Иудаизм

26. Восьмой (Шэмини) 5779 г.

17 – 23 Адар 2 (24 – 30.03.19)

В будущую Субботу читают недельную главу "Шэмини (Восьмой)".

Предыдущая недельная глава заканчивается тем, что приводится порядок посвящения Аарона и его сыновей на священослужение, который осуществлял Моше. В течение семи дней Аарон и его сыновья находились у входа в шатёр свидетельства, а Моше все семь дней повторял процедуру посвящения их в священослужение Творцу.

В нашей недельной главе рассказывается о начале работы Переносного Храма Г-спода, поставленного под горой Синай. В начале главы говорится о приношении Аароном грехоочистительной жертвы за себя и за народ. Далее говорится о гибели двух сыновей Аарона, которые принесли чуждый огонь перед Г-сподом. Затем Творец даёт запрет Аарону и его сыновьям пить вино перед работой в Храме. После этого Моше говорит Аарону и его сыновьям о порядке потребления жертв приношения на святом месте. Далее Моше не находит козла грехоочистительной жертвы, которого сожгли по ошибке. А после этого Творец сообщает Моше и Аарону перечень животных, скота, птиц и рыб, которые можно есть Сынам Исруайля. И в конце главы даются законы ритуальной нечистоты от прикосновения к трупам животных, птиц и пресмыкающихся.

О том, что произошло в Восьмой день 1-го месяца 2-го года по выходе из Мицраима и как это повлияло на установление Творцом Дня Искуплений рассказывается в видео материале 034. "Как и Почему родился День Искуплений" https://www.youtube.com/watch?v=J81T-o9By54&t=2s  или в тексте на сайте http://rabarial.com/video/433-034-kak-i-pochemu-rodilsya-den-iskuplenij

Подтема

9.1 "И было, на восьмой день, призвал Моше Аарона и его сыновей, и старейшин Исруайля. 2. И сказал он Аарону: Возьми себе телёнка в грехоочистительную жертву и барана во всесожжение, без порока, и принеси пред Г-сподом.  3. И Сынам Исруайля говори так: Возьмите козла в грехоочистительную жертву и телёнка, и овцу, годовалых без порока, во всесожжение. 4. И быка, и барана в полную жертву, чтобы принести жертву перед Г-сподом, и хлебное приношение, смешанное с маслом. Ибо сегодня Г-сподь явит Себя вам. 5. И доставили то, что повелел Моше, перед Шатром Свидетельства. И приблизились они, вся община, и стали перед Г-сподом". 

Прежде всего, следует пояснить, почему недельная глава называется "Восьмой".

Итак, от какого времени следует отсчитывать восьмой день? В конце предыдущей Второй Книги Пятикнижия, Книги Шэмос, было сказано (Шм 40.17):

"И было в первом месяце во втором году, в первый день месяца был поставлен Храм".

И в этот же день были помазаны Аарон и его сыновья на священослужение, как сказал Творец Моше (Шм 40.11-16):

40.11  "И помажь сосуд для омовения и его основание, и освяти его. 12. И ты подведи Аарона и его сыновей к входу шатра свидетельства, и омой их водою. 13. И ты одень Аарона в священные одежды, и помажь его, и освяти его, чтобы он служил Мне. 14. И ты подведи его сыновей, и ты одень их в платье. 15. И ты помажь их, как помазал их отца, чтобы они служили Мне. И будет для них их помазание на священослужение вечное для их поколений. 16. И Моше сделал это. Во всем, как повелел ему Г-сподь, так он и сделал".

И далее мы видели в конце предыдущей недельной главы Цав, как Моше повелел Аарону и его сыновьям неотлучно находится у входа в Храм (В 8.35.36):

8.35 "При входе в шатер свидетельства находитесь днем и ночью семь дней, и соблюдайте поручение Г-спода, и не умрете, ибо так было повелено мне. 36. И исполнил Аарон и его сыновья всё, что повелел Г-сподь через Моше".

Таким образом, 1-го числа 1-го месяца 2-го года по выходу Сынов Исруайля из Мицраима был поставлен Храм, и началась неделя посвящения Аарона и его сыновей на священослужение. А 8-го числа 1-го месяца началось священослужение Аарона и его сыновей, и полноценная работа Храма.

Из этого порядка начала работы Храма вытекает один очень важный вывод в отношении начала отсчёта семидневок или Суббот. Поскольку порядок сохранения седьмого дня Субботы евреи получили через месяц после выхода из Мицраима, т.е. в середине второго месяца первого года. И в Субботу никакие работы не производились, в том числе изготовление элементов Храма. Но отсчёт этих семидневок не мог быть бесконечным, как это имеет место сегодня в нашем мире.

Творец задал евреям начало отсчёта месяцев года ещё в Мицраиме, сказав Моше и Аарону (Шм 12. 1,2):

12.1 "И сказал Г-сподь Моше и Аарону на земле Мицраима, говоря: 2. Этот месяц для вас будет головой месяцев, первый он у вас из месяцев года".

Т.о. первый месяц года является началом отсчёта, как месяцев года, так и семидневок, Суббот года. Поэтому 1-ый день 1-го месяца года является первым днём недели, вне зависимости от того, каким днём недели закончилась последняя неделя предыдущего года.

И именно в этот день, 1-ый день 1-го месяца 2-го года был поставлен Храм и помазаны Аарон с сыновьями на священослужение. И также 8-ой день 1-го месяца 2-го года был 1-ым днём недели, когда началась полноценная работа Храма. И этот порядок начала отсчёта Суббот соблюдался в пустыне и в последующие годы существования Походного Храма Г-спода, Первого и Второго Иерусалимских Храмов Г-спода.

Однако после разрушения Второго Храма был установлен бесконечный порядок следования семидневок и декретный порядок отсчёта начала лунных месяцев года, который, как правило, на 1-2 дня отличается от реального начала лунного месяца. Это позволяет реализовывать праздничные дни года в соответствие с существующей ныне Алахой (законом). Однако отмечаемые праздники де-факто не совпадают с соответствующей датой реального лунного календаря, что нарушает саму идею "свидетельства событий" – "моадим", заложенную в Торе.

Причина того, что около 1900 лет назад был установлен именной такой порядок, понятна. В те далёкие времена евреи, разбросанные по всему миру, не могли физически устанавливать каждый новый солнечно-лунный еврейский год в точном соответствии с лунным календарём, и также не могли устанавливать ежегодно новый отсчёт семидневок года. Однако, ущерб от принятого декретного отсчёта, сказывается по сей день, как на еврейском народе, так и на всём мире в целом. 

9.6  "И сказал Моше: Вот что повелел Г-сподь. Вы сделаете это, и явит себя вам Слава Г-спода.

9.7 И сказал Моше Аарону: Подступи к жертвеннику и принеси свою грехоочистительную жертву и свою жертву всесожжения, и искупи себя и свою общину, и принеси жертву народа, и искупи его, как повелел Г-сподь".

