете его в поле. 26. Шесть дней собирайте его, а в седьмой день — Суббота, не будет его в этот день".

Т.о. Творец повелел всю еду на Субботу приготовить заранееПоэтому приготовления еды на огне или в печи в Субботу запрещено.

Вместе с тем, когда Творец давал Моше заповедь о приготовлении еды в Праздничные Дни, было сказано, в частности, в отношении Праздника Мацос (Шм 12.16):

"И в первый день священное собрание, и в седьмой день — священное собрание будет у вас. Никакой работы не следует делаться в эти дни, но только то, что служит пищей для всякой души, только это можно вам делать".

Следовательно, в Праздничные Дни разрешено резать скот дичь и птицу, разделать свежую рыбу, готовить еду на огне и печь в печи. Почему? Потому что свежеприготовленная еда доставляет человеку радость. А Праздничных дней в году согласно Торе всего семь: Праздник Песах, два дня в Праздник Мацос, Праздник Седмиц, День Трубления, два дня в Праздник Сикос. И Праздничные Дни являются Священными Днями, но менее строгими, чем Суббота.

А Суббот в году более 50, и о сохранении Субботы сказано (Шм 31.14 – 17):

31.14 "И соблюдайте Субботу, ибо святыня она для вас.  Оскверняющий её, будет предан смерти, ибо всякий, кто выполняет в этот день работу, то искоренится та душа из среды своего народа. 15.  Шесть дней делай работу, а в седьмой день — Суббота, прекращение работы, святыня Г-споду. Всякий, делающий работу в Субботу, смерти будет предан. 16. И пусть соблюдают Сыны Исруайля Субботу, чтобы сделать Субботу для своих поколений заветом вечным. 17.  Между Мною и между Сынами Исруайля знак это вовеки, ибо шесть дней Г-сподь созидал небо и землю, а в седьмой день прекратил работу и отдыхал".

И отсюда мы видим, что Суббота намного строже Праздников. Почему? Потому что Праздники привязаны к земле, которую Сыны Исруайля должны были завоевать и исполнять на ней заповеди Творца. Однако в Торе сказано, что придёт время, когда народ будет изгнан со своей земли. А значит, соблюдение Праздников прервётся. Вместе с тем, соблюдение Субботы никак не связано с землёй, и является обязательным во все времена и на любой земле, где будут жить евреи.

Поэтому здесь, в нашем отрывке дополнительно сказано о запрете возжигания огня в день Субботний. Поскольку вслед за возжиганием огня могут начать готовить еду в Субботу, что нарушает главный запрет, прекращение всех работ, и карается смертью.  

Тема

35.4  "И сказал Моше всей общине Сынов Исруайля так: Это то, что повелел Г-сподь, сказав": 

И далее идёт перечень всех материалов, что следовало доставить Сынам Исруайля для изготовления Храма, и перечень всех предметов, которые надо было изготовить. Подробное описание всех этих предметов дано в предыдущих главах.

35.5  "Возьмите от вас возношение Г-споду, всякий от щедрости своего сердца, пусть принесет возношение Г-споду: золото и серебро, и медь".

Золото пошло на внешнее и внутреннее покрытие ковчега свидетельства, на верхнюю крышку покрытия ковчега и на покрытие его шестов. Золото пошло на покрытие стола для храмового хлеба, на принадлежности стола и на покрытие его шестов. Золото пошло на изготовление светильника для освещения храма, на его лампады и принадлежности. Золото пошло на покрытие жертвенника для воскурения, на его принадлежности и на покрытие его шестов. Золото пошло на покрытие столбов Храма, покрытие его вертикальных брусьев и засовов. Золото пошло на изготовление одежды для Аарона, главного священнослужителя Храма. 

Серебро пошло на изготовление подножий для столбов Храма, на изготовление крючков и покрытия вершин столбов двора Храма.

Медь пошла на изготовление подножий столбов двора Храма, на изготовление крючков покрытия, кольев для закрепления к земле покрытий Храма и завесы двора, на изготовление покрытия жертвенника всесожжения, его решётки и всех принадлежностей и на изготовление сосуда для омовения и его основания.

35.6  "И синету, и пурпур, и червленицу, и виссон, и козью шерсть". 

