Иудаизм

47. Смотри (Рэай) 5779 г.

24 – 30 Менахем Ав (25 – 31.08.19)

В будущую Субботу читается недельная глава "Рэай (Смотри)".

Предыдущая недельная глава заканчивается тем, что Моше напоминает об изготовлении вторых Скрижалей Завета и о смерти Аарона. Затем Моше говорит об обязанностях народа перед Творцом. И в конце Моше говорит об особенностях земли, которую Творец даёт народу для завоевания.

В начале нашей недельной главы Моше говорит о том, что на завоёванной земле следует дать благословения к горе Гэризим, а проклятия к горе Айвуль. Далее Моше говорит о необходимости уничтожить на завоёванной земле все объекты идолопоклонства, а все приношения приносить только в Храм на место, которое Творец изберёт для него. Затем даётся разрешение зарезать скот для еды на месте проживания. Далее говорится о запрете есть кровь, о запрете есть десятину на месте проживания и об обязанности приносит десятину в Храм и есть её там. Затем Моше говорит о критериях лжепророка, об идолопоклонстве в среде народа и о наказании. Далее говорится о критериях и видах чистых и не чистых животных, рыб и птиц. Затем говорится о законах отделения десятины. Далее говорится о законах года Шмиты, о неимущих в народе, о еврейском рабе, о законах первородного скота. В конце главы говорится о законах Праздников Песах, Пресных Хлебов, Седмиц и Шалашей.

Заканчивается недельная глава следующими фразами (Дв 16.16-17):

16.16  "Трижды в году пусть явится все мужское твое население перед лицом Г-спода Б-га твоего, на месте, которое Он изберет. В Праздник Пресных Хлебов и в Праздник Седмиц, и в Праздник Шалашей. И пусть не является перед Г-сподом с пустыми руками. 17. Каждый со своим подарком, согласно благословению Г-спода Б-га твоего, которое Он дал тебе". 

Подтема

11.26  "Смотри, я даю перед вами сегодня благословение и проклятие. 27. Благословение, чтобы вы слушали заповеди Г-спода   Б-га вашего, которые я заповедую вам сегодня. 28. И проклятие, если вы не будете слушать заповеди Господа Б-га вашего и уклонитесь от пути, который Я заповедую вам сегодня, чтобы ходить за божествами чужими, которых вы не знали.

Подтема

11.29  И будет: Когда приведет тебя Г-сподь Б-г твой на землю, на которую ты вступаешь для овладения ею, то дай благословение к горе Гэpизим, а проклятие к горе Айвуль. 30. Вот они за Ярденом, по пути к заходу солнца, на земле кенаани, обитающего в степи, против Гилгула, у дубрав Морэ. 31. Ибо вы переходите Ярден, чтобы овладеть землей, которую Г-сподь Б-г ваш дает вам. И овладеете вы ею и будете жить на ней. 32. И вы соблюдайте исполнение всех законов и всех правопорядков, которые я даю пред вами сегодня".

Прежде всего, следует понять, о чём здесь идёт речь. Более подробно этот вопрос освещается в недельной главе Ки Суво. Вот что там говорится (Дв 27.11-26; 28.1,15,16):

27.11  И заповедал Моше народу в тот день так: 12. Эти будут стоять на горе Гэризим, чтобы благословлять народ, когда перейдете Ярден: Шимон и Лайви, и Ииуду, и Иссухур, и Йосайф, и Бинъюмин. 13. А эти будут стоять при проклятии на горе Айвуль: Рэивайн, Гад, и Ушайр, и Зэвилин, Дун и Нафтули. 14. И возгласят левиты, и скажут всякому мужу в Исруайле громким голосом:

27.15 Проклят тот, кто сделает изваяние или литого идола, мерзость для Г-спода, дело рук умельца, и поставит в тайном месте! И ответил весь народ, и сказал: Умайн. 

27.16 Проклят злословящий своего отца и свою мать! И ответил весь народ, и сказал: Умайн. 

27.17 Проклят отодвигающий межу ближнего своего! И ответил весь народ, и сказал: Умайн. 

27.18 Проклят сбивающий слепого с пути! И ответил весь народ, и сказал: Умайн. 

27.19 Проклят искривляющий суд пришельца, сироты и вдовы! И ответил весь народ, и сказал: Умайн.  20. Проклят лежащий с женой отца своего, ибо он открыл полу отца своего. И ответил весь народ, и сказал: Умайн. 

27.21 Проклят лежащий со всякой скотиной! И ответил весь народ, и сказал: Умайн. 

27.22 Проклят лежащий со своей сестрой, дочерью своего отца или дочерью своей матери! И ответил весь народ, и сказал: Умайн. 

27.23 Проклят лежащий со своей тёщей! И ответил весь народ, и сказал: Умайн. 

27.24 Проклят поражающий своего ближнего тайно! И ответил весь народ, и сказал: Умайн. 

27.25 Проклят берущий подкуп, чтобы погубить Душу, кровь невинную! И ответил весь народ, и сказал: Умайн. 

27.26 Проклят тот, кто не утвердит слов Учения этого, чтобы исполнить их! И ответил весь народ, и сказал: Умайн. 

28.1 И будет: Если ты будешь слушать голоса Г-спода Б-га твоего, чтобы соблюдать, исполнять все Его заповеди, которые я заповедую тебе сегодня, то поставит тебя Г-сподь Б-г твой превыше всех народов земли. …" (И дальше идут благословления)

"28.15 И будет: если не будешь слушать голоса Г-спода Б-га твоего, чтобы соблюдать, исполнять все Его заповеди и Его законы, которые я заповедую тебе сегодня, то сбудутся над тобой все проклятия эти и настигнут тебя. Проклят ты в городе, и проклят ты в поле. …" (И дальше идут проклятия) 

Итак, вначале мы слышим 12 проклятий, начинающихся со слова "Проклят". Причём эти 12 проклятия записаны в 11 абзацах.

Первый вопрос, который возникает, что это за проклятия и почему они здесь. Причём Моше велел написать эти проклятья камнях, обмазанных известью, и поставить на горе Айвуль. И мы видим, что эти проклятия – это вовсе не Десять Речений Творца с горы Синай, хотя первые два напрямую связаны с ними. Так почему они столь важны?

Все эти проклятия относятся к категории "тайных грехов", когда, казалось бы, нет свидетеля, и человек, совершивший их, чувствует свою безнаказанность. Тем не менее, согласно Законам Торы, все эти прегрешения подлежат наказанию смертью. Причём здесь приведены 12 наиболее обиходных грехов в человеческом обществе. Поэтому они должны были быть записаны на камнях, чтобы находиться на глазах и на виду у всего сообщества. Чтобы ни у кого не возникло сомнений в неизбежности наказания.

Второй вопрос, почему проклятий 12, а абзацев в Торе 11? Почему объединены проклятия об искривляющем суд и о лежащем с женой отца?

Причин две. Во-первых, известно, что Рэивайн, первенец Якова, когда умерла его мать, пошёл и лёг с наложницей, женой своего отца. И Яков проклял его за это, и лишил первородства. Тем не менее, колено Рэивайна, это такое же полноценное колено, как и все остальные колена Сынов Исруайля. Поэтому это объединение позволило не акцентировать внимание на этом проклятии. Во-вторых, Вся земля Исруайля была разделена на 11 наделов, а не на 13, согласно количеству колен. Поскольку колено Шимона получило свой надел внутри колена Ииду, а колено Лайви удела не получило вообще

Почему так? Потому, что Моше перед смертью не дал благословения одному колену, колену Шимона из-за истории с блудом одного из руководителей этого колена с мидъютянкой. По этой причине Творец чуть не погубил весь народ. А погибших от мора было 24 тыс. человек.

