Иудаизм

51. Вы стоите (Ницувим) 5779 г.

22 – 28 Элуль (22 – 28.09.19)

В будущую Субботу читается недельная глава "Ницувим (Вы стоите)".

Предыдущая недельная глава заканчивается тем, что Моше говорит всему народу перечень благословений и перечень проклятий, которые входили в Договор, заключаемый с Творцом на земле Моува на берегу реки Ярден.

В начале главы Моше говорит народу, что тот стоит для принятия Договора с Творцом. Далее он предупреждает народ о грехе идолопоклонства и о тех бедах, которые придут на эту землю за грех идолопоклонства. Затем Моше говорит о том, что за свои грехи народ будет изгнан со своей земли, но после раскаяния Творец возвратит его на свою землю. Далее он говорит об обязанности народа соблюдать заповеди Творца.

Тема

29.9 "Главы ваших колен, ваши старейшины и ваши начальники, все мужчины Исруайля. 10. Ваши дети, ваши жены и твой пришелец, который в твоём лагере. От твоего дровосека до твоего водоноса. 11. Для того, чтобы ты вступил в Договор с  Г-сподом Б-гом твоим, и в клятвенный обет Ему, который Господь Б-г твой, заключает с тобой сегодня. 12. Для того, чтобы поставить тебя сегодня Ему народом, а Он будет тебе Б-гом, как говорил Он тебе и как клялся Он отцам твоим Аврааму, Ицхаку и Якову.

Итак, как уже говорилось ранее, Моше незадолго до своей смерти на берегу реки Ярден заключил Договор между Творцом и Народом Исруайля на овладение землёй кенанейских народов и жизнь на ней по законам Творца. Поэтому здесь Моше начинает с перечисления всех, стоящих перед Творцом, для заключения этого Договора:

Прежде всего, бросается в глаза приведенная иерархия. Причём первые четыре группы от глав колен до мужчин объединены в одной фразе. А последующие три группы, начиная с детей и кончая пришельцами, объединены в следующей фразе. И это свидетельствует о самостоятельности и степени ответственности. Все перечисленные в первой группе являются самостоятельными. А степень ответственности снижается от начала к концу. Все перечисленные во второй группе не являются самостоятельными и не являются ответственными.

Последними во второй группе являются пришельцы, которые в среде Народа Исруайля. На иврите сказано: Вэгайрху Ашер Бэкерев Маханейху. Слово Вэгайрху переводится, как И Гер Твой, Слово Ашер – это Который, слово Бэкерев – это В Среде, слово Маханейху – это Твой Лагерь Спрашивается, о ком идёт речь? Откуда взялись Геры в среде лагеря Сынов Исруайля?

Когда евреи выходили из Египта, то там было сказано (Шм 12.37,38):

12.37 "И отправились сыны Исруайля из Рамсайса в Сикосу, около шестисот тысяч пеших мужчин кроме детей. 38. И также толпа разноплеменная вышла с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое".

Что это была за "разноплеменная толпа"? Евреи жили в Египте более 200 лет, и были людьми небедными. За эти годы у них появилось много скота и много рабов. Много рабов было у всех Праотцов еврейского народа, Авруума Ицхука и Якова. Поэтому и у их потомков также было много рабов. Причём все эти рабы были обрезаны, согласно Договору Творца, с Авруумом, как было сказано Творцом (Бр 17.13):

"Обрезан должен быть рожденный в доме твоем и приобретенный за твое серебро. И будет завет Мой на вашем теле заветом вечным". 

И эти же рабы стояли у горы Синай, когда Моше заключил Договор с Творцом на соблюдение его Законов, данных в Торе. Т.о. под термином Гер в данном случае подразумеваются именно иноплеменные рабы, которые были у евреев дровосеками и водоносами.

И точно также поступил Иошиа с гивоним, которые обманным путём убедили заключить с ними мир, как сказано в Книге Иошиа (9.23.27):

9.23 "А теперь прокляты вы! И не переведутся среди вас рабы, и дровосеки, и водоносы для дома Б-га моего. … 27. И назначил их Иошиа в тот день дровосеками и водоносами для общины и для жертвенника Г-спода до сего дня, на месте, которое Он изберет".

29.13  "И не с вами одними я заключаю этот Договор и этот клятвенный обет. 14. Но с тем, кто стоит здесь сегодня с нами пред Г-сподом Б-гом нашим, и с тем, кого нет здесь с нами сегодня".

