Иудаизм

Недельная глава Субботы будней Праздника Сикос 5780 г.                                             

14 – 20 Тишрей (13 – 19.10.19)

Прежде чем приступить к недельной главе, которая читается в Субботу будней Праздника Сикос – Праздника Шалашей, хотелось бы сказать несколько слов о самом Празднике. Откуда он возник, и причём здесь Шалаши.

Впервые еврейские Праздники упоминаются во Второй Книге Пятикнижия в конце недельной главы Правопорядки (Шм 23.14 – 16):

23.14  "Три раза в году празднуй Мне. 15. "Праздник пресных хлебов соблюдай. Семь дней ешь пресные хлебы, как Я повелел тебе, в назначенное время первого месяца года, ибо в этом месяце ты вышел из Мицраима. И да не предстанут пред Моим лицом с пустыми руками. 16. И Праздник жатвы первых плодов трудов твоих, посеянного тобою в поле. И Праздник сбора плодов на исходе года, когда уберёшь плоды трудов твоих с поля". 

И отсюда мы видим, что все три еврейских Праздника, установленные Творцом, так или иначе привязаны к сельскохозяйственному году на земле, который начинается в первом, весеннем месяце года, когда Народ Исруайля вышел из Мицраима. А заканчиваются Праздники в конце сельскохозяйственного года, в седьмом месяце года, когда все зерновые уже убраны в амбары, когда уже получено молодое вино нового урожая винограда, когда уже отжаты маслины и получено достаточное количество оливкового масла для освещения дома и для еды, и когда новый приплод скота уже в стойлах. Короче, осенние Праздники проходят в то время, когда у человека достаточно всего, для того чтобы радоваться полученному достатку перед Творцом этого мира и Народа Исруайля.

В Третьей Книге Пятикнижия в недельной главе Эмор уже более подробно говорится об осенних Праздниках Шалашей (В 23.33 – 36, 39 – 43):

23.33  "И говорил Г-сподь Моше так: 34. Говори Сынам Исруайля так: В пятнадцатый день этого седьмого месяца будет Праздник Шалашей семь дней Г-споду. 35. В первый день священное собрание, никакой работы не делайте. 36. Семь дней приносите огнепалимую жертву Г-споду. В восьмой день священное собрание будет у вас, и принесёте огнепалимую жертву Г-споду, это завершение праздника, никакой работы не делайте. … 

23.39  Только в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете урожай земли, празднуйте Праздник Г-споду семь дней. В первый день прекращение трудов и в восьмой день прекращение трудов. 40. И возьмите себе в первый день плод великолепного дерева – кисть фиников, и ветвь толстого дерева, и ив речных. И веселитесь пред Г-сподом Б-гом вашим семь дней. 41. И празднуйте этот Праздник Г-споду семь дней в году. Закон вечный для поколений ваших, в седьмом месяце празднуйте его. 42. В шалашах живите (сидите) семь дней. Всякий уроженец в Исруайле, пусть живут (сидят) в шалашах. 43. Чтобы знали поколения ваши, что в Шалашах Я поселил Cынов Исруайля, когда вывел их из земли Мицраима. Я Господь Б-г ваш".

Из приведенного текста мы видим, что осенний Праздник длится Восемь дней. Причём первые семь дней согласно повелению Творца, положено жить или сидеть в Шалаше. Т.е. в таком шалаше должны быть стол и стулья для трапезы и для учёбы, а также кровати для сна. А мне доводилось видеть шалаши в Израиле, где также стоял холодильник, плита для приготовления еды и была проведена вода и слив в канализацию.

А вот в последний, Восьмой день Праздника, который выделен особо и называется Шмини Ацерет – Восьмой Завершение (остановка), в шалаше уже жить не следует. Это отдельный завершающий день Праздника.

Ну, а теперь попробуем найти ответ на вопрос, почему Творец повелел Народу Исруайля жить в Шалашах в последний, завершающий осенний Праздник?

Казалось бы, Творец сам называет причину, по которой надо жить в Шалашах, как сказано выше в конце нашего отрывка: "43. Чтобы знали поколения ваши, что в Шалашах Я поселил Cынов Исруайля, когда вывел их из земли Мицраима". Однако выход Сынов Исруайля из Мицраима происходил весной в первом месяце года, а вовсе не осенью, "когда надо жить в Шалашах и праздновать Праздник Творцу!" Поэтому, чтобы разобраться с проблемой, следует посмотреть, что же происходило при выходе из Мицраима. И об этом говорится во Второй Книге Пятикнижия в недельной главе Бо (Шм 12.37):

"И отправились Сыны Исруайля из Рамсайса в Сикос, около шестисот тысяч воинов помимо детей". 

Т.о. первая стоянка Сынов Исруайля по выходе из Рамсайса в Мицраиме называлась Сикос – Шалаши. Спрашивается, а почему она так называлась, и где находилось это место? Для того, чтобы это понять, нам придётся вернуться к тому времени, когда Яков завершил миром встречу со своим братом Айсувом. И далее сказано в Первой Книге Пятикнижия в недельной главе Ваишлах (Бр 33.16,17):

33.16  "И возвратился в тот день Айсув своим путем в Сайир. 
17. А Яков отправился в Сикос. И построил он себе дом, а для своего скота сделал шалашиПоэтому он назвал это место Сикос (Шалаши)".

Как мы видим, здесь даётся подробное объяснение, почему место названо "Шалаши". Это не что иное, как шалаши для скота, поскольку скот нельзя держать под открытым небом. Поэтому всегда во все времена пастухи строили для скота шалаши, которые укрывали скот от солнечного зноя и ветра, даже от стужи ночью, поскольку сгрудившийся скот излучает коллективное тепло, которое согревает всю отару или стадо. И сами пастухи довольно часто живут в подобных шалашах рядом со скотом. Мне тоже как-то в начале 70-х годов довелось провести несколько дней с пастухами в шалаше на Кавказе.

