Иудаизм

Посты 17 Тамуза (20.07.19) – Девятое Ава (10 – 11.08.19) 

В этом году 9 Ава выпадает на Субботу (10.08.19) и поэтому пост переносится на Исход Субботы и первый день недели (11.08.19). Пост начинается с заходя солнца вечером 10.08 и заканчивается на выходе звёзд вечером 11.08.

Девятое Ава — одна из самых траурных дат в еврейском календаре. По традиции день 9 Ава считается датой разрушения, как Первого, так и Второго Храма Г-спода в Иерусалиме. В память об этом был установлен пост. Причем 9 Ава — один из самых тяжелых еврейских постов. Он длится больше суток, и поститься в этот день должны почти все, кроме детей, больных и, иногда — беременных и кормящих женщин. Кроме того, именно 9 Ава происходили многие печальные события в еврейской истории — намек на то, что день поста 9 Ава отмечен печатью траура свыше.

За три недели до 9 Ава пост – Семнадцатое Тамуза — один из четырёх постов, установленных в память о разрушении Храма, наряду с постом Гедальи (3 тишрей), Десятым Тевета и Девятым ава. 10 Тевета вавилонский царь Невухаднецер начал осаду Иерусалима, 17 Тамуза его солдаты проломили городскую стену. А тремя неделями позже, 9 Ава, наступила трагическая развязка событий – был подожжён Храм.

Три недели между 17 Тамуза и 9 Ава называются днями «бейн амецорим», что примерно означает «между теснинами» — период тяжелейших трагедий, когда мы как бы придавлены бедами. В эти дни произошли ужасные события – были разрушены оба Иерусалимских Храма. В память об этих событиях наши мудрецы, благословенна их память, установили особые законы траура. Часть из них начинают соблюдать уже с 17 Тамуза. Пост 17 Тамуза начинается с выхода зарницы утром и заканчивается на выходе звёзд вечером. В новомесячье Ава вступает в силу ещё ряд постановлений и обычаев. Особые законы существуют для кануна 9 Ава. А также законы 10 Ава, когда Иерусалим продолжал пылать в огне.

С 17 Тамуза придерживаются следующих правил (20.07.19):

  • Не подвергают телесным наказаниям детей и учеников;
  • Не посещают "опасные места": бассейны, пляжи и не устраивают походы;
  • Если еврею предстоит операция, то её следует отложить на иное время;
  • Это время не совсем удачно для поиска квартиры;
  • Не устраивают свадьбы, празднества и танцы, не слушают музыку;
  • Разрешены мероприятия по поводу обрезания, бар-мицвы, выкупа первенца, новоселья, но без музыки;
  • Не говорят благословение "Шеэхэяну" на новые вещи и фрукты;
  • Не принято белить, красить и строить, если в этом нет острой необходимости;
  • Не принято сажать декоративные растения;
  • Не стригутся и не бреются.
  • Не покупают новые вещи, вызывающие особую радость.

С началом месяца Ав (02.08.19) придерживаются следующих правил:

  • В будни запрещено пить виноградный сок и вино за исключением выполнения заповеди (обрезание, бар-мицва)
  • Запрещено есть мясо и мясные продукты за исключением выполнения заповеди;
  • Запрещено использование музыкальных инструментов;
  • Запрещена посадка деревьев и цветов;
  • Запрещено строить дом и производить строительные работы;
  • Сокращают любые покупки;
  • Запрещены покупка, пошив и ремонт одежды;
  • Запрещено одевать новую одежду;
  • Запрещена стирка и глажение одежды;
  • Запрещено купание ради удовольствия;
  • Запрещена стрижка ногтей, кроме кануна Субботы.

Девятого Ава – Пост, придерживается следующих правил (10 – 11.08.19):

  • Запрещено ношение кожаной обуви;
  • Принято изменить порядок сна на кровати: перевернуть кровать, спать без подушки и т.д.
  • Запрещены супружеские отношения;
  • Запрещено умываться. Омыть можно только концы пальцев.
  • Запрещено чистить зубы;
  • Запрещено использовать духи, кремы и косметику,
  • Запрещено приветствовать приветствие "Шалом";
  • Запрещено курить;
  • Приготовление пищи можно начинать только после полудня;
  • Не желательно в этот день наслаждаться запахом благовоний;
  • До полудня Ава можно сидеть только на низких (до 30 см от пола) стульях.

