Иудаизм

24. И воззвал (Ваикру) 5779 г.

03 - 09 Адар 2 (10 – 16.03.19)

В будущую Субботу начинают читать Третью Книгу Пятикнижия "Ваикру (И воззвал)". Поэтому, прежде чем перейти к первой главе этой Книги "И воззвал", следует сказать несколько слов о самой Третьей Книге Пятикнижия

Третья Книга Пятикнижия Ваикру посвящена описанию работ в Храме Г-спода, связанных с искуплением Душ еврейского народа. В Книге приводятся подробные описания принесения всех видов искупительных жертв. Также в Книге описана процедура начала работы Храма. И далее изложены ограничения, наложенные Творцом на евреев, связанные с ритуальной нечистотой, которую они получили от Творца на все будущие поколения. Поскольку Творец установил пребывание своего Б-жественного присутствия в среде еврейского народа на все будущие времена. В конце Книги приведены благословения Творца народу, в случае, если евреи будут следовать Его Законам. А затем приведены проклятия Творца, которые придут на евреев, если они не будут следовать Его Законам.

Итак, третья Книга Пятикнижия посвящена работе священнослужителей в Храме.

Для чего вообще нужен был Храм Г-спода?

Во-первых, в Храме хранились Скрижали Завета, символ Договора между Творцом и еврейским народом. Они находились в Западной части храма, отделённой от остального помещения. И в эту часть Храма мог войти только Главный Священнослужитель и только один раз в году в День Искуплений. Однако во Втором Иерусалимском Храме не было Скрижалей Завета, но Храм продолжал свою работу.

Во-вторых, Храм давал возможность непосредственного общения в любое время между Творцом и Главным Священнослужителем, Пророком и царём. Однако во Втором Иерусалимском Храме уже не было пророчества и непосредственного общения с Творцом, но Храм продолжал свою работу.

И, наконец, в-третьихв Храме искупались все Души еврейского народа путем ежедневного приношения жертв всесожжения и воскурения благовоний. А кроме того в Субботу и в Праздники приносились дополнительные приношения жертв всесожжения. Причём осенью в Праздник Сикос приносились всесожжения для искупления всех народов мира. Кроме этого, каждый еврей мог принести в Храм собственные жертвы всесожжения или жертвы для искупления конкретных грехов. И эта работа также осуществлялась во Втором Иерусалимском Храме вплоть до его разрушения. Таким образом, основное назначение Храма состояло в искуплении Душ еврейского народа и народов мира. И эта, достаточно ответственная работа, подробно изложена в Третьей Книге Пятикнижия.

В первой главе Третьей Книги Пятикнижия "И воззвал" подробно излагаются законы принесения жертвы всесожжения, законы хлебного приношения, законы принесения полной жертвы, законы грехоочистительной жертвы и законы повинной жертвы.

Начинается первая глава следующей фразой (1.1):

"И воззвал (Г-сподь) к Моше. И сказал Г-сподь ему из Шатра Свидетельства, говоря:"

В данном случае под Шатром Свидетельства подразумевается Переносный Храм Г-спода.

Из Пяти Книг Пятикнижия две имеют не совсем обычное начало. В свитках Торы все буквы, как правило, имеют одинаковый размер. Однако в очень редких случаях встречаются буквы большего или меньшего размера, чем стандартные. Так вот, Первая Книга Пятикнижия, начинающаяся со слова "Берайшис", имеет большую первую букву Байс, больше стандартного размера. О причинах такого написания первой буквы первого слова Торы говорится в недельной главе "Берайшис" (Время).

Третья Книга Пятикнижия, начинающаяся со слова "Ваикру" - "И воззвал", имеет последнюю маленькую букву Алеф. Все буквы ивритского алфавита имеют не только численное значение, но и определённый Духовный смысл. Буква Алеф во всех словах Писания характеризует Творца. И тогда возникает естественный вопрос: Как могло получиться, что буква Алеф в первом слове "Ваикру" - "И воззвал" оказалась маленькой?

До этой первой фразы в Третьей Книге Пятикнижия Творец четыре раза воззвал к Моше. Так сказано во Второй Книге Пятикнижия (Шм 3.4; 19.3; 19.20; 24.46):

3.4: "И увидел Господь, что он подходит посмотреть. И воззвал к нему Б-г из терновника, и сказал: Моше, Моше. И сказал он: Вот я". 

19.3: "И Моше поднялся к Б-гу, и воззвал к нему Б-г с горы, говоря: Так говори дому Якова и скажи сынам Исруайля".

19.20:  "И сошёл Г-сподь на гору Синай, на вершину горы, и воззвал Г-сподь к Моше (подняться) на вершину горы, и взошел Моше".

24.16: "И пребывала слава Г-спода на горе Синай, и покрывало его облако шесть дней. И воззвал Он к Моше на седьмой день из o6лака". 

Во всех этих случаях буква Алеф в конце слова "Ваикру – И воззвал" имеет нормальный размер. Поскольку во всех этих случаях Творец воззвал к Моше в естественных природных условиях.

