Иудаизм

43. Переходы (Масъай) 5779 г.

25 Тамуз – 02 Менахем Ав (28.07 – 03.08.19)

В будущую Субботу читается недельная глава Масъай (Переходы).

Предыдущая недельная глава заканчивается тем, что Моше наделяет колена Рэивайна, Гуда и половину колена Мэнаше, по их просьбе, землёй на Восточном берегу Ярдена и на Голанских высотах.

Глава "Переходы" завершает Четвёртую Книгу Пятикнижия Бэмидбар. В начале главы "Переходы" перечисляются все стоянки Сынов Исруайля на протяжении 40 лет после выхода из Рамсайса в Египте. Затем Творец говорит Моше, что бы он сообщил народу заповеди Творца: изгнать всех обитателей земли Кенуана; уничтожить все их места поклонения идолам; разделить по жребию землю между коленами. Далее Творец сообщает, где пройдёт граница земли, которую должны завоевать Сыны Исруайля и разделить по жребию между коленами. Затем Творец называет имена руководителей колен, которые должны получить землю в удел для своих колен. Далее Творец даёт повеление Сынам Исруайля выделить колену Леви города и посады во всех коленах Сынов Исруайля, а также выделить города укрытия для неумышленных убийц. Затем приводятся условия, когда человек считается умышленным или неумышленным убийцей, и приводятся соответствующие судебные решения. Далее приводятся уточнения положения о наследовании дочерей, при котором они обязаны выходить замуж только в своём семействе и в своём колене, чтобы земля не отошла к другому колену. 

Глава "Переходы" заканчивается следующей фразой (Бм 36.13):

"Вот заповеди и правопорядки, которые заповедал Г-сподь через Моше сынам Исруайля в степях Моува, у Ярдена против Ирайхо".

Тема

33.1  "Вот переходы Сынов Исруайля, которые вышли из земли Мицраима по своим войскам под руководством Моше и Аарона.

33.2  И записал Моше места их стоянок согласно их переходам по слову Г-спода. И вот их походы согласно местам их стоянок".

За сорок лет нахождения Сынов Исруайля в пустыне было всего 42 перехода, т.е. в среднем по одному переходу в год. А если учесть, что в первом году было совершено 14 переходов, то и того меньше. К тому же Сыны Исруайля довольно долго находились у горы Синай, почти год. И также во многих других местах народ оставался длительное время на одном месте. Так что не ходил народ все сорок лет по пустыне. Тем не менее, Творец поручил Моше записать все стоянки народа, что он и сделал.  

33.3  "И отправились они в путь из Рамсайса в первом месяце, в пятнадцатый день первого месяца. На следующий день после Песаха Сыны Исруайля гордо вышли на глазах у всего Мицраима".

– "И отправились они в путь из Рамсайса" – Йосайф поселил своего отца Якова и его семью на Восточной границе земли Мицраим, в земле Гошен, где были хорошие выпасы, и паслись стада Мицраима, как сказано в Первой Книге Пятикнижия (Бр 47.27):

"И поселился Исруайль на земле Мицраима, на земле Гошен. И они овладели ею, и очень расплодились, и умножились".

Однако после того, как умер Йосайф и всё то поколение, а над Мицраимом встал новый царь, который не знал Йосайфа, то Исруайль попал под гнёт, как сказано во Второй Книге Пятикнижия (Шм 1.11):

"И поставили над ним (Народом Исруайля) начальников работ, чтобы притеснять его своими тяжкими трудами. И построили они для Паро города для защиты от опасности: Питом и Рамсайс". 

Т.о. весь Исруайль собрался 15-го числа 1-го месяца 1-го года по выходе из Мицраима в город Рамсайс, чтобы выйти в пустыню на Восток на три дня пути. И там устроить праздник Творцу, как об этом Моше многократно говорил Паро, царю Мицраима.