– "Подступи к жертвеннику и принеси свою грехоочистительную жертву … и принеси жертву народа" – В чём состояла проблема? Согласно Закону, данному Творцом и приведенному в недельной главе Ваикру, для принесения грехоочистительной жертвы священнослужителя или всего народа порядок работы был иным, чем сейчас требовался от Аарона. Вот, что там сказано (В 4.3 – 12):

4.3   "Если священнослужитель помазанный согрешит в вину народу, то он принесет за свой грех, который он совершил, бычка из скота без порока, Г-споду в грехоочистительную жертву. 5. И возьмет помазанный священнослужитель от крови бычка, и внесет ее в Шатер Свидетельства. 6. И обмакнет священнослужитель свой указательный палец в кровь, и покропит от крови семь раз перед Г-сподом на поверхность священной разделительной завесы. 7. И возложит священнослужитель от крови на роги жертвенника для благовонного курения, который пред Г-сподом, что в Шатре Свидетельства. А всю оставшуюся кровь бычка выльет к основанию жертвенника всесожжения, который при входе в Шатер Свидетельства. 11. А кожу бычка и все его мясо вместе с его головой, и с его голенями, и с его внутренностями, и с его помётом.  12. Всего бычка вынесет за пределы лагеря на место чистое, куда высыпают пепел, и сожжет его на поленьях огнем. На месте высыпания пепла он должен быть сожжен".

Т.о. для выполнения работы по грехоочищению священнослужителя кровь от жертвы вносилась в Шатёр Свидетельства. И поэтому вся жертва, за исключением нутряного жира и почек, сжигалась за пределами лагеря. И точно и также следовало поступить с жертвой грехоочищения для всего народа.

Здесь же, в первый день работы был изменён порядок грехоочищения священнослужителя. И это был тот самый порядок грехоочищения, который Моше совершал над Аароном и его сыновьями в течении семи дней посвящения в священослужение, как сказано в предыдущей недельной главе Цав (В 8.14 – 17):

8.14  "И подвел он (Моше) бычка грехоочистительной жертвы, и возложил Аарон и его сыновья свои руки на голову бычка грехоочистительной жертвы. 15. И зарезал, и взял Моше кровь, и возложил на роги жертвенника (всесожжения) вокруг своим пальцем, и очистил жертвенник. А кровь вылил к основанию жертвенника, и освятил его, чтобы совершать на нем искупление. 16. И взял он весь нутряной жир, который на внутренностях, и жир с печени, и две почки, и их жир, и воскурил Моше это на жертвеннике. 17. А бычка и его кожу, и его мясо, и его помет сжег на огне за пределами лагеря, как повелел Г-сподь Моше".

И этот порядок грехоочищения Аарона и его сыновей подробно изложен во Второй Книге Пятикнижия (Шм 29.1 – 14). Однако нигде не сказано, что подобный порядок грехоочищения священнослужителя следовало делать также в первый день работы Храма Г-спода.

Кроме того, в процедуре грехоочищения священнослужителей в Книге Шэмос сказано, что следует взять бычка (Шм 29.1). И тоже самое сказано в Книге Ваикру в главе Ваикру (В 4.3) и в главе Цав (8.14). Однако в нашей главе Моше велел Аарону взять себе телёнка (В 9.2)!?  

Вполне возможно, что это было определённым искуплением для Аарона за того Золотого Телёнка, которого он сделал по требованию народа, пока Моше находился на горе Синай у Творца (Шм 32.2):

32.2 "И сказал им Аарон: Снимите золотые кольца, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите мне. 3. И сняли они, весь народ, золотые кольца, которые в их ушах, и принесли Аарону. 4. И взял он из их рук, и придал этому форму, и сделал это тельцом литым. И сказали они: Вот божество твоё Исруайль, которое вывело тебя из земли Мицраима". 

Как видим, вопросов к тому, что повелел Моше сделать Аарону в качестве грехоочистительной жертвы за себя, более чем достаточно, несмотря на то, что всё это делалось по повелению Творца: 9.6 "И сказал Моше: Вот что повелел Г-сподь. Вы сделаете это, и явит себя вам Слава Г-спода".

Далее сказано:

9.8  "И подступил Аарон к жертвеннику, и зарезал телёнка грехоочистительной жертвы, который для него. 9. И принесли сыновья Аарона кровь к нему, и обмакнул он свой палец в кровь, и возложил на роги жертвенника. А кровь вылил к основанию жертвенника. 10. А нутряной жир и почки, и жир с печени от очистительной жертвы воскурил он на жертвеннике, как повелел Г-сподь Моше. 11. А мясо и кожу сжег на огне за пределами лагеря. 12. И зарезал он жертву всесожжения. И доставили сыновья Аарона ему кровь, и он бросил его на жертвенник кругом. 13. И жертву всесожжения подали ему по ее частям и голову, и воскурил он это на жертвеннике. 14. И омыл он внутренности и голени, и воскурил на всесожжении на жертвеннике". 

В принципе, согласно порядку искупления грехоочистительной жертвы кого-либо, изложенному в главе Ваикру, священнослужитель обязан варить и есть мясо жертвы, если от её крови не вносилось во внутрь Шатра Свидетельства. Однако в данном случае сам Аарон искупал себя и всех священнослужителей. Поэтому он не мог есть мясо данной грехоочистительной жертвы также, как и Моше искупавший Аарона и его сыновей в течении семи дней посвящения, сжигал всю грехоочистительную жертву за лагерем.

9.15  "И подвел он жертву народа. И взял он козла грехоочистительной жертвы, который для народа, и зарезал его, и совершил им грехоочистительное жертвоприношение, как первым". 

– "И взял он козла грехоочистительной жертвы, который для народа" – В недельной главе Ваикру говорится следующее о грехоочистительной жертве народа (В 4.13 – 21):

4.13. "А если вся община Исруайля по ошибке согрешит, и сокрыто будет от глаз общества, и они совершили что-либо одно из всех заповедей Г-спода, чего делать не следует, и провинились. 14. И осознан будет грех, которым они согрешили. И принесет общество бычка из скота в грехоочистительную жертву, и приведут его перед Шатром Свидетельства. 15. И возложат старейшины общины руки свои на голову бычка перед Г-сподом, и зарежут бычка перед Г-сподом. 16. И внесет помазанный священнослужитель от крови бычка в Шатер Свидетельства. 17. И обмакнет священнослужитель свой указательный палец в кровь, и покропит семь раз перед Господом на поверхность разделительной завесы. 18. И от крови возложит на роги жертвенника, который пред Г-сподом, который в Шатре Свидетельства. А всю кровь выльет к основанию жертвенника всесожжения, который при входе в Шатер Свидетельства. 19. И весь его жир извлечет из него и воскурит на жертвеннике. 20. И сделает он с этим бычком так, как сделал с бычком грехоочистительной жертвы (священнослужителя), так сделает с ним. И искупит их священнослужитель, и простится им. 21. И вынесет бычка за пределы лагеря, и сожжет его, как сжег первого быка. Это грехоочистительная жертва общины".

И отсюда мы видим, что в нормальном случае грехоочистительной жертвой народа является бычока не козёл, как в нашем случае. И кровь его вносится в Шатёр Свидетельства. А значит далее весь бык сжигается за пределами лагеря.