10 Ава Храм продолжал гореть, и поэтому до середины дня придерживаются те же правил, что и с началом месяца Ав.

 

Девятое Ава день, когда были разрушены оба Иерусалимских Храма Г-спода с промежутком примерно в 500 лет.

Вот, что сказано о разрушении Первого Иерусалимского Храма Г-спода в Книге Царств (2 25.1 – 11):

25.1 "И было, в девятый год царствования (Цидкийау), в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Невухаднэццар, царь Бавэльский, он и все войско его, против Иерушалаима и расположился лагерем против него, и построили вокруг него осадную стену. 2. И был город в осаде до одиннадцатого года (царствования) царя Цидкийау. 3. На девятый день (четвертого) месяца голод в городе усилился, и не было хлеба у народа страны. 4. И проломлена была (стена) города, и все воины убежали ночью через ворота, которые между двумя стенами, что у царского сада. А касдим были вокруг города. И (царь) ушел через Араву. 5. И погнались воины касдимские за царем, и настигли его на равнине Иерихонской, и все воины его (бросились) от него врассыпную. 6. И поймали они царя, и отвели его к царю Бавэльскому в Риалу, и объявили ему приговор. 7. И сыновей Цидкийау зарезали у него на глазах, а Цидкийау ослепили и заковали его в медные оковы, и увели его в Бавэл.

25.8 В пятый месяц, в седьмой (день) месяца, то есть в девятнадцатый год (царствования) Невухаднэццара, царя Бавэльского, пришел в Йерушалаим Невузарадан, старший палач, раб царя Бавэльского. 9. И сжег он дом Г-спода, и дом царский, и все дома в Йерушалаиме, все дома знатных (людей) сжег он огнем. 10. И все войско касдим, что (пришло) со старшим палачом, разрушило стены вокруг Йерушалаима. 11. И оставшихся людей, которые оставались еще в городе, и переметнувшихся к царю Бавэльскому, и оставшуюся (в Йеудее) массу народа Невузарадан, старший палач, изгнал (из страны)".

А вот что говорится об этом же в Книге Пророка Ирмиюи (52.12 - 15):

52.12  "А в пятый месяц, в десятый, день месяца, – это был девятнадцатый год (царствования) царя Невухаднэццара, царя Бавэльского, – пришел в Йерушалаим Невузарадан, начальник телохранителей, (что) состоял на службе у царя Бавэльского. 13. И сжег он дом Г-спода, и дом царский, и все дома Йерушалаима, все дома знатных (людей) сжег он огнем. 14. И все войско касдим, что было с начальником телохранителей, разрушило все крепостные стены вокруг Йерушалаима. 15. Невузарадан, начальник телохранителей, изгнал часть бедного люда и прочего народа, что оставались (еще) в городе, и переметнувшихся к царю Бавэльскому, и оставшийся (в стране) народ".

Считается, что Храм Г-спода был подожжён 9-го числа 5-го месяца года.

Суббота перед Девятым Ава или Суббота Девятого Ава называется Субботой Хазон (Видение) по названию афтары – отрывка из Книг Пророков.

В Субботу Девятого Ава в синагоге после чтения Торы читают отрывок из первой главы Книги Пророка Ишайуи. Вот несколько строк из этого отрывка (1.1-4; 21-23):

"Видение Ишайуи, сына Амоца, которое он видел об Ииду и об Иришулуим в дни Узиуи, Йотума, Ухуза, Ихизкиуи – царей Ииду. Слушайте, небеса, и внимай, земля, ибо Г-сподь говорит: Сыновей взрастил Я и возвеличил, а они восстали против Меня. Вол знает своего владельца, и осел – ясли своего хозяина. А Исруайль не знает Меня, народ Мой не разумеет. О, племя грешное, народ, обремененный беззаконием, семя злодеев, сыны испорченные! Оставили Г-спода, презрели Святого Исруайля, отступили назад"

"Как столица верная, исполненная правосудия, стала блудницей! Праведность обитала в ней, а ныне – убийцы. Серебро твое стало с примесью, вино твое разбавлено водою. Главы твои – отступники и сообщники воров. Все они любят взятки и гонятся за мздою, сироту не судят они справедливо, и тяжба вдовы не доходит до них".

Пророк Ишайуи жил примерно за 100 лет до разрушения Храма Г-спода и эти строки были написаны около 2750 лет назад. Однако они столь же актуальны на Святой Земле и сегодня. Увы!

