Иудаизм

32. На горе (Бэар) 5779 г.

07 - 13 Ияр (12 – 18.05.19)

В будущую Субботу читают главу "Бэар (На горе)".

Предыдущая недельная глава заканчивается тем, что Творец привод порядок празднования Праздников Песах, Мацос (Пресных хлебов), Шувиос (Седмиц), Сикос (Шалашей) и Восьмой день.  А также два особых дня: 1-го числа седьмого месяца года – День Трубления, 10-го числа седьмого месяца года – День Искуплений. Затем Творец излагает порядок ежедневного возжигания семисвечника и порядок возложения хлебов в Субботу в Храме.

В этой недельной главе Творец даёт: законы седьмого Субботнего года, законы пятидесятого Юбилейного года, законы купли и продажи земли и домов, запрет брать лихву с брата своего, законы о выкупе еврейского раба и запрет делать идолов. Недельная глава заканчивается следующими фразами (26.1,2):

"Не делайте себе идолов, и изваяния и памятного камня не ставьте для себя, и камня настильного не кладите на вашей земле, чтобы повергаться на нем. Ибо Я, Г-сподь, Б-г ваш. Субботы Мои соблюдайте и Храма Моего страшитесь. Я Г-сподь".  

Тема

25.1 "И говорил Г-сподь Моше на горе Синай так:

В самом начале в первой фразе нашей главы имеется место, вызывающее удивление, поскольку сказано (В 25.1): "И говорил Г-сподь Моше на горе Синай так …" В какой связи здесь упомянута гора Синай? В самой первой фразе Книги Ваикру сказано (1.1): "И воззвал (Г-сподь) к Моше. И сказал Г-сподь ему из Шатра Свидетельства, говоря: …" Т.е. после того, как был поставлен Переносный Храм, Творец говорил Моше все Законы Торы непосредственно из Храма. И далее на протяжении всей Книги Ваикру не упоминается то место, откуда говорил Творец с Моше.

Спрашивается, почему именно здесь упоминается это место и почему этим местом является "гора Синай", а не Храм Г-спода? И какой смысл вложен в эти слова "на горе Синай"?

И также в следующей недельной главе "В законах моих", которая является по сути дела продолжением данной главы, сказано так (26.46):

"Вот законы и правопорядки, и Учения, которые дал Г-сподь, между Собой и между сынами Исруайля, на горе Синай через Моше".

А вот последняя фраза следующей главы и всей Книги Ваикру (27.34):

"Вот заповеди, которые заповедал Г-сподь Моше для Сынов Исруайля на горе Синай".

О каких заповедях идёт речь в этих двух недельных главах? Здесь приводятся законы седьмого Субботнего года, законы пятидесятого юбилейного года, законы купли и продажи земли и домов, запрет брать лихву с брата своего, законы о выкупе еврейского раба и запрет делать идолов, благословления и проклятия, обеты по продаже Храму душ рабов, обеты по продаже Храму скота, обеты по продаже Храму домов и земли, законы о первородном скоте для Храма, законы об обречённом из скота и из людей для Храма и законы о десятине из семян, плодов деревьев и скота для Храма.

Все комментаторы Торы сходятся на том, что Творец говорил Моше эти две главы тогда, когда тот поднялся на гору Синай в третий раз для получения вторых Скрижалей Завета, а вовсе не в Храме, как все главы Книги Ваикру. Именно поэтому в начале нашей главы сказано: "И говорил   Г-сподь Моше на горе Синай так …"

Однако вот, что сказано о жертвах всесожжения при изложении порядка праздников в Четвёртой Книге Пятикнижия (Бм 28.6):

"Всесожжение постоянное, какое совершено на горе Синай, в благоухание, огнепалимая жертва Господу".

Однако все постоянные приношения имели место только в Храме, а вовсе не на горе Синай, и порядок их был изложен Творцом также в Храме:  "И ты возложишь на столе  хлеб предо Мною постоянно" (Шм 25.30);   "И ты повели сынам Исруайля, чтобы они взяли тебе елея чистого, битого, для освещения, чтобы возжигать светильник постоянно" (Шм 27.20); "И вот что тебе приносить на жертвеннике: однолетних овец, двух в день, постоянно" (Шм 29.38);   "И когда  будет поднимать  Аарон светильники в межвечерье,  то будет воскурять курение: курение постоянное пред     Г-сподом для поколений ваших" (Шм 30.8). 

