Иудаизм

42. Колена (Матос) 5779 г.

18 - 24 Тамуз (21 – 27.17.19)

В будущую Субботу читается недельная глава "Матос (Колена)".

Предыдущая недельная глава заканчивается тем, что Творец даёт Моше указание о порядке принесения жертвоприношений: ежедневных; Субботних; в начале нового месяца; в Праздник Песах и в Праздник Пресных Хлебов; в Праздник Седмиц; в День Трубления; в День Искуплений; в Праздник Шалашей и в Восьмой День Праздника. 

В начале главы Колена даются законы обетов и зароков. Далее говорится о войне Сынов Исруайля против Мидъюна. Затем Моше наделяет колена Рэивайна, Гуда и половину колена Мэнаше, по их просьбе, землёй на Восточном берегу Ярдена и на Голанских высотах.

Недельная глава Колена заканчивается следующим образом (Бм 32.40 – 42):

32.40  "И отдал Моше Гилуд Махиру, сыну Менаше, и он поселился там. 41. И Йуир, сын Менаше пошел и завоевал их селения, и назвал их селениями Йуира. 42. А Новах пошел и завоевал Кэнус с его предместьями, и назвал его Новах по своему имени ".

Тема

30.2  "И говорил Моше главам колен Cынов Исруайля так: Вот то, что заповедал Г-сподь: 3. Мужчина, который даст обет  Г-споду или поклянется положить зарок на свою душу, то не нарушит своего слова. Всё, что вышло из его уст, исполнит".

– "главам колен Cынов Исруайля" – Почему Моше говорил именно главам колен? Потому что следовало подробно объяснить буквально каждому из народа степень важности и ответственности обетов, зароков и клятв. Поэтому главы колен должны были научить тысячников, те сотников, те пятидесятников, те десятников, а последние должны были научить каждый свой десяток законам об обетах. Ибо дать обет можно очень просто, а расторгнуть обет мужчины – невозможно. И наказание за неисполнение обета, зарока или клятвы – иссечение Души из этого мира. Как сказано во Втором Речении Творца с Горы Синай (Шм 20.7):

"Не произноси Имени Г-спода (не клянись им) напрасно, ибо не простит Г-сподь тому, кто произносит Имя Его напрасно". 

30.4 "И, если женщина даст обет Г-споду, и положит зарок в доме своего отца в девичестве своем. 5. И услышит ее отец обет ее и зарок ее, который она положила на свою душу, и промолчит ей отец ее. То состоятся все обеты ее, и всякий зарок, который она положила на душу свою, состоится. 6. А если не допустил ее отец ей это, в тот день, когда услышал это. То все ее обеты и ее зароки, которые она положила на душу свою, не состоятся. И Г-сподь простит ей. Ибо не допустил ее отец ей это. 7. А если она выйдет замуж, и ее обеты на ней или изреченное ее устами, в чём она зарок положила на душу свою. 8. И услышит муж ее в день, когда услышит это, и смолчит ей (в ответ), то состоятся ее обеты, и ее зароки, какие она положила на душу свою, состоятся. 9. А если в день, когда услышит ее муж, запретит ей, то расторгнет её обет, который на ней, и изреченное её устами, чем она положила зарок на свою душу. И Г-сподь простит ей. 10. А обет вдовы и разведённой, всё, о чём она положила душу свою, состоится для нее. 11. И, если в доме мужа своего дала обет или зарок положила на душу свою в клятве. 12. И услышал ее муж, и смолчал ей (в ответ) и не воспрепятствовал ей, то состоятся все ее обеты, и всякий зарок, какой она положила на душу свою, состоится. 13. А если расторгает их её муж в день, когда услышит, то все вышедшее из уст её, что до её обетов и зарока на душу её, не состоится. Муж её расторг их, и Г-сподь простит ей. 14. Всякий обет и всякий зарок клятвенный для сокрушения души муж её может допустить, и муж её может расторгнуть. 15. И если смолчит муж ее ей (в ответ) со дня на день, то допустил он все обеты её, и все зароки её, какие на ней, допустил их, ибо смолчал ей (в ответ) в день, когда услышал. 16. А если он (отец или муж) расторгнет их после того, как услышал это и допустил (на следующий день после того, как услышал), то понесет он ее вину. 17. Это законы, которые заповедал      Г-сподь Моше: между мужем и его женою; между отцом и его дочерью в девичестве ее в доме ее отца".

Из приведенного раздела вытекает следующее:

1  Мужчина(от 20 лет и старше) является полностьюсамостоятельной личностью, отвечающей за свои слова, в том числе и перед Творцом. Поэтому мужчина, дающий обет или берущий зарок на свою душу, обязан выполнить всё, что вышло из его уст. Никто в этом мире не может отменить, сказанного им. В случае невыполнения обета или зарока, он подлежит наказанию Творца вплоть до иссечения Души и смерти. И отсюда следует, что:

 - Процедура "Освобождения от обетов", проводимая в синагоге перед еврейским "Новым Годом" и первая молитва "Все обеты" вечером в начале "Дня Искуплений" – не освобождают мужчину от обетов и зароков;

 - Мужчина должен очень и очень остерегаться в своих разговорах, чтобы ненароком не произнести обет или зарок, и особенно остерегаться пустых разговоров.

2. Девушка или замужняя женщинане является самостоятельной личностью, отвечающей за свои слова, в том числе и перед Творцом. Если её обеты и зарокине слышит её отец или её муж, то её слова ничего не стоят. Если её обеты и зароки слышит её отец или её муж, то они могут отменить их в тот же день, когда слышат. Если отец или муж не отменили их в тот же день, то девушка или замужняя женщина обязана выполнить всё, что вышло из её уст. И далее никто в этом мире не может отменить, сказанного ею. Если отец или муж отменили её обет или зарок на следующий день после того, как услышали, то они понесут вину перед Творцом. Последствия невыполнения обета или зарока для девушки или замужней женщины те же, что и мужчины.

3. Вдова и разведённая женщинав вопросе обетов и зароков несут ответственность перед Творцом подобно мужчине.

Ну, а теперь следует обратиться к первой фразе нашей главы: "И говорил Моше главам колен сынов Исруайля …" Начало данного раздела является исключением из общего правила, когда Моше говорил общие законы и заповеди Творца всей общине. Спрашивается, почему именно здесь Моше обращается только к главам колен?