 "и совершил им грехоочистительное жертвоприношение, как первым" – В нашем случае в первый день работы Храма, согласно указанию Творца, в качестве грехоочистительной жертвы за народ был взят козёл, а не бычок! И его кровь не вносилась в Шатёр Свидетельства! А в этом, случае согласно Закону, обязаны варить и есть мясо грехоочистительной жертвы, подобно грехоочистительной жертве правителя (В 4.22 - 26):

4.22 "Если правитель согрешит и совершит что-либо одно из всех заповедей Г-спода Б-га его, чего делать не следует, ошибётся и провинится. 23. Или станет ему известно о его грехе, в чем он согрешил, то принесет он в свою жертву козла, самца без порока. 24. И возложит он руку свою на голову козла, и зарежет его на месте, где режут жертву всесожжения, перед Г-сподом.  Это грехоочистительная жертва. 25. И возьмет священнослужитель от крови грехоочистительной жертвы своим пальцем, и возложит на роги жертвенника всесожжения. А кровь ее выльет к основанию жертвенника всесожжения. 26. И весь её нутряной жир воскурит на жертвеннике, как нутряной жир полной жертвы. И искупит его священнослужитель от его греха, и простится ему".

Т.о. в данном случае на жертвенник всесожжения возлагался только нутряной жир жертвы. А мясо этой жертвы едят священнослужители, как сказано (В 6.17 – 23):

6.17  "И говорил Г-сподь Моше так: 18. Говори Аарону и его сыновьям так: Вот учение о грехоочистительной жертве. На том месте, где режут жертву всесожжения, там будет зарезана грехоочистительная жертва пред Г-сподом, святое святых она. 19. Священнослужитель, который приносит её как грехоочистительную жертву, будет есть её. На святом месте следует её есть, во дворе Шатра Свидетельства. 20. Всё, что коснётся её мяса, осветится. А если от её крови брызнет на одежду, то, на что брызнуло, вымой на месте святом. 21. И глиняный сосуд, в котором она варилась, следует разбить. А если она варилась в медном сосуде, то он должен быть вычищен и вымыт водой. 22. Всякий мужчина из священнослужителей может есть её, святое святых она". 

Следовательно, в нашем случае священнослужители были ОБЯЗАНЫ есть мясо грехоочистительной жертвы народа.

Однако в нашем случае сказано, что мясом грехоочистительной жертвы народа поступили "как (с) первым", как в грехоочистительной жертвой Аарона, т.е. сожгли всю жертву, кроме нутряного жира, за пределами лагеря!!!

И это была очень серьёзная ошибка Аарона, поскольку по сути дела, он НЕ ИСКУПИЛ НАРОД в первый день работы Храма Г-спода!!!

9.16  "И подвел он жертву всесожжения, и совершил он ее по закону". 

В данном случае жертва всесожжения народа была сделана точно по Закону Торы. Однако это никоим образом не заменяло отсутствие грехоочистительной жертвы народа, сделанной не по Закону.

  9.17  "И принёс он хлебное приношение, и наполнил свою руку из него, и воскурил на жертвеннике, помимо утреннего всесожжения. 18. И зарезал он быка и барана, полную жертву, которая для народа. И доставили сыновья Аарона ему кровь, и он бросил его на жертвенник кругом. 19. И нутряной жир от быка, и от барана, курдюк, и сальник, и почки, и жир с печени. 20. И они положили эти жиры на грудины, и воскурил он эти жиры на жертвеннике. 

9.21 А грудинами и правой голенью совершил Аарон проведение пред Г-сподом, как повелел Моше".

Поскольку грудина и правая голень от полного приношения народа, согласно Закону предназначалась для еды священнослужителям, Аарону и его сыновьям.

9.22  "И поднял Аарон свои руки к народу, и благословил их. И спустился он, совершив грехоочистительную жертву и всесожжение, и жертву полную".

Как видим, в конце работы Аарон благословил народ, и тогда по плану должна была бы явиться Слава Творца, и сойти огонь с неба, и сжечь все приношения на жертвеннике, как сказано в начале главы (В 9.6,7): 6. "И сказал Моше: Вот что повелел Г-сподь. Вы сделаете это, и явит себя вам Слава Г-спода. 7. И сказал Моше Аарону: Подступи к жертвеннику и принеси свою грехоочистительную жертву и свою жертву всесожжения, и искупи себя и свою общину, и принеси жертву народа, и искупи его, как повелел Г-сподь".

– "И спустился он" - Однако Слава творца не явилась и огонь с неба не сошёл из-за ошибки в приношении грехоочистительной жертвы за народ. Т.е. фактически Аарон Не Искупил народ на жертвеннике Храма, и это очень серьёзная ошибка в работе.

Поэтому в тексте на иврите по окончании работы Аарона сказано: Ваиред – И сошёл онИ спустился он. Спрашивается, откуда мог спуститься Аарон?

Жертвенник всесожжений был высотой около 1.5 м, т.е. на уровне груди мужчины, специально для того, чтобы все приношения на него можно было бы делать с земли. Т.е. священнослужитель подходил к жертвеннику и клал на горящий огонь все необходимые части приношения и выливал кровь по его периметру или к его основанию в зависимости от вида жертвоприношения. Следовательно, у Аарона не было необходимости спускаться с какого-либо возвышения! И если это так, то о чём же идёт речь в нашем тексте?

После выполнения всех положенных приношений первого дня Аарон должен был духовно подняться, как Главный Священнослужитель в Храме Г-спода. Однако из-за допущенной им ошибки этого не произошло, и в результате он спустился с той духовной высоты, на которую поднимался, впервые выполняя перед Творцом искупление священнослужителей и всего остального народа.

Ситуация оказалась критической, поскольку после всей работы, проведенной Аароном, благословление Творца не пришло на жертвенник в Храме. Причину этого нарушения на тот момент не знал никто. Однако Моше понимал, что так быть не должно. Поэтому далее в нашем тексте сказано (В 9.23,24):

9.23 "И вошел Моше и Аарон в Шатер Свидетельства. И вышли они, и благословили народ. И явилась Слава Г-спода всему народу. 24. И вышел огонь от Г-спода, и сжёг на жертвеннике всесожжение и нутряной жир. И увидел весь народ, и возликовали они, и пали они на свои лица".

– "И вошел Моше и Аарон в Шатер Свидетельства" – В данном тексте об обоих сказано в единственном числе: "И вошёл …" Почему? Потому что Аарон оказался в данной ситуации как бы приложением к Моше. Он проделал всю работу на жертвеннике правильно, как ему казалось, но не смог подняться в духовном плане. А Моше вошёл в Храм для того, чтобы молить Творца даровать народу своё благоволение народу. И в результате молитва Моше к Творцу в Храме была принята. Поэтому о выходе обоих из Храма уже сказано: "И вышли они, и благословили народ". Т.е. Моше исправил духовную ситуацию с Аароном.

И тогда произошло то, что должно было произойти ранее, если бы Аарон не ошибся при искуплении народа. Сошёл огонь от Творца, сжёг все приношения на жертвеннике, и народ возликовал, увидев, что Творец принял приношения Аарона.