– "На следующий день после Песаха" – Праздник Песах согласно повелению Творца был 14-го числа 1-го месяца вечером после захода солнца и всю ночь до выходя зарницы, т.к. оставшееся мясо от жертвы Песах к этому времени следовало сжечь на костре. Т.о. согласно Пятикнижию, время, именуемое "день", начинается от зарницы и заканчивается зарницей следующего дня. Вместе с тем фарисеи около 2000 лет назад неверно комментируя текст Торы установили, что время "день" начинается с вечера, с захода солнца, и таков порядок в еврейском календаре по сей день. Однако, Праздник Песах был вечером 14-го числа. А вышли Сыны Исруайля "в пятнадцатый день первого месяца. На следующий день после Песаха". Т.е. здесь имеет место прямое указание о неверности исчисления начала суток с вечера согласно трактовке фарисеев.  

– "Сыны Исруайля гордо вышли на глазах у всего Мицраима" – Как сказано (Шм 13.18): "И завернул Б-г народ по пути к пустыне моря Соф. И подобно войску   вышли Сыны Исруайля из земли Мицраим".

33.4  "А жители Мицраима хоронят  всех первенцев, которых Г-сподь поразил у них. И над их божествами Г-сподь совершил суды. 

33.5 И отправились Сыны Исруайля из Рамсайса, и остановились в Сикосу".

– "и остановились в Сикосу" – Первая стоянка после Рамсайса была на границе Мицраима. Там находились многочисленные стада Сынов Исруайля. С иврита Сикосу проводится, как Шалаши. И это название получил осенний Праздник Шалашей. И об этом сказано в Третьей Книге Пятикнижия (В 23.42, 43):

23.42  "В шалашах живите семь дней. Всякий уроженец в Исруайле, пусть живут в шалашах. 43. Чтобы знали поколения ваши, что в Шалашах Я поселил Cынов Исруайля, когда вывел их из земли Мицраима. Я Господь Б-г ваш".

33.6  "И отправились из Сикосу, и остановились в Айсуме, что на краю пустыни". 

Там Творец велел Моше вернуться в Мицраим и остановится на берегу моря Соф (Суэцкий залив), между морем и горами Мицраима.

33.7 "И отправились они из Айсума, и возвратились к Воротам Свободы, что перед Хозяином Севера, и расположились они перед башней".

– "и расположились они перед башней" – Это была дозорная башня Мицраима "Хозяин Севера", расположения на горе. Т.е. здесь Сыны Исруайля оказались зажатыми между горами на Западе и морем Соф на Востоке. А с Севера их преследовало войско Паро, царя Мицраима. Так что Сынам Исруайля ничего другого не оставалось, как перейти море посуху в достаточно узком месте Суэцкого залива, где расстояние между берегами не превышает 10 - 12 км.

33.8  "И отправились они от Ворот Свободы, и прошли посреди моря в пустыню. И прошли трехдневный путь в пустыне Айтум, и расположились в Муру".

– "И прошли трехдневный путь в пустыне Айтум" – До перехода через море Соф, начиная с Рамсайса, Сыны Исруайля шли днём и ночью.   А после того, как они перешли море Соф посуху и вышли на Синайский полуостров, они шли только днём.

– "и расположились в Муру" – И там вода была горькой, и возроптала община. Тогда по указанию Творца Моше сделал воду сладкой для питья.  

33.9  "И отправились из Муру, и пришли в Айлиму. А в Айлиму двенадцать водных источников и семьдесят финиковых пальм, и расположились там".

– "двенадцать водных источников" – По числу 12 колен Исруайля. 

– "семьдесят финиковых пальм" – По числу 70-и Душ, спустившихся с Яковом в Мицраим.

33.10  "И отправились в путь из Айлиму, и расположились у моря Соф.

33.11  И отправились от моря Соф, и расположились в пустыне Син".

– "и расположились в пустыне Син" – Пришли туда 15-го числа 2-го месяца года по выходе из Мицраима. И кончился хлеб и возроптала община на недостаток хлеба и мяса. И там Творец дал народу перепелов вечером, а ман – хлеб с неба, утром. И там же Творец установил Заповедь соблюдения седьмого дня недели – Субботы.  

