Иудаизм

28.1 Праздник Песах в Субботу 5779 г.

9 – 15 Нисан (14 – 20.04.19)

Будущая Суббота приходится на 15 число первого месяца года, месяца Нисан. А 14 числа вечером начинается Праздник Песах. Поэтому в Субботу читают не очередную недельную главу, а те отрывки из Торы, которые положено читать в первый день Праздника Песах. Однако перед тем, как перейти к этим отрывкам, следует сказать несколько слов о празднике Песах.

Прежде всего, о названии праздника. Название Песах происходит от глаголя פָסַח – (пусах) переступил, миновал, пропустил. Почему именно так? Об этом говорится в отрывке, который читают в первый праздничный день (Шм 12.23): "И пройдет Г-сподь, чтобы поразить Мицраим, и увидит кровь на притолоке и на двух косяках, и (פָסַח) минует Г-сподь тот вход, и не даст пагубе войти в ваши дома, чтобы поразить".

Таким образом, в полночь 14 числа первого месяца года Творец прошёл по всей земле Египетской и убил всех первенцев в Египте. А дома евреев, которые были помечены кровью жертвы Песах, Творец миновал, пропустил и не дал войти в них пагубе.

Так вот, собственно Праздник Песах начинается только вечером 14 числа после захода солнца и длится всю ночь до начала зарницы, до начала утра 15 числа месяца Нисан. И это первый день Праздника Мацос, Праздника Пресных Хлебов. Поскольку в течение семи дней евреи обязаны есть только пресный хлеб. А квашеного хлеба или закваски не должно быть в доме, и их следует упразднить перед началом Праздника Песах.

Во времена, когда в мире существовал Храм Г-спода, вечером в Праздник Песах готовили жертву Песах и ели её ночью с пресным хлебом и горькими травами. А на следующий день делали праздничное собрание в первый день Праздника Пресных Хлебов, а затем в последний, седьмой день этого Праздника.

После разрушения Второго Иерусалимского Храмам Г-спода наши учителя установили традицию вечером и ночью 14 числа в Праздник Песах вместо принесения жертвы Песах читать Агаду Песах, рассказ о выходе евреев из Египта и об особенностях праздновании этого праздника. Поэтому именно чтение Агады в ночь Песаха является главным событием Праздника, а вовсе не праздничная трапеза, которую проводят в заключительной части чтения Агады. И также, согласно тексту Агады, установлена традиция выпить четыре бокала вина, и есть пресный хлеб с горькими травами.

Первый День Праздника Пресных Хлебов является не рабочим, как Суббота. И последний День Праздника Пресных Хлебов является нерабочим, как Суббота. А в остальные дни этого праздника можно выполнять некоторую работу, требующуюся для нужд Праздника. Причём работать на производстве в эти дни не следует. Поскольку деньги, заработанные в эти дни, впоследствии могут полностью и с большим избытком уйти на восполнение ущербов. Ибо для еврея нет благословения от Творца на работу в будничные дни Праздника Песах.

Согласно Торе, установлены три праздничных периода в году. Весной – Праздник Песах и Праздник Пресных Хлебов. В середине лета – Праздник Седмиц, время сбора нового урожая пшеницы. И осенью – Праздник Шалашей и Праздник Восьмого Дня, время сбора всего летнего урожая, в том числе молодого вина и оливкового масла, и нового приплода скота.

Из этих трёх праздничных периодов, весенние праздники, Праздник Песах и Праздник Пресных Хлебов имеют существенное отличие от остальных. Оба этих праздника являются очень строгими, и нарушение установленных правил этих праздников карается искоренением Души еврея. Так это записано в Торе, и так это происходит по жизни. Что означает наказание "искоренение Души"? Это преждевременная смерть от различных причин, серьёзные хронические заболевания, в том числе у малых детей. Поскольку дети (мальчики до 20 лет, а девочки до первого полового акта) получают болезни в наказание за Грехи родителей.

Итак, в чём состоит причина строгости этих весенних Праздников. Эти два Праздника связаны с выходом евреев из Египта. А это, по сути дела является Днём Рождения Народа Исруайля – Народа Творца. Ибо именно с этого начинаются 10 Речений Творца на горе Синай (Шм 20.1):

"И говорил Б-г все эти речи, сказав: Я Г-сподь, Б-г твой, который вывел тебя из земли Мицраима, из дома рабского".

Т.е. каждый еврей всю свою жизнь должен помнить, что он обязан Творцу своим существованием в этом мире, как Народ Творца. И очень важно помнить об этом именно в День Рождения Народа, в Праздник Песах.

В чём состоят строгости Праздника Песах? Праздновать его может только обрезанный еврей. За нарушение – искоренение Души.

Праздновать следует именно 14 числа первого месяца года, месяца Нисан, вечером и ночью. Если еврей по независящим от него причинам не смог праздновать Песах в положенное время, то ему даётся возможность отпраздновать Песах 14 числа второго месяца года согласно установленным правилам праздника. Если еврей беспричинно не праздновал Песах в установленное время, или в дополнительное время, то его Душа подлежит искоренению.

Перед началом Песаха следует упразднить из дома весь квашеный хлеб и всю закваску. За нарушение – искоренение Души.

В чем состоят строгости Праздника Пресных Хлебов? В течение 7 дней праздника в доме не должно быть даже видно квашеного хлеба или закваски. Тот еврей, который ест квашеный хлеб в эти 7 дней, подлежит наказанию – искоренению Души.

Почему эти строгости действительны над евреями по сей день? Потому что перед выходом из Египта Творец потребовал от Моше, чтобы тот освятил (отделил) еврейский народ. И тогда Моше произнёс все эти запреты еврейскому народу, тем самым освятив (отделив) его для Творца на все будущие времена от всех остальных народов мира.

Ну, а теперь вернёмся к тем отрывкам Торы, которые читают в Субботу, приходящуюся на Первый День Праздника Пресных Хлебов. В этот день читают отрывки в двух свитках Торы. В первом свитке читают отрывок из Второй Книги Пятикнижия Шэмос, из недельной главы Бо – Войди, начиная с фразы (12.21): "И призвал Моше всех старейшин Исруайля, и сказал им: Выберете и возьмите себе из мелкого скота для ваших семейств и зарежьте жертву Песах". А заканчивается чтение этого отрывка фразой (12.51): "И было, в этот самый день вывел Г-сподь сынов Исруайля из земли Мицраима по их воинствам". 

