Иудаизм

36. Когда ты будешь поднимать (Бэаалосху) 5779 г.

06 – 12 Сиван (09 – 15.06.19)

В будущую Субботу читают недельную главу "Бэаалосху (Когда ты будешь поднимать)".

Предыдущая недельная глава заканчивается тем, что говорится о приношениях руководителей 12-и колен Исруайля для освещения работы жертвенника всесожжений в Храме.

В начале нашей недельной главы Творец даёт Моше указание для Аарона об особенностях поднятия масляных ламп на светильник в Храме. Затем Творец даёт указание Моше о процедуре выделения и освящения колена Леви для работы в Храме. Далее Творец велит Сынам Исруайля совершить Песах в пустыне и говорит о совершении в виде исключения Песаха во втором месяце года. Далее говорится об условиях, при которых Сыны Исруайля выступали в путь или останавливались в пустыне в том или ином месте. Затем Творец даёт Моше указание сделать две серебряные трубы для созыва общины и для прочих важных нужд. Затем говорится о первом выходе Сынов Исруайля организованным порядком с Походным Храмом от горы Синай в свои переходы по пустыне. Далее говорится о том, что Моше делает предложение Ховуву, сыну Исро, тестя Моше, идти вместе с ними в землю кенанейских народов. Затем приводятся две фразы, ограниченные в тексте с двух сторон перевёрнутыми буквами Нин. В первой из них даётся разрешение на разборку Походного Храма, а во второй – на установку Храма.

Далее говорится о первых проблемах у народа в связи с тяготами путешествия, и о гибели части народа из-за гнева Творца. Затем говорится о претензиях народа в связи отсутствия мяса. И тогда Моше высказал свои претензии Творцу. После этого Творец повелевает собрать семьдесят старейшин из народа, чтобы возложить на них от пророческого духа Моше, и обещает дать мясо всему народу досыта. Далее говорится о том, что ветер принёс с моря много перепелов вокруг стана, которые были собраны народом и использованы для еды. И далее воспылал гнев Творца на народ за его прихоти, и Он поразил его мором. И заканчивается недельная глава тем, что Мирьюм, сестра Моше, и Аарон, его брат, упрекают Моше за то, что он взял себе в жёны кушиянку (негритянку). И тогда Творец вызывает всех троих к входу в Храм и объясняет Мирьюм и Аарону, что Моше является исключением из всех пророков. После чего Мирьюм была наказана проказой и находилась семь дней за пределами лагеря, который не двигался с места, пока она не излечилась. Заканчивается недельная глава следующим образом (Бм 12.15,16):

12.15  "И была заключена Мирьюм за пределами стана семь дней, и народ не выступал в путь, пока Мирьюм не была принята в стан. 16. А затем отправился народ из Хацайрос, и расположились они станом в пустыне Пурун".

Тема

8.1 "И говорил Г-сподь Моше так: 2. Говори Аарону и скажи ему: Когда ты будешь поднимать масляные лампы, то к противоположной от лицевой стороны светильника будут светить семь масляных ламп. 3. И сделал так Аарон: К противоположной стороне светильника он поднял его масляные лампы, как повелел Г-сподь Моше. 4. И вот устройство светильника чеканной работы из золота, от его основания до его цветка, чеканной работы он. По образцу, который Г-сподь дал увидеть Моше, так сделал он светильник". 

Непосредственно перед этим отрывком в предыдущей недельной главе рассказывалось о приношениях руководителей 12-и колен Исруайля для освещения начала работы жертвенника всесожжений в Храме.

Однако последняя фраза в предыдущей главе была следующей (Бм 7.89):

"И когда входил Моше в Шатер Свидетельства, чтобы говорить с Ним, то он слышал голос, который говорил ему поверх покрытия, что на Ковчеге Свидетельства, меж двух керивим. И говорил Он ему".

Т.е. эта фраза, предваряющая начало нашей недельной главы никак не связана с предыдущими приношениями руководителей. Вместе с тем сразу же после первого отрывка о лампадах в нашей недельной главе излагается процедура выделения и освящения колена Леви для работы в Храме.

И в связи с этим возникает три вопроса:

1. Для чего понадобилось приводить этот отрывок по поводу зажжения светильника в Храме?

2. Почему именно в этом месте потребовалось привести данный отрывок?

3. Когда Творец дал Моше эти указания для Аарона?

Чтобы ответить на первый вопрос следует рассказать о конструкции светильника. Храмовый светильник, который был сделан в пустыне по указаниям Творца, существенно отличался от всех остальных священных предметов Храма. Все священные предметы имели прямоугольную или квадратную форму в плане, и отличались друг от друга в основном линейными размерами. Священные предметы внутри Храма были сделаны из дерева и покрыты золотом, а жертвенник всесожжения был сделан из дерева и покрыт медью.

Светильник являлся исключением. Во-первых, он был изготовлен из чистого золота путём ковки.

Во-вторых, светильник был выполнен в виде стилизованного миндального дерева с центральным стволом и тремя парами ветвей, выходящих из центрального ствола и поднимающихся кверху. Каждая ветвь и сам ствол наверху заканчивались специальным гнездом цилиндрической формы с отогнутыми краями. Священнослужитель устанавливал в эти гнёзда масляные лампы с горящим центральным фитилём. Масляные лампы были сделаны также из золота и имели отогнутые края сверху.

В-третьих, в Торе не приведены размеры светильника. И поэтому дважды в тексте, где речь идёт о конструкции светильника, сказано: "По образцу, который Г-сподь дал увидеть Моше, так сделал он светильник". Тем не менее, исходя из общеизвестных размеров остальных священных предметов в Храме, можно достаточно уверенно говорить, что светильник имел высоту три локтя, или около 1.5 м и в ширину три локтя, или около 1.5 м. Светильник стоял в рабочей части Храма в его срединной части, т.е. примерно в 5 м от входа и в 5 м от завесы, отделявшей Святая Святых. Светильник стоял на Южной, стороне Храма в локте от его стенки. Три ветви светильника были направлены в Южную сторону от главного ствола, а три ветви – в Северную строну.

В-четвёртых, у светильника, как и у всех священных предметов в Храме, имелась лицевая сторона. Ковчег Завета, находившийся в Святая Святых, имел лицевую сторону, направленную на Восток в сторону завесы, отделявшей это помещение от рабочего помещения Храма. А стол для хлебов, жертвенник для воскурений и светильник имели лицевую сторону, направленную на Запад, против завесы, отделявшей Святое Святых. На лицевой стороне светильника на каждой из шести его ветвей были выкованы по три цветка миндаля. На центральном стволе были выкованы четыре цветка миндаля. Эти цветки выходили из ствола и ветвей и смотрели в строну Святая Святых. Это точно соответствовало реальному миндальному дереву в пору его цветения, когда цветы покрывают ветви и ствол дерева. 

В-пятых, рядом со светильником стоял рабочий стол, на котором находились щипцы для обрезания фитилей, совки для сбора нагара и кувшин с маслом.  

Итак, для чего понадобилось приводить этот отрывок по поводу зажжения светильника в Храме? В этом отрывке говорится о том, что поднимать горящие масляные лампы следует с тыльной стороны светильника, т.е. в направлении с Востока на Запад. Следовательно, рабочий стол должен стоять с тыльной стороны светильника у его левого края, у Южной стены Храма. Священнослужитель зажигал на столе масляные лампы, а затем поднимал их со стола и устанавливал на светильнике в соответствующие гнёзда.

Следующий вопрос: Почему именно в этом месте потребовалось привести данный отрывок? Потому что до этого места были подробно изложены все приношения руководителей колен для освещения начала работы жертвенника всесожжений в Храме. Аарон, главный священнослужитель Храма был руководителем колена Леви, как об этом говорилось в тексте Торы ранее (Бм 3.5-10):

3.5 "И говорил Г-сподь Моше так: 6. Приведи колено Леви и поставь его пред Аароном священнослужителем, и они будут служить при нем. 7. И блюсти будут они порученное ему и порученное всей общине пред Шатром Свидетельства, исполнять служение при Храме. 8. И блюсти будут все принадлежности Шатра Свидетельства и порученное сынам Исруайля, исполняя служение при Храме. 9. И передай левитов Аарону и его сынам. Переданы, переданы они ему от сынов Исруайля. 10. И Аарону и его сынам поручи соблюдать их священослужение, а посторонний, приблизившийся, умерщвлен будет".