Синета, пурпур, червленица, и виссон пошли на изготовление внутреннего Шатра Храма, на изготовление служебных покрытий для священных предметов, на изготовление разделительно завесы и входной завесы Храма, на изготовление входной завесы двора Храма и на изготовление священных одежд для Аарона, Главного священнослужителя Храма. Виссон пошёл на изготовление одежд для сыновей Аарона, священнослужителей Храма и на изготовление завесы двора Храма. Козья шерсть пошла на изготовление внешнего Шатра Храма.

35.7  "И бараньи кожи красненные, и кожи тахашевые, и дерево шитим".

Бараньи кожи пошли на изготовление внешнего теплоизоляционного покрытия Храма. Кожи тахашевые (жирафовые) пошли на изготовление внешнего водоизоляционного покрытия Храма и на изготовление служебных покрытий для священных предметов. Дерево шитим пошло на изготовление Ковчега Свидетельства, стола для храмовых хлебов, жертвенника для воскурений и жертвенника всесожжений, на изготовление столбов Храма, его брусьев и засовов.

35.8  "И масло для освещения, и благовония для масла помазания и для курения благовонного".

Масло добывалось из плодов оливковых деревьев путём отжима. Перечень благовоний приведен в предыдущих главах. 

35.9  "И камни ониксовые, и камни вставные для айфода и для нагрудника". 

Два ониксовых камня с шестью именами сыновей Якова на каждом закреплялись на оплечьях айфода. На судебном нагруднике в золотой оправе закреплялись следующие 12 камней, с вырезанными именами сыновей Якова: рубин, топаз, изумруд, карбункул, сапфир и алмаз, яхонт, агат и аметист, хризолит, оникс и яшфе.

35.10  "И все мудрые сердцем среди вас, пусть они придут и сделают всё, что повелел Г-сподь. 11. Храм, его шатер, и его покров, его крючки, и его брусья вертикальные, и его засовы, его столбы, и его подножия". 

– "Храм" – Это внутренний шатёр Храма, сделанный из цветных льняных нитей голубого, пурпурного, красного и белого цвета.

– "шатер" – Это внешний более прочный шатёр Храма, сделанный и козьей шерсти и покрывающий сверху и со всех сторон внутренний шатер (Храм) из льна четырёх цветов.

– "покров" – Это внешний теплоизоляционный покров Храма сверху из бараньих красненных кож, а также поверх него устанавливался водоизоляционный покров из тахашевых (жирафовых) кож.

– "крючки" – Пятьюдесятью крючками из золота скреплялись две половины внутреннего цветного льняного покрытия Храма, и пятьюдесятью крючками из меди скреплялись две половины внешнего покрытия из козьей шерсти.

– "брусья вертикальные" – Они были сделаны из дерева шитим (акация), и покрыты золотом. Они составляли три стены Храма: северную, южную и западную. Они устанавливались вертикально друг к другу и соединялись засовами по типу "лего".

– "засовы" – Они были сделаны из дерева шитим, покрыты золотом и скрепляли два соседних бруса с внешней стороны на пяти уровнях. И один засов проходил внутри бруса в его центральной части от одного конца стены до другого.

– "столбы" – Столбы были сделаны из дерева шитим. Они стояли внутри Храма, были покрыты золотом, отделяя Святая Святых, и на них крепилась завеса, отделяющая Ковчег Свидетельства от остального помещения Храма. Столбы стояли при входе в Храм, были покрыты золотом, и на них крепилась завеса при входе в Храм. Столбы стояли по всему периметру двора Храма, были покрыты медью, и на них крепилась завеса двора Храма.

– "подножия" – Серебряные подножия были сделаны для вертикальных брусьев Храма и для его столбов. Медные подножия были сделаны для столбов при входе в Храм и для всех столбов двора Храма.

35.12  "Ковчег, и его шесты, покрытие, и разделительную завесу". 

Ковчег Свидетельства (ящик, ларь) был сделан из дерева шитим и покрыт изнутри и снаружи золотом. Сверху на Ковчеге было сделано листовое золотое покрытие с кэривами. Шесты для переноски ковчега были сделаны из дерева шитим и покрыты золотом. Разделительная завеса была сделана из четырёх видов цветных льняных нитей, и она отделяла Ковчег, находившийся в Святая Святых, от остального помещения Храма.  

35.13  "Стол, и его шесты, и все его принадлежности, и хлеб храмовый". 