Третий вопрос, почему было выбрано именно это место между двумя горами? На этом месте сделал свою первую стоянку Авруум, когда пришёл в землю Кенуана и построил там жертвенник Творцу, как сказано (Бр 12.5-7):

12.5  "И взял Аврум Сурай, свою жену, и Лота, сына своего брата, и всё их имущество, которое они приобрели и души, которые они приобрели в Хуруне. И вышли они, чтобы идти в землю Кенуана и пришли в землю Кенуана.  6. И прошёл Аврум по земле до места Шхем, до дубравы Морэ. А кенанейцы жили тогда на этой земле. 7. И явился Г-сподь Авруму и сказал: Твоему потомству Я дам эту землю. И построил он там жертвенник Г-споду, который явился ему".

И на этом же месте Яков сделал свою первую стоянку на земле Кенуана, после возвращения из Месопотамии, как сказано (Бр 33. 18-20):

33.18 "И пришел Яков мирно в город Шхем, который на земле Кенуана, по приходе своем из Падан Арума, и расположился он станом пред городом. 19. И купил он часть поля у сынов Хамора, отца Шхема, за сто кесит, где он раскинул свой шатер. 20. И он поставил там жертвенник, и назвал он его: Б-г есть Б-г Исруайля!"

Т.о. мы видим, что речь в начальном отрывке нашей главы идёт о городе Шхем, по обе стороны от которого на Юге и на Севере были расположены две горы Гэризим и Айвуль. Спрашивается, почему благословления надо было говорить на гору Гэризим, а проклятия на гору Айвуль?

Гора Гэризим расположена на Юге от Шхема.  Поэтому её склон, обращённый к городу, был лесистым. А гора Айвуль расположена на Север от Шхема. И поэтому её склон, обращённый к городу, был безлесный, выжженный солнцем.

А вот, что сказано об этом событии в Книге Иошиа (8.30-35):

8.30 "Тогда устроил Иошиа жертвенник Г-споду Б-гу Исруайля на горе Айвуль. 31. Как заповедал Моше, раб Г-спода, сынам Исруайля, согласно написанному в книге Тора Моше, – жертвенник из камней цельных, на которые не поднимали железа. И принесли на нем всесожжение Г-споду, и принесли жертвы мирные. 32. И написал он там, на камнях Мишнай Тора (12 проклятий) Моше, который написал он пред сынами Исруайля. 33. А весь Исруайль, и старейшины его, и надсмотрщики, и судьи его стали с той и с другой стороны ковчега против священников левитов, носящих ковчег завета Г-спода. И пришелец, и коренной житель, половина их против горы Гэризим, а другая половина их против горы Айвуль, как повелел Моше, раб Г-спода, чтобы прежде всего благословить народ. 34. А затем прочитал он все слова Торы, благословения и проклятия, все, как написано в книге Торы. 35. Не было ни слова из всего, что заповедал Моше, чего бы ни прочитал Иошиа пред всем обществом Исруайля, пред женами, и детьми, и пришельцами, находившимися среди них".

Т.о. благословения и проклятия, о которых идёт речь в нашей главе, идут сразу же за 12-ю проклятиями, которые были написаны на камнях и прочитаны всему народу, отвечающему Умайн. И это слова, приведенные выше:

"И будет: Если ты будешь слушать голоса Г-спода Б-га твоего, чтобы соблюдать, исполнять все Его заповеди, которые я заповедую тебе сегодня …"

"И будет: если не будешь слушать голоса Г-спода Б-га твоего, чтобы соблюдать, исполнять все Его заповеди и Его законы, которые я заповедую тебе сегодня …"

Причём, надо сказать, что проклятия Моше народу в случае нарушения Законов Торы, были более многочисленными и более жесткими, чем проклятия Творца народу в Третьей Книге Пятикнижия, в недельной главе Бэхикосай.

12.1 "Вот законы и правопорядки, которые вы будете хранить, чтобы исполнять их на той земле, которую Г-сподь Б-г твоих отцов дал тебе для овладения ею, во все дни, что вы живете на Земле". 

Что это за специфические законы и правопорядки, о которых идёт речь в данной фразе? Предыдущие 40 лет Сыны Исруайля находились в пустыне и практически не контактировали с иными народами. А те народы, которые они завоевали на Восточном берегу Ярдена, были уничтожены поголовно и города их были сожжены. Кроме того, Храм Г-спода постоянно находился внутри лагеря Сынов Исруайля. Поэтому вся жизнь народа была жёстко привязана к работе Храма.

Однако сейчас народу предстояло завоевать обширные территории на кенанейской земле от рек Ярден и Перус на Востоке до Средиземного моря на Западе, и от реки Нил на Юге до границ реки Перус на Севере. На этих землях жили многочисленные народы идолопоклонники. Эти земли после завоевания предстояло разделить между коленами Исруайля. А Храм Г-спода должен был находиться на территории одного из колен. Т.о. условия жизни Народа Исруайля должны были существенно измениться. Однако базовая система Веры в Творца должна была сохраниться в народе неизменной вне зависимости от новых условий обитания.

Поэтому потребовались новые специфические законы и правопорядки для новых условий обитания.

– "которые вы будете хранить" – на иврите сказано Тишмэрин. Это достаточно специфическое написание глагола Тишмэри – "Вы будете хранить" с дополнительной буквой Нин в конце слова. Добавление буквы Нин в конце глаголов характерно только для Книги Двурим, Пятой Книги Пятикнижия, Книги Пророка Моше. Следует отметить, что буква Нин имеет численное значение 50 и характеризует "Особую отделённость" - "Святое святых". И аналогично сказано ниже в (Дв 12.4): "Вы не будете делать …" – Лё Таасин вместо Лё Тааси.

– "что вы живете на Земле" – В данном тексте на русском языке дважды упомянута "земля". Первый раз "исполнять их на той земле, которую Г-сподь Б-г твоих отцов дал тебе" – и здесь на иврите сказано Буурец, т.е. речь идёт о земле кенанейских народов, на которой следует хранить и исполнять законы Творца, связанные с этой землёй. Однако в конце фразы "во все дни, что вы живете на Земле" – на иврите сказано иначе Уадуму – "Земля" с определённым артиклем, имея в виду "Землю", как объект, на котором обитает человек. И из этого различия в написании текста на иврите следует, что Договор евреев с Творцом на исполнение Его Законов на Земле Исруайля сохраняется на вечные времена и не имеет "Срока давности".

12.2  "Полностью уничтожьте  все те места на высоких горах и на холмах, и под всяким зеленеющим деревом, в которых поклонялись своим божествам те народы, которым вы наследуете".

– "Полностью уничтожьте" – на иврите сказано Абад Тэабдин. Глагол Абад означает Погубил, Утерял, Лишил. А Тэабад, опять-таки с дополнительной буквой Нин на конце слова, означает "Вы будете губить". Т.о. в тексте речь идёт о полном уничтожении мест идолопоклонства тех местных народов, которые должны быть уничтожены.

– "которым вы наследуете" – несмотря на то, что вы получаете от этих народов в наследство землю, она должна быть полностью очищена от мест идолопоклонства.

