Иудаизм

45. И молил я (Вуэсханан) 5779 г.

10 – 16 Менахем Ав (11 – 17.08.19)

В будущую Субботу читается недельная глава "Вуэсханан (И молил я)".

Предыдущая недельная глава заканчивается тем, что Моше излагает события сорокового года, когда по указанию Творца народ двинулся на завоевание земель Сихона и Ога, что на Восточном берегу Ярдайна и озера Кинерес.

В начале главы говорится о молитве Моше к Творцу с просьбой дать ему возможность перейти Ярден и увидеть обещанную для завоевания землю. Далее Моше начинает напоминать народу о предшествующих событиях и о Десяти Речениях Творца с горы Синай. Затем Моше предупреждает народ о том, что если он забудет Договор с Творцом, то его ожидает изгнание с этой земли и многочисленные беды. Далее Моше отделяет три города-убежища на Восточной стороне Ярдена. Затем Моше повторяет всему народу Десять Речений Творца с горы Синай. Далее Моше приводит главную фразу Торы: "Слушает Исруайль, Г-сподь Б-г наш, Г-сподь Один", и даёт пояснения к ней. В конце недельной главы Моше повторяет указание Творца разбить все народы на кенанейской земле, а также Его запрет родниться с этими народами.

Заканчивается недельная глава следующими фразами (Дв 7.9-11):

7.9 "И знай, что Г-сподь Б-г твой, Он есть Б-г, Б-г верный, хранящий Договор и милость для любящих Его и для соблюдающих Его заповеди на тысячу поколений.  10. И воздающий Своим ненавистникам перед Его лицом, чтобы погубить его. Не замедлит ненавидящему Его, в лицо воздаст ему. 11. А ты соблюдай заповедь и законы, и правопорядки, которые я заповедую тебе сегодня, чтобы исполнять их".

Подтема

3.23 "И молил я о милости Г-спода в ту пору так: 24. Господин мой, Г-сподь! Ты начал являть Твоему рабу Твое величие и Твою крепкую руку. Ибо кто есть сильный на небесах и на земле, который сделал бы подобное Твоим делам и могучим деяниям Твоим! 25. Дай мне перейти и увидеть эту добрую землю, что за Ярдайном, эту гору прекрасную и Лэвунон. 26. Но гневался Г-сподь на меня из-за вас и не слушал меня. И сказал Г-сподь мне: Довольно тебе. Не говори Мне более об этом. 27. Взойди на главу вершины и подними глаза твои к Западу и к Северу, к Югу и к Востоку, и посмотри своими глазами, ибо не перейдешь ты этот Ярдайн. 28. И дай повеление Иошиа, и придай ему силу и крепость. Ибо он перейдет пред этим народом, и он введет их во владение землей, которую ты увидишь. 29. И стояли мы в долине напротив Байт Пэора".

Причина, по которой Творец отказал Моше, чтобы дать ему возможность перейти в землю кенанейских народов, состояла в гневе Его на Моше (26): "Но гневался Г-сподь на меня из-за вас и не слушал меня". Однако в самом тексте не указана причина Гнева Творца. И далее в нашей недельной главе, по ходу изложения законов, Моше ещё раз возвращается к этой теме (Дв 4.21,22):

4.21 "И Г-сподь прогневался на меня из-за ваших речей и поклялся, что не перейти мне Ярдайн и не вступить на землю добрую, которую Г-сподь Б-г твой дает тебе в наследие. 22. Ибо умру я на этой земле, не перейду Ярдайн. А вы переходите и вступаете во владение этой доброй землей". 

И здесь также не уточняется, о каких речах говорится в тексте. А это уточнение имеется в предыдущей недельной главе, где речь идёт о грехе разведчиков (Дв 1.34-39):

1.34 "И услышал Г-сподь голос ваших речей, и прогневался, и поклялся так: 35. Никому из этих мужей, этому злому поколению, не увидеть доброй земли, о которой Я клялся дать вашим отцам. 36. Кроме Кулайва, сына Ифине, он увидит ее, и ему Я дам землю, по которой он прошёл, и его сынам, за то, что он исполнил долг следования за Г-сподом.  37. Также и на меня прогневался Г-сподь из-за вас, говоря: И ты не придешь туда.  38. Иошиа сын Нина, стоящий пред тобою, он придет туда. Придай ему крепость, ибо он введет Исруайль во владение ею. 39. А ваши малые дети, о которых вы сказали, что они станут добычею, и ваши сыны, которые не познали ныне ни добра, ни зла, они придут туда, и им Я дам ее, и они унаследуют ее". 

Т.о. мы видим, что после греха разведчиков в середине второго года по выходу евреев из Мицраима, Моше уже знал, что его участь предрешена вместе со всем народом, чтобы умереть в пустыне и не войти в землю наследия отцов. Тем не менее, все оставшиеся 38 лет Моше учил народ и руководил им. А в 40-ом году он разбил царства Сихона и Ога на Восточном берегу Ярдена и отдал эту землю коленам Рэивайна, Гуди и половине колена Менаше.

Спрашивается, если участь Моше была предрешена задолго до конца пребывания народа в пустыне, то для чего нужна была вся история с отсутствием воды для общины, описанная в Четвёртой Книге Пятикнижия. Тогда в первом месяце 40-го года Моше нарушил слово Творца и вместо того, чтобы приказать скале дать воду для народа, он дважды ударил по скале своей тростью. После чего вода пошла. А Творец сказал Моше (Бм 20.12,13):

20.12 "И сказал Господь Моше и Аарону: За то, что вы не дали веру в Меня, чтобы явить Мою Святость на глазах у Сынов Исруайля. Потому вы не приведете это общество на землю, которую Я дал им. 13. Это Воды Распри, где спорили Сыны Исруайля с Г-сподом, и Он освятился в них". 

Однако, приговор к смерти у Моше был же давно. И что тогда даёт нам эта история с водой?