В Торе ничего не говорится прямым текстом о переселении Душ. Однако в нашем отрывке имеется достаточно прозрачный намёк на переселение Душ. Моше говорит народу следующее:

О ком идёт речь во фразе "и с тем, кого нет здесь с нами сегодня"? Совершенно очевидно, что речь не может идти о прошедших поколениях, которые уже ушли из жизни. Следовательно, речь идёт о будущих, ещё не родившихся поколениях. Причём это достаточно важный юридический момент. Поскольку все будущие поколения, также, как и нынешнее, принимают на себя исполнение Договора с Творцом и ответственность за нарушение этого Договора. И далее в Книгах Пророков многократно показано, что каждое новое поколение евреев несёт такую же ответственность за исполнение принятого Договора, как и то, которое в тот момент стояло на берегу Ярдена перед Моше.

Поэтому Моше незадолго до своей смерти предупреждает народ о том, что Договор с Творцом будет работать вне зависимости от времени. А записанные в предыдущей главе проклятия неизбежно придут на того, кто оставить это Учение и нарушит Договор с Творцом, как сказано:

29.15  Ибо вы знаете, как жили мы на земле Мицраима и как мы прошли среди племен, где вы проходили. 16. И вы видели их мерзости и их испражнения, идолов из дерева и камня, серебра и золота, которые у них. 17. Может быть, среди вас есть мужчина или женщина, или семейство, или колено, сердце которого уклоняется сегодня от Г-спода Б-га нашего, чтобы идти служить божествам тех народов. Может быть, есть среди вас корень, плодящий яд и полынь. 18. И будет, когда услышит он слова этого клятвенного обета и благословится в сердце своем, говоря: Мир будет мне, когда я пойду по произволу сердца моего, чтобы утолить жаждущего. 19. Не пожелает Г-сподь простить ему. Ибо тогда возгорится гнев Г-спода и ярость Его против того человека, и ляжет на него весь клятвенный обет, записанный в этой книге, и сотрет Г-сподь имя его из-под неба. 20. И отделит его   Г-сподь к злу от всех колен Исруайля, по всему клятвенному обету Договора, записанного в этой книге Учения". 

По сути дела, именно Договоры еврейского народа с Творцом, заключённые на все будущие времена существования Земли, являются основой антисемитизма, уникального явления в нашем мире. Поскольку Творец насылает на евреев гонителей и ненавистников со всех сторон, чтобы заставить народ вернуться к своему Творцу и к исполнению Договоров, заключённых с ним.  

29.21 "И скажет последующее поколение, ваши сыновья, которые встанут после вас, и чужеземец, который придет из дальней земли, и увидят они бедствия этой земли и ее недуги, которыми поразил ее Г-сподь. 22. Сера и соль, пожарище вся ее земля, не засевается и не вырастет ничего, не взойдет на ней никакая трава, как низвержение Сэдома и Амору, Адму и Цэвоима, которые ниспроверг Г-сподь в Своем гневе и в Своей ярости. 23.  И скажут все народы: Почему сделал Г-сподь такое с этой землей? За что этот великий палящий гнев? 24. И скажут: За то, что оставили Договор Г-спода Б-га их отцов, который Он заключил с ними, когда Он выводил их из земли Мицраима. 25. И пошли они, и служили божествам чужим и поклонялись им, божествам, которых они не знали, и которыми Он не наделял их. 26. И воспылал гнев Г-спода на эту землю, чтобы навести на нее все те проклятия, что записаны в этой книге. 27. И отторг их Г-сподь от их земли в гневе и в ярости, и в негодовании великом, и бросил Он их в другую землю, как это поныне". 

В этом отрывке говорится о наказании Земли за неверность Г-споду Сынов Исруайля. Подвергнуть народ наказанию за неверность – это понятно и объяснимо. Но за что же подвергать наказанию Землю? Её-то за что калечить? Разве Земля виновата в злодеяниях людей? Оказывается – Да!

