Иудаизм

27. Будет осеменена (Тазриа) 5779 г.

24 Адар 2 – 01 Нисан (31.03 – 06.04.19)

В будущую Субботу недельную главу "Тазрия (Будет осеменена)".

Предыдущая недельная глава заканчивается тем, что Творец сообщает Моше и Аарону перечень животных, скота, птиц и рыб, которые можно есть Сынам Исруайля. И в конце главы даются законы ритуальной нечистоты от прикосновения к трупам животных, птиц и пресмыкающихся.

В главе "Будет осеменена" даётся учение о ритуальной нечистоте женщины после рождения мальчика или девочки, а также даётся учение о язве проказы на теле человека и на его одежде.

В середине предыдущей главы "Восьмой" началось Учение о ритуальной нечистоте евреев. Еврей, мужчина или женщина, становятся ритуально нечистыми от еды нечистых животных, запрещённых Торой для еды евреям, от еды неверно зарезанных чистых животных, от прикосновения к трупам нечистых животных. Женщина становится ритуально нечистой от рождения детей. Евреи становятся ритуально нечистыми от особого вида заболевания, называемого язвой проказы, от прикосновения к больному проказой, от болезненного истечения из тела у мужчины и у женщины, от прикосновения к больному истечением и от истечения мужского семени. 

Тема

12.1 "И говорил Г-сподь Моше так: 2. Говори сынам Исруайля так: Если женщина будет осеменена и родит дитя мужского пола, то она будет нечиста семь дней, как в дни отлучения при ее недуге будет нечиста. 3. А на восьмой день обрежут его крайнюю плоть. 4. И тридцать три дня она должна оставаться в чистом кровотечении: ни к чему священному не прикоснется и в Святилище не войдет, пока не исполнятся дни ее чистоты. 5. А если дитя женского пола она родит, то будет нечиста две недели, как при её отлучении, и шестьдесят шесть дней она должна оставаться в чистом кровотечении". 

Начало этой главы существенно отличается от других мест в Торе, где говорится о зачатии и беременности женщины. Так о первом зачатии Первой Женщины нашего мира сказано (Бр 4.1):

"И человек познал Хаву, жену свою. И она забеременела и родила Каина. И сказала она: Приобрела я мужчину с Г-сподом".

В этом тексте глагол "познал" – Йуда на иврите является корнем, означающим Знал, Узнавал, Познавал, в том числе в отношении полового акта между мужчиной и женщиной. А глагол "забеременела" -  Уру на иврите, означает то состояние, в которое перешла женщина в процессе роста плода.

Иврит - математически логичный и очень лаконичный язык. Глагол Уру – Забеременела, происходит от корня Ар, что означает Гора. Т.о. Забеременела, - это ситуация, когда женщина стала подобна Горе, или Живот у неё Взгорбился. Отсюда понятно, что в тексте речь идёт именно о Беременности, а не о Зачатии.

И во всех других местах Писания, где в переводах на русский язык использован глагол "зачала", на иврите стоит глагол Уру – Забеременела или Взгорбилась. А исключение из общего правила имеется только в начале нашей главы.

Причина для такого исключительного случая – достаточно серьёзная и связана с известным с очень давних времён понятием "Непорочное Зачатие".  В древние времена в верованиях разных народов считалось совершенно нормальным, когда женщины зачинали детей от богов, пришедших к ним в виде дождя, ветра, грозы, священных камней или воды, или взгляда бога на мать   будущего бога, пророка или могущественного руководителя народа.

Поэтому Творец, давая еврейскому народу Тору, привёл специально выделенное место, где сказано, что (В12.2): "Если женщина будет осеменена и родит дитя …". Т.е. без мужского семени женщина никого родить не может. И тем самым Тора подводит черту под любыми вариантами "Непорочных Зачатий", которых во время дарования Торы, около 3300 лет назад было немало в верованиях народов, населявших древнюю Месопотамию и Египет.

И далее в нашем начальном отрывке говорится о видах ритуальной нечистоты женщины после родов: "Если женщина будет осеменена и родит дитя мужского пола, то будет нечиста семь дней, как в дни отлучения при ее недуге будет нечиста". Это означает, что первые семь дней после рождения женщина будет иметь ритуальную нечистоту наиболее строго уровня, такую же, как во время месячных. В этом случае запрещено дотрагиваться до неё, до её постели и того места, на котором она сидит. Еврей, нарушивший этот запрет, становится также ритуально нечистым, что требует очищения в ритуальном бассейне. А женщина-роженица должна на восьмой день также очиститься в ритуальном бассейне, сменить одежды и постельное бельё.

