Иудаизм

52. И пошёл (Ваилех) 5780 г.

29 Элуль 5779 г. – 6 Тишрей 5780 г. (29.09 – 05.10.19)

Сегодня вечером (29.09.19) начинается месяц Тишрей, 7-ой Праздничный месяц года. А завтрашний день 1-го Тишрей является Субботним днём, и назван Днём Трубления. Во всех синагогах мира завтра будут трубить в Шофар – бараний рог, чтобы весь мир знал, КТО создал этот мир и, КТО им правит.

В будущую Субботу читается недельная глава "Ваилех (И пошёл)".

Предыдущая недельная глава заканчивается тем, что Моше говорит о том, что за свои грехи народ будет изгнан со своей земли, но после раскаяния Творец возвратит его на свою землю. Далее он говорит об обязанности народа соблюдать заповеди Творца.

В начале главы Моше говорит о своём возрасте и о том, что далее Иошиа поведёт народ на завоевание земли. Затем Моше призвал Иошиа, дал ему наставления и повелел раз в семь лет в Праздник Шалашей читать Тору перед всем народом. Далее Творец повелел Моше и Иошиа войти в Шатёр Свидетельства, где Он сообщил им о будущем народа, велел записать песню "Внемлите" и научить этой песне народ. Затем Моше велел собрать народ, чтобы говорить ему песню "Внемлите".

Тема

31.1  "И пошел Моше, и говорил эти речи всему Исруайлю. 2. И сказал он им: Сто двадцать лет мне сегодня, не могу больше выходить и входить. И Г-сподь сказал мне: Не перейдешь ты через этот Ярден.     3. Г-сподь Б-г твой, Он пойдёт перед тобою. Он истребит эти народы пред тобою, и ты овладеешь ими. Иошиа, он пойдет перед тобою, как сказал Г-сподь. 4. И сделает Г-сподь с ними, как сделал с Сихоном и Огом, царями Эмори и с их землей, которых Он истребил. 5. И отдаст их Г-сподь пред вами, и вы поступите с ними по всей заповеди, которую я заповедал вам. 6. Крепитесь и мужайтесь, не бойтесь и не трепещите перед ними, ибо Г-сподь Б-г твой, Он идет с тобой. Он не ослабит тебя и не покинет тебя".

Наша глава начинается со слов: "И пошёл Моше …". Почему здесь сказано, что "Моше пошёл", и куда он "пошёл"? В Торе только пять раз сказано о Моше, что он "пошёл". Вот остальные четыре случая:

"И пошел Моше, и возвратился к Йесеру, своему тестю, и сказал ему: Позволь мне пойти и возвратиться к моим братьям, которые в Мицраиме, и я посмотрю, живы ли они еще. И сказал Исро Моше: Иди с миром" (Шм 4.18).

"И пошел Моше и Аарон, и собрали они всех старейшин Сынов Исруайля" (Шм 4.29).

"И встал Моше, и пошел к Дусуну и Авируму. И пошли вслед за ним старейшины Исруайля" (Бм 16.25).

"И сказал Г-сподь Моше: Вот приблизились дни твои к смерти. Призови Иошиа и станьте в Шатре Свидетельства, и Я дам ему наказ. И пошел Моше и Иошиа, и стали они в Шатре Свидетельства" (Дв 31.14).

Как видим, выражение "И пошёл Моше" свидетельствует о том, что речь идёт о переломном, важном событии в истории Народа Исруайля. Так произошло и в данном случае. В двух предыдущих недельных главах говорилось о Договоре, который заключил Моше между Творцом и Народом Исруайля на берегу Ярдена. А сейчас Моше пошёл в свой последний путь, чтобы сказать народу последние слова назидания, чтобы научить его песне "Внемлите" и дать благословения коленам Сынов Исруайля. Т.о. слова "И пошёл Моше" подразумевают, что в свой последний день жизни он пошёл к народу, чтобы сказать ему свои последние слова.