33.12  "И отправились из пустыни Син, и расположились в Дуфку. 

33.13  И отправились из Дуфку, и расположились станом в Улиш. 

33.14  И отправились из Улиш, и расположились в Рэфидим. И не было там воды, чтобы пить народу".

И возроптал там народ из-за отсутствия воды, и усомнились в присутствии Творца в их среде. И Творец дал им там воду из скалы. И пришёл туда Амулайк, и воевал с Исруайлем.

33.15  "И отправились из Рэфидим, и расположились в пустыне Синай".

Пришли в пустыню Синай и остановились против горы Синай в начале 3-го месяца 1-го года по выходе из Мицраима. Там выслушали Десять Речений Творца с горы Синай и заключили Договор с Творцом на соблюдение Его Законов. Там построили лагерь Сынов Исруайля и Походный Храм Г-спода, который начал свою работу. И оттуда 20-го числа 2-го месяца 2-го года по выходе из Мицраима, Сыны Исруайля вышли в направлении земли кенанейских народов для её завоевания.    

33.16  "И отправились из пустыни Синай, и расположились в "Могилах прихотей". 

Там из-за тягот пути и недостатка мяса возроптала община. Творец дал народу перепелов и навёл мор на общину.

33.17  "И отправились от "Могил прихотей", и расположились станом в Хацайрос".

Там Мирьюм и Аарон оговорили Моше из-за его жены негритянки. Тогда Творец наказал Мирьюм проказой. И она находилась вне лагеря 7 дней, и вся община ожидала её, пока она не вернулась в лагерь.   

33.18  "И отправились из Хацайрос, и расположились в Рисму. 

33.19  И отправились из Рисму, и расположились в Римон Пурец. 

33.20  И отправились из Римон Пурец, и расположились станом в Ливну. 

33.21  И отправились из Ливну, и расположились в Рису. 

33.22  И отправились из Рису, и расположились в Кэайлуту. 

33.23  И отправились из Кэайлуту, и расположились на горе Шуфер. 

33.24  И отправились от горы Шуфер, и расположились в Харуду.

33.25  И отправились из Харуду, и расположились в Макайлос. 

33.26  И отправились из Макайлос, и расположились в Сухас. 

33.27  И отправились из Сухас, и расположились в Сурах. 

33.28  И отправились из Сурах, и расположились в Миску.

33.29  И отправились из Миску, и расположились в Хашмону.

33.30  И отправились из Хашмону, и расположились в Мосайрос. 

33.31  И отправились из Мосайрос, и расположились в Бэнай Яакун. 

33.32  И отправились из Бэнай Яакун, и расположились в Хор Гидгуд. 

33.33  И отправились из Хор Гидгуд, и расположились станом в Ютвусу. 

33.34  И отправились из Ютвусу, и расположились в Аврону.

33.35  И отправились из Аврону, и расположились в Эцион Гувер.

33.36  И отправились из Эцион Гувер, и расположились в пустыне Цин, она же Кудайш". 

Как сказано Бм 20.1, 2):

20.1  "И пришли Сыны Исруайля, вся община, в пустыню Цин в первом месяце, и остановился народ в Кудайш. И умерла там Мирьюм, и была похоронена там. 2. И не было воды для общины. И собрались они против Моше и против Аарона".

Т.е. в 1-ом месяце 40-го года вся община пришла в пустыню Цин, где умерла Мирьюм, и не было воды для общины. И Творец сказал Моше и Аарону, чтобы сказать скале, и она даст воду. Однако Моше дважды ударил скалу посохом, и потекла вода. За эту ошибку Моше и Аарон не вошли в землю кенанейских народов для её завоевания.     

33.37  "И отправились из Кудайш, и расположились у горы Ор, на краю земли Эдом. 

33.38  И взошел Аарон священнослужитель на гору Ор, по слову Г-спода, и умер там в сороковом году после исхода Сынов Исруайля из земли Мицраима, в пятом месяце, в первый день месяца. 