10.1 "И взяли сыновья Аарона, Нудув и Авии, каждый свой совок, и положили на них огонь, и возложили на него курение. И принесли они перед Г-сподом чужой огонь, чего им не было велено. 2. И вышел огонь от Г-спода, и сжёг их, и умерли они пред Г-сподом. 3. И сказал Моше Аарону: Это то, что говорил Г-сподь так: Через близких Мне Я освящусь и пред всем народом Я буду почитаем. И безмолвствовал Аарон".

Между текстом о сожжении двух сыновей Аарона и предыдущим текстом нет промежутков в тексте свитка Торы. А это значит, что история сожжения двух сыновей Аарона является прямым продолжением предыдущего текста и входит составной частью в перечень всего происшедшего во время первого приношения Аарона на жертвеннике.

Кроме того, буквально одними и теми же словами сказано о сожжении огнём Творца приношений на жертвеннике и о сожжении двух сыновей Аарона: "И вышел огонь от Г-спода, и сжёг на жертвеннике всесожжение и нутряной жир"; "И вышел огонь от Г-спода, и сжёг их, и умерли они перед Г-сподом".

Т.о. сожжение двух сыновей Аарона было, как бы, запланировано изначально, как одна из процедур первого дня работы Храма Творца.         

Следует отметить, что история с гибелью старших сыновей Аарона всегда была малопонятна и вызвала большое разнообразие версий, объясняющих произошедшее.

Прежде всего, следует сказать, что Нудув и Авии, старшие сыновья Аарона, входили в круг высших руководителей общины. Так перед получением Скрижалей Свидетельства, согласно указанию Творца, Моше и руководители общины поднимались на гору к Творцу. Вот что сказано об этом эпизоде во Второй Книге Пятикнижия (Шм 24.1,9 – 11):

24.1 "И Он сказал Моше: Взойди к Г-споду, ты и Аарон, Нудув и Авии, и семьдесят старейшин Исруайля, и поклонитесь издали. …

24.9 И взошел Моше и Аарон, Нудув и Авии, и семьдесят старейшин Исруайля. 10. И видели они Б-га Исруайля. А под Его ногами как бы кирпичи из сапфира и по чистоте, как само небо. 11. И на избранных из Сынов Исруайля не простер Он руки Своей. И видели они Б-га, и ели и пили".

Т.е. в списке приглашённых к Творцу Нудув и Авии шли сразу же после Моше и Аарона, и это говорит об их достаточно высоком положении в общине. Причём здесь надо обязательно отметить, что никто из списка людей, поднимавшихся к Творцу, в дальнейшем не вошёл в землю кенанейских народов для её завоевания – все умерли. Нудув и Авии умерли в первый день работы Храма Г-спода. Семьдесят старейшин общины умерли в течение сорока лет пребывания в пустыне согласно постановлению Творца. Аарон и Моше умерли в последний сороковой год пребывания в пустыне. Т.о. можно достаточно уверенно полагать, что Нудув и Авии изначально были предназначены в качестве жертвоприношения при начале работы Храма Г-спода.

Почему? Потому что работа в Храме была сопряжена с большими опасностями для священнослужителей. У них было очень много строгих ограничений и запретов, и почти все они могли привести к смерти священнослужителя. Поэтому с самого начала священнослужителям и всей общине следовало увидеть собственными глазами ту ответственность, которая возложена на работающих в Храме, и ту опасность, которая сопряжена с работой в нём. 

Как сказано в тексте, главная ошибка старших сыновей Аарона состояла в том, что: "И принесли они пред Г-сподом чужой огонь, чего им не было велено ". Из данной фразы следуют три версии.

Во-первых, приношение воскурения вне стен храма не было предусмотрено никакими правилами работы в Храме. Следовательно, это была самодеятельность двух братьеввзявших на себя решение о том, что надо, а что не надо делать в Храме. Причиной этого стало то, что после окончания работы их отца Аарона по искуплению народа, огонь Творца не спустился с неба на жертвенник всесожжения. А Моше вместе с Аароном вынуждены были зайти во внутрь Храма, что также не было предусмотрено программой работ. Поэтому Нудув и Авии могли решить, что настало их время для того, чтобы сменить Моше и Аарона на их посту. И тогда они решили принести воскурение перед Творцом, которое не было предусмотрено правилами работ в Храме.

Во-вторых, Нудув и Авии могли взять огонь на свои совки не с жертвенника всесожжения, а с костра, горевшего во дворе Храма, на котором священнослужители варили мясо от жертвоприношения. Однако на этот огонь нельзя было приносить воскурение Творцу.

В-третьих, сказано в Четвёртой Книге Пятикнижия о смерти двух Сыновей Аарона (Бм 3.4): "И умер Нудув и Авии перед Г-сподом, когда принесли чужой огонь пред Г-сподом в пустыне Синай, а сыновей у них не было. И остались работать священнослужителями Элузур и Исумур пред лицом своего отца Аарона". Т.е. Нудув и Авии, будучи уже в довольно зрелом возрасте, около 50 лет, не имели сыновей! А это означает, что они не оставили при жизни мужского потомства для продолжения священослужения Творцу, и это, видимо, можно было бы засчитать им в качестве греха!  

В результате оба старших сына Аарона погибли на глазах у всей общины, что было крайне важно. Ибо их публичная смерть показала общине всю меру ответственности тех, кто работает в Храме Г-спода.

10.4 "И призвал Моше Мишуайля и Элцуфуна, сыновей Изиайля, дяди Аарона, и сказал им: Подойдите, вынесите ваших братьев из Святилища за пределы стана. 5. И подошли они, и вынесли их в их платьях за пределы стана, как повелел Моше. 6. И сказал Моше Аарону и Элузуру, и Исумуру, его сыновьям: Головных волос ваших не отпускайте и одежд ваших не разрывайте, чтобы вам не умереть, и чтобы не разгневался Он на всю общину. А ваши братья, весь дом Исраэля, оплакивать будут сожженное, что сжёг Г-сподь. 7. И от входа в Шатер Собрания не отходите, чтобы вы не умерли, ибо на вас масло помазания Г-спода. И поступили они по слову Моше". 

Из текста видно, что священнослужителю запрещено дотрагиваться до мёртвого тела. Поэтому Моше призвал левитов, сыновей дяди Аарона, и поручил им вынести мёртвые тела с территории Храма за пределы лагеря. Кроме того, сказано, что они вынесли сгоревших сыновей Аарона в их платьях. Т.е. огонь, вышедший от Творца, сжёг только тела, как, например, погибает человек, попавший под электрический разряд высокого напряжения, а платья их остались в целости и сохранности.

И также отсюда видно, что в Храме действовали достаточно жёсткие правила. Аарону и его сыновьям были запрещены любые действия, связанные с похоронами и оплакиванием погибших, поскольку других священнослужителей на этот момент в Храме ещё не было. Из данного отрывка следует, что священнослужители в Храме систематически обривали волосы на голове. А человеку, скорбящему о мёртвом, следует надорвать верхнюю одежду и отпустить волосы.

Тема

10.8  "И говорил Г-сподь Аарону так: 9. Вина и пьянящего не пей ни ты, ни твои сыновья с тобою, когда вы входите в Шатер Свидетельства, чтобы вы не умерли".

