Иудаизм

34. В пустыне (Бэмидбар) 5779 г.

21 - 27 Ияр (26.05 – 01.06.19)

В будущую Субботу начинают читать Четвёртую Книгу Пятикнижия "Бэмидбар (В пустыне)", первая глава которой имеет то же название.

В недельной главе "Бэмидбар" Творец велит Моше и Аарону провести поголовную перепись всех мужчин с двадцатилетнего возраста и старше, по их семьям и по дому отцов. Далее Творец называет Моше имена глав колен, которые должны присутствовать при этой переписи. Затем Моше и Аарон начинают перепись всех 12-и колен Сынов Исруайля, за исключением колена Леви. После окончания переписи всех колен Творец даёт Моше отдельное поручение относительно колена Леви. Далее Творец даёт Моше указание о расположении всех колен лагерем вокруг Храма. Затем Творец даёт Моше указание о переписи всех семейств колена Леви от месяца и старше, об их расположении лагерем вокруг Храма и об их работе в Храме. Далее Творец даёт указание исчислить всех первенцев в 12-и коленах Сынов Исруайля и произвести их выкуп исчисленными сынами колена Леви. В заключении главы Творец даёт указание Моше и Аарону исчислить левитов сынов Кеуcа, которые должны носить священные предметы Храма при переходах. Заканчивается недельная глава следующим образом (4.17-20):

4.17  "И говорил Господь Моше и Аарону так: 18. Не допустите искоренения колена семейств Кеуси из среды левитов. 19. Такое делайте для них, чтобы они жили и не умерли, когда приступать будут к Святая Святых: Аарон и его сыны пусть войдут и поставят их, каждого к его служению и к его ноше. 20. И пусть не входят смотреть, когда укрывают святыню, иначе умрут".

Итак, начинается недельная глава очень интересной фразой:

Тема

1.1 "И говорил Г-сподь Моше в пустыне Синай, в Шатре Свидетельства, в первый день второго месяца, во втором году после их исхода из земли Мицраим, так:

Что же в этой фразе интересного? Предыдущая последняя глава Третьей Книги Пятикнижия Ваикру закончилась следующей фразой (В. 27.34):

"Вот заповеди, которые заповедал Г-сподь Моше для Сынов Исруайля на горе Синай".

Почему там сказано "на горе Синай", разбиралось ранее в предпоследней недельной главе Бэар (На горе). И там же было объяснено, что все заповеди, начиная с Третьей Книги Пятикнижия, Моше получил в Шатре Свидетельства.

Однако, почему в начале нашей главы сказано именно "И говорил Г-сподь Моше в пустыне Синай …" – непонятно и никак не следует из текста. Ибо до начала странствий Сынов Исруайля во всех случаях Храм стоял в пустыне Синай возле горы Синай. Какой смысл вложен в данное упоминание "в пустыне Синай", которое, по сути дела, является лишним? Поскольку достаточно было упомянуть только "И говорил Г-сподь Моше … в Шатре Свидетельства …". Хотя даже и это упоминание во многих случаях опущено, поскольку оно очевидно, ибо об этом неоднократно сказано следующим образом (Бм 7.89):

"И когда входил Моше в Шатер Свидетельства, чтобы говорить с Ним, слышал он голос, говорящий ему поверх покрытия, которое на Ковчеге Свидетельства, меж двух керивим. И говорил Он ему".

Следовательно, упоминание в нашей первой фразе "в пустыне Синай" вовсе не случайно, а имеет особое значение. В Торе приводятся две переписи общины сынов Исруайля: первая у горы Синай перед началом странствии и вторая на берегу реки Ярден в 40-ом году исхода из Египта перед началом завоевания земель кенанейских народов. Вот что сказано о второй переписи (Бм 26.1-4):

26.1 "И было после мора. И сказал Г-сподь Моше и Элузуру, сыну Аарона священнослужителя, так: 2. Определите число всей общины Сынов Исруайля от двадцатилетнего и старше по дому их отцов, всех идущих в войско в Исруайле. 3. И говорил Моше и Элузур священнослужитель им в степях Моува, на берегу Ярдена против Ирайхо так: 4. От двадцатилетнего возраста и старше, как повелел       Г-сподь Моше и Сынам Исруайля, вышедшим из земли Мицраим". 

И здесь мы также видим, что указано конкретное место переписи всей общины. И это тоже не случайно. Поскольку все, записанные в степях Моува на берегу Ярдена против Ирайхо  перешли реку Ярден посуху и начали завоевание земли кенанейских народов с города Ирайхо.

Однако в нашей главе все, записанные "в пустыне Синай", на протяжении 40 лет умерли и были захоронены в пустыне во время странствий Сынов Исруайля. В этом и состоит причина данной записи, указывающая на то будущее, которое постигнет поколения Сынов Исруайля, вышедших из Египта.

И ещё один интересный момент указан в нашей первой фразе. В ней приведено точное время, когда Творец дал указание провести перепись общины: "в первый день второго месяца, во втором году после их исхода из земли Мицраим …"

Казалось бы, что здесь необычного? А необычно, практически, всё сказанное. Известно, что первого числа первого месяца был поставлен Храм, как сказано во Второй Книге Пятикнижия (Шм 40.17):

"И было, в первом месяце во втором годув первый день месяца был поставлен Храм".

А в нашей главе в начале второго месяца Творец даёт Моше указание произвести перепись общины и построить лагерь вокруг Храма.

Т.о. на протяжении всего первого месяца, когда происходило посвящение священнослужителей на служение Г-споду в Храме, когда приносились специальные приношения в Храм и на жертвенник от глав всех колен, когда проводились ежедневные постоянные приношения в Храме, – всё это время Храм был как бы бесхозным??? И каждый член общины мог прийти туда, когда хотел и как хотел?! Однако это не увязывается с теми указаниями, которые дал Творец в отношении охраны Храма.

Во-первых, Творец дал очень строгое указание в отношении ритуальной нечистоты, приказав выслать из лагеря Сынов Исруайля и лагеря Левитов всех нечистых (Бм 5.1-3):

5.1 "И говорил Г-сподь Моше так: 2. Повели Cынам Исруайля, чтобы отослали они из стана всякого прокаженного и всякого имеющего истечение, и всякого нечистого от умершего. 3. Как мужчин, так и женщин отошлите, за пределы стана отошлите их, и пусть чистоты не лишат станов своих, среди которых Я пребываю. 4. И сделали так сыны Исруайля, и отослали их за пределы стана. Как говорил Г-сподь Моше, так сделали сыны Исруайля".

Но это, согласно нашему текступроизошло только во втором месяце?! А в первом всё было дозволено?! 