И здесь возникает вопрос: А когда всё это происходило? В конце Торы сказано (Дв 34.7 – 9):

34.7  "А Моше было сто двадцать лет, когда он умер. Не потускнел его глаз и не иссякла его свежесть. 8. И оплакивали Сыны Исруайля Моше на равнинах Моува тридцать дней. И завершились дни скорбного оплакивания Моше. 9. А Иошиа, сын Нина, исполнился духа мудрости, ибо возложил Моше руки свои на него. И слушали его сыны Исруайля, и делали, как повелел Г-сподь Моше".

И далее в начале Книги Иошиа сказано (1.1,2,10,11; 4.19):

1.1 "И было, после смерти Моше, раба Г-спода, сказал Г-сподь Иошиа, сыну Нина, служителю Моше, говоря: Моше, раб Мой, умер. 2. И теперь встань, перейди через этот Ярден, ты и весь этот народ, в землю, которую Я даю им, Сынам Исруайля. …  10. И повелел Иошиа начальникам народа, говоря: 11. Пройдите по стану и дайте повеление народу, сказав: заготовляйте себе пищу, ибо через три дня перейдете вы этот Ярден, чтобы прийти и приобрести землю, которую Г-сподь Б-г ваш, дает вам, чтобы владеть ею. …

4.19 И народ вышел из Ярдена в десятый день первого месяца, и расположился станом в Гилгале, у восточного края Ярихо".

Итак, 10-го числа 1-го месяца 41-го года по исходе из Египта народ перешёл Ярден. А указание к этому переходу Иошиа получил от Творца за три дня до этого, в 7-ой день 1-го месяца, по окончании оплакивания Моше. И оплакивали Моше 30 дней. Следовательно, можно с определённой уверенностью говорить, что Моше умер 6-го или 7-го числа (в лунном месяце 29 – 30 дней) 11-го месяца в 40-ом году по выходе из Египта.

Далее в нашем тексте Моше говорит народу: 31.2 "… Сто двадцать лет мне сегодня, не могу больше выходить и входить". Ограничение по возрасту человека в 120 лет было установлено Творцом ещё перед Потопом, как сказано (Бр 6.3):

"И сказал Г-сподь: Не властвовать духу моему в Человеке вечно, потому что он плоть. И будут дни его сто и двадцать лет".

Т.о. Моше полностью исчерпал отпущенный ему срок жизни.

И далее в нашей фразе сказано: 31.2 "… не могу больше выходить и входить". Что имеется в виду? В данном случае речь идёт о выходе на войну и успешном приходе с войны. И точно также сказал Кулайв, глава колена Ииду, Иошиа при распределении наделов земли (Иошиа 14.11):

"Еще и ныне я крепок, как и тогда, когда посылал меня Моше. Какова была сила моя тогда, такова она и теперь для войны, и выходить, и входить для того, чтобы вести народ".

И в конце нашей фразы Моше объясняет причину того, что он далее не сможет возглавить народ: 31.2 "… И Г-сподь сказал мне: Не перейдешь ты через этот Ярден". Какова причина столь строго постановления Творца? С одной стороны, можно сказать, что Моше достиг предельного возраста 120 лет. Однако за год до этого на горе Ор умер его старший брат Аарон, которому тогда было 122 года. А ещё несколько раньше умерла их старшая сестра Мирьюм, которой было около 130 лет. Следовательно, не в возрасте причина смерти Моше.

После того, как Моше научил народ песне "Внемлите", Творец сказал ему (Дв 32.48 – 52):

32.48  "И говорил Г-сподь Моше в тот самый день так: 49. Взойди на эту гору переходов, гору Нево, которая на земле Моува, что пред Ирайхо, и осмотри землю Keнуaнa, которую Я даю Cынам Исруайля во владение. 50. И умри на горе, на которую ты поднимешься, и приобщись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор и приобщился к народу своему. 51. За то, что явили неверность Мне в среде Сынов Исруайля при водах распри в Кудайш, в пустыне Цин. За то, что вы не явили святость Мою среди Сынов Исруайля. 52.Ибо издали увидишь ты землю. Но туда не придешь, на землю, которую Я даю Сынам Исруайля".