– "Вина и пьянящего" – Под термином "вино" имеется в виду только виноградное сухое вино, молодое или выдержанное. Под термином "пьянящее" имеется виду спирт, полученный из виноградного вина любой крепости и выдержки, а также алкогольный напиток, полученный из любых плодов и злаков.

– "не пей … когда вы входите в Шатер Свидетельства, чтобы вы не умерли" – Почему говорится о запрете употребления вина и пьянящего и почему говорится именно здесь? Любое приношение скота на жертвенник в Храме всегда сопровождалось возлиянием вина на жертвенник. Вот что сказал Творец Моше о порядке ежедневного приношения на жертвенник в Храме (Шм 29.38 - 42):

29.38 "И вот что ты будешь приносить на жертвенник: Однолетних овец (самцов), двух в день, постоянно. 39. Одну овцу ты принесёшь утром, а вторую овцу ты принесёшь в межвечерье. 40. И десятую часть (эфы) тонкой муки, смешанной с четвертью ина битого масла, и для возлияния четверть ина вина на одну овцу. 41. А вторую овцу ты принесёшь в межвечерье. Так же, как хлебное приношение и возлияние утром, так ты принесёшь его в приятное благоухание огнепалимую жертву Г-споду. 42. Всесожжение постоянное для ваших поколений, при входе в Шатер Свидетельства перед Г-сподом, где Я буду свидетельствовать вам там, чтобы говорить с тобою там".

Т.о. священнослужители должны были дважды в день утром и вечером возливать вино на жертвенник всесожжения. А кроме того священнослужители после окончания своей работы на жертвеннике всесожжения были обязаны есть мясо от полных жертв и от грехоочистительных жертв. И совершенно естественно, что они ели мясо, запивая его виномТ.о. вино было самым обиходным напитком в Храме.

Храм начал свою работу восьмого числа второго месяца второго года по выходе из Мицраима. И эти слова о запрете пить вино и пьянящее перед входом в Храм для работы Творец сказал священнослужителям в этот же первый день начала работы Храма. Поскольку нигде ранее об этом не говорилось.

Каждый день в начале утра, при выходе зарницы, священнослужители должны были входить в Храм для замены хлебов, для работы с семисвечником и для воскурения благовоний на золотом жертвеннике.  И эту же работу они должны были делать после захода солнца. Следовательно, священнослужителям было запрещено пить вино перед предстоящей работой внутри Храма. Причём нарушение этого положения каралось смертью. И это общее правило для всех запретов, касающихся священнослужителей.

Ну, а почему об этом говорится именно здесь, сразу же после смерти двух сыновей Аарона и после запрета Моше для священнослужителей на проведение траура по ним?

Траур – это тяжёлое состояние человека, которое всегда у всех народов и во все времена сопровождалось приёмом алкогольных напитков для снятия стресса. Поэтому именно сейчас было важно сказать священнослужителям, что на них лежит очень высокая ответственность – работа по искуплению Народа Исруайля, работа в Храме Творца нашего мира. Следовательно, запрет для священнослужителей на проведение траура по погибшим был сопряжён с запретом на излишний приём алкогольных напитков.

10.10  "И чтобы вы могли различать  между святым, и между будничным, и между нечистым, и между чистым". 

Различие между святым и будничным было в одежде и в еде для священнослужителей. Так сказано об очищении жертвенника всесожжения (В 6.3,4):

6.3 "И наденет священнослужитель свое платье льняное, и штаны льняные наденет на тело свое, и поднимет пепел, который образовался на жертвеннике после сожжения жертвы всесожжения, и положит его возле жертвенника. 4. И снимет одежды свои, и облачится в одежды другие, и вынесет пепел за пределы стана на место чистое".

Т.е. в Храме священнослужители были обязаны все работы выполнять только в священной одежде, а за пределами Храма, только в будничной одежде.

А вот что сказано о хлебном приношении на жертвенник всесожжения (В 6.9 – 11):

 6.9  "А оставшееся от него будут есть Аарон и его сыновья. Как пресный хлеб они должны есть его на святом месте. Во дворе Шатра Свидетельства они будут его есть. 10. Не должен хлеб быть испечённым из закваски. Ибо его дал Я им в долю из Моих огнепалимых жертв. Этот хлеб – святое святых, как грехоочистительная жертва и как повинная жертва. 11. Всякий муж из сыновей Аарона будет есть этот хлеб — установление вечное для поколений ваших от огнепалимых жертв Г-споду. Все коснувшееся до него будет свято". 

Следовательно, хлебное приношение являлось святым, его следовало есть только в Храме, и поэтому оно было запрещено для вынесения с территории Храма. И точно такой же статус был у мяса грехоочистительной и повинной жертв, которое священнослужители были обязаны есть для искупления грешников.

Что же касается полной жертвы, то её можно было есть в любом месте, в том числе и те части, которые были предназначены для священнослужителя, приносившего эту жертву на жертвенник. Однако в отношении полной жертвы были ограничения по времени её потребления, как сказано (В 7.15 – 21):

7.15  "А мясо его полной благодарственной жертвы  в день ее жертвоприношения нужно есть, не оставит от него до утра. 16.  А если по обету или доброхотный дар приносимая им жертва, то в день приношения его жертвы следует есть, и на следующий день можно есть оставшееся от нее. 17. А оставшееся от мяса жертвы на третий день на огне должно быть сожжено. 18. Если же будет съедено от мяса его полной жертвы на третий день, благоволения не обретет приносящий это, не зачтется ему, т.к. отвратительным будет это. И человек, который съест от этого (на третий день), вину свою понесет. 19.  И мясо, коснувшееся чего-либо нечистого, не следует есть, на огне оно будет сожжено. Мясо же (полной жертвы) всякий чистый может есть его. 20. И тот, кто ест мясо полной жертвы, которая Г-споду, и нечистота его на нем, то искоренен будет такой человек из своего народа. 21.  И если человек коснется чего-либо нечистого: нечистоты человеческой, или нечистого скота, или какого-либо гада нечистого, и будет есть от мяса полной жертвы, которая Г-споду, то искоренен будет такой человек из своего народа".

Как видим, здесь приведены достаточно жёсткие временные рамки для потребления мяса полной жертвы, принесенной на жертвенник в Храме. Причём нарушение этих условий засчитывается человеку, как грех.

И здесь же приведен пример различения между чистым и нечистым. Т.е. мясо жертвы может стать нечистым от прикосновения к чему-либо нечистому, и человек может стать нечистым от того же. А в этом случае, если человек ест нечистое мясо приношения или он сам нечист при потреблении мяса приношения, то наказанием для него является искоренение из своего народа, т.е. преждевременная смерть.

10.11  "И учить Сынов Исруайля всем законам, которые говорил вам Г-сподь через Моше".

На священнослужителях Храма лежала обязанность не только выполнять свою очень непростую работу, но и учить народ законам Творца, поскольку нарушение законов во многих случаях каралось очень жёстко. Поэтому священнослужители и левиты исполняли в народе функции судей, хранителей законов Творца и учителей народа.

И также из данного отрывка мы учим, что еврей, выпивший вино, не может выполнять функции судьи или учителя, комментирую Законы Творца.