Тогда в истории с разведчиками было сказано (Дв 1.37): "Также и на меня прогневался Г-сподь из-за вас, говоря: И ты не придешь туда". Т.е. в той истории Творец не назвал формальную причину Своего Судебного Решения. А об этой причине, хотя и не формальной, говорилось в предыдущей недельной главе, когда весь народ предложил Моше послать разведчиков. А далее о Моше было сказано: "И хорошо это было в моих глазах". И там же было объяснено, что это серьёзная ошибка Моше, за которую поплатился весь народ. Однако формально Творец не упрекнул его в этой ошибке, а только сказал ему впоследствии: "И ты не придешь туда".

Т.о. история с Водами Распри нужна были лишь для того, чтобы предъявить Моше формальную причину того, что он не войдёт в землю кенанейских народов, а умрет на Восточной стороне Ярдайна. Он ударил скалу дважды вместо того, чтобы сказать ей. А это формальное нарушение повеления Творца, за которое последовало формальное наказание смертью, как его, так и Аарона, который вообще не открывал рта и ничего криминального не сделал. Однако за Аароном ещё с первого года по выходе из Египта числилась история с Золотым Тельцом, в которой он был формально виновен.

Т.о. в данном случае Творец разрешил проблему для обоих. Поскольку у них изначально не было возможности войти в землю кенанейских народов для её завоевания. Как Моше, так и Аарон нужны были Творцу на стадии становления народа в течение 40-а лет в пустыне, ввиду их высокого духовного уровня. Однако на этом их функции заканчивались. Дальнейшую работу должны были делать другие люди с более низким духовным уровнем.

И так же сказано в Книге Коэлес царя Шеломо (3.1,2):

3.1 "Всему свое время, и свой срок всякой вещи под небесами: 2. Время рождаться и время умирать …"

Сейчас мне хотелось бы вернуться к завершающим фразам, приведенным в предыдущем комментарии, где Творец даёт Моше указание взойти на гору перед смертью и осмотреть землю кенанейских народов (Дв 3.27):

3.27 "Взойди на главу вершины и подними глаза твои к Западу и к Северу, к Югу и к Востоку, и посмотри своими глазами, ибо не перейдешь ты этот Ярден".

В Писании вот уже в третий раз Творец даёт указание посмотреть на четыре стороны света. В первый раз это было сказано Аврууму после того, как Лот ушёл от него (Бр 13.14): "… Подними же свои глаза и посмотри с того места, где ты находишься, на Север и на Юг, и на Восток, и на Запад".

Это первое упоминание четырёх сторон света в Торе. Поэтому здесь интересно посмотреть, какова этимология названий стран света на иврите. Ранее уже говорилось, что иврит - язык строго логичный, построенный на реалиях окружающего мира.

На иврите Север читается, как Цуфон, и означает Левую строну (Смоль – на иврите) для того, кто стоит лицом на Восток. Очень вероятно, что от ивритского слова Смоль – Левая сторона, в конце концов, возникло русское слово Север. Слово Цуфон – Север, происходит от корня Цуфу – Покрывать, Скрывать. Т.е. Цуфон – Север, это то направление, где Солнце Скрывается на ночь от глаз человека.

Кстати, от этого же корня Цуфу произошло слово Мацпин – Тайник, Сокрытие, которое только однажды использовано в Священном Писании в Книге Пророка Овадью. Любопытно, что в современном иврите это слово Мацпин получило значение – Совесть. Т.е. Совесть на современном иврите, это то, что Скрыто, Спрятано.  Тем не менее, в самом Священном Писании такого понятия, как Совесть  не существует.

Поэтому этот термин был порождён человеком в эпоху возникновения и становления Христианства для того, чтобы обозначить, некоторым образом, меру своего незнанияЗачем человек пришёл в этот мир? И что он в этом мире должен делать? И когда в голове у человека полная неразбериха: Кто он? Зачем он? Почему он?, то тогда Совесть становится стрелочником, который отвечает за всё.

Юг на иврите читается, как Негев. Этот корень имеет несколько значений. Во-первых, это означает СушьЗной. Во-вторых, это название пустыни на Юге земли кенанейских народов. В-третьих, это направление на Юг. Т.о. Юг на иврите, это знойное и сухое место, что соответствует географии этой земли.

Помимо слова Негев, у стороны света Юг, на иврите имеются ещё два значения. Одно из них - Дуром. Это слово состоит из двух частей: буква Д, означает слово Дерех – Путь по-русски. А вторая часть Рум – это Подниматься, Возвышаться. Дело в том, что обычный путь из Мицраима, располагавшегося на низменных землях, по дороге в землю кенанейских народов, проходил по Западной части Синайского полуострова и по пустыне Негев, которые возвышались на Мицраимом. А эти территории, в свою очередь, расположены на Юге земли кенанейских народов.

И ещё одно значение Юга на иврите – это Таймун. Данное слово происходит от корня Юмин – Правая сторона. И это название Юга связано со строительством Храма Г-спода. Поскольку Правая сторона Храма всегда располагалась на Южной стороне.

Дело в том, что Храм Г-спода, который Моше построил в Синайской пустыне и последующие два Храма Г-спода, построенные в Иерусалиме, всегда были строго сориентированы по сторонам света с Востока на Запад. Вход в Храм находился на Востоке. Вдоль Северной, левой стороны Храма располагался стол с хлебами. Вдоль Южной, правой стороны Храма располагался Светильник с семью лампадами. А на Западной стороне Храма было специальное закрытое помещение Святая Святых, где располагался Ковчег (специальный ларь), в котором хранились Скрижали Завета. Это были две каменные плиты, на которых рукой Творца были написаны 10 Речений, произнесённых им с горы Синай перед всем Народом Исруайля.

Восток на иврите читается, как Кедем. Выше уже говорилось, что у этого корня имеется три значения. Во-первых, это лицевая сторона кого-либо или чего-либо. Во-вторых, это сторона света Восток. И, в-третьих, это прошедшее время или прошедшие дни. Т.о. направление на Восток – это место, где находилась лицевая сторона Храма Г-спода.

Помимо корня Кедем, имеется ещё одно значение для направления на Восток, которое читается, как Мизрух. Это слово состоит из двух частей: предлога Ми – От Чего-то, От Кого-то, и корня Зурах – Сиять, Светить. Т.о. Восток – это то место откуда приходит Солнце и начинает Светить на наш мир.