Однако после того, как Моше построил Храм Г-спода, Творец впервые за всё время существования нашего мира воззвал к Моше из сооружения, специально предназначенного для пребывания в нём Б-жественного присутствия. То есть Творец как бы уменьшил собственное Я, чтобы пребывать в Храме и из него говорить с Моше. И также Творец сказал Моше о назначении ковчега для хранения Скрижалей Завета (Шм 25.22):

"И Я встречу тебя там, и Я буду говорить с тобою из пространства поверх покрытия между двух кэривим, которые на ковчеге свидетельства, и всё, что Я повелю тебе для Cынов Исруайля.".

Поэтому, когда Творец впервые воззвал к Моше из Переносного Храма Г-спода, буква Алеф, характеризующая Творца в первом слове "Ваикру" – маленькая.

Тема

1.1 "И воззвал к Моше, и говорил Г-сподь ему из Шатра Свидетельства так: 2. Говори Сынам Исруайля и скажи им: Когда человек какой-либо из вас пожелает принести жертву Г-споду, то из скота, из крупного и из мелкого, приносите вашу жертву. 3. Если жертва его во всесожжение из крупного рогатого скота, то мужского пола, без порока приведёт его. Ко входу в Шатер Свидетельства перед Г-сподом приведет его по своему желанию. 4. И возложит он свою руку на голову жертвы всесожжения, и будет удовлетворено его желание, чтобы искупить его. 5. И зарежет он бычка перед Г-сподом. И принесут сыновья Аарона, священнослужители, кровь, и бросят (выльют) кровь кругом на жертвенник, который у входа в Шатер Свидетельства. 6. И снимет он кожу с жертвы всесожжения, и разрежет жертву на части. 7. И дадут сыновья Аарона, священнослужителя, огонь на жертвенник, и разложат поленья на огне. 8. И положат сыновья Аарона, священнослужители, части жертвы, голову и половой орган на поленьях, которые на огне, что на жертвеннике. 9. А ее внутренности и ее голени он омоет водой, и воскурит священнослужитель всё на жертвеннике. Это всесожжение, огнепалимая жертва, благоухание приятное Г-споду". 

В первой фразе нашего отрывка сказано: "Когда человек какой-либо из вас пожелает принести жертву Г-споду, то из скота, из крупного и из мелкого, приносите вашу жертву". И здесь сразу возникает вопрос: А зачем, собственно говоря, человек должен возжелать принести жертву Творцу? Для этого, видимо, должна быть какая-либо побудительная причина? Ведь любой скот, а тем более крупный скот, это вполне конкретная ценность, это немалые деньги, это мясо и молоко для семьи, а бык — это ещё и основная рабочая скотина в поле. Значит должны быть достаточно серьёзные причины, чтобы побудить человека привести свою собственную скотину для всесожжения!

Приведенная выше фраза на иврите начинается так: Удум Ки Якрив … Слово Удум – это Человек по-русски. Ки – Когда. Якрив – Приблизит. Слово Удум – Человек, состоит из двух частей: У и Дум. Вначале слова стоит буква Алеф – У на иврите, характеризующая Творца и ту Божественную Душу, которую Он даёт Человеку при его появлении на свет. А вторая часть слова Дум – это Кровь, т.е. Животная Душа человека. После смерти Человека Б-жественная Душа возвращается к Творцу, а Животная Душа остаётся в могиле с костями и прахом мертвого тела.

В процессе своей жизни человек совершает разные поступки, и далеко не всегда они бывают верными, даже если и не попадают под категорию Греха, узаконенного Торой. Человек в процессе жизни всегда стремится к тому, чтобы добиться лучшего благосостояния для себя и для своей семьи. А это благосостояние во многом зависит от благорасположения Творца к данному Человеку. Ибо все дела Человека, и малые, и большие, постоянно поднимаются на Суд Творца. Следовательно, для того, чтобы снять с Человека все возможные его невольные прегрешения, накапливающиеся в его Душе, их надо искупить Кровью скота на жертвеннике Творца путём приношения жертвы всесожжения. И об этой процедуре говорится в нашем отрывке. Причём в Храме Г-спода каждое утро и каждый вечер приносилось по одному самцу из овец во всесожжение для искупления Грехов всего народа Исруайля, вне какой-либо связи с индивидуальными жертвоприношениями. 

Далее в нашем отрывке говорится о процедуре приношения жертвы всесожжения: 1.3 "Если жертва его во всесожжение из крупного рогатого скота, то мужского пола, без порока приведёт его. Ко входу в Шатер Свидетельства перед Г-сподом приведет его по своему желанию".

 Здесь речь идёт о приношении в виде годовалого бычка без порока. В дальнейшем в тексте Торы приведены те изъяны, которые делают приношение недействительным, и это всякого рода порезы, нарывы, болезни, переломы и отклонения от нормальных размеров различных частей тела животного. Причём в качестве жертвы всесожжения во всех случаях приносится только самец, и далее этот момент в нашем отрывке поясняется подробнее.