Человек, разговаривая, казалось бы, не совершает никакого действия и не нарушает законы и заповеди Творца, если не произносит слов хуления, не упоминает имени Творца попусту и не упоминает имен идолов. Вместе с тем, в ходе разговора, человеку свойственно некоторое отвлечение от реальностей бытия и переход в область, более возвышенную и духовную. При этом человек может невольно произнести обет или зарок, которые он не сохранит в своей памяти.  Однако Свидетель его слов - Творец, который судит этот мир, всегда имеется. А это значит, что даже за невольно произнесённые обеты и зароки человеку отвечать придётся в полной мере.

Поэтому мера ответственности каждого человека за свои слова – крайне высока. Следовательно, для того чтобы донести буквально до каждого смысл постановлений Творца об обетах и зароках, Моше вначале изложил их только руководителям колен. Затем они изложили эти положения руководителям тысяч Сынов Исруайля. Руководители тысяч изложили руководителям своих сотен. Руководители сотен – руководителям пяти десятков. Руководители пяти десятков – руководителям десятков. Поскольку именно так были разделены все колена Сынов Исруайля. Т.о. эти важные положения закона Творца были доведены буквально до каждого из 600 000 евреев.

После разрушения Второго Иерусалимского Храма около 1900 лет назад наши учителя, понимая всю серьёзность проблемы обетов и зароков, и ответственности за них, установили процедуру "Освобождения от обетов", которая якобы работает. Вместе с тем это позволяет обратить внимание каждого еврея на важность и опасность непроизвольных обетов и зароков, а также на серьёзную ответственность за пустопорожние разговоры. В некоторых еврейских общинах даже существует традиция, когда человек эпизодически берёт на себя суточный Пост Молчания, чтобы напомнить себе и окружающим, что следует воздерживаться от пустопорожних разговоров.   

Что такое обет? Это клятва, даваемая человеком сделать то-то и то-то на определённых условиях в течение определённого времени. Например, Яков дал следующий обет Творцу после общения с ним во сне (Бр 28.20 - 22):

28.20  "И дал Яков обет, говоря: Если будет Б-г со мною и будет хранить меня на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб для еды и платье для одежды. 21. И я возвращусь с миром в дом отца моего, и будет Г-сподь мне Б-гом. 22. То этот камень, который я поставил памятником, будет Домом Б-га. И от всего, что Ты дашь мне, я отделю десятину Тебе".

Или обет назирейства, описанный в Четвёртой Книге Пятикнижия (Бм 6.1 - 8):

6.1  "И говорил Г-сподь Моше так: 2. Говори сынам Исруайля и скажи им: Если мужчина или женщина даст святой обет посвятить себя в назиры Г-споду. 3. То от вина и спиртного должен отстраниться, уксуса винного и уксуса спиртного не пить, и никакого настоя виноградного не пить, и винограда свежего и сухого не есть. 4. Во все дни своего назирейства ничего, что делается из винной лозы, от зерен до кожуры, он есть не должен. 5. Во все дни обета назирейства своего бритвенный нож не пройдет по его голове. До исполнения дней, на которые он дал обет назирейства Г-споду, святым он будет, свободно будут расти волосы на его голове. 6. Во все дни своего назирейства Г-споду он к умершему не подойдет. 7. Из-за отца своего и матери своей, из-за брата своего и сестры своей, чистоты своей не нарушит из-за них при их смерти, ибо отделённость Б-га его на его голове. 8. Во все дни своего назирейства свят он Г-споду".

Что такое зарок? В нашей главе сказано на иврите буквально следующее: "… или поклянётся клятвою наложить запрет на свою Душу …" Т.о. зарок, это клятвенный запрет, который человек накладывает на себя без ограничения во времени. Например, не есть мяса до конца дней своих, или не разговаривать ни с кем до конца дней своих, или не носить верхней одежды все дни жизни своей, и т.д.

Тема

31.1. "И говорил Г-сподь Моше так: 2. Соверши возмездие за Сынов Исруайля над мидъюнами, затем приобщишься к народу своему".

В предыдущей недельной главе "Пинхус" было сказано (Бм 25.16 – 18):

25.16 "И говорил Г-сподь Моше так: 17. Враждуй с мидъюнами, и поразите их. 18.Ибо они враждебны вам своими кознями, какие строили вам, что до Пэора и что до Кузби, дочери князя Мидъюна, их сестры, убитой в день мора из-за Пэopa". 

Т.о. сказанное Творцом в нашей недельной главе, является лишь продолжением данной фразы, приведенной из предыдущей главы. И здесь возникает серьёзный вопрос: Почему Творец повелел враждовать именно с Мидъюном, а не с Моувом? Ведь ранее было сказано в недельной главе "Булук" (Бм 25.1 – 5):

25.1 "И жил Исруайль в Шитим. И стал народ блудодействовать с дочерями Моува. 2. И звали они народ на жертвенные трапезы своим божествам, и ел народ, и поклонялись они их божествам. 3. И пристал Исруайль к Баал Пэору. И воспылал гнев Г-спода на Исруайль. 4. И сказал Г-сподь Моше: Возьми всех глав народа, поклонявшихся идолу, и повесь их перед Г-сподом против солнца. И отвратится палящий гнев Г-спода от Исруайля. 5. И сказал Моше судьям Исруайля: Убейте каждый своих людей, приставших к Баал Пэору". 

И отсюда мы видим, что именно дочери Моува ввели в блудодейство Сынов Исруайля. А это значит, что именно Моув, должен ответить за разврат и за последующий мор среди Народа Исруайля. Однако в данной ситуации Творец повелел Моше наказать только глав народа, поклонившихся идолу Моува.

И вот тогда в этой критической ситуации в дело вмешался Мидъюн, как сказано далее (Бм 25.6):

"И вот мужчина из Сынов Исруайля пришёл и привел к братьям своим женщину из Мидъюна на глазах у Моше и на глазах у всей общины сынов Исруайля. И они плакали у входа в Шатер Свидетельства". 

Т.е. мидъюне послали на блудодейство Кузби, дочь Цира, одного из пяти князей Мидъюна. Почему? Потому что женой Моше была мидъютянка Ципора, дочь Исро, священнослужителя Мидъюна. И, как будет сказано ниже, этого князя Цира также убили Сыны Исруайля среди всех убитых князей в Мидъюне.