Запад на иврите читается, как Юм. Этот же корень означает Море. Поскольку Средиземное Море, или Большое Море, как оно упоминается в Писании, находится точно на Западе от земли кенанейских народов.

Другое название Запада, которое используется только в Книгах Пророков и в Книгах Писаний – это Маарув. Это слово состоит из двух частей: предлога Ми – От Чего-то, От Кого-то, и корня Урав - Смешивать, или Эрев – Вечер. Т.о. Запад, это то место, где прячется Солнце, когда начинается смешение Света и Тьмы и когда Вечер приходит на мир.

И здесь также следует отметить, что все приношения в Храме Г-спода совершались только в направлении Запада, или против Святая Святых. Утром приношения совершались до выхода Солнца на небосклон, а вечером – после захода Солнца за горизонт. И в этом же, в западном направлении, совершались все молитвы в Храме в то время, когда Солнце отсутствовало на небосклоне. Поскольку именно Солнце с древнейших времён является наиболее распространённым источником идолопоклонства.

В рассматриваемом нами тексте также определённый интерес представляет порядок  перечисления сторон света, который Творец предложил Авруму (Бр 13.14): "Подними же свои глаза и посмотри с того места, где ты находишься, на Север и на Юг, и на Восток, и на Запад".

Здесь сразу же возникают два простых вопроса:

– Имеет ли значение порядок перечисления сторон света Север, Юг, Восток и Запад?

– И как можно посмотреть на Север, а затем на Югминуя Восток или Запад?

Надо сказать, что Творец перечислял стороны света не только Авруму, но и Якову, и Моше. Вот, что Творец сказал Якову (Бр 28.14):

"И будет потомство твое, как прах земной. И распространишься ты на Запад и на Восток, на Север и на Юг. И благословляться в тебе и в твоём потомстве все семейства земли". 

Как мы видим в этом благословлении Творца порядок перечисления сторон света совершенно иной, можно сказать почти обратный: Запад, Восток, Север и Юг.

А вот, что Творец сказал Моше незадолго до его смерти (Дв 3.27):

"Взойди на главу вершины и подними глаза твои на Запад и на Север, и на Юг, и на Восток. И посмотри своими глазами, ибо ты не перейдешь этот Ярден".

В данном случае порядок перечисления сторон света иной, отличающийся от предыдущих: Запад, Север, Юг и Восток.

Итак, попробуем, насколько это возможно, попытаться понять, о чём же идёт речь во всех этих перечислениях сторон света, и почему в разных случаях разный порядок перечисления.

Прежде всего, во всех этих случаях упоминание сторон света имеет своё прямое назначение, идёт ли речь о том, куда следует посмотреть, или куда будут распространяться Сыны Исруайля, потомки Якова.

Однако, помимо этого каждая сторона света характеризует определённую, так скажем, Духовную сторону вопроса.

Север характеризует Скрытую информацию, которую человек Не Сможет узнать при своей жизни. Однако Творец раскрывает ему эту информацию.

Юг характеризует Открытую информацию, и это то, что произойдёт в будущем при жизни человека. Обычный человек в реальной жизни не знает своего будущего, и будущее своих потомков. Поэтому Творец даёт ему возможность увидеть это будущее.

Восток характеризует Проблемы, которые придут в будущем. Поскольку Солнце, это не только источник жизни на земле, но также и источник многих бед, засух и голода, а также источник самого древнего и распространённого вида идолопоклонства на земле.

Запад характеризует Святость, поскольку только в этом направлении осуществлялись все приношения и молитвы в Храме Г-спода.

Т.о. мы видим, что Творец дал Авруму возможность увидеть: Сокрытое, Открытое, Проблемы, а, в конце концов, и Святость Народа Исруайля. Однако при своей жизни Авруум не смог увидеть реализации клятвы Творца о том, что его потомки завоюют земли кенанейских народов. Поэтому все направления сторон света как бы оторваны друг от друга: Север, Юг, Восток и Запад.

Якову Творец дал возможность, прежде всего, увидеть Святость Народа Исруайля, который рождался у него на глазах. Затем Творец дал ему возможность увидеть Проблемы, ожидавшие народ, затем Сокрытое и, наконец, Открытое. Однако Якову также не было дано увидеть при жизни, как его потомки будут завоёвывать свою землю. Поэтому также и у него все направления сторон света как бы оторваны друг от друга: Запад, Восток, Север и Юг. Причём последним в этом списке был Юг. Это то направление, дорога в Мицраим, куда спустились Сыны Исруайля, и где рождался Народ Исруайля на протяжении более 200 лет.

Моше Творец дал возможность при жизни увидеть Святость Народа Исруайля, а затем Сокрытое, Открытое и будущие Проблемы народа, о которых много говорится в Песне "Внемлите Небеса". Однако, в отличие от Авруума и Якова, Моше была дана возможность увидеть при жизни хотя бы частичное завоевание земель кенанейских народов. Поэтому у Моше направления сторон света связаны парами: Запад, Север, Юг и Восток. А заканчивается этот перечень Востоком. Поскольку именно туда на Восток впоследствии были уведены 9 Колен Сынов Исруайля.

Тема

4.1 "И теперь Исруайль, слушай законы и правопорядки, которым Я учу вас, чтобы исполнять для того, чтобы вы были живы и пришли, и овладели землей, которую Г-сподь Б-г ваших отцов, дает вам". 

Из сказанного следует, что Творец даёт землю кенанейских народов Народу Исруайля на достаточно жёстких условиях. А именно, следует строго соблюдать и исполнять законы и правопорядки, данные Творцом. И только в этом случае народ будет жив, и сумеет овладеть этой землёй, и будет жить на ней.  

4.2 "Не прибавляйте к тому, что я заповедаю вам, и не убавляйте от него для того, чтобы соблюдать заповеди Г-спода Б-га вашего, которые я заповедаю вам". 

Строгое соблюдение законов и правопорядков Творца подразумевает запрет прибавлять что-либо к ним или убавлять что-либо от них.

Так, например, о первом дне 7-го месяца года в Третьей Книге Пятикнижия сказано так (В 23.23 – 25):

23.23  "И говорил Г-сподь Моше так: 24. Говори Сынам Исруайля так: В седьмом месяце в первый день месяца будет у вас субботний деньпамятное трубление, священное собрание. 25. Никакой работы вы не делайте, и приносите огнепалимую жертву Г-споду". 