12.3  "И разрушьте их  жертвенники, и разбейте их камни памятные. А их деревья для идолопоклонства сожгите огнем, и изваяния их божеств изрубите, и истребите их имя с этого места". 

– "И разрушьте их жертвенники" – поскольку жертвенники, как правило, строились из камней, то они подлежали разрушению.

– "и разбейте их камни памятные" – поскольку памятный камень, как правило, представлял собой большой вытянутый камень, поставленный вертикально, то его следовало разбить, чтобы лишить его специфической формы.

– "деревья для идолопоклонства сожгите огнем" – дерево обкладывалось сухими дровами и сжигалось полностью.

– "и изваяния их божеств изрубите" – поскольку изваяния божеств, как правило, делались из камня, то их следовало разрубить на части, чтобы лишить какого-либо визуального смысла.

 – "и истребите их имя с этого места" – т.е. не только предмет для поклонения следовало уничтожить, но имя этого места, которое, как правило, было связано с предметом поклонения, следовало истребить: забыть или поменять.

12.4  "Не делайте такого Г-споду, Б-гу вашему".

О каком запрете здесь идёт речь? Здесь говорится о запрете делать всё то, что делали народы-идолопоклонники, населявшие эту землю, а именно: жертвенники для возношений идолам, памятные камни, деревья и божества для поклонения идолам. Всё это запрещено делать на завоёвываемой земле.

12.5  "Но только к месту, которое изберет Г-сподь Б-г ваш из всех колен ваших, чтобы утвердить там Имя Свое, в Его обиталище вы вопрошайте о Б-ге, и приходи туда". 

Здесь говорится о той ситуации, когда Народ Исруайля завоюет свою землю. Поскольку в пустыне Храм Г-спода стоял в центре лагеря Сынов Исруайля, и каждый из народа в любое время мог прийти в Храм, чтобы вопросить Творца через священнослужителя. Однако при завоевании земли ситуация будет иной. Храм будет находиться на территории одного из колен, а все остальные колена должны будут приходить в это место для того, чтобы вопросить Б-га.

12.6  "И приносите туда ваши всесожжения и ваши жертвы, и ваши десятины, и добровольные возношения вашей руки, и обетованное вами, и пожертвования ваши, и первородное от вашего крупного и мелкого скота". 

– "ваши всесожжения" – здесь не идёт речь об обязательных ежедневных, субботних и праздничных приношениях, которые, которые приносят священнослужители на жертвенник всесожжения согласно общему распорядку.   "ваши всесожжения" – это частные приношения от любого еврея.  

– "ваши жертвы" – это полная жертва еврея, от которой на жертвенник приносится только нутряной жир и кровь, и от мяса жертвы он отдаёт обязательную часть священнослужителю, а остальное мясо съедает сам со своим семейством там же при Храме Г-спода.

  "и ваши десятины" – десятую часть от всего урожая хлеба, вина, оливкового масла, крупного и мелкого скота еврей обязан был приносить в Праздники в Храм и отдавать левитам, священнослужителям, а также вдове и сироте, если эти десятины не разобрали левиты, вдовы и сироты по мету жительства еврея.

 "и добровольные возношения вашей руки" – и это любые добровольные приношения в Храм.

– "и обетованное вами" – приношения в храм согласно взятым на себя обетам.

– "и пожертвования ваши" – любые виды пожертвований Храму от рабов до земельных участков и недвижимости.

– "и первородное от вашего крупного и мелкого скота" – всех первенцев крупного и мелкого скота евреи обязаны были передавать священнослужителям в Храм. 

12.7  "И ешьте там перед Г-сподом Б-гом вашим, и радуйтесь всем плодам ваших рук, вы и ваши дома, во всем, чем благословил тебя Господь Б-г твой". 

Здесь речь идёт о трёх Праздниках в году, когда каждый еврей должен вместе со своим домом прийти в Храм и там есть свои десятины и свой первородный скот и радоваться перед Г-сподом Б-гом. Причём под словом "дом" подразумеваются не только члены его семейства, но и рабы, работающие в доме. Вот что будет сказано об этом ниже (Дв 12.12):

"И радуйтесь пред Г-сподом Б-гом вашим, вы и ваши сыновья, и ваши дочери, и ваши рабы, и ваши рабыни, и левит, который в воротах ваших, ибо нет у него доли и удела с вами".

Вот такую любопытную форму общежития проповедует Тора.

12.8  "Не делайте всего, что мы делаем здесь сегодня, каждый то, что прямо в его глазах". 

О чем здесь идёт речь? В пустыне, когда Храм стоял в центре лагеря Сынов Исруайля, и каждый еврей мог принести в Храм свои жертвы всесожжения, полные жертвы и жертвы для искупления грехов. Однако после начала завоевания земли приносить такие жертвы в Храм Г-спода будет затруднительно, поскольку он будет на определённом отдалении от разных колен. А в дни войны — это также может быть не безопасно. Об этом как раз говорится в следующей фразе (Дв 12.9):

12.9  "Ибо вы не пришли еще на место покоя и к уделу, который Господь Б-г твой дает тебе".

12.10  "И вы перейдете Ярден и поселитесь на земле, которую Г-сподь Б-г ваш даёт вам в наследие. И Он даст вам покой от всех ваших врагов вокруг, и вы будете жить безопасно".

 – "и поселитесь на земле" - О чём идёт речь в данном отрывке и о чём пойдёт речь дальше? Речь идёт о ситуации, когда Сыны Исруайля завоюют всё землю и поселятся на ней, как сказано в конце: "И Он даст вам покой от всех ваших врагов вокруг, и вы будете жить безопасно". И это очень важный момент в понимании того, о чём пойдёт речь далее. Ибо в условиях войны за землю все приведенные ниже законы не выполнимы. Причём здесь следует помнить, что окончательное завоевание земли кенанейских народов произошло только во времена царя Давида, т.е.  почти через 400 лет после начала завоевания. Поэтому все эти столетия евреи жили в условиях, когда отсутствовали строгие условия для соблюдения законов Творца. А отсюда и все проблемы, которые возникли в царстве после смерти царей Давида и Шеломо.

12.11  "И будет место, которое изберет Г-сподь Б-г ваш, чтобы там пребывать Его Имени. Туда приносите всё, что я заповедую вам: Ваши всесожжения и ваши жертвы, ваши десятины и пожертвования ваших рук, и все лучшее согласно ваших обетам, что вы обещали Г-споду". 

– "И будет место, которое изберет Г-сподь Б-г ваш, чтобы там пребывать Его Имени" – Во время сорокалетнего пребывания народа в пустыне Храм Господа стоял в центре лагеря Сынов Исруайля. Туда приходили все евреи, принося свои приношения Творцу или просто приводя скот, чтобы зарезать его для еды. И туда же приходили евреи в случае возникновения вопросов о ритуальной чистоте, в случае житейских проблем, заболеваний, а также в случае рождения каждого ребёнка. Т.о. руководство народом со стороны Творца, Моше, Аарона и священнослужителей было достаточно централизовано и компактно.

После начала завоевания земли от реки Нил до реки Евфрат и от реки Ярден до Средиземного моря ситуация существенно менялась. Поэтому было очень важно сохранить неизменным систему руководства народом и предупредить любые побуждения к идолопоклонству. Поэтому Храм и в этом случае должен был оставаться единственным местом, где Творец осуществлял Своё руководство народом посредством священнослужителей, Пророков и царей.