33.39  И Аарону было три, и двадцать, и сто лет, когда он умер на горе Ор".

Гора Ор и земля Эдома находились на северо-востоке Синайского полуострова, где и умер Аарон. Затем Сыны Исруайля обогнули землю Эдома и вышли на северо-западную оконечность Аравийского полуострова в направлении Солёного моря и земли Моув. Сегодня эти земли принадлежат Иордании, где находится т.наз. могила Аарона. Это чисто христианская версия, родившаяся в первые столетия по новому летоисчислению. Поскольку Аарон умер на горе Ор, находящейся на северо-востоке Синайского полуострова.

Подтема     

33.40  "И услышал кенаани, царь Аруда, а он обитал в Негеве на земле Кенуана, о приходе Сынов Исруайля". 

Царь Аруда обитал в пустыне Негев на Юге кенанейской земли, преходящей в Синайский полуостров. И пришёл царь Аруда воевать с Исруайлем. И Исруайль разгромил кенанейцев.

33.41  "И отправились от горы Ор, и расположились в Цалмону. 

33.42  И отправились из Цалмону, и расположились в Пинон.

33.43  И отправились из Пинон, и расположились в Овос.

33.44  И отправились из Овос, и расположились в Ияй Авурим, на рубеже Моув. 

33.45  И отправились из Иим, и расположились станом в Дивон Гуд.

33.46  И отправились из Дивон Гуд, и расположились станом в Алмон Дивлусуиму. 

33.47  И отправились из Алмон Дивлусуиму, и расположились в горах Авурим перед Нэво. 

33.48  И отправились от гор Авурим, и расположились в степях Моува у Ярдайна против Ирайхо".

– "в степях Моува у Ярдайна против Ирайхо" ­­­– Там была переправа через Ярдайн. И там Иошиа переводил Сынов Исруайля посуху через Ярдайн 10-го числа 1-го месяца 41-го года по выходе из Мицраима.  

33.49  "И расположились на берегу Ярдайн от Байс Ишимос до Увайль Шитим в степях Моува".

Там из-за блудодейства с дочерями Моува от мора погибло 24 тыс. Сынов Исруайля, как сказано (Бм 25.1, 3):

25.1 И жил Исруайль в Шитим, и стал народ блудодействовать с дочерями Моува. 2. И звали они народ на трапезы жертвенные своим божествам, и ел народ, и поклонялись они их божествам. 3. И пристал Исруайль к Баал Пэору. И воспылал гнев Г-спода на Исруайля. … 9. И было умерших от мора двадцать четыре тысячи".

И оттуда же Моше по приказу Творца послал 12 тыс. войска для полного уничтожения Мидъюна.

Подтема 

33.50  "И говорил Г-сподь Моше в степях Моува  у Ярдайна против Ирайхо, так: 

33.51  Говори Сынам Исруайля и скажи им: Когда вы перейдете через Ярдайн на землю Кенуана. 

33.52  И вы унаследуете землю всех обитателей, и уничтожьте все  изображения их идолов, и всех их литых идолов уничтожьте, и все их возвышения истребите".

– "И вы унаследуете землю всех обитателей" – Т.е. всех обитателей земли следовало истребить до конца так же, как это было сделано на Восточном берегу Ярдайна с эморейскими народами Сихона и Ога. Поэтому перевод первого слова как "прогоните" неверен в принципе. На территории кенанейских народов все эти народы подлежали поголовному истреблению.

– "и уничтожьте все изображения их идолов литых идоловвозвышения истребите" – Т.е. поголовному истреблению подлежали не только кенанейские народы, но и их идолы, и места поклонения.

33.53  "И вы унаследуете землю, и обитайте на ней. Ибо вам дал Я эту землю, чтобы вступить во владение ею. 

33.54  И наделяйте землею по жребию по семействам вашим: Многочисленному дайте больший удел, а малочисленному дайте меньший удел. На какое место выйдет ему жребий, это будет ему. По коленам отцов ваших наделяйте уделы". 