Т.о. причина смерти Моше состоит в его неверных действия при водах распри в Кудайш в 1-ом месяце 40-го года по исходе из Египта.

Однако ещё во 2-ом году по исходе из Египта, Творец сказал Моше, что он не войдёт в землю Кенуана из-за греха разведчиков, как сказано (Дв 1.37,38):

1.37  "Также и на меня прогневался Г-сподь из-за вас, говоря: И ты не придешь туда. Иошиа, сын Нина, стоящий пред тобою, он придет туда. Ему придай крепость, ибо он введет Исруайля во владение ею".

Следовательно, не воды раздора, а грех разведчиков привёл к тому, что Творец не допустил Моше до завоевания земли кенанейских народов.

Однако уже в конце 2-го месяца по исходе из Египта после войны с Амулайком, Творец сказал Моше (Шм 17.14):

"И сказал Г-сподь Моше: Запиши это для памятования в книгу и внуши Иошиа, что Я бесследно сотру память Амулайка из-под неба".

А эти слова означают, что решение о годах жизни и смерти Моше было принято в самом начале исхода евреев из Египта?! Т.е. уже тогда Творцу было известно, что именно Иошиа поведёт народ на завоевание земли!

Так почему же всё-таки Моше не вошёл в землю кенанейских народов?

Менее чем за год Сыны Исруайля под руководство Моше завоевали все земли царств Сихона и Ога на Восточном берегу реки Ярден, от Солёного моря и до горы Хермон. А эта территория составляла примерно треть всех земель, которые требовалось завоевать в земле кенанейских народов. Поэтому, если бы Моше руководил завоеванием земли кенанейских народов, то они были бы завоёваны в самый кратчайший срок, в течении 3 – 4 лет. Тогда бы история Народа Исруайля и мира пошла по иному пути. Однако это не входило в планы Творца. Поэтому даже через 30 лет после начала завоевания земли, перед смертью Иошиа, далеко не все территории были завоёваны и многие из кенанейских народов оставались жить на своей земле. Ну, а завоёваны почти все земли были только во времена царя Давида через 420 лет после начала завоевания земли кенанейских народов под руководством Иошиа!

Подтема

31.7  "И призвал Моше Иошиа, и сказал ему на глазах у всего Исруайля: Будь твёрд и мужественен! Ибо ты приведёшь этот народ на землю, о которой Г-сподь клялся их отцам дать им её, и ты передашь им её. 8. И Г-сподь, Он идет пред тобою, Он будет с тобой, Он не оставит тебя и не покинет тебя, не страшись и не бойся". 

– "Будь твёрд и мужественен!" – И здесь Моше не уточняет, в чём же состояла проблема, почему Иошиа должен быть твёрд и мужественен? Ведь известно, что с момента выхода народа из Мицраима, Иошиа был наиболее приближённым человеком к Моше, и он возглавлял все войны, которые вели Сыны Исруайля, как сказано о войне с Амулайком (Шм 17.8 – 10,13): 

17.8  "И пришел Амулайк, и воевал с Исруайлем в Рэфидим. 9. И сказал Моше Иошиа: Выбери нам мужей и выйди, сразись с Амулайком. Завтра я стану на вершине холма, и посох Б-жий будет в моей руке. 10. И сделал Иошиа, как сказал ему Моше, чтобы сразиться с Амулайком. А Моше, Аарон и Хур взошли на вершину холма. … 13.  И обессилил Иошиа Амулайка и его народ острием меча".

Однако более подробное объяснение того, в чём состоит проблема, Творец сказал Иошиа перед началом завоевания земли кенанейских народов, трижды повторив эту фразу (Иошиа 6 – 9, 18):

1.6  "Будь тверд и мужествен, ибо ты передашь этому народу во владение землю, о которой Я клялся отцам их, что дам им ее. 7. Только будь тверд и мужествен очень, чтобы бережно соблюдать Тору всю, которую завещал тебе Моше, раб Мойне уклоняйся от нее ни вправо, ни влево, дабы преуспевал ты везде, куда ни пойдешь. 8. Пусть не отходит эта книга Торы от уст твоих, и размышляй о ней днем и ночью, чтобы в точности исполнять все написанное в ней. Тогда ты будешь удачлив на пути твоем и преуспеешь. 9. Ведь Я приказываю тебе: Будь тверд и мужествен, не страшись и не трепещи, ибо с тобой Г-сподь Б-г твой, везде, куда ни пойдешь. … 18. Всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, предан будет смерти. Только будь тверд и мужествен".