Стол (храмовый) был сделан из дерева шитим и покрыт золотом. Он стоял в основном помещении Храма за разделительной завесой с северной стороны. На нём раскладывались в будни 6, а в Субботу 12 храмовых хлебов. Его шесты для переноски были сделаны из дерева шитим и покрыты золотом. Принадлежности храмового стола для изготовления храмового хлеба были сделаны из золота.

35.14  "И светильник для освещения, и его принадлежности, и его лампады, и масло для освещения". 

Внутренний светильник (семисвечник) для освещения помещения Храма был сделан из золота. Он стоял в основном помещении Храма за разделительной завесой с южной стороны. На него устанавливали 7 зажжённых золотых лампад. Все принадлежности светильника были сделаны из золота. Масло для освещения было получено из плодов оливкового дерева путём отжима.

35.15  "И жертвенник для воскурения, и его шесты, и масло помазания, и благовонное курение, и  входную завесу для входа в Храм". 

– "жертвенник для воскурения, и его шесты" – Жертвенник для воскурения был сделан из дерева шитим и покрыт золотом. Он стоял в основном помещении Храма по его центру напротив разделительной завесы. Его шесты для переноски были сделаны из дерева шитим и покрыты золотом.

– "благовонное курение" – Это курение для возжигания на жертвеннике воскурений было сделано из нескольких сортов ароматических растений и корней.

– "масло помазания" – Масло помазания было получено из плодов оливкового дерева путём отжима и настояно на ароматических травах и кореньях.

– "входную завесу для входа в Храм" – Входная завеса была сделана из четырёх видов цветных льняных нитей и отделяла помещение Храма от внешнего двора.

35.16  "Жертвенник всесожжения, и медную решетку, которая к нему, его шесты и все его принадлежности, сосуд для омовения и его основание". 

– "Жертвенник всесожжения" – Жертвенник всесожжения был сделан полым и квадратным из дерева шитим и покрыт медью. Он стоял против входа в Храм с восточной стороны.

– "медную решетку, которая к нему, его шесты и все его принадлежности" – Для прочности и для нужд переноски жертвенника у него от земли до половины высоты жертвенника имелась литая замкнутая медная решётчатая основа, в которую вставлялся собственно жертвенник (медная решётка по своему назначению чем-то напоминала подстаканник для стакана, где роль стакана играл квадратный деревянный жертвенник, обшитый медью). Шесты были сделаны из дерева шитим и покрыты медью. Все принадлежности жертвенника всесожжения были сделаны из меди.

– "сосуд для омовения и его основание" – Сосуд для омовения рук и ног священнослужителей и его основание были сделаны из меди. Сосуд для омовения стоял между входом в Храм и жертвенником для всесожжения.  

35.17  "Завесы двора, его столбы и его подножия, и полог для ворот двора". 

Завесы двора Храма были сделаны из виссона. Его столбы были сделаны из дерева шитим и покрыты медью. Подножия столбов двора Храма были сделаны из меди. Полог для ворот двора Храма был сделан из цветных льняных нитей.

35.18  "Колья  Храма и колья двора и  их шнуры". 

– "Колья Храма" – Эти колья были сделаны из меди. Они требовались для закрепления к земле внутреннего цветного и внешнего шерстяного покрытий Храма, а также для закрепления к земле покрытий из бараньих и тахашевых кож.

– "колья двора и их шнуры" – Колья двора и шнуры требовались для закрепления к земле столбов двора и завесы двора.

35.19  "Служебные покрытия  для священных предметов, священные одежды для Аарона, священнослужителя, и одежды его сыновей для священослужения".

– "Служебные покрытия для священных предметов" – Эти покрытия требовались для обёртывания следующих священных предметов Храма перед их переноской: Ковчег Свидетельства, стол (храмовый) с хлебами и принадлежностями, светильник для освещения с принадлежностями, жертвенник для воскурений, жертвенник всесожжения с принадлежностями. 

 

Следует сказать, что Творец начал излагать Моше изготовление элементов Храма с наиболее важного священного предмета – Ковчега Свидетельства. А Моше начал излагать изготовление предметов Храма с конструкции самого Храма (Шм 35.11) и только потом перешёл к изготовлению Ковчега Свидетельства. Т.е. Моше начал с изготовления более простых изделий и лишь потом перешёл к изготовлению Священных предметов, необходимых для проведения работы священнослужителей Храма. И именно в таком порядке все предметы Храма были изготовлены.    