Таким образом, прежде чем начать повествование о процедуре выделения и освящения колена Леви для работы в Храме, Тора приводит некоторые важные подробности из работы главного священнослужителя Храма, руководителя колена Леви. Причём, когда Сыны Исруайля приходили на место стоянки и левиты возводили Храм, то светильник зажигал именно Аарон, главный священнослужитель – это была его часть службы при начале работы Храма.

Следующий вопрос: Когда Творец дал Моше эти указания для Аарона? Эти указания были даны Творцом в первый день, когда был поставлен Храм, 1-го числа 1-го месяца 2-го года по выходе Сынов Исруайля из Египта. Именно поэтому предыдущая перед данным отрывком фраза говорит о том, как Творец начал давать указания Моше уже непосредственно в Храме. Поскольку в этот день началось семидневное посвящение священнослужителей и Моше начал их обучать работе в Храме. В этот день была сожжена "красная корова" и был получен пепел для очищения от нечистоты мертвого тела. В этот день началось семидневное посвящение колена Леви для работы в Храме.

Тема

8.5 "И говорил Г-сподь Моше так: 6. Возьми левитов из среды Cынов Исруайля и очищение соверши над ними. 7. И такое сделай над ними для их очищения.  Окропи их водой грехоочистительной, и проведут они ножом бритвенным по всему телу своему, и вымоют одежды свои, и станут чистыми. 8. И возьмут они бычка, и хлебное приношение при нем из тонкой пшеничной муки, смешанной с маслом.  А второго бычка ты возьми для грехоочистительной жертвы. 9. И ты поставь левитов перед Шатром Свидетельства, и ты собери всю общину Сынов Исруайля. 10. И ты поставь левитов пред Г-сподом, и возложат Сыны Исруайля свои руки на левитов. 11. И совершит Аарон проведение левитами перед Г-сподом от Cынов Исруайля, чтобы они могли делать работу Г-спода. 12. А левиты возложат руки свои на голову бычков, и сделают одного грехоочистительной жертвой, и одного во всесожжение Г-споду, чтобы искупить левитов. 13. И ты поставь левитов перед Аароном и пред его сыновьями, и ты соверши ими проведение Г-споду. 14. И ты выделишь левитов из среды Сынов Исруайля. И будут Моими левиты. 15. А затем левиты смогут приступить к своей работе при Шатре Свидетельства после того, как ты очистишь их и совершишь ими проведение".

Итак, первый вопрос, который возникает в самом начале чтения данного отрывка: "Когда Творец говорил эти слова Моше в отношении колена Леви?"  Это произошло сразу же после того, как был поставлен Храм и был получен пепел от сожжения "красной коровы", необходимый для грехоочистительной воды. Поскольку только этой водой еврей мог быть очищен от нечистоты мёртвого тела, как сказано в недельной главе Хикас (Бм 19.11 – 13):

 19.11 "Коснувшийся мертвого тела всякой души человека нечист будет семь дней. 12. Он очистится этим (пеплом красной коровы, смешанным с водой) в третий день и в седьмой день, и будет чист. А если не очистится в третий день и в седьмой день, то чист не будет. 13. Всякий коснувшийся мертвого тела, коснувшийся души человека, который умер, и он не очистился, то Храм Г-спода он осквернил. Тогда искоренится эта душа из Исруайля, ибо водою грехоочистительной он не окроплен, нечист будет, еще нечистота его на нем".

Сожжение "красной коровы" происходило в первый день, когда был поставлен Храм, первого числа первого месяца второго года по выходе Сынов Исруайля из Мицраима. Тогда же начался отсчёт семи дней очищения священнослужителей, левитов и всего Народа Исруайля. Таким образом, на восьмой день, когда началась работа Храма в стандартном режиме, левиты были готовы для начала работы Храма. А перед этим на них кропили грехоочистительной водой в третий и в седьмой день, после чего они сбривали все волосы на теле, окунались в ритуальный бассейн и одевали чистую одежду. Причём, точно такой же процедуре, хотя и без обривания всех волос на теле, подверглись все сыны Исруайля в первые семь дней работы Храма. Поскольку они в дальнейшем должны были возлагать руки на левитов, а делать это мог только ритуально чистый человек, очистившийся от нечистоты мёртвого тела.

Какой смысл в процедуре наложения рук Сынов Исруайля на левитов? Сыны Исруайля тем самым передавали левитам функции своих первенцев, которые по традиции обязаны были исполнять службу перед Творцом. И об этом Творец говорит ниже (8.18): "И Я взял левитов вместо всех первенцев из Сынов Исруайля". Причём Творец совершил эту замену ещё в Мицраиме, а вовсе не после греха Золотого Тельца. Так Творец сказал Моше народу перед выходом из Мицраима (Шм 13.11 - 13):

13.11 "И будет, когда приведет тебя Г-сподь на землю Кэнаани, как Он клялся тебе и твоим отцам, и даст ее тебе.  12. То ты отделяй все разверзающее утробу для Г-спода, и все разверзающее из приплода скота, который будет у тебя мужского пола, Г-споду. 13. И все разверзающее из ослов выкупай овцой, а если не выкупишь, то проруби ему затылок. И всякого первенца человека из твоих сыновей выкупи".

Т.о. процедура выкупа первенцев была установлена в Мицраиме, задолго до греха Золотого Тельца. И далее говорится (Бм 8.13,14):

8.13 "И ты поставь левитов перед Аароном и пред его сыновьями, и ты соверши ими проведение Г-споду. 13. И ты выделишь левитов из среды Сынов Исруайля. И будут Моими левиты".

Следовательно, Аарон, а в дальнейшем его сын, главный священнослужитель в Храме, являлся руководителем колена Леви. Поэтому, там, где говорится о жертвоприношении Аарона в День Искуплений за себя и за свой дом, имеется в виду всё колено Леви, а не только священнослужители, потомки Аарона. Ибо левиты были отделены от остальных колен Исруайля, как сказано (В 16.6, 17):

16.6 "И доставит Аарон тельца грехоочистительной жертвы, который принадлежит ему, и совершит искупление за себя и за свой дом. …  17. И совершит искупление за себя, и за свой дом, и за все общество Исруайля".

Т.е. Аарон и его дом, колено Леви – отдельно, а всё общество Исруайля – отдельно.

8.16 "Ибо они полностью отданы Мне из среды Сынов Исруайля вместо любого первенца, разверзающего утробу из Сынов Исруайля. Я взял их Себе. 17. Ибо Моим является любой первенец у Сынов Исруайля из людей и из скота с того дня, когда Я поразил любого первенца на земле Мицраима. 18. Тогда Я посвятил их Себе. И Я взял левитов вместо всех первенцев из Сынов Исруайля. 19. И Я передал левитов Аарону и его сыновьям из среды Сынов Исруайля, чтобы работать работу Сынов Исруайля при Шатре Свидетельства и искупить Сынов Исруайля. И не будет мора у Сынов Исруайля от приближения Cынов Исруайля к Святилищу. 20. И сделал Моше и Аарон и вся община Сынов Исруайля левитам, во всем, как повелел Г-сподь Моше, в отношении левитов, так сделали им Сыны Исруайля. 21. И очистились левиты, и вымыли свои одежды, и совершил Аарон ими проведение пред Г-сподом, и искупил их Аарон для их очищения. 22. А затем приступили левиты совершать свою работу при Шатре Свидетельства перед Аароном и перед его сыновьями. Как повелел Г-сподь Моше о левитах, так сделали им". 

Итак, всякий первенец в среде Сынов Исруайля принадлежит Творцу, после того, как Он поразил всех первенцев в Мицраиме. Однако в связи с этим возникает вопрос: Почему именно побиение первенцев было последним ударом Творца в Мицраиме? После того, как на горе Синай, где Моше пас овец своего тестя Исро, Творец сумел убедить его пойти в Мицраим, чтобы вывести Сынов Исруайля, Он сказал ему перед выходом из Мидъюна (Шм 4.21 – 23):

4.21 "И сказал Г-сподь Моше: Когда ты придёшь в Мицраим, то смотри, все чудесные явления, которые Я вверил твоей руке, сотвори их пред Паро. Я же скреплю сердце Паро, и он не отпустит народ. 22. И ты скажешь Паро: Так сказал Г-сподь: Сын Мой, первенец Мой Исруайль. 23. И Я сказал тебе: Отпусти Моего сына, и он будет служить Мне. Но ты противишься отпустить его. Вот Я убью твоего сына, твоего первенца".