Пока шли войны за землю на протяжении столетий, Храм Г-спода стоял в Шило, где-то на полдороге между Иерусалимом и Шхемом. Однако в условиях многочисленных войн требования, поставленные Творцом о приношениях в Храм, были практически мало выполнимы. Царь Давид после успешных завоеваний почти всех земель перенёс Переносной Храм Г-спода в Иерусалим, в город Давида. И тогда туда стали приходить все колена Исруайля для служения Творцу. А впоследствии в Иерусалиме царём Шеломо был построен Первый Иерусалимский Храм Г-спода, где выполнялись все строгие требования Творца. Правда после смерти царя Шеломо еврейское царство разделилось на два, южное - Иудея и северное - Исруайль, и снова начались проблемы.

– "Ваши всесожжения" – Здесь имеется в виду индивидуальные приношения всесожжений, а не обязательные всесожжения, которые приносились ежедневно, в Субботу, в новомесячье и в Праздники.

– "ваши жертвы" – Имеются в виду полные жертвы, которые жертвующий ест в Храме со своим домом.

– "ваши десятины" – Десятую часть урожая хлеба, вина, масла и приплода скота требовалось ежегодно отделять, приносить в Храм на Праздники для еды, а также передавать колену Леви для левитов и священнослужителей.

12.12  "И радуйтесь пред Г-сподом Б-гом вашим, вы и ваши сыновья, и ваши дочери, и ваши рабы, и ваши рабыни, и левит, который в воротах ваших, ибо нет у него доли и удела с вами".

– "И радуйтесь пред Г-сподом Б-гом вашим" В Торе неоднократно указывается, что трижды в год на Праздники весь народ должен приходить в Храм Г-спода для того, чтобы радоваться перед Творцом всем тем благам, которые Он дал своему народу: Землю, текущую молоком и мёдом; достатку в доме и миру в стране.

– "и ваши рабы, и ваши рабыни" – Здесь имеются в виду еврейские рабы, которые выходят на свободу после шести лет работы.

– "ибо нет у него доли и удела с вами" – Поскольку колену Леви не было выделено отдельного надела земли, как сказал Творец Моше (Бм 18.21, 24):

18.21  "А сынам Леви, вот Я дал всякую десятину в Исруайле в удел взамен их служения, которое они совершают, работая при Шатре Свидетельства. … 24. Ибо десятину Сынов Исруайля, которую они принесут Г-споду в возношение, дал Я левитам в удел. Поэтому Я сказал им, что они не получат удела среди Сынов Исруайля". 

12.13  "Береги себя, чтобы ты не приносил свои всесожжения на любом месте, которое ты увидишь. 14. Но только на месте, которое изберет Г-сподь в одном из твоих колен. Там приноси свои всесожжения и там делай все, что я заповедую тебе". 

– "Береги себя, чтобы ты не приносил свои всесожжения на любом месте" – Спрашивается, почему надо "беречь себя"? Потому что принесение любых приношений Творцу в любом месте, кроме Храма Г-спода является идолопоклонством. И именно этим занимались все народы, жившие в мире. Поэтому Творец даёт столь строгий запрет на свободное жертвоприношение Ему в любом месте. Ибо подобные действия неизбежно приведут к созданию идолов в местах приношений, что во множестве практиковалось, как в мире, так и впоследствии в северном царстве Исруайль. Вместе с тем, еврейский Пророк мог принести жертву Творцу там, где Он укажет ему, как это сделал Пророк Айлиюи на горе Кармель (Царства 1 18.31).

12.15  "Только  согласно всем желаниям своей души ты можешь резать и есть мясо по благословению Г-спода Б-га твоего, которое Он дал тебе во всех воротах твоих. Как нечистый, так и чистый могут есть это, как газель и как оленя". 

Спрашивается, о чём здесь идёт речь и в чём могла бы быть проблема? Во-первых, и это крайне важно понимать любому даже сегодня, мясо не насыщает человека, а является всего лишь "желанием его души". Т.е. сразу же с после Потопных времён, получив от Творца разрешение есть мясо, человек жаждет поесть его для удовлетворения "желаний души", и только. Причём мясо, как правило, едят с хорошим красным вином, которое "веселит сердце человека". Поэтому еда мяса с вином – это поистине удовлетворение желания души человека. Имеется в виду мужчины, поскольку женщина, как правило, равнодушна к мясу.

Во-вторых, в те времена, когда евреи сорок лет находились в пустыне, человек не мог просто взять свою скотину и зарезать её для еды своей семье. Он должен был привести скот в Храм, зарезать его там, слить всю кровь, которую священнослужитель бросал на огонь по периметру жертвенника. Затем он должен был отделить нутряной жир и почки, и отдать священнослужителю, чтобы тот также и их положил на огонь жертвенника. Затем отделить грудину и правую голень скотины, которые положено было передать священнослужителю в качестве еды для него. И только потом человек мог забрать зарезанную скотину домой и есть со своей семьёй. Т.о. процедура "поедания мяса согласно желанию души" была достаточно сложной. Причём, мясо скота, зарезанного в Храме, мог есть только ритуально чистый человек. Поэтому, скажем, женщина во время месячных и неделю после их окончания не могла есть мясо, зарезанное в Храме, и не могла даже прикасаться к нему. В пустыне система существования Народа Исруайля вокруг Храма Г-спода была отнюдь не такой простой, как могло бы показаться на первый взгляд.

Вместе с тем, когда Сыны Исруайля завоёвывали землю кенанейских народов, а затем расселились по своей земле, подобная процедура зарезания скота для еды категорически не годилась. Поэтому Творец даёт разрешение каждому резать скот для еды в своём дворе. При этом всю кровь следовало слить и закрыть землёй, поскольку именно так поступали евреи в пустыне с пойманной дичью, газелью или оленем, как сказано в Третьей Книге Пятикнижия (В 17.13):

"И всякий из Сынов Исруайля и из пришельцев, проживающих среди вас, кто на ловле поймает зверя или птицу, каких едят, пусть сольёт его кровь и закроет ее землей". 

Причём дичь на охоте следовало именно ловить, а не убивать или подстреливать из лука или иных средств. Поскольку в дальнейшем дичь следовало правильно зарезать путём перерезания половины горла и слить всю кровь. Поэтому подстреленная или растерзанная дичь является падалью (трефа) и для еды еврея не пригодна.

Затем следовало отделить нутряной жир и почки, не пригодные для еды еврея, но которые можно было использовать на хозяйственные нужды и для еды собакам. А мясо скота после этого можно было есть, как ритуально чистому, так и не чистому еврею. Т.е. система существования народа на своей земле существенно упрощалась по сравнению с прошедшими сорока годами в пустыне.   

12.16  "Только крови не ешьте, на землю вылей ее, как воду".

Запрет есть кровь, Творец дал ещё праведному Ноаху сразу же после Потопа, как сказано (Бр 9.4):

9.4   "Однако мясо, в котором есть его Душа – кровь его, не ешьте".

12.17  "Не можешь ты есть в воротах своих десятину твоего хлеба и твоего вина и твоего масла, и первенцев твоего крупного и мелкого скота, и все обетованное тобой, что ты пообещал, и твои дары, и пожертвования твоих рук. 18. Но только пред Г-сподом Б-гом твоим ешь это на месте, которое изберет Г-сподь Б-г твой. Ты и твой сын, и твоя дочь, и твой раб, и твоя рабыня, и левит, который в твоих воротах. И радуйся перед Г-сподом Б-гом твоим всем деяниям твоих рук".