Т.о. мы видим, что твёрдость и мужественность требовались от Иошиа для того, чтобы строго следовать Учениям, Законам и Заповедям, записанным в Торе Моше. И также строго соблюдать все судебные постановления, записанные в ней. Ибо многие нарушения Законов Торы наказываются смертью.

31.9  "И дописал Моше  эту Тору, и передал её священнослужителям, сынам Леви, несущим ковчег завета Г-спода, и всем старейшинам Исруайля". 

– "И дописал Моше эту Тору" – Здесь речь идёт о всех Пяти Книгах Торы. Причём данная процедура передачи Торы происходила не после благословления Иошиа и передачи ему власти над народом, а в самом конце после благословления всего народа непосредственно перед смертью Моше. И текст Торы включал в себя всё, до последней её строки, говорящей о смерти Моше.

– "и передал её священнослужителям, сынам Леви, несущим ковчег завета Г-спода" – Однако первоначально не священнослужители, а просто левиты из семейства Кэус должны были носить ковчег завета, как сказано (Бм 4.15):

4.15  "И закончат Аарон и его сыновья закрывать священные предметы  и все священные принадлежности перед выступлением лагеря в путь. А затем войдут сыновья Кэуса для ношения, чтобы им не коснуться Святыни и не умереть. Это есть ноша сыновей Кэуса при Шатре Свидетельства".

Спрашивается, почему же сейчас в нашем тексте сказано, что именно священнослужители носят ковчег завета?

Дело в том, что одним из руководителей восстания против Моше был Корах. А его сыновья и левиты, в том числе из семейства Кэуса, носили ковчег завета. Поэтому после завершения восстания, Творец дал указание, чтобы ковчег завета, наиболее священную вещь Сынов Исруайля, носили священнослужители, а не левиты. Т.о. Тору получили священнослужители, которые обучали ей левитов, старейшин Исруайля, судей, начальников и весь народ.

31.10  "И наказал им Моше так: К концу семилетия, в назначенную пору года отпущения, в Праздник Шалашей. 11. Когда придет весь Исруайль увидеть лицо Г-спода Б-га своего, на месте, которое Он изберет, то читай эту Тору перед всем Исруайлем во всеуслышание". 

 – "К концу семилетия, в назначенную пору года отпущения, в Праздник Шалашей" – речь идёт о седьмом Субботнем годе, именуемом годом Шмиты (отпущения). В этот год на земле нельзя работать, ни сеять, ни жать и ни собирать плоды для продажи, а также в этот год прощаются (отпускаются) все долги евреев. Вместе с тем, в этот год каждый еврей обязан был во время Праздника Песах, Праздника Седмиц и Праздника Шалашей прийти в Храм Г-спода и радоваться перед Ним всему тому, что дал Творец народу Исруайля. Поэтому к концу лета в седьмом году, в осенний Праздник Шалашей следовало собрать весь народ перед Храмом и читать им Тору.

Следует сказать, что подобного не делалось ни разу на протяжении более 900 лет, как во времена Судей, так и во времена работы Первого Иерусалимского Храма Г-спода. И только во времена начала работы Второго Иерусалимского Храма Г-спода, во времена Эзры и Нэхемьи сказано в Книге Нэхемьи (8.1 – 18):