В конце рассматриваемого абзаца сказано: 4. "И возложит он свою руку на голову жертвы всесожжения, и будет удовлетворено его желание, чтобы искупить его". Спрашивается, зачем надо возлагать руку (правую) на голову жертвы всесожжения? Причём подобная процедура повторяется для всех видов жертв из скота. О приношении полной жертвы сказано (В 3.2): "И возложит он свою руку на голову своей жертвы …" О приношении грехоочистительной жертвы сказано (В 4.4): "… и возложит он свою руку на голову бычка …"

В недельно главе "После смерти" Третьей Книги Пятикнижия, там, где говорится о процедуре Дня Искуплений, сказано (В 16.21): "И возложит Аарон обе свои руки на голову живого козлаи исповедается над ним во всех проступках Сынов Исруайля и во всех их преступлениях, во всех их грехах, и возложит их на голову козла, и отошлет его с человеком нарочным в пустыню". В данном случае Аарон клал обе руки на голову козла, поскольку тот не подлежал жертвоприношению, а оставался живым и отсылался в пустыню. Однако в случае жертвоприношения на голову жертвы кладётся одна рука (правая), и человек исповедуется над своей жертвой, и просит Творца принять её. Поэтому далее сказано: "и будет удовлетворено его желание, чтобы искупить его".

После исповедания над жертвой она подлежит кошерному зарезанию: 5. "И зарежет он бычка пред Г-сподом. И принесут сыновья Аарона, священнослужители, кровь, и бросят (выльют) кровь кругом на жертвенник, который у входа в Шатер Свидетельства. 6. И снимет он кожу с жертвы всесожжения, и разрежет жертву на части. 7. И дадут сыновья Аарона, священнослужителя, огонь на жертвенник, и разложат поленья на огне".

Первые слова этой фразы "И зарежет он бычка" на иврите звучат следующим образом: Вэшухат Эс Бен Абукур … Слово Вэшухас: Вэ – И, Шухас – Зарежет. Эс Бэн Абукур – Бычка. Корень Шухас состоит из двух частей: Шу – Что по-русски, Хас – Грех (в кратком написании без буквы Алеф на конце слова). Т.о. Процедура правильного зарезания скота подразумевает искупление человека от греха, и это еврейская система зарезания скота.

Аналогичную систему зарезания скота используют также мусульмане. И это очень важный момент, как во время приношения скота на жертвенник, так и при употреблении мяса скота, птицы и дичи в еду. Ибо правильно зарезанное мясо скота, дичи и птицы, идущее в пищу Человека, в определённом смысле, искупает грехи этого Человека.

После того, как перерезается примерно половина горла животного, его сердце продолжает работать и выкачивать всю кровь из его тела. Священнослужители собирали всю кровь жертвы и выливали её на жертвенник по его периметру, как сказано: 5. "… И принесут сыновья Аарона, священнослужители, кровь, и бросят (выльют) кровь кругом на жертвенник, который у входа в Шатер Свидетельства". 

Почему именно по периметру жертвенника выливали всю кровь жертвы всесожжения? Жертвенник был размерами примерно 2.5 на 2.5 м и высотой около 1.5 м. В центре жертвенника горели дрова, на которых сжигалась жертва всесожжения. Поэтому для того, чтобы кровь не затушила огонь, её выливали по периметру костра, горящего на жертвеннике.

Затем в нашем отрывке сказано: 6. "И снимет он кожу с жертвы всесожжения, и разрежет жертву на части". Кожа жертвы всесожжения на жертвеннике в Храме не подлежала сожжению, а передавалась тому священнослужителю, который проводил процедуру всесожжения. После снятия шкуры жертва всесожжения разрезалась на части, удобные для приношения на огонь жертвенника. С помощью вил из меди священнослужитель раскладывал эти части жертвы всесожжения на огне костра, горящего на жертвеннике.

Далее в нашем тексте сказано: 7. "И дадут сыновья Аарона, священнослужителя, огонь на жертвенник, и разложат поленья на огне". Здесь коротко говорится о процедуре возжигания огня на жертвеннике каждый день на исходе ночи в начале утренней зарницы. Более подробно об этой процедуре говорится вначале следующей недельной главы "Цав (Заповедай)".

В заключительном абзаце нашего отрывка недельной главы говорится о финальной части процедуры всесожжения: 8. "И положат сыновья Аарона, священнослужители, части жертвы, голову и половой орган на поленьях, которые на огне, что на жертвеннике. 9. А ее внутренности и ее голени он омоет водой, и воскурит священнослужитель всё на жертвеннике. Это – всесожжение, огнепалимая жертва, благоухание приятное Г-споду". 

Из данного отрывка мы видим, что священнослужители раскладывали части разрезанного бычка на огонь жертвенника.

И в конце этой процедуры на огонь жертвенника клали самые главные части бычка: его голову и его половой орган. На иврите сказано: Эс Урош Вэс Апудер. Эс Урош – это Голова, а Вэс Апудер – это И Половой орган. Слово Апудер состоит из нескольких частей: А – определённый артикль, Пудер – собственно Половой орган у скота. Это слово состоит из двух частей. Первая буква Пей – это корень Пуру – Плодить, Давать плоды. А вторая часть слова Дер – это слово Дор, Дорот, означающее Поколение, Поколения. Т.е. слово Пудер означает Плодить Поколения, и это половой орган у скота. Поскольку точно также говорится о половом органе у мелкого скота (В 1.10,12):

1.10 "А если из мелкого скота жертва его, из овец или из коз во всесожжение, мужского пола, без порока принесет ее. … 12. И разрежет он это на его части, и его голову, и его половой орган. И разложит священнослужитель их на поленьях, которые на огне, что на жертвеннике". 

Т.о. половой орган жертвоприношения всесожжения клался на жертвенник одновременно с головой жертвы, как наиболее важная часть приношения.