Поэтому мор среди Сынов Исруайля начался только тогда, когда один из руководителей колена Шимона привёл на глазах у всей общины мидъянку, дочь князя Мидъюна, как сказано (Бм 25.14.15):

"А имя мужа из Исруайля, убитого, который был убит с мидъянкой, Зимри, сын Сули, предводитель отчего дома Шимона. А имя убитой женщины, мидъянки, Кузби, дочь Цира. А он глава народов отчего дома в Мидъюне".

И вот тогда, когда из-за действий одного из руководителей колена Шимона начался мор в народе, сказано о Пинхусе (Бм 25.7 – 9):

25.7 "И увидел Пинхус, сын Элузура, сына Аарона священнослужителя, и встал он из среды общины, и взял он копье в свою руку. 8. И вошел он вслед за мужчиной исруайли в шатер, и пронзил обоих, мужчину исруайли и женщину в ее чрево. И прекратился мор у Сынов Исруайля. 9. И было умерших от мора двадцать четыре тысячи".

Следовательно, фактически мор в народе произошёл из-за преступления одного из руководителей колена Шимона с дочерью князя Мидъюн.

Поэтому именно Мидъюн был виновен в том, что начался мор среди Сынов Исруайля. И тогда после исчисления Сынов Исруайля Творец сказал Моше в нашей главе: "Соверши возмездие за Сынов Исруайля над Мидъюном".

В тексте, где в переводе на русский язык говорится: "Соверши возмездие", на иврите сказано буквально Ником Никмас – Мсти Местью. Т.е. война с Мидъюном была местью за содеянное злодейство и за мор в среде народа, начавшийся из-за него.

Моув боялся Народа Исруайля и поэтому по совету пророка Билума послал своих дочерей на блуд, чтобы таким образом установить мир с Сынами Исруайля. А Мидъюн находился в стороне от всех этих событий, но вмешался в них, не имея на это никаких причин. Почему? Потому что Мидъюн считался наиболее умным и уважаемым среди всех местных народов из-за связи Моше с Исро, священнослужителем страны. Именно за то, что Мидъюн вмешался не в своё дело, он и был очень жёстко наказан.

Здесь следует сказать, что это была последняя война под руководством Моше на Восточных землях кенанейских народов за Ярденом. Поэтому далее Творец сказал Моше: "затем приобщишься к народу своему". И Моше не замедлил начать военные действия с Моувом, как сказано далее (Бм 31.3 – 12):

31.3 "И говорил Моше народу так: Пусть снарядятся из вас мужчины в войско, и будут они против Мидъюна, чтобы совершить возмездие Г-спода над Мидъюном. 4. По тысяче из колена от всех колен Исруайля пошлите в войско. 5. И были переданы из тысяч Исруайля по тысяче от колена, двенадцать тысяч снаряженных в войско. 6. И послал их Моше, по тысяче от колена, в войско, их и Пинхуса, сына Элузура священнослужителя, в войско, и предметы священные и трубы для трубления у него в руке". 

В результате исчисления народа, о котором говорится в предыдущей недельной главе, было установлено, что общая численность войска Сынов Исруайля составила 601.730 человек.

Спрашивается, почему же Моше повелел выделить от каждого колена только по 1000 воинов? Причём там, где сказано: "от всех колен Исруайля пошлите в войско", - имеется в виду все 12 колен, кроме колена Лайви. Поскольку колено Лайви занималось только переноской, охраной и обслуживанием Храма Г-спода и ни в каких войнах не участвовало. А причина этого состояла в том, что это была война мщения Г-спода за Сынов Исруайля. И в этом случае Сам Творец воевал за Свой народ, и потери в народе быть не могло. Об этом будет сказано ниже (Бм 31.48, 49):

31.48 "И подошли к Моше руководители, которые над тысячами войска, предводители тысяч и предводители сотен. 49. И сказали они Моше. Слуги твои подняли головы воинов, которые были вверены нам, и не убыло из них никого".

Поэтому 12 тыс. воинов вполне хватило на то, чтобы полностью разбить войска Мидъюна. И в конце нашего отрывка сказано: "и Пинхуса, сына Элузура священнослужителя, в войско, и предметы священные – и трубы для трубления у него в руке". 

Почему на войну был послан именно Пинхус и для чего он был послан?

Пинхус, будучи священнослужителем, вопреки всему сумел остановить мор в народе и получил за это от Творца благословление на себя и на своих потомков быть Главными священнослужителями в Храме Г-спода. Т.е. именно он принял должность Главного священнослужителя в Храме после смерти его отца Элузура.

Во время боевых действий с врагом в войске Сынов Исруайля всегда было два священнослужителя, которые трубили в серебряные трубы, как было сказано ранее (Бм 10.8, 9):

10.8  "И сыновья Аарона, священнослужители, будут трубить в трубы. И это будет для вас законом вечным для ваших поколений. 9. И когда вы пойдете войной на вашей земле против врага, враждующего с вами, то трубите прерывисто в трубы, и будете вспомянуты пред Г-сподом Б-гом вашим, и спасены будете от ваших врагов".

Поэтому с войском против Мидъюн пошли два священнослужителя, хотя в тексте говорится только об одном Пинхусе. Кроме того, в тексте сказано: "и предметы священные – и трубы для трубления у него в руке". И в данном случае "предметы священные" – это и есть две серебряные трубы для трубления во время войны.

Вместе с тем, в Таргуме Йонатана сказано, что Пинхус взял также Урим и Тумим, которые находились в Хошене, судебном нагруднике Элузура, Главного священнослужителя. А у других комментаторов двухтысячелетней давности в качестве "священных предметов" указаны также Ковчег Завета и Золотой Циц (золотая корона), который всегда находился на голове Элузура. Однако всё это легенды, родившиеся на основе практики во времена Судей и Пророков. Однако во времена Моше все эти священные предметы: Урим и Тумим, Хошен, Ковчег Завета и Золотой Циц, - не могли покидать пределов Храма Г-спода.