– "десятину твоего хлеба и твоего вина и твоего масла" – Это три главных продукта земли, от которых отделялась обязательная десятина для приношения в Храм и для передачи левитам. Хлеб – это основной источник жизни. Вино – необходимое добавление к мясной еде и просто напиток от жажды. Причём от жажды пили вино, разбавленное колодезной или родниковой водой, поскольку алкоголь, находящийся в вине, убивал все возможные микробы в условиях жаркого климата. Оливковое масло – это необходимая добавка для изготовления хлеба, для приготовления другой еды, а также основной источник света доме. Поскольку светильники в вечернее и ночное время были только из масла.

– "первенцев твоего крупного и мелкого скота" – Первенцев скота евреи обязаны были передавать священнослужителям, как сказано в Четвёртой Книге Пятикнижия (Бм 18.1,17 - 19):

18.1  "И говорил Г-сподь Аарону … 17. Только первородного из быков или первородного из овец, или первородного из коз не выкупай, святыня они. Их кровь вылей на жертвенник и их тук воскуряй, возжигание в приятное благоухание Г-споду. 18.  А их мясо будет тебе, как грудина проведения и как правая голень тебе будет.  19.  Все возношения святынь, какие вознесут сыны Исруайля Г-споду, дал Я тебе, и сынам твоим, и твоим дочерям при тебе, законом вечным. Вечный завет соли это пред Г-сподом тебе и твоему потомству с тобою".

– "Но только пред Г-сподом Б-гом твоим ешь это … И радуйся перед Г-сподом Б-гом твоим" 

И об этом уже говорилось выше. Здесь речь идёт о трёх Праздниках года, когда каждый еврей обязан был прийти в Храм Г-спода, там есть десятину плодов своих и радоваться пред Творцом.

12.19  "Береги себя, чтобы не оставил ты левита во все дни твои на земле твоей".

Здесь особо подчёркивается "на земле твоей". Почему? Потому что придёт время, когда Сыны Исруайля будут изгнаны со своей земли, как об этом говорится в Пятикнижии. И тогда отменяется строгое требование отделять десятину от своего урожая и от приплода своего скота для передачи левитам и для празднования в Храме. Ибо Сыны Исруайля не вечно будут владеть своей землёй, и Храм Г-спода не вечно будет стоять в этом мире.

Подтема

12.20  "Когда расширит Г-сподь, Б-г твой, предел твой, как Он говорил тебе, и ты скажешь: Поел бы я мяса, — ибо желает Душа твоя поесть мяса. То, сколько угодно Душе твоей, можешь есть мясо".

– "Когда расширит Г-сподь, Б-г твой, предел твой, как Он говорил тебе" – Границы царства Шеломо простирались от реки Нил до реки Евфрат. А Храм Г-спода был в Иерусалиме. В пустыне, когда человек хотел зарезать скот для своей семьи, то он вел скотину в Походный Храм Г-спода, который стоял в центре лагеря Сынов Исруайля. И там его зарезали, как полную жертву, бросая нутряной жир и почки на огонь жертвенника, выливая кровь на жертвенник и отдавая определённые части скота священнослужителю, осуществлявшему эту работу. В границах государства, расположенного на определённой территории, такое было невозможно. Поэтому Моше даёт разрешение каждому резать скот у себя во дворе для собственных нужд.

– "Поел бы я мяса, — ибо желает Душа твоя поесть мяса" – Мясо не насыщает человека, а является удовлетворением для Души с поле Потопных времён, когда Творец разрешил человеку есть мясо. А удовлетворяет человека только Хлеб.

12.21  "Если далеко от тебя будет то место, какое изберет Г-сподь Б-г твой, чтобы утвердить там Имя Свое, то зарежь из твоего крупного и мелкого скота, который Г-сподь дал тебе, как я повелеваю тебе, и ешь в воротах своих, по желанию души твоей". 

– "Если далеко от тебя будет то место, какое изберет Г-сподь Б-г твой" – Имеется в виду, что путь от дома до Храма и обратно со скотиной не должен был превышать нескольких (3 – 6) часов, чтобы вся процедура принесения полной жертвы, её приготовление и трапеза укладывались в один день. Поскольку именно так сказано в Третьей Книге Пятикнижия (В 7.15): "А мясо его полной благодарственной жертвы в день ее жертвоприношения нужно есть, не оставит от него до утра".

А кроме этого те, кто должен был есть это мясо, обязаны были быть ритуально чистыми, ибо мясо было освящено приношением крови и нутряного жира на жертвенник в Храме, как сказано (В 7.16 – 21):

 7.16  "А если по обету или доброхотный дар приносимая им жертва, то в день приношения его жертвы следует есть, и на следующий день можно есть оставшееся от нее. 17. А оставшееся от мяса жертвы на третий день на огне должно быть сожжено. 18. Если же будет съедено от мяса его полной жертвы на третий день, благоволения не обретет приносящий это, не зачтется ему, т.к. отвратительным будет это. И человек, который съест от этого (на третий день), вину свою понесет. 19. И мясо, коснувшееся чего-либо нечистого, не следует есть, на огне оно будет сожжено. Мясо же (полной жертвы) всякий чистый может есть его. 20. И тот, кто ест мясо полной жертвы, которая Г-споду, и нечистота его на нем, то искоренен будет такой человек из своего народа. 21. И если человек коснется чего-либо нечистого: нечистоты человеческой, или нечистого скота, или какого-либо гада нечистого, и будет есть от мяса полной жертвы, которая Г-споду, то искоренен будет такой человек из своего народа".

Как видим, условия еды мяса, освещённого на жертвеннике в Храме, были достаточно жёсткими. Поэтому слова   "Если далеко от тебя будет то место" включали также и условия ритуальной чистоты, участвующих в трапезе.

– "как я повелеваю тебе" – Т.о. Моше давал разрешение резать мясо в своём дворе даже тем, кто жил рядом с Храмом, но был ритуально нечистым и не имел возможности для, для принесения скотины на жертвенник.

В комментарии Раши к этим словам "как я повелеваю тебе" говорится, что "речь идёт законах того, как следует зарезать животное согласно Алахе, и это Алаха Моше с горы Синай".

Однако это не так, поскольку законы кошерного зарезания скота были известны ещё Первому Человеку, его потомкам, праведному Ноаху и его сыновьям, как сказано (Бр 8.20): "И построил Ноах жертвенник Г-споду. И взял он от каждого чистого скота и от каждой чистой птицы, и вознёс всесожжения на жертвеннике".

12.22  "Но как едят газель и оленя, так ешь это. Нечистый и чистый вместе могут есть это".

 – "Но как едят газель и оленя, так ешь это" – И в Третьей Книге Пятикнижия приводится пример того, как следует зарезать кошерную дичь (В 17.13):

"И всякий из Сынов Исруайля и из пришельцев, проживающих среди вас, кто на ловле поймает зверя или птицу, каких едят, пусть сольёт его кровь и закроет ее землей". 

Любопытно, что в случае зарезания скотины, кровь прикрывать землёй не надо. Причём нутряной жир и почки скота запрещены для еды, поскольку они приносились на жертвенник, но разрешены для технических нужд. А то же самое у дичи – разрешено для еды.

12.23  "Только крепись, чтобы не есть крови, ибо кровь — это Душа. И не ешь Души вместе с мясом".