 В этом отрывке говорится о том, что Моше даёт указание народу о жертве Песах и о том, чтобы помазать кровью этой жертвы притолоку и косяки дверей дома, в котором они будут есть жертву Песах. Также говорится о сохранении этой процедуры навеки, и о значении этой процедуры для объяснения будущим детям. Далее говорится о том, что Сыны Исруайля сделали всё, как повелел Творец Моше, и о том, что Творец в полночь поразил всякого первенца в земле Египта, и что был великий вопль в Египте, и что Паро встал ночью, призвал Моше и Аарона, и сказал им, чтобы они и весь еврейский народ быстро уходили из Египта. И понёс народ тесто на своих плечах. И выпросили евреи у египтян золотые и серебряные вещи и обобрали Египет. Далее говорится о том, что Сыны Исруайля вышли из Рамсайса в Сикосу, и что тесто, которое они вынесли, не закисло, и что времени пребывания сынов Исруайля в Египте было 430 лет. И заканчивается отрывок словами Творца, обращёнными к Моше, о том, что есть жертву Песах может только обрезанный.  

Во втором свитке Торы читают отрывок из четвёртой Книги Пятикнижия Бэмидбар из недельной главы Пинхус (28.16–25) о жертвоприношениях в дни Праздника Песах и в дни Праздника Пресных Хлебов.

А теперь вернёмся непосредственно к тексту субботнего отрывка. В начале нашего отрывка сказано (12.21-24):

Тема

12.21 "И призвал Моше всех старейшин Исруайля, и сказал им: Выберите и возьмите себе из мелкого скота для ваших семейств и зарежьте жертву Песах. 22. И возьмите пучок айзова, и обмакните в кровь, которая в чаше, и возложите на притолоку и на два дверных косяка из крови, которая в чаше. И никто из вас не выходите за дверь своего дома до утра. 23. И пройдет Г-сподь, чтобы поразить Мицраим, и увидит кровь на притолоке и на двух косяках, и минует Г-сподь этот вход, и не даст пагубе войти в ваши дома, чтобы поразить. 24. А вы храните это речение, как закон для тебя и для твоих сыновей навеки". 

Т.о. процедура празднования Праздника Песах дана Творцом в Египте навеки. И эта процедура, описанная в тексте Торы выше, подразумевает следующее: 10-го числа первого месяца года следует взять из стада однолетнего ягнёнка или козлёнка на семью или на группу семей и хранить его дома до 14-го числа. Далее 14-го числа вечером следует зарезать его, слить кровь, взять от его крови и нанести на притолоку и на два дверных косяка, а затем жарить козлёнка или ягнёнка на огне, на вертеле с головой, ногами и внутренностями. Причём запрещено его варить. И также запрещено ломать его кости и выносить от его мяса из дома. И есть его надо в одном доме с пресным хлебом и горькими травами, а оставшееся от него до утра следует сжечь на огне.  Всё это сделали евреи вечером 14-го числа и ели эту жертву Песах ночью. А утром следующего дня они вышли из Египта.

В дальнейшем у горы Синай Сыны Исруайля получили Заповедь строительства Переносного Храма Г-спода и Заповедь праздновать Праздники Г-спода только в Его Храме трижды в году. И тогда заповедь Праздника Песах была несколько изменена. Вот как об этом сказано в Пятой Книге Пятикнижия (16.1-8):

16.1 "Соблюдай месяц Авив, и сделаешь ты Песах Г-споду, Б-гу твоему. Ибо в месяце Авив вывел тебя Г-сподь, Б-г твой, из тьмы Мицраима. 2. И зарежешь ты Песах Г-споду, Б-гу твоему, мелкий и крупный скотна месте, которое изберет Г-сподь, чтобы пребывать Его Имени там. 3. Не ешь при нем квасного. Семь дней ешь при нем опресноки, хлеб бедности. Ибо с поспешностью вышел ты из земли Мицраима, чтобы ты помнил день твоего исхода из земли Мицраима во все дни жизни твоей. 4. И не будет видно у тебя закваски во всем пределе твоем семь дней. И не останется до утра от мяса Песаха, которое ты зарезал вечером, в первый день. 5. Не можешь ты зарезать Песах в одних из ворот твоих, которые Г-сподь, Б-г твой, дает тебе. 6. Но только на месте, какое изберет Г-сподь, Б-г твой, чтобы пребывать Его Имени. Там режь Песах вечером, при заходе солнца, в пору твоего исхода из Мицраима. 7. И вари, и ешь на месте, какое изберет Г-сподь, Б-г твой. И обратишься утром, и пойдешь к твоим шатрам. 8. Шесть дней ешь опресноки, а в седьмой день прекращение работ Г-споду, Б-гу твоему, не делай работы".

Из этого отрывка видно, что праздновать Песах еврей обязан был только в Храме Г-спода. Что в качестве жертвы Песах можно было брать не только годовалого ягнёнка или козлёнка, но и бычкаЧто нужно было варить жертву Песах в котле, а не запекать на огне целиком. Поскольку варёное мясо много вкуснее, чем запечённое на огне.  Следовательно, можно было разрезать жертву Песах на части для варки в котле. И также не было необходимости мазать кровью жертвы Песах притолоку и косяки дверей дома, поскольку возле Храма все пришедшие жили в шатрах. При этом остальные ограничения в отношении правил Праздника Песах оставались в силе. И эти правила соблюдались во времена Переносного Храма Г-спода и во времена двух Иерусалимских Храмов Г-спода.

Однако после разрушения Второго Иерусалимского Храма наши учителя (фарисеи) фактически отменили приношение жертвы Песах на праздник, заменив её чтением Агады Песах. Однако в Торе дважды в Третьей Книге и в Пятой Книге Пятикнижия говорится о том, что Храм Г-спода будет разрушен и народ будет рассеян по миру. Тем не менее, Праздник Песах, единственный из трёх годовых праздников, никоим образом не связан с землёй Исруайля, и не зависит от наличия Храма Г-спода. Поскольку первая заповедь и порядок празднования Песаха были даны на земле Египта без какой-либо привязки к Храму Г-спода, и были даны навечно.