(8.1) И весь народ как один человек собрался на площади перед Водными воротами, и сказали они Эзре, писцу, чтобы принесли книгу Торы Моше, которую Б-г заповедал Исруайлю. (2) И в первый день седьмого месяца принес Ззра, священник, Тору перед собранием, как мужчинам, так и женщинам, и каждому, кто понимает. (3) И читал он ее на площади против Водных ворот от рассвета до полудня перед мужчинами и женщинами, и понимающими, и слух всего народа был к книге Торы. (4) И стоял Эзра на деревянном возвышении, которое для этого сделали, и стояли рядом с ним Матитьйа, и Шема, и Анайа, и Урийа, и Хилкийа, и Маасэйа, справа от него, а слева Педайа, и Мишаэйл, и Малкийа, и Хашум, и Хашбаддана, Зехарьйа, Мешуллам. (5) И открыл Эзра книгу на глазах у всего народа, потому что стоял он выше всего народа, а когда открыл он ее, то встал весь народ. (6) И благословил Эзра Г-спода Б-га великого, и воскликнул весь народ: "Умайн! Умайн!", – воздевая руки свои. И поклонились они, и распростерлись ниц перед Б-гом. (7) А Йэйшуа, и Бани, и Шэйрэйвьйа, Йэмин, и Аккув, Шабтай, Одийа, Маасэйа, Келита, Азарьйа, Йозавад, Ханан, Пслайа и Левиты разъясняли народу Тору, а люди стояли на своих местах. (8) И читали они книгу Торы Б-га внятно и с толкованием читаемого. (9) И сказал всему народу Нэхемья, он же Тиршата, и Эзра священник, писец, и Левиты, разъяснявшие народу: "Сегодня святой день перед Г-сподом Б-гом вашим. Не печальтесь же и не плачьте!", – потому что весь народ плакал, слушая слова Торы. (10) Тогда сказал он им: "Идите, ешьте жирное и пейте сладкое, и пошлите подарки тем, у кого не приготовлено, так как день этот свят перед Г-сподом нашим. И не печальтесь, ибо радость Г-спода – ваша опора". (11) А Левиты успокаивали народ, говоря: "Успокойтесь и не печальтесь, ибо день этот свят". (12) И пошел весь народ есть и пить, и посылать подарки, и устраивать великое веселье, потому что вняли они тем словам, что были сказаны им. (13) А на второй день у Эзры, писца, собрались главы семейств всего народа, священники и Левиты, чтобы понять слова Торы. (14) И нашли они написанным в Торе то, что приказал Г-сподь через Моше, чтобы в Праздник седьмого месяца жили Сыны Исруайля в шалашах. (15) И послали они возвестить и провозгласить во всех городах их и в Иерушалаиме, сказав: "Выйдите на гору и принесите ветви оливы, и ветви масличного дерева, и ветви мирта, и ветви пальмовые, и ветви миртовых деревьев, чтобы сделать шалаши, как было написано". (16) И вышли люди, и принесли, и сделали себе шалаши, каждый на крыше своей и во дворах своих, и во дворах дома Б-га, и на площади у Водных ворот, и на площади у ворот Эфраима. (17) И вся община возвратившихся из изгнания сделала шалаши, и поселились они в шалашах, как не делали Сыны Исруайля со времен Иошиа сына Нина до сего дня. И веселье было очень большое. (18) И читал он (Эзра) книгу Торы Б-жьей каждый день, с первого до последнего дня, и праздновали они семь дней. А на восьмой день было праздничное собрание в соответствии с законом".

31.12 "Собери народ, мужчин и женщин, и малых детей, и твоего пришельца, который в твоих воротах, чтобы они слушали, и чтобы они учились и боялись Г-спода Б-га вашего, и хранили исполнение всех слов этого Учения. 13. И их сыновья, которые не знали, услышат и научатся бояться Г-спода Б-га вашего, во все дни, что вы живете на земле, куда вы переходите через Ярден для овладения ею".

 – "чтобы они слушали, и чтобы они учились и боялись Г-спода Б-га вашего, и хранили исполнение всех слов этого Учения … И их сыновья, которые не знали, услышат и научатся бояться Г-спода Б-га вашего – Страх перед Творцом – это основа всего учения! Любовь к Творцу базируется именно на Страхе перед Ним. Почему? Потому что Заповеди и Законы Его, данные евреям, весьма многочисленны, а за их нарушение во многих случаях положена смерть, либо от земного Суда, либо от Суда Небесного. Именно поэтому во времена Эзры и Нэхемьи весь народ плакал, впервые услышав слова Торы и понимая всю неизбежность наказания за содеянные грехи.