Т.о. поскольку Народ Исруайля является первенцем Творца, то последними в Мицраиме были наказаны все первенцы.

И ещё в предыдущей недельной главе сказано (Бм 7.19):

"И Я передал левитов Аарону и его сыновьям из среды Сынов Исруайля, чтобы работать работу Сынов Исруайля при Шатре Свидетельства и искупить Сынов Исруайля. И не будет мора у Сынов Исруайля от приближения Cынов Исруайля к Святилищу".

Поэтому колено Лайви стояло лагерем вокруг Храма, отделяя тем самым Храм от лагеря Сынов Исруайля, состоящего из двенадцати колен и стоящего лагерем снаружи.

Подтема

8.23 "И говорил Г-сподь Моше так: 24. Вот, что назначено левитам: С двадцатипятилетнего возраста и старше каждый придет для несения службы для работы при Шатре Свидетельства. 25. А с пятидесятилетнего возраста он отойдет от несения, от работы и не будет он работать более. 26. И помогать будет своим братьям при Шатре Свидетельства по охране порученного, но работать он больше не будет. Так поступи с левитами в отношении их обязанностей".

Здесь говорится о двадцатипятилетнем возрасте, когда каждый левит должен прийти для несения службы. Но ранее было сказано (Бм 4.3):

"От тридцатилетнего возраста и старше и до пятидесятилетнего возраста, всякого идущего на службу, чтобы делать работу при Шатре Свидетельства".

Работа левитов по сборке и разборке Переносного Храма требовала физической силы и крепкого здоровья. Причём работа была достаточно сложной и ответственной и требовала хорошего навыка и умения. Поскольку Походный Храм надо было собрать и разобрать очень быстро, в течении часа, чтобы все колена могли выступить в свои переходы по пустыне, а все ежедневные приношения были принесены вовремя. Поэтому левиты приступали к обучению работы на конкретном рабочем месте в возрасте 25 лет, а непосредственно к работе они приступали в возрасте 30 лет. По этой же причине с 50 лет левиты переставали участвовать в сборке и разборке Переносного Храма, а занимались охраной лагеря левитов и Храма, а также сборкой и разборкой лагеря колена Леви во время переходов. Ибо молодежь была занята работами в Храме.

Тема

9.1 "И говорил Г-сподь Моше в пустыне Синай во втором году после исхода из земли Мицраима, в первом месяце, так:"

И далее речь пойдёт о том, чтобы Сыны Исруайля сделали Песах в пустыне во втором году в первом месяце в четырнадцатый день месяца. А теперь давайте вспомним, как начинается Книга Бэмидбар (1.1):

1.1 "И говорил Г-сподь Моше в пустыне Синай, в Шатре Свидетельства, в первый день второго месяца, во втором году после их исхода из земли Мицраим, так:"

Т.е., сказанное в первой фразе первой главы Книги Бэмидбар, было сказано на месяц позже, чем сказанное в третьей главе этой книги???

И это ещё одно свидетельство того, что дата, приведенная в первой фразе Книги Бэмидбар, была намеренно искажена Творцом. А говорил Он все эти слова о строительстве лагеря Сынов Исруайля в 7 – 8 месяцах первого года по выходе из Мицраима. И более подробно об этом говорится в недельной главе Бэмидбар.

9.2 "И сделают Сыны Исруайля Песах в назначенное для него время. 3. В четырнадцатый день этого месяца, в межвечерье вы сделаете его в назначенное для него время. По всем его законам о нем и по всем его правопорядкам вы сделаете его". 

Надо сказать, что в течении 40 лет в пустыне по выходе из Мицраима это был второй и последний Песах. Поскольку не обрезали родившихся мальчиков в течении 40 лет, а необрезанный не может есть жертву Песаха. Поэтому Иошиа перевёл народ через Ярден 10 числа первого месяца, обрезал народ и сделал Песах по слову Г-спода 14 числа 1-го месяца. 

Итак, в чём же состояли законы и правопорядки Праздника Песах? Именно Праздника, ибо так он назван в недельной главе Ки Сису Книги Шэмос (Шм 34.25):

"Не режь и не проливай кровь жертвоприношения Мне при квасном хлебном приношении. И пусть не заночует до утра жертва Праздника Песах".

Почему Песах назван Праздником? Потому что именно в эту ночь Праздника Песах Г-сподь совершил 10-ю Казнь над всем Мицраимом, как сказано в недельной главе Бо Книги Шэмос (Шм 12.12 – 14):

12.12 "И Я пройду по земле Мицраима в эту ночь, и поражу Я всякого первенца на земле Мицраима от человека и до скота. И над всеми божествами Мицраима совершу суды, Я Г-сподь. 13. И будет эта кровь (жертвы Песах) для вас знаком на домах, в которых вы находитесь. И Я увижу эту кровь, и Я переступлю над вами. И не будет среди вас пагубного поветрия, когда Я буду поражать (первенцев) на земле Мицраима. 14. И этот день будет для вас памятным, и празднуйте его как Праздник Г-споду,  как вечный закон для ваших поколений празднуйте его".

Празднование Праздника Песах и принесение жертвы Песах происходит вечером и ночью 14-го числа 1-го месяца. Однако начало подготовки к Празднику приходится на 10-е число того же месяца, когда необходимо взять жертву Песах из стада (Шм 12.3 – 6):

 12.3 "Говорите всей общине Исруайля так: В десятый день этого месяца пусть возьмут себе каждый мужчина по ягнёнку на семейство, по ягнёнку на дом. 4. А если мал числом этот дом, чтобы быть по ягнёнку, пусть возьмет он и его сосед, ближайший к его дому, по числу душ. Мужчина по числу едоков пусть распределит на ягнёнка. 5. Ягнёнок без порока, однолетний самец будет у вас. Из овец или из коз берите его. 6. И будет он у вас на хранении до четырнадцатого дня этого месяца. И зарежете его, всё сообщество Исруайля в межвечерье". 

Спрашивается, почему именно 10-го числа 1-го месяца надо было взять ягнёнка из стада, чтобы хранить его дома до 14-го числа? Дело в том, что ровно через полгода на 10-е число 7-го месяца приходится День Искуплений, суточный пост для всего Народа Исруайля, когда главный священнослужитель в Храме Г-спода искупает весь Народ. Т.о. ягнёнок, взятый 10-го числа 1-го месяца, являлся искупительной жертвой, которую каждый мужчина из Сынов Исруайля обязан был есть ночью 14-го числа в качестве жертвы Песах. Поэтому обязательное совершение искупительной жертвы Песах каждым мужчиной в Исруайле было заложено Творцом в законы Торы, как очень жёсткое условие, о чём будет сказано ниже.

И далее процедура Праздника Песах была такова (Шм 12.7 – 11):

12.7 "И возьмут от крови, и возложат на два косяка и на притолоку, на дома, в которых они будут есть его. 8. И пусть они едят это мясо в эту ночь, испеченное на огне, и пресный хлеб с горькими травами пусть едят. 9. Не ешьте от него пожалуйста и варёного в воде, но только испеченное на огне: Его голова с его ногами и с его внутренностями. 10.  И не оставляйте от него до утра. А оставшееся от него до утра сожгите на огне. 11. И так ешьте его: Ваши бёдра препоясаны, ваша обувь на ваших ногах и ваш посох в вашей руке. И ешьте его с поспешностью. Песах это Г-споду".

Как видим, Творцом были поставлены достаточно жёсткие условия Праздника Песах. Мясо должно быть только испечённым, а не сваренным. Есть его следует только ночью и только с пресным хлебом и горькими травами. И всё оставшееся от жертвы Песах следует сжечь до утра. Т.о. вся процедура Праздника Песах должна была закрепить в памяти евреев на все будущие поколения ту ситуацию, когда Народ Исруайля был в жёстких условиях выведен Творцом из Мицраима.