А в Четвёртой Книге Пятикнижия по поводу этого же дня сказано (Бм 29.1, 2):

29.1  "И в седьмом месяце, в первый день месяца священное собрание будет у вас, никакой работы вы не делайте. День трубления будет у вас. 2. И принесите всесожжение в приятное благоухание Г-споду …"

Из текста Торы совершенно ясно и однозначно следует, что: Только первый день седьмого месяца (новолуние) является субботним и только в этот день трубят в шофар. Причём "памятным" трублением названо потому, что это Первый День Седьмого, Праздничного месяца года в память о Седьмом Дне Сотворения мира, в память о Субботе.

Тем не менее, наши учителя, фарисеи около 1800 лет назад так и не смогли до конца понять причину трубления в этот день. И поэтому они постановили, что трубление следует проводить, как в первый, так и во второй день седьмого месяца. А если первый день седьмого месяца приходится на Субботу, то трубление в этот день отменяется вообще, поскольку шофар является предметом, до которого нельзя касаться в Субботу и нельзя приносить его в Субботу в синагогу.

Причём около 1600 лет назад еврейский календарь был установлен таким образом, что первый день лунного месяца по календарю, как правило, не совпадает с истинным новолунием. Т.о. искажение того, о чём сказано в Торе к обязательному исполнению, становится ещё большим. И всё это – сегодняшняя реальность в соблюдении Праздников Творца согласно Алахе. Прибавили, убавили, исказили … и постановили, что так надо делать.

4.3 "Глаза ваши видели то, что сделал Г-сподь из-за Баал Пэора. Ибо всякого, кто следовал за Баал Пэором, истребил его Г-сподь Б-г твой из твоей среды. 4. А вы, прилепившиеся к Г-споду Б-гу вашему, все вы сегодня живы". 

О чём здесь идёт речь? Сказано в Четвёртой Книге Пятикнижия в недельной главе Булук (Бм 25.1 – 9):

 25.1 "И жил Исруайль в Шитим, и стал народ блудодействовать с дочерями Моува. 2. И звали они народ на трапезы жертвенные своим божествам, и ел народ, и поклонялись они их божествам. 3. И пристал Исруайль к Баал Пэору. И воспылал гнев Г-спода на Исруайля. 4. И сказал Г-сподь Моше: Возьми всех глав народа, и повесь их пред Г-сподом против солнца. И отвратится палящий гнев Г-спода от Исруайля. 5. И сказал Моше судьям Исруайля: Убейте каждый своих людей, приставших к Баал Пэору. … 7. И увидел Пинхус, сын Элузура, сына Аарона священнослужителя. И встал он из среды общины, и взял он копье в руку свою. 8. И вошел вслед за мужем исруайли в шатер, и пронзил обоих, мужа исруайли, и женщину  в чрево ее. И прекратился мор у сынов Исруайля. 9. И было умерших от мора двадцать четыре тысячи".

Т.о. в результате мирного сосуществования евреев с нееврейскими женщинами и поклонения муовитскому идолу Баал Пэору в среде Сынов Исруайля от мора погибло самое большое количество народу за все 40 лет пребывания в пустыне. Из чего следует, что нееврейские женщины и идолопоклонство являются наиболее опасными преткновениями на пути еврейского народа.

4.5 "Смотри, я учил вас законам и правопорядкам, как повелел мне Г-сподь Б-г мой, чтобы поступать так на земле, на которую вы вступаете, чтобы овладеть ею. 6. И соблюдайте их и исполняйте их, ибо в том ваша мудрость и ваша проницательность в глазах народов, которые услышат все эти законы и скажут: Однако, народ мудрый и проницательный, этот великий народ!" 

А если это столь важно для еврейского народа, чтобы быть "мудрым, проницательным и великим народом" в глазах других народов?

Если сегодня спросить какого-либо взрослого ученика ешивы, что он думает о других народах, то ответ будет однозначным: "Еврейский народ – это народ Творца, а до других народов нам нет никакого дела. Надо учить Тору и выполнять заповеди Творца. А что думают другие народы о евреях – это их проблемы". И точно такой же ответ можно получить от любого раввина.

И действительно, еврейский народ по всем своим законам о соблюдении Субботы и Праздников, о ритуальной нечистоте, о чистоте семейной жизни, о воспитании детей, о еде, об одежде, о взаимоотношениях в делах и во многом другом заметно отличается от других народовЕврейский Народ более трёх тысячелетий назад был создан и отделён Творцом от других народов мира. И на тех же принципах религиозные евреи существуют и сегодня.

Но тогда возникает простой вопрос: С какой целью Творцу потребовалось создавать такой уникальный народ, который сумел просуществовать в нашем непростом мире все эти тысячелетия и не сгинуть?  И ответ на этот вопрос мы находим в нашем отрывке (Бм 4.6): "ибо в том ваша мудрость и ваша проницательность в глазах народов, которые услышат все эти законы и скажут: Однако, народ мудрый и проницательный, этот великий народ!" 

Т.е. главной целью Творца при создании еврейского народа было стремление преподать ПРИМЕР всем народам мира: По каким законам, и по каким правилам им следует жить в этом мире, чтобы приблизиться к Творцу и, в конечном счёте, приблизить этот мир к Творцу.

Почему? Зачем?

Если мы проследим развитие мира, изложенное в Торе, то увидим достаточно простую безыскусную историю. Вначале был создан Первый Человек – один единственный, как и Творец этого мира, а также был создан весь животный мир, но только парами – самец и самка. Первый Человек, увидев весь животный мир, не захотел оставаться одиноким. И тогда Творец создал из него Мужчину и Женщину. Далее Змей совратил Женщину, и она согрешила сама и ввела в грех Мужчину. Далее Творец изгнал обоих из Райского Сада и прикрыл эту обитель навсегда.

Затем Мужчина и Женщина начали плодиться, умножаться и наполнять землю согласно благословению Творца. Однако за первые 1600 лет существования, как люди, так и животные пришли к беспорядочным половым связям между собой, поскольку все были вегетарианцами. А кроме того, именно беспорядочные половые связи заполняли весь их быт.