Следовательно, первая стоянка евреев по выходе из Мицраима была там, где пасся весь многочисленный скот Сынов Исруайля. Вот в этих-то Шалашах и остановился народ на первой же стоянке, как сказал Творец: "в Шалашах Я поселил Cынов Исруайля, когда вывел их из земли Мицраима".  Причём эта первая стоянка находилась на Восточной границе Мицраима, в земле Гошен, где изначально поселились Сыны Исруайля, и где были хорошие выпасы для скота.

Спрашивается, что же здесь особенного? Почему именно эта стоянка дала название осеннему Празднику еврейского народа. А всё дело в том, что в данном случае весь Народ Исруайля был уподоблен скоту, пастухом которого является Творец, выведший Народ из Мицраима, приведший его к горе Синай, давший Народу Тору и заключивший с ним Договор на выполнение Законов Творца.

Поэтому осенью, когда уже собран весь урожай, когда еврей радуется своему достатку, он обязан вспомнить, что он всего лишь мелкий скот, пастухом которого является Творец, и всё, что есть у него – это не его собственная заслуга, а доброжелательное отношение Творца к нему. Поэтому в Праздник Шалашей необходимо семь дней жить в Шалашах и радоваться всему тому, что даёт Творец Своему Народу.  

   

Будущая Суббота приходится на 20 число седьмого месяца года, месяца Тишрей, на пятый день будней Праздника Сикос. Перед началом чтения субботнего отрывка Торы, читают Коэлес, Книгу царя Шеломо, философское осмысление жизни человека в этом мире. А затем приступают к чтению отрывка из недельной главы Ки Сису Книги Шэмос (33.12 – 34.26). И этот же отрывок читают в Субботу будней Праздника Песах.

Прежде всего, следует сказать о том, что происходило до начала нашего отрывка. После того, как весь народ Сынов Исруайля слышал Десять Речений Творца с горы Синай, Моше изложил народу Правопорядки повседневной жизни и заключил Договор между Творцом и народом. Затем Моше поднялся к Творцу на гору для получения Торы и Скрижалей Завета и пробыл на горе 40 дней. К тому времени у народа возникли сомнения в том, жив ли Моше или нет. Тогда народ потребовал от Аарона замены руководителя вместо Моше. И Аарон вынужден был сделать Золотого Тельца и устроить перед ним праздник Творцу. Всё это произошло в последний день пребывания Моше у Творца на горе. Творец дал Моше Скрижали Завета и велел ему сойти к народу, который развратился и поклонился Золотому Тельцу. И тогда Творец вознамерился уничтожить весь народ и сделать новый народ от Моше. Однако Моше удалось уговорить Творца отказаться от уничтожения народа. Когда Моше сошёл с горы и увидел народ, празднующий перед Тельцом, то он бросил Скрижали Завета на землю, и они разбились. Далее Моше сжёг Тельца, допросил Аарона и призвал к себе всех, кто за Творца. К Моше собралось всё колено Леви, которое не принимало участия в этих празднествах, и по его указания левиты убили около трёх тысяч зачинщиков. На другой день Моше возвратился к Творцу на гору, чтобы искупить грех народа и пробыл там ещё 40 дней. В конце концов, Творец простил грех народа и сказал, что Сам Он не пойдёт с народом, как это было до сих пор, а пошлёт Своего ангела. Затем Моше спустился с горы и изложил решение Творца народу. После чего Моше поставил свой шатёр вне лагеря Сынов Исруайля. И далее сказано (Шм 33.8 – 11):

33.8 "И было, когда выходил Моше к шатру, поднимался весь народ, и стояли они, каждый у входа в свой шатер, и смотрели вслед Моше, пока он не войдет в шатер. 9. И было, когда входил Моше в шатер, спускался облачный столб и стоял у входа в шатер, и Он говорил с Моше. 10. И весь народ видел облачный столб, стоящий у входа в шатер, и поднимался весь народ, и они падали ниц, каждый у входа в свой шатер. 11. И говорил Г-сподь Моше лицом к лицу, как говорит человек ближнему своему. И возвращался он в стан, а его служитель, Иошиа сын Нина, юноша, не отлучался от шатра".

А затем начинается наш отрывок. Вначале Моше просит Творца сообщить ему, кого Он пошлёт с народом вместо Себя. Далее Творец сообщает, что Он Сам пойдёт с народом. Затем Моше просит дать ему увидеть всю славу Творца. Творец соглашается на его просьбу, велит ему вытесать две новые скрижали вместо разбитых и подняться на гору. Далее Моше поднимается на гору с новыми скрижалями, и Творец проводит перед ним Свою славу и провозглашает Свои качества. Затем Творец заключает с Моше Договор, чтобы сделать с ним чудо перед лицом всего народа. Далее Творец обещает Моше изгнать все кенанейские народы перед Сынами Исруайля и даёт запреты в отношении идолопоклонства. Затем Творец напоминает о заповедях Праздника Песах, о первородном скоте и первородных сыновьях, о необходимости работать шесть дней в неделю, чтобы в седьмой день отдыхать, о Празднике Седмиц, о Празднике Сбора Плодов в конце сельскохозяйственного года, о трёх праздниках в году, когда каждый мужчина обязан явиться перед Творцом, о запрете варить козлёнка в молоке его матери.

Тема

33.12  "И сказал Моше Г-споду: Смотри, Ты говоришь мне: Веди этот народ. Но Ты не дал мне знать, кого Ты пошлешь со мною. А Ты сказал: Я знаю тебя по имени, и также ты обрел милость в Моих глазах. 13. И ныне, если обрел я милость в Твоих глазах, дай же мне познать Твои пути, и я буду знать Тебя, чтобы обрести милость в Твоих глазах. И смотри, ведь народ Твой — это племя. 14. И сказал Он: Сам Я пойду и уступаю тебе. 15. И сказал Ему: Если Ты Сам не пойдешь, то не выводи нас отсюда. 16. И каким образом я узнаю, что я обрел милость в Твоих глазах, я и Твой народ, если в конце концов Ты пойдешь с нами? И мы будем отделены, я и Твой народ, от всякого народа, который на земле".