Вечером на исходе субботы начинается Пост. Евреи сидят на земле или на очень низких скамейках и читают Мегилат Эйха (Плач Иеремии).  Эйха на иврите означает "Как". Именно с этого слова Эйха - Как начинается первая, вторая и четвёртая главы Мегилы:

1. "Как одиноко сидит столица, (некогда) многолюдная, стала подобна вдове. Великая среди народов, владычица областей стала данницей! 2. Плачет, плачет она по ночам, и слезы ее на щеках у нее. Нет ей утешителя среди всех любивших ее, все друзья ее изменили ей, стали ее врагами. 3. Скитается Йеуда из-за гнета и тяжкого труда, расселился среди народов, (но) не нашел покоя. Все преследовавшие его настигли его в беде. 4. Скорбны дороги Цийона, ибо нет идущих на праздник, опустели все врата его, стонут священники его, печальны девы его, горько и ему самому. 5. Стали главенствовать враги его, недруги его благоденствуют, потому что наслал на него Г-сподь скорбь за множество грехов его; младенцы его пошли в плен впереди врага. 6. И ушло от дочери Цийона все величие ее. Стали вельможи ее подобны оленям, что не нашли пастбища и обессилевшие пошли впереди преследователя. 7. (Во) дни бедствия своего и страданий своих вспомнил Йерушалаим обо все дорогие его дни былых. Когда пал народ его от руки врага, и никто не помог ему, смотрели враги на него, смеясь над разорением его. 8. (Тяжко) согрешила (дочь) Йерушалаима, за то и стала подобна нечистой. Все почитавшие ее стали презирать ее, потому что увидели они срам ее, и сама она стонет и поворачивается назад. 9. Нечистота ее на подоле ее, не думала она о будущем своем и низко пала она – некому утешить ее. "Воззри, Г-споди, на горе мое – как возвеличился враг!"

Кем и когда был написан свиток "Мегилат Эйха"? У учёных мужей современности есть на этот счёт масса домыслов, которые можно почерпнуть отсюда:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/324221 или отсюда: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%87_%D0%98%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8

Однако все эти домыслы не имеют глубокого смысла, если обратиться к тексу Книги Пророка Ирмиюи. В 36 гл. говорится о том, что Творец повелел написать ему свиток (Мегилат Сайфер) (36.1 – 32):

36.1 "И было, в четвертый год (царствования) Йеойакима, сына Йошийау, царя Йеудейского, было сказано Ирмиюи слово это от Г-спода: 2. Возьми себе свиток (Мегилат Сайфер) и напиши на нем все те слова, которые Я сказал тебе об Исруайле и о Ииду, и обо всех народах, с того дня, как Я (начал) говорить тебе, со дней Йошийау, и по сей день. 3. Может быть услышит дом Ииду обо всем том зле, которое Я замышляю сделать им, и обратятся они, каждый от злого пути своего, и прощу Я вину их и грех их. 4. И призвал Ирмиюи Баруха, сына Нэйрия, и написал Барух с уст Ирмиюи на свитке (Мегилат Сайфер) все слова Г-спода, которые Он говорил ему. 5. И велел Ирмиюи Баруху, сказав: я в заключении, не могу пойти в дом  Г-спода. 6. Иди ты, и прочитай слова Г-спода со свитка, который ты написал с уст моих, вслух народа в доме Г-спода в день поста, и прочитай их также во слух всех иудеев, пришедших из городов своих. 7. Может быть дойдет до Г-спода мольба их, и обратятся они, каждый от злого пути своего, ибо велики гнев и ярость, которые изрек Г-сподь об этом народе. 8. И Барух, сын Нэйрия, исполнил все то, что велел ему пророк Ирмиюи, прочитав со свитка слова Г-спода в доме Г-спода.

