Иудаизм

38. Корах 5779 г.

20 - 27 Сиван (23 – 29.06.19)

В будущую Субботу читают недельную главу "Корах".

Предыдущая недельная глава заканчивается тем, что говорится о случае с человеком, который нарушил заповеди Субботы, и о заповеди делать венцы (цицис) на полах одежды для памяти всех Заповедей Творца.

В начале нашей недельной главы говорится о восстании под предводительством Кораха против Моше и Аарона, и его последствиях. Затем говорится о восстании всей общины без предводителей против Моше и Аарона, и его последствиях. Далее Творец даёт указания Аарону об ответственности за соблюдение священослужения в Храме, о соблюдении обязательных приношений в Храм, о соблюдении десятины для сынов Лайви и о приношении "трумы" из десятины.

Заканчивается недельная глава следующими фразами (Бм 18.32,32):

 18.31 "И будете есть это на всяком месте, вы и ваш дом. Ибо плата это вам, возмещение за служение ваше при Шатре Свидетельства. 32. И не понесете за это греха, вознося тук его от него, и святынь сынов Исруайля святости не лишите, чтобы не умереть вам".

Тема

16.1 "И взял Корах …, сын Ицура, сына Кеуса, сына Лайви. И Дусун, и Авирум, сыны Элиува, и Он, сын Пелеса, сыны Реивайна. 2. И встали они пред Моше, и также двести пятьдесят человек из сынов Исруайля. Это всё руководители общины, созываемые на собрание, мужи именитые. 3. И собрались они против Моше и против Аарона, и сказали им: Премного для вас! Ибо вся община, все святы, и среди них Г-сподь. И почему вы возноситесь вы над обществом Г-спода? 4. И услышал Моше, и упал на лицо свое. 5. И говорил он Кораху и всей его общине так: Утро наступит, и даст знать Г-сподь, кто есть Его и, кто свят, и его приблизит к Себе. Кого изберет, того приблизит к Себе".

Практически в нашей главе описывается первое в мире социалистическое восстание под лозунгом "Все равны", как сказано выше: "Ибо вся община, все святы, и среди них Г-сподь". Причём вся история этого восстания очень хорошо укладывается в ленинскую теорию о "Революционной ситуации": Верхи не могут управлять по-старому; Низы не хотят жить по-старому; Значительное повышение активности народных масс в условиях кризисной ситуации. 

Итак, попробуем постепенно во всём разобраться. Что же предшествовало той ситуации, о которой говорится в начале нашей главы? В предыдущей главе рассказывалось о том, что разведчики вернулись через 40 дней после осмотра земли кенанейских народов, и десять из двенадцати разведчиков сообщили Моше и всему народу, что у Сынов Исруайля нет ни сил, ни возможностей завоевать эту землю. И плакал народ в ту ночь, ибо говорили, что на погибель в пустыне вывел Творец народ из Мицраима. После этого Творец принял решение, что всё это поколение Сынов Исруайля, исчисленное от 20 лет и старше, будет 40 лет находиться в пустыне, пока не умрёт там. А их дети через 40 лет пойдут завоёвывать землю кенанейских народов. Услышав это постановление Творца, народ передумал и решил выступить на завоевание земли. Моше предупредил народ, что этого делать не следует. Поскольку он сам, колено Лайви и Храм Творца останутся на месте и на войну не выступят. Ибо это противоречит постановлению Творца. Тем не менее, народ выступил на войну против кенаанеев и был жестоко разбит. Вот, что об этом сказано в предыдущей главе (Бм 14.44,45):

14.44 "И дерзнули они взойти на вершину горы, а Ковчег Завета Г-спода и Моше не двинулись с места из стана. 45. И спустились амулайки и кенаани, обитавшие на той горе, и били их, и громили их до полного разгрома".

Т.е. народу стало ясно, что Моше отстранился от него, и по этой причине они были разгромлены. А ещё ранее в среде народа уже возникло движение к смене руководства, как сказано в предыдущей главе (Бм 14,2-4):

14.2 "И роптали на Моше и на Аарона все Сыны Исруайля. И говорили они друг другу, вся община: Не лучше ли было бы нам умереть на земле Мицраима, чем умирать нам в этой пустыне! 3. И для чего Г-сподь ведет нас на эту землю, чтобы пасть нам от меча, а наши жены и наши дети станут добычей врага! Не лучше ли нам возвратиться в Мицраим. 4. И сказали они каждый брату своему: Поставим главу над нами и возвратимся в Мицраим!"

Т.о. кризис "верхов" и кризис "низов" был налицо ещё до разгрома от кенаани. Сейчас, после разгрома "Революционная ситуация" вступила в заключительную стадию – значительное повышение активности народных масс. В этих условиях потребовался новый лидер, новый руководитель народа. И им стал Корах.

Корах был Левитом, и о нём упоминается во Второй книге Пятикнижия, там, где говорится о происхождении Моше и Аарона (Шм 6.16-21):

6.16 "А вот имена сынов Леви по порядку их рождения: Гайршон, и Кеус, и Мeрури. … 17. Сыны Гайршона: Ливни и Шими с их семействами. 18. А сыны KеусаАмрум, и Ицур, и Хеврон, и Изиайль. … 19. А сыны Мерури: Махли и Миши. … 20. И взял Амрум Йохевед, сестру своего отца, себе в жены, и она родила ему Аарона и Моше. … 21. А сыны Ицура: Корах, и Нефег, и Зихри". 

Отсюда видно, что Кеус, второй сын Лайви, был отцом Амрума и Ицура. Амрум был отцом Аарона и Моше. А Ицур был отцом Кораха. Т.о. Моше, Аарон и Корах были двоюродными братьями и примерно одного возраста. А по праву приоритета от сынов Кеуса, Корах шёл сразу же вслед за Моше и Аароном.