И далее Творец там же в Мицраиме дал Моше уточнения к законам Праздника Песах (Шм 12.43 – 49):

12.43 "И сказал Господь Моше и Аарону: Вот закон о Песах. Никакой иноплеменник не должен есть от нее (жертвы Песах). 44. И всякий раб человека, купленного за серебро, пусть обрежешь его, тогда будет он есть от нее. 45. Поселенец и наёмник не должен есть от неё. 46. В одном доме следует есть, не вынося из дома от этого мяса наружу. И кости пусть не преломят в ней (в жертве Песах). 47. Вся община Исруайля должна сделает его (Песах). 48. А если проживать будет с тобой пришелец, и пожелает сделать Песах Г-споду, то должен быть обрезан у него всякий мужского рода, и тогда он приступит, чтобы сделать его, и будет он как коренной житель земли. Никакой необрезанный не должен есть от нее. 49. Учение одно будет для коренного жителя и для пришельца, живущего среди вас". 

И отсюда мы видим ещё более жёсткие правила Праздника Песах, когда никакой необрезанный чужак не может есть от жертвы Песах. А если пришелец захочет присоединиться к Народу Исруайля и есть жертву Песах, то он и всякий мужского пола в его семействе должны быть обрезанными.

А кроме этого нельзя выносить мясо жертвы Песах из дома, в котором едят, а также нельзя ломать кости жертвы Песах, т.е. нельзя её разрубать на части. А всего зажаренного ягнёнка следует есть в одном доме, отрезая мясо от целого.  

9.4 "И говорил Моше Сынам Исруайля, чтобы совершили Песах. 5. И сделали они Песах в первом месяце, в четырнадцатый день месяца, в межвечерье, в пустыне Синай. Во всем, как повелел Г-сподь Моше, так исполнили Сыны Исраэля. 6. Но были люди, которые были нечисты от умершего, и не могли они сделать Песах в тот день. И пришли они к Моше и к Аарону в тот день. 7. И сказали эти люди ему: Мы нечисты от умершего. Почему же мы будем лишены возможности принести жертву Г-споду в назначенное для него время в числе Сынов Исруайля? 8. И сказал им Моше: Постойте и я послушаю, что повелит Г-сподь о вас". 

Итак, из приведенного отрывка, мы видим, что у части евреев возникла проблема с проведением Праздника Песах. Причём согласно тому, что мы видели выше, они понимают всю значимость и важность принесения жертвы Песах в нужное время. Но тут вдруг возникла проблема, о которой ранее не было сказано ни слова. Согласно процедуре проведения Праздника Песах в Мицраиме, приведенной выше, у евреев не было каких-либо ограничений для её осуществления. Спрашивается, что же произошло и что изменилось с тех пор. Откуда взялась т. наз. "нечистота от умершего", которая не позволяла евреям провести Праздник Песах в пустыне?

В пустыне на третьем месяце после исхода из Мицраима евреи получили не только Тору и Храм Г-спода, но и колоссальную проблему по жизни, называемую "ритуальная нечистота". Дело в том, что Храм Г-спода был не просто неким физическим сооружением, но он стал местом непосредственного пребывания Б-жественного присутствия в конкретной точке земли. А это означало, что именно там Пророк Моше и его брат Аарон, главный священнослужитель в Храме, могли в любое время дня задавать вопрос Творцу и получать соответствующий ответ. Такое было возможно только в Походном Храме и в Первом Иерусалимском Храме Г-спода. Поэтому к евреям, работающим в Храме и приходящим в него, в т. числе в Праздники, предъявлялись особые требования, называемые "ритуальной чистотой души". Т.е. каждый еврей получил свойство приобретать "ритуальную нечистоту" в случаях, подробно описанных в Торе. А также каждый еврей получил возможность очищать свою Душу от "ритуальной нечистоты" соответствующим образом. Причём нарушение этого правила, т.е. приход еврея в Храм в состоянии ритуальной нечистоты приводил к осквернению Храма Г-спода и к иссечению Души нечистого еврея, что означало преждевременную смерть.

В Третьей Книге Пятикнижия подробно рассматривалась нечистота еврея и еврейки, получаемая от родов, от совокупления, от месячных, от болезней проказа и истечение, от прикосновения к трупу нечистого животного, скотины, пресмыкающегося или птицы и от ритуально нечистой еды. А в Четвёртой Книге Пятикнижия проводятся условия получения евреем нечистоты от умершего и способ очищения.

Для очищения от тех или иных видов ритуальной нечистоты, приведенных выше, требовалось от одного до семи дней. Причём ритуальная нечистота, для очищения от которой требуется семь дней, считается тяжёлым видом нечистотой. Поэтому перед построением Походного Храма Г-спода, находящегося в центре лагеря Сынов Исруайля, Творец повелел выслать из лагеря всех, имеющих тяжёлый вид нечистоты (Бм 5.1 – 4):

5.1 "И говорил Г-сподь Моше так: 2. Повели Cынам Исруайля, чтобы они отослали из стана, всякого прокаженного и всякого имеющего истечение, и всякого нечистого от умершего. 3. Как мужчин, так и женщин вы отошлите. За пределы лагеря они будут отосланы. И пусть не осквернят свой лагерь, среди которого Я пребываю. 4. И сделали так сыны Исруайля, и отослали их за пределы стана. Как говорил Г-сподь Моше, так сделали сыны Исруайля".

Что же касается Праздника Песах, то каждый еврей должен был привести жертву Песах в Храм и зарезать её там для того, чтобы священнослужители вылили кровь этой жертвы на жертвенник. Следовательно, ритуально нечистые евреи не могли прийти в Походный Храм и принести жертву Песах. Вот поэтому и возникла приведенная выше ситуация.

Подтема

9.9 "И говорил Г-сподь Моше так: 10. Говори сынам Исруайля так: Каждый мужчина, который будет нечист от умершего или будет в дальнем пути от вас, или в поколениях ваших, и он должен сделать Песах Г-споду. 11. То во втором месяце, в четырнадцатый день в межвечерье сделают его, с опресноками и горькими травами пусть едят его. 12. Пусть не оставят от него до утра, и кости не преломят в ней. По всему закону о Песах должны сделать его. 13. Но мужчина, который был чист и не был в дороге, и пренебрег сделать Песах, то искоренится эта душа из своего народа, ибо жертвы Г-споду он не принес в назначенное для него время. Грех свой понесет этот мужчина. 14. И если будет жить с вами пришелец, и пожелает сделать Песах Г-споду, то по закону о Песах и по его правопорядкам он должен сделать. Закон один будет для вас: и для пришельца, и для уроженца земли". 

Как видно из текста, принесение жертвы Песах является настолько серьёзной процедурой, что Творец установил дополнительный день 14-го числа 2-го месяца для принесения жертвы Песах. Причём это относится только к тому, кто был ритуально нечист или находился в пути в 14-ый день 1-го месяца. Но тот, кто намеренно пренебрёг принесением жертвы Песах в назначенное время, подлежит смерти. И в этом смысле требования к проведению Праздник Песах аналогичны требованиям к проведению Дня Искуплений, когда каждый еврей обязан изнурять свою Душу суточным Постом 10-го числа 7-го месяца. А нарушивший это требование Торы подлежит иссечению Души, т.е. преждевременной смерти. И, как уже говорилось выше, именно поэтому ягнёнка для жертвы Песах берут из стада 10-го числа 1-го месяца, ровно за полгода до Дня Искуплений.

Сегодня в нашем мире нет Храма Г-спода. Тем не менее, и сегодня евреи обязаны приносить жертву Песах так же, как это делалось в Мицраиме без учёта ритуальной нечистоты, как об этом сказал Творец в Мицраиме (Шм 12.14):

12.14 "И этот день будет для вас памятным, и празднуйте его как Праздник Г-споду, как вечный закон для ваших поколений празднуйте его".

Подтема

9.15 "И в день, когда был возведён Храм, облако покрыло Храм, Шатер Свидетельства. А вечером над Храмом было как бы огненное явление до утра. 16. Так было всегда: Облако покрывало его, и явление огненное ночью". 

– "И в день, когда был возведён Храм" – И это 1-е число 1-го месяца 2-го года по выходу из Мицраима. Вот что сказано об этом в конце Второй Книги Пятикнижия (Шм 40.34 – 38):

40.34 "И покрыло облако Шатер Свидетельства, и слава Г-спода наполнила Храм. 35. И не мог Моше войти в Шатер Свидетельства, ибо пребывало над ним облако. И слава Г-спода наполнила Храм. 36. Когда же поднималось облако над скинией, отправлялись сыны Исруайля во все свои переходы. 37. А если не поднималось облако, то не отправлялись они в путь до того дня, пока оно не поднимется. 38. Ибо облако Г-спода над Храмом было днем, и огонь был ночью. И было это пред глазами всего дома Исруайля во всех их переходах".