Т.о. евреи и сегодня обязаны приносить жертву Песах согласно порядку, изложенному Творцом в Египте. А замена принесения жертвы Песах чтением Агады не является равноценной, т.к. нарушает Заповедь Творца, данную еврейскому народу навечно. Однако решить эту проблему сегодня не представляется возможным. Ибо нет сегодня у еврейского народа единого религиозного лидера, "а у каждого еврея имеется, по меньшей мере, пять собственных мнений по одному и тому же вопросу. Причём с двумя из них он, лично, категорически не согласен".

Далее в нашем субботнем отрывке сказано (Шм 12.26 – 33):

12.26  "И будет, когда скажут вам ваши сыновья: Что это за служение у вас?" 

– "когда скажут вам ваши сыновья" – Для чего это говорится здесь? Чтобы научить, что сыновья с того момента, когда начинают самостоятельно говорить, должны участвовать с отцами во всех праздничных мероприятиях. И эта обязанность, обучать сыновей основам Веры, лежит, в первую очередь, на отце.

– "Что это за служение у вас?" – Имеется в виду, что глава семьи должен взять жертву Песах из стада 10-го числа 1-го месяца и держать её при доме до 14-го числа. Затем утром 14-го числа надо очистить весь дом от квасного хлеба и закваски. Далее перед заходом солнца надо окунуться в ритуальный бассейн, чтобы быть ритуально чистым после захода (если Песах делают в Храме). Затем после захода солнца следует зарезать жертву Песах и исполнить всё положенное, согласно заповеди Творца, в зависимости от того, где режут жертву Песах, возле Храма Г-спода или возле собственного дома.  

12.27  "И вы скажете: Это жертва Песах Г-споду, Который миновал дома Сынов Исруайля в Мицраиме, когда Он поражал Мицраим, а наши дома спас. И поклонился народ, и пал ниц".

– "когда Он поражал Мицраим" – Из этого следует, что отец обязан рассказать сыну о всех событиях, предшествовавших это ночи. О том, как Паро угнетал Сынов Исруайля в Мицраиме, и о том, как Творец поразил Мицраим Десятью Ударами, прежде чем евреи вышли из Мицраима.

– "И поклонился народ, и пал ниц" – Т.е. весь народ полностью принял постановление Творца о принесении жертвы Песах и был готов его исполнить.

– "И поклонился народ" – Т.е. каждый, стоя, поклонился до пояса.

– "и пал ниц" – Т.е. каждый опустился на колени и склонил голову к земле.

12.28  "И пошли, и сделали Сыны Исруайля, как повелел Г-сподь Моше и Аарону, так и сделали".

Куда пошли и что сделали? Чтобы понять это, следует вернуться к началу нашего отрывка. 12.21 "И призвал Моше всех старейшин Исруайля, и сказал им: Выберите и возьмите себе из мелкого скота для ваших семейств и зарежьте жертву Песах".

Когда Моше призвал всех старейшин Исруайля? Это происходило в начале 1-го месяца после того, как Моше получил эти законоположения от Творца. Следовательно, согласно указанию Творца, 10-го числа 1-го месяца Сыны Исруайля пошли и взяли из стада жертву Песах и хранили её у себя дома до 14-го числа. Затем после захода солнца зарезали жертву Песах и помазали её кровью притолоку и два дверных косяка. Далее испекли жертву Песах целиком на огне, приготовили пресный хлеб и горькие травы, и ели ночью мясо с пресным хлебом и горькими травами в доме, не выходя на улицу. 

Подтема

12.29  "И было в полночь, и Г-сподь поразил всякого первенца на земле Мицраима, от первенца Паро, восседающего на своём престоле, до первенца пленника, который в темнице, и все первородное из скота".

– "и Г-сподь поразил всякого первенца" – Это сочетание "и Г-сподь" является не совсем обычным. Во всех Книгах ТАНАХа имя "Г-сподь" без приставки, предлога или союза упомянуто 5921 раз. А с союзом И в виде "и Г-сподь" оно упоминается только 94 раза. Причём в Пятикнижии это сочетание упомянуто только 9 раз! Вот эти случаи:

(Бр 13.14): "И Г-сподь сказал Авруму, после того, как Лот отделился от него: Подними же свои глаза и посмотри с того места, где ты находишься, на Север и на Юг, и на Восток, и на Запад.  15. Ибо всю землю, которую ты видишь, Я отдам тебе, и твоему потомству навечно".

(Бр 18.17): "И Г-сподь сказал: Скрою ли Я от Авруума то, что я сделаю? 18. И Аврууму быть народом большим и могучим. И благословятся в нём все народы земли".

(Бр 19.24): "И Г-сподь пролил дождём на Сэдом и на Амору серу и огонь с неба от Г-спода".

(Бр 21.1): "И Г-сподь помянул Суру, как сказал, и сделал Г-сподь для Суру, как говорил. 2. И забеременела Суру и родила Аврууму сына в его старости к сроку, о котором говорил Б-г".

(Бр 24.1): "И Авруум состарился, вошёл в лета. И Г-сподь благословил Авруума во всем".

(Бр 24.34): И сказал он: Раб Авруума я. 35. И Г-сподь благословил моего господина премного, и стал он велик. И дал Он ему мелкий и крупный скот, и серебро, и золото, и рабов, и рабынь, и верблюдов, и ослов".

(Бр 24.56): "И сказал он им: Не задерживайте меня, и Г-сподь успешным сделал мой путь. Отошлите меня, и я пойду к моему господину".

(Шм 12.29): "И было в полночь, и Г-сподь поразил всякого первенца на земле Мицраима, от первенца Паро …"

Как видим, 8 случаев из 9-и приведены в Первой Книге Пятикнижия, и везде говорится о знаковом событии в истории еврейского народа. Точно также и "Побиение первенцев" в Мицраиме, в нашем случае, единственном из всех остальных Четырёх Книг Пятикнижия, было знаковым событием для еврейского народа на всю оставшуюся его историю.

– "до первенца пленника, который в темнице, и все первородное из скота" – А их то за что? Ответ предельно прост, и был дан Творцом ранее: Чтобы отделить Сынов Исруайля – Народ Творца, от всего остального населения Мицраима также, как это было во всех предыдущих "Ударах" Творца. И ещё о причине побиения поголовно всех первенцев будет сказано чуть ниже (12.33).