– "Только крепись" – Кровь после зарезания животного тёплая. Поэтому она с древних времён пользовалась популярностью у народов, особенно у тех, которые живут на Севере. И сегодня северные народы потребляют кровь сразу после зарезания. Правда, живут они не более 30 – 40 лет.

– "чтобы не есть крови" – В Пятикнижие кровь совершенно точно названа "едой", а не жидкостью. Поскольку кровь попадая в желудок человека или животного быстро сворачивается и превращается в плохо перевариваемое вещество. Это несколько напоминает "молоко", которое также не питьё, а еда. Ибо молоко, попадая в желудок, створаживается. Однако творог кране питателен для организма человека и животного. А свернувшаяся кровь  для человека вредна.  

– "Только крепись, чтобы не есть крови, ибо кровь — это Душа" – Этот запрет был дан Творцом ещё праведному Ноаху (Бр 9.4): " Однако мясо, в котором есть его Душа – кровь его, не ешьте". И тот же запрет повторен в Третьей Книге Пятикнижия (В 17.14):

"Ибо душа всякой плоти, это её кровь. И потому Я говорю Сынам Исруайля: Крови от любой плоти не ешьте, ибо душа всякой плоти, это ее кровь. Всякий, кто ест её, будет искоренен". 

Причём для еврея запрет есть кровь связан с конкретным наказанием Творца – искоренением Души. Так что бифштексы с кровью для еврея категорически запрещены. Поэтому мясо и печень скота следует полностью освободить от крови.

– "И не ешь Души вместе с мясом" – Поскольку Душа животного, которая в его крови, несёт в себе серьёзные проблемы для человека, который является подобием Творца на Земле.  

12.24  "Не ешь ее. На землю вылей ее, как воду".

Здесь приводится процесс утилизации крови – Души животного. Т.е. её захоронение в земле, которая и породила всех живых тварей, живущих на земле.  

12.25  "Не ешь её. Чтобы хорошо было тебе и детям твоим после тебя. Ибо ты будешь делать правильное в глазах Г-спода".

Здесь говорится о нарушении запрета есть кровь для будущих поколений. Ибо нарушение этого запрета отразится и на детях.  

12.26  "Только святыни твои, какие будут у тебя, и обетованное тобою возьми, и приди на место, которое изберет Г-сподь". 

– "Только святыни твои" – И это всесожжения и полные жертвы по данному обету, которые следует приводить в Храм.

12.27  "И соверши свои всесожжения, мясо и кровь, на жертвеннике Г-спода Б-га твоего. И кровь твоих полных жертв вылей на жертвенник Г-спода Б-га твоего, а мясо ешь". 

– "мясо и кровь, на жертвеннике Г-спода Б-га твоего" – Жертва всесожжения полностью сжигается на жертвеннике, а кровь выливается на жертвенник.

– "И кровь твоих полных жертв вылей на жертвенник Г-спода Б-га твоего, а мясо ешь" – Кровь, нутряной жир и почки полной жертвы сжигаются на жертвеннике. От мяса отделяется грудина и бедро, которое отдаются священнослужителю, осуществляющему жертвоприношение. А всё остальное мясо съедается хозяином жертвы и его близкими.

12.28  "Соблюдай и слушай все эти речи, какие я заповедую тебе, чтобы хорошо было тебе и детям твоим после тебя вовеки. Ибо ты делать будешь доброе и правильное в глазах Г-спода Б-га твоего".

– "Соблюдай и слушай все эти речи, какие я заповедую тебе" – Речь идёт о правилах зарезки скота на завоёванной земле, изложенных выше, когда нет необходимости приводить животное в Храм. И новым здесь является сливание всей крови скота на землю. А также повторяется запрет есть кровь скота, что наказывается искоренением Души. Однако святыни во всех случаях следует приводить в Храм Г-спода и приносить их там на жертвенник.

– "чтобы хорошо было тебе и детям твоим после тебя вовеки" – Правильное зарезание скота и приношения святынь в Храм самым прямым образом отражаются на благополучии поколений.

Подтема

12.29  "Когда истребит Г-сподь Б-г твой, племена, к каким ты идешь, чтобы изгнать их пред тобою, и ты изгонишь их и поселишься на их земле.

– "Когда истребит Г-сподь Б-г твой, племена, к каким ты идешь" – Все кенанейские племена подлежали истреблению, как сказано в предыдущей недельной главе Айкев (Дв 7.16): "И истребишь ты все народы, которых Г-сподь Б-г твой дает тебе. Не пощадит их глаз твой, и не служи их божествам, ибо западня это для тебя".

12.30  "Береги себя, чтобы ты не увлекся за ними после того, как уничтожишь их пред собою.  И чтобы ты не искал их богов, говоря: Как служат племена эти своим божествам, так и я делать буду".

– "Береги себя" – Казалось бы, если все эти народы будут уничтожены, то почему надо беречь себя, чтобы не увлечься за ними? А всё дело в том, что эти народы поклонялись своим идолам в каждом доме, дворе, под каждым деревом, на каждой возвышенности, и там приносили свои приношения. И всё это – идолопоклонство. Однако еврею для того, чтобы принести своё приношение Творцу, следовало идти в Храм Г-спода, и порой не один день. А если вдруг возникла острая необходимость, например, заболел ребёнок или родители, и надо принести приношение. То тогда как быть? А до Храма далеко, несколько дней пути? Именно поэтому здесь говорится: "Береги себя", чтобы не поддаться соблазну и начать поклоняться Творцу на том месте, где живёшь.

12.31  "Не делай такого Г-споду Б-гу твоему. Ибо всё, что отвратительно Г-споду, что Он ненавидит, делали они своим божествам. Ибо даже своих сыновей и своих дочерей сжигали они на огне своим божествам ".

– "Не делай такого Г-споду Б-гу твоему" – Имеются в виду идолы для поклонения и жертвенники для всесожжений.

– "Ибо даже своих сыновей и своих дочерей сжигали они на огне божествам своим" – В определённых случаях, когда длительная засуха, или тяжелая эпидемия и т.д. эти народы приносили в жертву идолам своих детей во всесожжение. И это общеизвестная практика во всём мире. Поэтому Авруум не удивился, когда Творец потребовал от него принести во всесожжение его сына Ицхука.

13.1  "Все то, что я заповедую вам, соблюдайте чтобы исполнить. Не прибавляй к нему и не убавляй от него.

– "Все то, что я заповедую вам, соблюдайте чтобы исполнить" – Правила зарезки скота в своём дворе и правила принесения всесожжений, обетов и десятин в Храм Г-спода на Праздники.

– "Не прибавляй к нему" – Например, есть мясо, зарезанное у себя во дворе, только ритуально чистому еврею.

– "не убавляй от него" ­– Например, оставить в живых малолетних детей из племён кенанейских народов. 

Тема

13.2 "Если встанет в твоей среде пророк или сновидец, и даст тебе знамение или чудо".

– "пророк" – Лжепророк, утверждающий, что получил пророчество от Творца.

– "сновидец" – Сновидец, человек, который видит сны и утверждает, что они пророческие от Творца.

– "знамение" – "Чудесное знамение". Когда Творец впервые говорил с Моше на горе Синай, посылая его в Мицраим, то он дал ему два знамения, чтобы народ Исруайля поверил ему. Моше бросил свой посох на землю, и он превратился в змея. А затем Моше ухватил его за хвост, и он снова стал посохом. И далее Моше положил свою руку за пазуху, а когда вынул её, то она была вся покрыта проказой. Затем он снова положил руку за пазуху, а когда вынул её, то она снова стала ка всё его тело. И тогда Творец сказал Моше (Шм 4.8):

"И будет: Если не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу последнего знамения".