Тема

10.12  "И говорил Моше Аарону, и Элузуру и Исумуру, оставшимся его сыновьям: Возьмите хлебное приношение, оставшееся от огнепалимых жертв Г-споду, и ешьте его, как пресный хлеб, возле жертвенника, ибо святое святых это".

– "оставшимся его сыновьям" – Сыновьям Аарона, оставшимся после гибели Нудува и Авии.

– "хлебное приношение, оставшееся от огнепалимых жертв Г-споду" – Здесь имеется в виду хлебное приношение, которое является обязательным дополнением для всех видов жертв из скота, принесенных в этот день.

Обращает на себя внимание то, что об Элузуре и Исумуре, сказано "оставшимся его сыновьям" и о хлебном приношении сказано "оставшееся от огнепалимых жертв Г-споду". Т.е. погибшие старшие сыновья Аарона фактически явились "огнепалимой жертвой Г-споду".

– "как пресный хлеб" – Поскольку хлебные приношения представляли собой пшеничную муку, смешанную с маслом, то из неё следовало испечь во дворе Храма пресный хлеб. А кроме того хлебные приношения к полным жертвам представляли собой пресных хлеб различных видов.

10.13  "И ешьте его на святом месте, ибо это закон для тебя и закон для твоих сыновей от огнепалимых жертв Г-спода. Ибо так повелено мне".

 – "Ибо так повелено мне" – И об этом, о хлебных приношениях, подробно говорится в недельной главе Ваикру (В 2.1 – 16).

10.14  "И грудина проведения и голень возношения ешьте на чистом месте, ты и твои сыновья, и твои дочери с тобой. Ибо это закон для тебя и закон для твоих сыновей, даны они от полных жертв Сынов Исруайля. 15. Голень возношения и грудина проведения с огнепалимыми жертвами нутряных жиров будут они принесены, чтобы совершить проведение пред Г-сподом. И будет это тебе и твоим сыновьям с тобою законом вечным, как повелел Г-сподь". 

О грудине проведения и голени возношения более подробно говорится в недельной главе Цав (В 7.28 – 38).

10.16  "И козла грехоочистительной жертвы искал Моше, и вот он сожжен. И разгневался он на Элузура и на Исумура, сыновей Аарона, оставшихся, говоря: 

– "И козла грехоочистительной жертвы искал Моше" – И это грехоочистительная жертва народа, о чём говорилось выше.

10.17  "Почему вы не ели жертву грехоочистительную на месте святом, ибо святое святых она. И ее дал Он вам, чтобы снять грех общины, искупить их пред Г-сподом".

– "Почему вы не ели жертву грехоочистительную на месте святом" – И мясо этой жертвы следовало есть, как мясо козла грехоочистительной жертвы правителя, о чём говорилось выше.

– "И ее дал Он вам, чтобы снять грех общины, искупить их пред Г-сподом" – Следовательно, грех общины не был снят, и община не была искуплена перед Г-сподом, о чём говорилось выше.

10.18  "Ведь не была внесена кровь ее во внутрь Святилища. Вы должны были есть ее на святом месте, как я повелел".

– "Ведь не была внесена кровь ее во внутрь Святилища" – Именно в этом состоит отличие грехоочистительной жертвы. Если её кровь вносится во внутрь Храма, то её не едят, а если нет – то её едят священнослужители, о чём говорилось выше. 

 – "как я повелел" – А вот этого в тексте фактически не было, из-за чего и произошло серьёзное нарушение порядка искупления народа в первый день работы Храма, о чём говорилось выше.

10.19  "И говорил Аарон Моше: Ведь сегодня (впервые) принесли грехоочистительные жертвы и всесожжения перед  Г-сподом,  и такое случилось со мной.  Если бы ел я грехоочистительную жертву сегодня, было бы это хорошо в глазах Г-спода?"

 – "Если бы ел я грехоочистительную жертву сегодня" – Аарон имел в виду гибель двух своих старших сыновей. И мог ли он в данной ситуации есть грехоочистительную жертву народа, что являлось искуплением для народа?

– "было бы это хорошо в глазах Г-спода?" – Аарон полагал, что в данной ситуации у него не было права есть мясо грехоочистительной жертвы, и это было бы хорошо в глазах Творца. Однако в данном случае он ошибался, поставив себя на место Творца. Ибо Закон Творца об обязательном потреблении священнослужителями грехоочистительных жертв, кровь которых не вносилась в Храм, исключений не имел!

10.20  "И услышал Моше. И было это хорошо в его глазах".

– "И услышал Моше" – Моше услышал довод Аарона в связи с гибелью его сыновей и принял его.

– "И было это хорошо в его глазах" – И это было серьёзной ошибкой Моше, который в данной ситуации подобно Аарону поставил себя на место Творца. В этой ситуации фактически ничего исправить уже было нельзя, поскольку огонь с неба от Творца сжёг все приношения на жертвеннике. Поэтому повторное приношение грехоочистительной жертвы народа было бы бессмысленно. Однако осознание совершённой ошибки могло бы позволить обратиться к Творцу за помощью. Но этого сделано не было.

Тема

11.1  "И говорил Г-сподь Моше и Аарону, сказав им:"

Здесь Творец обращается одновременно к Моше и Аарону, поскольку далее речь пойдёт о чистых и нечистых животных скоте, птицах и рыбах. И этот раздел должен быть очень хорошо истолкован Народу Исруайля. Ибо от того, насколько хорошо будет понят этот раздел, зависела жизнь Народа, как было сказано в предыдущей недельной главе Цав (В 7.21):

"И если человек коснется чего-либо нечистого: нечистоты человеческой, или нечистого скота, или какого-либо пресмыкающегося нечистого, и будет есть от мяса полной жертвы, которая Г-споду, то искоренен будет такой человек из своего народа".

А пустыне, где в течении 39 лет Храм стоял внутри лагеря Сынов Исруайля, любой скот для еды в семье должен был быть приведен в Храм и зарезан, как полная жертва. И это означало, что все члены семьи, сидящие за столом, должны были быть ритуально чистыми и прикасаться к трупам нечистых животных, кишащих, пресмыкающихся и птиц. 

Поэтому Моше подробно объяснял этот раздел руководителям колен, а они руководителям тысяч, и далее руководителям сотен, пятидесяти, десяти, и так вплоть до каждого еврея. А те в свою очередь объясняли своим женам и детям.

А Аарон объяснял этот раздел священослужителям и левитам, которые были судьями, судили и учили весь народ.  

11.2  "Говорите Сынам Исруайля так: Вот живое, которое вы можете есть, из всего скота, что на земле".

– "Вот живое" – Стоит в единственном числе, потому что далее приводятся два признака чистого животного, которое включает в себя также и вид домашнего животного, предназначенного исключительно для нужд человека и для жертвоприношения в Храм, именуемого "скот".  

11.3  "Всё, что имеет копыто, которое раздвоено, и жует жвачку из скота, такое ешьте".

– "имеет копыто, которое раздвоено " – Т.е. все животные, которые не имеют копыта, их нельзя есть и пользоваться их трупами. А копыто в нижней своей части, опирающейся на землю, должно быть раздвоено на две половины.