36.9 И было, в пятый год (царствования) Йеоякима, сына Йошийау, царя Йеудейского, в девятый месяц весь народ в Иерушалаиме и весь народ, пришедший в Иерушалаим из городов Ииду, объявил пост пред Г-сподом. 10. И прочитал Барух по записи слова Ирмиюи в слух всему народу в доме Г-спода, в комнате Гемарйау, сына Шафана, писца, что на верхнем дворе у входа в новые ворота дома Г-спода. 11. И выслушал Михайеу, сын Гемарйау, сына Шафана, все слова Г-спода, (прочитанные) из записи. 12. И сошел в дом царя, в комнату писца, и вот, сидели там все сановники: Элишама, писец, и Делаюи, сын Шемаюи, и Элнатан, сын Ахбора, и Гемарюи, сын Шафана, и Цидкиюи, сын Хананйау, и все сановники. 13. И пересказал им Михайеу все те слова, которые он слышал, когда Барух читал по записи в слух народа. 14. И послали все сановники к Баруху Ииди, сына Нетанюи, сына Шелэмюи, сына Куши, сказав: Возьми в руку свою свиток, с которого ты читал в слух народа, и приходи. И взял Барух, сын Нэйриюи, свиток в руку свою, и пришел к ним. 15. И сказали они ему: садись и читай его в слух наш. И прочитал Барух в слух их. 16. И было, когда выслушали они все эти слова, (то) убоялись они друг друга и сказали Баруху: Мы непременно перескажем царю все эти слова. 17. И спросили они Баруха, сказав: Расскажи же нам, как писал ты все эти слова с уст его? 18. И сказал им Барух: Устами своими он говорил все слова эти, а я писал их чернилами в этот свиток.

36.19 И сказали сановники Баруху: Уйди, спрячься, ты и Ирмиюи, и пусть никто не знает, где вы. 20. И пришли они к царю во двор, а свиток оставили на хранение в комнате Элишамы, писца. И пересказали они в слух царя все эти слова. 21. И царь послал Ииди взять свиток, и взял он его из комнаты Элишамы, писца, и читал его Ииди в слух царя и в слух всех сановников, стоящих при царе. 22. А царь сидел в зимнем доме, (это было) в девятом месяце, и пред ним горела жаровня. 23. И было, когда прочитывал Ииди три-четыре строки, то он (царь) срезал их ножом писца и бросал в огонь, что на жаровне, пока не сгорел весь свиток в огне жаровни. 24. И не убоялись они, и не разорвали одежд своих, ни царь, и никто из рабов его, которые слышали все эти слова. 25. И (более того), Элнатан и Делайау и Гемарйау упрашивали царя не сжигать свиток, но он не послушал их. 26. И приказал царь Йерахмеэйлу, сыну царя, и Сераюи, сыну Азриэйла, и Шэлэмиюи, сыну Аздеэйла, схватить Баруха писца и пророка Ирмиюи, но сокрыл их Г-сподь.

36.27 И было сказано Ирмиюи слово Г-спода, после того как царь сжег свиток со словами, написанными Барухом с уст Ирмиюи: 28. Возьми себе снова другой свиток (Амегила) и напиши ни нем все прежние слова, что были в первом свитке, который сожжен Йеойакимом, царем Ииду. 29. А Йеоякиму, царю Ииду, скажешь: Так сказал Г-сподь: Ты сжег этот свиток, сказав: Почему написал ты в нем так: "Непременно придет царь Бавэльский и разрушит страну эту, и истребит в ней людей и скот"?

36.30 Поэтому так сказал Г-сподь о Йеоякиме, царе Ииду: Не будет у него (в роду) сидящего на престоле Давида, а труп его будет валяться на зное дневном и на стуже ночной. 31. И покараю Я его и потомство его, и рабов его за вину их, и наведу Я на них и на жителей Иерушалаима, и на мужей Ииду все то зло, о котором Я говорил им, а они не слушали. 32. И взял Ирмиюи другой свиток, и отдал его Баруху, сыну Нэйриюи, писцу, и тот написал на нем с уст Ирмиюи все слова той записи, что сжег на огне Йеояким, царь Ииду; и еще прибавлено было к ним много слов, подобных тем".

Вот этот-то свиток, сожжённый царём Йеоякимом и вновь восстановленный Пророком Ирмиюи, и был свитком "Мегилат Эйха", рассказывающем о будущих бедах, о разрушении Храма Г-спода, Иерушалаима и всей Иудеи. А произошло это событие, написание свитка "Эйха", описываемое в гл.36 книги Пророка Ирмиюи, задолго до начала правления царя Цидкияу, на 11-ом году правления которого был разрушен Храма Г-спода.

Для того чтобы понять, Когда и Почему была написана Мегилат Эйха, следует восстановить события, предшествующие её написанию.

Вначале Книги Пророка Ирмиюи сказано (1.1 – 3):

1.1 "Слова Ирмиюи, сына Хилькиюи, из священников, которые в Анатоте, в земле Бинйаминовой. 2. К которому было слово Г-спода было во дни Йошиюи, сына Умона, царя Ииду, в тринадцатый год царствования его. 3. И также было оно во дни Йеойакима, сына Йошиюи, царя Ииду, до конца одиннадцатого года царствования Цидкиюи, сына Йошиюи, царя Ииду, до изгнания из Иерушалаима в пятом месяце".