Тогда Творец навёл на мир Потоп и смыл всё живое с лица Земли, за исключение одного семейства Праведного Ноаха и по паре от всех живых тварей. Кроме того, после Потопа Творец разъединил всех живых тварей на хищников и травоядных и разрешил людям есть мясо. Однако чуть более чем через 100 лет после Потопа все люди того мира, жившие в Вавилоне одной большой семьёй и говорившие на одном языке, пришли к идолопоклонству и начали строить Вавилонскую Башню, чтобы противостоять Творцу. Тогда Творец дал разным семьям разные языки и разослал разные семьи в разные земли. С этого момента люди в мире начали делиться на семьи и народы, а идолопоклонство стало распространяться по миру.

Тогда из потомков Праведного Ноаха Творец выделил одно семейство Айвера (от его имени произошло название народа иври – еврей), а из его потомков выделил Авруума, которому дал сына Ицхука и внука Якова. Далее Яков родил 12 сыновей, из которых впоследствии Творец создал Народ Исруайля и наделил его землёй кенанейских народов.

Зачем? Для того, чтобы Народ Исруайля мог принести в этот мир и показать другим народам Законы и Правопорядки, по которым Человек должен жить на этой Земле!

Следовательно, еврею изначально согласно Торе должно быть далеко не безразлично, каким является Народ Исруайля – Народ Творца в глазах других народов.

И Народ Исруайля нёс свою функцию через тысячелетия практически до середины 19–го века, до возникновения т. наз. политического сионизма, который практически свёл на нет весь Народ Исруайля – Народ Творца.

4.7 "Ибо кто есть великий народ, к которому боги так близки, как Г-сподь Б-г наш, когда бы мы ни воззвали к Нему".

Дважды в день, утром и вечером, каждый еврей произносит главную фразу Торы, записанную в нашей недельной главе (Дв 6.4):

"Слушает Исруайль. Г-сподь Судья наш, Г-сподь – Один".

Первые два слова обычно переводят, как "Слушай Исруайль", что в данном случае неверно. В Пятой Книге Пятикнижия четыре раза сказано "Шма Исруайль", и в трёх случаях – это действительно обращение к Народу Исруайля – Слушай Исруайль. Однако в данном случае "Шма Исруайль" – это одна из трёх важнейших характеристик Творца, а именно то, что Он "Слушает Исруайль", что Он – Судья Народа, и что Он – Один единственный в этом мире, кто определяет судьбу этого мира. Поэтому всегда, когда евреи взывают к Творцу, Он слушает их. Об этом говорится в приведенном выше отрывке текста и об этом свидетельствует реальная история еврейского народа.

4.8 "И кто есть великий народ, у которого законы и правопорядки справедливые, как все это Учение, которое я даю пред вами сегодня!"

Тора излагает законы и правопорядки справедливые с точки зрения Творца, создавшего этот мир. Хотя в глазах человека далеко не всегда эти законы видятся справедливыми, особенно в отношении наказания злодеев смертью. Почему? Потому что человек видит только то, что лежит на поверхности. А Творцу дано видение глубинных процессов, которые выходят на поверхность в будущем, в иных поколениях. Поэтому понятие справедливости законов Торы – абсолютно, а у человека – относительно его видения и существующего момента.

А отсюда следует, согласно Справедливости Творца, злонамеренные убийцы, гомосексуалисты, лесбиянки и прочая разнополая нечисть – однозначно подлежат смерти, побиению камнями.

Однако мы дожили сегодня до того, что гомосексуалисты открыто заседают в парламентах государств Европы и Израиля, и руководят государствами, так, как будто бы и не было в этом мире разрушения Содома и Аморы.

4.9  "Только береги себя и очень береги твою Душу, чтобы не забыл того, что видели твои глаза, и чтобы не ушли они из твоего сердца во все дни жизни твоей. И поведай о них твоим сыновьям, и сыновьям твоих сыновей".

– "Только береги себя" – Почему нужно беречь себя? Потому, что еврей, нарушающий Законы Творца, получает соответствующее наказание в этой мире, вплоть до смерти, включая и день сегодняшний.

– "и очень береги твою Душу" – Почему нужно беречь Душу, да ещё и "очень"Потому что Душа вечна. Поэтому любые нарушения Законов Творца накладывают на Душу свой отпечаток, который придётся исправлять будущим поколениям евреев, пришедших в этот мир. Причём, возможно, это будут потомки данного еврея.

– "чтобы не забыл того" – Имеется в виду "забыть" намеренно, когда человек отказывается от своего еврейства, старается подражать нееврейским законам и старается быть таким, как все гоим.

– "что видели твои глаза" – Моше обращается к народу, в большинстве своём, родившемся в пустыне! Т.е. формально они не стояли у горы Синай, не слышали и не видели Десяти Речений Творца! Тем не менее, их родители стояли у горы, слышали и видели всё. И это общение Творца со своим Народом передаётся из поколения к поколению с тех самых пор. Поэтому глаза еврея всегда отличаются от глаз нееврея, поскольку в них заложены события того времени.

– "и чтобы не ушли они из твоего сердца во все дни жизни твоей" – Т.е. человек на протяжении всей своей жизни должен руководствоваться Законами Творца, полученными на Синае. Ибо там был заключён Договор между Творцом и Народом Исруайля на выполнение всех его Законов на все будущие времена пока существует этот мир.

– "И поведай о них твоим сыновьям, и сыновьям твоих сыновей" – На еврее лежит заповедь Творца учить Его Законам своих сыновей и внуков. И если еврей не выполняет эту заповедь, то он подлежит наказанию. 

4.10  "О дне, когда ты стоял пред Г-сподом Б-гом твоим при Хорайве, когда сказал мне Г-сподь: Собери Мне народ, и Я дам им услышать Мои речи, чтобы они научились бояться Меня во все дни, которые живут на земле, и чтобы этому же учили своих сыновей". 