12.30  "И поднялся Паро ночью, он и все его слуги и весь Мицраим, и был великий вопль в Мицраиме. Ибо нет дома, в котором не было бы умершего.

12.31  И призвал он к Моше и к Аарону ночью, и сказал: Поднимитесь, выйдите из среды моего народа и вы, и Сыны Исруайля, и идите, служите Г-споду, как вы говорили".

– "И поднялся Паро ночью … И призвал он к Моше и к Аарону ночью" – Т.е. произошло то, о чём Моше говорил Паро при их последней встрече (Шм 11.4 – 8):

 11.4  "И сказал Моше: Так сказал Г-сподь: Около полуночи Я пройду по Мицраиму. 5. И умрет каждый первенец в земле Мицраима, от первенца Паро, восседающего на своём престоле, до первенца рабыни, которая за жерновами, и все первородное из скота. 6. И будет великий вопль по всей земле Мицраима, подобного которому не было и подобного которому не будет более. 7. А у всех Сынов Исруайля не оскалится пес, ни на человека, ни на скот. Чтобы вы знали, что Г-сподь делает различие между Мицраимом и Исруайлем. 8. И сойдут все эти твои слуги ко мне, и низко поклонятся мне, говоря: Выйди (из Мицраима) ты и весь народ, который следует за тобою. И затем я выйду. И вышел он (Моше) от Паро в пылу гнева". 

12.33  "И напирали мицрим на народ, чтобы скорее выслать их из земли, ибо говорили: Все мы умрём".

– "Все мы умрём" – Почему мицрим говорили, что они все умрут? Удары Творца по Мицраиму осуществлялись по всем правилам военных действий в виде трёх эшелонов. В каждом эшелоне было по три удара.

Причём первый удар во всех трёх эшелонах имел противоестественную природу. Так самый первый удар превратил всю воду Мицраима в кровь. Четвёртый удар (первый во втором эшелоне) – это нашествие смеси всяческих пресмыкающихся и гадов, что иногда встречается в природе, но по отдельности. Седьмой удар (первый в третьем эшелоне) – это град с громом и огнём, чего никогда не бывало в Мицраиме.

Второй удар во всех трёх эшелонах имел естественную природу, но был чрезмерным. Так второй удар – это нашествие лягушек, пятый – мор среди скота, восьмой – нашествие саранчи.

Третий удар во всех эшелонах был направлен исключительно против людей и животных. Так третий удар – это нашествие вшей, шестой – нарывы на людях и животных, девятый – кромешная тьма в течении трёх дней.

Т.о. десятый удар"Побиение первенцев" был первым ударом в четвёртом эшелоне, имеющим противоестественную природу. Следовательно, следующим ударом могла быть только поголовная смерть всех жителей Мицраима – удар, имеющий естественную природу, но чрезмерный.

Именно поэтому после смерти всех первенцев в Мицраиме народ возопил: "Все мы умрём".          

12.34  "И понес народ свое тесто, прежде чем оно закисло, свои квашни, увязанные в свои одежды, на своих плечах". 

– "И понес народ свое тесто, прежде чем оно закисло" – Народ выходил из Мицраима с большим количеством скота и телег со скарбом. Спрашивается, почему квашни с не закисшим тестом были увязаны в одежды? И почему квашни понесли на плечах?

Когда тесто закисает, то в результате в процессе закисания выделяется тепло. Поэтому квашни делают из дерева, которое хорошо сохраняет тепло. А чтобы это тепло не уходило из-под крышки, квашню закутывали в одежды.

Когда тесто заквашивается, то любая тряска мешает процессу заквашивания. Поэтому квашни нельзя было ставить на телеги, где постоянная тряска. А переноска квашни на плечах подразумевала более плавный режим передвижения в надежде, что тесто закиснет. Тем не менее, тесто так и не закисло, как об этом сказано дальше (Шм 12.39): "И они испекли тесто, которое вынесли из Мицраима, пресными лепешками, поскольку оно не стало квасным. Ибо они были изгнаны из Мицраима и не могли задержаться, и даже пищу себе на дорогу не приготовили".

12.35  "И Сыны Исруайля сделали по слову Моше, и выпросили у мицрим серебряные вещи, и золотые вещи, и одежду". 

А когда об этом шла речь? Тогда, когда Творец сообщил Моше о последней десятом ударе (Шм 11.1 – 3):

11.1  "И сказал Г-сподь Моше: Еще одно бедствие наведу Я на Паро и на Мицраим, после этого он отпустит вас отсюда. Когда же он отпустит, окончательно силою изгонит вас отсюда. 2. Говори же вслух народу. И пусть выпросит каждый у ближнего своего и каждая у ближней своей вещей серебряных и вещей золотых. 3. И придал Г-сподь милость народу в глазах мицрим. Также и муж Моше очень велик на земле Мицраима в глазах слуг Паро и в глазах народа".

– "и одежду" – Почему одежда ставится на один уровень с серебром и золотом? Мицраим славился выращиванием льна и изготовлением одежды изо льна. А сыны Исруайля были, по сути дела, пастухами, т.е. у них было много шерсти и одежды из неё, но не было льна. А в условиях Мицраима и Синайского полуострова, где народу предстояло находиться длительное время, одежда из льна была крайне необходима.

12.36  "И Г-сподь придал милость народу в глазах мицрим, и те отдавали им , и опустошили они Мицраим".

О таком исходе Сынов Исруайля из Мицраима Творец говорил Моше при их первом общении у горы Синай до того, как тот пошёл в Мицраим выводить Сынов Исруайля (Шм 3.21,22):

 3.21 "И Я дам милость этому народу в глазах мицрим. И будет, когда вы пойдёте, то не уйдете с пустыми руками. 22. И выпросит женщина у своей соседки и у живущей с ней в доме вещей серебряных, и вещей золотых, и одежд. И возложите это на ваших сыновей и на ваших дочерей, и опустошите Мицраим".