В конце нашего отрывка говорится о том, что владелец жертвы должен омыть водой её внутренности и голени для того, чтобы священнослужитель мог воскурить их на жертвеннике.

И, наконец, в заключительной фразе нашего отрывка сказано: 

1.9 "… Это – всесожжение, огнепалимая жертва, благоухание приятное Г-споду".

Тот, кто когда-либо готовил мясо на огне, должен представлять, какой запах стоит там, где полностью сжигают мясо на огне. Запах отнюдь далеко не из приятных. Тем не менее, сказано: "… благоухание приятное Г-споду". Почему? Потому что Человек, приносящий жертву всесожжения, понимает, Кто правит этим миром и от Кого зависит его жизнь и благосостояние его потомков. Поэтому Человек делает то, что повелел Творец. И это приятно Творцу!

Подтема

1.10  "А если из мелкого скота жертва его, из овец или из коз во всесожжение, мужского пола, без порока приведёт его. 11. И зарежет его на северной стороне жертвенника перед Г-сподом. И бросят (выльют) сыновья Аарона, священнослужители, его кровь на жертвенник кругом. 12. И разрежет он его на части, и его голову, и его половой орган. И разложит их священнослужитель на поленьях, которые на огне, что на жертвеннике. 13. А внутренности и голени он омоет водой. И принесет все это священнослужитель, и воскурит на жертвеннике. Всесожжение это, огнепалимая жертва, благоухание приятное Г-споду".

Приношение всесожжения из мелкого скота аналогично приношению всесожжения из крупного скота. Во всесожжение приносятся только самцы из овец или из коз без каких-либо внешних пороков или ущербов. При этом человек кладёт свою правую руку на голову жертвы, исповедуется на ней и далее кошерно зарезает её. Во время зарезания священнослужитель собирает всю слившуюся кровь жертвы и затем выливает её на жертвенник, на огонь по всему периметру. Затем с жертвы снимается шкура и отдаётся священнослужителю, приносящему данную жертву. Далее жертва разрезается на части. Причём отдельно отрезают голову и половой орган, которые одновременно выкладывают на жертвенник, на огонь вместе с остальными частями жертвы. Затем внутренности и голени омывают водой, и священнослужитель выкладывает их на жертвенник, на огонь.

В последней фразе сказано: 13. "… Всесожжение это, огнепалимая жертва, благоухание приятное Г-споду". И в предыдущем комментарии уже говорилось, почему жертва всесожжения характеризуется, как "благоухание приятное Г-споду". Тем не менее, хотелось бы ещё раз повторить объяснение этого тонкого момента.

Совершенно очевидно, что запах сгорающего на костре мяса, приятных ощущений у любого человека не вызывает. Спрашивается, так можно ли считать, что этот запах вызывает приятные ощущения у Творца? Или ещё проще, а зачем Ему это нужно?

Совершенно очевидно, что Творца не интересуют ароматические ощущения, свойственные человеку и живым существам. Тогда, что же стоит за фразой "благоухание приятное Г-споду"?

А объяснение этого носит предельно прагматический характер, поскольку жизнь любого человека, в первую очередь, всегда носит прагматический характер. Принося жертву всесожжения, человек "отрывает от себя", отделяет от своего имущества некую сумму, подчас немалую, для того чтобы передать её Творцу, т.е. буквально сжечь на своих глазах, не получив при этом ничего взамен. Вместе с тем, человек, исповедуясь на своей жертве, полагается на помощь Творца в своих земных делах. В этом и состоит высшая степень Веры человека в Творца и в то, что именно Творец управляет этим миром людей.

Сегодня, когда в нашем мире нет Храма Г-спода, человек "отрывает от себя" деньги и отдаёт их на благотворительные цели, тем самым как бы совершая приношение всесожжения на жертвенник Творца.

Тема

1.14 "А если из птиц всесожжение, жертва его Г-споду, то принесет он из горлиц или из самцов голубей жертву свою. 15. И поднесет её священнослужитель к жертвеннику, и отсечёт ей голову, и воскурит на жертвеннике, предварительно выдавив ее кровь на стену жертвенника. 16. И отделит ее зоб в его перьях, и бросит его к востоку от жертвенника, на место пепла. 17. И рассечёт ее вместе с ее крыльями, не отделяя их, и воскурит ее священнослужитель на жертвеннике на поленьях, которые на огне. Всесожжение это, огне-палимая жертва, благоухание приятное Г-споду".

Описание процедуры приношения всесожжения из птиц следует за приношением из крупного и мелкого скота. Почему? Потому что достаток у людей различный, и богатый может принести более дорогую жертву, а бедный может принести дешёвую жертву. Поэтому во дворе Храма продавали скот и птиц для приношения на жертвенник. Так, например, женщина после родов должна была принести в Храм своё жертвоприношение, как об этом говорится в Третьей Книге Пятикнижия (В 12.6):

"Когда же исполнятся дни ее чистоты после рождения сына или дочери, то приведёт она овцу самца годовалого во всесожжение и молодого голубя или горлицу в очистительную жертву к входу в Шатер Свидетельства к священнослужителю".

Поэтому совершенно очевидно, что весь необходимый скот и птица должны были быть в достаточном количестве в храмовом дворе.

