Иудаизм

53. Внемлите (Аазини)5780 г.

07 - 13 Тишрей (06 – 12.10.19)

На третий день этой недели 9 Тишрей вечером (08.10.19) начинается пост Дня Искуплений. Вот что сказано в Третьей Книге Пятикнижия об этом Дне (В 23.26 – 32):

23.26  "И говорил Г-сподь Моше так: 27. Только в десятый день этого седьмого месяца, День Искуплений. Священное собрание будет у вас. И смиряйте души ваши постом и приносите огнепалимую жертву Г-споду. 28. И никакой работы не делайте в этот день. Ибо День Искупления это, чтобы искупить вас пред Г-сподом Б-гом вашим. 29. Ибо всякая душа, которая не смирит себя в этот день, то искоренится она из народа своего. 30. И всякая душа, которая будет делать работу в этот самый день, то Я истреблю эту душу из среды народа ее.31. Никакой работы не делайте. Закон вечный для поколений ваших во всех селениях ваших. 32.  Суббота прекращения трудов будет у вас, и смиряйте ваши души. В девятый день месяца вечером, от вечера до вечера прекращайте работу в вашу субботу".

В этот День пост длится более 24 часов. Мужчины с вечера одевают белый китель, укутываются в талит и молятся вечернюю молитву. Во время утренней молитвы после чтения Торы принято поминать родных, ушедших из этого мира. Поэтому заранее до начала вечера Дня Искуплений зажигается суточная свеча. В конце всех молитв Дня Искуплений трубят в Шофар.

В этот день жизнь в Израиле замирает, транспорт не ходит, самолёты не летают. И даже закоренелые атеисты, коих немало среди израильтян, особенно из республик СССР, стараются на улицу не высовываться и на машинах не ездить, ибо могут забить камнями.

Однако, если женщине пришло время рожать именно в День Искуплений, или жизни человека угрожает опасность, то водитель машины закутывается в талит, в котором молится, и едет в больницу. И тогда окружающие знают, что речь идёт о спасении жизни.

Кстати, об истреблении Души, о котором говорится в тексте Пятикнижия. Как раньше, так и сегодня – это тяжелые хронические заболевания, в том числе у малых детейкоторые первыми получают кару за Грех родителей. Поэтому даже закоренелые атеисты, на всякий случай, стараются поститься в этот День, чтобы как бы чего не вышло.

 

В будущую Субботу читается недельная глава Аазини "(Внемлите)".

Предыдущая недельная глава заканчивается тем, что Творец повелел Моше и Иошиа войти в Шатёр Свидетельства, где Он сообщил им о будущем народа, велел записать песню "Внемлите" и научить этой песне народ. Затем Моше велел собрать народ, чтобы говорить ему песню "Внемлите".

Большую часть главы занимает песня "Внемлите", которую Творец дал Моше и Иошиа, чтобы они научили ей Народ Исруайля. В этой песне очень коротко дана история Народа Исруайля от начала и до конца нашего мира. В ней говорится о том, какие несчастья постигнут народ за то, что он не будет соблюдать Договоры Творца и Его Законы. Конец песни этой негативный. В конце главы говорится о том, что Моше говорил все слова этой песни народу. После этого Творец дал Моше последнее указание перед его смертью.

Заканчивается глава следующими фразами (Дв 32.48 – 52):

32.48  "И говорил Господь Моше в тот самый день так: 49. Взойди на эту гору переходов, гору Нево, которая на земле Моува, что пред Ирайхо, и осмотри землю Keнуaнa, которую Я даю Cынам Исруайля во владение. 50. И умрёшь на горе, на которую ты восходишь, и приобщишься к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор и приобщился к народу своему. 51. За то, что явили неверность Мне в среде Сынов Исруайля при водах распри в Кудайш, в пустыне Цин. За то, что вы не явили святость Мою среди Сынов Исруайля. 52. Ибо издали увидишь ты землю, но туда не придешь в землю, которую Я даю сынам Исруайля".                   