В истории Народа Исруайля имели место два прецедента, когда Ковчег Завета использовался во время войн, о чём говорится в Первой Книге Шэмиайля. В первом случае шла война с пелиштимлянами, когда были разбит Исруайль. И далее сказано (1 4.3, 4, 10, 11):

 4.3 "И пришел народ в лагерь. И сказали старейшины Исруайля: За что сегодня поразил нас Г-сподь пред пелиштимлянами? Возьмем же к себе из Шило Ковчег Завета Г-спода, и войдет он в среду нашу, и спасет нас от руки врагов наших. 4. И народ послал в Шило, и принесли оттуда Ковчег Завета Г-спода Ц-ваота, обитающего над кэривами. А там при Ковчеге Б-га два сына Айли: Хуфни и Пинхус. …   10. И сразились пелиштимляне, и поражены были исруайльтяне, и разбежались, каждый в шатры свои. И было поражение весьма великое, и пало из исруайльтян тридцать тысяч пеших. 11. И Ковчег Б-га был захвачен, и оба сына Айли, Хуфни и Пинхус, умерли".

И отсюда мы видим, что самоуправство старейшин Исруайля привело к беде, и ковчег Завета был захвачен врагами.

Во втором случае, когда царь Шуиль воевал с пелиштимлянами, то он велел принести Ковчег Завета в войско (1 14.18, 19):

14.18 "И сказал Шуиль Ахии: Принеси ковчег Б-га, ибо был ковчег Б-га в тот день там при Сынах Исруайля. 19. И было, когда Шуиль говорил со священником, смятение, которое было в стане пелиштимском, все увеличивалось".

На этот раз всё обошлось без потерь, однако и в этом случае имело место самоуправство царя Шуиля, за что впоследствии он и поплатился. 

А также Хошен и Золотой Циц во времена Судей и Пророков использовались не по своему прямому назначению вне пределов Храма Г-спода. Тем не менее, во времена Моше подобных нарушений не было, поскольку он очень строго соблюдал заповеди Творца. 

31.7  "И ополчились они на Мидъюна, как повелел Г-сподь Моше, и убили они всех мужского пола. 8. И вместе с их павшими воинами они убили царей Мидъюна: Эви, и Рекема, и Цира, и Хира, и Реву, — пять царей Мидъюна. И Билума, сына Бэора, они убили мечом".

Здесь приведены все пять убитых царей Мидъюна по двум причинам. Во-первых, число пять является Хорошим в Торе. Тем не менее, это не помогло царям Мидъюна, и они были убиты. А, во-вторых, среди пяти царей Мидъюна упомянут царь Цира, дочь которого была послана на блуд в лагерь Сынов Исруайля, и была убита Пинхусом, как сказано (Бм 25.15):

"А имя убитой женщины, мидъянки, Кузби, дочь Цира. А он глава народов отчего дома в Мидъюне".

В конце нашего отрывка сказано: "И Билума, сына Бэора, они убили мечом". И здесь возникает два вопроса: За что убили Билума? И где убили Билума?

Ответ на первый вопрос дал Моше в нашей недельной главе несколько ниже, говоря о пленённых женщинах Мидъюна ( Бм 31.14 - 16): 

 31.14 "И разгневался Моше на руководителей войска, на предводителей тысяч и на предводителей сотен, возвратившихся из военного похода. 15. И сказал им Моше: Вы оставили в живых всех женщин?! 16. Ведь они по слову Билума были для Сынов Исруайля побуждением к измене Г-споду ради Пэора, и был мор в общине Г-спода!"

Т.е. именно пророк Билум перед своим уходом от царя Булука посоветовал ему послать женщин налаживать мирные отношения с Сынами Исруайля. Однако мор начался только тогда, когда один из руководителей колена Шимона привел в лагерь дочь одного из царей Мидъюна.

Ответ на вопрос о том, где убили пророка Билума, не достаточно ясен. Поскольку после общения с царём Булуком он ушёл к себе на родину в Месопотамию. У комментаторов двухтысячелетней давности есть мнение, что, узнав о море среди Сынов Исруайля, Билум вернулся к царю Моува, чтобы получить вознаграждение за свой совет, где и был убит. Однако подобная версия крайне сомнительна, поскольку даже гибель 24 тыс. евреев от мора никоим образом не решала проблемы царя Моува, чтобы победить в войне Сынов Исруайля. Следовательно, Булук никак не мог выплатить Билуму вознаграждение за мор у Сынов Исруайля.

Наиболее вероятным является иной вариант. Моше было известно, что виновником блуда с женщинами Моува был именно Билум. Поэтому по указанию Моше на уничтожение пророка Билума была отправлена отдельная группа в Месопотамию на его родину. И там его убили мечом прямо на дому.

Спрашивается, почему, говоря о смерти Билума, Тора упоминает именно меч: "И Билума, сына Бэора, они убили мечом?" Поскольку Билум был убит в одиночку, то в отличие от всех мидъян и их царей, которые погибли во время военных действий, метод его убийства мог быть любым: побиение камнями, повешение, сожжение. Однако там, в Мидъюне, мщение Творца осуществлялось именно мечом, как во время любых военных действий. Поэтому и здесь у Билума на дому в качестве средства для его убийства был взят именно меч. И это же средство впоследствии использовал пророк Шэмиайль, убивший царя Агага, как сказано (1 15.32,33):

15.32 "И сказал Шэмиайль: Приведите ко мне Агага, царя Амулайка. И подошел к нему Агаг в оковах. И сказал Агаг: Пришла ко мне горечь смерти. 33. И сказал Шэмиайль: Как меч твой лишал жен детей, так мать твоя среди жен лишится сына. И рассек Шэмиайль Агага перед Г-сподом в Гилгале". 

31.9  "И взяли в плен Сыны Исруайля жен Мидъюна и их детей. И весь их скот, и все их достояние, и всё их богатство стало добычей. 10. А все их города на своих местах и все их военные лагеря были сожжены огнем. 11. И взяли они всю добычу и все захваченное из людей и из скота. 12. И доставили они к Моше и к Элузуру священослужителю, и к общине Сынов Исруайля пленных и захваченное, и добычу в лагерь в степях Моува, что на берегу Ярдайна против Ирайхо". 