Т.о. с момента выхода из Мицраима Творец вёл свой народ зримо перед глазами всех, как сказано о первых семи днях выхода (Шм 13.21, 22):

13.21 "А Г-сподь шел пред ними, днем в облачном столбе, чтобы облегчить их путь, а ночью в огненном столпе, чтобы светить им, чтобы идти днем и ночью. 22. Не отводил Он столба облачного днем, а столба огненного ночью, шедшего перед народом".

Причём только первые семь дней Сыны Исруайля шли днём и ночью, а после переходя по дну моря Сиф, после вывода из Мицраима, народ шёл только днём. Тем не менее и облачный столб, и огненный столб сопровождали движение народа днём и стоянку ночью.

Поэтому, когда облако покрыло Храм днём, а явление огненное ночью, то это явилось логическим подтверждением присутствия Творца в среде своего народа.    

9.17  "И когда облако поднималось над Шатром, то вслед за ним выступали в путь Сыны Исруайля. А на месте, где останавливалось облако, там лагерем располагались Сыны Исруайля".

 – "И когда облако поднималось над Шатром" – И это служило сигналом к выступлению. И коэны трубили в трубы для выступления, а Моше произносил требуемые слова для начала разборки Храма. 

– "А на месте, где останавливалось облако" – И это служило сигналом к остановке. И коэны трубили в трубы, а Моше произносил слова для начала сборки Храма.

9.18 "Согласно указанию Г-спода выступали в путь Сыны Исруайля, и согласно указанию Г-спода располагались лагерем. Во все дни, когда пребывало облако над Храмом, стояли лагерем".

Следовательно, народ двигался по Синайскому полуострову строго согласно указаниям Творца, все сорок лет в пустыне, а вовсе не блуждал с места на место. И далее говорится о том, как происходило выступление Храма или длительная стоянка Храма.  

9.19  "И когда облако задерживалось над Храмом много дней, то соблюдали Сыны Исруайля заповедь Г-спода и не выступали в путь. 20. А порою облако бывало над Храмом лишь несколько дней. Согласно указанию Г-спода располагались лагерем и согласно указанию Г-спода выступали в путь. 21. А порой облако бывало от вечера до утра, и поднималось облако утром, и они выступали в путь. Или же оно было днем и ночью, и поднималось облако, и они выступали в путь. 22. Или два дня, или месяц, или год. Когда облако оставалось долго над Храмом и пребывало над ним, Сыны Исруайля стояли лагерем и не выступали в путь. А когда оно поднималось, то выступали в путь. 23. Согласно указанию Г-спода располагались лагерем и согласно указанию Г-спода выступали в путь. Заповедь Г-спода соблюдали согласно указанию Г-спода через Моше".

И это порядок, приведённого выше выступления и стоянки лагеря Сынов Исруайля означает, что они были готовы выступить в любой день, даже если стояли год на одном и том же месте. А это говорит только об одном. Народ Сынов Исруайля находился в Синайской пустыне под постоянным контролем Творца, и Моше учил народ слушать Творца и выполнять Его заповеди.

Тема

10.1  "И говорил Господь Моше так: 2. Сделай себе две трубы серебряные,  сделай их чеканной работы. B будут они тебе для созыва общины и для выступления лагерей в путь". 

И это завершающий раздел перед началом выступления Сынов Исруайля в их странствиях по Синайскому полуострову. Как видим, Творец предусмотрел всё до мельчайших подробностей, включая оповещение по лагерю. А лагерь насчитывал более 600 000 воинов, не считая женщин и детей. Так что в итоге лагерь Сынов Исруайля составлял около 2 – 3 млн человек.

Поэтому быстрая сборка и разборка лагеря были первоочередными задачами. И её решали на основе трубления в серебряные трубы с определёнными трубными звуками.   

10.3  "И затрубят в них, и соберется к тебе вся община ко входу в Шатер Свидетельства. 4. А если в одну трубу затрубят, то соберутся к тебе руководители, главы тысяч Исруайля. 5. И когда протрубите прерывисто, выступят в путь лагеря, стоящие к востоку. 6. И протрубите прерывисто во второй раз, и выступят в путь лагеря, стоящие к югу. Прерывисто будут трубить к их выступлению в путь. 7. А при сборе общины протяжно трубите, а не прерывисто. 8. И сыны Аарона священнослужители будут трубить в трубы. И будут они для вас законом вечным для поколений ваших". 

Прерывистое или протяжное трубление в одну или в две трубы определяло действия лагеря Сынов Исруайля.

10.9 "И когда пойдете войной на вашей земле против притеснителя, теснящего вас, трубите прерывисто в трубы, и вспомянуты будете пред Г-сподом Б-гом вашим, и спасены будете от ваших врагов".

Во время военных действий также предусматривалось трубление перед Творцом.

10.10 "И в день радости вашей, и в праздники ваши, и в новомесячья ваши трубите в трубы при жертвах всесожжения ваших и при ваших полных жертвах. И будут они вам для напоминания перед Б-гом вашим, Я Г-сподь Б-г ваш".

 Здесь следует сказать, что эта заповедь, трубить в праздничные дни, была реализована только после завоевания кенанейской земли, на что ушло более 400 лет. Ибо во время путешествий по Синайскому полуострову в течении 40 лет не было у Сынов Исруайля Праздников. А завоевание земли продолжалось до прихода царя Давида во главе народа.

Тема

10.11  "И было, во втором году, во втором месяце, в двадцатый день месяца поднялось облако над Храмом Свидетельства".

– "И было, во втором году, во втором месяце, в двадцатый день месяца" – Почти ровно год простояли Сыны Исруайля у горы Синай, как сказано во Второй Книге Пятикнижия (Шм 19.1, 2):

19.1  "В третьем месяце после выхода Сынов Исруайля из земли Мицраима, в этот день, пришли они в пустыню Синай. 2. И отправились они из Рэфидим, и пришли в пустыню Синай, и расположились лагерем в пустыне. И расположился там лагерем Исруайль против горы".

Ровно на 50-ый день поднялось облако над Храмом после того, как встал Храм Г-спода в 1-ый день 1-го месяца 2-го года по выходу из Мицраима. 

– "И было, во втором году, во втором месяце, в двадцатый день месяца" – Здесь трижды упоминается цифра 2. И, как известно, число 2 является самым тяжёлым в Торе, начиная со второго Дня Творения, когда Творец не увидел ничего хорошего в том, что Он сделал. Т.о. тройное упоминание числа 2 является серьёзнейшим предостережением на будущее. Причин здесь может быть не мало. Это и нежелание Сынов Исруайля выходить из Мицраима. Это и претензии по поводу недостатка еды и тягот пути. Это и Золотой Телец, сделанный Аароном в ожидании, когда Моше спустится с Горы Синай. Это и ошибки Аарона в первый день работы Храма. Это и нежелание Сынов Исруайля уходить от горы Синай. Вот что об этом говорит Моше в Пятой Книге Пятикнижия (Дв 1.6 – 8):

1.6 "Г-сподьБ-г наш, говорил нам на Хорайве так: Довольно вам сидеть у этой горы.  7. Оставьте её и отправляйтесь в путь, и идите к горе эмори и ко всем его соседям в степи, на горе и на равнине, и в Негеве, и на морском побережье, на землю кенаани и к Левунону до потока великого, потока Перус. 8. Смотри, Я дал пред вами землю. Идите и овладейте землей, о которой Г-сподь клялся вашим отцам, Аврааму, Ицхаку и Якову, дать ее им и их потомству после них".

Т.е. за прошедший год Сыны Исруайля обжились у горы Синай, и им вовсе не хотелось идти на войну на завоевание земли кенанейских народов, что и показали последующие события. Поэтому все Сыны Исруайля с двадцатилетнего возраста и выше в течении 38-и лет умерли в пустыне.  

10.12  "И выступили Сыны Исруайля в свои переходы из пустыни Синай. И остановилось облако в пустыне Пурун".

– "И остановилось облако в пустыне Пурун" – Речь идёт о конечной остановке в пустыне Пурун в Кудайш Барнайа, откуда Моше послал разведчиков разведать землю кенанейских народов, как сказано (Бм 13.3):

"И послал их Моше из пустыни Пурун по слову Г-спода. Все эти мужи являются руководителями Сынов Исруайля". 