Причём левиты, сыны Кеуса, сыны Ицура, сыны Кораха при переходах в пустыне носили только священные предметы Храма, как сказано (Бм 3.27,31):

 3.27 "А от Кеуса семейство Амрума, и семейство Ицура, и семейство Хеврона, и семейство Изиайля. … 31. И порученное им: ковчег и стол, и светильник, и жертвенники, и священные предметы, с помощью которых совершают служение, и завеса, и все необходимое для нее".

Т.о. Корах был третьим по значимости среди сынов Лайви после Моше и Аарона, а его сыновья носили при переходах по пустыне Ковчег Завета.

И когда в среде народа сложилась "Революционная ситуация", то совершенно естественно, что именно Корах взял на себя ответственность за восстание. Поэтому в первой фразе нашей главы сказано: "И взял Корах …, сын Ицура, сына Кеуса, сына Лайви". Однако не сказано, что он "взял". Поскольку это его решение было принципиальной и достаточно серьёзной ошибкой. Ибо за Корахом пошли не только 12 колен Сынов Исруайля, но за ним пошло и колено Лайви. Ведь левиты так же, как и весь народ плакали тогда ночью, что не смогут войти в землю кенанейских народов, как сказано (Бм 14.1):

"И подняла вся община голос свой, и плакал народ в ту ночь".

Следовательно, и на них, на левитов, также распространялось постановление Творца о смерти всего этого поколения в пустыне в течение 40 лет, хотя об этом не сказано прямым текстом в Торе.

Поэтому дальше по тексту нашей главы Моше обращается не только к Кораху, но и ко всему колену Лайви:

16.6  Вот что сделайте: Возьмите себе совки, Корах и все его сообщники. 7. И положите на них огонь, и возложите на них курение пред Г-сподом, завтра. И будет: Муж, которого изберет    Г-сподь, он свят. Премного для вас, сыны Лайви! 8. И сказал Моше Кораху: Слушайте же, сыны Лайви! 9. Разве мало вам, что выделил Б-г Исруайля вас из общины Исруайля, чтобы приблизить вас к Себе, чтобы нести вам служение при Храме Г-спода и стоять пред общиной, служа им? 10. И Он приблизил тебя и всех братьев твоих, сынов Лайви с тобою. А вы требуете также священослужения? 11. Поэтому ты и вся твоя община выступаете против Г-спода! А Аарон, что он, чтобы вам поднимать против него ропот?"

Т.о. мы видим, что Корах претендовал на роль Главного Священнослужителя, но не на роль МошеСледовательно, не он был зачинщиком и главой восстания. Однако поскольку Корах по своему статусу был выше других в колене Лайви и более других был приближен к Храму и к Ковчегу Завета, то именно он взял на себя роль руководителя восстания. Поэтому именно он поставлен во главу угла всей этой истории, как сказано далее в нашей главе.

16.19 "И собрал против них (Моше и Аарона) Корах всю общину к входу в Шатер Свидетельства, и явила себя слава Г-спода всей общине. 20. И говорил Г-сподь Моше и Аарону так: 21. Отделитесь из среды этой общины, и Я истреблю их мгновенно. 22. И пали они на лица свои, и сказали они: Б-же, Б-г Душ всякой плоти! Один человек согрешит, и на всю общину Ты гневаешься?"

Здесь следует сказать несколько слов об имени Корах. Оно образовано из трёх букв Коф, Райш, Хайс. Этот трёхбуквенный корень имеет два значения: Кайраях – Лысый и Керах – Лёд. Т.о., судя по всему, Корах был человеком умным, энергичным, с холодным рассудком, невысокого роста и лысым. И надо сказать, что многие известные в истории мировые лидеры, в чём-то походили на Кораха: Невухаднецер, Наполеон, Ленин, Троцкий, Сталин, Гитлер, Мао Цзэдун, Хрущёв. Короче, Корах, как прирождённый лидер взял на себя ответственность за восстание.

Тем не менее, зачинщиком восстания он не был. Эту роль играли Дусун и Авирум. Почему? Из текста нашей главы мы не слышим, чтобы Корах лично говорил что-либо Моше. Он был во главе группы восставших, и только. Он сумел быстро и организованно собрать всю общину против Моше. Т.е. он хороший организатор и инициативный человек. Однако главные претензии на власть высказали Моше именно Дусун и Авирум, когда Моше послал за ними.

16.12 "И послал Моше призвать Дусуна и Авирума, сынов Элиува. И сказали они: Не пойдем! 13. Мало того, что ты вывел нас из земли, текущей молоком и медом, чтобы умертвить нас в пустыне, но ты еще своевольно властвовать будешь над нами! 14. Не на землю, текущую молоком и медом, ты привел нас, где ты дал бы нам во владение поле и виноградник. Разве глаза этим людям выколешь! Не пойдем!"

И здесь мы видим, что Дусун и Авирум напрямую ставят вопрос о Власти над общиной. А поскольку "Все равны" – "Все Святы", то вопрос о Власти следует решать "Демократическим путём", т.е. решением большинства, к чему, собственно говоря, и пришли восставшие.

И тогда Творец показал всей общине и зачинщикам восстания, в первую очередь, что Демократия или Народовластие и Вера в Творца – две вещи не совместные. Далее в тексте говорится о том, как земля поглотила жилища Кораха, Дусуна и Авирума. Причём сыновья Кораха отошли от него и остались живы, как об этом будет сказано в недельной главе Пинхус (Бм 26.12): "А сыны Кораха не умерли".