Главная мысль первых слов Моше состоит в том, чтобы убедить Творца идти вместе с Его народом так же, как это было после выхода из Египта и вплоть до горы Синай. Поэтому он начинает с вопроса: 12"Но Ты не дал мне знать, кого Ты пошлешь со мною". Причём Моше делает упор на том, что Сам Творец определил роль Моше в процессе исхода из Египта. Поэтому он говорит Ему: 13. "И ныне, если обрел я милость в Твоих глазах, дай же мне познать Твои пути, и я буду знать Тебя, чтобы обрести милость в Твоих глазах". Т.е. Моше просит дать ему глубину познания Творца, если он вынужден будет вести народ не под руководством Творца, а под руководством его посланца, ангела. Ведь ранее, в конце изложения Правопорядков, Творец уже говорил Моше о том, что именно ангел поведёт Сынов Исруайля в землю кенанейских народов (Шм 23.20 – 23):

23.20  "Вот Я направляю ангела пред тобою, чтобы хранить тебя в пути и привести тебя на место, которое Я приготовил. 21. Берегись пред ним и слушай голоса его, не прекословь ему. Ибо он не простит ваших грехов, т.к. Имя Мое на нём. 22. Если же будешь слушать его голоса и исполнять все, что Я буду говорить, то Я буду враждовать с твоими врагами и теснить притеснителей твоих. 23. Когда пойдет Мой посланец пред тобою и приведет тебя к эмори и хити, и перизи, и кенаани, хиви, и йевуси, то Я истреблю каждого из них".

Т.о. изначально так и предполагалось, что от горы Синай именно ангел пойдёт впереди народа. Однако после того, как Моше прочёл всему народу Правопорядки, записанные в Книгу, ситуация изменилась, как сказано (Шм 24.7):

"И взял он книгу завета, и прочитал вслух народа, и сказали они: "Всё, что говорил Г-сподь, исполним и будем слушать". И взял Моше кровь и окропил народ, и сказал: Вот кровь Договора, который заключил Господь с вами обо всех этих речах".

И это означало, что народ взял на себя обязанность учить Тору Творца. Поэтому, когда Моше первый раз поднялся к Творцу на гору на 40 дней, то Он дал Моше указание построить Походный Храм Г-спода для постоянного пребывания Творца в среде народа, чтобы учит его. Однако после греха Золотого Тельца Творец отменил это своё решение и вернулся к прежнему решению, послать вместо Себя ангела перед народом. Следовательно, говоря сейчас с Творцом, Моше решал серьёзнейшую проблему, не столько о том, кто пойдёт перед народом, но как вернуть идею строительства Походного Храма внутри народа. Поэтому к концу своей речи к Творцу Моше выложил последний аргумент: 13. "… И смотри, ведь народ Твой — это племя". Это значит, что Сам Творец создал этот народ, и значит на нём лежит ответственность довести начатое дело до конца. На что Творец дал своё согласие Моше, сказав: 14. "И сказал Он: Сам Я пойду и уступаю тебе". После чего Моше добавил последний самый веский аргумент: 15. "Если Ты Сам не пойдешь, то не выводи нас отсюда". И это означало смерть для Народа Творца. Ибо именно в этом состоял главный смысл всей задумки Творца: Создать Народ Творца, который был бы примером на глазах у всех народов мира. И об этом говорится в последней фразе Моше: 16. "… И мы будем отделены, я и Твой народ, от всякого народа, который на земле".

Об этой отделённости Народа Исруайля очень точно сказал нееврейский пророк Билум на 40-ом году исхода евреев из Египта, на берегу реки Ярден, на земле Моува, благословляя еврейский народ по воле Творца (Бм 23.9):

"… Вот народ, отдельно живёт, и среди народов не числится".

33.16 "И каким образом я узнаю, что я обрел милость в Твоих глазах, я и Твой народ, если в конце концов Ты пойдешь с нами? И мы будем отделены, я и Твой народ, от всякого народа, который на земле".

Т.е. Моше просил от Творца дать ему узнать нечто, что никто другой до него знать этого не мог. И поэтому сразу же после согласия Творца Моше снова обращается к нему с просьбой:

Тема

33.17  "И сказал Г-сподь Моше: Также и это слово, которое ты говорил, Я исполню, ибо ты обрел милость в Моих глазах, и Я знаю тебя по имени". – О какой просьбе Моше идёт здесь речь? В предыдущем стихе Моше попросил Творца (Шм 33.16): "И каким образом я узнаю, что я обрел милость в Твоих глазах, я и Твой народ …"

33.18  "И сказал он: Дай же увидеть мне Твою славу". 

И Творец отвечает согласием на просьбу Моше, и объясняет ему условия выполнения этой просьбы, поскольку ситуация исключительная, и ни один человек в нашем мире не проходил её.

33.19  "И сказал Он: Я проведу все благо Мое пред твоим лицом и Я провозглашу Имя Г-спода пред тобою, и помилую, кого Мне следует помиловать,  и пощажу, кого Мне следует пощадить". 

Из всего сказанного в этих словах Творца наиболее важным является провозглашение Имени Г-спода и его характеристики, о которых речь пойдёт ниже. А загадочные слова о тех, кого помилуют и кого пощадят, имели вполне конкретное основание. Из всех Сынов Исруайля, 12 колен, кроме колена Леви, которые вышли из Мицраима в сорокалетние странствие по Синайскому полуострову, в землю кенанейских народов для её завоевания вошли только двое: Иошиа сын Нина и Кулайв сын Ифине. Все остальные на протяжении 39 лет умерли в пустыне.

33.20  "И сказал Он: Ты не можешь видеть Моего лица, ибо не может человек видеть Меня и остаться в живых". 

О чём здесь идёт речь? Может ли вообще кто-либо увидеть "лицо" Творца? Совершенно очевидно, что нет. Однако все эти подробности о том, что нельзя видеть "лицо" Творца говорят только о степени близости Моше к Творцу. И об этом сказано в последних строчках Пятикнижия (Дв 34.10):

34.10  "И не встал более в Исруайле такой пророк, как Моше, которого Г-сподь знал лицом к лицу". 