В связи с тем, что далее возникла проблема, связанная с пленными женщинами Мидъюна, следует понять, что подразумевает возмездие, о котором Творец сказал Моше (Бм 31.2): "Соверши возмездие за Сынов Исруайля над мидъюнами". Подобный прецедент имел место во времена Якова, когда сын главы Шхема изнасиловал Дину, дочь Якова. О том, как сыновья Якова отомстили жителям Шхема, сказано так (Бр 34.25 – 29):

  34.25 "И было на третий день, когда они были больны, и взяли два сына Якова, Шимон и Лайви, братья Дину, каждый свой меч, и пришли они в город уверенно, и убили весь мужской пол. 26. И Хамора, и Шхема, его сына, убили мечом. И взяли они Дину из дома Шхема и ушли. 27. Сыновья Якова пришли к павшим, и захватили они добычу в городе, потому что осквернили их сестру. 28. Их мелкий и крупный скот, и их ослов, и то, что в городе, и то, что в поле, они забрали. 29. И всё их достояние, и всех их детей и их жен взяли в плен, и захватили они добычу, и всё, что в доме".

Т.о. после войны в Мидъюне Сыны Исруайля совершили тоже самое. Правда вдобавок они ещё сожгли все города и все военные лагеря противника. Следовательно, последующее требование Моше об убийстве всех захваченных женщин, было исключительно связано с особыми причинами, вызвавшими мор в Народе Исруайля.

Подтема

31.13 "И вышли Моше и Элузур священнослужитель, и все предводители общины навстречу им за пределы лагеря".

Почему руководители общины вышли за пределы лагеря навстречу войску, вернувшемуся с успешной войны? По двум причинам. Во-первых, все воины были ритуально нечисты от мертвых, убитых во время войны, и не могли находиться внутри лагеря, поскольку требовалось семидневное очищение пеплом красной коровы от ритуальной нечистоты мёртвого тела. А, во-вторых, потому, что в лагере стало известно о захваченной добыче из скота и из людей. И здесь имела место криминальная ситуация, о которой Моше говорит ниже.

31.14 "И разгневался Моше на руководителей войска, на предводителей тысяч и на предводителей сотен, возвратившихся из военного похода. 15. И сказал им Моше: Вы оставили в живых всех женщин?! 16. Ведь они по слову Билума были для Сынов Исруайля побуждением к измене Г-споду ради Пэора, и был мор в общине Г-спода!"

Собственно, война с Мидъюном – это была война-возмездие, как сказано выше (31.3):

31.3  "И говорил Моше народу так: Пусть снарядятся  из вас мужчины в войско, и будут они против Мидъюна, чтобы совершить возмездие Г-спода над Мидъюном".

Поэтому в данной войне не могло быть пленных мужчин, как сказано (31.7):

31.7  "И ополчились они на Мидъюна, как повелел Г-сподь Моше, и убили они всех мужского пола".

В войне с кенанейкими народами Сихоном и Огом воины Исруайля убивали всех поголовно: мужчин, женщин и детей. Ибо таково было указание Творца.

Однако Моув и Мидъюн не были из кенанейских народов. Моув происходил от Лота, племянника Авруума, а Мидъюн вообще происходил от сына Авруума от египетской наложницы. Тем не менее, сейчас, когда именно женщины Мидъюна и Моува явились побудительной причиной к самому большому мору среди Сынов Исруайля за все 40 лет в пустыне, решение брать в плен женщин и детей Мидъюна было явно ошибочным.

Причём, там, где выше говорилось о пророке Билуме, мы ничего не слышали о женщинах. И пророк как-бы ушёл домой не солоно-хлебавши, так и не оказав помощь царю Булуку, просившему его проклясть Сынов Исруайля. Тем не менее, здесь говорится о том, что именно пророк Билум дал мудрый совет Булуку: "Победить Народ Исруайля в войне нельзя, поскольку он благословен Творцом. И по этой же причине его нельзя проклясть. Однако его можно сильно подсократить и ослабить на пути "мирного сосуществования" с неевреями, и, особенно, с нееврейскими женщинами". Именно этим-то советом и воспользовался Булук, послав своих женщин с Сынам Исруайля и обратившись также за помощью к Мидъюну. Ибо было хорошо известно, что женой Моше была дочь мидъюнского священнослужителя Исро.

Вот почему в глазах Моше пленение мидъянских женщин было явным криминалом.

31.17 "И ныне, убейте всех мужского пола среди детей, и всякую женщину, которая знала мужчину от возлежания с ним, убейте. 18. А всех детей женского пола, какие не знали возлежания мужского, оставьте в живых для вас". 

Спрашивается, почему надо убивать пленных детей мужского пола? Потому что это особая война, война-возмездие Г-спода, и не должно остаться даже памяти об этом народе, т.е. не должно остаться мужчин вообще.

Что же касается рабов женского пола, то оставить в живых следовало только девственниц. Ну, а наличие девственности достаточно просто определяется визуально, что и было сделано.

31.19 "А вы находитесь за пределами лагеря семь дней. Всякий, убивший душу, и всякий, коснувшийся павшего, очистите себя в третий день и в седьмой день, вы и ваши пленники. 20. И всякое платье, и всякий предмет кожаный, и всякое изделие из козьей шерсти, и всякий деревянный предмет очистите". 

Процесс очищения человека от ритуальной нечистоты мёртвого тела пеплом красной коровы подробно описан в недельной главе Хикас (Бм 19.11 – 13; 16 - 20):

19.11  "Коснувшийся мертвого, всякой души человека, нечист будет семь дней. 12.  Он очистится этим в третий день и в седьмой день, и будет чист. А если не очистится в третий день и в седьмой день, то не будет чист. 13. Всякий, коснувшийся мертвого, души человека, который умер, и он не очистился, то в Храм Г-спода нечистоту принёс. И искоренится эта Душа из Исруайля. Ибо водою очистительной он не был окроплен, нечист он, еще нечистота его на нем. … 16. И всякий, кто коснется в поле убитого мечом или умершего, или кости человеческой, или могилы, нечист будет семь дней. 17. И возьмёт для нечистого от пепла сожженной очистительной жертвы, и выльет на него живой воды в сосуд. 18.  И возьмёт иссоп, и обмакнёт его в воду человек чистый, и окропит он шатер и все сосуды, и на все души, которые были там, и на человека, коснувшегося кости или убитого, или умершего, или коснувшегося могилы. 19. И окропит чистый нечистого в третий день и в седьмой день. И очистит его в седьмой день. И вымоет он одежды свои, и омоет себя водой, и будет чист вечером. 20. А тот, кто нечист будет и не очистит себя, то искоренится эта душа из среды общины, ибо в Святилище Господа нечистоту он привнес, водою очистительной его не кропили, нечист он". 