При описании процесса сотворения мира мы видели, что Человек был сотворён в последнюю очередь, поскольку Он – Венец Творения. Однако всё, что было создано до него, было создано Ради Него и на Благо Ему. Кроме того, в создании первого Человека, а также всего растительного и животного мира, самое непосредственное участие принимала Земля, как сказано (Бр 1.12, 24; 2.7):

1.12 "И извлекла Земля зелень: траву, обсеменённую семенем по виду её, и дерево, дающее плод, чьё семя по виду его. И увидел Б-г, что хорошо. …  24. И сказал Б-г: Извлечёт Земля душу живую по виду её: скот, и ползающее, и животное земное по виду его. И было так.

2.7  И создал Г-сподь Б-г человека, - прах из Земли. И вдунул в ноздри его Душу жизни. И стал человек Душой живой". 

А когда Первый Человек согрешил, съев от плодов Дерева Познания, то Творец сказал ему (3.17):

"За то, что ты послушал голос женщины твоей, и ты ел от дерева, о котором Я повелел тебе говоря: Не ешь от него. Проклята Земля из-за тебя. В муке будешь есть от неё все дни жизни твоей".

Т.о. за грех Первого Человека была наказана Земля! И то же самое произошло с Землёй во время поколения Потопа (Бр 6.11 – 13, 17; 7.23):

6.11  "И извратилась земля перед Б-гом: и наполнилась Земля злодеянием.  12. И увидел Б-г Землю, и вот извратилась она. Ибо извратила всякая плоть свой путь на Земле.  13. И сказал Б-г Ноаху: Конец всякой плоти пришёл передо Мной, ибо наполнилась земля злодейством из-за них. И вот Я истреблю их и Землю. …  17. А Я, вот Я навожу Потоп воды на Землю, чтобы погубить всю плоть, в которой душа жизни под небесами. Всё что на Земле погибнет. … 23. И стёр Он всё существовавшее, которое на поверхности Земли от человека до скота, до движущегося и до птицы небесной. И стёр Он их с Земли. И остался только Ноах и все, кто, с ним на судне".

И аналогичная история произошла с благоухающей Южной частью долины Ярдена, где жили злодеи-гомосексуалисты. И эту местность Творец разрушил полностью, как сказано (Бр 19.24,25):

19.24  "И Г-сподь пролил дождём на Сэдом и на Амору серу и огонь с неба от Г-спода.  25.  И перевернул Он эти города и всю долину, и всех обитателей городов, и земную растительность". 

Поэтому любые неверные действия Человека приводили ранее и приводят сегодня к наказанию Земли. И отсюда мы можем сделать очень важный для всего человечества Вывод:

"Все экологические Катастрофы происходят в нашем мире исключительно по вине Человека перед Творцом и являются наказанием для него. Поскольку Человек идёт неверным путём, нарушая все Законы Бытия, которые Творец дал Человеку для его существования на Земле".

Все бедствия, описанные в нашем отрывке недельной главы Торы, действительно пришли на землю Палестины после разрушения Второго Иерусалимского Храма и поражения восстания Бар Кохбы. Многие столетия земля Палестины оставалась, в большинстве своём, в запустении. И даже в наиболее благоприятные периоды правления Восточной Римской империи и Византии, многие земли находились в запустении. Многолетние засухи сменялись дождливыми сезонами и многочисленными нашествиями саранчи, вызывавшими голод. В периоды голода, случавшегося каждые 2 – 4 года, пшеницу импортировали в Палестину из Египта.

Столетия проносились над этой землёй за времена владычества арабов, крестоносцев, мамлюков и Османской империи. Однако ситуация с землёй и с еврейским населением в Палестине почти не менялась.

В 1800 году население Палестины не превышало 300 тыс., из которых евреи составляли всего 5 тыс. человек. К 1880 году население Палестины достигло 450 тыс. человек, из которых 24 тыс. составляли евреи.

Первая большая волна современной иммиграции, известная как Первая алия, началась в 1881 году, когда евреи были вынуждены спасаться бегством от погромов в Восточной Европе.

Вторая алия (19041914 годы) началась после Кишинёвского погрома. Приблизительно 40 тысяч евреев переселилось в Палестину. Большинство иммигрантов первой и второй алии были ортодоксальными евреями, но вторая алия включала также и социалистов, основавших киббуцное движение.

В 19191923 годах (Третья алия) в Палестину прибыли 40 тыс. евреев, в основном из Восточной Европы. Поселенцы этой волны были обучены сельскому хозяйству и могли развивать экономику. Несмотря на квоту иммиграции, установленную британскими властями, еврейское население выросло к концу этого периода до 90 тысяч. Болота Изреэльской долины и долины Хефер были осушены и земля сделана пригодной для сельского хозяйства.