33.21  "И сказал Г-сподь: Вот место при Мне, и ты встанешь на скале".

На иврите по поводу места сказано "Ити", что может быть переведено, как "при Мне" или "со Мной". Т.о. Творец как бы поднимает Моше на духовный уровень рядом с Собой.

33.22 "И будет, когда будет проходить Моя слава, то Я помещу тебя в расселине скалы, и покрою тебя Моею рукой, пока не пройду. 23. И Я сниму Мою руку, и ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видно".

Помимо "лица" Творца здесь появляется ещё и "рука" Творца. И все эти малопонятные подробности, казалось бы, лишние в разговоре Творца с Моше, в дальнейшем сыграли свою роль. Вот что об этом сказано далее (Шм 34.29.30):

34.29  И было, когда сходил Моше с горы Синай, и две скрижали свидетельства в руке Моше, когда он спускался с горы. То Моше не знал, что луч света исходит от его лица, после того, как Г-сподь говорил с ним. 30.  И увидел Аарон и все Сыны Исруайля Моше, и вот, лучи света исходят от его лица, и боялись они подступить к нему".

Любопытно, что в 1515 г. Микеланджело создал мраморную скульптуру Моисея с двумя рогами на голове из-за неверного перевода ивритского текста Вульгатой (лат. Biblia Vulgata — «Общепринятая Библия») — почётный титул, применяемый к латинскому переводу Священного Писания, восходящему к трудам блаженного ИеронимаC XVI века Вульгата является официальной латинской Библией католической церкви.

https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9C%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%B5%D0%B9_(%D0%9C%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%BE)&stable=1

33.23  "И Я сниму Мою руку, и ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видно".

Тема

34.1  "И сказал Г-сподь Моше: Вытеши себе  две скрижали каменные, как первые. И Я напишу на скрижалях слова, что были на первых скрижалях, которые ты разбил". 

А что произошло с первыми скрижалями? После завершения разговора Творца с Моше, когда он первый раз находился на горе Синай 40 дней и 40 ночей сказано (Шм 31.18):

"И дал Он Моше, когда кончил говорить с ним на горе Синай, две скрижали свидетельства, скрижали каменные, на которых написано пальцем Б-га".

А о том, что было написано на первых скрижалях, сказано в Пятой Книге Пятикнижия (Дв 4.13):

"И сказал Он вам Свой Договор, который повелел Он вам исполнять, Десять Речений. И написал Он их на двух каменных скрижалях".

И далее, когда Моше спустился с горы, о судьбе первых скрижалей сказано следующее (Шм 32.15,16,19):

32.15  "И повернулся Моше, и спустился с горы, а две скрижали свидетельства в его руках. Скрижали, на которых написано с обеих сторон, с одной и с другой стороны на них написано. 16. А скрижали эти были они делом Б-га. И это письмо, было оно письмом Б-га, вырезанным на скрижалях. … 19. И было, когда он приблизился к лагерю и увидел тельца и танцы, то чрезвычайно разгневался Моше и бросил он из своих рук скрижали, и разбил он их под горой".

Т.о. Творец велел Моше сделать новые скрижали такими же, как прежние, и пообещал написать на них Десять Речений, которые были написаны Творцом на прежних скрижалях.  

34.2  "И будь готов к утру. И ты утром поднимешься на гору Синай, и встанешь там предо Мною на вершине горы. 3. И никто пусть не поднимается с тобою, и никто пусть не появляется на всей горе. Также мелкий и крупный скот пусть не пасется против этой горы".

Творец повторил Моше те же условия, что были сказаны Им, когда Творец должен был произнести Десять Речений с горы Синай (Шм 19.12,13): 

19.12  "И границу проведи  для народа вокруг горы, говоря: Берегитесь подниматься на гору и касаться ее края. Всякий, кто прикоснется к горе, смерти будет предан. 13. Пусть не коснется такого рука, но будет он побит камнями или застрелен, будь то скот или человек, в живых не быть ему. А когда пройдёт айовель (пятидесятый день, с момента выходя из Мицраима, т.е. перехода через море Соф – с 22 числа первого месяца) они могут подниматься на гору."

Правда, тогда, когда Творец произносил Десять Речений с горы Синай, только один этот самый день был запретным для подъёма на гору. Зато сейчас Творец запретил подниматься на гору всё то время, что там находился Моше, т.е. 40 дней и 40 ночей.

34.4  "И вытесал он две скрижали каменные, как первые, и встал Моше рано утром, и поднялся на гору Синай, как повелел ему Г-сподь. И взял он в свои руки две каменные скрижали. 5. И сошёл Господь в облаке и встал там возле него, и провозгласил Имя Г-спода". 

Моше сделал всё, что повелел ему Творец и поднялся на гору. И Творец в виде облака сошёл на гору, и облако встало рядом с Моше. А после этого Творец в виде облака прошёл перед Моше и провозгласил свои качества.

34.6  "И прошел Господь перед его лицом, и провозгласил:  Г-сподь, Г-сподь, Б-г милосердный и милостивый,  долготерпеливый  и великий в благодеянии и в истине. 7. Хранящий благодеяние для тысяч (поколений), поднимающий вину и преступление, и грех. И не оставляющий без наказания, взыскивающий за вину отцов с сыновей и с сынов сыновей до третьего и четвертого поколения". 

– "Г-сподь, Г-сподь" – Двойное повторение этого четырёхбуквенного непроизносимого Имени Творца говорит о том, что это Главное Его Имя. И именно под этим Именем Творец творил этот мир, и впоследствии все чудеса в мире, включая Десять Казней в Мицраиме.

– "Б-г милосердный и милостивый – Это главные качества Творца по отношению к своим созданиям. Поскольку созданный им Человек и все живые создания достаточно часто нарушают Законы Творца. И тем не менее, Творец не приводит своё наказание сразу же и окончательно, а даёт своим творениям возможность исправиться и осознать свои ошибки.

– "долготерпеливый" – Долготерпение является важнейшим качеством Творца, дающим Человеку достаточно времени для исправления своих ошибок, и для возможности вернуться на правильный путь.