Т.о. когда в тесте Торы говорится на горе Синай, то имеется в виду Храм Г-спода, который стоял под горой Синай в окружении лагеря Сынов Исруайля, а вовсе не сама гора Синай. И, наконец, в самой Книге Ваикру имеется фраза, которая полностью снимает все вопросы по поводу того, где же были даны заповеди Творца (В 7.37,38):

 7.37 "Это учение о всесожжении, о хлебном приношении, и о жертве грехоочистительной, и о повинной жертве, и о жертве посвящения коэнов, и о мирной жертве. 38. Которое заповедал Г-сподь Моше на горе Синай в день, когда повелел сынам Исруайля принести свои жертвы Г-споду в пустыне Синай".

Т.е. все заповеди Творца, начиная с Книги Ваикру и далее, были записаны Моше со слов Творца в Храме, а не на горе Синай. Ибо это было одной из задач строительства Храма – обучение Сынов Исруайля заповедям со слов Творца непосредственно в Храме.

Тем не менее, вопрос всё равно остаётся открытым: Почему в двух последних недельных главах книги Ваикру так настойчиво упоминается фраза на горе Синай?

А всё дело в том, что подавляющее большинство заповедей, приведенных в этих двух главах так и не были реализованы Сынами Исруайля на завоёванной земле кенанейских народов. Почему?

Потому, что вначале во времена Иошиа Бин Нина евреи не смогли завоевать все земли. Затем большую часть земли, хотя и не всю, завоевал царь Давид через 450 лет после исхода из Египта. А вся земля была под одним управлением только в конце дней царя Давида и в дни его сына царя ШеломоПоэтому Субботние и Юбилейные годы не соблюдались, законы купли и продажи земли и домов не соблюдались, законы обетов по продаже Храму не соблюдались, законы десятины не соблюдались и т.д.

А что действительно состоялось, так это только проклятия, приведенные в следующей недельной главе "В законах моих". Вот, собственно говоря, в чём состоит причина того, что в нашей и последующей недельной главе упомянуто именно на горе Синай. Т.е. все эти заповеди так и остались только в теории и не были реализованы на практике.

Тема

25.1 "И говорил Г-сподь Моше на горе Синай так: 2. Говори сынам Исруайля и скажи им: Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть празднует земля Субботу Г-споду. 3. Шесть лет засевай твое поле и шесть лет обрезай твой виноградник, и собирай свой урожай. 4. А в седьмом году Суббота прекращения трудов будет для земли, Суббота Г-споду: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай.  5. Самосева твоей жатвы не жни и твоего винограда, хранимого не снимай. Год прекращения трудов будет для земли. 6. И будет Суббота земли вам в пищу: тебе, и твоему рабу, и твоей рабыне, и твоему наемному работнику, и твоему поселенцу, которые проживают с тобой. 7. И твоему скоту, и зверю, который на твоей земле, будет весь ее урожай в пищу".

В этом отрывке повторяется общий принцип, проходящий через всю Тору: число семь – священное число, и всё что связано с ним, освящено. Седьмой день недели, Суббота, праздничный День Творцу. Седьмой месяц года, праздничный месяц, начинающийся Днём Трубления. Седьмой год работы на земле – праздничный Субботний год Творцу, прекращение всех работ на земле, и отдых для земли, пятидесятый день после Праздника пресных Хлебов (семь умноженное на семь плюс один (Творец) – Праздник Седмиц, Пятидесятый год Субботнего цикла лет – Ювель (Юбилейный год).

Итак, Седьмой год работы на завоёванной земле кенанейских народов (после окончания всех воин по завоеванию земли, которые были завершены только в дни царя Давида, через 450 лет (!!!) после выхода из Египта) должен быть Субботним, т.е. годом прекращения всех работ в поле и в саду. А весь урожай, который вырастет сам по себе, будет "ничейным", т.е. для всех обитателей земли, для людей, для скота, для животных и для птиц. Этакий "год коммунистического потребления" для всех. Причём собирать урожай этого года для целей заготовок запрещено и продавать запрещено. Можно только питаться тем, что есть на поле или в саду непосредственно для нужд данного дня.

И здесь возникает естественный вопрос: А, что же тогда есть всей семье в седьмой год и что сеять в восьмой год? Этот же вопрос задаёт Тора дальше, и Творец даёт ответ на него (В 25.20 – 22):

25.20 "А если вы скажете: Что нам есть в седьмом году? Ведь не будем ни сеять, ни убирать наш урожай.  21. То Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесёт урожай на три года. 22. И посеете в восьмом году, и будете есть из старого урожая. До девятого года, до его урожая есть будете старое". 