А по поводу маршрута от горы Синай до пустыни Пурун говорится  в Пятой Книге Пятикнижия (Дв 1.19):

"И мы выступили в путь от Хорайва, и прошли всю ту пустыню великую и страшную, которую вы видели, по пути к горе Эмори, как повелел нам Г-сподь, Б-г наш, и дошли мы до Кудайш Барнайа". 

Однако до Кудайш Барнайа в пустыне Пурун у Сынов Исруайля было ещё несколько остановок, о которых будет говорится ниже.

10.13  "И выступили они впервые согласно словам Г-спода данным через Моше. 

10.14  И первым выступило знамя лагеря сынов Ииду по их войскам. И над его войском Нахшон, сын Аминудува. 

10.15  И над войском колена сынов Иссухура Hэтaнайль, сын Циура 

10.16  И над войском колена сынов Зэвилина Элиув, сын Хайлона. 

10.17  И был собран Храм. И выступили сыны Гайршона и сыны Мэрури, носители Храма".

– "И был собран Храм" – Т.е. разборный Храм везли на шести повозках сразу же за передовым войском лагеря Ииду.

10.18  "И выступило знамя лагеря Рэивайна по их войскам. И над его войском Элицир, сын Шэдайира. 

10.19  И над войском колена сынов Шимона Шэлимиайль, сын Циришадуя. 

10.20  И над войском колена сынов Гуда Эльюсуф, сын Дэиайля. 

10.21  И выступили кэусим, носители священных предметов. И возводили Храм до их прихода".

– "И выступили кэусим, носители священных предметов" – Т.е. левиты семейства Кэуса несли священные предметы в центре всего войска Сынов Исруайля, чтобы Храм был возведён до их прихода.  

10.22  "И выступило знамя лагеря сынов Эфраима по их войскам. И над его войском Элишуму, сын Амиида 

10.23  И над войском колена сынов Менаше Гамлиайль, сын Пэдуциpa. 

10.24  И над войском колена сынов Бинъюмина Авидун, сын Гидони 

10.25  И выступило знамя лагеря сынов Дуна, замыкающее все лагеря, по их войскам. И над его войском Ахиэзер, сын Амишадуя. 

10.26  И над войском колена сынов Ушайра Пагиайль, сын Ухруна. 

10.27  И над войском колена сынов Нафтули Ахира, сын Айнуна. 

10.28  Это порядок движения Сынов Исруайля по их воскам. И выступили они в путь". 

– "Это порядок движения Сынов Исруайля по их воскам" – Таким порядком Сыны Исруайля двигались в пустыне все 39 лет.

10.29  "И сказал Моше Ховуву, сыну Рэуиайля мидянина, тестя Моше: Мы отправляемся в путь к тому месту, о котором сказал Г-сподь: Его даю вам. Иди с нами, и мы сделаем тебе добро, ибо Г-сподь говорил доброе об Исруайле".

– "И сказал Моше Ховуву, сыну Рэуиайля мидянина, тестя Моше" – Ховув – это сын Исро, который пошёл с Сынами Исруайля и получил надел земли в городе пальм, в Ярихо на берегу Ярдена. Поскольку сам Исро недолго пробыл у горы Синай и ушёл к себе в Мидъюн, как сказано во Второй Книге Пятикнижия (Шм 18.27): "И отпустил Моше своего тестя, и тот пошел на свою землю".

10.30  "И сказал он ему: Я не пойду, но на мою землю и на мою родину я пойду". 

Поскольку отец его Исро вернулся в Мидъюн, то и он также собирался вернуться домой. Тем не менее Ховув всё-таки согласился пойти с Сынами Исруайля 

10.31  "И сказал он: Не покидай нас пожалуйста! Потому что ты знаешь наши стоянки в пустыне, и ты будешь нам глазами. 

10.32  И будет, если ты пойдешь с нами, то добром, каким наделит Г-сподь нас, мы наделим тебя".

– "мы наделим тебя" – Сыны Исруайля выделили Ховуву благодатную землю в долине Ярдена, засаженную финиковыми пальмами.

10.33  "И выступили они от горы Г-спода в трехдневный путь. И ковчег завета Г-спода шел перед ними трёхдневный путь, чтобы усмотреть для них место покоя". 

– "И выступили они от горы Г-спода в трехдневный путь" – Сыны Исруайля двигались только днём. Вечером ставился Храм, а утром он собирался перед выходом, как сказано (Бм 9.21):

"А порой облако бывало от вечера до утра, и поднималось облако утром, и они выступали в путь. Или же оно было днем и ночью, и поднималось облако, и они выступали в путь". 

Почему здесь речь идёт о трехдневном пути? Дело в том, что через три дня пути у народа начались проблемы из-за тягот пути.

– "И ковчег завета Г-спода шел перед ними" – Ковчег завета шёл в центре всех войск вместе со всеми священными предметами перед глазами Сынов Исруайля. А перед армией Сынов Исруайля, как и раньше, шло облако Творца, как сказано во Второй Книге Пятикнижия (Шм 13.21):

"А Г-сподь шел пред ними, днем в облачном столбе, чтобы облегчить их путь …". 

И точно также в центре всех войск вместе с ковчегом завета и священными предметами шел лагерь Моше и Аарона с его сыновьями и внуками, священослужителями.

Раши: "и ковчег завета Г-спода шел пред ними на три дня пути". Это ковчег, который выступает с ними на войну, а в нем (первые) разбитые скрижали. (Ковчег) опередил их на три дня пути, чтобы подготовить для них место стоянки [Сифре]. Раши позаимствовал этот комментарий из древнего Мидраша Сифре.

Это совершенно фантасмагорический комментарий! Почему первые скрижали были разбиты и исчезли их этого мира? Потому что они были от начала и до конца делом Рук Творца, как сказано (Шм 31.18):

"И дал Он (Творец) Моше, когда кончил говорить с ним на горе Синай, две скрижали свидетельства, скрижали каменные, на которых написано указательным пальцем Б-га".

В Храме Г-спода не было ни одного предмета, изготовленного Руками Б-га! Иначе это Храм имел бы серьёзную ПРОБЛЕМУ для людей! Поэтому первые скрижали были разбиты Моше под горой и исчезли из этого мира навсегда. И даже вторые скрижали, сделанные Моше, имели серьёзную Проблему, поскольку на них были написаны 10 Речений Творца Его Рукой, как сказано (Шм 34.28):

"И был он там у Г-спода сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил. И Он (Творец) написал на скрижалях речи завета, Десять Речений".

Именно поэтому эти вторые скрижали обладали высшей степенью святостиСкрижали Свидетельства, и хранились Ковчеге Завета в Святая Святых в Храме Г-спода.

Т.о. для так называемых "первых разбитых скрижалей Г-спода" просто не было места в Храме Г-спода. 

10.34  "И облако Г-спода над ними днем при выходе их из лагеря". 

И точно такое же облако сопровождало Сынов Исруайля все 40 лет, начиная с выхода из Мицраима, поскольку двигаться многочисленному народу и многочисленному скоту под палящим солнцем крайне тяжело.

Подтема (перевёрнутая буква Нин ן )

В Первой Книге Пятикнижия в недельной главе Ноах последняя фраза следующая:

11.32  "И было дней Тераха пять лет и двести лет, и умер Терах в Хуруне". 

Всем известно, что Тора, или Пятикнижие нашего учителя Моше состоит из Пяти Книг. В свитке Торы они отделены специальными пробелами. А также они отделены по смыслу содержания текста – каждая Книга повествует о своём.

Вместе с тем, мало кому известно, что в Торе имеется ещё и другое деление. Согласно этой версии, весь текст Торы разделен на 4 неравные части.

Первая часть – это Сотворение мира и человечества. И эта часть заканчивается на фразе в нашем тексте, где говорится о смерти Тераха в Хуруне.

Вторая часть – это Рождение Народа Исруайля. Эта часть заканчивается в конце 10-ой главы Четвёртой Книги Пятикнижия.

Третья часть – это всего две последние фразы из 10-ой главы Четвёртой Книги Пятикнижия, дающие разрешение на Разборку и Монтаж Походного Храма Г-спода.

И Четвёртая часть – это Жизнь Народа Исруайля, начиная с 11-ой главы Четвёртой Книги Пятикнижия и далее до конца Торы, и далее до конца всех Книг Священного Писания.

Следует понять, почему Первая Часть Торы о Сотворении мира и человечества заканчивается именно на фразе о днях жизни Тераха.