Что же касается судьбы зачинщиков восстания, то об этом сказано так (Бм 16.26, 27,32, 33, 35):

16.26 "И говорил он (Моше) общине так: Отойдите же от шатров этих нечестивых людей и не прикасайтесь ни к чему, что есть у них, чтобы не погибнуть за все их грехи. 27. И отступили они (вся община) от жилища Кораха, Дусуна и Авирума со всех сторон, а Дусун и Авирум вышли, встали во весь рост при входе в свои шатры, с их женами, и их сынами, и их младенцами. … 32. И разверзла земля уста свои, и поглотила их и их дома, и всех людей, которые у Кораха, и все достояние. 33. И сошли они и все, им принадлежащее, живыми в могилу, и покрыла их земля, и пропали они из среды общины. …  35. И огонь вышел от Г-спода, и пожрал двести пятьдесят человек, приносивших курение".

Казалось бы, Творец быстро и наглядно решил проблему народовластия. Однако далее сказано (Бм 17.6):

"И возроптали они, вся община сынов Исруайля, на следующий день на Моше и на Аарона, говоря: Вы умертвили народ Г-спода!" 

И отсюда мы видим, что активность народных масс в условиях кризисной ситуации была достаточно высока. Даже оставшись без главарей восстания, народ проявил высокую активность "в поисках правды". Тогда Творец навёл мор на народ, остановить который смог Аарон по указанию Моше. В результате от мора погибло 14700 человек. И только после этого по указанию Творца были взяты от каждого руководителя колена по одному посоху. Затем эти посохи были помещены в Храм, в Святая Святых перед Ковчегом Завета. И далее сказано (Бм 17.23,24,27,28):

17.23 "И было на следующий день, и пришел Моше в Шатер Свидетельства, и вот расцвел посох Аарона от дома Леви. И дал цвет, и образовал завязь, и дал созреть миндалю. 24. И вынес Моше все посохи от Господа ко всем сынам Исруайля, и увидели они, и взяли каждый свой посох. … 27. И сказали сыны Исруайля Моше так: Вот мы погибаем, пропадаем, все мы пропадаем! 28. Всякий приближающийся, кто приблизится к Храму Г-спода, умрет. Неужели всем нам погибнуть?"

Как мы видим, только чудо созревания миндаля на посохе Аарона смогло оказать воздействие на умы народа, значительно большее, чем необычная гибель вождей восстания.

Это далеко не первый случай в Торе и, к сожалению, не последний, когда Творцу пришлось убеждать евреев в том, что Демократия или Народовластие непригодны для управления Народом Творца. Впрочем, это положение верно также и для любых других народов, как об этом свидетельствует история мира от древних времён и до наших дней.

Увы! В наши дни Демократия довела человечество до полного безумия. Однополое существование стало естественной нормой существования в большинстве государств Европы и в США, а к управлению миром пришли потомки Хама, проклятые Праведным Ноахом. И как нормальная реакция на эту пандемию самоуничтожения человечества, ультрарадикальный Ислам, именуемый "Исламским государством", стремительно возник и начал растекаться по миру как сверхтекучая жидкость, уничтожая всё на своём пути.  И это вовсе не "тупик", а Finitala comedia! Увы!

Предыдущая часть текста заканчивалась следующим словами Моше (Бм 16.5):

16.5  "И говорил он (Моше) Кораху и всем его сообщникам так: Утро наступит, и даст знать Г-сподь, кто есть Его и, кто свят, и его приблизит к Себе. Кого изберет, того приблизит к Себе".

Далее в тексте недельной главы сказано:

16.6 "Вот что сделайте: Возьмите себе совки, Корах и все его сообщники. 7. И положите на них огонь, и возложите на них курение пред Г-сподом, завтра. И будет: Муж, которого изберет    Г-сподь, он свят. Полно вам, сыны Леви! 8. И сказал Моше Кораху: Слушайте же, сыны Леви! 9. Мало ли вам, что выделил Б-г Исруайля вас из общины Исруайля для того, чтобы приблизить вас к Себе, чтобы исполнять вам работу при Храме Г-спода, и чтобы стоять вам пред общиной, чтобы служить ей? 10. И Он приблизил тебя и всех твоих братьев, сынов Леви с тобою. А вы домогаетесь также священослужения? 11. Поэтому ты и все твои сообщники — вы выступаете против Г-спода! А Аарон, что он, чтобы вам выдвигать обвинения против него?"

Итак, мы видим, что Моше оказался в критической ситуации, когда буквально вся община, включая колено Леви, восстала против него и против Аарона. И хотя Сыны Исруайля восставали уже не впервые, тем не менее левиты всегда оставались преданны Моше. Однако сейчас во главе левитов стоял Корах, претендовавший на роль Главного Священнослужителя, и это делало сложившуюся ситуацию исключительно опасной. Ибо Моше понимал, что в данных условиях Творец может уничтожить всех поголовно, а новый народ создать из Моше, как Он уже ранее не раз говорил ему об этом. 

Поэтому Моше принял решение выиграть время, чтобы разобщить восставших и попытаться вывести из-под удара колено Леви. Для этого он обратился не ко всей общине, а отдельно к Кораху и его сообщникам: 16.5 "И говорил он Кораху и всем его сообщникам так:"

Кто в данном случае имеется в виду, в качестве сообщников Кораха: "И Дусун и Авирум, сыны Элиува, и Он, сын Пелеса, сыны Реивайна … и также двести пятьдесят человек из сынов Исруайля. Это всё руководители общины, созываемые на собрание, мужи именитые".

Дусун, Авирум и Он были примерно одного с Моше и Аароном возраста и одного поколения. Кроме того, важно отметить, что все трое были из колена Реивайна, которое стояло на Южной стороне Храма. И там же, на Южной стороне Храма стояло семейство Кеуса из колена Лайви, откуда был Корах. А поскольку инициаторами восстания, как уже отмечалось выше, были Дусун, Авирум и Он, то отсюда наши учителя учили, что человек всегда должен очень хорошо присмотреться к соседямПоэтому человеку не следует селиться там, где соседи могут оказаться злодеями.