– "и Я дам им услышать Мои речи, чтобы они научились бояться Меня во все дни" – После того, как народ услышал Десять Речений Творца с горы Синай, они сказали (Шм 20.19, 20):

20.16  "И сказали они Моше: Говори ты с нами, и мы будем слушать. И пусть не говорит с нами Б-г, чтобы нам не умереть. 17. И сказал Моше народу: Не бойтесь, ибо для того чтобы испытать вас пришел Б-гИ чтобы страх Его был пред вашими лицами, чтобы вы не грешили".

И далее в недельной главе Айкев Моше говорит всему народу слова, которые являются базовыми в отношениях человека к Творцу (Дв 10.12):

10.12  "А теперь, Исруайль, что Г-сподь Б-г твой спрашивает с тебя? Только того, чтобы бояться Г-спода Б-га твоего, чтобы ходить всеми путями Его и любить Его, и служить Г-споду Б-гу твоему, всем сердцем твоим и всею душою твоей". 

Следовательно, именно СТРАХ перед Творцом является главенствующим качеством, которое Он хотел передать во время "стояния" Народа Исруайля у горы Синай и во всей последующей истории народа. И когда этот СТРАХ забывается и уходит из сердца еврея, то на него и на его потомков приходят многочисленные беды, от болезней его и его детей, и внуков, и до оголтелого антисемитизма.

– "которые живут на земле" – Все Договора Творца, заключенные с Народом Исруайля, распространяются исключительно только для земной жизни. Ибо всяческая потусторонняя жизнь, вне земной – это химера, придуманная ещё с древнейших времен и дошедшая до наших дней в различных вариантах.   

4.11  "И вы приблизились, и стали под горой. А гора пылает огнем до сердца небес: тьма, облако и туман".

– "А гора пылает огнем до сердца небес: тьма, облако и туман" – А вот, как это описано в недельной главе Исро во Второй Книге Пятикнижия (Шм 19.16 – 20):

19.16  И было, на третий день, с наступлением утра, были громы и молнии, и облако тяжелое на горе, и голос шофара (бараний рог) очень сильный. И затрепетал весь народ, который в стане. 17. И вывел Моше народ навстречу Б-гу из стана, и стали они у подножия горы. 18. А гора Синай дымилась вся, потому что сошёл на нее Г-сподь в огне. И восходил от нее дым, как дым из печи, и содрогалась вся гора очень. 20. И сошёл Г-сподь на гору Синай, на вершину горы, и воззвал Г-сподь к Моше (подняться) на вершину горы, и взошел Моше".

4.12  "И говорил Г-сподь вам из среды огня. Голос Речений вы слышите, а изображения вы не видите, только голос".

И вот, что сказано об этом после десяти Речений Творца в недельной главе Исро (Шм 20.15):

20.15  "И весь народ, видят они  Голоса  и огонь, и голос шофара, и гору дымящуюся. И увидел народ, и вздрогнули они и стали поодаль"

А вот, что сказал Творец Моше после Десяти Речений, когда тот поднялся к нему на гору (Шм 20.22, 23):

20.19  "И сказал Г-сподь Моше: Так скажи сынам Исруайля: Вы видели, что с небес говорил Я  с вами. 20. Не делайте напарника при Мне.  Божеств серебряных, и божеств золотых не делайте для себя". 

4.13 "И сказал Он вам Свой Договор, который повелел Он вам исполнять, Десять Речений. И написал Он их на двух каменных скрижалях".

А вот, что сказано в конце недельной главы Мишпутим после того, как Моше заключил Договор между Народом Исруайля и Творцом на соблюдение Законов Торы (Шм 24.12):

24.12  "И сказал Г-сподь Моше: Взойди ко Мне на гору и будешь находиться там. И Я дам тебе каменные плиты (скрижали), и Учение (Тора), и Заповедь, которые Я написал для обучения им".

4.14  "А мне повелел Г-сподь в эту пору научить вас законам и правопорядкам для исполнения их на земле, куда вы переходите, чтобы овладеть ею".

– "А мне повелел Г-сподь в эту пору научить вас законам и правопорядкам" – И это не совсем точно соответствует тому, что было в реальности. Вот как описана эта ситуация в недельной главе Исро (Шм 18.13 – 26):

18.13  "И было на следующий день, и сел Моше судить народ, а народ стоял пред Моше с утра и до вечера. 14. И увидел тесть Моше все, что он делает с народом, и сказал он: Что это такое, что ты делаешь с народом? Почему ты сидишь один, и весь народ стоит пред тобой с утра и до вечера? 15. И сказал Моше своему тестю: Потому что приходит ко мне народ вопросить Б-га. 16. Когда есть у них дело, то человек приходит ко мне, и я сужу между человеком и ближним его. И я возвещаю законы Б-га и учения Его. 17. И сказал ему тесть Моше: Нехорошо то, что ты делаешь. 18. Непременно падешь силами и ты, и этот народ, который с тобою. Ибо тяжело это дело для тебя, не сможешь ты в одиночку судить его. 19. Теперь послушай то, что я тебе посоветую, и Б-г будет с тобою. Ты будешь перед Б-гом за народ и представляй дела Б-гу. 20. И ты освети им законы и учения, и объясни им путь, по которому им идти, и дело, которое им надлежит делать. 21. И ты высмотри из всего народа людей деловых, боящихся Б-га, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их главами тысяч, главами сотен, главами пятидесяти и главами десяти. 22. И пусть они судят народ во всякое время. И будет тогда, что всякое большое дело они представят тебе, а всякое дело малое они рассудят сами. И тебе будет легче, и они будут нести бремя вместе с тобою. 24. И послушал Моше голоса своего тестя, и сделал он все, как тот сказал. 25. И избрал Моше людей деловых из всего Исруайля, и поставил их главами над народом: главами тысяч, главами сотен, главами пятидесяти и главами десяти. 26. И судили они народ во всякое время. Трудное дело представляли Моше, а всякое малое дело они судили сами". 

4.15  "И очень берегите ваши Души. Ибо вы не видели никакого изображения, в день, когда говорил Г-сподь вам на Хорайве из среды огня".