Во-вторыхлагерь Левитов стоял непосредственно вокруг Храма для выполнения работ в нём и для его охраны, как сказано в нашей главе далее (Бм 1.52-54; 3.9,10):

1.52  "И стоять будут сыны Исруайля каждый в своём стане и каждый при знамени своем по ополчениям своим. 53. А левиты будут стоять станом вокруг Храма Свидетельства, чтобы не было гнева на общину сынов Исруайля. И будут левиты блюсти порученное при Храме Свидетельства. 54. И исполнили сыны Исруайля: во всем, как повелел Г-сподь Моше, так исполнили они".

3.9 "И передай левитов Аарону и его сыновьям Переданы, переданы они ему из Сынов Исруайля. 10. И Аарону и его сыновьям поручи соблюдать их священослужение. А посторонний, приблизившийся, будет умерщвлен". 

Отсюда видно, что работа колена Леви, охрана Храма от случайно приблизившихся Сынов Исруайля, дело достаточно серьёзное, сопряженное со смертельной опасностью для нарушителя. И вдруг из первой фразы нашей главы мы видим, что как бы весь первый месяц Храм работал без охраны?!

В-третьих, имеется некоторая нестыковка в вопросе исчислений. О результатах исчисления во втором месяце второго года сказано так (Бм. 1.45,46):

1.45 "И было всех исчисленных сынов Исруайля по дому отцов их, от двадцатилетнего возраста и старше, всех идущих в войско. 46. И было всех исчисленных шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят".

А примерно за полгода до этого Моше сообщил всей общине, что Творец повелел построить Походный Храм. И тогда вся община начала собирать необходимые составляющие для строительства. И тогда же была произведена перепись всей общины. Причём каждый, проходивший перепись, приносил и сдавал половину шекеля серебра. Вот что говорится об этом во Второй Книге Пятикнижия (Шм 38.25,26):

38.25 "А серебра от исчисления общины: сто талантов и тысяча семьсот семьдесят пять шекелей по священному шекелю. 26. По половинке с человека, половина шекеля от священного шекеля, с каждого, переходящего к сочтенным, от двадцати лет и старше, с шестисот трех тысяч пятисот пятидесяти".

И отсюда мы видим очень странную картинуЗа полгода совершенно не изменилось число всех сочтённых, как было, так и осталось 603550 человек. Это значит, что за полгода ни один человек не умер?! И ни один человек не перешёл возраст 20 лет?!

Картина явно нереальная по всем трём позициям! В чём же дело?

А дело в том, что, как только Моше спустился с горы Синай в третий раз со вторыми Скрижалями Завета, то он сразу же провёл перепись и исчисление общины, о котором говорится в нашей главе. И было это в 7-ом – 8-ом месяце 1-го года по выходе из Египта. И тогда же был построен лагерь колена Леви и лагерь Сынов Исруайля. И только после этого начали собирать всё необходимое для строительства Храма и начались работы по его изготовлению. А когда всё было готово, то 1-го числа 1-го месяца 2-го года был поставлен Храм Г-спода внутри лагеря Леви и лагеря Сынов ИсруайляИ то исчисление, о котором говорится в начале Книги Бэмидбар, было проведено за полгода до указанной в первой фразе даты!!! 

А подтверждение этому имеется в тексте о приношениях глав колен (Бм 7.1-3):

7.1 "И было, в день, когда завершил Моше возводить Храм и помазал его, и освятил его и все его принадлежности, и жертвенник, и все его принадлежности, и помазал он их, и освятил их. 2. И доставили предводители Исраэля, главы дома отцов их, они же предводители колен, они же стоявшие при исчислениях. 3. И представили они свое пожертвование перед Г-сподом: шесть крытых повозок и двенадцать быков. Повозка от двух предводителей и бык от одного. И доставили их перед Храмом". 

Т.е. в день, когда был поставлен Храм, 1-го числа 1-го месяца 2-го года уже было известно, кто является руководителем колен и какова будет работа колена Леви, для чего и нужны были повозки с быками.

А это значит, что в начале нашей недельной главы НАМЕРЕННО искажена дата переписи общины Сынов Исруайля!

Почему?

Как уже объяснялось в комментариях к тесту Торы, к Шести Дням Творения, число 2 является самым тяжёлым в Торе. Поскольку только во Второй День Творения не сказано, что Творец увидел что-либо хорошее в своей работе. С этого времени число 2 везде в Торе, да и по жизни тоже, характеризует серьёзную проблему.

Поколению Сынов Исруайля, вышедших из Египта и подлежавших исчислению в пустыне Синай, суждено было умереть во время странствий на протяжении 40 лет. Именно поэтому в начале главы Бэмидбар сказано "в первый день второго месяца, во втором году после их исхода из земли Мицраим". А далее перед самым выходом в странствия от горы Синай сказано (Бм 10.11,12):

10.11 "И было, во втором году, во втором месяце, в двадцатый день месяца поднялось облако над Храмом Свидетельства. 12. И выступили сыны Исруайля в свои переходы из пустыни Синай".

Т.е. здесь уже трижды упомянута тяжёлая цифра "2"! И эта цифра определила судьбу Сынов Исруайля, вышедших из Мицраима.

1.2 "Поднимите голову всей общины Сынов Исруайля по их семействам, по дому их отцов, по числу имен, всех мужского пола поголовно. 3. От двадцатилетнего возраста и старше, всех идущих в войско в Исруайле, назначьте их по их войскам, ты и Аарон". 

О чём здесь идёт речь? Об этом подробно говорилось в комментариях к недельной главе "Ки Сису" (Шм 30.11 – 16):

30.11 "И говорил Г-сподь Моше так: 12. Когда ты поднимешь голову Сынам Исруайля для их назначения, то дадут они, каждый выкуп Г-споду за свою душу при назначении (счислении) их. И не будет среди них мора при их назначении (счислении). 13. Вот что они должны дать, каждый приходящий к назначению: половину шекеля от священного шекеля. Двадцать гер в шекеле. Половина такого шекеля — это пожертвование Г-споду. 14. Каждый приходящий к назначению, от двадцати лет и старше, пусть даст пожертвование Г-споду. 15. Богатый не более, а бедный не менее половины шекеля должен дать в пожертвование Г-споду, чтобы искупить ваши души. 16. И ты возьмёшь серебро искуплений от Сынов Исруайля, и дашь его для сооружения Шатра Свидетельства. И это будет для Сынов Исруайля памятью перед Г-сподом, чтобы искупить ваши души".