– "жует жвачку" – Прежде всего это травоядное животное, а не хищное. И такое травоядное животное, которое съев определённый объём, затем отрыгивает его и вновь пережёвывает.

– "из скота" – Вышеприведенные признаки относятся ко всем животным. Однако здесь сказано "из скота" для того, чтобы ниже привести обычный домашний скот, используемый неевреями, который имеет только по одному из двух признаков, и поэтому нечист для еды и для использования.   

11.4  "Но такого не ешьте из жующих жвачку и имеющих копыто: верблюда, ибо он жует жвачку, но раздвоенного копыта не имеет, нечист он для вас". 

И это означает, что верблюда можно использовать при жизни для всех работ так же, как лошадь и осла. Однако после их смерти труп их делает еврея нечистым и дотрагиваться до него не следует, или после этого следует окунуться в микву. А кожей и их костями также пользоваться не следует, т.к. они делают еврея нечистым. 

11.5  "И кролика, ибо он жует жвачку, но копыта не имеет, нечист он для вас".

Кролики быстро плодятся и имеют хороший мех. Однако воспользоваться их мясом или мехом еврею нельзя, т.к. трупы их нечисты. Поэтому в хозяйстве у еврея не должно быть кроликов. 

11.6  "И зайца, ибо он жует жвачку, но копыта не имеет, нечист он для вас". 

С зайцем ситуация такая же, как с кроликом.

11.7  "И свинью, ибо она имеет раздвоенное копыто, но жвачки не жует, нечиста она для вас".

Для работы свинья непригодна, а мясо и кожа её делают еврея нечистым. Следовательно, в хозяйстве у еврея свиньи быть не должно. 

11.8  "Их мясо не ешьте, и к трупам их не прикасайтесь, нечисты они для вас".

Животные и скот, не имеющие двух признаков чистоты, непригодны для еды еврея и для использования их трупов в хозяйстве еврея – шкуры, мяса, жира, костей. Ибо прикосновение к ним делает еврея ритуально нечистым.

11.9  "Это ешьте из всего, что в воде: Все, что имеет плавник и чешую в воде, в морях и в реках, тех ешьте.

11.10  А все, что не имеет плавника и чешуи в морях и в реках, из всех движущихся существ водяных, из всякой живой души, что в воде, нечистые они для вас".

– "что не имеет плавника" – Например, отдельные виды угрей на реках и морях не имеют плавников.

– "что не имеет … чешуи" – У отдельных видов рыб нет чешуи, а имеется кожаный покров или сросшиеся костяные пластинки. К таким рыба относятся: угори, сомы, осетровые, акулы, скаты.   

11.11  "И нечистыми будут они для вас: мяса не ешьте и трупов их гнушайтесь.

11.12  Все, что не имеет плавника и чешуи в воде, нечисто это для вас".

Т.е. рыбы, не имеющие плавников и чешую, нельзя есть и до их трупов нельзя дотрагиваться, поскольку прикосновение к их трупам делает еврея ритуально нечистым.  

11.13  "И этих птиц гнушайтесь, не следует их есть, нечисты они: орел, и стервятник, и гриф.

11.14  И коршун, и сокол по виду его. 

11.15  Всякий ворон по виду его. 

11.16  И страус, и сова, и чайка, и ястреб по виду его.

11.17  И сыч, и баклан, и сова. 

11.18  И филин, и пеликан, и сип. 

11.19  И аист, цапля по виду ее, и  удод, и летучая мышь".

Все птицы, перечисленные выше, являются либо хищниками, либо питаются рыбой, либо питаются пресмыкающимися, либо насекомыми, либо и тем и другим вместе. Т.е. чистые птицы, пригодные для еды еврея, питаются только червями, зёрнами и фруктами. 

11.20  "Всякое летающее насекомое, ходящее на четырех, гнусно оно для вас.

11.21  Но такое можете есть из всех летающих насекомых, ходящих на четырех: у которого пара голеней над его ногами, чтобы ими прыжками ходить по земле.

11.22   Этих из них можете есть: саранчу по виду ее, и солам по виду его, и харгола по виду его, и хагава по виду его".

Тора выделила четыре вида саранчи, пригодные для евреев, поскольку саранча питается исключительно только листовым и травяным покровом. Однако со временем признаки съедобных видов саранчи были утеряны. Поэтому сегодня нет съедобных видов саранчи.

11.23  "А всякое летающее насекомое, у которого четыре ноги, гнусно это для вас.

11.24  И от этих нечисты будете. Всякий, коснувшийся их трупов будет нечист до вечера.

11.25  И всякий, носивший от их трупов, омоет одежды свои, и нечист будет до вечера".

Т.е. прикосновение к трупам насекомых приводит к ритуальной нечистоте. И чтобы очистится еврей должен окунуться в ритуальный бассейн, реку, озеро или море до захода солнца. А после захода он будет чист. И если он носил на себе от их трупов, то он также должен выстирать и свою одежду.

11.26  "Всякий скот, имеющий копыто, которое раздвоенное, но  не до конца, и жвачки не жует, нечисты они для вас. Всякий коснувшийся их нечист будет".

 Здесь имеется в виду домашний скот из лошадей, ослов и мулов. Все они жвачку не жуют, а, следовательно, нечисты для еды, для использования их кожи, мяса, жира и костей. Т.е. до их трупов не следует дотрагиваться.

11.27  "И все, ходящее  на лапах своих  из всякого животного, ходящего на четырех, нечисты они для вас. Всякий коснувшийся их трупов нечист будет до вечера. 

11.28  И носивший их труп омоет одежды свои, и нечист до вечера. Нечисты они для вас".

Здесь имеются в виду, как домашние животные – собака и кошка, так и многочисленные дикие животные, имеющие хороший мех и шкуру. Однако все они нечисты для еврея, и пользоваться их мехом и шкурой нельзя.  

Подтема

11.29  "И это для вас нечисто из кишащего, передвигающегося по земле: ласка, и мышь, и черепаха  по виду ее.

11.30  И еж, и варан, и ящерица, и улитка, и слепыш.

11.31  Эти нечисты для вас из всех кишащих. Всякий коснувшийся их трупов нечист до вечера".

Суда входят обычные кишащие на земле, с которыми человеку постоянно приходится сталкиваться. Их трупы также нечисты для еврея.

И, вообще, можно сформулировать общее правило: То, что еврею нельзя есть, трупы этого скота, животных, рыб, птиц и насекомых – нечисты для еврея. Прикосновение к ним делает его нечистым, попадание от их трупов на одежду делает её нечистой. Перенесение в руках от их трупов также делает одежду нечистой. Для очищения требуется всё провести через воду до захода солнца.    

11.32  "И все, на что упадет от их трупов, будет нечисто: всякий деревянный сосуд или одежда, или кожа, или мешковина, всякая вещь, употребляемая для работы в ней. В воду следует погрузить это, и нечисто до вечера, и будет чистым".

Всё, на что упадёт от трупов нечистых тварей, следует провести через воду до захода солнца. 

11.33  "А всякий глиняный сосуд, в который упадет от них, всё, что внутри него нечисто будет, и его следует разбить". 

Глиняные сосуды являются исключением. И если во внутрь упадёт от трупов нечистых тварей, то всё, что внутри сосуда становится нечистым, а сосуд следует разбить.