– "и великий в благодеянии и в истине" – Творец оказывает помощь тем, кто идёт Его Путями и следует Законам, указанным Им.

– "Хранящий благодеяние для тысяч (поколений) – Когда Праведник рожает детей, и они следуют по пути своего отца, то и они и их потомки, следующие путями Творца, могут быть уверены в Его помощи им и их потомкам.

– "поднимающий вину и преступление, и грех" – Творец достаточно подробно учитывает все без исключения прегрешения Человека, ибо перед ним открыты все деяния и мысли человека.

– "И не оставляющий без наказания" – Наказание Человека за его грехи, даже самые малые, является неизбежным. Весь вопрос в мере взыскания за грехи. Ибо здесь на чаше весов лежат не только грехи, но и заслуги Человека, его добрые и верные дела.

– "взыскивающий за вину отцов с сыновей и с сынов сыновей до третьего и четвертого поколения" – Здесь идёт о том, что сказано в первом из Десяти Речений Творца (Шм 20.5):

"Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Б-г твой, Б-г ревностный, взыскивающий за вину отцов с сыновей до третьего и четвертого поколения, ненавидящих Меня". 

Т.о. если отцы не следуют по пути Творца, и их дети, и внуки, и правнуки также не следуют путями Творца, то Он наказывает их. Однако тут же возникает вопрос: Почему Творец наказывает только до третьего, четвёртого поколения? А что же последующие поколения - благоденствуют? Всё дело в том, что если еврей не следует путями Творца и злостно нарушает Его Законы, то уже к третьему, четвёртому поколению происходит естественная ассимиляция, и его правнуки уже не являются евреями. А неевреев нельзя наказывать за то, что они не следуют Законам Торы, т.е. тем Законам, которые Творец дал ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТОЛЬКО еврейскому народу.

34.8   "И поспешил Моше, и поклонился до земли, и пал ниц. 9. И сказал он: Если же я обрел милость в Твоих глазах, мой Господин, пусть же пойдет мой Господин в нашей среде. Ибо народ жестоковыйный он, и Ты прости нашу вину и наш грех, и возьми нас Себе в удел". 

После того, как Творец провёл перед Моше Свою Славу и произнёс Свои Качества, Моше поклонился, пал ниц и просил Творца, чтобы Он Сам пошёл в среде народа. Почему? Потому что ранее, после Греха Золотого Тельца Творец отказался идти в среде народа (Шм 32.30 – 35; 33.1 – 5):

 32.30  "И было на следующий день, и сказал Моше народу: Вы совершили великий грех. И теперь я взойду к Г-споду, может быть, я искуплю ваш грех. 31. И возвратился Моше к Г-споду, и сказал: Пожалуйста, согрешил этот народ великим грехом, и сделали они себе золотое божество. 32. И теперь, если Ты простишь их грех, а если нет, то сотри же меня из Твоей книги, которую Ты написал. 33. И сказал Г-сподь Моше: Того, кто согрешил предо Мной, Я сотру из Моей книги. 34. А теперь, иди, веди народ, куда Я говорил тебе. Вот, Мой ангел пойдет пред тобою. А в день, когда Мне взыскать, Я взыщу с них за их грех. 35. И поразил Г-сподь народ за то, что сделали они тельца, которого сделал Аарон.

 33.1  И говорил Г-сподь Моше: Иди, поднимись отсюда, ты и народ, который ты вывел из Мицраима, на землю, о которой Я клялся Аврааму, Ицхаку и Якову, говоря: Твоему потомству Я дам ее. 2. И Я пошлю пред тобою ангела, и изгоню акенаани, аэмори, и ахити, и аперизи, ахиви, и айевуси. 3. На землю, текущую молоком и медом. Ибо Я не пойду в твоей среде, ибо ты народ жестоковыйный, чтобы Я не истребил тебя в пути. 4. И услышал народ эту злую весть, и восскорбели, и не возложил никто украшений своих на себя. 5. И сказал Г-сподь Моше: Говори сынам Исруайля: Вы народ жестоковыйный. Если бы одно мгновение Я шел в твоей среде, то истребил бы тебя. А теперь, сними твои украшения с себя, и Я знаю, что делать с тобою".

Поэтому просьба Моше к Творцу пойти в среде народа была крайне актуальной. Ибо к этому времени Моше уже получил все сведения о построении Храма Г-спода, который должен был находиться в среде народа Сынов Исруайля, при условии, что Творец Сам находится в среде народа, чтобы обучать его Законам Торы и непосредственно руководить народом.

34.10  "И сказал Он: Вот, Я заключаю Договор. Перед всем твоим народом Я сделаю чудеса, какие не были сотворены на всей земле и среди всех народов. И увидит весь народ, в среде которого ты, деяние Г-спода, как грозно оно, то, что Я совершу с тобою".

О чём здесь идёт речь? Ключевыми здесь являются последние слова Творца: "то, что Я совершу с тобою". В чём был корень проблемы с Золотым Тельцом? В том, что народ усомнился в Моше, как сказано ранее (Шм 32.1):

"И увидел народ, что опаздывает Моше сойти с горы. И собрался народ против Аарона, и сказали ему: Встань, сделай нам божества, которые пойдут пред нами. Ибо этот муж Моше, который вывел нас из земли Мицраима, не знаем мы, что с ним стало". 

Поэтому Творец решил совершить с Моше такое чудо, которое бы раз и навсегда отвадило бы народ от желания искать иных руководителей. А что это было за чудо, сказано ниже (Шм 34.29, 30):

34.29  "И было, когда сошёл Моше с горы Синай и две скрижали свидетельства в руках Моше при спуске его с горы.  И Моше не знал, что луч света исходит от его лица, после того, как Г-сподь говорил с ним. 30. И увидел Аарон и все Сыны Исруайля Моше, и вот, лучи света исходят от его лица, и боялись они подступить к нему".

Т.е. лицо Моше начало излучать свет, что было явным чудом. И это излучение было у него до конца его жизни. Тем не менее, впоследствии это не помешало Сынам Исруайля восставать против Моше и Аарона не единожды.