Прежде чем говорить о тексте самой песни, следует сказать об её истоках. В предыдущей недельной главе "Ваилех" говорится о том, что Творец повелел Моше и Иошиа следующее (Дв 31.16-22):

31.16  И сказал Г-сподь Моше: Вот ты ложишься рядом с твоими отцами, и встанет этот народ и будет блудно следовать за божествами племен земли, в среду которых он входит, и он оставит Меня и нарушит Мой Договор, который Я заключил с ним. 17. И воспылает Мой гнев на него в тот день, и Я покину их и сокрою лицо Мое от них. И будет он на погибель, и постигнут его злоключения многие и беды, и скажет он в тот день: Не потому ли, что нет Б-га в среде моей, постигли меня эти бедствия? 18. Я же сокрою лицо Мое в тот день за все то зло, какое он делал, обратившись к божествам чужим. 19. И ныне запишите себе эту песню, и научи ей сынов Исруайля, вложи ее в их уста, чтобы Мне была эта песня свидетельством против Сынов Исруайля. 20. Когда приведу его на землю, о которой Я клялся его отцам, текущую молоком и медом, и будет он есть и насытится, и отучнеет. И обратится к божествам чужим, и будут они служить им и гневить Меня, и нарушит он Мой Договор. 21. И будет: когда постигнут его многие злоключения и беды, то отзовется эта песня перед ними свидетельством, ибо она не забудется устами потомства его. Ибо Я знаю его побуждение, то, что он делает ныне, прежде чем Я привел его на землю, о которой Я клялся. 22. И записал Моше эту песнь в тот день, и научил ей сынов Исруайля".

Как сказал Творец в этой песне, так и развивалась история Народа Исруайля, и также она развивается по сей день. Поэтому с этой песней связаны несколько важных моментов.

Эта песня написана от имени Самого Творца, а не от имени Моше, как это обычно принято считать. А это имеет принципиальное значение для понимания значимости этой песни в тексте Торы. Песня "Внемлите" по своей важности стоит в Торе сразу же после Десяти Речений Творца с горы Синай. Ибо Десять Речений – это законодательный базис всей Торы. А песня "Внемлите" – это история Народа Исруайля на все будущие времена. Поэтому выше Творцом было сказано: "чтобы Мне была эта песня свидетельством против Сынов Исруайля". … И будет: когда постигнут его многие злоключения и беды, то отзовется эта песня перед ними свидетельством, ибо она не забудется устами потомства его". И эта песня действительно не забылась потомством Сынов Исруайля, поскольку является частью текста Торы, сохраняемой со времён Моше, по сей день.

Однако эта песня "не отозвалась перед ними свидетельством" по сей день. Этого не произошло во времена Первого и Второго Иерусалимских Храмов. А после разрушения Второго Иерусалимского Храма Г-спода около 2000 лет назад эта песня не была включена в состав молитв народа.

В их состав в те времена была включена песня, которую пел Народ Исруайля после перехода через море Сиф (Шм 1-22), прославляющая деяния Творца при разрушении Египта и при переходе евреев через море Сиф. И эту песню читают во всех ежедневных молитвах.

А песню "Внемлите", которую обязан знать наизусть каждый еврей, читают, причём достаточно быстро, только один раз в году в Субботу, что перед началом Праздника Сикос – Праздника Шалашей. Поэтому песню "Внемлите" мало, кто помнит и мало, кто знает, т.к. в предпраздничный период еврей более всего думает о подготовке к Празднику. В результате многие злоключения и беды, как раньше, так и сегодня постигают еврейский народ за то, что он нарушил и продолжает нарушать важнейшее указание Творца.

Почему же фарисеи, составлявшие молитвы, не включили песню "Внемлите" в состав ежедневных молитв? Потому, что в этой песне сказаны очень жёсткие, нелицеприятные слова о Народе Исруайля и о его будущем. А это считалось раньше, и по сей день считается плохим признаком для обучения народа.

Так, например, многочисленные проклятия народу, приведенные от имени Творца в Третьей Книге Пятикнижия (В 26.14-46) и приведенные от имени Моше в Пятой Книге Пятикнижия (Дв 28.15-68), согласно традиции, в Субботу принято читать очень быстро и тихим голосом. Т.е. принятая традиция абсолютно неверна в корне. Ибо только назидания и знание о будущих бедах и несчастьях способны научить народ тому, что и как надо делать сегодня и завтра, чтобы избежать их. Беды постигали и постигают еврейский народ не потому, что народ плох, а потому, что учителя народа допускали и допускают серьёзные ошибки по сей день.

Итак, начинается недельная глава и песня Аазини следующим образом (Дв 32.1-9):

Тема

32.1 Внемлите, небеса, и Я буду говорить. И земля услышит речи уст Моих. 2. Изольется, как дождь, мое наставление, иссочится, как роса, Моя речь.  Как дождевой ветер на поросль и как дождь на траву. 3. Когда Имя Г-спода провозглашу, воздайте величие Б-гу нашему. 4. Твердыня, совершенно Его деяние, ибо все пути Его есть правосудие. Б-г верный, и нет кривды, праведен и прям Он. 5. Порча не для Него, сыны Его испорченные, поколение искривленное и извитое. 6. Г-споду ли воздадите таким, народ негодный и неразумный?  Не Он ли твой Отец, обретший тебя, Он создавший тебя и утвердивший тебя? 7. Вспомни дни древние, помысли о летах поколений. Спроси отца твоего, и он тебе поведает, старейшин твоих, и они скажут тебе. 8. Когда Всевышний давал уделы народам, когда Он разделил сынов человеческих, то установил пределы народов по числу Сынов Исруайля. 9. Ибо доля Г-спода — народ Его, Яков — удел Его владения". 