В 19241929 годах (Четвёртая алия) в Палестину приехали 82 тысячи евреев, в основном в результате всплеска антисемитизма в Польше и Венгрии. Эта группа состояла во многом из семей среднего класса, которые переехали в растущие города, основав малые предприятия торговли и общественного питания и лёгкую промышленность. Впоследствии, однако, приблизительно 23 тысячи эмигрантов этой волны покинули страну.

По окончании Второй мировой войны, еврейское население Палестины составляло 33 % по сравнению с 11 % в 1922 году.

По данным Центрального статистического управления Израиля, опубликованным 30 декабря 2014 года, общая численность населения Израиля составляет 8 миллионов 296 тысяч человек. Из них: 6 218 000 (74,9 %) — евреи; 1 719 000 (20,7 %) — арабы; 359 000 (4,4 %) — национальные меньшинства (друзычеркесыармяне и др.), а также жители, не подпадающие под определение еврейства Государством Израиль.

Сельское хозяйство в Израиле представляет собой высокоразвитую отрасль народного хозяйства. Израиль является крупным экспортёром свежих продуктов и мировым лидером в области сельскохозяйственных технологий, несмотря на то, что география Израиля является далеко не оптимальной для ведения сельского хозяйства. Более половины площади Израиля приходится на пустыни, а климат и нехватка воды не содействуют ведению хозяйства. Только 20 % земли в естественных условиях пригодна для ведения сельского хозяйства. На сегодняшний день сельскохозяйственная продукция составляет 2,5 % ВВП и 3,6 % от экспорта. Только 3,7 % рабочей силы Израиля занято в сельском хозяйстве, при этом Израиль на 95 % обеспечивает собственные потребности, импортируя только зерно, масличные культуры, мясо, кофе, какао и сахар.

Израиль считается одной из самых развитых стран в Юго-Западной Азии по экономическому и индустриальному развитию. По состоянию на июнь 2015 года страна занимает 53-ю позицию в рейтинге Всемирного банка «Лёгкость ведения бизнеса» и в рейтинге Всемирного экономического форума «Мировая конкурентоспособность». В опубликованном в декабре 2014 года рейтинге «лучших стран для ведения бизнеса», составленным журналом Forbes, Израиль был помещён на 30-е место в мире.

Объём ВВП по ППС за 2014 год по данным Всемирного банка составил 276,9 миллиардов долл. США — 51 место в мире и пятое — в Юго-Западной Азии (после Турции, Саудовской Аравии, Ирана, ОАЭ), около 33500 долл. США на душу населения — 53 место в мире.

Израиль является второй страной в мире после США по количеству вновь образуемых компаний и имеет наибольшее представительство в списке компаний NASDAQ за пределами Северной Америки. Кроме того, это единственное государство на Ближнем Востоке, представленное в листинге NASDAQ.

А ещё Израиль обладает одной из самых сильных и хорошо оснащённых армий в мире, а также ядерным оружием в достаточном количестве …

Парадокс нашего времени! Ибо подавляющая часть еврейского населения Израиля не следует строгим условиям выполнения Договора на эту землю, заключённого с Творцом около 3300 лет назад.

Однако семидесятилетие сионистского Израиля прошло, и на Святой Земле началась бессрочная засуха, также, как и во всём мире. Ибо сионизм – это самый страшный вид идолопоклонства, который был у евреев за всю их историю. 

И об этом же говорит последняя фраза в абзаце из нашей недельной главы, где сказано (Дв 29.28):

29.28 "Сокрытое — Г-споду Б-гу нашему, а открытое — нам и нашим сыновьям вовеки, чтобы исполнить все речи этого Учения".

Причём в тексте на свитке Торы имеются 11 точек над буквами слов: Луни Улевунайни А(д) – Нам и нашим сыновьям в(овеки).

11 сыновей представил Яков своему брату Айсуву на их встрече.

11 снопов братьев поклонились снопу Йосайфа в его сне.

11 звёзд поклонились Йосайфу в его сне.

11 дней пути было от горы Синай до границы кенанейской земли, и Сыны Исруайля потратили на этот путь 39 лет.