Т.о. Пророк Ирмиюи начал свои пророчества в 13-ом году царствования царя Йошиюи. И здесь следует сказать, что этот царь был праведным и совершил много хороших дел согласно Заповедям Творца. Вот, что говорится о его правлении в Книге Царств (2 22.1 – 5,8,10 – 20):

 22.1 "Восемь лет было Йошиюи, когда он стал царем, и тридцать один год царствовал он в Иерушалаиме. А имя матери его Йедида, (она) дочь Адайа из Бацеката. 2. И делал он то, что праведно в глазах Г-спода, и во всем шел путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни вправо, ни влево. 3. И было, в восемнадцатый год (царствования) царя Йошиюи, послал царь Шафана, сына Ацальюи, сына Мешуллама, писца, в дом Г-спода, сказав: 4. Взойди к Хйлькиюи, главному священнослужителю, пусть он пересчитает все деньги, принесенные в дом Г-спода, которые собрали у народа те, что стоят на страже у входа (в храм). 5. И пусть отдадут их в руки ведущим работы в доме Г-спода, а те пусть раздадут его работающим в доме Г-спода для починки повреждений в доме. ….  8. И сказал главный священнослужитель Хйлькиюи Шафану, писцу: Книгу Торы нашел я в доме Г-спода. И подал Хйлькиюи книгу Шафану, и тот читал ее. … 10. И сообщил Шафан, писец, царю, сказав: Книгу дал мне Хйлькиюи, священнослужитель, и читал ее Шафан царю. 11. И было, когда услышал царь слова книги Торы, то разорвал он одежды свои. 12. И повелел царь священнослужителю Хилькиюи, и Ахикаму, сыну Шафана, и Ахбору, сыну Михайа, и Шафану, писцу, и Асае, рабу царя, сказав: 13. Пойдите, вопросите Г-спода обо мне и о народе и обо всей Ииду, о словах этой найденной книги, ибо велик гнев Г-спода, который воспылал на нас за то, что не приняли отцы наши слов этой книги, чтобы поступать так, как предписано нам. 14. И пошел Хйлькиюи, священнослужитель, и Ахикам, и Ахбор, и Шафан, и Асайа к Хульде, пророчице, жене Шаллума, сына Тиквы, сына Хархаса, хранителя одежд, а она жила в Иерушалаиме, в Мишнэ, и говорили они с нею. 15. И сказала она им: Так сказал Г-сподь Б-г Исруайля: Скажите тому человеку, который послал вас ко мне: Так сказал Г-сподь: "Вот, навожу Я бедствие на место это и на жителей его, – все по словам книги, которую читал царь Ииду. 17. За то, что оставили они Меня и приносили воскурения другим Б-гам, чтобы гневить Меня всеми делами рук своих, воспылал гнев Мой на место это и не погаснет. 18. А царю Ииду, пославшему вас вопросить Г-спода, так скажите ему: Так сказал Г-сподь Б-г Исруайля, о словах, которые ты слышал: 19. Так как смягчилось сердце твое и ты смирился пред Господом, услышав то, что сказал Я об этом месте и о жителях его, что они будут (предметом) разрушения и проклятия, и ты разорвал одежды свои, и плакал предо Мною, то и Я услышал (тебя), – сказал Г-сподь. 20. За это, вот, Я приведу тебя к твоим отцам, и ты положен будешь в гробницы твои с миром, и не увидят глаза твои всего того бедствия, которое наведу Я на это место". И принесли они царю ответ".

Из этого отрывка следует, что Пророк Ирмиюи на первом этапе своей деятельности пророчествовал с 13-го по 31-й год правления праведного царя Йошиюи, т.е. 18 лет. Кроме того, мы видим, что Пророк Ирмиюи был сыном главного священнослужителя Хилькиюи. И также из этого отрывка следует, что на 5-ом году своей пророческой деятельности Ирмиюи уже знал Пророчество Хульды о бедствии, которое Творец наведёт на жителей Ииду. А кроме того дед царя Йошиюи, царь Менаше, на протяжении 50-и лет делал то, что было большим злом в глазах Творца. И вот что сказал он об этом устами пророков (Кн. Царств 2 21.10 – 15):