Этих-то продавцов скота и птицы для приношений на жертвенник Храма согласно древнегреческой легенде о богочеловеке, и изгонял Иисус. Слабая грамотность авторов древнегреческих легенд во многих вопросах Иудаизма просто поразительна, хотя и объяснима. Их интересовал нееврейский контингент, который, в большинстве своём, был просто безграмотен, а посему и не разбирался в вопросах работы Храма Г-спода. А кроме того свою роль сыграл неверный перевод последней фразы из Книги Пророка Зэхарию. В последней фразе сказано (14.21):

(14.21) "И будет каждый котел в Иерушалаиме и в Ииду святыней Г-споду Ц-ваоту, и придут все приносящие жертвы, и возьмут из них, и будут варить в них, и не будет больше ТОРГОВЦА в доме Г-спода Це-ваота в день тот". 

На иврите сказано "Кэнаани" на месте слова "Торговца". Слово "Кенаани" происходит от имени Кэнуан, четвёртого сына Хума, сына праведного Ноаха, проклятого своим отцом. Т.о. Кэнаани – это Кэнаанеец, потомок Кэнуана. Творец повел Моше и Сынам Исруайля истребить поголовно все семь кэнаанейских народов, живших на той земле, которую завоёвывали евреи. Однако евреи не истребили всех кэнаанейцев, и те продолжали жить среди Сынов Исруайля, и работать на них в качестве рабов, в том числе в Храме Г-спода, что противоречило Заповеди Творца. Т.о. в последней фразе Пророка говорится о том, что "не будет больше кенаанейца в доме Г-спода Це-ваота в день тот". И тот же смысл значения слова "Кэнаани", как Кэнаанеец, в Книге Пророка Зэхарию отмечено в Конкорданции Эвен Эзры – сборнике всех слов в Книгах Священного Писания.

Приношение жертвы всесожжения из птиц отличается от приношения от скота. Вместе с тем, и здесь во всесожжение приносятся только самцы из горлиц или голубей. Вначале священнослужитель отсекает птице голову против затылка, выдавливает кровь из птицы на верхнюю часть стенки жертвенника и бросает голову птицы на огонь на жертвеннике. Затем он отделяет зоб птицы вместе с перьями и бросает его на место пепла к востоку от жертвенника. Далее священнослужитель разрывает птицу в районе груди, как бы раскрывая её, и затем бросает её на огонь на жертвеннике, мясо и внутренности вместе с крыльями и перьями. 

Подтема

2.1  "И Душа, если приблизит жертву в дар Г-споду – пшеничная мука будет приношение её. И выльет на неё масло и положит на неё ладан".

– "И Душа" – Любой вид приношения в Храме осуществлялся для искупления Души человека. Любое приношение скота в Храме обязательно требовало дополнительное хлебное приношение, как сказано в Четвёртой Книге Пятикнижия в недельной главе Пинхус, в разделе приношений (Бм 28.3 – 5):

28.3  "И скажи им: Вот огнепалимая жертва, которую приносить вам Г-споду: Овец годовалых без порока по два в день во всесожжение постоянное. 4. Одну овцу сделай утром, а вторую овцу сделай в межвечерье. 5. И десятую часть эфы пшеничной муки в хлебное приношение, смешанной с маслом, выбитого из олив, четверть ина".

Однако тот, у кого нет достатка, чтобы принести жертву из скота, может принести одно только хлебное приношение, как сказано далее (В 5.11):

 "А если не хватает его достатка на двух горлиц или двух молодых голубей, то принесет он свою жертву за грех, десятую часть эфы пшеничной муки в грехоочистительную жертву. Не выльет на нее масло и не положит на нее ладан, ибо это грехоочистительная жертва".

– "И выльет на неё масло" – Как уже объяснялось выше, масло смешивалось с мукой, и в таком виде эта смесь приносилась в Храм.

– "и положит на неё ладан" – Ладан – это ароматическая древесная смола, получаемая из деревьев рода БосвеллияЛаданного дерева (лат. Boswellia sacra) Ладан представляет собой кусочки смолы, собираемые с деревьев. Поэтому ладан клался отдельно на лист коры или дерева, чтобы потом можно было его целиком воскурить на жертвеннике.

2.2 "И принесет это к сыновьям Аарона, священнослужителям. И возьмёт священнослужитель от него полную горсть муки, смешанной с маслом, со всем её ладаном. И воскурит священнослужитель эту памятную часть на жертвеннике, огнепалимая жертва в приятное благоухание Г-споду".

– "полную горсть муки, смешанной с маслом" – Священнослужитель брал правой рукой из смеси муки с маслом полную горсть.

– "со всем её ладаном" – Левой рукой священнослужитель брал лист с ладаном и затем бросал всё это на огонь на жертвеннике всесожжения. 

– "памятную часть" – То, что бросал священнослужитель на жертвенник, являлось памятной частью от хлебного приношения. Поскольку вся остальная часть приношения шла Аарону и его сыновьям.

2.3  "А оставшееся от хлебного приношения будет Аарону и его сыновьям, святое святых от огнепалимых жертв Г-споду".

– "святое святых" – Т.е. на хлебное приношение распространялось то же правило, что и на все приношения, которые шли священнослужителям. Эти приношения предназначались только для них, и были запрещены для всех остальных евреев.  