В первой же фразе упоминаются небо и земля в качестве свидетелей этой песни Творца: 1. "Внемлите, небеса … И земля услышит …". Почему именно "небо и земля"? Потому, что именно с них началось творение этого мира, как сказано в первой фразе Пятикнижия (Бр 1.1): "Время сотворил Б-г: Небо и Землю". Т.о. всё сотворённое Творцом в этом мире будет в будущей истории народа свидетельствовать против Сынов Исруайля, которые нарушали и нарушают заповеди Творца.

Следовательно, непрекращающийся антисемитизм в нашем мире – это нормальное состояние еврейского народа, который на протяжении всех трёх тысячелетий своего существования систематически нарушает Договора, заключённые с Творцом.

Далее сказано: 2. "Изольется, как дождь, мое наставление, иссочится, как роса, Моя речь.  Как дождевой ветер на поросль и как дождь на траву". И здесь речь идёт о том, что слова Творца неизбежно проникнут в уши свидетелей, неба и земли, точно так же, как дождь и роса неизбежно проникают в землю.

Затем говорится о единстве Творца в этом мире и о его роли в качестве Судьи для Народа Исруайля: 3. "Когда Имя Г-спода провозглашу, воздайте величие Б-гу (Судье) нашему. 4. Твердыня, совершенно Его деяние, ибо все пути Его есть правосудие. Б-г верный, и нет кривды, праведен и прям Он".

В следующих фразах говорится о том, что евреи, являющиеся сынами Творца, не следуют по пути, намеченному Им для них: 5. "Порча не для Него, сыны Его испорченные, поколение искривленное и извитое. 6. Г-споду ли воздадите таким, народ негодный и неразумный?"

Далее говорится о том, Народ Исруайля является единственным в мире народом, который Творец создавал последовательно и методично от трёх праотцов Авруума, Ицхука и Якова, и искусственно расплодил во множестве за достаточно короткий срок пребывания в Египте от семидесяти душ сынов Якова до 2-3 млн. человек: 6. " … Не Он ли твой Отец, обретший тебя, Он создавший тебя и утвердивший тебя? 7. Вспомни дни древние, помысли о летах поколений. Спроси отца твоего, и он тебе поведает, старейшин твоих, и они скажут тебе. 8. Когда Всевышний давал уделы народам, когда Он разделил сынов человеческих, то установил пределы народов по числу Сынов Исруайля." А разделение народов происходило в после Потопное время, во времена строительства башни в Бувели, как сказано (Бр 11.8-9):

"И рассеял Г-сподь их оттуда по всей земле. И они перестали строить город.  Поэтому    названо   это   место   Бувель.   Ибо там испортил Г-сподь язык всей земли. И оттуда рассеял их Г-сподь по всей земле". 

И в конце нашего отрывка сказано: 9. "Ибо доля Г-спода — народ Его, Яков — удел Его владения". Следовательно, и спрос Творца с Народа Исруайля многократно больше, чем с остальных народов мира: Кому больше было дано, с того и спрос больше.

32.10  "Он нашел его в земле-пустыне и в хаосе, где воет пустошь. Он ограждал его, Он умудрял его, Он берег его, как зеницу ока Своего". – В первой фразе нашего отрывка говорится о том, что Творец вывел Сынов Исруайля в пустыню Синайского полуострова, где они находились 40 лет. Причём Творец постоянно вёл свой народ и ограждал его от проблем тяжёлого пути, как сказано (Шм 13.20 – 22):

 13.20  "И отправились они из Сикос, и расположились в Айтум, на краю пустыни. 21. А Г-сподь шел пред ними, днем в облачном столбе, чтобы облегчить их путь, а ночью в огненном столпе, чтобы светить им, чтобы идти днем и ночью. 22. Не отводил Он столба облачного днем, а столба огненного ночью, шедшего перед народом".