Т.о. в случае соблюдение Субботнего года, Творец пошлёт в шестом году трёхлетний объём урожая, для того чтобы хватило всей семье на седьмой, восьмой и на девятый год. Почему нужен трёхлетний урожай, мы увидим несколько ниже, ибо это связано с Пятидесятым Юбилейным годом. Однако здесь хотелось бы отметить одну важную особенность Субботнего года, которая обычно выпадает из внимания.

В тексте сказано (25.3,4): 3. "Шесть лет засевай твое поле и шесть лет обрезай твой виноградник, и собирай свой урожай. 4. А в седьмом году Суббота прекращения трудов будет для земли, Суббота Г-споду: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай".

О каких плодах земли идёт речь в данном тексте? Прежде всего, это злаковые культуры для выпечки хлеба, для еды человека и для еды скота. А во вторую очередь — это виноград, и только виноград! Почему именно виноград оказался под запретом, а не на все плодовые деревья? Потому что виноград давал его владельцу вино, которое было одним из основных продуктов питания и свидетельствовало о богатстве и достатке хозяина. Причём вино может храниться бесконечно долго в закупоренном сосуде, и поэтому является продуктом длительного пользования.

Совершенно очевидно, что обычные плодовые деревья в отношении сбора урожая не попадали под запрет Субботнего года, поскольку являлись однолетними плодами сезонного потребления. Заготавливать их разрешено только для личного потребления семьи, но не для продажи

Помимо винограда запрет Субботнего года распространялся также на оливковое масло.

Почему? Оливковое масло было основным продуктом для освещения помещений и для использования его в приготовлении хлеба и еды. Поэтому наличие больших плантаций оливковых деревьев в те времена также свидетельствовало о зажиточности хозяина. И кроме того оливковое масло могло храниться без ухудшения качества масла очень долго, почти также, как вино. Поэтому оливковое масло являлось "стратегическим" продуктом питания и потребления.

Спрашивается, говорится ли здесь об овощах? Совершенно очевидно, что нет! Ибо овощи не являются основным продуктом питания? И заготовка свежих овощей на три года по тем временам была практически невозможна, да и сегодня крайне затруднительна. Т.о. запрет Субботнего года на посадку и заготовку овощей для личного потребления семьи не распространялся 

Подтема

25.8 "И отсчитай себе семь Cубботних лет, семь лет семь раз. И будет у тебя времени семи Субботних лет - сорок девять лет. 9. И ты вострубишь в шофар в седьмом месяце в десятый день месяца. В День Искуплений вострубите в шофар по всей вашей земле. 10. И вы освятите Пятидесятый год, и возгласите свободу на земле всем ее обитателям. Юбилей — это будет для вас, и возвратитесь вы каждый к своему владению, и каждый к своему семейству возвратитесь. 11. Юбилей это, Пятидесятый год — это будет для вас. Не сейте и не жните его самосева, и не снимайте его винограда хранимого. 12. Ибо Юбилей это, святыней будет для вас. С поля ешьте его урожай".

Из приведенного текста понятно, почему Творец в шестой год Субботнего цикла даст урожай на три года. Когда придёт Юбилей, Пятидесятый год, то Субботними для земли будут два года – сорок девятый год и Пятидесятый год. Следовательно, запасов урожая шестого года должно хватить на три года для того, чтобы сеять в девятом году, как сказано выше (25.22): "До девятого года, до его урожая есть будете старое". 

Из ошибочных комментариев двухтысячелетней давности к тексту данного отрывка, родился ошибочный отсчёт времени, т. наз. еврейский Новый Год, который, по мнению фарисеев, начинался первого числа седьмого месяца года, в День Трубления. Более подробно об этом говорится в видео 016 "О Времени и о Праздниках" https://www.youtube.com/watch?v=DqdzTsa12sE или в тексте на сайте http://rabarial.com/video/220-016-o-vremeni-i-o-prazdnikakh

А также в видео 033. "Как и Почему родился Еврейский Новый Год"

 https://www.youtube.com/watch?v=af6SIMRhQlM&t=18s или в тексте на сайте http://rabarial.com/video/410-033-kak-i-pochemu-rodilsya-evrejskij-novyj-god  

В начале текста сказано: 25.8 "И отсчитай себе семь Cубботних лет, семь лет семь раз. И будет у тебя времени семи Субботних – лет сорок девять лет. 9. И ты вострубишь в шофар в седьмом месяце в десятый день месяца. В День Искуплений вострубите в шофар по всей вашей земле".