– "По коленам отцов ваших наделяйте уделы" – Вначале по жребию определялись уделы для 12 колен. Вот как об этом написано в Книге Иошиа (14.1 – 5):

(1) А вот что получили в надел сыны Исруайля в земле Кенуана, что уделили им Элузур священослужитель и Иошиа, сын Нина, и предводители колен Сынов Исруайля. (2) По жребию надел их, как повелел Г-сподь через Моше о девяти коленах и половине колена. (3) Ибо дал Моше надел двум коленам и половине колена за Ярдайном. Левитам же не дал надела среди них. (4) Ибо от сынов Йосайфа произошли два колена: Менаше и Эфруим. И они не дали левитам части в земле, а только города для жительства с предместьями для их скота и для их имущества. (5) Как Г-сподь повелел Моше, так и сделали сыны Исруайля, и так делили землю".   

33.55  "А если вы не унаследуете земли обитателей, то будут они, кого оставите из них, иглами в ваших глазах и шипами в ваших боках. И будут теснить вас на земле, на которой вы обитаете. 

33.56  И будет, как Я полагал сделать им, так Я сделаю вам".

А вот, что говорится в самом начале Книги Судей (1.28 – 2.4):

(1.28) "И вот, когда Исруайль закрепился, сделал он кенаанеев данниками, но изгнать не изгнал их. (29) И Эфраим не изгнал кенаанеев, живших в Гэзэре, и жили кенаанеи в среде его в Гэзэре. (30) Зэвилин не изгнал жителей Китрона и жителей Наалола, и жили кенаанеи в среде его, и стали данниками. (31) Ушайр не изгнал жителей Акко и жителей Цидона, и Ахлава, и Ахзива, и Хэлбы, и Афика, и Рехова. (32) И жил Ушайр среди кенаанеев, жителей той земли, ибо он не изгнал их. (33) Нафтули не изгнал жителей Байт Шемеша и жителей Байт Аната, и жил среди кенаанеев, жителей той земли. Жители же Байт Шемеша и Байт Аната были их данниками. (34) И оттеснили эморийцы сынов Дуна к горе, ибо не давали им спускаться в долину. (35) И решили эморийцы жить на горе Хэрэс, в Аялоне и Шаалбиме. Но тяжела была рука рода Йосайфа, и стали они данниками. (36) Пределы же эморийцев от возвышенности Акраббим, от Сэлы и выше.

 (2.1) И взошел посланник Г-спода из Гилгула в Бохим, и сказал: Я вывел вас из Египта и привёл вас в землю, о которой клялся отцам вашим, и сказал: "Не нарушу Я завета Моего с вами вовек. (2) И вы не заключайте союза с жителями земли этой, жертвенники их разрушьте". Но вы не послушали голоса Моего. Что это вы сделали? (3) И потому говорю и Я: Не прогоню их от вас, и будут они для вас тенетами, и божества их будут для вас западнею. (4) И вот, когда говорил посланник Г-спода эти слова всем сынам Исруайля, завопил народ и заплакал".

Тема

34.1  "И говорил Г-сподь Моше так: 

34.2  Повели сынам Исруайля и скажи им: Ибо вы вступаете на землю Кенуана. Вот земля, которая достанется вам в наследство, земля Кенуана в её границах". 

– "земля Кенуана в её границах" ­­– Тем не менее в состав границы Земли Исруайля входила территория Пелиштимлян, которые не принадлежали к народам Кенуана. Пелиштимляне были потомками Мицраима и жили на Юге земли Кенуана в пустыне Негев от Ашкелона и Азы до Мицраима вдоль берега Большого (Средиземного) моря. 

34.3  "И будет вам сторона южная от пустыни Цин возле Эдома. И будет вам южная граница от Восточного края Соленого моря".