Это описание процедуры очищения от ритуальной нечистоты мёртвого тела для человека. И аналогичная процедура применяется для очищения предметов из ткани кожи, шерсти и дерева, на которых имеется ритуальная нечистота мёртвого тела.

Подтема

31.21 "И сказал Элузур священнослужитель воинам, ходившим на войну. Вот закон Учения, который заповедал Г-сподь Моше. 22. Только золото и серебро, медь, железо, олово и свинец. 23. Все, что проходит через огонь, проведите через огонь, и будет чистым. Только водой очистительной будет очищено. А все, что не проходит через огонь, проведите через воду. 24. И вымойте ваши одежды в седьмой день, и чисты будете. А затем войдете в лагерь".

Почему здесь именно Элузур, сын Аарона, главный священнослужитель в Храме Творца, излагает закон Творца об очищении от ритуальной нечистоты мёртвого тела для предметов, изготовленных из металлов?

Большую часть законов для Сынов Исруайля Творец поручил изложить Моше.  Вместе с тем, ряд законов Творец поручил Моше и Аарону изложить для Сынов Исруайля, как сказано (В 11.1, 2; 15.1, 2):

11.1  "И говорил Г-сподь Моше и Аарону, сказав им: 2. Говорите сынам Исруайля так: Вот живое, которое вы можете есть, из всего скота, что на земле".

15.1  "И говорил Господь Моше и Аарону так: 2. Говорите Сынам Исруайля и скажите им: Всякий муж, если будет иметь истечение из плоти его, то его истечение нечисто". 

Сейчас, после смерти Аарона его место в Храме занял его сын Элузур, став главным священослужителем. Поэтому Творец поручил Моше, чтобы именно Элузур в качестве главного священнослужителя изложил этот закон Сынам Исруайля так, как это ранее делал его отец Аарон.

Что касается металлических предметов, то все эти предметы могли находиться в домах убитых, драгоценности могли быть надеты на убитых или могли касаться убитых. Поэтому все эти предметы следовало вначале провести через огонь, а лишь затем очищать в течении семи дней очистительной водой с пеплом красной коровы.

Подтема

31.25  "И сказал Г-сподь Моше так: 26. Определи число взятого в плен из людей и из скота, ты и Элузур священнослужитель и главы отчих домов общины".

– "ты и Элузур священнослужитель и главы отчих домов общины" – Т.е. определение добычи поручалось комиссии из высших руководителей общины, а не одному человеку.

31.27  "И пополам раздели добытое между воинами, ходившими с войском, и между всей общиной". 

– "И пополам раздели добытое" – Т.е. в разделе добычи уравнивается доля ходивших на войну и доля охранявших лагерь, жён и детей.

31.28  "И возьми дань Г-споду от воинов, ходивших с войском, одного из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов, и из мелкого скота".

– "И возьми дань Г-споду от воинов, ходивших с войском" – Дань Г-споду – эта часть скота идёт для приношения на жертвенник всесожжения (крупный и мелкий скот) и для нужд священнослужителей (люди и ослы).

– "одного из пятисот" – Один из 500 – это 0.5% от общего числа той половины, которая передана воинам. Число 5 является наиболее хорошим в Торе, поскольку все существа, созданные Творцом в Пятый День Творения в мировом океане, остались живы во время Потопа, ибо не извратили своей сущности. А все живые существа, созданные Творцом в Шестой День Творения – погибли во время Потопа. Поэтому дань Г-споду – один из 500, а дань колену Леви – один из 50.

 31.29  "Из их половины возьмите, и передашь Элузуру священнослужителю возношение Г-споду".

– "Из их половины возьмите" – Т.е. отделение дани Г-споду 0.5% от общего числа той половины, которая передана воинам, возлагалось на приведенную выше комиссию.

– "и передашь Элузуру" – Элузуру, как Главному Священнослужителю в Храме Г-спода.

 31.30  "А из половины Сынов Исраэля возьми одного из пятидесяти, от людей, от крупного скота, от ослов и от мелкого скота, от всякого скота, и передай их левитам, несущим службу при Храме Г-спода".

– "возьми … и передай их левитам" – И эта работа поручалась лично Моше.

– "одного из пятидесяти" – Один из 50 – это 2% от общего числа той половины, которая передана Сынам Исруайля.

– "и передай их левитам" – Эта часть налога на добычу шла на нужды колена Леви, несущего службу при Храме Г-спода.

31.31  "И сделал Моше и Элузур священнослужитель, как повелел Г-сподь Моше". 

– "И сделал Моше и Элузур" – Из выражения в единственном числе "и сделал" следует, что Моше и Элузур несли равную ответственность за проведенные исчисления и разделение добычи, как Руководитель общины и как Главный священнослужитель в Храме Г-спода. 

31.32  "И было добытого, кроме захваченного, что захватил народ войска, мелкого скота шестьсот тысяч и семьдесят тысяч и пять тысяч". 

– "кроме захваченного, что захватил народ войска" – Т.е. каждый воин мог захватывать добычу для себя, и эта добыча не включалась в общее число захваченного.

– "мелкого скота" – Итого 675000.

31.33  "И крупного скота две и семьдесят тысяч".

Итого 72000.

31.34  "И ослов одна и шестьдесят тысяч".

Итого 61000.

31.35 "И душ человеческих из женщин, не знавших возлежания мужского, всех душ две и тридцать тысяч.

Итого 32000.

31.36  "И была половина, доля ходивших с войском, число мелкого скота, триста тысяч и тридцать тысяч, и семь тысяч, и пятьсот".

Итого 337500. 

31.37  "И была дань Г-споду из мелкого скота шестьсот пять и семьдесят".

Итого 675. 

31.38  "А крупного скота шесть и тридцать тысяч. И дань от них Г-споду два и семьдесят".

Итого 36000, и дань Г-споду – 72. 

31.39  "И ослов тридцать тысяч и пятьсот. И дань от них Г-споду и шестьдесят".