21.10  "И говорил Г-сподь через рабов Своих, пророков, сказав: 11. За то, что Менаше, царь Ииду, делал эти мерзости, поступая хуже, чем поступали Эморийцы, которые были до него, и ввел в грех и Ииду своими идолами,

21.12 Поэтому, так сказал Г-сподь Б-г Исруайля: Вот, Я наведу на Иерушалаим и Ииду такое бедствие, что у каждого, кто услышит о нем, зазвенит в обоих ушах. 13. И Я протяну на Иерушалаим мерный шнур Шомерона и отвес дома Ахава, и сотру Иерушалаим так, как вытирают тарелкувытрут и опрокинут ее вверх дном14. И отвергну Я остаток удела Моего, и предам их в руки врагов их. И будут они (отданы) на разграбление и на попрание всем врагам их, 15. За то, что делали они то, что есть зло в Моих глазах, и гневили Меня с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня". 

И также отец царя Йошиюи, правивший всего два года, пошёл по стопам своего отца и гневил Творца. И всё это и пророчества Творца о разрушении Иерушалаима и Иудеи были хорошо известны Ишаюи, когда он по указанию Творца начал свою деятельность в качестве Пророка творца.

Праведный царь Йошиюи погиб в битве (Кн. Царств 2 23.29 – 37):

 23.29 "В его дни Паро Нехо, царь Египетский, пошел против царя Ашшурского на реку Перат. И вышел царь Йошиюи навстречу ему, и тот убил его в Мегиддо, когда увидел его (встретился с ним). 30. И рабы его повезли его мертвого в колеснице из Мегиддо, и привезли его в Иерушалаим, и похоронили его в гробнице его. И взял народ страны Йеоахаза, сына Йошиюи, и помазали его (на царство), и сделали его царем вместо отца его.

29.31  Двадцать три года было Йеоахазу, когда он стал царем, и был он царем в Иерушалаиме три месяца. А имя матери его Хамутал, (она) дочь Ирмийяу из Ливны. 32. И делал он то, что было злом в очах Г-спода, (поступая) во всем так, как поступали отцы его. 33. И Паро Нехо связал его в Ривле, в земле Хамат, чтобы не быть ему царем в Иерушалаиме. И наложил он на страну дань в сто талантов серебра и (один) талант золота. 34. И Паро Нехо сделал царем Элйакима, сына Йошиюи, вместо Йошиюи, отца его, и изменил имя его на ЙеойакимА Йеоахаза он взял, и пришел тот в Египет, и умер там. 35.И давал Йеойаким Паро серебро и золото, но он сделал оценку земли, чтобы отдавать деньги по приказу Паро. Он взыскивал серебро и золото с народа страны, с каждого по оценке его (имущества), для того, чтобы отдавать Паро Нехо.

29.36  Двадцать пять лет было Йеойакиму, когда он стал царем, и царствовал он в Иерушалаиме одиннадцать лет. А имя матери его Зевуда, (она) дочь Педая из Румы. 37. И делал он то, что было злом в очах Господних, (поступая) во всем так, как поступали отцы его".

Тогда на 4-ом году правления царя Йеойакима Творец велел Пророку Ирмиюи записать Мегилат Эйха и прочитать вслух всего народа. О причинах такого решения говорится далее в Книге Царств (2 24.1 – 19):

24.1  Во дни его (Йеойакима) Невухаднэцар, царь Бавэльский, поднялся (против него), и был Йеойаким рабом его три года, но (потом) возвратился (из Бавэла) и восстал против него. 2. И посылал на него Г-сподь полчища Касдим, и полчища Арамейцев, и полчища Моавитян, и полчища сынов Аммоновых, посылал их на Ииду, чтобы погубить его, по слову Г-спода, которое Он изрек через рабов Своих, пророков. 3. Однако было (это) с Ииду по слову Г-спода, чтобы изгнать (его) от лица Его за грехи Менашшэ, за все то, что он сделал. 4.И за невинную кровь, которую он проливал, наполнив невинной кровью Иерушалаим, Г-сподь не захотел простить. 5. А остальные деяния Йеойакима и все, что он совершил, описано в книге летописи царей Ииду. 6. И почил Йеойаким с отцами своими. И стал царем вместо него Йеойахин, сын его. 7. И царь Египта не выходил больше из страны своей, потому что захватил царь Бавэльский от потока Египетского до реки Перат все, что принадлежало царю Египетскому.

24.8  Восемнадцать лет было Йеойахину, когда он стал царем, и царствовал он в Иерушалаиме три месяца. А имя матери его Нехушта, (она) дочь Элнатана из Иерушалаима. 9. И делал он то, что было злом в очах Г-спода, подобно всему тому, что делал отец его. 10. И подступили в то время рабы Невухаднэццара, царя Бавэльского, к Иерушалаиму, и подвергся город осаде. 11. И Невухаднэццар, царь Бавэльский, пришел к городу, когда рабы его осаждали его. 12. И Йеойахин, царь Ииду вышел к царю Бавэльскому, он, и мать его, и рабы его, и начальники его, и придворные его, и взял его царь Бавэльский в восьмой год своего царствования. 13. И вывез он оттуда все сокровища дома Г-спода и сокровища дома царского, как изрек Г-сподь, и изломал все золотые сосуды, которые сделал для зала храма Г-спода Шеломо, царь Исруайля. 14. И изгнал он весь Иерушалаим, и всех сановников, и всех храбрых воинов, десять тысяч (было) изгнанных, и всех ремесленников, и кузнецов, не осталось никого, кроме бедного народа земли. 15. И изгнал он Йеойахина в Бавэл, и мать царя, и жен царя, и сановников его, и сильных (людей) земли выслал он из Иерушалаима в изгнание в Бавэл. 16. И всех воинов, семь тысяч, и ремесленников, и кузнецов, тысячу, всех храбрых, способных воевать, выслал царь Бавэльский в изгнание в Бавэл. 17. И царь Бавэльский сделал царем вместо него (Йеойахина) дядю его Матанью, изменив имя его на Цидкиюи.

24.18  Двадцать один год было Цидкиюи, когда он стал царем, и царствовал он в Иерушалаиме одиннадцать лет. А имя матери его Хамутал, (она) дочь Ирмийяу из Ливны. 19. И делал он то, что было злом в очах Г-спода, подобно всему тому, что делал Йеойаким. 20. Ибо через гнев Г-спода пришло это (бедствие) на Иерушалаим и на Ииду, до того, что Он отринул их от лица Своего. И восстал Цидкиюи против царя Бавэльского".

Следовательно, за 18 лет до разрушения Храма Г-спода, Иерушалаима и всей Иудеи, Творец велел пророку Ирмиюи записать Мегилат Эйха, которую прочли перед всем народом в следующем году в 9-ом месяце года во время Поста.

Поэтому, так называемый, Плач Иеремии был записан задолго до разрушения Храма Г-спода и Иерушалайма. Причём в тесте Книги Пророка Ирмиюи этот свиток имеет особое название: Мегилат Сайфер. Слово Сайфер достаточно распространено в Писании и означает Книга, Письмо, Запись, которая сделана чернилами на выделанной коже скота. Так, например, после войны с Амулайком в пустыне творец сказал Моше (Шм 17.14):

"И сказал Г-сподь Моше: Запиши это для памяти в книгу (Сайфер) и внуши Иошиа, что Я бесследно сотру память Амулайка из под неба". 

А вот, что сказано о Книге Договора с Творцом, в которой Моше записал все Правопорядки, изложенные ему Творцом (Шм 24.7):

"И взял он (Моше) Книгу (Сайфер) Договора, и прочитал вслух народа. И они сказали: Все, что говорил Г-сподь, исполним и будем слушать (учить)". 

И только в Книге Пророка Ирмиюи Творец сказал ему иначе (36.2,3):

36.2  "Возьми себе Мегилат (Сайфер) книгу и напиши на нем все те слова, которые Я сказал тебе об Исруайле и о Ииду, и обо всех народах, с того дня, как Я (начал) говорить тебе, со дней Йошийау, и по сей день. 3. Может быть услышит дом Ииду обо всем том зле, которое Я замышляю сделать им, и обратятся они, каждый от злого пути своего, и прощу Я вину их и грех их".

Что же означает слово Мегилат? Оно происходит от слова Мегила, также используемого в Книге Пророка Ирмиюи. Окончание "т" в слове Мегилат означает родительный падеж: Мегила кого-то, чего-то. Само слово Мегила происходит от корня Гулу, означающего Отрывать, Проявлять, Обнаруживать. А с приставкой Мэм в начале слова Мегила это может означать Откровение, или Мегилат Сайфер – это Книга Откровения! Т.о. Творец продиктовал Пророку Ирмиюи Книгу Откровения, которую должен был услышать весь народ, пришедший в Иерушалим. Услышать и ужаснуться, и отвратиться от злого пути, по которому шли они, их отцы и их цари.