11.34  "Всякая пища, какую едят, на которую попадет вода (нечистая), будет нечиста. И всякий напиток, который пьют, во всяком сосуде (таком) нечист будет".

– "Всякая пища, какую едят, на которую попадет вода (нечистая), будет нечиста" – Здесь речь идёт о том, что нечистая вода, попадая на чистую пищу делает её нечистой. И таким же свойством обладает любая текучая жидкость, будь то вино или масло. 

– "И всякий напиток, который пьют, во всяком сосуде (таком) нечист будет" – Здесь говорится о том, что если в сосуд попало от трупов нечистых тварей и в него залили какой-либо напиток, то он становится нечистым. И далее этот напиток попадая на чистую еду также делает её нечистой. Или если в сосуде уже был напиток и в него попало от трупов нечистых тварей, то напиток становится нечистым, делая нечистой еду. 

11.35  "И все, на что упадет от их трупов, нечисто будет: печь и очаг будут разбиты, нечисты они, и нечистыми будут они для вас".

Печь и очаг в древности делили из глины. Поэтому попадание на них от трупов нечистых тварей делало их нечистыми. А поскольку очищению они не подлежали, то их требовалось разбить.  

11.36  "Только источник и колодец, ёмкости воды, будут чистыми. Но коснувшийся трупов – нечист".

– "Только источник и колодец" – Любая достаточная емкость воды в земле или емкость, стоящая на земле, присоединённая к земле, очищает от ритуальной нечистоты. Раввинами установлен минимальный объём такой ёмкости – 40 сеа. Сеа это древняя мера объёма, равная 19 л. Т.о. объём минимальной ёмкости составляет 760 л.

– "Но коснувшийся трупов – нечист" – Однако тот, кто коснулся трупов нечистых тварей вне ритуального бассейна, становится ритуально нечистым и подлежит очищению. Вместе с тем, если он коснулся их трупов, находясь в ритуальном бассейне, то он нечистым не становится, поскольку ритуальный бассейн очищает от нечистоты. 

11.37  "И, если упадет от их трупов на всякое семя посевное, чисто оно".

Сухое зерно не принимает ритуальной нечистоты. 

11.38  "И, если вылита вода на семя, и упадет от их трупов на него, нечисто оно для вас".

Влажное зерно принимает ритуальную нечистоту.

Подтема

11.39  "И если падет из скота, который дозволен вам в пищу, то коснувшийся его трупа нечист будет до вечера".

Здесь говорится о чистой скотине, которая умерла от заболевания. И тогда она переходит в разряд нечистой скотины, к трупу которой прикасаться нельзя. И также чистая скотина переходит в разряд нечистой скотины, когда после её зарезания у неё обнаружены внутренние болезни, или она была растерзана диким хищником, или она была неправильно зарезана. Во всех этих случаях эта скотина нечиста для еврея.

11.40  "Тот же, кто ест от его трупа, омоет одежды свои, и нечист до вечера. И тот, кто несет его труп, омоет одежды свои, и нечист до вечера".

Здесь приведена стандартная ситуация очищения от ритуальной нечистоты еврея и его одежды: всё следует провести через воду до захода солнца.

11.41  "И все кишащее, передвигающееся по земле, гнусно это, не должно есть его.

11.42  Всё ходящее на чреве, и всё ходящее на четырех, также все многоногое из всего кишащего, передвигающегося по земле, не ешьте их, ибо гнусны они".

Здесь речь идёт о пресмыкающихся и насекомых, трупы которых делают еврея нечистым.

11.43  "Не делайте ваших Душ гнусными через всякое существо кишащее, и не оскверняйтесь ими, чтобы не стать вам нечистыми из-за них".

Ранее в недельной главе Повели (Цав) уже говорилось, что ритуальная чистота касается именно Души человека, поскольку она вечна. Поэтому истреблению из этой жизни также подлежит именно Душа, как сказано там:

7.21  "И душа, если коснется чего-либо нечистого: нечистоты человеческой, или нечистого скота, или какого-либо пресмыкающегося нечистого, и будет есть от мяса полной жертвы, которая Г-споду, то истреблена будет эта Душа из своего народа".

11.44  "Ибо Я Г-сподь Б-г ваш. Освятите себя, и будете святы, ибо Я свят, и не оскверняйте ваших Душ всяким кишащим, передвигающимся по земле".

– "Ибо Я Г-сподь Б-г ваш" – "Ибо Я Г-сподь Судья ваш" – Т.е. Творец создал Народ Исруайля, и Он Сам осуществляет судейские функции по отношению в Своему Народу.

– "Освятите себя, и будете святы, ибо свят Я" – На иврите корень Освящать читается, как Кудайш и означает "Выделять из будничного", т.е. "Отделять в Духовном плане". Поэтому данную фразу можно было бы перевести так: "Отделите себя, и будете отделёнными, ибо Я отделён"

11.45  "Ибо Я Г-сподь, выведший вас из земли Мицраима, чтобы быть для вас Б-гом. И будьте святы, ибо Я свят".

– "чтобы быть для вас Б-гом" – На иврите слово Б-г читается, как Элоким и означает "Судья". "Чтобы быть для вас Судьёй", как сказано в Пятой Книге Пятикнижия (Дв 6.4): "Слушает Исруайль, Г-сподь Судья наш, Г-сподь один". 

11.46  "Вот учение о скоте и о птице, и о всякой живой Душе, движущейся в воде, и о всякой Душе, кишащей на земле.

– "живой душе" – И отсюда мы видим, что еврея оскверняет, делает ритуально нечистым, именно душа животного (Животная Душа), которая остается после его смерти в теле животного. Причём, даже Душа чистого животного может изменить свой статус и стать нечистой, если животное окажется больным, будет неверно зарезано или растерзано хищником.

Ритуальная нечистота от нечистого животного может быть очищена в течении одного дня с помощью ритуального бассейна. Однако ритуальная нечистота от мертвого тела человека может быть очищена только в течении семи дней с использованием пепла "Красной коровы". Поскольку у человека в отличие от животного имеются две составляющие Души: Животная Душа, получаемая при рождении крови у плода, и Божественная Душа, получаемая младенцем в момент рождения и его первого вдоха. А поскольку после смерти Божественная Душа уходит к Творцу, то и нечистота от мёртвого тела человека значительно серьёзнее, чем от мертвого тела животного.

Евреи получили качество приобретать "ритуальную нечистоту" на все будущие поколения, когда стояли под горой Синай и слушали 10 Речений Творца из Его Уст. Ибо в центре лагеря Сынов Исруайля в синайской пустыне стоял Переносной Храм Г-спода. И святость лагеря следовало соблюдать на протяжении всех 39 лет в пустыне, а затем следовало соблюдать святость Трёх Храмов Г-спода на Земле Исруайля. 

У нееврев нет ритуальной нечистоты, и нет этих проблем.

11.47  Чтобы различить  между нечистым и чистым,  и между животным, которое можно есть, и между животным, которое тебе есть нельзя".

– "которое можно есть" – Всем людям на земле. 

– "которое тебе есть нельзя" – Которое запрещено есть исключительно только для евреев.