Итого 30500, и дань Г-споду – 61. 

31.40  "И душ человеческих шестнадцать тысяч. И дань от них Г-споду две и тридцать душ".

Итого 16000, и дань Г-споду – 32. 

31.41  "И передал Моше дань, возношение Г-споду Элузуру священнослужителю, как повелел Г-сподь Моше. 42. А из половины Сынов Исруайля, которую разделил Моше, от добытого воинами". 

31.43  "И была половина общины из мелкого скота триста тысяч и тридцать тысяч, семь тысяч и пятьсот".

Итого 337500. И доля колена Леви составила 6750.

31.44  "А крупного скота шесть и тридцать тысяч".

Итого 36000. И доля колена Леви составила 720.

31.45  "А ослов тридцать тысяч и пятьсот".

Итого 30500. И доля колена Леви составила 610.

31.46  "А душ человеческих шестнадцать тысяч".

Итого 16000.  И доля колена Леви составила 320.

31.47  "И взял Моше из половины Сынов Исруайля одного из пятидесяти, от людей и от скота, и передал их левитам, несущим службу при Храме Г-спода, как повелел Г-сподь Моше".

– "одного из пятидесяти" – Дань Г-споду составляла 1/2 %, а доля колена Леви составляла 2%, в 10 раз больше.   

31.48  "И подошли к Моше начальники, которые над тысячами войска, предводители тысяч и предводители сотен".

При последнем исчислении на берегу Ярдена, которое провели Моше и Элузур, было (Бм 26.51): "Вот исчисленные из Сынов Исруайля: шестьсот тысяч и одна тысяча, семьсот и тридцать.". Т.о. к Моше подошли 6618 человек – предводители тысяч и сотен.

31.49  "И сказали они Моше. Рабы твои сосчитали воинов, которые вверены нам, и не убыло из них никого. 

31.50  И мы приносим в жертву Г-споду, каждый, что нашел из золотых вещей: браслеты, запястья, кольца, серьги подвески, для того, чтобы искупить наши Души перед Г-сподом. 

31.51  И взял Моше и Элузур священослужитель золото у них, все изделия. 

31.52  И было всего золота возношения, какое вознесли Г-споду, шестнадцать тысяч семьсот и пятьдесят шекелей от предводителей тысяч и от предводителей сотен". 

Всего золота было 16750 шекелей от 6618 предводителей. Итого по 2.53 шекеля золота возношений от каждого предводителя. Следует напомнить, что в начале строительства Храма Г-спода каждый мужчина обязан был сдать по 0.5 шекеля серебра. А на выкуп первенцев при первом исчислении у горы Синай положено было внести по 5 шекелей серебра. Т.о. сумма в 2.53 шекеля золота была вовсе не обременительной для каждого предводителя войска.

31.53  "Воины же захватили каждый для себя. 

31.54  И взял Моше и Элузур священослужитель золото у предводителей тысяч и сотен, и принесли его в Шатер Свидетельства в память Сынам Исруайля перед Г-сподом".

– "в память Сынам Исруайля перед Г-сподом" – В память о блудодействе Сынов Исруайля с женщинами Моува. В память о коварстве руководителей Мидъюна. В память о блудодействе начальника дома Шимона. В память о том, что во время мора умерло 24000 Сынов Исруайля.

Тема

32.1  "И множество скота было у сынов Рэивайна, и у сынов Гуда чрезвычайно много. И увидели они землю Язайра и землю Гилуда, и вот это место, место для скота".

– "И множество скота было у сынов Рэивайна и у сынов Гуда" – Не совсем обычное начало подразумевает и не совсем обычный конец. На первом месте поставлено материальное благосостояние, не дети и не духовность. Эти колена получили землю за Ярдайном. Однако именно эти два колена были первыми уведены в рабство арамейцами примерно через 750 лет, и сгинули. В течении ближайших 100 лет в общей сложности десять колен были уведены в рабство арамейцами, и сгинули. А ещё примерно через 50 лет был разрушен Первый Иерусалимский Храм Г-спода, и колена Ииды и Бинъюмина были уведены в рабство в Вавилон.

Кстати, зачинщиками в руководстве во время восстания Кораха были Дусун и Авирум из колена Рэивайна. Вот что они тогда сказали (Бм 16.12 - 14):

16.12  "И послал Моше призвать Дусуна и Авирума, сынов Элиува. И сказали они: Не пойдем! 13. Мало того, что ты вывел нас из земли, текущей молоком и медом (Мицраим – дом рабства!!!), чтобы умертвить нас в пустыне, но ты еще своевольно властвовать будешь над нами! 14. Не на землю, текущую молоком и медом, ты привел нас, где ты дал бы нам во владение поле и виноградник. Разве глаза этим людям выколешь! Не пойдем!"

Сыны Рэивайна, Шимона и Гуда стояли одним лагерем на Южной стороне Храма, и двигались по пустыне одним лагерем, и участвовали в войнах одним лагерем.

А из-за блуда одного из руководителей колена Шимона с мидъянкой произошёл последний самый большой мор среди Сынов Исруайля. И в итоге колено Шимона сократилось по сравнению с первым подсчётом у горы Синай более чем на 37 тыс. человек.

Недаром наши учителя говорили, что всегда следует отдаляться от плохого соседства. А в утренней молитве еврея сразу после утренних благословлений говорится:

"И спаси меня сегодня и каждый день от … плохого человека, от плохого товарища, от плохого соседа, от плохого глаза, от плохого языка … (а у сефардов также сказано "от плохой женщины").     

32.2  "И пришли сыны Гуда и сыны Рэивайна, и сказали Моше и Элузуру священнослужителю, и предводителям общины так:"

– "И пришли сыны Гуда и сыны Рэивайна" ­– Почему здесь сыны Гуда выступают на первом месте, хотя Рэивайн – первенец и руководитель лагеря трёх колен: Рэивайна, Шимона и Гуда? Потому что сказано выше (32.1): "… и у сынов Гуда чрезвычайно много". Т.е. у сынов Гуда скота было больше, чем у сынов Рэивайна! Сыны Гуда были более богатыми, поэтому они и выступили первыми.

32.3  "Атурот и Дивон, и Язайр, и Нимру, и Хешбон, и Элъулай, и Сэвум, и Нэво, и Бэoн".