– "И очень берегите ваши Души" – Ибо грех идолопоклонства – самый тяжелый грех. Однако он довольно легко принимается человеком, ложится на Душу и очень тяжело поддаётся исправлению. Поэтому именно с запрета идолопоклонства начинаются Десять Речений Творца (Шм 20.2 – 6):

20.2  "Я Г-сподь Б-г твой, который вывел тебя из земли Мицраима, из дома рабского. 3. Да не будет у тебя богов чужих перед Моим лицом. 4. Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли. 5. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Б-г твой, Б-г ревностный, взыскивающий за вину отцов с сыновей до третьего и четвертого поколения, ненавидящих Меня. 6. И милость творящий тысячным (поколениям) любящих Меня и соблюдающих Мои заповеди". 

4.16  "Чтобы вы не извратились, и не сделали себе статую, изображение какого-либо символа в форме мужчины или женщины". 

– "в форме мужчины или женщины" – И это базовая основа античных религий Древней Греции и Рима, которая была позаимствована Христианством.

4.17  "В виде какого-либо животного, которое на земле, в виде какой-либо птицы пернатой, летающей в небесах. 

4.18  В виде какого-либо ползающего по земле, в виде какой-либо рыбы, которая в водах, ниже земли".

И это базовая основа древнейших Восточных религий и Египта.

4.19  "И чтобы не поднял ты глаз твоих к небесам и, увидев солнце и луну и звезды, все воинство небесное, не прельстился бы и не стал поклоняться им и служить тому, чем наделил Г-сподь Б-г твой все народы во всей поднебесной.

– "И чтобы не поднял ты глаз твоих к небесам и, увидев солнце и луну, и звезды, все воинство небесное" – И это также базовая основа древнейших Восточных религий и Египта.

– "и служить тому, чем наделил Г-сподь Б-г твой все народы во всей поднебесной" – Оказывается, идолопоклонство ЗАПРЕЩЕНО Народу Исруайля, но РАЗРЕШЕНО всем другим народам в этом мире!!! Почему разрешено? Потому что человек – существо духовное, и он обязательно по ходу своей жизнедеятельности выйдет на то, что далеко не всё в этом мире зависит от него. Следовательно, имеются другие, высшие силы, которые управляют этим миром. А значит им следует поклоняться и приносить жертвы, чтобы добиться успехов в этой жизни и в загробном мире, которой породит сам человек.   

4.20  "Вас же взял Г-сподь и извлек вас  из горна железного, из Мицраима, чтобы быть Ему народом наследием, как ныне".

– "из горна железного, из Мицраима" – Моше сравнивает Мицраим с железным горном печи, где происходит выплавка чугуна из горной породы. В результате из печи выходят чугун в одну сторону и шлаки в другую.

4.21  "И Г-сподь прогневался на меня из-за ваших речей  и поклялся, что не перейти мне Ярдайн и не вступить на землю добрую, которую Г-сподь Б-г твой дает тебе в наследие.

4.22  Ибо умру я на этой земле, не перейду Ярдайн. А вы переходите и вступаете во владение этой доброй землей".

Эти стихи подробно прокомментированы выше. 

4.23  "Берегите себя, чтобы вы не забыли Договор Г-спода Б-га вашего, который Он заключил с вами, и не сделали бы себе статую изображения чего-либо, что запретил тебе Господь Б-г твой. 

– "и не сделали бы себе статую изображения чего-либо, что запретил тебе Господь Б-г твой" – С этого начинаются Десять речений Творца с горы Синай (Шм ):

20.4  Не делай себе статую и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли. 5. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Б-г твой, Б-г ревностный, поминающий вину отцов сыновьям до третьего и четвертого поколения ненавидящих Меня". 

4.24  "Ибо Господь Б-г твой, Он огонь пожирающий, Б-г ревностный. 

4.25  Когда ты породишь сынов и внуков, и старожилами станете на земле, и извратитесь, и сделаете статую изображения чего-либо, и делать будете злое в глазах Г-спода Б-га вашего, чтобы гневить Его. 

4.26  То я призываю в свидетели против вас сегодня небо и землю, что вы совсем скоро сгинете с земли, куда вы переходите через Ярдайн, чтобы овладеть ею. Не пробудете долго на ней, поскольку будете истреблены".

– "в свидетели против вас сегодня небо и землю, что вы совсем скоро сгинете с земли" – Этот стих достаточно подробно освещён в песне "Внемлите небеса" (Дв 32.1 – 43).

И так произошло во времена работы Первого Иерусалимского Храма Г-спода и в последующей истории еврейского народа.

4.27  "И рассеет вас Г-сподь среди народов, и вы останетесь малочисленными среди народов, куда уведет вас Г-сподь.

– "И рассеет вас Г-сподь среди народов" – Любое рассеяние евреев в этом мире происходило только по ВИНЕ САМИХ ЕВРЕЕВ, а не по ненависти окружающих их народов. И такова же причина Антисемитизма во всём мире. Евреи не следуют за своим Творцом, и тогда на них приходит Антисемитизм. Причём, поскольку Народ Исруайля коллективно заключил с Творцом Три Договора, то наказание приходит на весь народ в целом.   

4.28  "И там будете служить божествам, изделиям рук человеческих, дереву и камню, которые не видят и не слышат, и не едят, и не обоняют.

4.29  И станешь оттуда искать Г-спода Б-га твоего, и найдешь. Ибо будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душою твоей". 

– "И станешь оттуда искать Г-спода Б-га твоего, и найдешь" – Именно поэтому еврейских народ сохранился до сего дня. Поскольку даже в рассеянии евреев по всему миру они не прекращали исповедовать законы Творца даже под страхом смерти. И об этом сказано в Мегилат Эстер, когда Аман убеждал персидского царя Ахашвайроша уничтожить всех евреев в его царстве (Эстер 3.8, 9):

(8) "И сказал Аман царю Ахашвайрошу: во всех областях твоего царства есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный (от них). И законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их (жить в стране). (9) Не угодно ли будет царю (дать) предписание уничтожить их?"  

4.30 "В притеснении твоем, и когда постигнет тебя все это в конце дней, возвратишься ты к Г-споду Б-гу твоему и будешь слушать Его голоса ". 