– "чудо" – Десять Ударов по Мицраиму относились к понятию Чудо. Вот, что говорил Творец Моше и Аарону перед последним 10-ым Ударом – побиением Первенцев (Шм 11.9, 10):

11.9  "И сказал Г-сподь Моше: Не послушает вас Паро, чтобы умножить Мои чудеса на земле Мицраима. 10. И Моше и Аарон совершили все эти чудеса перед Паро. И скрепил Г-сподь сердце Паро, и не отпустил он Сынов Исруайля из своей земли".

13.3  "И появится то знамение или чудо, о чем он говорил тебе, чтобы сказать: Пойдем вслед за божествами иными, каких вы не знали, и будем служить им. 

13.4  То не слушай речей того пророка или того сновидца, ибо испытывает вас Г-сподь Б-г ваш, чтобы знать, любите ли вы Г-спода Б-га вашего, всем сердцем вашим и всею вашей душой".

– "И появится то знамение или чудо" – Почему, если это лжепророк? Потому что "испытывает вас Г-сподь Б-г ваш". Т.е. даже если появится знамение или чудо подтверждающее, что надо следовать за божествами иными – то это всего лишь проверка от Творца, и не более того.

– "любите ли вы Г-спода Б-га вашего" – Что означает "любовь к Творцу?" И далее следуют разъяснения …

– "всем сердцем вашим" – Т.е. Заповеди Творца, его Законы и Учения должны быть по сердцу еврею – у него на сердце, чтобы он выполнял их с радостью в сердце своём.

– "и всею вашей душой" - Что означает, любить Творца всей Душой твоей? В жизни еврея может сложится такая ситуация, когда на-кону будет поставлена его Душа взамен на нарушение базовых Законов Творца. Поэтому следует пожертвовать своей Душой, но базовых Законов Творца не нарушить.

13.5  "За Г-сподом Б-гом вашим, следуйте и Его бойтесь, и заповеди Его соблюдайте, и голоса Его слушайте, и Ему служите, и Его держитесь".

– "и Его бойтесь" – Страх перед Творцом стоит на Первом месте. Почему? Потому что именно Страх удерживает еврея от нарушения Заповедей, Законов и Учений Творца. Ибо подобные нарушения во многих случаях влекут за собой тяжелые последствия, вплоть до смертельного исхода, и даже сегодня, когда уже нет в этом мире Храма Г-спода.

– "и заповеди Его соблюдайте" – Заповеди, Законы и Учения, изложенные в Пятикнижие Моше.

– "и голоса Его слушайте" – И это слова, сказанные Пророками и Главным священнослужителем Храма во времена вплоть до разрушения Первого Иерусалимского Храма Г-пода.

– "и Ему служите" – речь идёт о храмовой работе священослужителей.

– "и Его держитесь" – Следует держаться тех Путей, которые указаны Творцом для еврейского народа в Пятикнижии. 

13.6  "А тот пророк или тот сновидец умрёт, ибо он говорил преступное против Г-спода Б-га вашего, выведшего вас из земли Мицраима и искупившего тебя из дома рабства. ("А тот пророк говорил преступное"), чтобы свести тебя с пути, каким Г-сподь Б-г твой, повелел тебе идти. И устранишь ты зло из твоей среды".

– "умрёт" – Будет забит камнями по решению Суда.

– "И устранишь ты зло из твоей среды" – это выражение подразумевает Казнь публичную и коллективную. Подобная казнь является хорошей воспитательно мерой для всего народа.

Подтема

13.7  "Если обольщать будет тебя твой брат, сын твоей матери, или твой сын, или твоя дочь, или жена лона твоего, или твой друг задушевный, говоря тайно: Пойдем и будем служить божествам иным, которых не знал ты и твои отцы". 

– "Если обольщать будет тебя …" – Следует обратить внимание на то, что в этом списке ближайших родственников не хватает "Отца" и "Матери"! Почему? Потому что поднять руку на отца или мать – это смерть по законам Торы. И даже оскорбление отца или матери подлежит смерти по законам Торы. Следовательно, если родители будут пытаться вовлекать детей в идолопоклонство, то от этих родителей следует отстраниться как можно далее, и не доносить на них. Ибо донос также может рассматриваться, как свидетельские показания сына или дочери на родителей, что подлежит смерти. 

– "твой брат, сын твоей матери" – В Пятикнижии достаточно часто любой еврей называется "твоим братом", как сказано (В 19.17):

"Не питай ненависти к твоему брату в твоем сердце. Увещевай, увещевай ближнего твоего, и не понеси за него греха".

Поэтому в данном случае уточняется, что это твой брат по матери, "сын твоей матери".

– "говоря тайно" – Т.е. в данном случае нет свидетелей. А почему это важно? Потому что "его или её" следует убить, как об этом будет сказано далее. Однако убийство человека возможно только по Суду при наличии 2 или 3 свидетелей. Тем не менее, в данном случае при попытке к идолопоклонству свидетелей не требуется. Для приговора к смертной казни достаточно показания только одной стороны. И это исключение из общего правила, которое распространяется только на призыв к идолопоклонству

13.8  "Из божеств народов, которые вокруг вас, близких к тебе или далеких от тебя, от края земли и до края земли.

13.9  Не благоволи к нему и не слушай его, и не пощадит его твой глаз, и не жалей и не покрывай его".

– "Не благоволи к нему и не слушай его" – Т.е., если это твой ближайший родственник или даже твоя жена, то любые чувства должны отойти на второй план. И не следует выслушивать просьбы и мольбы, которые могут растопить твоё сердце, чтобы пожалеть его или её.

– "и не пощадит его твой глаз" – Почему щадит именно глаз? Потому что глаза человека получают наиболее полную и объёмную информацию из всех органов чувств, которая моментально проходит через сердце человека. И тогда именно глаза становятся ответственными за жалость к ближнему своему. И также было сказано ранее (Дв 7.16):

"И истребишь ты все народы, которых Г-сподь Б-г твой дает тебе. Не пощадит их твой глаз, и не служи их божествам, ибо западня это для тебя".

И также о глазах сказано в заповеди о цицис (Бм 15.39):

"И будет для вас цицис, чтобы вы видели его, и чтобы помнили вы все заповеди Г-спода, и чтобы вы исполняли их, и чтобы вы не следовали за вашим сердцем, и за вашими глазами, за которыми вы блудодействуете".

13.10  "Но убей его, твоя рука будет на нём первой, чтобы умертвить его, а рука всего народа после".

– "твоя рука будет на нём первой" – Такое решение подразумевает персональную ответственность человека, за сказанное им на Суде. И это аналогично в случае осуждения человека на смерть по показаниям свидетелей. Там рука свидетелей должна быть первой, а рука всего народа после.   

13.11  "И побей его камнями, и он умрёт. Потому что он хотел отвратить тебя от Г-спода Б-га твоего, который вывел тебя из земли Мицраима, из дома рабства.

13.12  А весь  Исруайль услышит и убоится, и не будут более делать такого зла в среде твоей".

– "А весь Исруайль услышит и убоится" – Эта фраза повторяется в тех местах, где речь идёт о смертной казни. И из этой фразы фарисеи вывели, что все смертные приговоры выносились Главным Судом В Храме и приводились в исполнение во время Праздников, когда весь Народ Исруайля должен был приходить в Храм Г-спода в Иерусалим. И, кстати, именно из этой версии фарисеев и родилась легенда об Иисусе, которого якобы казнили в Праздник Песах.