И об этом же Творец в своё время сказал ещё Аврууму за 420 лет до исхода Сынов Исруайля из Мицраима (Бр 15.13, 14):

15.13 "И сказал Он Авруму: Знай же, что пришельцами будет потомство твоё в земле чужой. И будут порабощать их, и угнетать их четыреста лет. 14. И также народ, у которого они будут в порабощении, Я буду судить. А затем они выйдут с большим имуществом".

Тема 

12.37  "И отправились Сыны Исруайля из Рамсайса в Сикос, около шестисот тысяч воинов помимо детей".

– "И отправились Сыны Исруайля из Рамсеса" – Все Народ Исруайля собрался в Рамсайс. И это был один из двух городов, которые Сыны Исруайля построили по приказу Паро.

– "из Рамсайса в Сикос" – И дальше весь народ отправился из Рамсайса в Сикос. Сикос – это Шалаши по-русски. Это место находилось на краю земли Гошен где-то в 30 км от Рамсайса, и там паслись многочисленные стада Сынов Исруайля. Там была первая стоянка народа по выходе из Рамсайса. И по имени этой стояки "Сикос" Творец установил осенний праздник для еврейского народа, как сказано в Третьей Книге Пятикнижия (В 23.33, 34, 42, 43):

23.33  "И говорил Г-сподь Моше так: 34. Говори Сынам Исруайля так: В пятнадцатый день этого, седьмого месяца, будет Праздник Шалашей – семь дней Г-споду. … 42. В шалашах живите семь дней. Всякий уроженец в Исруайле, пусть живут в шалашах. 43. Чтобы знали поколения ваши, что в Шалашах Я поселил Cынов Исруайля, когда вывел их из земли Мицраима. Я Господь Б-г ваш".

Именно на той стоянке весь народ заготовил себе шатры для дальнейшего проживания в пустыне. Поскольку на протяжении всех 40 лет пребывания на Синайском полуострове Сыны Исруайля жили в шатрах, а не в шалашах, как утверждается в некоторых комментариях. И также сказал в Четвёртой Книге Пятикнижия нееврейский Пророк Билум (Бм 24.5): "Как хороши твои шатры, Яков, твои жилища, Исруайль!"

И также Яков после встречи с Айсувом пошёл к переправе через Ярден и поставил на его берегу своё жилище, как об этом говорится в Первой Книге Пятикнижия (Бр 33.16,17):

33.16  "И возвратился в тот день Айсув своим путем в Сайир. 17. А Яков отправился в СикосИ построил он себе дом, а для своего скота сделал шалаши. Поэтому он назвал это место Сикос (шалаши)".

– "около шестисот тысяч воинов" – От двадцатилетнего возраста и старше. А перепись всех вышедших из Мицраима была проведена у горы Синай.

– "помимо детей" – Вместе с детьми и женщинами численность Народа Исруайля составляла около 2.5 – 3 млн человек.

12.38  "И также  разноплеменная толпа вышла с ними, и мелкий и крупный скот – стадо очень  большое".

– "И также разноплеменная толпа вышла с ними" – Несмотря на то, что последние 100 лет Сыны Исруайля были государственными рабами в Мицраиме, у них у самих также имелись многочисленные рабы. Вот эти то рабы и вышли из Мицраима, как разноплеменная толпа, вслед за Сынами Исруайля.

– "и мелкий и крупный скот – стадо очень  большое" – Сыны Исруайля изначально были скотоводами. А когда они пришли в Мицраим, то Паро поручил им пасти и его скот на земле Гошен, земле очень благоприятной для выпаса скота. Поэтому сейчас Сыны Исруайля вышли не только со своим многочисленным скотом, но и со скотом Паро. И об этом Моше сказал Паро после девятого Удара Тьма (Шм 10.24 – 26):

10.24  И призвал Паро Моше, и сказал: Идите, служите Г-споду. Только ваш мелкий и крупный скот пусть останется. Также дети ваши пусть идут с вами. 25. И сказал Моше: Также ты дашь в наши руки жертвы полные и всесожжения, чтобы мы принесли их Г-споду Б-гу нашему. 26. И также наш скот пойдет с нами, не останется ни копыта, ибо из него возьмем, чтобы совершить служение Г-споду Б-гу нашему. И мы не знаем, чем совершим служение Г-споду, пока не придем туда". 

Поэтому сейчас, после Удара Побиение Первенцев, Паро буквально был готов всеми средствами избавится от Сынов Исруайля (Шм 12.29 – 32):

12.29 И было в полночь, и Г-сподь поразил всякого первенца на земле Мицраима, от первенца Паро, восседающего на своём престоле, до первенца пленника. 30. И поднялся Паро ночью, он и все его слуги и весь Мицраим, и был великий вопль в Мицраиме. Ибо нет дома, в котором не было бы умершего. 31. И призвал он Моше и Аарона ночью, и сказал: Поднимитесь, выйдите из среды моего народа и вы, и Сыны Исруайля, и идите, служите Г-споду, как вы говорили. 32. Также мелкий и также крупный ваш скот берите, как вы говорили, и идите, и благословите также меня".

12.39  "И они испекли тесто, которое вынесли из Мицраима, пресными лепешками, поскольку оно не стало квасным. Ибо они были изгнаны из Мицраима и не могли задержаться, и даже пищу себе на дорогу не приготовили"

– "пресными лепешками, поскольку оно не стало квасным" – Несмотря на то, что тесто было в квашнях, увязанных в одежду, оно не закисло и не взошло. Поэтому испекли его пресными лепёшками на сковородках, как обычный пресный хлеб – блины и оладьи.

– "и даже пищу себе на дорогу не приготовили" – Было известно, что после Удара Побиение Первенцев они должны выйти из Мицраима, но этот процесс пошёл очень стремительно. Ибо сказано выше (12.33): "И силою понуждали мицрим народ, чтобы скорее выслать их из земли, ибо говорили: Все мы умрём". И здесь сказано: "Ибо они были изгнаны из Мицраима". А пасхального ягнёнка, которого ели ночью, следовало сжечь на огне до начала зарницы, согласно уставу Песаха. И иной еды заготовить не удалось.

12.40  "И время пребывания Сынов Исруайля, которое они прожили в Мицраиме, тридцать лет и четыреста лет".

По поводу этой фразы есть много вопросов, поскольку она не укладывается во временные рамки возраста Моше. Тем не менее, число 430 лет повторено дважды, и поэтому с ним следует разобраться.