А впоследствии христианская Религия взяла на вооружение описание этого необычного явления, и все христианские т. наз. святые уже изображались со светящимся нимбом над головой.

34.11  "Соблюдай то, что Я повелеваю тебе сегодня. Вот Я изгоняю от тебя аэмори, и акенаани, и ахити, и аперизи, и ахиви, и айевуси. 12. Берегись, чтобы ты не заключил союза с обитателями земли, на которую ты вступаешь, чтобы это не стало западнёй в твоей среде".

К сожалению, во времена Иошиа Исруайль не изгнал все кенанейские народы с той земли, которая была ему выделена. Вот, что говорится об этом в Книге Судей (1.27 – 36):

(1.27) И не прогнал Менаше (жителей) Байс Шеана и окрестных его деревень, и Танаха и его окрестных деревень, и жителей Дора и окрестных его деревень, и жителей Ивлеама и его окрестных деревень, и жителей Мегиддо и его окрестных деревень. И решили Кенаанеи жить в этой земле. (28) И вот, когда Исруайль закрепился, сделал он Кенаанеев данниками, но изгнать не изгнал их. (29) И Эфраим не изгнал Кенаанеев, живших в Гэзэре, и жили Кенаанеи в среде его в Гэзэре. (30) Зевулун не изгнал жителей Китрона и жителей Наалола, и жили Кенаанеи в среде его, и стали данниками. (31) Ашейр не изгнал жителей Акко и жителей Цидона, и Ахлава, и Ахзива, и Хэлбы, и Афика, и Рехова. (32) И жил Ашейр среди Кенаанеев, жителей той земли, ибо он не изгнал их. (33) Нафтали не изгнал жителей Бэйт-Шемэша и жителей Бэйт-Аната, и жил среди Кенаанеев, жителей той земли. Жители же Бэйт-Шемэша и Бэйт-Аната были их данниками. (34) И оттеснили Эморийцы сынов Дановых к горе, ибо не давали им спускаться в долину. (35) И решили Эморийцы жить на горе Хэрэс, в Аялоне и Шаалбиме. Но тяжела была рука рода Йосайфа, и стали они данниками. (36) Пределы же Эморийцев – от возвышенности Акраббим, от Сэлы и выше".

Короче не выполнили Сыны Исруайля заповедь, данную Творцом Моше. И далее сказано в Книге Судей (2.20 – 23):

(20) "И воспылал гнев Г-спода на Исруайль, и сказал Он: За то, что преступил народ этот завет Мой, который Я установил с отцами их, и не слушали голоса Моего, (21) Я тоже не стану больше изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иошиа, умирая. (22) Чтобы испытать ими Исруайль: Станут ли они держаться пути Г-спода и ходить по нему, как держались их отцы, или нет? (23) И оставил Г-сподь народы эти, и не изгнал их сразу, и не предал их в руки Иошии".

И стали эти народы, как сказано выше, "западнёй" в среде Народа Исруайля.

34.13  "Но их жертвенники разрушьте, и их памятные камни разбейте, и его деревья священные срубите. 14. Ибо ты не должен поклоняться другому божеству. Ибо Г-сподь Ревнитель Его имя, Б-г Ревнитель Он. 15. Чтобы ты не заключил союз с обитателями земли. И они будут блудодействовать за божествами своими, и будут приносить жертвы своим божествам, и позовет он тебя, и ты будешь есть от его жертвы. 16. И ты возьмешь из его дочерей в жены своим сыновьям. И будут блудодействовать его дочери за божествами своими и будут совращать твоих сыновей за божествами своими". 

А вот, что сказано в Книге Эзры, после того, когда он с большой группой евреев пришёл из Параса в Иерушалим, и принесли они жертвы Г-споду в новом, недавно отстроенном Иерусалимском Храме (9.1 – 5; 10.1 – 3, 16 - 17):

(9.1) "А по окончании этого подошли ко мне знатные (люди) и сказали так: "Народ Исруайля, и священники, и Левиты не отделились от народов (других) стран: (следуют) мерзостям Кенаанеев, Хитийцев, Першеев, Йевусеев, Аммонитян, Моавитян, Египтян и Эмореев. (2) Так как брали они дочерей их в жены для себя и для сынов своихи смешали семя священное с народами других земель, и рука главных и старших была первой в этом беззаконии". (3) И когда услыхал я (Эзра) об этом, то разорвал я одежду свою и верхнее платье, и рвал волосы с головы и из бороды своей, и сидел я ошеломленный. (4) И собрались ко мне все трепещущие пред словом Б-га Исруайля по поводу этого беззакония изгнанников, а я ошеломленный сидел до (часа) предвечерней жертвы. (5) А с наступлением (часа) вечерней жертвы встал я постящийся, в разорванной одежде и (рваном) верхнем платье, и пал на колени, и простер руки свои к Г-споду Б-гу моему. …

(10.1) И пока молился и исповедовался Эзра, плача и простираясь перед храмом Б-га, собралась к нему из (народа) Исруайля очень большая толпа – мужчины, и женщины, и дети, ибо плакал и народ великим плачем. (2) И воскликнул Шеханьйа бэн-Йэхиэйл из потомков Эйлама, и сказал Эзра: "Совершили мы преступление перед Б-гом нашим и поселили чужеземных жен из народов страны; но ныне есть в этом деле надежда для Исруайля. (3) А теперь заключим союз с Б-гом нашим о том, чтобы выдворить всех (этих) жен и рожденных ими, по совету Г-спода и трепещущих перед заповедями Б-га нашего. И да будет это исполнено по Торе. …. (16) И исполнили это сыны изгнания. И отделились они: Эзра, священник, мужи, главы семейств от каждой семьи, – все поименно. Сели они в первый день десятого месяца расследовать это дело. (17) И закончили со всем (делом) о мужьях, которые взяли чужеземных жен, до первого дня первого месяца". 

 Как мы видим, смешанные браки евреев с нееврейками является величайшим преступлением народа, т.к. это прямой путь к ассимиляции Народа Исруайля. Это было актуально 3300 лет назад. Это было актуально 2500 лет назад. Это ещё более актуально сегодня.