О чём идёт речь в данном тексте? В сорок девятом году, который начинается, естественно, с первого месяца года, в седьмом месяце, в десятый день месяца следует вострубить в шофар (10) "И вы освятите Пятидесятый год, и возгласите свободу на земле всем ее обитателям". Т.о. за полгода до начала Пятидесятого года, естественно, начинающегося с первого месяца, в День Искупления происходит освещение Юбилейного года. И делается это за полгода до начала Юбилейного года для того, чтобы хозяева могли подвести все счета, разобраться с землёй и с домами, которые следует вернуть законным владельцам и разобраться с еврейскими рабами, которых следует досрочно освободить.

Фарисеи, в свою очередь, неверно приняв отсчёт лет от седьмого месяца, пришли к выводу, что освещение Пятидесятого года происходит ретроактивно десятого числа, начавшегося Нового Пятидесятого года!? Что, естественно, неверно.

И дальше сказано: 25.10 "И вы освятите Пятидесятый год, и возгласите свободу на земле всем ее обитателям. Юбилей — это будет для вас, и возвратитесь вы каждый к своему владению, и каждый к своему семейству возвратитесь. 11. Юбилей это, Пятидесятый год — это будет вам".

О какой свободе идёт речь? Дальше по тексту недельной главы объясняются основы, на которых можно продавать землю и дома. И все эти продажи, в основном, рассчитываются из Пятидесятилетнего Субботнего цикла. Поскольку согласно указанию Творца, земля не может продаваться навечно. Поэтому в Пятидесятый, Юбилейный года земля возвращается к своему владельцу, как сказано (10): "и возвратитесь вы каждый к своему владению".

Кроме того, далее в тексте речь идёт о "еврейском рабе". Еврейский раб может быть куплен только на шесть лет, а в седьмой год он возвращается к своему семейству. Причём шесть лет работы еврейского раба не привязаны к Субботнему циклу, а исчисляются от момента его продажи. Однако, когда внутри этого шестилетнего периода оказывается Юбилейный год, то еврейский раб досрочно освобождается от дальнейшей работы и возвращается к своему семейству, как сказано: "и каждый к своему семейству возвратитесь".

25.13  "В этот Юбилейный год возвратитесь вы каждый к своему владению. 14. И когда ты будете продавать что-либо ближнему своему или покупать у ближнего своего, то не обманывайте муж брата своего. 15. По числу лет после Юбилея покупай у ближнего твоего, по числу урожайных лет продаст он тебе. 16. Согласно большому числу лет ты увеличишь цену, и согласно малому числу лет ты уменьшишь цену. Ибо число урожаев он продает тебе". 

О чем здесь идёт речь. Земля, распределённая по жребию между коленами и между семействами внутри колен, была закреплена за владельцами навечно и продаже не подлежала. Однако если у владельца земли не было достаточно сил или средств для обработки собственной земли, то он мог сдать её в аренду, именуемую в тексте Торы "продажей на срок". Стоимость такой сделки определялась производительностью земли, сдаваемой в аренду, и количеством лет аренды. Наибольшее число лет аренды могло быть только до юбилейного года. Т.о. хозяин земли продавал покупателю будущие вероятные урожаи со своей земли по количеству лет в максимальном случае до Юбилейного года.

В следующей недельной главе Бэхикосай говорится о посвящении (продаже-аренде) земли, передающейся Храму Г-спода (В 27.16 – 19):

27.16 "Если же от поля владения своего посвятит кто-либо Г-споду, то будет оценка твоя по мере его посева: засеваемое хомером (мера объёма) ячменя за пятьдесят серебряных шекелей. 17. Если от юбилейного года посвятит свое поле, то, по своей оценке, состоится. 18. А если после юбилея он посвятит свое поле, то сочтет ему священнослужитель серебро по годам, оставшимся до юбилейного года, и убавится от (полной) своей оценки. 19. А если захочет выкупить поле, посвятивший его, то пусть прибавит пятую часть серебра к твоей оценке его, и останется оно ему". 

Здесь показан механизм оценки стоимости поля, посвящаемого Храму. Т.е. в 50 шекелей серебра оценивается участок земли, засеваемый хомером ячменя, и далее, по этой оценке, определяется стоимость всей площади земли, посвящаемой Храму. Причём 50 шекелей – это оценка участка земли, засеваемого хомером ячменя, за все 50 Юбилейных лет. Однако если от последнего юбилея уже прошло какое-то количество лет, скажем 10, то стоимость участка земли уменьшается на 10 шекелей, соответственно до 40 шекелей.