Когда родился Моше в Мицраиме? Моше родился в Мицраиме у дочери Лайви, как сказано (Шм 2.1,2): 1.  "И пошел муж из дома Лайви, и взял дочь Лайви. 2. И забеременела женщина, и родила сына, и увидела, что он хорош, и скрывала его три месяца". И когда это произошло? Лайви сын Якова был на четыре года старше Йосайфа сына Якова. Потому что Лайви был третьим сынов Якова и Лайу после женитьбы Якова на Рухайль и Лайу. А Йосайф родился к концу семи лет женитьбы Якова или 14 лет работы Якова на Лувуна брата Ривки матери Якова. Когда Яков с семьёй спустился в Мицраим, то Йосайфу было 39 лет, а Лайви 43 г. Поскольку Йосайф предстал перед Паро в возрасте 30 лет. Затем были 7 лет сытости и 2 года голода в Мицраиме, после чего туда спустился Яков. А о годах жизни Лайви сказано (Шм 6.16): "И вот имена сыновей Лайви по их происхождению: Гайршон, и Кэус, и Мэрури. И лет жизни Леви: семь и тридцать, и сто лет". Это значит, что Лайви прожил в Мицраиме 94 года. Сыновей, перечисленных выше, Лайви родил в возрасте до 30 лет, поскольку они спустились с отцом в Мицраим. Живя в Мицраиме Лайви родил ещё сыновей и дочерей, которое не вошли в список 70-и душ, сошедших в Мицраим. И в конце жизни, видимо, за четыре года до смерти Лайви родил дочь Йохевед. А вот что говорится о об отце Моше (Шм 6.18, 20): 18.  И сыновья Kэуса: Амрум, и Ицур, и Хеврон, и Изиайль. А лет жизни Kэуса — три и тридцать, и сто лет. … 20. И взял Амрум Йохевед, сестру своего отца, себе в жены, и она родила ему Аарона и Моше. А лет жизни Амрума — семь и тридцать, и сто лет". И Йохевед была, по всей видимости, в возрасте 40 – 60 лет, когда родила Моше. Т.е. Моше родился тогда, когда Сыны Исруайля прожили в Мицраиме 130 – 150 лет (90 лет Лайви и 40 – 50 лет Йохевед). А в возрасте 80 лет Моше выводил Сынов Исруайля из Мицраима (Шм 7.7): "А Моше было восемьдесят лет, а Аарону было восемьдесят три года, когда они говорили с Паро". Следовательно, согласно возрасту Моше время пребывания Сынов Исруайля в Мицраиме составило ни более чем 210 – 230 лет.

Однако ещё Аврууму Творец сказал (Бр 15.13, 16):

15.13  "И сказал Он Авруму: Знай же, что пришельцами будет потомство твоё в земле чужой. И будут порабощать их и угнетать их четыреста лет. …

15.16  И четвёртое поколение возвратится сюда. Ибо до сих пор не полна вина Эмори".  

Что означает: "пришельцами будет потомство твоё в земле чужой?" И здесь речь идёт о Мицраиме. Поскольку землю кенанейских народ Творец отдал Аврууму, Ицхаку, Якову и Сынам Исруайля. Следовательно, всё время, что праотцы жили в земле Кенуана, они жили на своей земле. Поэтому те комментаторы, которое засчитывают в 430 лет годы жизни, начиная с Ицхука, ошибаются в принципе.  

Что означает: "И четвёртое поколение возвратится сюда?" Если считать глобально по праотцам, то первое поколение начинается с Авруума: Авруум, Ицхук, Яков, Сыны Исруайля. И тогда действительно четвёртое поколение – Сыны Исруайля возвратились завоёвывать землю кенанейских народов.

Однако на потомках Ииду можно проследить, какое поколение реально вернулось завоёвывать землю кенанейских народов. О потомках Якова сказано (Бр 35.22, 23): 22. ... "И было сыновей Якова двенадцать. 23. Сыновья Лайу: первенец Якова Рэивайн, и Шимон и Лайви и Ииду, и Иссухур, и Зэвилин". (Бр 46.12, 13):12. "А сыновья Ииду: Айр и Онун, и Шайлу, и Перец и Зурах. И умер Айр и Онан на земле Кенуана. 13.  И были сыновья Переца: Хецрон и Хумиль".  А вот родословная Переца из Книги Рут (4.19 - 22): (19) Пэрэц породил Хэцрона, Хэцрон породил Рама, а Рам породил Амминадава. (20) А Амминадав породил Нахшона, а Нахшон породил Салму. (21) И Салмон породил Боаза, а Боаз породил Овэйда. (22) А Овэйд породил Йишая, и Йишай породил Давида".

Итак, Хецрон был в числе семидесяти душ семейства Якова, спустившихся в Мицраим. Рам родился в Мицраиме, и это первое поколение. Далее Амминадав и Нахшонвторое и третье поколение, родившееся в Мицраиме. Нахшон выходил из Мицраима, как сказано в перечислении руководителей колен (Бм 1.7): "От Ииду Нахшон, сын Аминудува". А Салмон сын Нахшона пошёл завоёвывать землю кенанейских народов – четвёртое поколение, родившееся после прихода Сыновей Исруайля в Мицраим. Т.о. и с этой стороны тоже выходит, что "четвёртое поколение возвратиться сюда".

А если действительно мицрим "порабощали и угнетали" Сынов Исруайля 400 лет, как сказал Творец? О жизни Сынов Исруайля в Мицраиме первые 110 – 130 лет сказано, до тех пор, пока были живы те из 70-и душ, что спустились в Мицраим, сказано (Шм 1.7): "А Сыны Исруайля расплодились и воскишели, и умножились, и окрепли чрезвычайно, и наполнилась ими земля". Т.е. весь народ был свободен, выпасал свой скок и не работал на Паро. Тем не менее, Сыны Исруайля не были полностью свободны на земле Мицраима. И когда умер Яков, то Йосайф, будучи вторым человеком в Мицраиме, вынужден был прибегнуть к хитрости, чтобы выйти из страны и захоронить отца в Хевроне, в земле кенанейских наров.