Т.е. под термином "поднятие головы общины", прежде всего, понимается назначение каждого персонально на его место в войске. Причём в войско идёт человек от двадцатилетнего возраста и старше. Т.о. до этого возраста юноша считается ребёнком и фактически не несёт ответственности перед Творцом за свои грехи. А все его грехи ложатся на родителей. Однако после двадцатилетнего возраста юноша становится мужчиной и сам отвечает за свои поступки перед Творцом.

С девушкой не так. До замужества, т.е. до первого общения с мужчиной, она находится под опекой родителей и не несёт ответственности перед Творцом – родители отвечают за всё. А после замужества, когда она становится женщиной и "мужней женой", муж несёт ответственность перед Творцом за её грехи. Если же девушка, став женщиной, не имеет мужа, то она сама отвечает за свои грехи перед Творцом.

В первой фразе нашего отрывка есть также интересное уточнение процедуры назначения в войско, где о мужчинах сказано: "по их семействам, по дому их отцов, по числу имен". А это означает, что у Сынов Исруайля с момента их возникновения велись подробные записи всех вновь родившихся. Поэтому, когда Яков вместе со своей семьёй из-за голода в земле Кенуана спускался к своему сыну Йосайфу пожить в земле Мицраима, сказано следующее (Бр 46.8): "И вот имена сынов Исруайля, идущих в Мицраим, Яков и его сыновья:" И далее подробно перечислены по семействам все сыновья, внуки и правнуки Якова, идущие в Мицраим.

И в дальнейшей истории Сынов Исруайля записи о происхождении евреев имели большое значение. Так, например, в Книге Эзры приводится перечень всех семейств, возвратившихся из вавилонского плена в Иерусалим, чтобы строить Второй Иерусалимский Храм. И там сказано так (2.61 – 63): "И из потомков священников: сыны Ховайи, сыны Аккоца, сыны Барзиллайа, который взял жену из дочерей Барзиллайа Гиладского и стал называться их именем. Эти (священники) искали запись свою о происхождении, но она не была найдена, и были отлучены они от священства. И сказал им Тиршата (персидское имя Нехемьйи), чтобы не ели они от святого святых, пока не встанет священник с Урим и Туммим".

Т.о. до тех пор, пока Главный Священнослужитель Храма не сможет задать вопрос Творцу о происхождении этих священников не нашедших своей записи, и получить на него ответ, они не могли исполнять обязанности священнослужителей.

И ещё один важный момент имеется в первой фразе, где сказано: "От двадцатилетнего возраста и старше, всех идущих в войско в Исруайле". Здесь приведено ограничение по возрасту снизу и отсутствует ограничение по возрасту сверху. Т.о. в Армии Творца, чем собственно говоря, и является Народ Исруайля, отсутствует понятие "пенсионный возраст". Поэтому старейшины в еврейском народе с самых древних времён пользуются почётом и уважением, ибо являются носителями законов и традиций более чем трёх тысячелетней давности.

1.4 "И с вами будут по одному мужу от колена, каждый из них – глава дома своих отцов. 5. И вот имена мужей, которые будут стоять с вами: от Рэивайна Элицир, сын Шэдайира. 6. От Шимона Шэлимиайль, сын Цуришайдуя. 7. От Ииду Нахшон, сын Аминудува. 8. От Иссухура Нэтанайль, сын Циура. 9. От Зэвилина Элиув, сын Хайлона. 10. От сынов Йосайфа, от Эфраима Элишуму, сын Амиида, от Менаше Гамлиайль, сын Пэдициpa. 11. От Бинъюмина Авидун, сын Гидони. 12. От Дуна Ахиэзер, сын Амишайдуя. 13. От Ашера Пагиайль, сын Ухруна. 14. От Гуда Эльюсуф, сын Дэиайля. 15. От Нафтули Ахира, сын Айнуна. 16. Это призванные от общины, предводители колен своих отцов, они главы тысяч Исруайля".

Здесь перечислены двенадцать руководителей двенадцати колен Сынов Исруайля, которые составляли лагерь Сынов Исруайля, стоявший вокруг Храма. Однако среди колен Сынов Исруайля не перечислен колено сынов Леви, которое располагалось лагерем непосредственно вокруг Храма для его охраны, и находилось между Храмом и лагерем Сынов Исруайля.

1.17 "И взял Моше и Аарон этих мужей, названных поименно. 18. И всю общину собрали они в первый день второго месяца, и объявили они свое происхождение по их семействам, по дому их отцов, по числу имен, от двадцатилетнего возраста и старше, поголовно. 19. Как повелел Г-сподь Моше, так исчислил он их в пустыне Синай".

– "И взял Моше и Аарон …" – Написано в единственном числе "И взял". Поскольку ранее было сказано (1.1): "И говорил Г-сподь Моше в пустыне Синай …". Т.е. Творец в самом начале обратился только к Моше, и Моше был главным в данной процедуре, хотя далее сказано (1.3): "… назначьте их по их войскам, ты и Аарон". И аналогичным образом во многих местах Торы говорится о Моше и Аароне в единственном числе. Например, в Третьей Книге Пятикнижия в недельной главе Шмини сказано (В 9.23): "И вошел Моше и Аарон в Шатер Свидетельства. И вышли они, и благословили народ. И явилась Слава Г-спода всему народу".

Подтема

1.20  "И было сыновей Рэивайна, первенца Исруайля, их происхождение по их семействам по дому их отцов, по числу имен поголовно, всех мужчин от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско. 21. Исчисленных из колена Рэивайна: шесть и сорок тысяч и пятьсот.

Тема

1.22  Из сыновей Шимона, их происхождение по их семействам по дому их отцов, исчисленных по числу имен поголовно, всех мужчин от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско. 23. Исчисленных из колена Шимона: девять и пятьдесят тысяч и триста".

– "… поголовно, всех мужчин …" – Только для колена Рэивайна и Шимон колена написаны эти слова. Поскольку Рэивайн и Шимон фактически получили проклятие от своего Якова (Бр 49.3 – 7):

49.3 "Рэивайн, мой ты первенец, моя сила и начаток моей мощи, верх достоинства и верх могущества. 4. Неустойчивый как вода, ты не обретешь превосходства. Ибо ты взошёл на ложе отца твоего. Тогда ты хулил над моим ложем меня. 

49.5  Шимон и Леви братья, орудия разбоя  свойственны им. 6. В их сговор пусть не войдет, душа моя, с их сообществом пусть не объединяется честь моя! Ибо в гневе своем они убили мужа и по воле своей подрезали жилы быка. 7. Проклят гнев их, ибо могуч, и ярость их, ибо тяжела она. Разделю их в Якове и рассею их в Исруайле".