Число 11 характеризует недостаточную полноту чего-либо. В данном случае в нашей фразе это говорит о том, что даже "открытое" бывает нам ясно далеко не всегда.

Подтема

30.1  "И будет когда придут на тебя все эти слова, благословение и проклятие, которые я изложил пред тобою, и останутся на твоём сердце, там, среди всех народов, куда изгнал тебя Г-сподь Б-г твой". 

– "благословение и проклятие, которые я изложил пред тобою" – Благословения и проклятия, о которых говорится здесь, изложены в предыдущей недельной главе "Ки суво". Благословения составляют 14 стихов (Дв 28.1 - 14) и начинаются со слов:

"И будет: Если ты будешь слушать голоса Г-спода Б-га твоего, чтобы соблюдать, исполнять все Его заповеди, которые я заповедую тебе сегодня, то поставит тебя Г-сподь Б-г твой превыше всех народов земли".

А проклятия составляют 53 стиха (Дв 28.15 - 68) начинаются со слов:

"И будет: Если не будешь слушать голоса Г-спода Б-га твоего, чтобы соблюдать, исполнять все Его заповеди и Его законы, которые я заповедую тебе сегодня, то сбудутся над тобой все проклятия эти и настигнут тебя".

Это самые большие и самые тяжелые проклятия, приведенные в Пятикнижие. Причём после этих проклятий сказано (Дв 28.69):

"Это слова Договора, который Г-сподь повелел Моше заключить с сынами Исруайля на земле Моува, помимо Договора, заключенного с ними на Хорайве".

А в недельной главе "Ваилех" Моше повелел Сынам Исруайля раз в семь лет в Праздник Шалашей в Храме перед всем народом читать Книгу Торы (Дв 31.10 – 13):

31.10 "И наказал им Моше так: К концу семилетия, в назначенную пору года отпущения, в Праздник Шалашей. 11. Когда придет весь Исруайль увидеть лицо Г-спода Б-га своего, на месте, которое Он изберет, то читай эту Тору перед всем Исруайлем во всеуслышание. 12. Собери народ, мужчин и женщин, и малых детей, и твоего пришельца, который в твоих воротах, чтобы они слушали, и чтобы они учились и боялись Г-спода Б-га вашего, и хранили исполнение всех слов этого Учения. 13. И их сыновья, которые не знали, услышат и научатся бояться Г-спода Б-га вашего, во все дни, что вы живете на земле, куда вы переходите через Ярден для овладения ею".

Однако это указание не выполнялось на протяжении более 800 лет после начала завоевания земли кенанейских народов. И читать Тору перед народом начали только после разрушения Первого Иерусалимского Храма Г-спода во времена Эзры. А отсюда и все беды, произошедшие с Народом Исруайля на протяжении этих столетий, и полное исчезновение 10-и колен Исруайля.

Но даже сегодня, когда в Субботу недельной главы "Ки Суво" читают проклятия по свитку Торы, то читающий понижает голос и читает их очень быстро, чтобы поскорее закончить, вместо того, чтобы читать их медленно и в полный голос. Чтобы евреи и сегодня хорошо знали, и помнили, что ожидает народ за нарушение Законов Творца.

– "и останутся на твоём сердце, там, среди всех народов, куда изгнал тебя Г-сподь Б-г твой" – Здесь указаны два важных момента. Во-первых, это то, что за свои грехи еврейский народ обязательно будет изгнан Творцом со своей земли. А значит, Храм Г-спода будет разрушен и приношения в Храме прекратятся. Т.е. не вавилонский царь Невухаднецер или римский император Тит виновны в разрушении Храма и в изгнании еврейского народа, а сам народ, нарушивший Договор с Творцом.

А, во-вторых, это говорит о том, что даже там, в изгнании еврейский народ будет хранить Тору и всё, сказанное в ней. И так происходило во все века. Народ уходил в изгнание, унося собой свитки Торы, которые хранили и переписывали левиты. Так свитки Торы попали на Восток после изгнания 10-и колен Исруайля. А где-то через 200 лет после изгнания 10-и колен Исруайля, примерно за 500 лет до нового летоисчисления в Азии почти одновременно зародились восточные Религии: Зороастризм, Буддизм, Индуизм, Сикхизм, Конфуцианство и т.д. Т.о. евреи, ушедшие в изгнание, занесли семена Веры Творца к восточным народам Азии.