Подтема

2.4  "И если ты приблизишь жертву в дар из печёного в печи: булки не квашеные из пшеничной муки, смешанной с маслом, и лепёшки, не квашеные, помазанные маслом".

– "И если ты приблизишь жертву в дар из печёного в печи" – Хлебное приношение в Храм могло быть не только муки, но и в виде готовых не квашенных изделий, испечённых в печи. Они могли быть изготовлены в печи в виде булок или лепешек.

Подтема

 2.5  "А если жертва твоя хлебное приношение на сковороде  : пшеничная мука, смешанная с маслом, не квашенным будет". 

– "А если жертва твоя хлебное приношение на сковороде" – Хлебное приношение могло быть изготовлено и на сковороде в виде блинов или оладьев. И это в народе называлось "маца", т.е. не квашенный хлеб, быстрого приготовления.

2.6 "Раздроби его на крохи и вылей на него масло, хлебное приношение это". 

– "Раздроби его на крохи" – Зачем? От приношения в виде булок, лепёшек, блинов, оладьев и др. брали небольшую часть и дробили её на мелкие кусочки для того, чтобы священнослужитель мог взять от них полную горсть. И далее эту горсть священнослужитель бросал на огонь жертвенника всесожжений в качестве памятной части от хлебного приношения. 

Подтема

2.7  "А если жертва твоя хлебное приношение в глубокой сковородке, то из пшеничной муки с маслом оно должно быть приготовлено". 

– "А если жертва твоя хлебное приношение в глубокой сковородке" – На иврите стоит слово Мархешет, переведенное, как на русский Глубокая сковородка. Это слово только дважды встречается в Священном Писании, и оба раза в Третьей Книге Пятикнижия. И корнем этого слова является Рухаш, которое только один раз встречается в ТАНАХе и переводится согласно Кокорданции Эвен Шушана, как Изливать. А в отношении слова Мархешет в Конкорданции сказано: Глубокая сковородка. По всей видимости хлеб, приготовленный в данной сковородке получался в виде небольших пончиков. И готовились они также, как сегодняшние пончики, когда тесто небольшими порциями выливается в кипящее масло и довольно быстро превращается в съедобный хлебный шарик или лепешку.

2.8  "И ты принесёшь хлебное приношение Г-споду, сделанное из перечисленных выше. И принесёшь его к священнослужителю, и тот поднесёт его к жертвеннику".

– "сделанное из перечисленных выше" – Имеется в виду из печёного в печи, из печёного на скороде, из печёного в глубокой сковороде, о чём шла речь выше. 

2.9  "И возьмёт священнослужитель с хлебного приношения его памятную часть, и воскурит на жертвеннике, огнепалимая жертва в приятное благоухание Г-споду".

– "памятную часть" – Небольшая часть хлебного приношения дробилась на мелкие кусочки, что священослужитель мог взять их горстью и бросить на жертвенник. 

– "и воскурит на жертвеннике" – Все без исключения приношения на жертвенник всесожжений приносились только с восточной стороны жертвенника, против входа в Храм. И исключение составляла только кровь жертв всесожжения и полных жертв, которую выливали на жертвенник кругом по периметру, как об этом говорилось выше.

2.10  "А оставшееся от хлебного приношения принадлежит Аарону и его сыновьям, святое святых от огнепалимых жертв Г-споду. 

2.11  Всякое хлебное приношение, которое приносите Г-споду, не должно быть приготовлено квасным. Ибо любое квасное тесто и любой мед не воскуряйте из него в огнепалимую жертву Г-споду". 

– "не должно быть приготовлено квасным" – Почему в Храме был запрет на приношения из квасного хлеба на жертвенник всесожжения? Ответ достаточно прост: Пресный хлеб – это память Народа Исруайля о выходе из Мицраима. И с этого начинается Первое из Десяти Речений Творца к народу Исруайля с горы Синай (Шм 20.2):

"Я Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли Мицраима, из дома рабского". 

И все Праздники народа, установленные Творцом, привязаны к выходу из Мицраима. О Празднике Песах и Празднике Пресных Хлебов Творец сказал в Мицраиме (Шм 12.8, 14, 15, 17 – 19):

12.8 "И пусть едят мясо в эту ночь, испеченным на огне, и пресный хлеб с горькими травами пусть едят. … 14. И этот день будет для вас памятным, и празднуйте его как Праздник Г-споду, как вечный закон для ваших поколений празднуйте его. 15.  Семь дней ешьте пресные хлебы. Но в первый день устраните квасное тесто из ваших домов. Ибо всякий, кто ест квасное, истреблена будет эта душа из Исруайля, с первого дня по седьмой день. ….  17. И берегите пресные хлебы, ибо в этот самый день Я вывел ваши войска из земли Мицраима. И соблюдайте этот день для поколений ваших как вечный закон. 18. В первом месяце, в четырнадцатый день месяца, вечером, ешьте пресные хлебы до вечера двадцать первого дня месяца. 19. Семь дней квашеное тесто не должна находиться в ваших домах. Ибо всякий, кто ест квасной хлеб, то истреблена будет та душа из общины Исруайля, как поселенец, так и уроженец земли. Никакого квасного хлеба не ешьтеВо всех поселениях ваших ешьте пресные хлебы".

Праздник Седмиц наступает на 50-ый день после окончания Праздника Пресных Хлебов.