– "во все дни, что вы живете на земле, куда вы переходите через Ярден для овладения ею" – и это означает, что жизнь на земле Исруайля для еврея является более тяжёлой, чем в любом другом месте мира. Ибо именно на этой земле он обязан очень строго соблюдать Заповеди и Законы Творца. Поэтому были разрушены в своё время оба Иерусалимских Храма Г-спода и многие столетия эта земля была заброшена. И поэтому с момента своего создания сионистское государство Израиль находится в состоянии постоянной войны с палестинцами и с большинством стран арабского мира.

Тема

31.14  "И сказал Г-сподь Моше: Вот приблизились дни твои к смерти. Призови Иошиа и станьте в Шатре Свидетельства, и Я дам ему наказ. И пошел Моше и Иошиа, и стали они в Шатре Свидетельства".

– "И сказал Г-сподь Моше: Вот приблизились дни твои к смерти" – Фактически с этих слов должна начинаться недельная глава. Поскольку слова: 31.1  "И пошел Моше, и говорил эти речи всему Исруайлю" – есть следствие того, что говорил Творец Моше о его смерти.

31.15  "И явил Себя Г-сподь в Шатре в столбе облачном, и стал столб облачный при входе в Шатер".

– "И явил Себя Г-сподь в Шатре в столбе облачном" – И это происходило внутри Шатра Свидетельства, поскольку Творец должен был засвидетельствовать своё явление перед Моше и Иошиа.

– "и стал столб облачный при входе в Шатер" – И это происходило вне Шатра Свидетельства, чтобы засвидетельствовать явление Творца перед всем Народом. 

31.16  "И сказал Г-сподь Моше: Вот ты ложишься с твоими отцами, и встанет этот народ и будет блудно следовать за божествами племен земли, в среду которых он входит, и он оставит Меня и нарушит Мой Договор, который Я заключил с ним".

– "Вот ты ложишься с твоими отцами" – Однако Праотцы еврейского народа были захоронены в кенанейской земле в Хевроне. А отцы самого Моше были захоронены в Мицраиме. А Моше был захоронен в земле Моува на берегу Ярдена. Что же означает это выражение? А это означает, что Б-жертвенные Души еврейского народа имеют свою сферу обитания в мире Б-жественных Душ Творца.

– "и встанет этот народ и будет блудно следовать за божествами племен земли" – Сказанное Творцом – всё равно, что сделанное. Так это учится из Шести Дней Творения. Следовательно, то что народ начнёт "блудно следовать", было заранее заложено Творцом! Почему? Для того, чтобы народ на себе узнал и постиг, что есть Вера в Творца и следование Его путям.

31.17  "И воспылает Мой гнев на него в тот день, и Я покину их и сокрою лицо Мое от них. И будет он на погибель, и постигнут его злоключения многие и беды, и скажет он в тот день: Не потому ли, что нет Б-га в среде моей, постигли меня эти бедствия?

– "И будет он на погибель, и постигнут его злоключения многие и беды" – И это было во дни Судей, и во дни царей Исруайля вплоть до изгнания 10-и колен исруайлевых на Восток Азии, и вплоть до разрушения Первого Иерусалимского Храма Г-спода.

– "Не потому ли, что нет Б-га в среде моей, постигли меня эти бедствия?" – И подобное уже было в истории Народа Исруайля на втором месяце после исхода из Мицраима, как сказано (Шм 17.7, 8):

17.7  И дал он имя этому месту Масу (испытание) и Мэриву (спор), из-за спора Сынов Исруайля, и потому, что они испытывали Г-спода, говоря: Есть ли Г-сподь в нашей среде, если нет? 8. И пришел Амулайк, и воевал с Исруайлем в Рэфидим".

Поэтому, как там Творец послал Амулайка воевать Народ Исруайля, так и в дальнейшем все бедствия приходили на народ от Творца, за то, что оставили Его и Его Договор.