30.2  "И ты возвратишься к Г-споду Б-гу твоему, и слушать будешь Его голос во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и твои дети, всем сердцем твоим и всею душою твоей".

И отсюда мы видим, что коллективное наказание еврейского народа способствует его очищению от грехов перед Творцом и возрождению народа. И так было на протяжении всей истории народа. Вавилонское изгнание способствовало возрождению народа и возвращению на землю отцов и возвращению к Вере Творца.

В 14 в. по новому летоисчислению евреи были изгнаны из Британии. В 15 в. – из Франции, а в 16 в. из Испании. И каждый раз такое изгнание только способствовало возрождению еврейской общины и укреплению Иудаизма.

Правда, на этом пути в истории еврейского народа были и исключения. 10 колен Исруайля, уведенные на Восток Азии, сгинули из нашего мира по причине того, что, находясь в изгнании, не вернулись к Творцу всем сердцем и всей душой, как говорится в нашей фразе. Поскольку, ещё живя на своей земле, эти 10 колен открыто предавались идолопоклонству, и ушли от Веры в Творца. Немногочисленные группы евреев, остатки сгинувших 10-и колен, пытающихся как-то соблюдать еврейские традиции на протяжении веков, сохранились в Индии, Афганистане и Китае.

30.3  "И возвратит Г-сподь Б-г твой пленников твоих, и смилостивится Он над тобою. И вернёт, и соберет Он тебя из всех народов, оттуда, где рассеял тебя Г-сподь Б-г твой. 4. Если будет изгнанный твой у края небес, то оттуда соберет тебя Г-сподь Б-г твой и оттуда возьмет Он тебя. 5. И приведет тебя Г-сподь Б-г твой, на землю, которою овладели твои отцы, и ты овладеешь ею. И Он будет благотворить тебе, и умножит тебя больше, чем отцов твоих". 

О чём здесь идёт речь? О возвращении из изгнания всего Народа Исруайля, поскольку ко всему народу Моше обращается в ЕДИНСТВЕННОМ числе – "твой, твоих, тебя". Т.е. речь идёт о всех 12-и коленах Сынов Исруайля, поскольку именно это объединение называется Народом Исруайля. В то же время за 150 - 200 лет до разрушения Первого Иерусалимского Храма Г-спода из-за грехов идолопоклонства со своих земель были изгнаны 10 колен Исруайля, которые сгинули на Востоке Азии. Поэтому ко времени Разрушения Первого Иерусалимского Храма Г-спода, в этом мире уже не существовало Народа Исруайля, как такового, а были только 2 колена Ииды и Бинъюмина. Следовательно, пророчество, сказанное Моше о собирании народа из рассеяния, изначально было уже не осуществимо.

А это в свою очередь повлияло на возвращение евреев из вавилонского плена. В результате несмотря на то, что персидскому царю Корешу было пророчество от Творца о возвращении евреев в Иерусалим и о восстановлении Храма Г-спода, из Персии вернулась в Иудею только около трети всех евреев, живших в персидской империи. И впоследствии на протяжении многих веков существовали две отдельные еврейские общины: одна в Иудее и одна в Вавилоне и Персии. Причём потомки царя Давида жили в Вавилоне и возвращаться в Иудею не собирались, поскольку большую часть времени существования Второго Иерусалимского Храма Г-спода Иудея находилась в вассальной зависимости вначале от Персии, затем от Греции и в конце от Римской Империи.

30.6  "И обрежет Г-сподь Б-г твой сердце твое и сердце твоего потомства, для любви Г-спода Б-га твоего всем сердцем твоим и всею душою твоей, ради жизни твоей". 

– "И обрежет Г-сподь Б-г твой сердце твое и сердце твоего потомства" – Здесь использован тот же глагол "обрезать", что и при обрезании еврейского мальчика на восьмой день от рождения, когда обрезается его крайняя плоть, закрывающая половой орган. Т.е. здесь имеется в виду, что сердце еврея, который не следует заповедям и законам Творца, как бы закрыто. Поэтому приведена эта аллегория с обрезанием, которая устанавливает на теле еврея знак того, что он принимает на себя Договор с Творцом, заключённый в своё время нашим праотцом Авруумом.

– "для любви Г-спода Б-га твоего всем сердцем твоим и всею душою твоей, ради жизни твоей" – Т.е. выполнение евреем и его потомством заповедей и законов Творца, данных еврейскому народу, служит для продления его жизни и жизни его потомства в этом мире.