35.20  "И вышла вся община Сынов Исруайля от Моше. 21. И пришли они, всякий, побуждённый своим сердцем, и всякий, кого побудил его дух пожертвования, принесли они возношение Г-споду для изготовления Шатра Свидетельства и для всей его работы, и для священных одеяний. 22. И пришли женатые мужчины. Все от щедрости сердца принесли они браслеты, и серьги, и кольца, и подвески, все золотые предметы. И всякий мужчина, кто принёс приношение из золота Г-споду".

– "И пришли женатые мужчины" – На иврите буквально сказано следующее: Вайювои Уанушим Аль Анушим. Перевод: Вайювои – И Пришли; Уанушим – Мужчины (с определённым артиклем Хэй (У), т.е. конкретные мужчины, мужья); Аль – На, Вместе с, Около; Анушим – Женщины (с определённым артиклем Хэй (А), т.е. конкретные женщины, жёны).  И тогда перевод может быть таким: "И пришли мужчины (конкретные – мужья) на женщинах (конкретных - жёнах), или "И пришли мужчины (конкретные – мужья) вместе с женщинами (конкретными – жёнами)". Однако, как в те далёкие времена, так и сегодня, еврейские мужья Не Ходят Вместе с Женами! 

Поэтому после перехода через море Соф сказано (Шм 15.1): "Тогда воспел Моше и Сыны Исруайля эту песнь Г-споду …". Т.е. Моше и мужчины шли отдельно и пели песню отдельно. А далее сказано (Шм 15.20, 21): "И взяла пророчица Мирьюм, сестра Аарона, барабан в руку, и вышли все женщины вслед за нею с барабанами и в хороводе. 21. И воспела им Мирьюм: Пойте Г-споду …" Т.е. Мирьюм и женщины шли отдельно и пели песню отдельно.

Следовательно, правильный перевод этого отрывка: "И пришли женатые мужчины", поскольку они принесли украшения своих жён, пожертвовавших их на строительство Храма. Поэтому в самом конце о приношениях сказано (35.29): "… принесли Сыны Исруайля пожертвование Господу". А о женщинах, которые пряли пряжу изо льна и козьей шерсти сказано отдельно (35.25): "И принесли они пряжу: синету, и пурпур, червленицу, и виссон". Т.е. они пришло отдельно от мужчин.

Ну, а почему Раши пишет в своём комментарии к этому месту: "(Мужья) вместе с жёнами и рядом с ними"? Потому что в Таргуме Йонатана двухтысячелетней давности сказано прямо: "Им (С по-русски) Анушим" – С женщинами. И Раши пошёл за Таргумом Йонатана, в котором имеется большое количество ошибочных мнений.

– "И всякий мужчина, кто принёс приношение из золота Г-споду" ­– Здесь речь идёт о приношениях неженатых мужчин.

35.23  "И всякий, у кого нашлись синета и пурпур, и червленица, и виссон, и козья шерсть, и бараньи кожи красненные, и кожи тахашевые, принесли. 24.  Всякий, кто давал возношение из серебра и меди, принесли они возношение Г-споду. И всякий, у кого нашлось дерево шитим для всякой работы, принесли. 25. И всякая женщина мудрая сердцем, пряла своими руками. И принесли они пряжу: синету, и пурпур, червленицу, и виссон. 26. И все женщины, которых побудило их сердце в мудрости, пряли козью шерсть. 27. А руководители колен принесли камни ониксовые и камни вставные для айфода и для нагрудника. 28. И благовония, и масло: для освещения, и для масла помазания, и для благовонного курения. 29. Каждый мужчина и женщина, которых побудило сердце принести для всей работы, которую Г-сподь повелел сделать Моше, принесли Сыны Исруайля пожертвование Господу".

– "А руководители колен принесли камни" – О построении лагеря и о назначении руководителей колен будет говориться только в Четвёртой Книге Пятикнижия. Однако всё, о чём будет говориться там, было уже сделано сразу после того, как Моше спустился с горы со вторыми Скрижалями Свидетельства.    

35.30  "И сказал Моше Cынам Исруайля: Смотрите, Г-сподь призвал по имени Бэцальайля, сына Ири, сына Хира, из колена Ииду". 

– "Бэцальайля, сына Ири, сына Хира, из колена Ииду" – Имя Бэцальайль состоит из трёх частей. Бэ – это В по-русски. Цаль – это Тень, Покров по-русски. Айль – это Б-г по-русски. Т.о. имя Бэцальайль означает "В тени (под покровом) Б-га". А происхождение его идёт от Ииду. Так сказано в Хрониках (1. 2.3 – 5, 9, 18 – 20):

(2.3) "Сыновья Ииду: Айр и Онан, и Шайлу. Трое родилось у него от Бас Шии, кэнаанис.  И был Айр, первенец Ииду, неугоден в глазах Г-спода, и Он умертвил его. (4) И Сумур, невестка его, родила ему Переца и Зураха. Всех сыновей Ииду пятеро. (5) Сыновья Переца: Хецрон и Хумиль. (9) И сыновья Хецрона, которые родились у него: Ирахмеайль, и Рум, и Кэливуй (Кулайв). (18) И Кулайв, сын Хэцрона, родил от Азувы, … (19) И умерла Азува, и взял себе Кулайв Эфрут, и родила она ему Хира. (20) А Хир родил Ири, и Ири родил Бэцальайля".

Т.о. родословная Бэцальайля: Ииду, Перец, Хецрон, Кулайв, Хир, Ири, Бэцальайль.

Почему "Г-сподь призвал по имени (именно) Бэцальайля, сына Ири, сына Хира, из колена Ииду"?

Перед тем, как подняться на гору Синай к Творцу получать указания по строительству Храма и Скрижали Завета, Моше сказал старейшинам (Шм 24.14):

"А старейшинам сказал: Оставайтесь ждать нас здесь, пока не возвратимся к вам. А вот Аарон и Хир с вами. У кого есть дело, обращайтесь к ним".

Т.е. Аарон и Хир остались за Моше отвечать перед общиной. Однако, когда Моше запаздывал спуститься с горы, и народ восстал на Аарона, требуя от него сделать божество вместо Моше. Тогда Аарон собрал всё золото из ушей всех сыновей и дочерей общины и сделал Золотого Телёнка. А далее сказано (Шм 32.4, 5):

32.4 "… И сказали они: Вот твоё божество Исруайль, которое вывело тебя из земли Мицраима. 

32.5  И увидел Аарон (а увидел он, как народ убил Хира, попытавшегося предотвратить идолопоклонство), и (тогда Аарон) построил жертвенник пред ним (т.е. перед телёнком), и провозгласил Аарон, и сказал: Праздник Г-споду завтра (т.е. Аарон надеялся, что к этому времени Моше успеет спуститься с горы)".

Т.о. Творец именно Бэцальайля, потомка убитого народом Хира, поставил руководить всеми работами по созданию Храма Г-спода.

35.31  "И Он исполнил его духом Б-га: в мудрости, в разумении, и в знании, и во всяком ремесле. 32. И размышлять над замыслами, чтобы воплощать в золоте, и в серебре, и в меди. 33. И в резьбе по камню для оправления, и в резьбе по дереву, чтобы делать всякую работу искусную. 34. И способностью к обучению наделил его сердце, его и Уулиува, сына Ахисумуха, из колена Дуна. 35. Он наполнил их сердца мудростью, чтобы делать всякую работу резчика и парчевника, и вышивальщика по синете и пурпуру, и червленице, и виссону, и ткача – исполнителей всякой работы и мыслителей замыслов".

Т.е. Бэцальайль и Ахисумух были главными производителями работ по изготовлению строительных элементов, покрытий, одежд священнослужителей и священных предметов Храма.

36.1  "И сделают Бэцальайль, и Уулиув, и всякий муж, мудрый сердцем, в кого Г-сподь вложил мудрость и разумение, чтобы суметь сделать всякую святую работу, во всем, что повелел Г-сподь. 

36.2  И призвал Моше Бэцальайля и Уулиува, и всякого мужа, мудрого сердцем, в сердце которого вложил Г-сподь мудрость в сердце, каждого, кого вознесло его сердце, чтобы приступить к работе для её исполнения. 

36.3  И взяли они от Моше все возношение, какое принесли Сыны Исруайля для святой работы, чтобы исполнить ее. И они (община) еще приносили ему (Моше) добровольный дар каждое утро. 

36.4  И пришли все мудрые специалисты, которые делали всю священную работу, каждый от своей работы, которую они делали. 

36.5  И сказали они Моше так: Народ приносит более того, чем нужно для выполнения работы, какую повелел сделать Г-сподь. 

36.6  И приказал Моше, и провозгласили в лагере так: Мужчины и женщины! Не делайте более работы для священного возношения. И прекратил народ приносить.

36.7  И принесенного было достаточно для того, чтобы исполнить всю работу, и даже осталось".

Подтема

36.8  "И сделали все мудрые сердцем, производившие работы, покрытие Храма из десяти полотнищ из крученого виссона, и синеты, и пурпура, и червленицы, многослойные (кэривим) искусной работы сделай их". 

Об этих предметах Походного Храма подробно говорится в недельной главе Пожертвования (Триму).

36.9  "Длина одного полотнища двадцать восемь локтей, а ширина четыре локтя – одно полотнище. Единая мера для всех полотнищ. 

36.10  И соединил он пять полотнищ одно с другим, и пять полотнищ соединил одно с другим. 

36.11  И сделал он петли из синеты по краю одного покрытия, на конце соединённых полотнищ. И так же сделал по наружному краю покрытия в другом соединении.  

36.12  Пятьдесят петель сделал на одном полотнище и пятьдесят петель сделал он на краю полотнища, которое в другом соединении. Совпадающими были петли одна к другой.

36.13  И сделай он пятьдесят золотых крючков, и соединил полотнища друг с другом крючками, и стало покрытие Храма единым". 

Тема

36.14  "И сделал он полотнища из козьей шерсти для шатра поверх покрытия Храма. Таких сделал он одиннадцать полотнищ". 

Об этих предметах Походного Храма подробно говорится в недельной главе Пожертвования (Триму).

36.15  "Длина одного полотнища тридцать локтей, а ширина четыре локтя – одно полотнище. Единая мера для одиннадцати полотнищ.   

36.16  И соединил он пять полотнищ отдельно и шесть полотнищ отдельно. 

36.17  И сделал он пятьдесят петель по краю одного полотнища, крайнего в соединении, и пятьдесят петель по краю полотнища во втором соединении. 

36.18  И сделал он пятьдесят медных крючков, чтобы соединить шатер, чтобы он был единым. 

36.19  И сделал он покрытие для шатра из бараньих кож красненных и покрытие из тахашевых кож сверху". 

Подтема

36.20  "И сделал он стоячие брусья для Храма из дерева шитим".

Об этих предметах Походного Храма подробно говорится в недельной главе Пожертвования (Триму).

36.21  "Десять локтей длина бруса и полтора локтя на локоть ширина одного бруса. 

36.22  По два шипа у одного бруса, соединённые один с другим. Так сделал он на всех брусьях Храма. 

36.23  И сделал он брусья для Храма: двадцать брусьев на солнечной, южной стороне.  

36.24  И сорок серебряных подножий сделал он под двадцать брусьев: два подножия под один брус для двух его шипов и два подножия под один брус для двух его шипов. 

36.25  И для второй стены Храма на северной стороне сделал он двадцать брусьев. 

36.26  И сорок серебряных подножий к ним: два подножия под один брус и два подножия под один брус. 

36.27  И для задней стороны Храма, на западе, сделал он шесть брусьев. 

36.28  И два бруса сделал он для углов Храма на задней стороне. 

36.29  И будут они связаны внизу, и вместе будут они связаны наверху к одному кольцу. Так будет для обоих, на обоих углах будут они.

36.30  И было восемь брусьев, и шестнадцать серебряных подножий, по два подножия под один брус. 

36.31  И сделал он засовы из дерева шитим: пять для брусьев одной стороны Храма. 

36.32  И пять засовов для брусьев второй стороны Храма, и пять засовов для брусьев задней западной стороны Храма. 

36.33  И сделал он средний засов, который внутри брусьев, проходит от одного конца до другого конца. 

36.34  И покрыл он брусья золотом. И их кольца сделал из золота, вместилища для засовов, и покрыл засовы золотом. 

36.35  И сделал он разделительную завесу из синеты и пурпура, и червленицы, и виссона крученого, искусной работы многослойную (кэривим) сделал её. 

36.36  И сделал к ней четыре столба из дерева шитим, и покрыл их золотом, их крючки из золота, и отлил для них четыре серебряных подножия. 

36.37  И сделал завесу для входа в шатер из синеты и пурпура, и червленицы, и виссона крученого, работы вышивальщика. 

36.38  И пять столбов к ней, и их крючки, и покрытие их верха и ободы их из золота, а пять их подножий из меди". 

– "и покрытие их верха и ободы их из золота" – А в недельной главе Пожертвования (Триму) об этих столбах сказано (Шм 26.37):  

"И сделай для завесы пять столбов из дерева шитим, и покрой их золотом, их крючки из золота. И отлей для них пять медных подножий".

Т.о. в нашей главе даётся уточнение о том, что только верх столбов был покрыт золотом, а дальше на столбе были золотые ободы. И аналогично были сделаны столбы двора Храма. Только там покрытие верха было из серебра и ободы были из серебра.

Тема

37.1  "И сделал Бэцальайль ковчег из дерева шитим: два с половиной локтя его длина, и полтора локтя его ширина, и полтора локтя его высота". 

Об этом подробно говорится в недельной главе Пожертвования (Триму).

37.2  "И покрыл его чистым золотом изнутри и снаружи, и сделал к нему золотую окантовку вокруг. 

37.3  И отлил для него четыре золотых кольца на четырех его углах: и два кольца на одной его стороне, а два кольца на другой его стороне. 

37.4  И сделал шесты из дерева шитим, и покрыл их золотом. 

37.5  И вложил шесты в кольца на сторонах ковчега, чтобы носить ковчег. 

37.6  И сделал покрытие из чистого золота: два с половиной локтя его длина и полтора локтя его ширина. 

37.7  И сделал двух кэривим из золота, чеканной работы сделал их с двух концов покрытия. 

37.8  Один кэрив с одного края, и один кэрив с другого края. Из самого покрытия сделал он кэривим с двух его концов. 

37.9  И были кэривим с простертыми вверх крыльями, укрывая своими крыльями покрытие, и лица их обращены друг к другу, к покрытию были обращены лица кэривим". 

Тема

37.10  "И сделал он стол из дерева шитим: два локтя его длина, и локоть его ширина, и полтора локтя его высота". 

Об этом подробно говорится в недельной главе Пожертвования (Триму).

37.11  "И покрыл его чистым золотом, и сделал к нему золотую окантовку вокруг. 

37.12  И сделал к нему обрамление в ладонь вокруг, и сделал золотую окантовку к его обрамлению вокруг 

37.13  И отлил для него четыре золотых кольца, и прикрепил кольца к четырем углам, которые у четырех его ножек. 

37.14  Против обрамления были кольца, вместилища для шестов, чтобы носить стол. 

37.15  И сделал он шесты из дерева шитим, и покрыл их золотом, чтобы носить стол. 

37.16  И сделал он принадлежности, которые к столу: его блюда, и его ковши, его жерди и подставы, какими покрывать, из чистого золота". 

Тема

37.17  "И сделал он светильник из чистого золота, чеканной работы сделал светильник, его опора и его ствол, его чашечки, его завязи, и его цветы из него были". 

Об этом подробно говорится в недельной главе Пожертвования (Триму).

37.18  "И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной его стороны и три ветви светильника с другой его стороны. 

37.19  Три миндальных чашечки на одной ветви, завязь и цветок, и три миндальных чашечки на одной ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. 

37.20  А на самом светильнике четыре миндальных чашечки, его завязи и его цветы. 

37.21  И завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, и завязь под двумя ветвями из него, при шести ветвях, выходящих из него. 

37.22  Их завязи и их ветви из него были, Весь кованной работы цельный из чистого золота. 

37.23  И сделал он семь его лампад, и его щипцы, и его совки из чистого золота. 

37.24  Из таланта чистого золота сделал он его и все его принадлежности". 

Тема

37.25  "И сделал он жертвенник для воскурения из дерева шитим: один локоть его длина, и один локоть его ширина, четырехугольный, и два локтя его высота, из него были его рога". 

Об этом будет рассказано в конце недельной главы Повели (Тэцаве).

37.26  "И покрыл его чистым золотом, его верх, и его стены вокруг, и его роги, и сделал к нему золотую окантовку вокруг. 

37.27  И два золотых кольца сделал к нему под его окантовкой на двух его углах, на обеих его сторонах, вместилищами для шестов, чтобы носить его на них. 

37.28  И сделал он шесты из дерева шитим, и покрыл их золотом. 

37.29  И сделал он священный елей помазания и благовонное курение чистое работы специалиста".