Однако версия фарисеев абсолютно неверна. Поскольку согласно Пятикнижию в каждом городе на территории Земли Исруайля должен был быть Суд, который мог самостоятельно выносить решение о смерти. Поэтому любые смертные приговоры приводилась в исполнение сразу же на месте. И об этом говорится в истории о непокорном сыне в недельной главе Ки Сисай (Дв ):

21.18  Если будет у мужа сын непокорный и приносящий огорчения, не слушающий голоса отца своего и голоса матери своей, и они наставляли его, а он не слушает их. 19. То возьмут его отец его и мать его и выведут его к старейшинам его города и к воротам этого места. 20. И скажут они старейшинам его города: Этот наш сын непокорный и приносящий огорчения, не слушает нашего голоса, обжора и пьяница. 21. И забьют его все люди его города камнями, и он умрет, и устранишь ты зло из твоей среды. А все Сыны Исруайля услышат и устрашатся". 

И здесь также сказано, что все услышат и устрашаться. Однако в те времена не было СМИ, что есть сегодня. И как же тогда? После смертной казни городской Суд должен был отправить своё постановление в Главный Суд страны, который заседал в Храме Г-спода. А Главный Суд, в свою очередь, копировал это сообщение и рассылал по всем городам страны. И в каждом городе глашатай зачитывал перед горожанами это постановление. Т.о. согласно Пятикнижию "весь Исруайль услышит и убоится".

Однако это только теория, согласно Пятикнижию. Ибо около 400 лет шло завоевание Земли Исруайля. Затем был относительно краткий период царства Исруайль, когда страной правили царь Давид и Шеломо. А затем государство разделилось на две части. И последующая история народа также была крайне тяжёлой и достаточно далёкой от многих положений Пятикнижия. 

Подтема

13.13  "Если ты услышишь, что в одном из твоих городов, которые Г-сподь Б-г  твой дает тебе,  чтобы жить там,  будет сказано:"

– "чтобы жить там" – Сказано в комментариях Раши к данным словам: "Имеет целью исключить Иерушалайм, который не дан для жительства". [Т. е. Иерушалайм не является владением и местом жительства определенного колена, но это город, куда восхождения совершает весь народ Исруайля. И эта версия изложена в сборнике Сифре – толкование фарисеев к тексту Торы, и трактате Талмуда Баба Кама 82б]

Данное утверждение неверно, поскольку Иерушалайм получило колено Ииду. И только во времена царя Давида, через 400 лет с начала завоевания земли, туда был перенесен Походный Храм Г-спода. А затем царь Шеломо построил в Иерусалиме стационарный Храм Г-пода. Поэтому статус Иерушалайма – такой же статус, как и любого города на территории Земли Исруайля.

Правда, в данном отрывке речь идёт о том, что Главный Суд в Храме Г-пода выносит решение сделать обречённым этот город, т.е. убить всех жителей и скот, разрушить строения и сжечь имущество. И сделать всё это должны были евреи по решению Главного Суда в Храме Г-спода. Однако, когда все евреи в стране, включая еврейского царя, занимались идолопоклонством, то Творец привёл гоим и поручил им выполнить эту работу, разрушить Первый Иерусалимский Храм, а затем и Второй Иерусалимский Храм.   

13.14  "Вышли люди  негодные  из твоей среды и совратили жителей своего города, говоря: Пойдем и будем служить божествам иным, каких вы не знали".

– "негодные" – На иврите сказано Блияаль. И перевод этого слова: Злодей, Подлец, Негодяй. Это слово состоит из двух корней: Бли – Без по-русски и Оль – Хомут, Ярмо по-русски. Т.е. человек, не имеющий на себе Хомута, Ярма от Творца называется Злодей, Подлец, Негодяй. А если говорить в терминах сегодняшнего дня, то это Атеист, человек отрицающий наличие Творца и Его Власть в этом мире.

– "совратили жителей своего города" – Бацилла идолопоклонства может быть занесена откуда угодно. Однако жители города будут безусловно верить только своим горожанам, которых они давно знают. Поэтому тут и сказано:  "совратили жителей своего города".

13.15  "И ты востребуешь, и расследуешь, и расспросишь хорошо. И вот, действительно, верно это дело, совершена эта мерзость в твоей среде".

– "И ты востребуешь, и расследуешь, и расспросишь хорошо" – И это работа Главного Суда, что при Храме Г-спода.  

13.16  "То  ты должен убить  мечом жителей этого города. Обреченным сделай его и все, что в нем, и скот его убей мечом".

– "убить  мечом жителей" – Почему именно мечом? Согласно Пятикнижию, существуют четыре вида казни: Побиение камнямиэто казнь отдельного человека всеми жителями города. Повешение – это также казнь отдельного человека на глазах у всех жителей города. Смерть от меча – это, как правило, казнь многих людей руками воинов. Сожжение – это казнь одного или нескольких людей на глазах у всех жителей города. Т.о. в данном случае применена казнь многих людей руками воинов.

– "Обреченным сделай его и все, что в нем" – Т.е. всё, что есть в данном городе не подлежит использованию.

– "и скот его убей мечом" – Почему мечом? Потому что скотина, убитая мечом не подлежит для потребления, поскольку зарезана не кошерным способом.   

13.17  "А всю его добычу собери на его площади, и сожги огнем город со всей его добычей, всецело Г-споду Б-гу твоему. И будет он вечно руинами, не будет воздвигнут более".

– "всецело Г-споду Б-гу твоему – Подобно жертве всесожжения.

– "И будет он вечно руинами, не будет воздвигнут более" – Как напоминание жителям страны о жертве идолопоклонства.

Однако всё это осталось только в теории. На практике ничего подобного не было за всю историю существования Трёх Храмов Г-пода. В конце концов только Творец насылал гоим на народ Исруайля, которые разрушали их города. 

13.18  "И не пристанет к твоей руке ничего от обреченного,  чтобы укротил Г-сподь ярость гнева Своего, и дал тебе милосердие, и помиловал тебя и размножил тебя, как клялся Он твоим отцам"

– "И не пристанет к твоей руке ничего от обреченного" – Однако при завоевании Иошиа первого города на кенанейской земле, города Ирихо, произошёл именно такой случай, как сказано в Книге Иошиа (6.16,17,):

(6.16) "И было, в седьмой раз священники затрубили в рога, и Иошиа сказал народу: кричите, ибо Г-сподь предал вам город! (17) И да будет город обречен, он и все, что в нем, Г-споду …  (24) А город и все, что в нем, сожгли огнем. Только серебро, и золото, и утварь медную и железную отдали в сокровищницу дома Г-спода. …  (26) И заклинал Иошиа в то время, сказав: Проклят тот человек пред Господом, кто встанет и построит город этот, Ирихо – на первенце своем обоснует он его и на младшем своем поставит врата его. … (1) Сыны же Исруайля совершили преступление и взяли из заклятого. И Ахан, сын Карми, сына Завди, сына Зэраха из колена Ииду, взял из заклятого. И возгорелся гнев Г-спода на сынов Исруайля".

В результате Исруайль потерпел поражение при завоевания города Ай.

13.19  "Ибо ты будешь слушать голос Г-спода Б-га твоего, соблюдать все Его заповеди, которые я заповедую тебе сегодня, делать прямое в глазах Г-спода Б-га твоего".