И далее сказано о ритуальной чистоте женщины-роженицы (В 12.4): "И тридцать три дня она должна оставаться в чистом кровотечении: ни к чему священному не прикоснется и в Святилище не войдет, пока не исполнятся дни ее чистоты". Т.о. все эти 33 дня роженица уже не является источником тяжелой ритуальной нечистоты. Тем не менее, она ещё не очистилась окончательно, поскольку не принесла своё жертвоприношение в Храм. Поэтому все эти дни ей запрещено дотрагиваться до священной еды, если она из семьи священнослужителя, и также она запрещена для своего мужа на протяжении всех этих 33 дней. В общей сложности после родов мальчика жена запрещена своему мужу 40 дней.

О рождении девочки сказано (В 12.5): " А если дитя женского пола она родит, то будет нечиста две недели, как при её отлучении, и шестьдесят шесть дней она должна оставаться в чистом кровотечении. ". Отсюда мы видим, что при рождении девочки жена запрещена своему мужу в общей сложности 80 дней, или в два раза больше, чем при рождении мальчика. Почему?

 Дело в том, что после того, как жена будет разрешена мужу, она может снова забеременеть. А в этом случае грудное молоко, которым она кормит новорожденного, становится непригодным, и ребёнок перестанет брать грудь матери. Однако вскармливание младенца материнским молоком, это единственный и самый надёжный путь к здоровью будущего ребёнка. Поэтому Тора даёт только что родившейся девочке возможностей вдвое больше, чем мальчику. Ибо ей в будущем придётся также стать матерью, рожать и выращивать своих детей. И ни одна мужская работа в этом мире не может сравниться с тем, что требуется женщине для вынашивания, рождения и выращивания детей.

По этой же причине мужчина и женщина по-разному расплачиваются за свои Грехи, за которые человеку причитается Смерть. Мужчина, как правило, получает серьёзные заболевания и уходит преждевременно из жизни по тем или иным причинам. А женщина, как правило, отделывается хроническими заболеваниями и продолжает жить до глубокой старости. Ибо она оставила после себя потомство, и это засчитывается ей в очень большую заслугу.

Заканчивается раздел о роженице тем, что по окончании срока её очищения, 40 дней после рождения мальчика и 80 дней после рождения девочки, женщина должна прийти в Храм Г-спода (12.6-8):

12.6 "Когда же исполнятся дни ее чистоты после рождения сына или дочери, то она приведёт овцу самца годовалого во всесожжение и молодого голубя или горлицу в очистительную жертву к входу в Шатер Свидетельства к священнослужителю. 7. И принесёт он это перед Г-сподом и искупит ее, и будет она чиста от истока крови ее. Это учение о родившей дитя мужского или женского пола. 8. А если не хватает ее достояния на овцу, то возьмет она двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение и одного в очистительную жертву, и искупит ее священнослужитель, и будет она чиста".

И отсюда мы видим, что каждая роженица в Исруайле приходила в Храм Г-спода после установленного срока, для того, чтобы принести жертвоприношения и очистится. Причём она не была обязана эти жертвоприношения приносить из своего дома, который мог быть за много дней пути от Храма. Весь чистый скот, необходимый для жертвоприношений, и чистые птицы продавались возле Двора Храма у "Овечьих ворот". Вот как об этом говорится в Пятой Книге Пятикнижия (Дв 14.24-26):

14.24 "Когда слишком велик для тебя будет путь, так что не сможешь донести это, ибо далеко от тебя будет место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой, чтобы там утвердить Свое Имя, когда благословит тебя Г-сподь, Б-г твой. 25. То замени это серебром, и собери серебро в руку твою, и иди на место, которое изберет Г-сподь Б-г твой. 26. И давай серебро за все, чего пожелает душа твоя: за крупный и мелкий скот, и за вино, и за пьянящее, и за все, чего просит твоя душа, и ешь там пред Господом, Б-гом твоим, и радуйся ты и твой дом".

Поэтому достаточно забавно выглядят древнегреческие легенды о богочеловеке, который "изгнал торгующих из Храма":

"И вошел Иисус в Храм Б-жий и выгнал всех продающих и покупающих в Храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников". (Мф. 21:12-13);

"Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в Храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из Храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли". (Ин. 2:13-16)

Причём об "изгнании торговцев из Храма" повествуют все евангелисты. Откуда взялось столь упрямое желание древнегреческих авторов "изгонять торговцев из Храма"?

Сказано в конце Книги Зэхаръю, одного из последних Пророков времени начала работы Второго Иерусалимского Храма Г-спода (14.21):

"И будет каждый котел в Иерушалаиме и в Йеуде святыней         Г-споду Цеваоту. И придут все приносящие жертвы, и возьмут из них, и будут варить в них. И не будет больше торговца в доме Г-спода Цеваота в день тот".

Спрашивается, откуда взялись "торговцы" в доме Г-спода? В тексте на иврите сказаноכנעני  - Хенани. И это слово не имеет никакого отношения к торговле и торговцам, а означает кенанеец, т.е. потомок кенанейских племён, которых должны были полностью истребить Сыны Исруайля, но не истребили, сделав их своими рабами. Поэтому правильный перевод этого отрывка такой: "И не будет больше кенанейцев в доме Г-спода Цеваота в день тот".

Однако во всех переводах на русский язык сказано "торговец". И также было переведено это слово около 2300 лет назад в первом, "Септуагинта", и в последующих переводах Торы на древнегреческий язык. Ну, а чем занимались кенанейцы в Храме в те далёкие времена? Во-первых, они были рабами евреев, и по этой причине могли работать, занимаясь вспомогательными работами. Во-вторых, в те времена оставалось ещё достаточное количество свободных кенанейцев, которые также могли работать в Храме и вести какие-либо специфические работы по его обслуживанию. Однако категорический приказ Творца, данный в Торе, требовал полного истребления кенанейцев с этой земли.

Вот так, на основе ошибки перевода с иврита на древнегреческий язык, родилось "изгнание Иисусом торговцев из Храма"!

Тема

13.1 " И говорил Г-сподь Моше и Аарону так: 2. Человек, у которого будет на коже его тела опухоль или лишай, или пятно, и станет это на коже тела его как язва проказы, то будет приведен он к Аарону священнослужителю или к одному из его сыновей священнослужителей".

Почему в этом случае Творец обращается одновременно к Моше и Аарону?

Потому что Моше являлся фактически руководителем общины и на нём лежали все административные обязанности. И, в частности, здесь сказано, что человек, у которого появились признаки язвы проказы, "будет приведен он к Аарону священнослужителю или к одному из его сыновей священнослужителей". Т.е. такой человек "будет приведен к священнослужителю" даже против его воли, поскольку это заболевание, язва проказы, имеет тяжёлую форму нечистоты и делает нечистыми окружающих от соприкосновения с больным. Поэтому больной проказой отсылается за пределы лагеря Сынов Исруайля.

Язва проказы, это кожное заболевание, возникавшее только во времена Храма по причине злоречия. Так Моше, который пас скот у горы Синай, при первом общении с Творцом категорически отказывался идти в Мицраим в качестве посланца Творца, чтобы выводить еврейский народ. Он каждый раз выдвигал те или иные причины, по которым он не подходит для этой миссии. И когда он сказал, что евреи не поверят ему, то … (Шм 4.6 - 8):  

4.6 "И сказал ему Г-сподь еще: Положи твою руку себе за пазуху. И положил он руку свою к себе за пазуху, и вынул ее, и вот его рука покрыта проказой, как снегом. 7. И сказал Он: Вновь положи твою руку себе за пазуху. И положил он вновь свою руку к себе за пазуху, и вынул ее из своей пазухи, и вот она вновь, как его тело. 8. И будет: Если не поверят тебе и не послушают голоса первого знака, то поверят голосу знака последнего".

И также в истории с Мирьюм, когда она и Аарон оговаривали Моше за его жену негритянку, то тогда Творец вызвал их обоих и Моше к входу в Храм и объяснил им разницу между Моше и остальными пророками общины. А затем сказано (Бм 12.9 – 15):

12.9 "И воспылал гнев Г-спода на них, и Он отдалился. 10. И облако отошло от шатра, и вот Мирьюм покрыта проказой, как снегом. И повернулся Аарон к Мирьюм, и вот она покрыта проказой. 11. И сказал Аарон Моше: О, мой господин! Не вмени нам в грех то, что мы поступили глупо и согрешили! 12. Да не будет она как мертвец, который выходит из чрева свой матери наполовину истлевшим. 13. И возопил Моше к Г-споду так: О Б-же! Исцели же ее!

12.14 И сказал Г-сподь Моше: Если бы ее отец плюнул ей в лицо, разве она не пребывала бы в позоре своем семь дней? Заключена пусть будет семь дней вне стана, а затем будет принята вновь. 15. И была заключена Мирьюм за пределами стана семь дней, и народ не выступал в путь, пока Мирьюм не была принята в стан".

Поскольку причина заболевания язвы проказы имела духовные корни, то и определение этого заболевания, и его излечение происходило по слову священнослужителей Храма. Поэтому в данном случае Творец обратился также к Аарону. Далее сказано (В 13.3 – 8):

13.3 "И осмотрит священнослужитель язву на коже тела, и волос на язве стал белым, и на вид язва глубже, чем кожа его тела, значит это язва проказы. И осмотрит его (еврея) священнослужитель и признает его нечистым. 4. А если пятно ярко-белое на коже его тела, и на вид оно не глубже кожи, и волос на нем не побелел, тогда заключит священнослужитель язву на семь дней. 5. И осмотрит его священнослужитель на седьмой день, и вот сохранила язва оттенки свои, не распространилась язва на коже. И заключит его священнослужитель второй раз на семь дней. 6. И осмотрит священнослужитель его на седьмой день второй раз, и вот потускнела язва, и не распространилась язва на теле, тогда священнослужитель признает его чистым, это лишай. И омоет он одежды свои, и будет чист. 7. Если же распространился лишай на коже после того, как было показано священнослужителю для признания его чистым, то будет показано вторично священнослужителю. 8. И осмотрит священнослужитель, и вот распространился лишай на коже, и нечистым признает его священнослужитель, это проказа". 

В данном тексте речь идёт о заключении больного на семь дней для окончательно вынесения постановления о болезни. И на это время больной должен находиться в своём доме, поскольку его заболевание не определено священнослужителем, как язва проказы. Однако после того, как священнослужитель определит, что это язва проказы, то больной отсылается за пределы лагеря Сынов Исруайля.

Тема

13.9  "Если язва проказы будет на человеке, то он будет приведен к священнослужителю. 10. И осмотрит священнослужитель, и вот белая опухоль на коже, и она превратила волосы в белые, или зажившая плоть на опухоли. 11. Проказа застарелая это на коже тела его, и нечистым признает его священнослужитель. Не закроет его, ибо нечист он. 12. А если распространится проказа на коже, и покроет проказа всю кожу больного, от его головы и до его ног, насколько видят глаза священнослужителя. 13. И осмотрит священнослужитель, и вот покрыла проказа все тело его, то признает он язву чистой. Все стало белым, чисто это. 14. Но в день, когда покажется на нём здоровая плоть, нечист будет. 15.И осмотрит священнослужитель здоровую плоть, и признает нечистым. Здоровая плоть, нечиста она, проказа это. 16. Если же здоровая плоть вновь обратится в белую, то придет он к священнослужителю. 17. И осмотрит его священнослужитель, и вот стала язва белой, то чистой признает священнослужитель язву, чиста она". 

Здесь изложены особенности изменения на коже, которые дают возможность священнослужителю определить язву проказы, и в зависимости от этого считать человека чистым или нечистым. Ибо чистый человек может жить в своём доме, а нечистый должен быть закрыт в особом месте вне лагеря Сынов Исруайля.

Тема

13.18  "И тело, если было на коже его нарыв и зажил. 19. И появилась на месте нарыва пятно белая опухоль или красновато-белое пятно, и будет осмотрено священнослужителем. 20. И осмотрит священнослужитель, и вот на вид оно ниже кожи, и волос на нем побелел. И нечистым признает его священнослужитель, язва проказы это, появившаяся на месте нарыва. 21. И если осмотрит ее священнослужитель, и вот нет на ней белых волос, и она не ниже кожи, и она потемнела, то закроет его священнослужитель на семь дней. 22. А если распространится на коже, то нечистым признает его священнослужитель, язва это. 23. А если на своем месте останется пятно, не распространится, то это воспаление нарыва. И чистым признает его священнослужитель". 

Здесь изложено, какими могут быть особенности изменения на коже зажившего нарыва, в случае появления там язвы проказы.

Подтема

13.24  "Или если у кого-либо будет на коже его ожог, и будет на зажившем ожоге красновато-белое пятно или белое. 25. И осмотрит его священнослужитель, и вот стал волосы на пятне стали белыми, и на вид оно ниже кожи, — проказа это, появившаяся на ожоге. И нечистым признает его священнослужитель, язва проказы это. 26. А если осмотрит его священнослужитель, и вот нет на пятне белых волос, и оно не ниже кожи, и оно тёмное. Тогда закроет его священнослужитель на семь дней. 27. И осмотрит его священнослужитель на седьмой день. Если сильно распространилось оно на коже, то признает священнослужитель его нечистым, язва проказы это. 28. А если на месте своем останется пятно, не распространится на коже, и оно тёмное, то это опухоль ожога, и чистым признает его священнослужитель, ибо это воспаление от ожога". 

Как видно из приведенного текста священнослужители были обязаны хорошо разбираться не только храмовой службе, но и в чисто медицинских проблемах человека. Поскольку причинами определённых болезней являлись духовные проблемы человека. А сам человек в этом случае становился ритуально нечистым и требовал изоляции от общества. Поэтому именно на священнослужителях лежала обязанность соблюдения ритуальной чистоты Храма.

Тема

13.29  "И мужчина или женщина, если будет у него язва на голове или в бороде. 30. И осмотрит священнослужитель язву, и вот на вид она глубже кожи, и на ней тонкий жёлтый волос. И признает её нечистой священнослужитель, парша это, проказа головы или бороды это 31. Если же осмотрит священнослужитель язву парши, и вот на вид она не глубже кожи, и волоса черного нет на ней, то заключит священнослужитель язву парши на семь дней. 32. И осмотрит священнослужитель язву на седьмой день, и вот не распространилась парша, и не было на ней жёлтого волоса, и на вид парша не ниже кожи. 33. И обреет себя, но парши не обреет, и заключит священнослужитель паршу на семь дней во второй раз. 34. И осмотрит священнослужитель паршу на седьмой день, и вот не распространилась парша на коже, и на вид она не глубже кожи. И чистым признает его священнослужитель. И омоет он одежды свои, и будет чист. 35. А если распространилась парша на коже после признания его чистым. 36. И осмотрит его священнослужитель, и вот распространилась парша на коже, то не будет искать священнослужитель жёлтого волоса, нечист он. 37. А если вид свой сохранит парша, и черный волос вырос на ней, то исцелилась парша, чист он. И чистым признает его священнослужитель".

Подтема

13.38  "И мужчина или женщина, если будут на коже их тела пятна, белые пятна. 39. И осмотрит священнослужитель, и вот на коже их тела пятна тускло-белые, светлый лишай это, расцветший на коже, чист он". 

Подтема

13.40  "И мужчина, у которого выпадут волосы с головы, плешивый это, чист он. 41. И, если с передней части головы выпали волосы, то это лысый, чист он. 42. Но если будет на плеши или на лысине красновато-белая язва, то проказа это на его плеши или на его лысине. 43. И осмотрит его священнослужитель, и вот выступающее пятно язвы, красновато-белое на его плеши или на его лысине, по виду, как проказа на коже тела. 44. Человек этот прокаженный, нечист он. Нечистым признает его священнослужитель, на голове у него язва. 45. И прокаженный, на котором язва, одежды его будут разорваны, и головные волосы его отпущены, и до уст себя покроет, и «нечист, нечист» будет кричать. 46. Во все дни, когда язва на нем, нечист будет, нечист он. Отдельно находиться должен, вне лагеря место его".

Подтема

13.47  "И если на одежде будет язва проказы, на одежде шерстяной или на одежде льняной. 48. Или на основе, или на утке из льна и из шерсти, или на коже, или на каком-либо изделии кожаном. 49. И язва будет зеленоватая или красноватая на одежде, или на коже, или на основе, или на утке, или на всякой вещи кожаной, то это язва проказы, и должна быть показана священослужителю. 50. И осмотрит священнослужитель язву, и заключит он язву на семь дней. 51. И осмотрит он язву на седьмой день, если распространилась язва на одежде, или на основе, или на утке, или на коже, на всем, изготовленном из кожи, то это едкая язва проказы, нечиста она. 52. И сожжет он эту одежду, или основу, или уток из шерсти и из льна, или всякую вещь кожаную, на которой будет язва, ибо это едкая проказа, на огне будет сожжено. 53. И если осмотрит священнослужитель, и вот не распространилась язва на одежде, или на основе, или на утке, или на всякой вещи кожаной. 54. То повелит священнослужитель, и вымоют то, на чем язва, и заключит он это на семь дней второй раз. 55. И осмотрит священнослужитель после того, как вымоют язву, и вот не изменила язва цвета своего, и язва не распространилась, то нечисто это, на огне сожжено будет, разъеденное это на его изнанке или на его лицевой стороне. 56. А если осмотрит священнослужитель, и вот поблекла язва после её стирки, то оторвет он ее от одежды, или от кожи, или от основы, или от утка. 57. А если она опять покажется вновь на одежде, или на основе, или на утке, или на всякой кожаной вещи, то расцвела она. На огне сожги то, на чем язва. 58. А одежду, или основу, или уток, или всякую кожаная вещь, которую вымоешь, и сойдет с них язва, вымыто будет во второй раз, и будет чистым. 59. Это учение о язве проказы на одежде шерстяной или льняной, или на основе, или на утке, или на всякой кожаной вещи, чтобы чистым признать это или нечистым".