Итак, Моше назначил на завтра на утро время для решения проблемы "Кто должен руководить общиной", т.е. он на сутки отодвинул решение главного вопроса, чтобы использовать это время. Кроме того, он сразу же определил суть проблемы: Творец будет решать "кто есть, кто", а не "народное вече", не "народовластие": 16.5 "… Утро наступит, и даст знать Г-сподь, кто есть Его и, кто свят, и его приблизит к Себе. Кого изберет, того приблизит к Себе".

И далее Моше предлагает кардинальное решение проблемы выбора "кто есть, кто". Он предлагает использовать для этого совки с курением. Ежедневное курение утром и вечером приносилось в Храме на золотом жертвеннике для курений. Это приношение искупало Б-жественные Души сынов Исруайля. Однако выполнять эту работу мог только Аарон и его сыновья священнослужители, как сказано (Шм 30.7.8):

 30.7 "И воскурит на нем Аарон курение благовонное. Каждое утро, когда поправляют лампады, он будет воскурять его.  8. И когда Аарон устанавливает лампады в межвечерье, он будет воскурять его. Это курение постоянное пред Г-сподом для поколений ваших". 

И об этом же Творец сказал Моше, когда передавал левитов под начало Аарона (Бм 3.10):

"И ты назначь Аарона и его сыновей, чтобы они соблюдали своё священослужение, а приблизившийся посторонний человек умрёт".

Поэтому Моше избрал именно этот способ для определения того, кто должен быть Главным Священнослужителем и, кто должен выполнять работу священослужителей перед Творцом, сказав (Бм 16.6 -7):

16.6 "Вот что сделайте: Возьмите себе совки, Корах и все его сообщники. 7. И положите на них огонь, и возложите на них курение пред Г-сподом, завтра. И будет: муж, которого изберет    Г-сподь, он свят. Полно вам сыны Лайви".

Кроме того, у всей общины ещё было свежа в памяти история с двумя сыновьями Аарона, которые принесли воскурения и чужой огонь перед Творцом и умерли, как сказано (В 10.1,2):

10.1 "И взяли сыны Аарона, Нудув и Авии, каждый свой совок, и положили на них огонь, и возложили на них курение. И принесли они чужой огонь пред Г-сподом, о котором Он им не приказывал. 2. И вышел огонь от Г-спода, и испепелил их, и умерли они пред Г-сподом". 

Т.о. расчёт Моше был совершенно верен. Эта процедура принесения курения перед Творцом должна была всем показать наглядно, кто должен быть Главным Священнослужителем в Храме и, кто должен исполнять священослужение.

16.18 "И взяли они (Корах и сообщники) каждый свой совок, и положили на них огонь, и возложили на них курение, и стали при входе в Шатер Свидетельства, и также Моше и Аарон. 19. И собрал против них Корах всю общину к входу в Шатер Свидетельства, и явила себя слава Г-спода всей общине".

После того, как Моше определил процедуру выявления Главного Священнослужителя, он обратился к Кораху и ко всем левитам, примкнувшим к восстанию (Бм 16.7 – 11):

16.7 "… Полно вам, сыны Леви! 8. И сказал Моше Кораху: Слушайте же, сыны Леви! 9. Мало ли вам, что выделил Б-г Исруайля вас из общины Исруайля для того, чтобы приблизить вас к Себе, чтобы исполнять вам работу при Храме Г-спода, и чтобы стоять вам пред общиной, чтобы служить ей? 10. И Он приблизил тебя и всех твоих братьев, сынов Леви с тобою. А вы домогаетесь также священослужения? 11. Поэтому ты и все твои сообщники — вы выступаете против Г-спода!"

Т.е. Моше очень чётко определил место левитов в среде Сынов Исруайля, ибо только их выделил Творец из всех остальных колен для служения Ему. И только они, колено Лайви, получили особое благословление от Творца для выполнения своей работы при Храме. Ибо не Моше, а Творец определил, кому следует выполнять работу священослужителей в Храме, а кому обслуживать работу Храма. Следовательно, выступление Кораха и левитов с требованием о передачи им функций священослужения – это фактически выступление против Творца.

И надо сказать, что эти слова Моше серьёзно подействовали на левитов. Они отстранились от притязаний Кораха. Более того, сыновья Кораха отстранились и не пошли за своим отцом. Поэтому далее в недельной главе Пинхус, где Творец даёт указание произвести пересчёт всей общины, сказано (Бм 26.10,11):

26.10 "И открыла земля уста свои, и поглотила их и Кораха, во время гибели сообщников, а огонь истребил двести пятьдесят человек, и стали они знамением. 11. А сыны Кораха не умерли". 

И, судя по всему, сам Корах в последний момент осознал всю меру своего проступка, поскольку о последних мгновениях жизни Кораха и его сообщников сказано так (Бм 16.27,32,33):

16.27 "И отступили они (вся община) в сторону от жилищ Кораха, Дусуна и Авирума. А Дусун и Авирум вышли, встали у входа в свои шатры со своими женами и со своими сыновьями, и со своими младенцами. …  32. И открыла земля свои уста, и поглотила их и их дома. И всех людей, которые у Кораха, и все его имущество. 33. И сошли они и все, что у них, живыми в могилу. И покрыла их земля, и пропали они из среды общины".

И отсюда мы видим, что Дусун и Авирум вышли и встали со всеми домочадцами у своих шатров, а Корах не вышел из шатра и не встал у его входа. Т.е. в последний момент он осознал и раскаялся в содеянном, в отличии от злодеев Дусуна и Авирума. Причём вначале их было три человек из колена Реивайна, включая Она сына Пелеса. Однако Он сразу отошёл от восставших после первого же обращения Моше к Кораху и его сообщникам. Поэтому далее после обращения Моше к левитам сказано (Бм 16.12): "И послал Моше призвать Дусуна и Авирума, сынов Элиава". Поскольку на этот момент Она, сына Пелеса с ними уже не было.

16.12 "И послал Моше призвать Дусуна и Авирума, сынов Элиува. И сказали они: Не взойдём!"

– "И послал Моше призвать Дусуна и Авирума, сынов Элиува" – как уже отмечалось выше, именно Дусун и Авирум были зачинщиками восстания против Моше и Аарона. Поэтому Моше, сумев утрясти главную проблему и разобравшись с левитами, решил переговорить с главными зачинщиками восстания и призвал их прийти к нему в Храм.

– "Не взойдём!" – Почему они отвели "Не взойдём" вместо того, чтобы сказать: "Не пойдём"? Потому что речь шла о приходе в Храм, перед входом в который стояла палатка Моше. А приход в Храм, в свою очередь, означал определённый духовный подъём к месту, где постоянно находилось реальное присутствие Творца. Но именно этого они опасались, не будучи до конца уверенными в своей победе. Именно поэтому для них нужен был Корах, который будучи левитом, мог бы заменить Моше в его роли Пророка.

16.13 "Мало того, что ты вывел нас из земли, текущей молоком и медом, чтобы умертвить нас в пустыне, но ты еще своевольно властвовать будешь над нами! 14.  Не на землю, текущую молоком и медом, ты привел нас, где ты дал бы нам во владение поле и виноградник. Разве глаза этим людям выколешь! Не взойдем"!

– "… ты вывел нас из земли, текущей молоком и медом, чтобы умертвить нас в пустыне" – Этот тезис уже не раз и не два выдвигался Сынами Исруайля перед Моше в качестве претензии на то, что именно он вывел народ из Мицраима. И каждый раз жизнь в Мицраиме оценивалась, как вполне приемлемая. А здесь даже сказано в превосходной форме: "земли, текущей молоком и медом". И всё это несмотря на то, что евреи в Мицраиме были государственными рабами и страдали от тяжкого принудительного труда! Т.е. сытная кормёжка даже при рабском труде заставляет человека, имеющего рабскую психологию, полностью быть довольным такой жизнью. В то же время уход пустыню, который по вине разведчиков, обернулся сорокалетним скитанием, и неизбежной смертью всего этого поколения в пустыне по слову Творца, явился трагедией для всех. Поэтому в словах Дусуна и Авирума лежит полное неприятие сложившейся ситуацией, а также полное неприятие Моше и Аарона в качестве руководителей народа. Причём о Творце в их словах не сказано ни слова. Т.е., как бы всё произошедшее случилось исключительно по своеволию Моше.

16.15 "И очень досадно стало Моше, и сказал он Г-споду: Не обращай внимания на их приношение! Ни одного осла от них я не взял и никому из них я не причинил зла". 

– "И очень досадно стало Моше" – Почему? Да потому что всё, что он ни делал, делалось по прямому указанию Творца. Однако об этом никто не вспомнил и во всех бедах обвиняли только его. И в этом проявилась обычная человеческая несправедливость, недостаток веры Сынов Исруайля в Творца и непонимание законов управления этим миром.

– "Не обращай внимания на их приношение!" – Имеется в виду воскурение в совках, которое утром должны были принести Корах и его сообщники перед Г-сподом.

 "Ни одного осла от них я не взял и никому из них я не причинил зла" – И эти слова Моше к Творцу касаются упрёка, приведенного выше (13): "но ты еще своевольно властвовать будешь над нами!" В то же время Моше не вёл себя по отношению к общине, как принято у царей народов, когда царь принимает мзду от подданных и карает их по своей собственной воле.

16.16 "И сказал Моше Кораху: Ты и вся твоя община будьте перед Господом. Ты и они, и Аарон — завтра. 17. И возьмёте каждый свой совок, и возложите на них курение, и принесёте пред Г-сподом каждый свой совок, двести пятьдесят совков. И ты, и Аарон — каждый свой совок". 

И здесь Моше снова обращается к Кораху, как к руководителю восстания, и повторяет сказанное в самом начале (Бм 16.6,7):

16.6 "Вот что сделайте: Возьмите себе совки, Корах и все его сообщники. 7. И положите на них огонь, и возложите на них курение пред Г-сподом, завтра. И будет: Муж, которого изберет    Г-сподь, он свят. Полно вам, сыны Леви!"

Причём в данном случае Моше дважды выделяет Кораха и Аарона вместе: "Ты и они, и Аарон … И ты, и Аарон", поскольку именно Корах претендовал на место Главного священнослужителя в Храме Г-спода.

Далее:

16.18 "И взяли они (Корах и сообщники) каждый свой совок, и положили на них огонь, и возложили на них курение, и стали при входе в Шатер Свидетельства, и также Моше и Аарон. 19. И собрал против них Корах всю общину к входу в Шатер Свидетельства, и явила себя слава Г-спода всей общине".

– "И взяли они (Корах и сообщники) каждый свой совок" – Дело происходило утром следующего дня, второго для восстания.

– "и также Моше и Аарон" – Т.е. Моше и Аарон взяли свои совки, положили на них курение и встали при входе в Шатёр Свидетельства вместе с Корахом и с 250-ю избранными руководителями народа. Причём Дусуна и Авирума среди этих 250-и не было, поскольку они возглавляли восстание в качестве руководителей, как об этом было сказано выше (Бм 16.1,2):1. "… Корах … И Дусун и Авирум … 2. И встали они пред Моше, и также двести пятьдесят человек из сынов Исруайля. Это всё руководители общины, созываемые на собрание, мужи именитые".

– "И собрал против них Корах всю общину к входу в Шатер Свидетельства" – И отсюда мы видим, что основной движущей силой в этом восстании была классическая демократическая идея"Мнение народа и воля народных масс решают историю". Отсюда и все слова руководителей восстания, и отсюда же 250 руководителей, избранных из народа. Именно поэтому Корах собрал всю общину к входу Шатра Свидетельства.

– "и явила себя слава Г-спода всей общине" – В виде облака.

Подтема

16.20 "И говорил Г-сподь Моше и Аарону так: 21.  Отделите (себя или злодеев) из среды этой общины, и Я истреблю их мгновенно. 22.  И пали они на лица свои, и сказали они: Б-же, Б-г Душ всякой плоти! Один человек согрешит, и на всю общину Ты гневаешься?"

– "Отделите (себя или злодеев) из среды этой общины, и Я истреблю их мгновенно" – Первое слово этой фразы говорит об "отделении себя (Моше и Аарона) от этой общины". Однако его можно понять и как "отделение себя (Моше и Аарона) от общины злодеев". И это то, что Моше и Аарон предприняли в сложившейся ситуации, ответив Творцу, что не вся община виновна, а лишь её руководители.

– "Б-же, Б-г Душ всякой плоти!" – Несколько необычное обращение к Творцу. Однако цель такого обращения состояла в том, чтобы обратить внимание Творца на то, что только Ему ведомы помыслы Души всякой плоти. Поэтому Он точно знает, кто истинный виновник данного восстания.  

– "Один человек согрешит, и на всю общину Ты гневаешься?" – Т.о. этими словами Моше и Аарон как бы выделили злодеев, виновников восстания от всей остальной общины.

Подтема

 16.23 "И говорил Г-сподь Моше так: 24 Говори общине так: Отступите со всех сторон от жилища Кораха, Дусуна и Авирума". 

– "Отступите со всех сторон от жилища Кораха, Дусуна и Авирума" – Из предыдущего текста мы видим, что Творец вначале дал Моше и Аарону подсказку о выделении злодеев из общины, а затем принял их слова в защиту общины для практической реализации. Поскольку именно виновники восстания обязаны были понести публичное наказание.

16.25  "И встал Моше, и пошел к Дусуну и Авируму. И пошли вслед за ним старейшины Исруайля".

– "И встал Моше, и пошел к Дусуну и Авируму" – После того, как Творец явился всему народу и сообщил об уничтожении всей общины, весь народ разошёлся по своим шатрам, а в Храме остались лишь 250 избранных из народа. Поэтому Моше пошёл к Дусуну и Авируму.

– "И пошли вслед за ним старейшины Исруайля" – Старейшины Исруайля придерживались нейтральной позиции и пошли за Моше, чтобы увидеть, чем же разрешится конфликтная ситуация.

16.26  "И говорил он (Моше) общине так: Отойдите же от шатров этих нечестивых людей и не прикасайтесь ни к чему, что есть у них, чтобы не погибнуть за все их грехи".

– "этих нечестивых людей" – Моше сразу определил Кораха, Дусуна и Авирума, как злодеев согласно слову Творца. 

– "чтобы не погибнуть за все их грехи" – Ибо они восстали против Творца, и участь их предрешена, и это погибель.

16.27  "И отступили они (вся община) от жилища Кораха, Дусуна и Авирума со всех сторон, а Дусун и Авирум вышли, встали во весь рост при входе в свои шатры, с их женами, и их сынами, и их младенцами".

 – "от жилища Кораха" – И, хотя шатёр Корах находился в лагере Лайви, туда также было сообщено, и левиты отступили от его шатра, а его сыновья отделились от своего отца. Вместе с тем, Корах не вышел из шатра и не встал демонстративно при его входе, что говорить о его раскаянии в содеянном.

– "а Дусун и Авирум вышли, встали во весь рост при входе в свои шатры" – Т.е. они были уверены в своей правоте.

– "с их женами, и их сынами, и их младенцами" – И они были настолько уверены в своей правоте, что встали во весь рост со своими женами, сыновьями и малыми детьми. И это означало, что как бы нет над ними Суда Творца за их мятежные действия.

16.28  "И сказал Моше: Из этого вы узнаете, что Г-сподь послал меня совершить все эти деяния, а не по моему произволу". 

– "а не по моему произволу" – Ибо вожаки восстания выдвинули претензии к Моше и Аарону об узурпации власти (Бм 16.3): " … И почему вы возноситесь вы над обществом Г-спода?" А произошло всё это после того, как Творец определил наказание для Сынов Исруайля, от 20 лет и старше, умереть в течении 40 лет в пустыне за неверие в Творца. И поскольку народу эту тягостную весть передал Моше, то против него и Аарона поднялся бунт.

16.29  "Если смертью всякого человека умрут эти и назначенное всякому человеку постигнет их, то не Г-сподь послал меня".

 – "Если смертью всякого человека умрут эти" – Т.е. естественной смертью.

16.30  "А если новое творение сотворит Г-сподь, и разверзнет земля уста свои, и поглотит их и все, принадлежащее им, и они сойдут живыми в преисподнюю, и вы узнаете, что прогневили эти люди Г-спода".

– "А если новое творение сотворит Г-сподь" – Новая, необычная смерть. 

– "разверзнет земля уста свои, … и они сойдут живыми в преисподнюю" – Чего никогда не бывало ранее. Причём именно они, а не кто-либо иной.

– "что прогневили эти люди Г-спода" – Тогда всем станет ясно, что эти люди злодеи, и они наказаны Творцом.

16.31  "И было, когда он кончил говорить все эти речи, расступилась земля, которая под ними". 

– "которая под ними" – Конкретно под их шатрами, их имуществом и людьми.

16.32  "И разверзла земля уста свои, и поглотила их и их дома, и всех людей, которые у Кораха, и все достояние".

– "и поглотила их и их дома" – Дома и людей Дусуна и Авирума.

– "и всех людей, которые у Кораха, и все достояние" – Несмотря на то, что шатёр Кораха находился в лагере левитов, там также развезлась земля и поглотила всё, что есть у Кораха.

16.33  "И сошли они и все, им принадлежащее, живыми в преисподнюю, и покрыла их земля, и пропали они из среды общины".

– "и покрыла их земля, и пропали они из среды общины" – Т.е. всё произошло не так, как вовремя землетрясения, когда раскрывается трещина в земле и туда падают люди. Здесь земля действительно открыла свои уста, а затем закрыла их, покрыв их землёй.

16.34  "А весь Исруайль, который вокруг них, обратился в бегство от их крика, ибо сказали они: Как бы не поглотила нас земля?"

– "обратился в бегство от их крика" – Ибо крик их был усилен от падения в бездну земли, которая сработала, как раструб громкоговорителя.

16.35  И огонь вышел от Г-спода, и пожрал двести пятьдесят человек, приносивших курение.

– "и пожрал двести пятьдесят человек, приносивших курение" – И это те 250 человек, которые предстали перед Моше в общине Кораха (Бм 16.2): " … и также двести пятьдесят человек из сынов Исруайля. Это всё руководители общины, созываемые на собрание, мужи именитые". Именно им и Кораху Моше сказал взять совки и предстать утром перед Г-сподом (Бм 16.6, 7): 6. "Вот что сделайте: Возьмите себе совки, Корах и все его сообщники. 7. И положите на них огонь, и возложите на них курение перед Г-сподом, завтра. И будет: Муж, которого изберет Г-сподь, он свят. Полно вам, сыны Леви!" Т.о. Творец разрешил этот конфликт по поводу священослужения ещё раз показав, что в вопросе Веры Нет, и Не может быть "демократии".

Подтема

17.1  "И говорил Господь Моше так: 

17.2  Скажи Элузуру, сыну Аарона священослужителя, чтобы он извлек совки из сожженного и выбросил огонь, ибо они освятились". 

– "и выбросил огонь" – На юго-востоке от жертвенника всесожжений находилось место для пепла, убираемого с жертвенника. Туда был выброшен огонь из совков и пепел от сгоревших 250 грешников.

– "ибо они освятились" ­– Совки освятились, поскольку грешников сжёг небесный огонь. Поэтому их можно было использовать только на святые предметы Храма, коим являлся жертвенник всесожжения.

17.3  "Совки этих грешников, согрешивших против своих душ. И пусть сделают из них расплющенные листы для покрытия для жертвенника, поскольку принесли их пред Г-сподом, и они освятились. И будут они знамением для Сынов Исруайля". 

– "согрешивших против своих душ" – Согрешившие против Творца, рассматриваются, как согрешивших против своих Душ, которую каждому даёт Творец.

– "листы для покрытия для жертвенника" – Жертвенник был сделан из дерева шитим (акация) и покрыт медными листами. Данные листы были дополнительным покрытием жертвенника.

– "И будут они знамением для Сынов Исруайля" – Напоминанием для Сынов Исруайля о восстании Кораха.

17.4  "И взял Элузур священослужитель медные совки, которые принесли сожженные, и расплющили их для покрытия жертвенника. 

17.5  Память Сынам Исруайля, чтобы не приступал посторонний человек, который не из потомства Аарона, воскурять курение перед Г-сподом. И чтобы не стал он, как Корах и как его община, как говорил Г-сподь через Моше о нем".

– "как говорил Г-сподь через Моше о нем" – Всё, что говорил Моше о Корахе и его общине, он говорил со слов Творца в Пророчестве.

Тема

17.6 "И на следующий день возроптали они, вся община Сынов Исруайля на Моше и на Аарона, говоря: Вы умертвили народ Г-спода!"

– "И на следующий день" – На следующий день после того, как погибли Корах, Дусун, Авирум и 250 избранных от народа.

– "возроптали они, вся община Сынов Исруайля" – Т.е. даже при отсутствии руководящего ядра восстания народ проявил хорошую организационную основу к бунту. Ибо в народе были руководители колен, тысячники, сотники и т.д. а также старейшины народа. Т.е. "классическая революционная ситуация" по Ленину, как об этом говорилось выше. 

– "Вы умертвили народ Г-спода!" – Т.е. народ во всём обвинил Моше и Аарона, якобы прибегших к колдовским чарам.

17.7  "И было, когда собралась община против Моше и против Аарона, и обратились они к Шатру Свидетельства, и вот покрыло его облако, и явила себя слава Г-спода".

– "и обратились они к Шатру Свидетельства" – Поскольку лагерь Моше и Аарона находился перед входом в на храмовый двор.

17.8  "И пришел Моше и Аарон перед Шатром Свидетельства".

Пришёл, как один человек, чтобы выслушать постановление Творца

Подтема 

17.9  "И говорил Г-сподь Моше так: 

17.10  Удалитесь из среды этой общины, и Я истреблю их мгновенно. И пали они на свои лица". 

– "Удалитесь из среды этой общины" – На иврите сказано не совсем так: Айроми Митох Уайду Азот. Айроми – это Поднимитесь, Возвыситесь. Митох – Из. Уайду – Община конкретная. Азот – Эта. Т.е. Творец предложил Моше и Аарону как бы Подняться из среды общины Сынов Исруайля, прежде чем он её истребит. И это было подсказкой для Моше, что надо было сделать. Ибо в Храме дважды в день священослужители воскуряли курение на золотом жертвеннике для искупления Б-женственных Душ Сынов Исруайля.

17.11  "И сказал Моше Аарону: Возьми совок и положи на него огонь с жертвенника, и положи курение, и иди скорее к общине, и искупи их. Ибо вышла ярость от Г-спода, начался мор. 

17.12  И взял Аарон, как говорил Моше, и побежал в среду общества, и вот начался мор среди народа. И положил он курение, и искупил народ". 

– "И положил он курение, и искупил народ" – Т.е. Аарон сделал в лагере Сынов Исруайля то, что священослужители ежедневно утром и вечером делали в Походном Храме Г-спода.

17.13  "И встал он между мертвыми и между живыми, и прекратился мор. 

17.14  И было умерших от мора четырнадцать тысяч и семьсот, кроме умерших в деле Кораха".

– "четырнадцать тысяч" – Число 14 подразумевает Суд Творца:

14 лет была война четырёх месопотамских царей с пятью сэдомскими (Бр 14.1 10);

14 лет работал Яков у Лувуна за двух своих жён (Бр 31.41);

14 сыновей было у Рухайль (Бр 41.22);

В 14-ом году царя Хизкиюи на евреев пришёл Санхайрив царь Ашира.

– "семьсот" – Число 700 связано с отделённостью или святостью, точно также как числа 7 и 70.    

17.15  "И возвратился Аарон к Моше, ко входу в Шатер Свидетельства. А мор прекратился".

Тема

17.16  "И говорил Г-сподь Моше так: 

17.17  Говори Сынам Исруайля и возьми у них по посоху от отчего дома от всех их руководителей по дому их отцов, двенадцать посохов. Имя каждого напиши на его посохе".

– "двенадцать посохов" – Поскольку у Йосайфа было два колена Эфруим и Менаше.   

17.18  "И имя Аарона напиши на посохе Лайви, ибо один посох от главы дома их отцов".

Поскольку Аарон был руководителем колена Лайви, как сказано выше (Бм 8.18, 19):

8.18  "И Я взял левитов вместо всех первенцев из Сынов Исруайля. 19. И Я передал левитов Аарону и его сыновьям из среды Сынов Исруайля, чтобы работать работу Сынов Исруайля при Шатре Свидетельства и искупить Сынов Исруайля. И не будет мора у Сынов Исруайля от приближения Cынов Исруайля к Святилищу".

17.19  "И положи их в Шатре Свидетельства перед свидетельством, где Я являюсь вам".

Т.е. посохи следовало положить в Святая Святых, где стоял ковчег завета. 

17.20  "И будет, муж которого Я выберу, его посох расцветет. И Я отведу от Себя ропот Сынов Исруайля, который они поднимают на вас".

Как видим все предыдущие меры, чтобы успокоить народ, не возымели действия, поскольку в них принимали участие Моше и Аарон, которых народ обвинил в колдовстве. В данном случае потребовалось такое чудо, к которому Аарон и Моше не имели бы никакого отношения.

17.21  "И говорил Моше Сынам Исруайля, и дали ему все их руководители по посоху от каждого руководителя по дому их отцов, двенадцать посохов, и посох Аарона среди их посохов". 

– "и посох Аарона среди их посохов" – Моше намеренно смешал все посохи, чтобы не давать преимущества кому-либо.

17.22  "И положил Моше посохи пред Господом в Шатре Свидетельства.

17.23  И было на следующий день, и пришел Моше в Шатер Свидетельства, и вот расцвел посох Аарона от дома Лайви. И вышел цветок, и расцвёл, и созрел миндаль".

– "И вышел цветок, и расцвёл, и созрел миндаль" – И всё это произошло за одну ночь. Причём плод на посохе Аарона был именно миндалём. Почему? Миндаль – дерево и плод на иврите читается, как Шукад, и состоит из трёх букв: Шин, Коф и Дулет. А слово Святость на иврите читается, как Кодеш, и состоит из тех же трёх букв: Коф, Дулет и Шин. Т.е. численное значение слова Миндаль и Святость – одинаковое. А кроме того Семисвечник, стоявший в Хаме в общем зале был стилизован под миндальное дерево с распустившимися цветами на нём. Поскольку на миндальном дереве цветы распускаются прямо на створе и на толстых ветках.        

17.24  "И вынес Моше все посохи от Г-спода ко всем Сынам Исруайля, и увидели они, и взяли каждый свой посох". 

Тема

17.25  "И сказал Г-сподь Моше: Возврати посох Аарона перед свидетельством на хранение, чтобы он был знамением для непокорных, чтобы прекратился их ропот на Меня, и не умрут они". 

– "Возврати посох Аарона перед свидетельством" – Т.е. в Святая Святых.

17.26  "И сделал Моше, как повелел Г-сподь Моше, так он сделал".

Тема

17.27  "И сказали Сыны Исруайля Моше так: Вот мы погибаем, пропадаем, все мы пропадаем!

17.28  Всякий приблизившийся к Храму Г-спода, умрет. Неужели всем нам погибнуть?"

Чудо с посохом Аарона оказало существенно большее воздействие на народ, чем необычная гибель руководителей и мор среди Сынов Исруайля. Почему? Потому что землетрясения и развержение земли, или мор среди народа – это естественные явления природы, которые, так или иначе, может вызвать человек колдовством. А вот чтобы в течении одной ночи на одном из 13-и посохов созрел миндаль – такого никогда не было и не будет. И это явное чудо, которое указывает на то, что все действия Сынов Исруайля противоречат Указания Творца! А это уже очень серьёзно. И хотя будущее Сынов Исруайля было уже предопределено на ближайшие 38 лет, тем не менее их ещё следовало прожить и вырастить детей.