Рабейну Шеломо Ицхаки, или сокращённо Раши, крупнейший комментатор Талмуда и Танаха, живший около 1000 лет назад во Франции, в комментарии к последнему слову нашей фразы Бэхурун - В Хуруне, так пишет о последней букве в слове: "Буква Нин перевёрнута".

Вот так выглядит эта буква в нормальном написании –четырёхугольная небольшая шляпка и длинная прямая ножка. А в перевёрнутом виде всё наоборот.

Как мы видим, перевёрнутая буква Нин в своём написании очень напоминает нам то, что сегодня на всех языках мира называется "Восклицательный Знак". Вполне возможно, что этот знак родился именно из этого места в Торе.

Причём, если прочесть последнее слово Бэхурун - В Хуруне, без последней перевёрнутой буквы Нин, то оставшаяся часть слова образует корень Бухар, означающий Выбирать. А уже в конце корня Выбирать стоит перевёрнутый Нин – Восклицательный Знак.

И это сочетание можно считать намёком на то, что Терах в качестве Праведника был Выбран Творцом для рождения Авруума. В свою очередь, Авруум был Выбран Творцом для того, чтобы стать основоположником Веры Творца на земле. И от его внука Якова родился Народ Исруайля -  Избранный Народ Творца.

И также сказано в Пятой Книге Пятикнижия, когда Моше говорил всему Народу на берегу Ярдена (14.2): "Ибо ты, народ святой Г-споду, Б-гу твоему, и тебя (Бухар) избрал Г-сподь быть Ему особым народом, из всех народов, которые на земле". 

Итак, всё, о чём говорилось в Писании до этой перевёрнутой буквы Нин в слове "В Хуруне" – это история Сотворения мира и человечества.

Помимо этого места с перевёрнутой буквой Нин, в Писании имеется ещё одно место в конце 10-ой главы Четвёртой Книги Пятикнижия.

От конца нашей фразы со словом В Хуруне и до конца 10-ой главы Четвёртой Книги Пятикнижия, Тора рассказывает о Рождении Народа Исруайля.

Подробно рассказывается о жизни праотцов Авруума, Ицхука и Якова, о рождении колен Исруайля, о получении Торы на горе Синай, о строительстве Походного Храма Г-спода у горы Синай и о Законах Творца на всю будущую жизнь Народа Исруайля.

В конце 10-ой главы также стоит перевёрнутая буква Нин. А затем приводятся две фразы, дающие разрешение Творца на Разборку и Монтаж Походного Храма Г-спода.

После того, как Походный Храм был поставлен и помазан, заходить туда для работы могли только коэны священнослужители, а в Святая Святых мог заходить только Главный Коэн и только один раз в году, в День Искуплений. Все остальные Сыны Исруайля, нарушившие установленный распорядок работы Храма, подлежали смерти. Поэтому для разборки и установки Походного Храма потребовалась специальная процедура. А именно, Моше произносил определённые слова, позволяющие разбирать и устанавливать Походный Храм Г-спода, как сказано (Кн.4 10.35,36): "И было, когда выступал в путь ковчег, то говорил Моше: "Встань, Г-споди, и рассеются враги Твои, и обратятся в бегство ненавистники Твои от лица Твоего.  А когда останавливался, то он говорил: Обратись Г-споди, к десяткам тысяч Исруайля".

После слов "к десяткам тысяч Исруайля" снова стоит перевёрнутая буква Нин. И затем начинается рассказ о путешествиях Сынов Исруайля в пустыне и далее до начала завоевания земли Кенуана.

Т.о. эти три перевёрнутые буквы Нин, три Восклицательных Знака в Торе, разделяют её на 4 части, о которых говорилось выше.

Здесь следует отметить, что в современных свитках Торы написание не совсем такое, какое должно быть. Со времени Раши, а это было около 1000 лет назад, потерялась традиция написания перевёрнутой буквы Нин в конце слова "В Хуруне". Поскольку более поздние комментаторы сочли такое написание ошибочным. А два перевёрнутых Нина в Четвёртой Книге Пятикнижия, сегодня пишутся не прямыми, как буква Нин в конце слова, а закруглёнными, как буква Нин в середине слова.

Тем не менее, эти потери в еврейской традиции никак не меняют сути вопроса. Поэтому Тора, как уже говорилось выше, делится на 4 неравные части. И сейчас мы заканчиваем вторую часть Торы – Рождение Народа Исруайля, и подошли к третьей и четвёртой части повествования Торы.

10.35  "И было, когда выступал в путь ковчег, то говорил Моше: "Встань, Г-споди,  и рассеются враги Твои,  и обратятся в бегство ненавистники Твои  от лица Твоего".

– "И было, когда выступал в путь ковчег, то говорил Моше" – Моше говорил эти слова, когда облако Творца поднималось на Храмом, и это означало, что следует выступать в путь. 

– "Встань, Г-споди, и рассеются враги Твои" – Поскольку сам Храм был помазан и священные предметы были помазаны, и на скрижалях завета было написано Рукой Б-га, то перемещение Сынов Исруайля и Походного Храма по пустыне означало как-бы реальное перемещение Самого Творца по пустыне. Поэтому все, кто мог противится Творцу, оказывались его врагами и рассеивались пред ним.  

10.36  "А когда останавливался, то он говорил: Обратись Г-споди, к десяткам тысяч Исруайля".

И там, где облачный столб останавливался, останавливалось всё движение, и тогда Моше произносил слова обращения к Творцу, дающие разрешение на возведение Его Храма.

Тема  (перевёрнутая буква Нин ן )

Как уже говорилось выше, далее начинается История Народа Исруайля.

11.1  "И стал народ как бы жаловаться на зло в слух Г-спода. И услышал Г-сподь, и воспылал Его гнев, и возгорелся против них огонь Г-спода, и пожрал край лагеря".

– "И стал народ как бы жаловаться на зло в слух Г-спода" – Как уже говорилось выше, народ простоял почти полный год у горы Синай, обжился, завёл огороды и не имел особого желания, чтобы идти на войну и завоёвывать землю кенанейских народов. К тому в первые три дня пути народ практически почти не мог есть мясо, поскольку вечером Храм и лагерь устанавливался, а утром уже надо было идти вперед. А для того, чтобы съесть мясо, скот следовало привести в Храм, там его зарезать, как полную жертву. И только после принесения священослужителями соответствующих процедур, мясо можно было варить. А времени для этого у народа не было. Короче, первые три дня пути выявили первые проблемы существования народа в присутствии Храма Г-спода. Отсюда возникли и жалобы народа на проблемы, связанные с Храмом.

– "и пожрал край лагеря" – Термин "край" характеризует тех из народа, кто особо усердствовал в своих жалобах на тяготы пути.

11.2  "И возопил народ к Моше. И молился Моше Г-споду, и утих огонь.

11.3  И дал имя этому месту Тавайру (Пожар), ибо возгорелся против них огонь Г-спода". 

– "И дал имя этому месту Тавайру (Пожар)" – Имя этому месту дал Моше.

11.4 "И сброд, который среди них, стал выказывать прихоти. И снова, и заплакали также Сыны Исруайля и сказали: Кто накормит нас мясом!"

– "И сброд, который среди них, стал выказывать прихоти" – Как известно, вместе с Сынами Исруайля вышли их многочисленные рабы. Однако ни евреи, ни их рабы не могли есть мясо, которое не прошло полное приношение в Храме. Ну, а поскольку у рабов и так жизнь не сладкая, то требовать от них того, что и от евреев было нельзя.

– "И снова, и заплакали также Сыны Исруайля" – Как видим достаточно было только повода, а причины для жалоб и стенаний всегда найдутся.

– "Кто накормит нас мясом!" – Т.о. главная проблема в пути – это отсутствие мяса, о чём говорилось выше. 

11.5  "Мы помним рыбу, которую ели в Мицраиме даром, кабачки и арбузы, и зелень, и лук, и чеснок". 

– "Мы помним рыбу" – Земля Гошен, где поселил Йосайф Сынов Исруайля, находилась в восточной части Дельты Нила, которая изобиловала рыбой.

– "кабачки и арбузы, и зелень, и лук, и чеснок" – В Мицраиме у Сынов Исруайля были многочисленные огороды, где выращивалась овощи, необходимые для дома. И такие же огороды они завели у горы Синай.

11.6  "А сейчас душа наша высохла, нет ничего, кроме мана, что перед нашими глазами!"