И так действительно произошло в дальнейшей судьбе этих двух колен. Колено Шимона получило свой надел на Земле Исруайля внутри надела колена Ииду. А колено Леви вообще не получило своего надела в Земле Исруайля. Наделом колена Леви был Храм Г-спода, а все колена выделили левитам лишь 48 городов с небольшим количеством земли.

Кроме того, из колена Рэивайна вышли Дусун, Авирам и Он, поднявшие восстание в пустыне против Моше и Аарона, и тогда поглотила их земля (Бм16.1, 2, 27, 32, 33):

16.1  "И взял Корах …, сын Ицура, сына Кеуса, сына Леви. И Дусун и Авирум, сыны Элиува, и Он, сын Пелеса, сыны Рэивайна. 2. И встали они пред Моше, и также двести пятьдесят человек из сынов Исруайля. Это всё руководители общины, созываемые на собрание, мужи именитые. …

16.27  И отступили они (вся община) от жилища Кораха, Дусуна и Авирума со всех сторон, а Дусун и Авирум вышли, встали во весь рост при входе в свои шатры, с их женами, и их сынами, и их младенцами. …

16.32  И разверзла земля уста свои, и поглотила их и их дома, и всех людей, которые у Кораха, и все достояние. 33.  И сошли они и все, им принадлежащее, живыми в могилу, и покрыла их земля, и пропали они из среды общины".

А из колена Шимона вышел Зимри, сын Сули, который вызвал дополнительный гнев Творца на Сынов Исруайля, когда народ предался блуду с моавитянками, и Пинхус, сын Элузура, сын Аарона священнослужителя убил его и женщину мидъютянку, и отвратил гнев Творца от общины (Бм 25. 6 - 9,14,15):

25.6  "И вот муж из сынов Исруайля пришел и привел к братьям своим женщину из Мидъюна на глазах у Моше и на глазах у всей общины сынов Исруайля, а они (Моше и Элузур) плакали у входа в Шатер Свидетельства. 7. И увидел Пинхус, сын Элузура, сына Аарона священнослужителя. И встал он из среды общины, и взял он копье в руку свою. 8. И вошел вслед за мужем исруайли в шатер, и пронзил обоих, мужа исруайли и женщину в чрево ее. И прекратился мор у сынов Исруайля. 9. И было умерших от мора двадцать четыре тысячи. …

25.14  А имя мужа из Исруайля, убитого, который был убит с мидъюнит, Зимри, сын Сули, предводитель отчего дома от Шимони. 15. А имя убитой женщины, мидъюнит, Кузби, дочь Цира. А он глава народов отчего дома в Мидъюне".

– "Из сыновей Шимона, … их отцов, исчисленных …" – Только для колена Шимона написано слово "исчисленных", поскольку только колено Шимона за Грех Зимри, сына Сули не получило благословления от Моше, которое он давал всем коленам перед своей смертью (Дв 33.1 – 29). А кроме этого надел колена Шимона вышел среди надела колена Ииду, как сказано в Книге Иошиа (19.1, 8, 9):

(19.1) "И вышел второй жребий Шимону, колену сынов Шимона, по семействам их. И был надел их среди надела сынов Ииду. … (8) И все села, которые вокруг этих городов, до Баалат-Беэйра, Рамат-Нэгэва, – это надел колена сынов Шимона по семействам их. (9) От участка сынов Ииду – надел сынов Шимона. Так как участок сынов Ииду был слишком велик для них, то сыны Шимона получили надел среди их надела".

И в дальнейшей истории Народа Исруайля сыны колена Шимона числились по колену Ииду и вошли в состав Иудеи, как сказано при пересчёте всех исруайльтян по приказу царя Давида (Шэмиайль 2 24.8,9):

(28.8) "И обошли всю землю, и по истечении девяти месяцев и двадцати дней пришли в Иерушалаим. (9) И подал Йоав царю число пересчитанных людей, и было Исруайльтян восемьсот тысяч мужей храбрых, (способных) обнажить меч, а мужей Ииду пятьсот тысяч человек".

Тема 

1.24  "Из сынов Гуда, их происхождение по их семействам по дому их отцов, по числу имен, от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско. 25.   Исчисленных из колена Гуда: пять и сорок тысяч, и шестьсот, и пятьдесят.

Тема

1.26  Из сыновей Ииду, их происхождение по их семействам по дому их отцов, по числу имен, от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско. 27. Исчисленных из колена Ииду: четыре и семьдесят тысяч и шестьсот.

Тема

1.28  Из сыновей Иссухура, их происхождение по их семействам по дому их отцов, по числу имен, от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско. 29. Исчисленных из колена Иссухура: четыре и пятьдесят тысяч и четыреста.

Тема

1.30. Из сыновей Зэвилина, их происхождение по их семействам по дому их отцов, по числу имен, от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско. 31. Исчисленных из колена Зэвилина: семь и пятьдесят тысяч и четыреста. 

Тема

1.32  Из сыновей Йосайфа, из сыновей Эфруима, их происхождение по их семействам по дому их отцов, по числу имен, от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско. 33. Исчисленных из колена Эфруима: сорок тысяч и пятьсот. 

Тема

1.34  Из сыновей Менаше, их происхождение по их семействам по дому их отцов, по числу имен, от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско. 35. Исчисленных из колена Mенашe: две и тридцать тысяч и двести.

Тема

1.36  Из сыновей Бинъюмина, их происхождение по их семействам по дому их отцов, по числу имен, от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско. 37. Исчисленных из колена Бинъюмина: пять и тридцать тысяч и четыреста.

Тема

 1.38  Из сыновей Дуна, их происхождение по их семействам по дому их отцов, по числу имен, от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско. 39. Исчисленных из колена Дуна: две и шестьдесят тысяч и семьсот. 

Тема

1.40  Из сынов Ушайра, их происхождение по их семействам по дому их отцов, по числу имен, от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско.  41.Исчисленных из колена Ушайра: одна и сорок тысяч и пятьсот.

Тема

1.42  Сынов Нафтули, их происхождение по их семействам по дому их отцов, по числу имен, от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско.  43. Исчисленных из колена Нафтули: три и пятьдесят тысяч и четыреста".

Выше приведены все колена Исруайля, кроме колена Леви. Они перечислены не по порядку рождения, а по порядку построения лагеря Сынов Исруайля в пустыне вокруг Храма Г-спода: колена   Рэивайна, Шимона и Гуда – к Югу от Храма; колена Ииду, Иссухура и Зэвилина – к Востоку от Храма; колена Эфруима, Менаше и Бинъюмина – к Западу от Храма; колена Дуна, Ушайра и Нафтули – к Северу от Храма.