– "в конце дней" – Трудно сказать, когда наступит это предсказание "в конце дней". Ибо сегодня в начале 3-го тысячелетия по новому летоисчислению подавляющее большинство евреев этого мира (около 13 млн) не исполняют Законов Творца, и практически все они поклоняются сионизму – самому страшному виду идолопоклонства, порождённому самими евреями. Сказано в конце песни "Внемлите небеса" (Дв 32.43):

32.43  "Воспойте народы Его народ, ибо за кровь рабов Своих Он отмстит. И мщение Он обратит на его притеснителей, и искупит землю Своего народа".

Т.е. в данном стихе говорится, что еврейский народ будет полностью уничтожен вместе со всеми остальными народами мира. И Творец отомстит народам мира за Свой народ и искупит землю Своего Народа, Землю Исруайля. Вот таков Конец нашего Мира, скорее всего от планетарной экологической катастрофы. Ибо жизнь на планете Земля существует всего лишь в очень тоненьком легко уязвимом   поверхностном слое, и порушить его не представляет особого труда.

4.31  "Ибо Б-г милостивый Г-сподь Б-г твой. Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет Договор с твоими отцами, которым Он клялся". 

– "Он не оставит тебя и не погубит тебя …" – И это Моше говорил народу на той стадии, когда народ готовился к завоеванию земли кенанейских народов, готовился к исполнению заповедей Творца на этой земле. 

4.32  "Ибо спроси пожалуйста о прежних временах, которые были до тебя, со дня, когда сотворил Б-г человека на земле, и от края неба, и до края неба: Бывало ли подобное сему великому делу или слыхано ли подобное?"

– "и от края неба, и до края неба" – Т.е. если двигаться от одного края неба до другого края, то неизбежно обойдёшь всю землю, т.к. края неба достичь невозможно. А это значит, что следует спросить у всех народов Земли. 

4.33  "Слышал ли народ голос Б-га, говорящий из огня, как слышал ты, и остался в живых? 

4.34  Или совершало ли божество чудеса, чтобы прийти и взять себе народ из среды народа испытаниями, знамениями и чудесами, и войной, и крепкой рукою, и протянутой рукой, и страхами великими, как всё, что сделал для вас Г-сподь Б-г ваш в Мицраиме у тебя на глазах?"

И всё это говорит о том, что не было раньше и не будет в будущем такого, что сделал Творец для Народа Исруайля, Народа Творца. 

4.35  "Ты увидел, чтобы осознать, что Г-сподь – Он Б-г, нет кроме Него никого".

Т.о. Десять Ударов по Мицраиму, переход посуху через море Соф, гибель армии Паро в море Соф, все трудности в пути к горе Синай и Десять Речений творца с горы Синай нужны были только для того, чтобы Народ Исруайля осознал, "что Г-сподь есть Б-г, нет кроме Него никого". И это базис Веры Народа Исруайля, в отличие от народов мира. И также народ ответил Пророку Айлеюи, когда увидел все чудеса, которые совершил Творец на их глазах (Царства 1 18.39):

"И увидел это весь народ, и пал на лицо свое, и сказали: Г-сподь – Он Б-г, Г-сподь – Он Б-г".

4.36  "С неба дал Он тебе услышать тебе Свой голос, чтобы наставлять тебя, а на земле дал узреть тебе Свой великий огонь, и Его речи ты слышал из среды огня. 

4.37  И за то, что Он любил твоих отцов, и избрал их потомство после них, и Сам вывел тебя Своей великой силой из Мицраима. 

4.38  Чтобы унаследовать народам, которые больше и сильнее тебя. Чтобы привести тебя, дать тебе их землю в наследие, как ныне. 

4.39  Знай же сегодня и положи на твое сердце, что Г-сподь Б-г Он на небе вверху, и на земле внизу, нет другого. 

4.40  И соблюдай Его законы и Его заповеди, которые я заповедую тебе сегодня, что даст благо тебе и твоим сынам после тебя. И чтобы продлить дни твоего пребывания на земле, которую Г-сподь Б-г твой, дает тебе на все времена".

– "И чтобы продлить дни твоего пребывания на земле, которую Г-сподь Б-г твой, дает тебе на все времена" – С одной стороны мы видим, что если Народ Исруайля Не соблюдает Законы и Заповеди Творца, то он будет изгнан со своей земли. Но, с другой стороны, сказано, что земля даётся "тебе на все времена"? И здесь имеется противоречие!? Однако понимать это противоречие следует так. После того, как земля будет завоёвана Народом Исруайля, и это произошло только во времена царя Давида, она получает статус Земли Исруайля навеки. Однако полностью владеть этой землёй Народ Исруайля сможет только тогда, когда в наличии будут все 12 колен Народа Исруайля, и когда они будут соблюдать на этой земле Законы и Заповеди Творца. Только тогда!!!  

Тема

4.41  "Тогда отделил Моше три города на стороне Ярдайна к восходу солнца". 

– "три города" – Речь идёт о городах убежищах.

– "к восходу солнца" – На восточном берегу Ярдайна.

4.42  "Чтобы бежать туда убийце, который убьет ближнего своего неумышленно, и он не был врагом ему ни вчера, ни третьего дня. И бежать ему в один из этих городов, и останется жив. 

4.43  Бецер в пустыне, на земле равнинной в колене Рэивайна. И Румос в Гилуде в колене Гада. И Голун в Бушуне в колене Менаше.

В каждом колене по одному городу. 

4.44  "И вот Учение, которое изложил Моше перед Сынами Исруайля".

О нём речь пойдёт ниже. 

4.45  "Вот свидетельства и законы, и правопорядки, которые говорил Моше Сынам Исруайля при выходе их из Мицраима. 

4.46  На стороне Ярдайна, в долине, против Байс Пэора, на земле Сихона, царя Эмори, обитавшего в Хешбоне, которого разбил Моше и Сыны Исруайля при выходе их из Мицраима. 

4.47  И овладели они его землей, и землей Ога, царя Бушуна, землей двух Эморейских царей, которая на стороне Ярдайна к восходу солнца. 

4.48  От Айроайра, который на берегу потока Арнон, и до горы Сион, она же Хермон".

– "горы Сион, она же Хермон" – гора Хермон на плато Голан. 

4.49  "И всей степью на стороне Ярдайна к востоку, и до моря степного (Солёного), под склонами Писгу".