Т.е. главная претензия народа сводилась к тому, что в пути нет мяса, которое по мнению человека подкрепляет силы, хотя это не так. Ибо силы человека подкрепляет хлеб, а не мясо. Мясо – это вожделение человека, и не более того. Тем не менее – это сложившийся стереотип с после Потопных времён. Однако и хлеба, как такового у народа тоже не было, а вместо хлеба был ман. 

11.7  "А ман, как семя кориандра, и на вид он подобен хрусталю". 

Т.о. ман - это достаточно мелкое, сыпучее и твёрдое вещество.

11.8  "Ходил народ и собирал, и мололи на жерновах или толкли в ступе, и варили в котле, и делали из него лепёшки. И был его вкус как вкус масла".

Короче говоря, однообразная пища из мана породила первый бунт в истории Народа Исруайля. 

11.9  "И когда падала роса на лагерь ночью, то ложился на него ман". 

И также сказано во Второй Книге Пятикнижия (Шм 16.13, 14, 19, 21, 22, 25, 31):

16.13  "И было вечером, и налетели перепела, и покрыли лагерь, а утром был слой росы вокруг лагеря. 14. И поднялся слой росы, и вот на поверхности пустыни нечто мелкое без оболочки, мелкое, как иней на земле. … 19. И сказал им Моше: Пусть никто не оставит от этого до утра. … 21. И собирали его каждое утро, каждый, сколько сможет съест. И когда припекало солнце, то он таял. 22. И было, в шестой день они собрали хлеба вдвойне, по два омера на каждого. И пришли все руководители общины и уведомили Моше. … 25. И сказал Моше: Ешьте это сегодня, ибо сегодня Суббота Г-споду. Сегодня не найдете его в поле. … 31. И дал ему дом Исруайля имя "ман". И он, как белое семя кориандровое, и вкус его, как лепешка в меду".

Т.о. народ был вынужден собирать ман каждое утро и готовить себе еду на один день. А в шестой день недели выпадала двойная норма мана, и готовили также еду на Субботу. И вкус его был, "как лепёшка в меду". Однако такая еда каждый день, и отсутствие мяса привели к бунту.

11.10  "И услышал Моше народ, как он плачет по своим семействам, каждый у входа в свой шатер. И очень воспылал гнев Г-спода, и в глазах Моше худо".

– "И услышал Моше народ" – Моше услышал стенания народа по поводу отсутствия мяса и проникся их проблемами.

– "И очень воспылал гнев Г-спода" – Почему? Потому что главным побудительным мотивом народа было желание жить спокойно и не ходить на завоевательную войну. А отсутствие мяса – это лишь повод для волнений. 

– "и в глазах Моше худо" – Потому что плачет народ.

11.11  "И сказал Моше Г-споду: Почему Ты содеял зло рабу Твоему, и почему я не нашёл милости в Твоих глазах, чтобы возложить бремя всего этого народа на меня!"

– "чтобы возложить бремя всего этого народа на меня!" – Моше понимал, что в данной ситуации он несёт прямую ответственность перед народом, как руководитель, не сумевший обеспечить нормальные условия существования народа. Вместе с тем, при первом разговоре с Творцом, когда он пас скот Исро, Моше многократно отказывался брать на себя функции руководителя народа. 

11.12  "Разве я носил в чреве моём весь этот народ, разве я породил его, чтобы Ты сказал мне: Неси его на груди твоей, как кормилица носит сосунка,  на землю, о которой Ты клялся его отцам? 

11.13  Откуда у меня мясо, чтобы дать всему этому народу! Ибо они плачут передо мной, говоря: Дай нам мяса, и мы будем есть".

Это была первая, но далеко не последняя экстремальная ситуация, в которой Моше оказался не на высоте. Ибо требование мяса – это всего лишь человеческое вожделение, а не насущная необходимость. И так же сказано в Пятой Книге Пятикнижия (Дв 12.20):

"Когда расширит Г-сподь, Б-г твой, предел твой, как Он говорил тебе, и ты скажешь: Поел бы я мяса, ибо вожделеет Душа твоя поесть мяса. То, сколько угодно Душе твоей, можешь есть мясо".

11.14  "Не могу я один нести весь этот народ, ибо это слишком тяжело для меня".

В данном случае Моше расписывается в собственной беспомощности, как руководитель народа и как Пророк. 

11.15   если Ты так поступаешь со мною, то лучше убей меня, если я обрел милость в Твоих глазах, чтобы не видеть мне моего бедствия". 

– "И если Ты так поступаешь со мною" – Моше упрекает Творца в том, что Он фактически принудил его взять на себя руководство народом, в то время, как у самого Моше не было ни подобного опыта, ни желания становиться руководителем.

Здесь обращение к Творцу, личное местоимение "Ты" стоит в форме женского рода! И это можно рассматривать, как намёк на то, что "Ты Творец породил меня, Ты и убей меня!"

– "чтобы не видеть мне моего бедствия" – Моше говорит о себе, поскольку он уже побывал в подобной ситуации, когда народ чуть не забил его камнями из-за отсутствия воды в Рэфидиме, как сказано (Шм 17.4):

"И возопил Моше к Г-споду, говоря: Что делать мне с этим народом? Еще немного, они побьют меня камнями".

Тема

11.16  "И сказал Господь Моше: Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Исруайля, о которых знаешь, что они старейшины народа и его начальники. И возьми их к Шатру Свидетельства, и предстанут они там с тобою".

Старейшины в народе были постоянно ещё со времён Мицраима, как сказано (Шм 4.29): "И пошел Моше и Аарон, и собрали они всех старейшин Сынов Исруайля"

Старейшины поднимались с Моше на гору Синай, как сказано (Шм 24.9): "И взошел Моше Аарон, Нудув и Авии, и семьдесят из старейшин Исраэля". 

И старейшины упоминаются при начале работы Храма на 8-ой день 1-го месяца 2-го года (В 9.1): "И было, на восьмой день, призвал Моше Аарона и его сыновей, и старейшин Исруайля". 

Т.е. старейшины принимали самое непосредственное участие в жизни общины Сынов Исруайля. А помимо этого были ещё и руководители колен, и тысячники, и сотники, и пятидесятники, и десятники для решения различных текущих вопросов и проблем. И вся эта административно-бюрократическая система, тем не менее, не смогла предотвратить бунта в народе.

Поэтому потребовалась идеологическая поддержка, потребовались Пророки в народе помимо Моше, Аарона и Мирьям, которые смогли бы удерживать народ в соответствующем идеологическом настрое. И таких Пророков Творец решил сделать из старейшин народа.   

11.17  "И Я сойду, и буду говорить с тобой там, и возьму от духа, который на тебе, и возложу на них. И они будут нести с тобою бремя народа, и не будешь нести ты один".

– "и не будешь нести ты один" – К сожалению, из этого ничего не получилось, как показало дальнейшее развитие истории Народа Исруайля. Почему? Потому что народ, вышедший из Мицраима, имел рабскую психологию, и старейшины народа также имели рабскую психологию. А единственным, кто не имел рабскую психологию, был Моше, который с детских лет рос в доме Паро, а затем был пастухом у Исро, священослужителя Мидъюна. Поэтому в пустыне должно было вырасти новое поколение Сынов Исруайля, чтобы начать завоевание земли кенанейских народов.  

 11.18  "А народу скажи: Приготовьтесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо, так как вы плакали в слух Г-спода, говоря: Кто накормит нас мясом, ибо лучше нам было в Мицраиме. И даст Г-сподь вам мяса, и будете есть". 

– "Кто накормит нас мясом, ибо лучше нам было в Мицраиме" – То, что народ обладал рабской психологией и сокрушался о жизни в рабстве у Паро, в Мицраиме – понятно. Но ведь и Моше также проникся сочувствием к народу и этой проблеме! 

11.19  "Не один день будете есть и не два дня, и не пять дней, и не десять дней, и не двадцать дней. 

11.20  Но целый месяц, пока оно не выйдет из ваших ноздрей и не станет вам противным. Потому что вы отвергли Г-спода, который в вашей среде, и плакали пред Ним, говоря: Для чего это мы вышли из Мицраима!"

После того, как Моше передал эти слова Творца народу, тот должен был бы оставить все свои претензии по поводу мяса и двинуться в путь. Ведь к этому времени в народе уже появилось ещё 70 Пророков из старейшин. Однако новоявленные Пророки не прибавили прозорливости народу.