Тема

1.44  "Вот исчисленные, которых исчислили Моше и Аарон, и двенадцать предводителей Исруайля, которые были по одному от дома их отцов. 45.   И было всех исчисленных Сынов Исруайля по дому отцов их, от двадцатилетнего и старше, всех идущих в войско в Исруайле. 46.  И было всех исчисленных: шестьсот тысяч и три тысячи, и пятьсот, и пятьдесят. 47.  А левиты по колену своих отцов не были назначены среди них". 

– "А левиты по колену своих отцов не были назначены среди них" – Колено Леви не было перечислено в среде Сынов Исруайля, поскольку колено Леви предстояло охранять Храм и переносить его.    

Тема

1.48  "И говорил Господь Моше так: 49. Только колена Леви не назначай и голову их не поднимай среди сынов Исруайля. 

1.50  И ты поручи левитам Храм Свидетельства, и все его принадлежности, и все, что при нём. Они будут носить Храм и все ее принадлежности, и они служить будут при нем. И вокруг Храма лагерем располагаться будут". 

– "И ты поручи левитам Храм Свидетельства" – Левиты были обязаны переносить Храм Свидетельства. Храм разбирался как "лего" и укладывался на телеги.

– "и все его принадлежности, и все, что при нём" – А принадлежности Храма Левиты носили на плечах.

1.51  "И когда выступает Храм, соберут его левиты, и когда останавливается Храм, возведут его левиты. А посторонний, приблизившийся, умрёт". 

– "И когда выступает Храм, соберут его левиты, и когда останавливается Храм, возведут его левиты" – Храм был освещён Г-сподом. Поэтому требовалось определённое действие, которое произносил Моше, для того, чтобы разобрать Храм. И точно также требовалось определённое действие, которое произносил Моше, чтобы собрать Храм.

– "А посторонний, приблизившийся, умрёт" – Т.е. вначале устанавливался лагерь Левитов, а затем внутри него устанавливался Храм. Т.о. Левиты охраняли Храм от приближения посторонних Сынов Исруайля.

1.52  "И стоять будут Сыны Исруайля каждый в своём лагере и каждый при своем знамени по ополчениям своим".

Сыны Исруайля стояли каждый в своем лагере и каждый на своём месте, и при своём знамени. Т.о. лагерь был разбит на четыре части по сторонам света, где каждое колено имело своё место. Построение по сторонам света имело строгое правило. И Храм строился строго по сторонам сета, и вход в Храм находился всегда на Востоке, а Святая Святых с Ковчегом Завета на Западе.   

1.53  "А левиты будут стоять станом вокруг Храма Свидетельства, чтобы не было гнева на общину сынов Исруайля. И будут левиты блюсти порученное при Храме Свидетельства.

1.54  И исполнили сыны Исруайля: во всем, как повелел Г-сподь Моше, так исполнили они".

Тема

2.1  "И говорил Господь Моше и Аарону так: 

2.2  Каждый при знамени своем под эмблемой дома отцов своих лагерем располагаться должны Сыны Исраэля.  Вокруг напротив Шатра Свидетельства лагерем должны располагаться". 

В центре располагался Храм Г-спода входом на Восток. Вокруг Храма располагался лагерь левитов. А вокруг лагеря левитов располагался лагерь Сынов Исруайля. Причём у каждого колена было свое знамя и своя эмблема. И в каждом лагере у каждого семейства было все место. Т.к. лагерь собирался и разбирался за кратчайшее время.

2.3  "И стоящие лагерем спереди к востоку знамя лагеря Ииду по их ратям, а предводитель сынов Ииду Нахшон, сын Аминудува. 

2.4  И войска его исчисленных их: четыре и семьдесят тысячи, и шестьсот".

К лагерю Ииду примыкало колено Иссухура и колено Зэвилина, стоящие на Востоке. 

2.5  "И стоящие лагерем подле него колено Иссухура, а предводитель сынов Иссухура  Нэтанель сын Циура. 

2.6  И войска его исчисленных его: четыре и пятьдесят тысячи, и четыреста. 

2.7  Колено Зэвилина, а предводитель сынов Зэвилина Элиув сын Хайлона. 

2.8  И войска его исчисленных его: семь и пятьдесят тысяч, и четыреста. 

2.9  Всех исчисленных в лагере Ииду сто тысяч и восемьдесят тысяч, и шесть тысяч, и четыреста по их ратям. Первыми им выступать". 

Лагерь Ииду был самым большим, и он выступал первым.

Подтема

2.10  "Знамя лагеря Pэивайна к югу по их ратям, а предводитель сынов PэивайнЭлицир сын Шэдайура. 

2.11  И войска его исчисленных его: шесть и сорок тысяч, и пятьсот".

К лагерю Рэивайна примыкало колено Шимона и колено Гуда, стоящее на Юге.  

2.12  "И стоящие лагерем подле него колено Шимона, а предводитель сынов Шимона  Шэлимиайль сын Циришадая. 

2.13  И войска его исчисленных их: девять  и пятьдесят тысяч, и триста. 

2.14  И колено Гуда, а предводитель сынов Гуда  Эльюсуф сын Рэуиайля. 

2.15 И войска его исчисленных их: пять и сорок тысяч, и шестьсот, и пятьдесят 

2.16  Всех исчисленных в лагере Pэивайнсто тысяч и одна, и пятьдесят тысяча, и четыреста по их ратям. И вторыми им выступать".

Лагерь Рэивайна уступал по численности лагерю Ииду, и он выступал вторым.

Подтема

2.17 "И когда выступает в путь Шатер Свидетельства, то лагерь левитов посреди лагерей. Как лагерем располагаются, так и идут каждый на месте своем при своих знаменах".

Затем выступал лагерь левитов, которые везли Храм и несли священные предметы.

Подтема

2.18  "Знамя лагеря Эфраима по их ратям к западу, а предводитель сынов Эфраима Элишуму сын Амиида. 

2.19  И войска его исчисленных их: сорок тысяч и пятьсот".

К лагерю Эфраима примыкало колено Менаше и колено Бинъюмина, стоящее на Западе. 

2.20  "И подле него колено Мэнаше, а предводитель сынов Мэнаше Гамлиайль сын Пэдуциpa. 

2.21  И войска его исчисленных их: две и тридцать тысячи и двести. 

2.22  И колено Бинъюмина, а предводитель сынов Бинъюмина Авидун сын Гидони. 

2.23  И войска его исчисленных их: пять  и тридцать тысяч  и четыреста. 

2.24  Всех исчисленных в лагеря Эфраима восемь тысяч и сто тысяч сто по их ратям. И третьими им выступать". 