Подобным же образом оценивалась стоимость земли при обычной продаже-аренде согласно количеству проданных лет, вплоть до юбилея. А на пятидесятый Юбилейный год земля возвращалась к своему владельцу.

В отношении земли, посвящаемой Храму, имелось исключение. Земля, посвящённая Храму, в ,Юбилейный год переходила во владение священнослужителя, купившего её, если владелец не выкупал свою землю, добавив к её стоимости пятую часть. Подробности этой процедуры изложены в недельной главе Бэхикосай.

25.17 "И не обманывайте муж ближнего своего, и бойся Б-га твоего. Ибо Я Г-сподь, Б-г ваш. 18. И исполняйте законы Мои, и правопорядки Мои соблюдайте, и исполняйте их, и вы будете жить на этой земле надёжно. 19. И даст земля плоды свои, и вы будете есть досыта, и будете уверенно жить на ней".

Здесь ещё раз указывается на то, что надёжное и сытное существование Сынов Исруайля на своей земле возможно только в случае строго соблюдения законов Творца. Т.е. "возвращаясь к нашим баранам" следует иметь в виду, что никакая самая современная техника, включая американские средства ПВО и самолёты, немецкие корабли и подлодки, израильские противоракетные системы и ядерное оружие, не являются гарантией надёжного и благополучного существования евреев на Святой Земле.

25.20  "А если вы скажете: Что нам есть в седьмом году? Ведь не будем ни сеять, ни убирать наш урожай.  21. То Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесёт урожай на три года. 22. И посеете в восьмом году, и будете есть из старого урожая. До девятого года, до его урожая есть будете старое. 

В данном отрывке объясняется, каким образом Израиль будет сытно существовать в Субботний и в Юбилейный год, когда вся земля будет отдыхать и покоится от сева и жатвы. В шестом году Творец пошлёт урожай на три последующих года: седьмой – субботний, восьмой – юбилейный и девятый – первый год посева после юбилейного года. Т.о. даже в Юбилейном году, когда два года подряд в Субботний, 49-ый год и в Юбилейный, 50-ый год не будет сева и жатвы, запасов хлеба будет предостаточно.    

25.23 "И эта земля не должна продаваться навечно, ибо Мне принадлежит земля. Потому что вы пришельцы и поселенцы при Мне". 

И здесь Творец ещё раз подчёркивает, что вся земля на территории, выделенной евреям и завоёванной ими, принадлежит Ему. А Народ Исруайля – это народ Творца, являющийся пришельцем и поселенцем при НёмИ это очень важный момент, отличающий евреев от всех остальных народов мира.

У всех народов мира имеются свои земли, на которых они являются хозяевами и могут распоряжаться ими по своему усмотрению. У еврейского народа в этом мире НЕТ СВОЕЙ ЗЕМЛИ!!! (В этом, кстати, и заложены основы космополитизма евреев. Евреи, где бы они ни жили – это всегда граждане мира, во-первых. И только, во-вторых, граждане той страны, где они живут. Поэтому всех евреев нашего мира всегда объединяло нечто большее, чем другие народы. И этим "нечто" всегда было то, что Народ Исруайля – это Народ Творца. Сегодня, к сожалению, этим "нечто" является сионизм, самый страшный вид идолопоклонства у евреев за всю историю народа.)

Кстати, именно отсутствием СВОЕЙ ЗЕМЛИ у еврейского народа объясняется 70-и летнее состояние войны на Святой Земле. Поэтому все потуги мирового сообщества по установлению мира на этой земле при наличии т. наз. "еврейского государства" – глубокого смысла не имеют.

Хотя ситуация понятна и вполне объяснима. Миром последние 100 – 150 лет правят атеисты. А за последние 50 лет эта Религия успешно достигла стадии Оголтелого Атеизма. Ну, а в этом случае наш мир Имеет, то, что Имеет.

У всех народов мира во все времена были и есть сегодня те или иные руководители. У еврейского народа изначально при его зарождении и на все будущие времена был установлен руководителем Творец нашего мира, как сказал Творец в Третьей Книге Пятикнижия (В 25.55):

 "Ибо для Меня сыны Исруайля являются РАБАМИ. Мои рабы они, которых Я вывел из земли Мицраима. Я Г-сподь Б-г ваш".