34.17  "Богов литых не делай себе".

И то же самое было сказано в Первом Речении с горы Синай (Шм 20.3, 4,):

20.3  "Да не будет у тебя богов чужих перед Моим лицом. 4. Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли". 

А далее Творец добавил Моше (Шм 20.20):

20.20 "Не делайте напарника при Мне.  Божеств серебряных, и божеств золотых не делайте для себя". 

34.18  "Праздник пресных хлебов соблюдай. Семь дней ешь пресные хлебы, как Я повелел тебе, к назначенному сроку в месяце Увив (первый месяц года), ибо в месяце Увив ты вышел из Мицраима".
– "в месяце Увив" – И об этом было сказано Творцом перед выходом из Мицраима (Шм 13.4): "Сегодня вы выходите в месяце Увив". Слово Увив состоит из двух частей: Ув – это Отец, а Ив – это Йуд Вайс – число 12. Т.е. Увив – это Отец 12-и месяцев или 1-ый месяц лунного года

34.19  "Все разверзающее утробу — Мне: и весь твой скот, рождённый мужского рода, разверзающее из крупного и мелкого скота".

И об этом Творец говорил Моше перед выходом из Мицраима (Шм 13.12): "То ты отделяй все разверзающее утробу для Г-спода. И все разверзающее из приплода скота, который будет у тебя, мужского пола, Г-споду". 

34.20  "А разверзающее из ослов выкупи овцой, а если не выкупишь, то проруби ему затылок. Всякого первенца из твоих сынов выкупи. И не должно предстать пред Мое лицо с пустыми руками".

И об этом говорил Творец Моше там же в Мицраиме (Шм 13.13): "И все разверзающее из ослов выкупай овцой, а если не выкупишь, то проруби ему затылок. И всякого первенца человека из твоих сыновей выкупи".

– "И не должно предстать пред Мое лицо с пустыми руками" – Речь идёт о десятине, которую следовало отделять от урожая зерновых, вина, оливкового масла и скота, и приносить это в Храм Г-спода на Праздники.

34.21  "Шесть дней работай, а в седьмой день прекрати работу. В пахоту и в жатву – прекрати работу".

– "Шесть дней работай, а в седьмой день прекрати работу" – И об этом говорится в Третьем Речении Творца с горы Синай ():

20.8  "Помни день Субботний, чтобы святить его. 9. Шесть дней работай и делай всякую работу свою. 10. А седьмой день — Суббота Г-споду Б-гу твоему. Не делай никакой работы ни ты, ни твой сын, ни твоя дочь, ни твой раб, ни твоя рабыня, ни твой скот, ни твой чужеземец, который в твоих воротах". 

Причём, как в вначале Речения, так и в данном отрывке, даётся Заповедь Шесть Дней работать! И на эту Заповедь, как правило смотрят "спустя рукава". Однако именно эта Заповедь – Шесть Дней Работать, порождает Заповедь о Субботе. Ибо, если еврей старше 20 лет не работает Шесть Дней, т.е. не осуществляет что-либо, что можно оценить в денежном измерении или обучается, осваивая какую-либо специальность, а скажем, читает книги, отдыхает с друзьями, или просто болеет, то у него и нет Субботы – Седьмого Дня недели. Ибо Суббота приходит исключительно только после Шести Дней Работы!

– "В пахоту и в жатву – прекрати работу" – Это единственное место в Пятикнижии, где говорится о прекращении работы "в пахоту и в жатву". Почему? Потому что "пахота и жатва" жерновых – это основа жизнедеятельности человека на этой земле. Поэтому, когда нет "пахоты и жатвы" – наступает голод. И также сказал Йосайф своим братьям, когда посылал их за своим отцом Яковом, чтобы тот спустился в Мицраим (Бр 45.6): "Ибо уже два года голод на земле, и еще пять лет, когда ни пахоты, ни жатвы".

Поэтому даже несмотря на то, что "пахота и жатва", это жизненно важные для человека работы, тем не менее в период этих работ следует строго соблюдать Субботу. И также сказано о Празднике Седмиц, когда следует отсчитывать после окончания Праздника Пресных Хлебов семь недель, семь Суббот до 50-го дня (В 23.15): "И отсчитайте себе от следующего дня после Субботы, со дня принесения вами снопа проведения, семь Суббот – Чистыми будут они". Ибо в это время идёт жатва зерновых, а значит Субботу следует соблюдать особенно строго.

34.22  "И праздник седмиц сделай себе, праздник первой жатвы пшеницы. И праздник сбора плодов при окончании сельскохозяйственного года". 

– "И праздник седмиц сделай себе, праздник первой жатвы пшеницы" – А вот что сказано об этом Празднике в Третьей Книге Пятикнижия (В 23.17): "Из ваших селений принесите два хлеба для проведения, из двух десятых эфы тонкой муки – квасными будут они. Это первые плоды Г-споду".

– "И праздник сбора плодов при окончании сельскохозяйственного года" – И об этом Празднике шалашей говорится в Третьей Книге Пятикнижия (В 23.39 – 43):

23.39 Только в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете урожай земли, празднуйте Праздник Г-споду семь дней. В первый день прекращение трудов и в восьмой день прекращение трудов. 40. И возьмите себе в первый день плод великолепного дерева – кисть фиников, и ветвь толстого дерева, и ив речных. И веселитесь пред Г-сподом Б-гом вашим семь дней. 41. И празднуйте этот Праздник Г-споду семь дней в году. Закон вечный для поколений ваших, в седьмом месяце празднуйте его. 42. В шалашах живите семь дней. Всякий уроженец в Исруайле, пусть живут в шалашах. 43. Чтобы знали поколения ваши, что в Шалашах Я поселил Cынов Исруайля, когда вывел их из земли Мицраима. Я Господь Б-г ваш".

Почему в начале сказано "Только в пятнадцатый день седьмого месяца …"? Потому что в это время идёт к концу сбор урожая. Тем не менее, следует оставить все работы, прийти в Храм Г-спода и праздновать Праздник Шалашей.