За лагерем левитов выступал лагерь Эфраима.

Подтема

2.25  "Знамя лагеря Дуна к северу по их ратям, а предводитель сынов Дана Ахиэзер сын Амишадуя.

2.26  И войска его исчисленных их: две и шестьдесят тысячи и семьсот".

К лагерю Дуна примыкало колено Ушайра и колено Нафтули, стоящее на Севере. 

2.27  "А стоящие лагерем подле него колено Ушайра, а предводитель сынов Ушайра Пагиайль сын Ухруна. 

2.28  И войска его исчисленных их: одна и сорок тысяч и пятьсот. 

2.29  И колено Нафтули, а предводитель сынов Нафтули Ахира сын Айнуна. 

2.30  И войска его исчисленных их: три и пятьдесят тысячи и четыреста. 

2.31  Всех исчисленных в стане Дуна сто тысяч и семь и пятьдесят тысяч и шестьсот. Последними им выступать при своих знаменах". 

Замыкающим выступал лагерь Дуна.

Тема

2.32  "Вот исчисленные Сыны Исруайля по дому отцов своих. Всех исчисленных в лагерях по их ратям шестьсот тысяч и три тысячи пятьсот и пятьдесят. 

2.33  А левиты не были исчислены среди Сынов Исруайля, как повелел Г-сподь Моше".

Здесь ещё раз повторяется численность Сынов Исруайля, а также то, что левиты не были исчислены среди них. Поскольку в дальнейшем все исчисленные Сыны Исруайля умрут за грех разведчиков. Однако колено Леви охраняло Храм и не участвовали в грехе разведчиков.   

2.34  "И исполнили Сыны Исруайля во всем, как повелел Г-сподь Моше, так располагались лагерем при своих знаменах и так выступали в путь, каждый по семействам своим при доме своих отцов".

Тема

3.1   "И вот порождённые Аароном и Моше. Днём говорил Г-сподь Моше на горе Синай". 

И также сказано после изложения Шести Дней Творения и Седьмого Дня в Первой Книге Пятикнижия (Бр 2.4):

"Вот порождённые Небом и Землёй при их сотворении: Днём создавал Г-сподь Б-г землю и небо".

И далее Тора начинает излагать историю Первого Человека и до Потопного человечества. И отсюда мы видим, что главным здесь является то, что именно Днём создавал Г-сподь Небо и Землю, а не Ночью.

И также сказано перед началом ударов Творца по Мицраиму во Второй Книге Пятикнижия (Шм 6.28):

"И было, днём говорил Г-сподь Моше на земле Мицраима". 

Т.е. самым главным здесь было то, что именно Днём говорил Творец с Моше, а не Ночью, как с остальными Пророками мира.

Также и в нашем случае подчёркивается, что именно Днём говорил Творец с Моше в Храме, который построили для Него Сыны Исруайля на горе Синай.

– "И вот порождённые Аароном и Моше." – И дальше речь пойдёт о формировании колена Лайви. И здесь Аарон поставлен на первое место, поскольку именно он являлся руководителем колена Лайви и всех священослужителей, своих сыновей, внуков и правнуков. Ибо ниже Творцом будет сказано Моше (Бм 3.6, 9):

3.6 "Приблизи колено Лайви и поставь его перед Аароном священнослужителем, и они будут служить при нем. … 9. И передай левитов Аарону и его сыновьям. Переданы, переданы они ему из Сынов Исруайля".

3.2  "И вот имена сыновей Аарона: первенец Нудув, и Авии, Элузур и Исумур". 

О происхождении сыновей Аарона говорится во Второй Книге Пятикнижия (Шм 6.23):

6.23 "И взял Аарон Элишеву, дочь Аминудува, сестру Нахшона, себе в жены. И она родила ему Нудува и Авии, Элузура и Исумура. 25.  А Элузур, сын Аарона, взял себе из дочерей Питиайля, себе в жены, и она родила ему Пинхуса. …"

3.3  "Это имена сынов Аарона, священослужителей помазанных, уполномоченных на священослужение.

3.4  И умер Нудув и Авии пред  Г-сподом, когда принесли чужой огонь пред Г-сподом в пустыне Синай, а сыновей у них не было. И остались работать священнослужителями Элузур и Исумур перед лицом своего отца Аарона". 

– "И умер Нудув и Авии перед  Г-сподом" – Об этом подробно рассказывается в Третьей Книге Пятикнижия в недельной главе Шэмини.

– "а сыновей у них не было" – И об этом здесь говорится впервые. Т.е. они умерли ещё и потому, что у них не было сыновей, которые могли бы продолжить их работу на Творца в Храме Г-спода. Это значит, что отсутствие сыновей засчитывается мы мужчине в грехи, как отсутствие продолжателей его рода.

– "перед лицом своего отца Аарона" – при его жизни и под его руководством.  

Тема

3.5  "И говорил Г-сподь Моше так:

3.6  Приблизи колено Лайви и поставь его перед Аароном священнослужителем, и они будут служить ему". 

– "и они будут служить ему" ­– Аарон был поставлен во главе всей работы Храма, чтобы Творец мог обитать в среде Сынов Исруайля, как говорится об этом во Второй Книге Пятикнижия (Шм 29.43 – 46):

29.43  "И Я буду встречен там Сынами Исруайля, и освятится это место Моей славой. 44. И Я освящу Шатер Свидетельства и жертвенник, и Аарона, и его сыновей освящу, чтобы им совершать служение Мне. 45. И обитать буду Я в среде Сынов Исруайля, и буду им Б-гом. 46. И познают, что Я Г-сподь Б-г их, который вывел их из земли Мицраима, чтобы Мне обитать в их среде. Я Господь Б-г их".

Работа Походного Храма требовала серьёзную охрану его от ритуальной нечистоты, а значит от всех случайных людей. И также требовались значительные работы по разборке Храма, по его переноске и по установке на новом месте. Все эти работы выполняло колено Лайви.

3.7  "И блюсти они будут порученное ему и порученное всей общине, при Шатре Свидетельства, чтобы исполнять служение при Храме"

– "и порученное всей общине" – В принципе, работы по охране Храма и его переноске были поручены всей общине Сынов Исруайля. Однако из всей общины было специально выделено одно колено, колено Лайви, которое занималось только работами по Походному Храму.

3.8  "И блюсти они будут все принадлежности Шатра Свидетельства  и порученное Сынам Исруайля, исполняя служение при Храме.

3.9  И передай левитов Аарону и его сыновьям Переданы, переданы они ему от Сынов Исруайля".