Почему Творец сказал Аврууму "о порабощении и угнетении" Сынов Исруайля 400 лет? Числа 4, 40 и 400 относятся к категории Приговора Творца. Число 4 (буква Далет) относится к духовному Приговору Творца, начиная с Четвёртого Дня Творения, как сказано (Бр 1.16): "И сделал Б-г два больших светила. Светило большое для управления днём. И светило малое для управления ночью. И звёзды".  Число 40 (буква Майм) относится к материальному Приговору Творца, начиная со времени Потопа, как сказано (Бр 7.12) "И был дождь на земле сорок дней и сорок ночей". Число 400 (Буква Тув) относится к полному, заключительному Приговору Творца, как говорится о продаже могилы для захоронения Рухайль жены Авруума (Бр 23.15, 16): 15. "Господин мой, послушал меня! Земля стоимостью четыреста шекелей серебра, между мной и тобой, что это для тебя! И умершую твою похорони. 16. И услышал Авруум Эфрона, и отвесил Авруум Эфрону серебро, о чем тот говорил в слух сынов Хайса, четыреста шекелей серебра, что в ходу у торговцев". 

Поэтому Творец назвал Аврууму число лет 400 (намёк), имея в виду, что все, вышедшие из Мицраима, по Приговору Творца умрут в пустыне Синайского полуострова. И только четвёртое поколение Сынов Исруайля, родившееся в Мицраиме, придёт завоёвывать землю кенанейских народов.    

Почему в нашей фразе сказано: "тридцать лет и четыреста лет"? Число 30 относится к "подъёму", как сказано о жизни Йосайфа (Бр 41.46) "А Йосайфу было тридцать лет, когда он предстал пред Паро, царем Мицраима. И вышел Йосайф от Паро, и прошел он по всей земле Мицраима". Т.е. здесь сказано (намёком), что пришло время Сынам Исруайля выходить, подниматься из Мицраима (30), а третье поколение, рождённое в Мицраиме, умрёт в пустыне (400).

Почему 430 лет написаны дважды (12.40, 41)? Это намёк человечеству на будущее, на конец дней этого мира в конце шестого тысячелетия. Если большая часть человечества придёт к своему Творцу и будет работать на Творца этого мира, то Сыны Исруайля провели в Мицраиме 210 лет, а не 430 лет, как это постановили фарисеи. И тогда у мира будет ещё как минимум 220 лет, чтобы завершить этот мир миром и в поклонении Творцу. Если же в этом мире победит противодействие Творцу и Атеизм, то тогда евреи пребывали в Мицраиме 430 лет. А это значит, что сегодня по еврейскому летоисчислению идёт НЕ 5779 г., а 5999 г. И НАШ МИР НАХОДИТСЯ ПЕРЕД ЗАКРЫТИЕМ ДВЕРЕЙ! Ибо Атеизм победил в этом мире повсеместно! И закончится это мир катастрофой! Увы, это сегодняшняя РЕАЛЬНОСТЬ.  

12.41  "И было, по прошествии тридцати лет и четырехсот лет. И было, в тот самый день вышли все воинства Г-спода из земли Мицраима"

– "И было" – Пришло время избавления.

– "тридцати лет и четырехсот лет" – Намёк на два варианта конца дней человечества, описанные выше.

– "И было, в тот самый день" – Пятнадцатого числа первого месяца. Как сказано в Четвёртой Книге Пятикнижия (Бм 33.3): "И отправились они в путь из Рамсайса в первом месяце, в пятнадцатый день первого месяца. На следующий день после Песаха Сыны Исруайля гордо вышли на глазах у всего Мицраима". Т.е. ночью Сыны Исруайля ели жертву Песах, а с началом зарницы начали сборы и выход из Рамсайса.

– "вышли все воинства Г-спода" – Т.е. Сыны Исруайля выходили, как армия Творца, вооруженные и по колонам по коленам. И также сказано ниже (Шм 13.18): "… И подобно войску   вышли Сыны Исруайля из земли Мицраим".

12.42  Это – ночь бдения у Г-спода, чтобы вывести их из земли Мицраима. Эта та самая ночь Г-споду, когда будет бдение для всех Сынов Исруайля в их поколениях.

– "ночь" – Фраза на иврите начинается со слова ЛайлНочь. И это единственное место во всём Пятикнижии, где слово Ночь – Лайла пишется, как Лайл. Численное значение слова Лайл равно 70, что говорит о высшей степени святости и о том, что эта Ночь выделяется из всех ночей года. Поэтому еврею, который не бдит в эту ночь, положено искоренение Души, как сказано в Четвёртой Книге Пятикнижия (Бм 9.13):

"И мужчина, который был чист и не был в дороге, и пренебрег сделать Песах, то искоренится эта Душа из своего народа, ибо жертвы Г-споду он не принес в назначенное для него время. Грех свой понесет этот мужчина". 

– "будет бдение для всех Сынов Исруайля в их поколениях" – Еврейские Праздники, согласно Пятикнижию, так или иначе привязаны к Земле Исруайля, когда созревает первый урожай пшеницы – Праздник Седмиц, когда завершается сельскохозяйственный год и сбор всего урожая – Праздник Шалашей. И также еврейские Праздники привязаны к Храму Г-спода, куда следует приходить на Праздники, как сказано (Шм 23.17): "Три раза в году должен предстать каждый твой мужчина перед лицом Владыки Г-спода". 

Вместе с тем, согласно Пятикнижию, придёт такое время, когда еврейский народ будет разбросан по миру, и когда не будет в этом мире Храма Г-спода. Тем не менее, Праздник Песах евреи обязаны соблюдать, где бы они не находились во всех поколениях: "Это – ночь бдения у Г-спода".   

Тема

12.43 "И сказал Г-сподь Моше и Аарону: Вот закон Песаха. Никакой иноплеменник не должен есть от него". 

– "И сказал Г-сподь Моше и Аарону" – Творец сказал это Моше и Аарону в 1-й день 1-го месяца в Мицраиме, как сказано выше (Шм 12.1, 2): 1. "И сказал Г-сподь Моше и Аарону на земле Мицраима, говоря: 2. Этот месяц для вас - глава месяцев. Первый он для вас среди месяцев года". И далее Творец изложил им порядок Песаха.

– "Вот закон Песаха" – О том, кому разрешено есть Песах, а кому нет, и порядок его еды.