Все эти земли ранее принадлежали эморейским царям Сихону и Огу, разгромленным Сынами Исруайля под руководством Моше. 

32.4  "Земля, которую поразил Г-сподь перед общиной Исруайля, это земля для скота, а у рабов твоих скот".

– "а у рабов твоих скот" – Скот выступил на первое место.

Подтема

32.5  "И сказали они: Если мы обрели милость в твоих глазах, то пусть будет дана эта земля твоим рабам во владение. Не переводи нас через Ярдайн". 

– "Не переводи нас через Ярдайн" – На Восточном берегу Ярдайна Сыны Исруайля завоевали очень обширные земли, лишь немного уступающие территории земель, которые требовалось завоевать на Западном берегу Ярдайна и до моря. И к тому же все кенанейские народы на Восточном берегу Ярдайна были уничтожены. Так что в соседстве оставались только народы Амона, Моува и Эдома, которые, так или иначе были родственны к Сынам Исруайля.

32.6  "И сказал Моше сынам Гада и сынам Рэивайна: Ваши братья пойдут на войну, а вы будете сидеть здесь? 

32.7  И для чего вы отвращаете сердце Сынов Исруайля от перехода на землю, которую дал им Г-сподь? 

32.8  Так поступили ваши отцы, когда я послал их из Кудайш Барнайа, чтобы осмотреть землю. 

32.9  И взошли они до долины Эшколь, и осмотрели землю, и отвратили сердце Сынов Исруайля, чтобы не идти на землю, которую дал им Г-сподь. 

32.10  И воспылал гнев Г-спода в тот день. И Он поклялся, говоря: 

32.11 Не увидят эти люди, вышедшие из Мицраима, от двадцатилетнего возраста и старше, землю, которую Я клялся дать Аврууму, Ицхуку и Якову, ибо они не последовали за Мной.

32.12  Кроме Кулайва сына Ифине Кэнизи и Иошиа сына Нина, ибо они последовали за Г-сподом.

32.13  И воспылал гнев Г-спода на Исруайля. И водил Он их в пустыне сорок лет, до тех пор, пока не умерло всё поколение, сотворившее зло в глазах Г-спода.

32.14  И вот вы встали вместо ваших отцов, порождение грешных людей, чтобы прибавить еще к ярости гнева Г-спода на Исруайль!

32.15  Ибо если вы отвратитесь от следования за Ним, то Он прибавит ещё, чтобы оставить народ в пустыне, и вы погубите весь этот народ".

Подтема

32.16  "И предложили они ему, и сказали: Овечьи загоны построим мы здесь для нашего скота и города для детей наших".

– "Овечьи загоны построим мы здесь для нашего скота" – Овечьи загоны они поставили на первое место, а детей на второе. И это классический сюжет на все времена. Человек, заботящийся о достоянии и богатстве в первую очередь, не преуспеет в этой жизни перед Творцом, и дети его не преуспеют, и не будут счастливы.

И когда Моше услышал это предложение сынов Гуда и Рэивайна, то он согласился с ними, но поправил (Бм 32.24): "Стройте себе города для ваших детей и загоны для ваших овец. И то, что вышло из ваших уст, исполните". 

32.17  "И мы снарядимся немедля и пойдём перед Сынами Исруайля, пока не приведем их на их место. А наши дети останутся в укрепленных городах под защитой от обитателей земли. 

32.18  Не вернёмся мы к нашим домам, пока не вступят Сыны Исруайля каждый во владение своим уделом. 

32.19  Ибо мы не вступим с ними во владение по ту сторону Ярдайна и далее. Ибо достался нам наш удел по эту сторону Ярдайна к Востоку". 

О том, как завершилась служба двух с половиной колен по завоеванию кенанейской земли, говорится в Книге Иошиа (22.1 – 9):

(1) "Тогда призвал Иошиа колена Рэивайна, Гуда и половину колена Мэнаше И сказал им: вы исполнили все, что повелел вам Моше, раб Божий, и слушались голоса моего во всем, что я приказывал вам. (3) Вы не оставляли братьев ваших в продолжение многих дней до сего дня, выполняли обязанность по повелению Г-спода Б-га вашего. (4) А ныне Г-сподь, Б-г ваш, успокоил братьев ваших, как говорил им. Обратитесь же теперь и идите себе в шатры ваши, в землю владения вашего, которую дал вам Моше, раб Г-спода, за Ярдайном. (5) Только старайтесь тщательно исполнять заповеди и Тору, которую завещал вам Моше, раб Г-спода, чтобы любить Г-спода Б-га вашего, и ходить всеми путями Его, хранить заповеди Его, прилепляться к Нему и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей. (6) И благословил их Иошиа, и отпустил их, и они разошлись по шатрам своим. Одной половине колена Мэнаше дал Моше надел в Бушуне, а другой половине его с братьями их дал Иошиа на западной стороне Ярдайна. (7) И когда отпускал их Иошиа в шатры их, то также благословил их. (8) И сказал им так: с большим имуществом возвратитесь вы в шатры ваши, и с великим множеством скота, с серебром, и с золотом, и с медью, и с железом, и с весьма многими одеждами. Разделите добычу от врагов ваших с братьями вашими. (9) И возвратились, и пошли сыны Рэивайна, и сыны Гуда, и половина колена Мэнаше от сынов Исруайля из Шило, что в земле Кенуана, чтоб идти в землю Гилуд, в землю владения своего, которой завладели они по слову Г-спода, данному чрез Моше". 

32.20  "И сказал им Моше: Если сделаете это, если вооружёнными пойдёте перед Г-сподом на войну. 

32.21  И каждый вооружённый из вас перейдет Ярдайн перед Г-сподом, пока Он не изгонит Своих врагов пред Собою. 

32.22  И покорена будет земля перед Г-сподом, то затем вы возвратитесь и чисты будете перед Г-сподом и Исруайлем. И будет эта земля вам во владение перед Г-сподом".

– "И будет эта земля вам во владение перед Г-сподом" – Земля на Восточном берегу Ярдайна. 

32.23  "А если не сделаете так, то вот вы согрешили перед Г-сподом. И знайте, что ваш грех настигнет вас! 

32.24  Стройте себе города для ваших детей и загоны для ваших овец. И то, что вышло из ваших уст, исполните".