– "Переданы, переданы они ему из Сынов Исруайля" – Почему слово "переданы" повторяется дважды? Во-первых, потому что колено Лайви было передано Аарону чисто физически. Т.е. это колено подчинялось Аарону, как главе колена. Оно располагалось отдельно от других колен. Ибо колено Лайви стояло непосредственно вокруг самого Походного Храма. А уже за коленом Лайви начинался лагерь Сынов Исруайля. А, во-вторых, колено Лайви было передано Аарону Духовно, т.е. оно прошло специальное очищение, в отличие от всех остальных колен Сынов Исруайля. И далее все Сыны Исруайля осуществили специальную процедуру искупления и передачи колена Лайви Аарону и Творцу, как об этом будет рассказано ниже.      

3.10   "И ты назначь Аарона и его сыновей, чтобы они соблюдали своё священослужение, а приблизившийся посторонний человек умрёт".

– "а приблизившийся посторонний человек умрёт" – Т.е. любой человек из любого колена, приблизившийся без необходимой причины к Храму, подлежит смерти.

Тема

3.11  "И говорил Г-сподь Моше так: 

3.12  И Я, вот Я взял левитов из среды Сынов Исруайля вместо всякого первенца, разверзающего утробу из Сынов Исруайля. И Моими будут левиты. 

– "вместо всякого первенца" – Известно, что функции отправлять религиозные службы в любом народе и в любой семье всегда ложились на первенцев. Также было и у Сынов Исруайля. Поэтому Творец предупредил Моше перед тем, как спуститься на гору и произнести 10 Речений, чтобы тот оградил народ (Шм 19.24):

"И сказал ему Г-сподь: Иди, спустись и поднимешься ты, и Аарон с тобою. А священослужители (первенцы) и народ не должны порываться взойти к Г-споду, чтобы Он не разбил их". 

Вместе с тем, Сыны Исруайля согрешили у горы, когда ждали Моше, и, не дождавшись, поклонились Золотому Тельцу. Поклонились тогда все, за исключением колена Лайви, как сказано об этом во Второй Книге Пятикнижия (Шм 32.25, 26):

32.25 "И увидел Моше народ, что он распущенный, ибо распустил его Aарон, на поругание перед врагами. 26. И встал Моше в воротах лагеря, и сказал: Кто за Г-спода, ко мне! И собрались к нему все сыны Лайви". 

И тогда Творец заменил священослужителей-первенцев на колено Лайви.

3.13  "Ибо Мой всякий первенец. В день, когда Я поразил всякого первенца на земле Мицраима, Я посвятил Себе всякого первенца в Исруайле от человека до скота. Моими будут они, Я Г-сподь". 

– "Ибо Мой всякий первенец" – Так сказал Творец Моше в Мицраиме (Шм 13.1, 2):

13.1  "И говорил Г-сподь Моше так: 2. Освяти Мне всякого первенца, разверзающего всякую утробу у сынов Исруайля, из людей и из скота, Мне они".

И так говорил Моше всему народу в Мицраиме (Шм 13.15):

"И было, когда упорствовал Паро, чтобы отпустить нас, то умертвил Г-сподь всякого первенца на земле Мицраима от первенца человеческого и до первородного из скота. Поэтому я приношу в жертву Г-споду все, разверзающее утробу мужского пола из скота, а всякого первенца из моих сыновей я выкупаю".

Т.о. выкуп первенцев коленом Лайви был заложен Творцом ещё в Мицраиме, когда Сыны Исруайля ещё не согрешили с Золотым Тельцом у горы Синай, примерно за 5 месяцев до этого Греха.

Тема

3.14  "И говорил Господь Моше в пустыне Синай так: 

3.15  Исчисли сынов Лайви по дому их отцов по их семействам, всех мужского пола от одномесячного и старше, исчисли их". 

– "от одномесячного" – Все остальные колена исчисляли от двадцатилетнего и старше. А левитов исчисляли от одномесячного и старше. Почему? Потому что все остальные колена предназначались для военных действий Сынов Исруайля. Поэтому исчисление начиналось с того момента, когда юноша становился мужчиной, т.е. в возрасте 20 лет. Колено Лайви предназначалось для Духовной работы на Творца. Поэтому исчисление начиналось с того момента, когда ребёнок начинал воспринимать окружающий мир и общаться с ним, т.е. с возраста одного месяца. Кроме того, месяц является определённым сроком, установленным Творцом на Четвёртый День Творения мира: День, Ночь, Сутки, Месяц, Год. Причём, после обрезания на 8-ой день от рождения, месяц является первым установленным сроком.  

3.16  "И исчислил их Моше по слову Г-спода, как ему было велено. 

3.17  И были эти сынами Лайви по их именам: Гайршон, и Кэус, и Мэрури. 

3.18  И вот имена сынов Гайршона по их семействам: Ливни и Шими. 

3.19  И сыны Кэуса по их семействам: Амрум и Ицур, Хеврон и Изиайль. 

3.20  И сыны Мэрури по их семействам: Махли и Миши. Это семейства Лайви по дому их отцов. 

3.21  От Гайршона семейство Ливни и семейство Шими; это семейства Гайршона. 

3.22  Исчисления их по числу всех мужского пола от одномесячного и старше. Их исчисленных: семь тысяч и пятьсот". 

Колено Лайви было самым малочисленным среди других колен Сынов Исруайля. Так при исчислении у горы Синай оно начитывало, от одномесячного и старше, чуть больше 22 тыс. человек, а при исчислении на берегу Ярдена 23 тыс. человек. Почему? Потому что Яков, благословляя сыновей перед смертью фактически проклял Шимона и Лайви. Однако Лайви был третьим сыном Якова, получившим хорошее имя и благословление от Творца, работать на Него. Поэтому левиты во все времена обслуживали Храм г-спода, были судьями в народе и учили народ Законам Творца.     

3.23  "Семейства Гайршона позади Храма будут располагаться на Западе. 

3.24  А предводитель отчего дома Гайршона — Эльюсуф, сын Луайля. 

3.25  И порученное сынам Гайршона при Шатре Свидетельства: внутреннее покрытие и шатер, его внешние покрытия и полог для входа в Шатер Свидетельства.

3.26  И завесы двора, и полог для входа во двор, который вокруг Храма и жертвенника, и их верёвки для всех надобностей".

Сыны Гайршона перевозили порученное им на двух повозках, запряжённых двумя быками каждая. А поручено им было внутреннее цветное льняное покрытие Храма, шатёр из козьей шерсти, который над внутренним покрытием. А также два внешних защитные покрытия, одно бараньих краснённых кож, а второе из жирафовых кож. А ещё полог от входа в Шатёр Свидетельства, завесы двора Храма, полог от входа во двор Храма и верёвки для закрепления покрытий Храма и завесы двора.

Подтема

3.27  "А от Кэуса семейство Амрума, и семейство Ицура, и семейство Хеврона, и семейство Изиайля.

3.28  По числу всех мужского пола от одномесячного и старше: Восемь тысяч и шестьсот, хранители священных предметов. 

3.29  Семейства сынов Кэусa будут располагаться на Южной стороне Храма. 

3.30  А предводитель отчего дома семейств Кэуса Элицуфун, сын Изиайля.

3.31  И порученное им: ковчег и стол, и светильник, и жертвенники, и священные предметы, с помощью которых совершают служение, и завеса, и все необходимое для них".

– "И порученное им" – Порученное сынам Кэуса – это священные предметы и их принадлежности, стоящие внутри Храма, а также снаружи. И сыны Кэуса носили их на плечах на специальных шестах.

– "завеса" – Это священная разделительная завеса, разделяющая основное помещение Храма от Святая Святых. В эту завесу заворачивался Ковчег со Скрижалями Завета.

3.32  "А руководитель над предводителями колена Лайви Элузур, сын Аарона священнослужителя. Надзор над хранителями священных предметов".

Элузур был руководителем над всеми предводителями и одновременно он являйся прямым руководителем над семейством Кэуса, которое носило священные предметы Храма на своих плечах.

3.33  "От Мэрури семейство Махли и семейство Миши. Это семейства Мэрури. 

3.34  И их исчисленных по числу всех мужского пола от одномесячного и старше: шесть тысяч и двести. 

3.35  А предводитель отчего дома семейств Мэрури Цириайль, сын Авихуиля. На Северной стороне Храма они будут располагаться. 

3.36  И назначение порученного сынам Мэрури: брусья Храма и его засовы, и его столбы, и его подножия, и все его принадлежности, и все необходимое для него. 

3.37  И столбы двора вокруг, и их подножия, и их колья, и их шнуры. 

3.38  А стоящие перед Храмом спереди, перед Шатром Свидетельства к Востоку, Моше и Аарон, и его сыновья, охраняющие порученное при Святилище, которое поручено охранять сынам Исруайля. А посторонний, приблизившийся, умрёт". 

– "А стоящие перед Храмом спереди" – Перед входом на Храмовый двор, на Востоке, стоял лагерь Моше, Аарона и всех его сыновей, внуков и правнуков – священослужителей. И там же стояли шатры 300 левитов, не вошедших в общее число выкупаемых за первенцев, т.е. они как бы числились за лагерем Моше и Аарона.

3.39  "Всех исчисленных левитов, которых исчислил Моше и Аарон по слову Г-спода, по их семействам, всех мужского пола от одномесячного и старше было двадцать и две тысячи".

– "которых исчислил Моше и Аарон" – В тексте в свитке Пятикнижия над словом Вэаарон (и Аарон) над каждой буквой стоит точка (5 точек). В Пятикнижие встречается несколько таких мест, а во всём ТАНАХе их насчитывается 15. И поскольку никаких других посторонних значков в свитках Священного Писания нет, то с древности считается, что эти точки несут определённых намёк, на описываемую ситуацию.

В самом начале недельной главы Бэмидбар сказано (Бм 1.2, 3, 7): 

1.2 "Поднимите голову всей общины Сынов Исруайля по их семействам, по дому их отцов, по числу имен, всех мужского пола поголовно. 3. От двадцатилетнего возраста и старше, всех идущих в войско в Исруайле, назначьте их по их войскам, ты и Аарон". … 7. И взял Моше и Аарон этих мужей, названных поименно. 44. "Вот исчисленные, которых исчислили Моше и Аарон, и двенадцать предводителей Исруайля, которые были по одному от дома их отцов".

Т.е. везде Моше и Аарон фигурируют вместе во время процедуры исчисления Сынов Исруайля.

Однако далее в отношении колена Лайви сказано иначе. Все распоряжения по исчислению колена Лайви Творец давал только Моше (Бм 3.14 - 16):

3.14  "И говорил Господь Моше в пустыне Синай так: 15. Исчисли сынов Лайви по дому их отцов по их семействам, всех мужского пола от одномесячного и старше, исчисли их. 16. И исчислил их Моше по слову Г-спода, как ему было велено". 

Однако в самом конце исчисления сказано следующее с точками над словом "и Аарон": 

3.39  "Всех исчисленных левитов, которых исчислил Моше и Аарон по слову Г-спода, по их семействам, всех мужского пола от одномесячного и старше было двадцать и две тысячи".

Вместе с тем, мы не видели, чтобы Аарон принимал участие в исчислении колена Лайви!

Однако далее Творец велит исчислить, назначить каждого на своё место, всех тех левитов, кто будет непосредственно работать в Храме (Бм 4.1 -3; 45 - 47):

4.1  "И говорил Г-сподь Моше и Аарону так: 2. Определи число сынов Кэуса среди сынов Лайви по их семействам, по дому их отцов. 3. От тридцатилетнего и старше, и до пятидесятилетнего, каждого идущего на службу, чтобы делать работу при Шатре Свидетельства. …

4.45  Это исчисленные из семейств сынов Мэрури, которых исчислил Моше и Аарон по слову Г-спода через Моше. 46. Всех исчисленных, кого исчислил Моше и Аарон и предводители Исраэля из левитов по их семействам и по дому отцов их. 47. От тридцатилетнего и старше и до пятидесятилетнего, каждого идущего на службу, чтобы делать работу (по сборке и разборке Шатра) и работу по переноске (священных предметов), в Шатре Свидетельства". 

Т.о. Аарон принимал участие только в назначении (пересчёте) левитов на работу по их рабочим местам, но не при общем их пересчёте от одномесячного и старше. Поэтому точки на словом "и Аарон" говорят о том, что он только частично участвовал в этой работе. А отстранён от общего пересчёта колена Лайви он, видимо, был потому, что Грех изготовления Золотого Тельца был делом его рук. А это могло, видимо, как-то отразится на будущем колена Лайви, которое самым непосредственным образом работало на Творца.    

– "было двадцать и две тысячи" – Если просуммировать всех исчисленных левитов от одномесячного и старше по всем трём семействам колена Лайви, то получится 22300. Вместе с тем, далее будет подсчитано количество первенцев среди Сынов Исруайля, и их окажется 22273, т.е. на 273 первенца больше чем число левитов, указанное в нашем тексте – 22000. И тогда Творец поручил Сынам Исруайля выкупить указанных 273-х первенцев за 5 шекелей с головы и передать эти деньги Аарону. О том, почему это было сделано   так, будет рассказано ниже.