32.11  "Как орел пробуждает свое гнездо, над птенцами своими парит, простирает крылья свои, берет его, несет его на своем крыле". – И об этом же Творец сказал Моше сразу же после прихода народа к горе Синай (Шм 19.4 – 6):

19.4  "Вы видели, что Я сделал Мицраиму. А вас Я поднял на орлиных крыльях и принес вас к Себе. 5. И теперь, если вы будете слушать Мой голос и хранить Мой Договор, то вы будете для Меня особым из всех народов, ибо Мне принадлежит вся земля. 6. И вы будете для Меня царством священнослужителей и народом святым. Вот речи, которые ты скажешь Сынам Исруайля". 

32.12  "Господь один водил его, и нет при нем божества чужого". – Здесь речь идёт о том, как Творец водил народ по пустыне в течение 39 лет, как сказано в Четвёртой Книге Пятикнижия (Бм 9.15 – 23):

9.15  "И в день, когда был возведён Храм, облако покрыло Храм, Шатер Свидетельства. А вечером над Храмом было как бы огненное явление до утра. 16. Так было всегда: Облако покрывало его, и явление огненное ночью. 17. И когда облако поднималось над Шатром, то вслед за ним выступали в путь Сыны Исруайля. А на месте, где останавливалось облако, там лагерем располагались Сыны Исруайля. 18. Согласно указанию Г-спода выступали в путь Сыны Исруайля, и согласно указанию Г-спода располагались лагерем. Во все дни, когда пребывало облако над Храмом, стояли лагерем. 19. И когда облако задерживалось над Храмом много дней, то соблюдали Сыны Исруайля запрет Г-спода и не выступали в путь. 20. А порою облако бывало над Храмом лишь несколько дней. Согласно указанию Г-спода располагались лагерем и согласно указанию Г-спода выступали в путь. 21. А порой облако бывало от вечера до утра, и поднималось облако утром, и они выступали в путь. Или же оно было днем и ночью, и поднималось облако, и они выступали в путь. 22. Или два дня, или месяц, или год. Когда облако оставалось долго над Храмом и пребывало над ним, Сыны Исруайля стояли лагерем и не выступали в путь. А когда оно поднималось, то выступали в путь. 23. Согласно указанию Г-спода располагались лагерем и согласно указанию Г-спода выступали в путь. Запрет Г-спода соблюдали согласно указанию Г-спода через Моше".

32.13  "И Он возведет его на высоты земли, и он будет есть урожай полей, и Он будет питать его медом из камня, и маслом из скалы кремневой. 14. Коровьими маслом и молоком овечьим, и жиром овец и баранов и козлов башанских, и самой тучной пшеницей. И ты будешь пить вино, кровь виноградную". – Во времена царя Шеломо еврейское царство достигло большого изобилия. Вот как об этом говорится в Первой Книге Царств (1 5.1 – 5):

5.1  "Шеломо владел всеми царствами от реки Перус до земли Пэлиштимской и до пределов Мицраима. Они приносили дары и служили Шеломо во все дни жизни его. 2. И продовольствие Шеломо на один день составляли: тридцать кор (мера сыпучих тел) тонкой пшеничной муки и шестьдесят кор (прочей) муки. 3. Десять откормленных волов и двадцать волов с пастбища, и сто овец, помимо изюбрей, и оленей, и серн, и откормленной птицы. 4. Ибо он властвовал над всею землею по (правую) сторону реки, от Тифсаха до Аззы, над всеми царями по (эту) сторону реки. И был мир у него вокруг него со всех сторон. 5. И сидели Иуда и Исруайль спокойно, каждый под своей виноградной лозой и под своей смоковницей, от Дана до Бэайр Шува, во все дни Шеломо".

32.15  "И разжирел Иширин, и стал лягаться. Ты разжирел, растолстел, покрылся жиром. И попрал он Б-га, создавшего его, и сбросил твердыню своего спасения". 

– "Иширин" – высокопарное название Исруайля. Оно происходит от корня Яшер – Прямой, Правильный, Цельный.

32.16   чужими богами возбуждали в Нем ревность, мерзостями гневили Его. 17. Приносили жертвы бесам, не Б-гу, богам незнакомым, новым, недавно пришедшим, не страхами ваших отцов. 18. Твердыню, породившую тебя, ты забыл, и забыл ты Б-га, создавшего тебя".

Вот что говорится об этом во Второй Книге Царств (2 17.6 – 20):

17.6  В девятый год (от начала царствования) Ошэйи царь Ашшурский взял Шомерон и изгнал он Исраэйльтян в Ашшур, и поселил их в Халахе, и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мадайских.