Южная граница Земли Исруайля начиналась от Юго-восточной оконечности Солёного (Мёртвого) моря и спускалась в пустыне Негев на Юго-запад, обходя горный район на Юге, где располагалось царство Эдом. И выходила граница в пустыню Цин в район Кудайш Барнайа (сегодня Эль-Кусейма на Северо-востоке Синайского полуострова рядом с границей государства Израиль, на трети пути от Средиземного моря до северной оконечности залива Акаба).       

34.4  "И повернет ваша граница от юга к Маалай Акрабим, и пройдет к Цину, и будут её исходы южнее Кудайш Барнайа. И выйдет к Хацар Адуру, и пройдет к Ацмону.

34.5  И повернет граница от Ацмону к потоку Мицраима, и будут её исходы к морю". 

– "И повернет граница от Ацмону к потоку Мицраима" – И это Восточная оконечность Дельты Нила. Т.е. Южная граница Земли Исруайля выходила к Дельте Нила, к земле Мицраим. И эти земли были присоединены только во времена царя Давида, т.е. более чем через 400 лет после начала завоевания земли, как сказано в Книге Шэмиайля (2 8.1): "И было после этого, Давид поразил Пелиштимлян и покорил их, и взял Давид Мэтэг-Амма (Гат) из рук Пелиштимлян". И также сказано о царе Шеломо в Книге Царств (1 5.1): "Шеломо владел всеми царствами от реки Пэрус (Евфрат) до земли Пелиштимской и до пределов Мицраима. Они приносили дары и служили Шеломо во все дни жизни его".

34.6  "А границей на Западе будет вам Великое море. Это будет вам границей на Западе. 

34.7  А это будет вам границей на Севере. От Великого моря проведите её к горе Ор". 

– "От Великого моря" – Ещё во время заключения Первого Договора на Землю Творец говорил Аврууму (Бр 15.18): "В этот день Г-сподь заключил с Аврумом Договор, говоря: Твоему потомству Я отдал эту землю от реки Мицраим (Нил) до реки большой, реки Пэрус (Евфрат)".  

А река Пэрус (Евфрат) наиболее близко подходит к Большому (Средиземному) морю в его Северо-восточной оконечности на границе нынешних государств Турции и Сирии. Именно там от Северо-восточной оконечности Большого моря начиналась граница Земли Исруайля, которую дал народу Творец, которую завоевал царь Давид, и которой владел царь Шеломо.

– "к горе Ор" – Гора Ор располагалась на хребте Нур, что лежит в непосредственной близости от Северо-восточной оконечности Большого моря на нынешней территории Турции. И далее Северная граница Земли Исруайля выходила к реке Пэрус (Евфрат).   

34.8  "От горы Ор проведите ко входу в Хамус. И будут исходы границы к Цэдуду. 

34.9  И выйдет граница к Зифрону, и будут её исходы к Хацар Айнун. Это будет вам границей на Севере. 

34.10  И проведите для себя границу на Востоке. От Хацар Айнун к Шэфуму. 

34.11  И спустится граница от Шэфуму к Ривлу восточнее Уин, и спустится граница, и коснется берега моря Кинерес с востока".

Восточная граница проходила от реки Пэрус где-то в районе нынешнего Маскана на территории Сирии и далее спускалась к Хомсу в Сирии, и к нынешнему Ливану в долину Бекаа, проходила по верховьям реки Ярдайн и выходила к Восточному побережью моря Кинерес, и далее спускалась по реке Ярдайн. Вообще то говоря, Восточная граница Земли Исруайля проходила по традиционному караванному маршруту тех времён.  

34.12  "И спустится граница к Ярдайну, и будут исходы её к Соленому морю. Это будет вам земля с ее границами вокруг. 

34.13  И повелел Моше Сынам Исруайля так: Вот земля, которую унаследуете по жребию, которую повелел Г-сподь дать девяти коленам и половине колена. 

34.14  Ибо получили колено сынов Рэивайна по дому отцов своих и колено сынов Гуда по дому отцов своих, и половина колена Менаше, получили они своё наследие. 

34.15  Два колена и половина колена получили своё наследие по эту сторону Ярдайна, против Ирайхо к Востоку".