34.23  "Три раза в году должен предстать каждый твой мужчина перед лицом Владыки, Г-спода Б-га Исруайля". 

– "должен предстать каждый твой мужчина" ­– Тем не менее в Пятой Книге Пятикнижия сказано (Дв 12.7): 12. "И радуйтесь пред Г-сподом Б-гом вашим, вы и ваши сыновья, и ваши дочери, и ваши рабы, и ваши рабыни, …" Т.е. еврей изначально должен прийти в Храм со всей семьёй и с еврейскими рабами. Однако, если такой возможности нет, то каждый мужчина старше 20 лет обязан прийти три раза в году на Праздники прийти в Храм Г-спода.

34.24  "Когда Я изгоню народы перед тобою и расширю твои пределы, и никто не возжелает твоей земли, то ты будешь восходить, чтобы предстать перед лицом Г-спода Б-га твоего трижды в году". 

Здесь речь идёт о том, что восхождение в Храм Г-спода трижды в году может быть возможно только после завоевания всей земли. А это произошло только во времена конца правления царя Давида, почти через 400 лет после начала завоевания Иошиа земли кенанейских народов.

34.25  "Не режь и не проливай кровь жертвоприношения Мне при квасном хлебном приношении. И пусть не заночует до утра жертва Праздника Песах".

– "Не режь и не проливай кровь жертвоприношения Мне при квасном хлебном приношении" – Хлебное приношение в Храме должно было быть только из не квашенного хлеба, как об этом говорится в Третьей Книге Пятикнижия (В 2.11): "Всякое хлебное приношение, которое приносите Г-споду, не должно быть приготовлено квасным. Ибо никакой закваски и никакого меда не воскуряйте в огнепалимую жертву Г-споду".
– "И пусть не заночует до утра жертва Праздника Песах" – Об этом Творец сказал Моше ещё в Мицраиме (Шм 12.8 – 10):

12.8  "И будут они есть это мясо в эту ночь. Мясо, испеченное на огне, и пресный хлеб с горькими травами будут есть. 9. Не ешьте от него пожалуйста и варёного в воде, но только испеченное на огне: Его голова с его ногами и с его внутренностями. 10 . И не оставляйте от него до утра. А оставшееся от него до утра сожгите на огне".

34.26  "Начаток первых плодов твоей земли приноси в Дом Г-спода Б-га твоего. Не вари козлёнка в молоке матери его". 

– "Начаток первых плодов твоей земли приноси в Дом Г-спода Б-га твоего" – Здесь речь идёт о Празднике Седмиц и о двух квашенных хлебах из первого урожая пшеницы. Ибо это важнейшая составляющая существования человека на земле.

– "Не вари козлёнка в молоке матери его" – Это выражение приведено в Пятикнижии трижды. Вот отрывки, где оно приведено:

Шм 23.17  "Три раза в году должен предстать каждый твой мужчина перед лицом Владыки Г-спода. 18. Не режь при квасной крови Моей жертвы, и пусть не останется на ночь нутряной жир Моей праздничной жертвы до утра. 19. Начаток первых плодов твоей земли приноси в Дом Г-спода Б-га твоего. Не вари козлёнка в молоке матери его".

Шм 34.23  "Три раза в году должен предстать каждый твой мужчина перед лицом Владыки, Г-спода Б-га Исруайля. 24. Когда Я изгоню народы перед тобою и расширю твои пределы, и никто не возжелает твоей земли, то ты будешь восходить, чтобы предстать перед лицом Г-спода Б-га твоего трижды в году. 25. Не режь и не проливай кровь жертвоприношения Мне при квасном хлебном приношении. И пусть не заночует до утра жертва Праздника Песах. 26. Начаток первых плодов твоей земли приноси в Дом Г-спода Б-га твоего. Не вари козлёнка в молоке матери его". 

Дв 14.3  "Не ешь ничего отвратительного. 17. И пеликан, и сип, и удильщик. 18. И аист, и цапля по виду ее, и удод, и летучая мышь. 19. И все крылатое насекомое нечисто для вас, нельзя есть их. 20. Всякую чистую птицу ешьте. 21. Не ешьте никакой падали, пришельцу, который во воротах твоих отдай ее, и он будет есть ее, или продай чужеземцу. Ибо ты народ святой Г-споду Б-гу твоему. Не вари козленка в молоке его матери".

В первых двух случая даны заповеди Праздничных Дней, а в третьем случае дан запрет для народа Исруайля употреблять в еду нечистую птицу, падаль и крылатых насекомых.

В самом первом комментарии к Пятикнижию, дошедшему до нас ещё со времен конца Первого Иерусалимского Храма, в Таргуме Йонатана, говорится, что в данном случае речь идёт о трёх запретах: есть мясную пищу с молочной; запрет какого бы то ни было использования мяса с молоком; запрет варить мясо в молоке. А в Таргуме Онкелоса, появившемся позднее, после разрушения Храма, это место переведено, как: "Не вари мясо в молоке". И все последующие комментаторы Торы вплоть до наших дней пошли за комментарием в Таргуме Йонатана. 

Тем не менее, в последнем, третьем отрывке, есть прямое указание на то, что данная фраза имеет иное значение, как сказано: "Ибо ты народ святой Г-споду Б-гу твоемуНе вари козленка в молоке его матери". Т.е. фраза: "Не вари козленка в молоке его матери" – это аллегория. И этой фразой Творец хотел сказать, что Народ Исруайля – это Его Народ, сотворённый Им. Поэтому Народу Исруайля следует очень строго соблюдать Заповеди и Законы Творца. Поскольку нарушение Народом Исруайля этих Заповедей и Законов Творца можно рассматривать, как "варение козлёнка в молоке его матери", что противно естеству!

Однако несмотря на то, что комментарий в Таргуме Йонатана не соответствует прямому смыслу текста Пятикнижия, это, пожалуй, единственный случай, когда Таргум Йонатана оказался практически полезным. Поскольку действительно молоко и мясо – это совершенно разные белковые продукты, и организму человека их намного лучше переваривать порознь, а не вместе. И так установлено в еврейской Алахе.