– "Никакой иноплеменник не должен есть от него" – Т.е. Песах могут есть только Сыны Исруайля, геры, принимающие еврейские законы Творца, и еврейские обрезанные рабы. Все остальные иноплеменники, даже если они обрезаны, не могут есть Песах.

12.44  "И всякий раб человека, купленный за серебро, пусть обрежет его, тогда будет он есть от него". 

Договор на обрезание Творец установил ещё с Авруумом (Бр 17.10 -13):

17.10  "Это Мой Договор, который вам следует соблюдать между Мною и между вами, и между твоим потомством после тебя: Обрезан должен быть у вас каждый мужского пола. 11.  И обрезайте вашу крайнюю плоть. И будет это знаком Договора между Мной и между вами. 12. И в возрасте восьми дней должен быть обрезан у вас каждый мужского пола в ваших поколениях, рождённый в доме и купленный за деньги из всех чужеземцев, которые не из твоего потомства.  13. Непременно должен быть обрезан рождённый в твоём доме и купленный на твои деньги. И будет Мой Договор на вашем теле Договором вечным".

Т.о. в еврейском доме не могло быть необрезанных рабов.

12.45  "Поселенец и наемник не должен есть от него".

– "Поселенец" – Иноземец, даже обрезанный, поселившийся в еврейском поселении. 

– "наемник" – Наёмный рабочий иноземец, даже обрезанный, получающий оплату за свою работу. 

12.46  "В одном доме следует есть, не вынося из дома от этого мяса наружу. И кости пусть не переломят в нём (в пасхальном ягнёнке)".

 – "В одном доме следует есть, не вынося из дома от этого мяса наружу" – Почему такие требования? Потому что именно так были сформулированы начальные условия, есть пасхального ягнёнка в одном доме (Шм 12.3 – 7):

12.3 "Говорите всей общине Исруайля так: В десятый день этого месяца пусть возьмут себе каждый мужчина по ягнёнку на семейство, по ягнёнку на дом4А если мал числом этот дом, чтобы быть по ягнёнку, пусть возьмет он и его сосед, ближайший к его дому, по числу душ. Мужчина по числу едоков пусть распределит на ягнёнка. 5. Ягнёнок без порока, годовалый самец, будет он у вас, из овец или из коз берите его. 6. И будет он у вас на хранении до четырнадцатого дня этого месяца.  И зарежет его все собрание общины Исруайля в межвечерье. 7. И возьмут от крови, и возложат на два косяка и на притолоку, на дома, в которых они будут есть его".

Т.е. если группа зарезала одного ягнёнка, то на тот дом, на который они возложили его кровь, там они и должны его есть. Почему не следует выносить от мяса наружу и выходить из дома? Как сказал далее Творец (Шм 12.12, 13):

12.12 "И Я пройду по земле Мицраима в эту ночь, и поражу Я всякого первенца на земле Мицраима от человека и до скота, и над всеми божествами Мицраима совершу суды, Я Г-сподь. 13. И будет эта кровь (приношения Песах) для вас знаком на домах, в которых вы находитесь. И Я увижу эту кровь, и Я переступлю (Пусах на иврите) над вами. И не будет среди вас пагубного поветрия, когда Я буду поражать (первенцев) на земле Мицраима".

Следовательно, изначально нельзя есть пасхального ягнёнка в двух разных домах и выходить на улицу.   

– "И кости пусть не переломят в нём (в пасхальном ягнёнке)" – Поскольку ягнёнок жарится на огне целиком на вертеле, и есть его тоже следует также целиком, отрезая от него мясо, а не разрубая на отдельные части.

12.47  "Вся община Исруайля должна сделать его (Песах)". 

Включая геров, как об этом говорится ниже.

12.48  "А если будет проживать с тобой гер, и пожелает сделать Песах Г-споду, то должен быть обрезан у него всякий мужского рода, и тогда он приступит, чтобы сделать его, и будет он, как коренной житель земли. Никакой необрезанный не должен есть от него". 

– "Никакой необрезанный не должен есть от него" – Включая евреев. Поэтому Сыны Исруайля сделали Песах в Мицраиме и только один раз в пустыне в 14-ый день 1-го месяце 2-го года по выходе из Мицраима. Поскольку Сыны Исруайля не обрезали сыновей, родившихся в пустыне. А обрезал их только Иошиа (Иошиа 5.2 – 9):

(2) "В то время сказал Г-сподь Иошиа: сделай себе ножи кремневые и заново обрежь Сынов Исруайля в конце. (3) И сделал себе Иошиа ножи кремневые, и обрезал Сынов Исруайля у холма Аралот. (4) И вот причина, почему обрезал Иошиа: весь народ, вышедший из Египта, мужчины, все люди, способные к войне, умерли в пустыне в пути по выходе из Египта. (5) Весь же народ, вышедший, был обрезан, а весь народ, родившийся в пустыне, в пути по выходе из Египта, не был обрезан. (6) Ибо сорок лет ходили Сыны Исруайля по пустыне, доколе не скончался весь народ, способный к войне, вышедший из Египта, который не слушал гласа Г-спода. Так что клялся Г-сподь им, что не покажет им землю, о которой клялся Г-сподь отцам их, что даст (ее) нам, землю, текущую молоком и медом. (7) Сынов же их, которые встали вместо них, их-то обрезал Иошиа, потому что они были не обрезаны, так как не обрезали их в пути. (8) И когда весь этот народ полностью был обрезан, оставались они на своем месте в стане до их выздоровления. (9) И сказал Г-сподь Иошиа: ныне Я снял с вас посрамление египетское. И названо это место именем Гилгал до сего дня".

12.49   "Одно Учение будет для коренного жителя и для гера, живущего среди вас.

12.50  И сделали все Сыны Исруайля, как повелел Г-сподь Моше и Аарону, так они сделали".

Подтема

12.51  "И было, в этот самый день вывел Г-сподь Сынов Исруайля из земли Мицраима по их воинствам"

– "в этот самый день" – 15-го числа 1-го месяца 1-го года от рождения Народа Исруайля.

– "по их воинствам" – Как сказано далее (Шм 13.18): "… И подобно войску  вышли Сыны Исруайля из земли Мицраим".