17.7  И было, за то что стали грешить Сыны Исруайля пред Г-сподом Б-гом своим, который вывел их из земли Мицраима, из-под руки Паро, царя Мицраима, и стали чтить чужих богов. 8. И поступали по уставам народов, которых прогнал Г-сподь от Сынов Исруайля, и (по уставам) царей Исруайля, которые они установили. 9. И тайно говорили Сыны Исруайля слова неверные о Г-споде Б-ге своем, и построили себе (жертвенные) возвышения во всех городах своих от сторожевой башни (в поле) до укрепленного города. 10. И ставили они себе столбы и ашэйрим (истуканов Ашэйры) на каждом высоком холме и под каждым лиственным деревом. 11. И совершали там воскурения на всех (жертвенных) возвышениях, как те народы, которых изгнал от них Г-сподь; и делали злые дела, чтобы досаждать Г-споду. 12. И служили они идолам, о которых говорил им Г-сподь: "Не делайте этого". 13 И предостерегал Г-сподь Исруайля и Иуду через всех пророков (и через) всех прозорливцев, говоря: Возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои всей Торы, которые Я заповедал, отцам вашим и которые Я послал вам через рабов Моих, пророков. 14. Но они не слушали и ожесточили выю свою, (сделав ее) подобною вые отцов своих, которые не веровали в Г-спода Б-га своего. 15. И презирали они уставы Его, и союз Его, который Он заключил с отцами их, и предостережения Его, которыми Он предостерегал их, и последовали они за суетою, и стали суетны, и за народами, что вокруг них, о которых Г-сподь приказал им, чтобы они не поступали так, как те. 16. И оставили они все заповеди Г-спода Б-га своего, и сделали себе двух литых тельцов, и сделали они Ашэйру, и поклонялись всему воинству небесному, и служили Баалу. 17. И проводили они через огонь сыновей своих и дочерей своих, и занимались колдовством, и гадали, и предались тому, чтобы делать то, что есть зло в очах Г-спода, гневя Его. 18. Сильно разгневался Г-сподь на Исруайля и отверг их от лица Своего. Не осталось никого, кроме одного колена Иуды. 19. Да и Иуда не соблюдал заповедей Г-спода Б-га своего, и следовал уставам Исруайля, которые они установили. 20. И презрел Г-сподь все потомство Исруайля, и мучил их, и предавал их в руки грабителей, и отверг их вконец от лица Своего". 

Здесь речь идёт об изгнании 10 колен Исруайля на Восток Азии.

32.19  "И увидел Г-сподь и отверг, из-за злобы Его сыновей и Его дочерей".

– Здесь речь идёт о будущих временах, когда Сыны Исруайля намеренно нарушали заповеди Творца. И об этом говорится в начале Книги Судьи (2.11 – 15):

(2.11) "И стали сыны Исруайля делать злое пред очами Г-спода, и служили Баалам. (12) И оставили они Г-спода, Б-га отцов своих, выведшего их из земли Египетской, и последовали за богами другими, из божеств народов, которые вокруг них, и поклонялись им, и гневили Г-спода. (13) И оставили они Г-спода, и служили Баалу и Аштортам. (14) И воспылал гнев Г-спода на Исруайля, и предал Он их в руки грабителей, и они грабили их. И предал Он их в руки врагов их, окружавших их, и не могли они больше устоять пред врагами своими. (15) Повсюду, куда они выходили, рука Г-спода была во зло им, как предсказал Г-сподь и как клялся Г-сподь им. И стало им очень плохо". 

А вот, что сказано в конце Второй Книги Царств (25.1 – 11):

(25.1) "И было, в девятый год царствования (Цидкийау), в десятый месяц, в десятый день месяца, пошел Невухаднэццар, царь Бавэльский, он и все войско его, против Йерушалаима и расположился станом против него; и построили вокруг него осадную стену. (2) И был город в осаде до одиннадцатого года (царствования) царя Цидкийау. (3) На девятый день (четвертого) месяца голод в городе усилился, и не было хлеба у народа страны. (4) И проломлена была (стена) города, и все воины убежали ночью через ворота, которые между двумя стенами, что у царского сада; а Касдим были вокруг города; и (царь) ушел через Араву. (5) И погнались воины Касдимские за царем, и настигли его на равнине Иерихонской, и все воины его (бросились) от него врассыпную. (6) И поймали они царя, и отвели его к царю Бавэльскому в Риалу, и объявили ему приговор. (7) И сыновей Цидкийау зарезали у него на глазах, а Цидкийау ослепили и заковали его в медные оковы, и увели его в Бавэл.

(25.8) В пятый месяц, в седьмой (день) месяца, то есть в девятнадцатый год (царствования) Невухаднэццара, царя Бавэльского, пришел в Йерушалаим Невузарадан, старший палач, раб царя Бавэльского. (9) И сжег он дом Г-спода, и дом царский, и все дома в Йерушалаиме: все дома знатных (людей) сжег он огнем. (10) И все войско Касдим, что (пришло) со старшим палачом, разрушило стены вокруг Йерушалаима. (11) И оставшихся людей, которые оставались еще в городе, и переметнувшихся к царю Бавэльскому, и оставшуюся (в Йеудее) массу народа Невузарадан, старший палач, изгнал (из страны)". 

32.20  "И сказал Он: Сокрою Я лицо Мое от них, увижу, каков будет их конец. Ибо они поколение потрясений, сыны в которых нет верности. 

32.21  Они возбуждали во Мне ревность небогом, гневили Меня суетами своими. И Я возбужу в них ревность ненародом, племенем подлым буду гневить их. 

32.22  Ибо огонь возгорелся от гнева Моего, и он будет пылать до глубин преисподней. И он будет пожирать землю и урожай, и опалит основания гор. 

32.23  Прибавлю им бед, стрелы Мои истрачу на них. 

32.24  Изнуренные голодом и жаром горячки, и горьким поветрием. И зуб скота нашлю Я на них с яростью ползающих во прахе. 

32.25  Извне губить будет меч, а из комнат ужас, как юношу, так и девицу, младенца и седовласого".

32.26   Сказал Я: Положу им конец, сотру у людей память о них".

Творец не раз говорил Моше, о том, что Он намеревается стереть Сынов Исруайля, и впервые это было сказано после того, как они сделали Золотого Тельца (Шм 32.9, 10):

32.9  "И сказал Г-сподь Моше: Я вижу этот народ, и вот, это народ жестоковыйный. 10. А теперь, оставь Меня, и воспылает Мой гнев против них, и истреблю Я их, и сделаю тебя народом великим". 

Тем не  менее, Творец помнил свою клятву Праотцам, дать землю их потомству, и не доводил дело по полного уничтожения народа.

32.27  "Если бы не страх перед вражеским гневом, чтобы враги его не возомнили, чтобы они не сказали: Наша рука одержала верх, а не Г-сподь содеял все это". 

И в последующей истории народа Творец также всегда показывал народу, что не враги одержали победу на Сынами Исруайля, а что именно народ нарушал Заповеди и Законы Творца, что и явилось причиной поражения.

32.28  "Ибо это народ, потерявший рассудок, и нет у них разумения. 

32.29  Будь они умны, постигли бы это, уразумели бы последствия. 

32.30  Как мог преследовать один тысячу, а два обратить в бегство десять тысяч, если бы защитник противников их не отдал их и Г-сподь не выдал бы их!"

И так было в истории с Гидоном, о котором говорится в Книге Судей (7.7, 12, 20, 21): 

(7.7) "И сказал Г-сподь Гидону: тремястами лакавших спасу Я вас и предам Мидъюн в руки твои, а весь народ пусть идет, каждый на свое место. … (12) А Мидъюн, и Амулайк, и все сыны востока расположились в долине, многочисленные, как саранча, и верблюдам их нет числа, как песку на берегу моря, по множеству. … (20) И стояли они, каждый на своем месте, вокруг стана. И разбежался весь стан, и кричали, и обратились в бегство. (21) Когда затрубили те триста шофаров, обратил Г-сподь меч одного на другого во всем стане. И бежал тот стан до Бэйт-Ашшитты к Церэйре, до края Абэйл-Мехолы, близ Таббата". 

32.31  "Ибо не таков наш защитник, как их защитник, а даже наши враги судьи в том".

– "Ибо не таков наш защитник, как их защитник" – Ибо наш Б-г – Он над всеми богами гоим, Он творец Неба и Земли.

– "а даже наши враги судьи в том" – Даже наши враги признают верховенство нашего Б-га над их богами.  

32.32  "Ибо от лозы Сэдома их лоза и с полей Аморы, их виноград — виноград полынный, грозди горькие у них. 

32.33  Змеиный мех — вино их, и жестокий яд аспидов". 

Деяния народов, которые вы должны разгромить и уничтожить, подобны деяниям Сэдома и Аморы, что были уничтожены Творцом.

32.34  "Ведь это сокрыто у Меня, запечатано в Моих хранилищах".

И также сказано в недельной главе Ницувим (Дв 29.28):

29.28 "Сокрытое – Г-споду Б-гу нашему, а открытое – нам и сынам нашим Навечно, чтобы исполнять все слова Учения этого".  

32.35  "У Меня возмездие и отплата, когда споткнутся их ноги. Ибо близок день их бедствия, и наступит уготованное им". 

– "У Меня возмездие и отплата" – Творец говорит о том, что только у Него отмщение за злонамеренные поступки и оплата воздаяния за добрые поступки.

– "когда споткнутся их ноги" ­– Речь идёт о врагах Исруайля, о том, что их ждёт уготованное возмездие.

32.36  "Ибо судить будет Г-сподь Свой народ и о рабах Своих утешится. Когда Он увидит, что ослабела рука и нет оставленного и покинувшего".

– "Ибо судить будет Г-сподь Свой народ и о рабах Своих утешится" – Когда Народ Исруайля будет находится под тяжестью своих врагов из-за того, что нарушали Заповеди Творца, то Творец утешится о них. И даст он Своему Народу спасителя и защитника, как об этом говорится в Книге Судей.

– "Когда Он увидит, что ослабела рука и нет оставленного и покинувшего" – Когда Творец увидит, что ослабела рука врагов Исруайля, то даст Своему Народу защитника.

32.37  "И скажет: Где их боги их, твердыня, на которую они полагались? 

32.38  Которые ели жир их жертв, пили вино их возлияний? Пусть встанут они и помогут вам, пусть будет над вами их защита!"

Речь идёт о богах разных народов, которым приносят всесожжения и винные возлияния. Однако они фактически не являются самостоятельными богами и нет у них самостоятельной силы, и не могут они взять народ под защиту, если Творец этого не пожелает.

32.39 "Смотрите, сейчас! Ибо Я это Я. И нет Судьи кроме Меня. Я умерщвлю и Я оживлю. Я поразил и Я исцелю. И нет спасителя от Моей руки".

– "Смотрите, сейчас! Ибо Я это Я" – Здесь говорится о том, что Творец является Единственным, Кто Правит этим миром.

– "И нет Судьи кроме меня" – В тексте на иврите сказано "И нет судьи, стоящего со мной", что соответствует данному переводу "И нет судьи кроме меня". Т.е. Творец является Единственным Судьёй в этом мире.

– "Я умерщвлю" – Человек ВСЕГДА уходит из жизни только по Воле Творца, независимо от причин смерти.

 – "Я оживлю" ­– Человек приходит в этот мир только по Воле Творца, ибо Творец дает ему Б-жественную Душу.

– "Я поразил" – Человек получает заболевание, травмы или ущербы в здоровье только по Воле Творца.

– "Я исцелю" – Человек исцеляется от болезней только по Воле Творца.

– "И нет спасителя от Моей руки" – Бессмысленно предполагать, что Творца можно как-то обойти, обмануть или спрятаться от Него. И всё это заложено во фразе, которую еврей произносить несколько раз в день: "Слушает Исруайль. Г-сподь судья наш, Г-сподь Один".

32.40  "Ибо Я поднимаю к небесам руку Мою и говорю: Жив Я вовеки!" 

Здесь говорится о том, что Творец существует Вне Времени, в котором живёт весь наш мир, и, следовательно, Он Над этим миром.

32.41  "Если заострю сверкающий меч Мой и возьмется за суд рука Моя, то обращу Я мщение на врагов Моих и ненавистникам Моим Я воздам".

– "то обращу Я мщение на врагов Моих и ненавистникам Моим Я воздам" – Здесь речь идёт о народах, которые противостояли Народу Исруайля. 

32.42  "Опьяню Я стрелы Мои кровью, и меч Мой пожирать будет плоть, кровь убитых и плененных, с начала вражеских действий".

Здесь речь идёт о Том, что народы, противостоящие евреям, будут уничтожены.

32.43  "Воспойте народы Его народ, ибо за кровь рабов Своих Он отмстит. И мщение Он обратит на его притеснителей, и искупит землю Своего народа".

– "ибо за кровь рабов Своих Он отмстит" – В конце концов Народ Исруайля будет уничтожен своими врагами.

– "и искупит землю Своего народа" – В полном истреблении всех притеснителей Народа Исруайля и состоит искупление Земли Исруайля, земли Народа Творца.

Тема

32.44  "И пришел Моше, и говорил все слова этой песни в слух народу, он и Ошайа сын Нина". 

– "Ошайа сын Нина" – здесь имя Ошайа записано без буквы Йуд, которую присоединил к его имени Моше ещё 40 лет назад перед первой битвой с Амулайком (Шм 17.8, 9, 13):

17.8  И пришел Амулайк, и воевал с Исруайлем в Рэфидим. 9. И сказал Моше Иошиа: Выбери нам мужей и выйди, сразись с Амулайком. Завтра я стану на вершине холма, и посох Б-жий будет в моей руке. … 13. И обессилил Иошиа Амулайка и его народ острием меча".

Так почему же здесь нет буквы Йуд в его имени? Имя Иошиа переводится, как "Он спасёт". А имя Ошайа переводится, как "Спасает". Т.е. именно сейчас пришло время Иошия брать в свои руки управление народом. Поэтому и сказано, что Моше и он вместе говорили всему народу слова этой песни.

32.45  "И закончил Моше говорить все эти слова всему Исруайлю. 

32.46  И сказал он им: Положите на сердца ваши все эти слова, которыми я свидетельствую вам сегодня, чтобы вы заповедали своим сыновьям хранить, чтобы исполнять все слова Учения этого". 

– "Положите на сердца ваши все эти слова, которыми я свидетельствую вам сегодня" – Речь идёт о песне Внемлите, где приводится вся история Народа Исруайля до его Конца. Поэтому слова этой песни надо было положить на сердце, чтобы запомнили её все будущие поколения.

– "все слова Учения этого" – имеется в виду Пятикнижие, где даны подробные указания, как следует жить на Земле Исруайля.

32.47  "Ибо это вам не пустое слово, но это жизнь ваша. И этим вы продлите дни на земле, куда вы переходите через Ярдайн для овладения ею".

– "Ибо это вам не пустое слово" – В Пятикнижии нет пустых слов. Каждое слово несёт свою информацию и свой смысл, т.к. это слова Творца, данные еврейскому народу, Народу Творца. Поэтому в этих словах Творца состоит "жизнь ваша" – жизнь еврейского народа.

Тема

32.48  "И говорил Г-сподь Моше в тот самый день так:"

Как уже объяснялось в предыдущей недельной главе "И пошёл" Моше умер 6 или 7 числа 11 месяца 40 года по выходе из Мицраима. Следовательно, именно в этот день Творец и говорил Моше.  

32.49  "Взойди на эту гору переходов, гору Нево, которая на земле Моува, что пред Ирайхо, и осмотри землю Keнуaнa, которую Я даю Cынам Исруайля во владение. 

32.50  И умри на горе, на которую ты поднимешься, и приобщись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор и приобщился к народу своему".

– "как умер Аарон, брат твой, на горе Ор и приобщился к народу своему" – Вместе с Аароном на гору Ор поднялся его сын Элузур и Моше. Затем Аарон снял свои одежды Главного Священослужителя и умер. После чего Моше и Элузур похоронили его в пещере. А затем Моше одел Элузура в одежды Главного священослужителя, и оба спустились с горы.

В данном случае ситуация была иной. Моше один поднялся на гору, осмотрел землю Кенуана и умер на горе. Вот как описывается эта ситуация в самом конце Пятикнижия (Дв 34.1 – 6):

34.1  И взошел Моше с равнины Моува на гору Нэво, на вершину Писгу, что против Ирайхо. И дал ему Г-сподь увидеть всю землю Гилуд до Дуна. 4. И сказал Г-сподь ему: Это земля, о которой Я клялся Аврууму, Ицхуку и Якову, говоря: Твоему потомству Я дам ее. Я дал тебе увидеть ее своими глазами, но туда ты не перейдешь. 5. И умер там Моше, раб Г-спода, на земле Моува по слову Г-спода. 6. И погребен был в долине на земле Моува против Байс Пэора. И не знает никто его могилы до сего дня".

Т.е. Моше умер на горе, а захоронен был в долине на земле Моува. Причём, места захоронения его не знает никто до сего дня! Почему? Чтобы это место не стало мировым местом идолопоклонства.

Следовательно, люди не могли захоронить Моше, поскольку тогда остались бы свидетели места захоронения. Т.е. Моше захоронил Сам Творец, и захоронил именно в долине, а не на горе. Ибо гору можно было бы всю посмотреть досконально. А вот захоронение в долине найти невозможно, если не указана хотя бы примерная зона захоронения.

32.51  "За то, что явили неверность Мне в среде Сынов Исруайля при Водах распри в Кудайш, в пустыне Цин. За то, что вы не явили святость Мою среди Сынов Исруайля".

На той стоянке не было воды для народа и скота. И народ спорил с Моше. Тогда Творец сказал Моше, чтобы он взял свой посох и Аарона, пошёл к скале и сказал скале, чтобы она дала воду. Однако Моше вместо того, чтобы сказать скале, дважды ударил по скале своим посохом. И тогда пошла вода. Вот за эту ошибку сейчас Творец и укоряет Моше.  

32.52  "Ибо издали увидишь ты землю, Но туда не придешь, на землю, которую Я даю Сынам Исруайля".