Именно поэтому в Книге Ирмиюи далее сказано (36.16,17):

36.16 "И было, когда выслушали они все эти слова, (то) убоялись они друг друга и сказали Баруху: Мы непременно перескажем царю все эти слова. 17. И спросили они Баруха, сказав: Расскажи же нам, как писал ты все эти слова с уст его?"

Чем же оказалась страшна эта книга Мегилат Эйха – Книга Откровения? Она написана в совершенно ином стиле, чем все прежние пророчества Пророков. В книге в совершенно спокойном стиле рассказывается, как о реальном событии, о произошедшей катастрофе с Храмом Г-спода, с Иерушалаимом и с Иудеей. Причём в ней почти нет никаких частностей произошедшего. А есть только спокойная констатация факта катастрофы. Кроме того, первая, вторая, четвёртая и пятая главы содержат по 22 стиха, что соответствует числу букв ивритского алфавита. А третья глава содержит утроенное число стихов 66. И также в первой, второй и четвёртой главах каждый стих начинается с соответствующей буквы ивритского алфавита, а в третьей главе каждые три стиха начинаются с соответствующей буквы ивритского алфавита. А, как известно, каждая буква ивритского алфавита имеет своё духовное значение. Т.о. не только слова текста Мегилы, но и сам стиль её построения несёт в себе большой духовный заряд.  

Что касается домыслов учёных мужей, сомневающихся в авторстве пророка Ирмиюи и времени написания Мегилы, то всё решается достаточно просто, если внимательно приглядеться к тексту Мегилы и Книги Ирмиюи.

1. По поводу помощи от Египта. В тексте Мегилы сказано (4.17): "Истомились глаза наши в напрасном ожидании помощи нам, возлагали мы надежду на народ, который не смог спасти (нас)"; (5.6) "К Египту простирали мы руку, к Ашшуру – насытиться хлебом". А вот, что сказано у Пророка Ирмиюи (2.18): "А ныне, что тебе на пути в Египет? Пить ли воду Шихора (Нила)? И что тебе на пути в Ашшур, – пить ли воду реки (Перат)?" Смысл обоих стихов – один смысл: Тщетны надежды на Египет и Ашшур!

2. В тексте Мегилы сказано (4.20): "Дыхание жизни нашей,помазанник Г-спода, попал в западню их, тот, о котором говорили мы: "Под сенью его будем мы жить среди народов".Учёные мужи говорят: "В Книге Плачс большим уважением говорится о царе Цидкиюи и о надеждах, которые возлагались на его правление. Однако эти слова не могли исходить от Ирмиюи, который обличал этого царя". Прежде всего, Мегила была написана во времена царя Йеойакима, который делал злое в глазах Творца, точно так же, как впоследствии и царь Цидкиюи. Однако в данном случае Мегила говорит не о конкретном царе-злодее, а о царе из дома Давида, о царе помазаннике Г-спода! А это уже совершенно иное дело. Поэтому сожалеть следует о любом царе, потомке царя Давида, помазаннике Г-спода, оказавшемся в руках врагов!

3. Учёные мужи говорят: "Изысканный стиль поэмы, написанной в виде алфавитного акростиха, говорит об авторе,писавшем в спокойной обстановке, в то время как последние годы жизни Иеремии прошли в других условиях [священник Александр Мень. Как читать Библию.Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета.]". Как уже объяснялось выше, Мегилат Эйха была написана за 18 лет до разрушения Храма Г-спода. А о причинах выбора именно такого стиля изложения также говорилось выше. Ну, и, наконец, стиль того или иного текста, записанного Пророком, определяется не его личным состоянием, а тем, что ему говорит Творец! Это настолько ясно и просто, что даже как-то неудобно и странно говорить об этом. И уж тем паче, если это слова "священника Александра Мень". Азохен вей, какой он был "священник"!?

Об истории разрушения Второго Иерусалимского Храма Г-спода можно прочесть здесь:

https://toldot.ru/articles/articles_1463.html

Однако при этом следует иметь в виду, что все эти описания опираются на единственный источник – на "Иудейскую войну" Иосифа Флавия. Вместе с тем, если внимательно почитать его книги, то станет понятно, что он был не историком, а литератором. А это, как всем понятно, далеко не одно и тоже, и на это надо сделать поправку.