Праздник Шалашей назван так в память о Шалашах, в которых остановились Сыны Исруайля на первой стоянке по выходе из Мицраима. И там они ели пресные хлебы, т.к. тесто, вынесенное из Мицраима, не закисло, как сказано (Шм 12.37, 39):

12.37  "И отправились Сыны Исруайля из Рамсеса в Сикос (Шалаши), около шестисот тысяч воинов помимо детей. 39. И они испекли тесто, которое вынесли из Мицраима, пресными лепешками, поскольку оно не стало квасным. Ибо они были изгнаны из Мицраима и не могли задержаться, и даже пищу себе на дорогу не приготовили"

– "любой мед" – В тесто добавляли пчелиный мёд, как сказано о Мане (Шм 16.31):

"И дал ему дом Исруайля имя "мун". И он, как белое семя кориандровое, и вкус его, как лепешка в меду".

В Пятикнижие везде, где говорится о мёде, имеется в виду именно пчелиный мёд. Поскольку Пчела на иврите пишется, как Двора (Далет, Вайс, Райш, Эй). А Мед, который она даёт, как Дваш (Далет, Байс, Шин). И также в Писании многократно сказано о Земле Исруайля, что это "Земля, текущая молоком и мёдом", как сказал Творец Моше при их первом разговоре на горе Синай (Шм 3.17):

"И сказал: Я Выведу вас из-под гнета Мицраима на землю кенаани, и хити, и эмори, и призи, и хиви, и йевуси. На землю, текущую молоком и медом".

Ибо на Святой Земле множество цветущих растений почти круглогодично, и мёд наивкуснейший.  

И также в Конкорданции Эвен Шушуна сказано: Дваш (мёд): Сладкое вещество, производимое пчёлами.

2.12  "Как приношение первых плодов приносите их Г-споду, но на жертвенник они не должны приноситься для приятного благоухания". 

– "Как приношение первых плодов приносите их Г-споду" – Речь идёт о Празднике Седмиц, когда в Храм приносились два квашенных хлеба от нового урожая пшеницы, как будет сказано далее (В 23.16 - 20):

23.16 "До следующего дня после седьмой Субботы отсчитайте пятьдесят дней, и принесите новое хлебное приношение Г-споду.  17. Из ваших селений принесите два хлеба для проведения, из двух десятых эфы тонкой муки, квасными будут они. Это первые плоды Г-споду. 18. И приблизите вы на этот хлеб, семь однолетних овец без порока и одного бычка и двух баранов. И они будут всесожжением Г-споду. И хлебный дар к ним, и возлияние вина к ним, огнепалимая жертва в приятное благоухание Г-споду. 19. И приготовьте одного козла в грехоочистительную жертву, и двух однолетних овец в полную жертву. 20. И священнослужитель совершит проведение ими с хлебами первых плодов перед Г-сподом, вместе с двумя овцами. Святы будут они для Г-спода, для священнослужителя они предназначены". 

Как видим, из всех принесённых квасных хлебов выбирались два, и священослужитель совершал ими проведение совместно с жертвами Праздника Седмиц. А на жертвеннике для воскурения приносили хлебный дар из пресных хлебов. 

2.13  "И всякую жертву твоего хлебного приношения соли солью, и не оставь без соли Договор Б-га твоего на твоё хлебное приношение. При каждой твоей жертве приноси соль". 

– "соли солью" – Соль в те древние времена была очень дорогим продуктом, поскольку на суше не было достаточно источников соли. А выпариванием соли из морской воды человек занялся только два тысячелетия назад. Вместе с тем, соль является одним из самых необходимых минералов для жизнедеятельности человека и животных.   

– "Договор Б-га твоего на твоё хлебное приношение" – Согласно распорядку приношений, в Храме в будни, Субботу и Праздники, на каждое приношение из скота полагалось хлебное приношение, которое должно было быть посолено. 

– "При каждой твоей жертве приноси соль" – Здесь имеется в виду индивидуальные приношения, когда к каждой жертве из скота и птиц полагалось принести в Храм соль. 

Подтема

2.14  "А если ты приносишь хлебное приношение из первых плодов Г-споду, то весенние зерна, жареные на огне,  дробленные зёрна, приноси хлебное приношение твоих первых плодов". 

– "хлебное приношение из первых плодов Г-споду, то весенние зерна" – Здесь речь идёт о приношении в Праздник Пресных Хлебов, в первый весенний месяц года, месяц Авив. И это приношение было из ячменя, который уже начинал созревать.

– "жареные на огне, дробленные зёрна" – Прожаренные на сковороде и раздробленные зёрна относились к категории пресного хлеба, и их можно было приносить на жертвенник. Вместе с тем, сушёные и свежие зёрна относились к категории "квасного хлеба", и их нельзя было приносить на жертвенник, как об этом будет сказано далее (В 23.14):

"Ни хлеба, ни сушёные зёрна, ни свежие зерна не ешьте до того дня, пока не принесете жертву Б-гу вашему. Закон вечный для поколений ваших во всех селениях ваших". 