Поэтому те, кто последние 70 лет существования государства Израиль величают себя руководителями еврейского народа, по сути дела являются еврейскими злодеями и самозванцами. Ибо во времена Пророков и царей только Творец определял, кто может от Его имени руководить Его Народом. И с тех пор ситуация в отношении руководителя Народа Исруайля не изменилась. 

25.24  "И на всей земле владения вашего освобождение давайте земле".

Имеются в виду Субботние и Юбилейные годы. При этом следует хорошо понимать, что соблюдение лет отдыха земли самым непосредственным образом связано с остальными обязательными условиями существования Народа Исруайля на Святой Земле. А именно:

Народ Исруайля – это все 12 колен исруайлевых, живущих уверенно на своей земле под управление единого царя и при наличии Храма Г-спода в среде народа. Подобные условия были только в конце дней царя Давида и в дни его сына, царя Шеломо. Затем еврейское царство разделилось, начались войны, которые привели к тому, что 10 колен были уведены в рабство на Восток Азии и сгинули. А затем были разрушены оба Иерусалимских Храма Г-спода. Т.о. любые попытки сегодняшних отдельных еврейских энтузиастов в Израиле соблюдать Субботний год земли малоосмысленны.

Тема

25.25 "Если обеднеет твой брат и продаст от владения своего. И придет его избавитель, его близкий родственник, и избавит (выкупит) проданное его братом".

– "Если обеднеет твой брат и продаст от владения своего" – Выше мы видели, что земля, полученная во владение Сынами Исруайля от Творца, не подлежит продаже навечно, как это принято у всех остальных народов мира (В 25.23):  эта земля не должна продаваться навечно, ибо Мне принадлежит земля". Однако в жизни случаются ситуации, когда человек не имеет возможности своими силами обрабатывать собственную землю. Он обеднел, и нет у него средств для прокорма. Подобный случай и приводится в данном отрывке. Тогда человеку разрешается продать свою землю, но только на время, на число лет, оставшихся до Юбилейного года. Причём в тексте сказано, что он продаёт "от владения своего". Т.е. хотя бы незначительную часть земли он должен оставить за собой. И это означает что он не может продать всю землю, принадлежащую ему, полностью.

– "И придет его избавитель, его близкий родственник, и избавит (выкупит) проданное его братом" – В этом случае его ближайший родственник, имеющий средства, должен прийти и помочь своему брату, и выкупить его землю. А купивший эту землю обязан её вернуть её хозяину. Т.о. земля вернётся к своему хозяину. И тогда он сможет её обрабатывать и кормиться с неё.

25.26  "И человек, у кого нет избавителя, и сумеет добыть, и найдёт средства, сколько нужно для выкупа.

– "И человек, у кого нет избавителя" – Т.е. у этого человека нет богатого родственника, который мог бы помочь ему выкупить его землю.

– "и сумеет добыть, и найдет средства, сколько нужно для выкупа" – Однако, если сам, продавший землю, в конце концов разбогатеет на полученные от продажи земли средства. Причём разбогатеет настолько, что у него хватит средств, чтобы выкупить свою землю. Тогда он обязан это сделать, чтобы вернуть землю в своё владение и самому заниматься её обработкой.

25.27  "И сочтет (сумму) от года своей продажи и вернет оставшееся тому, кому продал, и возвратится к своему (земельному) владению".

– "И сочтет (сумму) от года своей продажи" – Следовательно, если хозяин земли продал её на сумму, согласно определённому количество лет (количеству урожаев), оставшихся до Юбилейного года, то он должен отсчитать из полученной суммы, число прошедших лет с момента продажи (прошедших урожаев).

– "и вернет оставшееся тому, кому продал" - А оставшуюся сумму, согласно числу лет до Юбилейного года, он возвращает купившему его землю. И после этого земля возвращается к своему владельцу, и он продолжает её обрабатывать своими силами.  

25.28  "А если не найдет он достаточно средств, чтобы вернуться к своему владению, то будет проданное им в руках купившего это до Юбилейного года. И выйдет оно в Юбилей, и возвратится он к своему (земельному) владению".

Однако, если у хозяина земли нет богатого родственника, и сам он не разбогател, чтобы выкупить свою землю, то его земля в любом случае возвращается к нему в Юбилейном году.

Подтема

25.29  "И человек, если продаст жилой дом в городе, окруженном стеной, то будет выкуп его до истечения года от его продажи. В течении года будет срок его выкупа". 