30.7  "И даст Г-сподь Б-г твой все эти проклятия на твоих врагов и на твоих ненавистников, которые преследуют тебя". 

И это действительно реальная ситуация в истории еврейского народа, когда на всех врагов, ненавистников и гонителей евреев, в конечном счёте приходили неисчислимые беды. По этой причине в своё время после изгнания евреев из Британии и Франции им вновь было разрешено селиться на этих землях, что способствовало расцвету этих стран. А, скажем, Испания, изгнавшая евреев и не разрешившая им вернуться, остановилась в своём развитии и так осталась одной из слабейших европейских стран. И в подобной ситуации оказались сегодня прибалтийские страны и Польша, население которых во многом способствовали уничтожению евреев во время Второй Мировой Войны. Сегодня в этих странах практически почти нет евреев, и сами эти страны находятся в достаточно непростом положении.

Те страны, откуда изгоняли евреев, всегда опускались и больше не поднялись. Поэтому прагматичные немцы Западной Германии сразу же после окончания Войны начали активно восстанавливать еврейские общины на своей земле. И сегодня Германия – это ведущее государство нашего мира.

30.8  "А ты возвратишься и будешь слушать голос Г-спода, и будешь исполнять все Его заповеди, которые я заповедую тебе сегодня. 9. И отличит тебя Г-сподь Б-г твой во всяком деле рук твоих: в плоде чрева твоего и в плоде скота твоего, и в плоде земли твоей к добру. Ибо вновь Г-сподь будет радоваться тебе, творя добро, как Он радовался твоим отцам". 

– "и будешь слушать голос Г-спода" – С разрушением Первого Иерусалимского Храма Г-спода около 2500 лет назад практически прекратилось Пророчество в еврейском народе, поскольку исчезли из нашего мира Скрижали Свидетельства, полученные Моше от Творца на Синае. Поэтому во времена Второго Иерусалимского Храма Г-спода в еврейском народе уже не было Пророков, а у главного священнослужителя Храма уже не было Урим и Тумим, позволявших ему общаться с Творцом непосредственно.

30.10  "Ибо ты будешь слушать голос Г-спода Б-га твоего, соблюдать Его заповеди и Его законы, записанные в этой книге Учения (Торы). Ибо ты возвратишься к Г-споду Б-гу твоему всем сердцем твоим и всей душой твоей".

Только после разрушения Второго Иерусалимского Храма Г-спода евреи до конца осознали, насколько важно "соблюдать Его заповеди и Его законы, записанные в этой книге Учения (Торы)". И только в эти времена евреи практически возвратились "к Г-споду Б-гу твоему всем сердцем твоим и всей душой твоей". Однако данная ситуация существовала в еврейском народе только до середины 19-го века, когда начало зарождаться движение политического сионизма. А с возникновением сионистского государства Израиль даже остатки еврейского народа – Народа Творца, практически прекратили своё существование в этом мире. Поэтому сегодняшняя ситуация в нашем мире может быть с уверенность охарактеризована, как критическая. Ибо Конец еврейского народа, каким его в своё время создал Творец, означает Конец нашего мира в целом.

Подтема

30.11  "Ибо эта заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, не отделена она от тебя, и не далека она". 

– "не отделена она от тебя, и не далека она" – Ещё у горы Синай над народом были поставлены тысячники, сотники, пятидесятники и десятники, которых обучил законам Торы Моше. И их насчитывалось 78600 человек или чуть более 13% населения. А они, в свою очередь решали все вопросы согласно Законам Торы на местах. Таким образом среди народа была очень высокая законодательная грамотность, о чём и говорится в данных строках. 

30.12  "Не на небе она, чтобы сказать: Кто поднимет нас на небо и возьмет ее нам, и даст нам услышать ее, чтобы мы ее исполнили? 13. И не за морем она, чтобы сказать: Кто переведёт нас за море и возьмет ее нам, и даст нам услышать ее, чтобы мы ее исполнили?" 

– "Не на небе она … И не за морем она" – Обычная отговорка человека, который не хочет чем-либо утруждать себя.

30.14  "Ибо очень близко к тебе это слово, на устах твоих и на сердце твоём, чтобы исполнять его". 

– "близко к тебе это слово" – Все Заповеди, Законы и Правопорядки были записаны Моше в свитке Торы и отданы на хранение и распространение священнослужителям левитам в Храм Г-спода. 

Подтема

30.15  "Смотри, я предлагаю тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло". 

– "жизнь и добро" – Длительную жизнь на завоёвываемой земле и добро, которое принесёт эта земля при условии, если будешь ходить путями Творца.

 – "смерть и зло" – Смерть для тебя и зло для твоих потомков, если не будешь ходить путями Творца.

30.16  Которые я заповедую тебе сегодня, чтобы любить Г-спода Б-га твоего, ходить Его путями и соблюдать Его заповеди, и Его законы, и Его правопорядки. И ты будешь жить и умножаться, и благословит тебя Г-сподь Б-г твой на земле, на которую ты вступаешь для овладения ею. 

– "чтобы любить Г-спода Б-га твоего" – Но в чём выражается Любовь к Творцу? А это значит: "ходить Его путями и соблюдать Его заповеди, и Его законы, и Его правопорядки". Т.е. основа Любви к Творцу – это Страх перед Ним за нарушение Его заповедей, законов и правопорядков.

30.17  И, если повернётся твое сердце, и ты не будешь слушать, и отклонишься, и поклоняться станешь божествам чужим и служить им.

– "и поклоняться станешь божествам чужим и служить им" – И это произошло во времена Первого Иерусалимского Храма, сразу же после смерти царя Шеломо. И государство разделилось на две части, и в северной части были установлены идолы, чтобы отвадить народ от хождения в Храм в Иерусалиме.

30.18  "То говорю я вам сегодня, что наверняка пропадёте вы, не продлятся ваши дни на земле, ради чего ты переходишь Ярден, чтобы вступить на нее для овладения ею".

– "наверняка пропадёте вы" – В результате 10 колен Сынов Исруайля, живших за Ярденом и в Северном царстве, были уведены в плен на Восток Азии и сгинули.

30.19  "Призываю в свидетели против вас сегодня небо и землю. Жизнь и смерть дал я перед тобой, благословение и проклятие. И избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое".

– "Призываю в свидетели против вас сегодня небо и землю" – Почему именно небо и землю? Потому что небо и земля были созданы первыми, как сказано в первом стихе Пятикнижия (Бр 1.1): "Время сотворил Б-г: Небо и Землю". Поэтому Небо и Земля являются ответственными свидетелями того, что творит человек на земле.

– "Жизнь и смерть дал я перед тобой, благословение и проклятие" – Жизнь, ели будет идти путями, то получишь благословение. И смерть, если свернёшь с Его путей, и проклятие твоим потомкам.

– "И избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое" – Это естественное стремление человека. Однако для этого следует: "ходить Его путями и соблюдать Его заповеди, и Его законы, и Его правопорядки". А для всего этого требуется Страх перед Творцом за нарушение Его заповедей, законов и правопорядков. Но именно этого человеку достичь достаточно сложно, поскольку очень непросто упрячь себя в такой хомут, который удерживал бы на этом пути.

30.20  "Чтобы любить Г-спода Б-га твоего, слушаться Его голоса и прилепиться к Нему. Ибо Он твоя жизнь и продолжение дней твоих, чтобы жить на земле, о которой Г-сподь клялся твоим отцам Аврууму, Ицхуку и Якову, дать ее им".

– "о которой Г-сподь клялся твоим отцам Аврууму, Ицхуку и Якову, дать ее им" – И об этом Моше сказал ранее в недельной главе Айкев (Дв 9.3 – 5):

9.3  Знай же ныне, что Г-сподь Б-г твой, Он переходит пред тобою огнем испепеляющим, Он истребит их, и Он покорит их пред тобою, и ты изгонишь их и уничтожишь их скоро, как говорил   Г-сподь тебе. 4. Не скажи в сердце твоем, когда Г-сподь Б-г твой отметет их от тебя, так: За праведность мою привел меня Г-сподь овладеть этой землей. За нечестие этих народов Г-сподь изгоняет их пред тобою. 5. Не за праведность твою и прямоту сердца твоего ты приходишь овладеть их землей. Но за нечестие этих народов Г-сподь Б-г твой, изгоняет их пред тобою, и чтобы исполнить слово, каким клялся Г-сподь твоим отцам, Аврууму, Ицхуку и Якову.