Здесь говорится о первом дне после окончания Праздника Пресных Хлебов, когда начинался отсчёт "омера" и в Храм приносили сноп (омер) нового урожая пшеницы и приносили к нему всесожжение, как сказано (23.11 – 13):

23.10  Говори сынам Исруайля и скажи им: Когда придете на землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву. И принесите сноп (Омер) от вашей первой жатвы к священнослужителю. 11. И проведение совершит он снопом пред Г-сподом для благоволения к вам.  Назавтра, после Субботы, священнослужитель совершит им проведение. 12. И принесите в день проведения вашего снопа однолетнюю овцу без порока во всесожжение Г-споду. 13. И при нем хлебное приношение: две десятых части эфы тонкой муки, смешанной с маслом для огнепалимой жертвы Г-споду в приятное благоухание, и винное возлияние при нем, четверть ина".

2.15  "И вылей на них масло, и положи на них ладан, это хлебное приношение. 

2.16  И воскурит священнослужитель памятную часть его от его дроблёного зерна и от его елея со всем его ладаном, огнепалимая жертва Г-споду".

– "памятную часть" – Памятная часть воскурялась так же, ка и от всех хлебных приношений, приведенных выше.

Тема

3.1  "А если его приношение полная жертва, если он приносит из крупного рогатого скота, если самца или самку без порока, то приблизит он это перед Г-сподом". 

– "полная жертва" – На иврите сказано Зевах Шлумим. Первое слово Зевах – Жертва, Убой скота. Слово Шлумим происходит от корня Шулайм – Полный, Законченный. Почему он так назван? Потому, что в отличие от жертвы всесожжения, которая полностью сгорает, данная жертва съедается полностью, за исключением нутряного жира, почек и крови, которые сжигаются на жертвеннике всесожжения. Часть жертвы, грудина и правое бедро, съедаются Священослужителями, осуществляющим приношение на жертвенник жиров, почек и крови. А всё остальное съедается тем, кто приносит эту жертву.

– "если самца или самку" – Поскольку в данном случае жертва съедается полностью, здесь разрешено принесение, как самца, так и самки. В отличие от жертв всесожжения, где приносятся только самцы, т.к. голова и половой орган выкладываются вместе на жертвенник, о чём говорилось выше.

3.2  "И положит он свою руку на голову своей жертвы, и зарежет ее при входе в Шатер Свидетельства. И выльют сыновья Аарона, священнослужители, кровь на жертвенник кругом".

Процедура аналогичная той, что осуществляется для жертвы всесожжения, о чём говорилось выше.

3.3  "И принесет он от полной жертвы в огнепалимую жертву Г-споду: нутряной жир, покрывающий внутренности, и весь жир, который на внутренностях. 

3.4  И две почки, и жир, который на них, который на мышцах бедра возле почки, и плёнку, покрывающую печень, вместе с почками отделит их. 

3.5 И воскурят это сыновья Аарона на жертвеннике, поверх жертвы всесожжения, которая на поленьях, что на огне. Огнепалимая жертва в приятное благоухание Г-споду".

Тема

3.6  "А если его приношение полная жертва Г-споду из мелкого скота, то приблизит он самца или самку без порока. 

3.7  Если из овец приносит он свою жертву, то приблизит ее перед Г-сподом. 

3.8  И положит он свою руку на голову своей жертвы, и зарежет ее пред Шатром Свидетельства, и выльют сыновья Аарона ее кровь на жертвенник кругом.

3.9  И принесет он из полной жертвы в огнепалимую приношение Г-споду: ее нутряной жир, весь курдюк, по самый крестец пусть отделит его, и нутряной жир, покрывающий внутренности, и весь нутряной жир, который на внутренностях". 

– "весь курдюк" – Курдюк – это жировое отложение округлой формы в районе хвоста у овец. Жир в курдюке Тора относит к категории нутряного жира, сжигаемого на жертвеннике и непригодного для еды еврея.

3.10  "И две почки, и жир, который на них, который на мышцах бедра возле почки, и плёнку, покрывающую печень, вместе с почками отделит их.

3.11  И воскурит это священнослужитель на жертвеннике. Хлеб огнепалимой жертвы Г-споду". 

– "Хлеб огнепалимой жертвы Г-споду"- Это метафора. Поскольку всё, что сжигается на жертвеннике является как бы Хлебом для Творца.

Тема

3.12  "А если из коз его жертва, то приблизит ее перед Г-сподом. 

3.13  И положит он свою руку на ее голову, и зарежет ее перед Шатром Свидетельства. И выльют сыновья Аарона ее кровь на жертвенник кругом. 

3.14  И принесет из нее своё приношение в огнепалимую жертву Г-споду: нутряной жир, покрывающий внутренности, и весь жир, который на внутренностях. 

3.15  И две почки, и жир, который на них, который на мышцах бедра возле почки, и плёнку, покрывающую печень, вместе с почками отделит их.

3.16  И воскурит их священнослужитель на жертвеннике. Хлеб огнепалимой жертвы в приятное благоухание, весь нутряной жир Г-споду. 

3.17  Закон вечный для поколений ваших во всех селениях ваших. Никакого нутряного жира и никакой крови не ешьте".

– "Закон вечный" – Т.е. этот закон не зависит от существования и работы Храма Г-спода. Поскольку из текста Пятикнижия видно, что придут времена, когда у евреев не будет больше Храма Г-спода, и они будут разбросаны по миру. Однако всё то, что приносилось на жертвенник всесожжения в Храме от полных жертв – есть нельзя, поскольку это Хлеб Г-спода.