– "в городе, окруженном стеной" – Городская стена – это ограничительное условие для торговой сделки, поскольку город, окружённый стеной существенно более надёжно защищён, чем город, не имеющий стены. И Раши приводит комментарий из Сифра: "Дом в городе, окружённом стеной со времени Иошиа Бин Нина". Тем не менее это не так. Поскольку, если жители города, уже после завоевания евреями земли кенанейских народов, возвели вокруг него стену, то они тем самым укрепили город и изменили условия продажи домов в нём.

– "В течении года будет срок его выкупа" – Дом – это недвижимость, в которую вложены значительные средства. А кроме того хозяева дома вложили средства в строительство стены, ограждающей город и создающей благоприятные условия жизни в городе. Поэтому условия продажи дома существенно отличаются от условий продажи поля. И дом в городе, огороженном стеной, можно выкупить только в течении года со дня заключения сделки о продаже. Причём, если ранее у города была стена, но разрушилась или разрушена впоследствии, то этот город считается уже, как город, не имеющим стены, и условия продажи дома такие, как в городе без стены.

25.30  "А если не выкупит до истечения полного года, то дом, который в городе, имеющем стену, навечно останется у купившего его для его поколений, не отойдет в Юбилей".

– "полного года" – 12-и или 13-и месячного солнечно-лунного года. 

25.31  "А дома в селениях, не имеющих стены вокруг, к полю земли будут приравнены. Выкуп будет для него, и в Юбилей отойдет". 

– "не имеющих стены вокруг" – Отсутствие городской стены резко снижает стоимость дома. Поэтому условия его выкупа приравнены к условию выкупа поля. И такой дом отходит к своему владельцу в Юбилей. Однако, если дом был продан в городе со стеной и не выкуплен в течении года. А затем стена была разрушена по тем или иным причинам, то дом тем не менее остаётся за купившим его, и не отходит к прежнему владельцу в Юбилей. Или, если дом был куплен в поселении, где впоследствии построили городскую стену, то условия выкупа дома сохраняются изначальные, и он отходит в Юбилей к прежнему владельцу.

25.32  "А города левиим, дома в городах их владения, право на выкуп навечно будет у левиим".

Вот, что говорил Творец Моше на берегу Ярдена в отношении городов левитов (Бм 25.1 – 8):

35.1  "И говорил Г-сподь Моше в степях Моува у Ярдена, против Ярихо, так: 2. Повели Сынам Исруайля, и пусть они дадут левитам от удела владения своего города для жительства. И дайте левитам угодья вокруг этих городов. 3. И будут эти города им для жительства, и их угодья будут для их скота, и для их имущества, и для всякой их жизненной потребности. 4. И угодья городов, которые дадите левитам, будут от городской стены и наружу тысяча локтей вокруг. 5. И отмерьте от города на восточной стороне две тысячи локтей, и на южной стороне две тысячи локтей, и на западной стороне две тысячи локтей, и на северной стороне две тысячи локтей, а город посередине. Это будет им угодьями городов. 6. И города, которые дадите левитам, будут шесть городов для убежища, которые отведете, чтобы туда бежать убийце. И сверх этих дайте сорок два города. 7. Всех городов, которые дадите левитам, сорок восемь городов, с их угодьями. 8. И города, которые дадите от владения Сынов Исруайля, от многочисленного берите больше, а от малочисленного меньше. Каждое колено соразмерно уделу своему, который они получат, даст от своих городов левитам".

Т.о. левиты получали 48 городов с угодьями в вечное пользование от Сынов Исруайля.

25.33  "И если кто-нибудь купит из левиим, то отойдет проданный дом и город к своему владельцу в Юбилей, ибо дома городов левиим — это их владение в среде Cынов Исруайля". 

– "И если кто-нибудь купит из левиим" В городах левиим могли жить только левиты и священнослужители, потомки Аарона. Следовательно, продавать дома и поля кому-либо чужому, из других колен они не могли. Поэтому процедура купли-продажи могла быть только внутри колена Леви. Поэтому, вне зависимости от наличия городской стены, проданный дом или участок поля возвращался к своему владельцу в Юбилей.

25.34  "И поле в окрестностях их городов не должно продаваться, ибо это вечное владение для них".

Подтема

25.35  "И, если обеднеет твой брат и в упадок придет у тебя, то поддержи его, гера и поселенца, и будет жить он с тобою".

– "И, если обеднеет твой брат" – Т.е. речь идёт прежде всего "о твоём брате", о еврее. 

– "и в упадок придет у тебя" ­– Здесь подчёркивается "у тебя", т.е. речь в первую очередь идёт о твоём ближайшем соседе.