31.18  "Я же сокрою лицо Мое в тот день за все то зло, какое он делал, обратившись к божествам чужим".

31.19  И ныне запишите себе эту песню, и научи ей Сынов Исруайля, вложи ее в их уста, чтобы Мне была эта песня свидетельством против Сынов Исруайля".

– "и научи ей Сынов Исруайля, вложи ее в их уста" – К сожале6нию, этого не произошло, как во времена Иошиа и Пророков, так и в более поздние времена после разрушения Второго Иерусалимского Храма. Эта песня читается один раз в году во время Субботы Аазини, и текст этой песни, как правило, редко кто знает.

– "чтобы Мне была эта песня свидетельством против Сынов Исруайля" – Ибо в этой песне изложена вся история Народа Исруайля от Начала и до Конца. И поэтому она должна была бы быть основой всех молитв, установленных после разрушения Второго Храма фарисеями. Но этого не случилось. В молитвах имеется песня Шират Айум, где прославляется Творец и Народ Исруайля. А о назиданиях и наказаниях Народу Исруайля принято говорить шёпотом и очень быстро. И в итоге не стала "эта песня свидетельством против Сынов Исруайля".

31.20  "Когда приведу его на землю, о которой Я клялся его отцам, текущую молоком и медом, и будет он есть и насытится, и отучнеет. И обратится к божествам чужим, и будут они служить им и гневить Меня, и нарушит он Мой Договор.

31.21  И будет: когда постигнут его многие злоключения и беды, то отзовется эта песня перед ними свидетельством, ибо она не забудется устами потомства его. Ибо Я знаю его побуждение, то, что он делает ныне, прежде чем Я привел его на землю, о которой Я клялся".

– "то отзовется эта песня перед ними свидетельством, ибо она не забудется устами потомства его" – Была забыта эта песня и не отозвалась перед ними (Народом Исруайля) свидетельством.  

31.22  "И записал Моше эту песнь в тот день, и научил ей сынов Исруайля.

31.23  И наказал Он Иошиа сыну Нина, и сказал: Крепись и мужайся! Ибо ты приведешь Сынов Исруайля на землю, о которой Я клялся им, и Я буду с тобой". 

– "И наказал Он Иошиа сыну Нина" – Творец дал наказ Иошиа.

31.24  "И было, когда завершил Моше писать слова Учения этого в книгу до конца. 

31.25  И повелел Моше левитам, носителям ковчега завета Г-спода, так:" 

– "левитам, носителям ковчега завета Г-спода" – Левитам священнослужителям, поскольку они носили ковчег завета и только они могли заходить в Храм Г-спода.

31.26  "Возьмите эту книгу Учения и положите ее сбоку ковчега завета Г-спода Б-га вашего, и будет там против тебя свидетельством". 

– "Возьмите эту книгу Учения и положите ее сбоку ковчега завета Г-спода Б-га вашего" – Книга Торы лежала рядом с ковчегом на специальной подставке.

31.27  "Ибо я знаю строптивость твою и жестоковыйность твою. Вот ныне, пока я жил с вами, вы были непокорны с Г-сподом, и тем более после моей смерти. 

31.28  Соберите ко мне всех старейшин ваших колен и ваших начальников. И я буду говорить в слух им эти речи, и призову в свидетели против них небо и землю".

– "Соберите ко мне всех старейшин ваших колен и ваших начальников" – Вначале Моше говорил слова этой песни всем старейшинам колен и начальникам. И только затем уже всему Народу Исруайля. 

31.29  "Ибо знаю, что после моей смерти вы наверняка развратитесь и уклонитесь от пути, который я заповедал вам. И постигнут вас бедствия в последствии дней, когда вы будете делать злое в глазах Г-спода, гневя Его делами ваших рук". 

– "Ибо знаю, что после моей смерти …" – Моше сообщил им пророчество Творца, услышанное от Него в Шатре.

31.30  "И говорил Моше в слух всему собранию Исруайля слова песни этой до конца".