– "то поддержи его" – Следует оказать ему любую посильную помощь, чтобы не дать ему совсем опуститься.

– "гера и поселенца" – Однако помощь следует оказать не только еврею, но и геру, и нееврею поселенцу, живущему у тебя. Почему? Геру, потому что он стремится стать евреем, и его дети, и внуки уже будут евреями. Нееврею поселенцу, потому что, опустившись, он может начать грабить и разбойничать, и принести много зла. И тогда придётся потратить значительные большие усилия, чтобы бороться с этим злом. 

25.36  "Не бери с него лихвы и процентов, и бойся Б-га твоего. И будет жить твой брат с тобою". 

– "Не бери с него лихвы и процентов" – В данном случае речь идёт только "о брате твоём", о еврее, как сказано далее: "И будет жить твой брат с тобою". И также сказано во Второй Книге Пятикнижия: (22.24) "Когда деньгами будешь ссужать Мой народ, бедного у тебя, не веди себя с ним как притеснитель, не возложите на него лихвы".

И также сказано в Пятой Книге Пятикнижия (23.20, 21):

23.20  "Не давай лихвы брату твоему, ни лихвы серебра, ни лихвы съестного, ни лихвы чего-либо, что можно дать под проценты. 21. Чужеземцу ты можешь давать лихву, а брату твоему лихвы не давай, чтобы благословил тебя Г-сподь Б-г твой во всём, к чему приложена твоя рука на земле, в которую ты вступаешь для овладения ею".

25.37  "Серебра твоего не давай ему за лихву, и за проценты не давай твоего хлеба. 

25.38  Я Г-сподь Б-г ваш, который вывел вас из земли Мицраима, чтобы дать вам землю Кенуана, чтобы быть для вас Б-гом".

Подтема

25.39  "И если обеднеет твой брат у тебя и продаст себя тебе, не поработи его работою рабской".

– "не поработи его работою рабской" – О рабской работе сказано, что ею порабощали мицрим Сынов Исруайля (Шм 1. 13, 14):

1.13 "И порабощали мицрим Сынов Исруайля подневольным трудом. 14. И горькой делали их жизнь из-за тяжкой работы с глиной и с кирпичами, и всякой работой в поле. И вся их работа, которой их порабощали, была подневольным трудом".

25.40  "Как наемный работник, как поселенец будет он у тебя. До Юбилейного года будет работать он у тебя".

– "Как наемный работник, как поселенец" – Когда порядок работы и условия работы оговорены совместным договором. 

– "До Юбилейного года будет работать он у тебя" – В том случае, если срок его работы в пределах шести лет по решению суда оканчивается после Юбилейного года.

25.41  "И выйдет он от тебя  и дети его с ним, и возвратится он к своему семейству, и к владению своих отцов возвратится".

– "И выйдет он от тебя   и дети его с ним" – В том случае, если его семья жила с ним и помогала ему быстрее выкупить его долг.

– "и возвратится он к своему семейству" – В том случае, если он жил и отрабатывал свой долг один. 

25.42  "Ибо Мои рабы они, которых Я вывел из земли Мицраима, не будут продаваться они, как продают раба".

– "Ибо Мои рабы они" – Евреи – это единственный в этом мире народ, который является рабом Творца, и не может быть рабом иных народов. Это заложено в базисную основу народа, выделенного из всех остальных народов мира. Отсюда и особые возможности еврейского народа, как Народа Творца. Отсюда и особое отношение всех остальных народов мира к еврейскому народу. Отсюда и антисемитизм в мире, отсюда и гениальность евреев.  

25.43. "Не властвуй над ним жестоко, и бойся Б-га твоего. 

25.44  А твоего раба и твою рабыню, чтобы им быть твоими, из народов, которые вокруг вас, из них покупайте раба и рабыню".

– "А твоего раба и твою рабыню, чтобы им быть твоими" – Навечно. 

25.45  "И также из сынов поселенцев, проживающих с вами, из них покупайте, и из их семейств, которые с вами, кого родят они на вашей земле, и вам будут они во владение. 

25.46  И владейте ими для ваших сынов, передавая в наследство в вечное владение, их порабощайте. Но над братьями вашими, Сынами Исруайля, друг над другом не властвуй жестоко". 

– "Но над братьями вашими, Сынами Исруайля, друг над другом не властвуй жестоко" – И это то, что заложено в общеизвестной фразе из недельной главы Кэдошим (В 19.18): "Не мсти и не храни злобы на сынов народа твоего, и люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь".