Иудаизм

20. Повели (Тэцаве) 5780 г.

05 - 11 Адар (01 – 07.03)

В будущую Субботу читается недельная глава "Тэцаве (Повели)".

Заканчивается предыдущая недельная глава тем, что Творец объясняет Моше устройство жертвенника всесожжений, стоящего во дворе Храма. Далее Творец объясняет устройство завес для двора Храма, а также устройство столбов для них. Затем Творец объясняет устройство завесы для ворот двора Храма, а также столбов для неё.

В начале нашей недельной главы Творец говорит Моше дать повеление Сынам Исруайля, чтобы доставить оливковое масло для освещения Храма. Далее Творец даёт указание Моше приблизить его брата Аарона и его сыновей Нудува, Авии, Элузура и Исумура для священослужения, для работы в Храме. Затем Творец даёт указание сделать священные одежды Аарону для славы и великолепия. Далее приводится перечень одежд для Аарона: нагрудник, айфод, мэиль (мантия), кэтонет ташбайц (платье нательное), мицнефес (головной убор) и авнет (пояс). Далее приводится подробное описание айфода, нагрудника и мэиля. Затем говорится об изготовлении золотой короны для Аарона. Далее говорится об изготовлении кэтонета и авнета. Затем говорится о кэтонетах, авнетах и мигбуос (головных уборах) для сыновей Аарона. Далее говорится о льняных штанах для Аарона и его сыновей.

Затем Творец излагает Моше порядок посвящения Аарона и его сыновей для священослужения в Храме. Далее Творец объясняет Моше устройство жертвенника для воскурений и порядок воскурений.

Подтема

27.20 "И ты повели Сынам Исруайля, чтобы они взяли тебе оливкового масла, очищенного из толчёных плодов, для освещения, чтобы поднимать масляную лампаду постоянно. 21. В шатре свидетельства вне разделительной завесы, которая пред свидетельством, будет устанавливать ее Аарон и его сыновья с вечера до утра пред Г-сподом. Закон вечный в их поколениях от сынов Исруайля".

Начинается недельная глава со слов Творца: "И ты повели Сынам Исруайля, чтобы они взяли тебе …". Чем начало данной главы отличается от начала предыдущей главы? Там было сказано: "И говорил Г-сподь Моше так: Говори сынам Исруайля: И пусть возьмут Мне пожертвование". А это значит, что всё, о чём говорилось в предыдущей главе, бралось для Творца, а в нашей главе – для Моше. Почему?

Потому что в предыдущей главе говорилось об устройстве Храма, о вещах, так скажем, длительного пользования. Поэтому всё это делалось для Творца. И действительно Походный Храм Творца просуществовал 40 лет в пустыне и затем ещё 447 лет до постройки Иерусалимского Храма.

Все, о чём говорится в нашей недельной главе, за исключением жертвенника для воскурений, всё это расходный материал, т.е. материал временного пользования: священнослужители, одежда для них и оливковое масло. Поэтому всё это Сыны Исруайля должны были эпизодически доставить Моше. 

Подробное устройство светильника (семисвечника), который обеспечивал свет внутри помещения Храма и процедура его зажигания, приведены в недельной главе 36. Бэаалосху.

Какую дополнительную информацию даёт нам начальный отрывок недельной главы, приведенный выше?

Во-первых, здесь сказано, что масло для светильника получали из толчёных плодов оливкового дерева с последующей очисткой его. А, во-вторых, здесь сказано, что все работы со светильником проводились только с начала вечера, т.е. после захода солнца, и до конца утра, т.е. до начала выхода солнца на небосклон. Т.о. в течении всего светового дня светильник освещал внутреннее помещение Храма, и до него не дотрагивались. Поскольку светильник стоял на Южной стороне Храма, то он определённым образом символизировал неизменность чередования дня и ночи в этом мире, а также то, что Творец создавал этот мир в течении Шести Дней Творения только в дневное время, как сказано (Бр 2.4):

"Вот порождённые Небом и Землёй при их сотворении: Днём создавал Г-сподь Б-г землю и небо".

Подтема 

28.1 "И ты приблизи к себе Аарона, твоего брата, и его сыновей с ним из среды Сынов Исруайля, чтобы они служить Мне: Аарона, Нудува и Авии, Элузура и Исумура, сыновей Аарона. 2. И сделай священные одеяния Аарону, твоему брату, для славы и для великолепия. 3. И ты скажи всем мудрым сердцем, кого Я исполнил духом мудрости, чтобы они сделали одежды Аарону для его освящения и священослужения Мне. 4. И вот одежды, которые они должны сделать: нагрудник и айфод, и мэиль (мантия), и кэтонет ташбайц (платье нательное), мицнефес (головной убор) и авнайт (пояс). И сделают они священные одежды для Аарона, твоего брата, и для его сыновей, для священослужения Мне.  5.И они возьмут золото, и синету, и пурпур, и червленицу, и виссон". 

В первой фразе сказано: "И ты приблизи к себе Аарона, твоего брата, и его сыновей с ним из среды Сынов Исруайля, чтобы они служить Мне …" Здесь использован глагол "приближать" в такой форме, когда речь идет не о физическом приближении, а о духовном приближении перед Творцом. И в такой же форме обычно говорится о духовном приближении жертвоприношения перед Творцом. Т.о. в словах Творца к Моше: "И ты приблизи к себе Аарона, …", речь идёт о том, что Аарон и его сыновья, так же, как и сам Моше, являются жертвоприношением перед Творцом "из среды Сынов Исруайля".

И далее перечисляются сыновья Аарона, причём парами: Нудува и Авии, Элузура и Исумура …" Потому что первая пара, два старших сына Аарона погибли в первый же день работы Храма. Т.е. они явились самым первым жертвоприношением перед Творцом от Сынов Исруайля, как сказал Моше Аарону после их гибели (В 10.3):

"И сказал Моше Аарону: Это то, о чём говорил Г-сподь, когда сказал: Близкими Мне Я освящусь и перед всеми Я буду прославлен, и промолчал Аарон".

Затем перечисляются одежды Аарона, необходимые для его священослужения в Храме. Вторым в этом перечне идёт айфод. Это своего рода жилет, который был соткан из четырёх видов цветного льна: "синеты, и пурпура, и червленицы, и виссона", и вплетённую в них золотую нить. Причём у этого жилета на плечах Аарона были закреплены два ониксовых камня в золотой оправе, на которых были вырезаны по шесть имён сынов Исруайля. А кроме того также на плечах закреплялись две золотые цепочки, к которым крепился Судный нагрудник.

Судный нагрудник имел квадратную форму с размером стороны около 18 см и делался из того же материала, что айфод. На нагруднике были закреплены в золотой оправе четыре ряда драгоценных камней, и на каждом было вырезано имя одного из сынов Исруайля. Судный нагрудник закреплялся на айфоде с помощью золотых цепей и шнура из синеты таким образом, чтобы он не сдвигался с груди Аарона. Во внутрь Судного нагрудника вкладывались Урим и Тумим. Предположительно это было Имя Творца, написанное на пергаменте. 

Мэиль представлял собой мантию из синеты в качестве наружной одежды, на которую одевался Айфод и Судный нагрудник. В верхней части мантии было отверстие для головы, а по подолу были сделаны плетёные гранаты из синеты, пурпура и червленицы, внутри которых находились золотые колокольчики. Эти колокольчики звенели во время ходьбы Аарона при входе его в Храм и при его выходе.

Кэтонет ташбайц – это нательное платье, которое было выткано из виссона.

Мицнефес – это головной убор в виде шлема, который был выткан из виссона, и закрывал полностью голову и шею до плеч.

Авнайт – это пояс работы вышивальщика, который был сделан из виссона.

Для сыновей Аарона, простых священнослужителей, нательные одежды, головные уборы и пояса были сделаны из виссона – белого многослойного льна.

Помимо этого, у всех священнослужителей имелись штаны от колен до пояса из простой льняной ткани.

У Аарона, главного священнослужителя, на голове был золотой венец с вырезанной надписью: Святыня Г-споду.

Тема

28.6  "И сделают айфод  из  золота, синеты, и пурпура, червленицы, и виссона, всё скрученное вместе  работы умельца". 

Айфод представлял собою просторный жилет или безрукавку, спускающуюся на бедра. Он был соткан из льняных нитей. Как уже говорилось ранее, синета – это льняные нити, окрашенные в голубой цвет. Пурпур – это льняные нити, окрашенные в пурпурный цвет. Червленица – это льняные нити, окрашенные в красный цвет. Виссон – это отбеленные льняные нити. В каждую из этих нитей вплеталась нить из золота, как об этом будет сказано ниже (Шм 39.3):

"И расплющили золотые листы, и нарезал он нитей, чтобы ввить в синету, и в пурпур, и в червленицу, и в виссон работы умельца". 

28.7  "Два оплечья присоединенные будут у него на двух его концах, и будет соединен".

Оплечья представляли собой некое подобие погон, как у армейских офицеров. Оплечья были сделаны из золота, поскольку на них имелись оправы для закрепления ониксовых камней с именами Сынов Исруайля. А также с лицевой стороны у каждого оплечья имелось золотое гнездо для прикрепления золотой цепи, скрепляющей Айфод с Судебным нагрудником.

28.8  "И пояс для его опоясывания, который на нем, из него самого будет сделан: золото, синета, и пурпур, и червленица, и виссон, всё скрученное вместе". 

Айфод или жилет был сделан достаточно просторным, чтобы его мог одевать человек любой комплекции, поскольку эта одежда делалась на многие годы работы Храма. На айфоде должен был быть закреплён важнейший элемент Главного священнослужителя – Судебный нагрудник. Поэтому у айфода был сделан несъёмный пояс, который позволял подогнать его по фигуре священнослужителя для того, чтобы Судебный нагрудник сидел на нём достаточно плотно и не болтался. Причём пояс был закреплён на жилете спереди, таким образом, что излишняя часть жилета собиралась сзади на спине священнослужителя. Поскольку передняя часть жилета должна была быть ровной, чтобы не ней плотно прилегал к груди Судный нагрудник.

28.9  "И ты возьмёшь два камня ониксовых, и вырежешь на них имена сыновей Исруайля. 10. Шесть из их имен на одном камне, и имена шести остальных на другом камне по их рождению. 11. Работою резчика по камню, как вырезание печати, вырежешь ты на этих двух камнях имена сыновей Исруайля, оправленными в золотую оправу сделаешь ты их. 12. И ты положишь эти два камня на оплечья айфода, как памятные камни для Сынов Исруайля. И будет Аарон носить их имена пред Г-сподом на обоих своих плечах для памяти". 

На двух золотых оплечьях имелись оправы, в которые были вставлены ониксовые камни прямоугольной формы. На камнях были вырезаны имена 12 сыновей Якова, согласно порядку рождения, приведенному в Книге Бэрайшис в недельной главе Ваяцай. На камне на правом плече были вырезаны следующие имена: Рэивайн, Шимон, Лайви, Ииду, Дун и Нафтули, а на камне на левом плече: Гуд, Ушайр, Иссухур, Зэвилин, Йосайф и Бинъюмин.

Подтема

28.13  "И ты сделаешь золотые гнёзда. 14. И две цепи из чистого золота, плетёными ты сделаешь их достаточной толщины, и прикрепишь эти толстые цепи к гнёздам".

На каждом оплечье с лицевой стороны имелось гнездо в форме кольца, к которому прикреплялась толстая золотая цепь для последующего крепления Судебного нагрудника. 

Подтема

28.15  "И сделай Судебный нагрудник работы умельца, той же работы, что эфод, сделай его. Из золота, синеты, и пурпура, и червленицы, и виссона, всё скрученное вместе, таким сделай его. 16. Квадратным будет он, двойным: пядь — его длина, и пядь — его ширина. 17. И ты заполнишь его вставными камнями, четыре ряда камней. Ряд: рубин, топаз, изумруд — первый ряд. 18. И второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз. 19. И третий ряд: яхонт, агат и аметист. 20. И четвертый ряд: хризолит, оникс и яшфе. Они должны быть оправлены в золотую оправу. 21. И камни будут с именами Сынов Исруайля, двенадцать с их именами. Как вырезание печати каждый со своим именем, и будут они для двенадцати колен".

Судебный нагрудник был сделан из того же материала, что и айфод и имел в длину две пяди, а в ширину одну пядь (~ 17.8 см). Затем он складывался пополам, образуя квадратный Судебный нагрудник с размерами пядь на пядь. Во внутреннюю часть сложенного нагрудника вкладывались урим и тумим, речь о которых пойдёт ниже. На внешней стороне нагрудника были закреплены четыре ряда из трёх золотых оправ, в которых были вставлены 12 драгоценных и полудрагоценных камней с именами Сынов Исруайля.

28.22 "И ты сделаешь для нагрудника плетёные цепи достаточной толщины из чистого золота. 23. И ты сделаешь для нагрудника два золотых кольца, и прикрепишь эти два кольца к двум концам нагрудника. 24. И ты вложишь две золотые плетеные цепи в два кольца на концах наперсника. 25. И два конца обеих плетеных цепей ты прикрепишь к двум гнёздам, и прикрепишь их к оплечьям айфода на его лицевой стороне. 26. И ты сделаешь два золотых кольца, и прикрепишь их к двум концам нагрудника на его нижнем краю, обращенном к нижнему краю айфода. 27. И ты сделаешь два золотых кольца, и прикрепишь их к двум оплечьям айфода снизу на его лицевой стороне напротив сложенного айфода над его поясом. 28. И закрепят нагрудник с помощью его колец, и к кольцам айфода, и шнуром из синеты на поясе айфода, и не сдвинется нагрудник с айфода".

На Судебном нагруднике по его четырём концам были закреплены золотые кольца. Верхние два кольца нагрудника с помощью золотых витых цепей соединялись с гнёздами на оплечьях айфода. А через два нижних золотых кольцах айфода проходил шнур из синеты, которым перепоясывался священнослужитель поверх пояса айфода. Т.о. айфод оказывался прочно и надёжно закреплённым на груди Главного священнослужителя Храма. Причём следует сказать, что Судебный нагрудник был постоянно закреплён на айфоде. Поэтому священнослужитель одевал айфод вместе с судным нагрудником, перепоясывался поясом айфода, а затем перепоясывался шнуром из синеты Судебного нагрудника.

28.29 "И понесёт Аарон имена Сынов Исраэля на Судебном нагруднике, на своем сердце при входе своем в Святилище для памяти пред Г-сподом всегда. 30. И ты вложишь в Судебный наперсник ирим и тимим, и будут они на сердце Аарона, при входе его пред Г-сподом. И понесёт Аарон Суд Сынов Исруайля на своем сердце пред Г-сподом всегда".

В Судебный нагрудник вкладывался пергамент, на котором было написано Имя Творца. Название "ирим" происходит от корня "ор" – свет, а слово "тимим" от корня "там" – чистота, непорочность. Именно таким является Имя Творца, освещающее путь человека в этой жизни. Главный священнослужитель спрашивал Творца, и получал от него ответ на свой вопрос. Вот как об этом сказано в Четвёртой Книге Пятикнижия, когда Творец повелел Моше назначить Иошиа сына Нина вместо себя руководителем и пророком в народе Сынов Исруайля (Бм 27.18 – 21):

27.18  "И сказал Г-сподь Моше: Возьми себе Иошиа, сына Нина, мужа, в котором есть дух, и возложи руку твою на него. 19. И поставь его перед Элузуром священнослужителем и перед всей общиной, и дай ему повеление у них на глазах. 20. И дай ему от твоего величия, чтобы они слушали его, вся община Сынов Исруайля.21. И перед Элузуром священнослужителем он будет стоять, и тот будет спрашивать для него о Суде через ирим пред Г-сподом. По слову его выходить и по слову его приходить ему и всем Сынам Исруайля с ним, и всей общине". 

Подтема

28.31  "И сделай мэиль к айфоду, все из синеты". 

Мэиль представлял собой мантию из синеты, ткани из льняных нитей, окрашенных в голубой цвет. Мэиль использовался в качестве наружной одежды, на которую одевался Айфод (жилет) и Судный нагрудник.

В верхней части мантии было отверстие для головы, а по подолу были сделаны плетёные гранаты из синеты, пурпура и червленицы, внутри которых находились золотые колокольчики. Эти колокольчики звенели во время ходьбы Аарона при входе его в Храм и при его выходе.

28.32  "И будет в нём отверстие для головы. Окантовка будет у его отверстия вокруг тканой работы, подобно отверстию в доспехах будет оно, чтобы не рвалось".

Мэиль был сделан в виде мантии – наружного платья, не имеющей разъёмов. Поэтому в верхней части мэиля, так же, как у любого платья имелось отверстие для головы. А поскольку мэиль был рабочей одеждой главного священнослужителя и его потомков на многие годы, то отверстие для головы было укреплено окантовкой тканой работы, чтобы предотвратить его разрыв.

28.33  "И сделай по его подолу гранаты из синеты и пурпура, и червленицы, по его подолу кругом, и золотые колокольчики внутри них кругом". 

– "гранаты из синеты и пурпура, и червленицы, по его подолу кругом" – По подолу мэиля были подвешены плоды граната, сплетённые из трёх видов окрашенных льняных нитей. Они сплетались из синеты, голубых нитей, пурпура, пурпурных нитей и червленицы, красных нитей. И эти гранаты были подвешены по кругу по всему подолу.

– "и золотые колокольчики внутри них кругом" – В тексте на иврите сказано: Ипаамонай Зуув Бэтохум Сувив. Ипаамонай – это Колокольчики. Зуув – Золотые. Бэтохем – Внутри них (или Среди них). Сувив – Кругом.

Слово Бэтохем состоит их двух частей. Бэтох – Внутри, Среди, Посередине. Ем – (Они) Их. Так сказано о Дереве познания Добра и Зла (Бр 2.9): "… и дерево Жизни (Бэтох) среди(посередине) Сада, и дерево Знания, что есть Хорошо и Плохо".  И также сказано о Ноахе (Бр 9.21): "И выпил он вина, и опьянел. И обнажился он (Бэтох) внутри своего шатра". И также сказано о Храме Г-спода (Шм 25.8): "И сделают они Мне Храм, и Я пребывать буду (Бэтохем) в их среде". Т.е. смысл слова Бэтохем состоит в том, что нечто пребывает Внутри, Среди, Посередине Них.

Т.о. "и золотые колокольчики внутри них кругом". Тем не менее, во всех переводах с иврита на иные языки сказано: "и колокольчики золотые между ними", что неверно. Откуда взялся этот перевод? Из комментария Раши, который опирается на Таргум Онкелоса, который опирается на Таргум Йонатана, который первый дал неверный комментарий на этот отрывок, считая, что правильный перевод Между Ними. Вместе с тем, Рамбам и Рамбан, крупнейшие еврейские авторитеты 12 – 13 столетия и по наше время, считали, что золотые колокольчики были внутри гранат. И это действительно так, поскольку гранат имеет на нижнем своём конце небольшую корону, как остаток от бывшего ране цветка. И точно также были выполнены плетённые гранаты. Они были полыми, и внутри каждого был подвешен золотой колокольчик, который свешивался из полого граната наружу, в точности напоминая натуральный гранат.

Комментаторы, пытающиеся подкрепить версию Раши, Онкелоса, Йонатана о том, что колокольчики по подолу чередовались с гранатами, говорят, что в противном случае нет смысла дважды в нашей фразе писать "кругом". Поэтому первый раз написано "по его подолу кругом" в отношении гранат. А во второй раз в самом конце фразы написано "кругом" только в отношении золотых колокольчиков, которые чередуются с гранатами.

Вместе с тем это неверное объяснение, поскольку во второй раз в самом конце фразы написано "кругом" только в отношении золотых колокольчиков для того, чтобы сказать, что колокольчики были в каждом из гранат, что по подолу кругом.

28.34  "Золотой колокольчик и гранат, золотой колокольчик и гранат, по подолу мэиля кругом. 

28.35  И будет на Аароне для служения. И будет слышен его голос при его входе в Святилище пред Г-сподом, и при его выходе, и он не умрёт".

Все дни года, за исключением Дня Искуплений, Аарон совершал свою работу в Храме в своём постоянном одеянии, включающем мэиль. Поэтому, когда он шёл по двору Храма, входил в Храм и выходил из него, был слышен звон золотых колокольчиков. А поскольку именно Аарон нёс всю ответственность за искупление Грехов Сынов Исруайля, то и мера ответственности его была очень высока. И звон золотых колокольчиков оповещал вокруг, что Главный Священнослужитель Храма делает свою работу, искупая Народ Творца.

Подтема

28.36  "И сделай венец из чистого золота, и вырежи на нем открытым текстом: Святыня Г-споду.

– "венец" – На иврите написано Циц – Цветок, Венец. И также сказано в Четвёртой Книге Пятикнижия (Бм 17.23): "… и вот расцвел посох Аарона от дома Леви. И вышел цветок – и (Ваюцац) образовал (Циц) венчик, и созрел миндаль". Т.е. золотой венец был подобен цветку миндаля, и это то, что сегодня известно под именем "золотая царская корона". Почему именно цветок миндаля явился прообразом короны? Миндаль на иврите Шукайд состоит из трёх букв Шин, Коф и Далет. И эти же три буквы образуют слово Кодеш – Святой, Святость, Святыня. И это же слово Святыня было вырезано на той стороне венца, которая находилась против лица Аарона.

28.37  "И положи его на шнур из синеты, и будет он на мицнефес. Против лицевой стороны мицнефес будет он". 

– "И положи его на шнур из синеты" – По нижней стороне венца, которая соприкасалась с головой Аарона, была закреплена полоса из голубого льна, облегающая золото снаружи и внутри, чтобы смягчить соприкосновение тяжёлого золотого венца с головой.

 – "мицнефес" – Это головной убор в виде шлема, который был выткан из виссона, и закрывал полностью голову и шею до плеч. Т.о. золотой венец лежал не на открытой голове Аарона, а на этом шлеме из тонкого белого льна (виссона).

– "Против лицевой стороны мицнефес будет он" – Шлем (мицнефес) закрывал голову сверху и сзади. А спереди он был открыт для лица. Поэтому венец устанавливался на голову Аарона так, чтобы вырезанные на нём слова "Святыня Г-споду" находились против его лица.

28.38  "И будет он на лбу Аарона, и понесёт Аарон грех святынь, которые посвятят Сыны Исруайля во всех своих дарованных посвящениях. И будет он на его лбу всегда для благоволения к ним перед Г-сподом". 

– "и понесёт Аарон грех святынь" – Любые приношения, которые приносились в Храме, так или иначе, искупали грехи Сынов Исруайля. А Главным священнослужителем в храме был Аарон, который нёс на своём мэиле 12 имён Сыновей Исруайля и на Судном нагруднике 12 имён Сыновей Исруайля. Поэтому золотой венец на голове Аарона являлся обязательным дополнением к его ежедневной рабочей одежде для искупления грехов сынов Исруайля.

Причём один день в году, в День Искуплений, Аарон одевал иную одежду из простого белого льна, как сказано в третьей книге Пятикнижия (В 16.4): "Простое льняное платье священное наденет он, и простые льняные штаны будут на его теле, и простым льняным поясом препояшет себя, и простым льняным шлемом покроет голову. Всё это – священные одежды. И омоет водою свое тело, и наденет их". Однако золотой венец со словами Святыня Г-споду Аарон не одевал на голову. Поэтому всю работу по приношению грехоочистительных жертв Дня Искуплений Аарон выполнял только в простой льняной одежде.

28.39  "И вытки кэтонет из виссона, и сделай мицнефес из виссона, и авнайт сделай работы вышивальщика". 

– "кэтонет из виссона" – Нательное платье из тонкого белого льна.

– "мицнефес из виссона" – Головной шлем из тонкого белого льна.

– "и авнайт сделай работы вышивальщика" - Пояс работы вышивальщика, который, был сделан из виссона.

28.40  "И для сынов Аарона сделай китунос, и сделай для них авнайтим, и мигбуос сделай для них для почёта и славы".

– "китунос" – Нательные платья из тонкого белого льна.

– "авнайтим" – Пояса из тонкого белого льна.

– "мигбуос" – Головные уборы в виде высокого тюрбана из белого тонкого льна.

28.41  "И ты оденешь в них твоего брата Аарона, и его сынов с ним. И помажешь их, и наполнишь их руки, и посвятишь их, и они будут служить Мне".

И Моше сделал всё, как сказал Творец, в первый день первого месяца, когда был поставлен Храм (В8.6):   

8.6 "И приблизил Моше Аарона и его сыновей, и омыл их водой. 7. И надел на него нательное платье, и препоясал его поясом, и облачил его в мэиль, и одел на него айфод, и препоясал его поясом айфода, и закрепил на нём айфод. 8. И возложил на него судный нагрудник, и вложил в судный нагрудник урим и тумим. 9. И возложил шлем на его голову, и возложил на шлем против его лица золотой венец, священную корону, как повелел Г-сподь Моше. … 12.  И возлил от масла помазания на голову Аарона, и помазал его, чтобы освятить его. 13. И приблизил Моше сыновей Аарона, и одел их в нательные платья, и препоясал их поясом, и надел на них головные уборы, как повелел Г-сподь Моше". И далее Моше проделал всю процедуру посвящения Аарона и его сыновей для священослужения Творцу. И так Моше проделывал эту работу в течении семи дней, после чего Аарон и его сыновья приступили к самостоятельной работе в Храме".  

28.42  "И сделай им льняные штаны, чтобы закрыть наготу, от бедер до колен будут они.

28.43  И будут они на Аароне и на его сынах, когда те будут входить в Шатер Свидетельства  или приступать к жертвеннику, чтобы служить в Храме, и не понесут грех, чтобы не умереть. Вечный закон для него и для его потомков после него".

В те времена штаны не входили в состав одежды мужчин. Все и мужчины, и женщины ходили в платьях. И у мужчин отличие было только в головном уборе, в подпоясывании и в наличии оружия. Однако для работы в храме всем, кто там работал, требовалось иметь штаны под верхней одеждой. И также тем, кто приходил в Храм и должен был зайти во внутренний двор, требовалось наличие штанов.

Подтема

29.1  "И вот, что ты сделаешь для них, чтобы посвятить их для служения Мне. Возьми одного бычка и двух баранов без порока". 

– "одного бычка" – Это грехоочистительная жертва священнослужителей. 

– "двух баранов – Одного барана во всесожжение, а второго барана для посвящения священнослужителей.

29.2  "И пресных хлебов, и пресных булок, смешанных с маслом, и пресных лепешек, помазанных маслом. Сделай их из тонкой пшеничной муки ".

– "пресных хлебов" – Обычные толстые блины. 

– "пресных булок, смешанных с маслом" – В обычный состав для толстых блинов добавляли ещё муки и масла, и выпекали в печи.

– "пресных лепешек, помазанных маслом" – Оладушки, которые выпекали в большом количестве масла на сковородке.

29.3  "И положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, с бычком и с двумя баранами. 

29.4  И Аарона и его сыновей приблизи ко входу в Шатер Свидетельства, и омой их водою". 

– "и омой их водою" – Моше наливал в кувшин воду из медного умывальника, стоявшего пред Шатром Свидетельства и выливал эту воду на голову омываемого. Так он омывал водой Аарона и его сыновей, поскольку медный умывальник входил в состав священных предметов Храма.

29.5  "И возьми одеяния, и облачи Аарона в кутонет, и в мэиль айфода, и в айфод, и в нагрудник, и препояшь его поясом айфода. 

29.6  И возложи мицнефес на его голову, и возложи священный венец на мицнефес". 

– "в кутонет" – Это нательное платье из виссона.

– "в мэиль айфода" - Он представлял собой мантию из синеты в качестве наружной одежды, на которую одевался Айфод и Судный нагрудник. В верхней части мантии было отверстие для головы, а по подолу были сделаны плетёные гранаты из синеты, пурпура и червленицы, внутри которых находились золотые колокольчики. Эти колокольчики звенели во время ходьбы Аарона при входе его в Храм и при его выходе.

– "в айфод" - О представлял собою просторный жилет или безрукавку, спускающуюся на бедра. Он был соткан из льняных нитей четырёх цветов, с вплетённым в них золотом. На двух золотых оплечьях айфода имелись оправы, в которые были вставлены ониксовые камни прямоугольной формы. На камнях были вырезаны имена 12 сыновей Якова.

На айфоде с помощью золотых цепей крепился Судебный Нагрудник.

– "мицнефес" - Головной шлем белого льна.

– "священный венец" – Золотая корона.

29.7  "И возьми масло помазания, и возлей на его голову. И помажь его".

– "возлей на его голову" – Из сосуда выливалось небольшое количество масла помазывания на голову Аарона.

– "И помажь его" – Процедура выливания масла помазывания на голову священослужителя и называлась помазыванием. И точно также Моше помазывал Храм, и все священные предметы в нём, окуная свой палец в масло помазывания и накладывая это масло на предмет. При этом никаких изображений или хитроумных пасов пальцами не делалось, поскольку любые изображения есть ни что иное, как идолопоклонство.

29.8  "И его сыновей приблизи, и облачи их в кутонеты. 

29.9  И опояшь их поясом, Аарона и его сынов, и повяжи им мигбуос. И будет для них священослужение законом вечным, и уполномочь Аарона и его сыновей".

– "и повяжи им мигбуос" -  Головные уборы простых священнослужителей в виде высокого тюрбана из белого тонкого льна.

– "И будет для них священослужение законом вечным" – Т.е. из рода в род, из поколения в поколение на вечные времена потомки Аарона являются в среде Сынов Исруайля священнослужителями, несущими на себе особую ответственность пред народом.

– "и уполномочь Аарона и его сыновей" – Поэтому уполномоченные сейчас Аарон и его сыновья понесут ответственность перед Творцом и Народом Исруайля на все будущие поколения.  

29.10  "И приведи бычка перед Шатром Свидетельства, и возложит Аарон и его сыны свои руки на голову бычка. 

29.11  И ты зарежешь бычка перед Г-сподом у входа в Шатер Свидетельства. 

29.12  И ты возьми от крови бычка, и возложи своим указательным пальцем на рога жертвенника, а всю оставшуюся кровь вылей к основанию жертвенника". 

В Третьей Книге Пятикнижия процедура грехоочистительной жертвы священослужителя описана несколько иначе (В 4.1 – 12). Там надо было внести от крови бычка во внутрь Храма. Затем следовало покропить семь раз на священную завесу, что перед Святая Святых, а затем возложить указательным пальцем кровь на рога жертвенника воскурений. И там эту процедуру должен был проделывать помазанный священослужитель.

Однако Моше не являлся помазанным священослужителем. Следовательно, он не мог выполнять работы по искуплению внутри Храма. Поэтому Творец изложил специально для него процедуру помазывания священослужителей.

Вместе с тем, Аарон в Первый День работы Храма воспользовался именно этой процедурой, что привело к негативным последствия. Подробнее об этом в материале видео 034. "Как и Почему родился День Искуплений" https://www.youtube.com/watch?v=J81T-o9By54

– "а всю кровь вылей к основанию жертвенника" - После зарезания бычка грехоочистительной жертвы с него сливалась вся кровь. Вот эту кровь и выливали к основанию жертвенника. И вообще после любого зарезания скота, шедшего на жертвенник для того или иного приношения, с него сливалась вся без исключения кровь. И далее либо её выливали на сам жертвенник всесожжений по кругу, либо её сливали к основанию жертвенника.

29.13  "И возьми весь жир, покрывающий утробу, и весь жир над печенью, и две почки, и жир, который на них, и воскури на жертвеннике.

29.14  А мясо бычка и его кожу, и его помет сожги на огне вне лагеря. Это грехоочистительная жертва".

– "Это грехоочистительная очистительная жертва" – Вне лагеря сжигался бычок грехоочистительной жертвы священослужителя и всего народа, а также бычок грехоочистительной жертвы Аарона в День Искупления. Данный бычок грехоочистительной жертвы был исключением, ка пояснялось выше. 

29.15  "И возьми одного барана, и возложат Аарон и его сыновья свои руки на голову барана. 

29.16  И ты зарежешь барана, и возьмёшь его кровь, и бросишь на жертвенник по кругу".

– "и возьмёшь его кровь, и бросишь на жертвенник по кругу" – После зарезки барана с него сливали всю кровь и Моше бросал всю эту кровь на жертвенник на огонь с четырёх сторон.

29.17  "И разделишь барана на части. И омой его утробу и его голени, и положишь его части, и его голову". 

– "И разделишь барана на части" – После снятия шкуры, баран разделывается на части: голова, половой орган, ноги, внутренности, передняя часть, задняя часть. Шкура на жертвеннике всесожжений в Храме не сжигалась, в отличии от жертвы всесожжений вне Храма, где она подлежала сжиганию вместе с жертвой.

29.18  "И воскуришь всего барана на жертвеннике, это всесожжение Г-споду, приятное благоухание, огнепалимая жертва Г-споду".

– "приятное благоухание, огнепалимая жертва Г-споду" – Разве запах сжигаемого мяса может быть "приятным благоуханием"? Для человека – это достаточно тяжёлый запах. Однако Творец повелел человеку отделять из того добра, которое он имеет, скот и сжигать его полностью в дар Творцу. Это безвозмездный дар человека, приносимый Творцу. И тогда Творец благосклонно относится к делам рук человека и даёт ему благословение на его деяния. Поэтому всесожжение – это "приятное благоухание, огнепалимая жертва Г-споду".

29.19  "И возьми второго барана, и возложит Аарон и его сыновья свои руки на голову барана. 

29.20  И ты зарежешь барана, и возьмешь от его крови, и возложишь на мочку правого уха Аарона и на мочку правого уха его сыновей, и на большой палец их правой руки, и на большой палец их правой ноги. И бросишь кровь на жертвенник по кругу". 

Этот баран является жертвой посвящения священослужителей на работу в Храме Г-спода. Поэтому от крови этого барана накладывается на правую мочку уха, на правый большой палец руки и ноги. Ибо уши священнослужителя обязаны слушать слова Творца, руки обязаны выполнять Его повеления, а ноги следовать путём Творца. Почему кровь накладывают именно правую мочку уха, большой палец руки и ноги? Сказано в "Песне моря" (Шм 15.6):

"Твоя правая рука Г-споди, величественная в силе, Твоя правая рука Г-споди, сокрушает врага".

Правая сторона Храма (вход был обращён к Востоку) была обращена к Югу и там постоянно горел семисвечник.

И корень слова Уман – Правда, Истина, Доверие созвучен в корню слова Юмин – Правый. Так сказано непосредственно перед "Песней моря" (Шм 14.31):

"И увидел Исруайль руку великую, которую возложил Г-сподь на Мицраим, и устрашился народ Г-спода. И поверили (Ва Яамини) они в Г-спода и в Моше, Его раба".

29.21  "И возьмёшь от крови, которая на жертвеннике, и от масла помазания, и покропишь на Аарона и на его одежды, и на его сыновей, и на одежды его сыновей с ним. И освятится он, и его одежды, и его сыновья, и одежды его сыновей с ним".

– "И возьмёшь от крови, которая на жертвеннике" – Когда Моше бросал кровь на жертвенник по кругу, то она попадала на стенки жертвенника, с которых от впоследствии он и брал кровь.  

29.22  "И возьмёшь от барана нутряной жир и курдюк, и жир, покрывающий утробу, и жир над печенью, и две почки, и жир, который на них, и правое бедро. Ибо это баран посвящения". 

– "курдюк" – жировое отложение округлой формы в районе хвоста у барана курдючной породы, которое приносилось на жертвенник помимо нутряного жира. И также сказано в Третьей Книге Пятикнижия (В 3.9):

"И принесет он из полной жертвы в огнепалимую жертву Г-споду: ее нутряной жир, весь курдюк, по самый крестец пусть отделит его, и нутряной жир, покрывающий внутренности, и весь нутряной жир, который на внутренностях". 

– "Ибо это баран посвящения" – Этот баран был полной жертвой, которая съедалась полностью, за исключением нутряного жира, курдюка и почек, которые сжигались на жертвеннике. А правое бедро и грудина передавались священослужителю. В данном случае правое бедро и весь хлеб проведения сжигался на жертвеннике, т.к. это был баран посвящения в священослужение.

29.23  "И один блин хлеба, и одну булку масляного хлеба, и одну лепешку из корзины опресноков, которая пред Г-сподом. 

29.24  И положишь все на руки Аарона и на руки его сынов, и совершишь этим проведение пред Г-сподом". 

– "и совершишь этим проведение пред Г-сподом" – Всё эти жиры, почки, мясо и хлеб Моше клал на руки Аарона и его четырёх сыновей, стоящих перед жертвенником, и затем они поочерёдно совершали всем этим горизонтальные и вертикальные перемещения по 3 раза.

29.25  "И возьмёшь это из их рук, и воскуришь на жертвеннике во всесожжение, в приятное благоухание перед Г-сподом. Это огнепалимая жертва Г-споду. 

29.26   И возьмёшь грудину от барана посвящения, который для Аарона, и совершишь ею проведение пред Г-сподом. И будет она долей для тебя. 

29.27  И освятишь грудину проведения и бедро возношения, что проведено и вознесено от барана посвящения, который Аарону, и который его сыновьям". 

– "И освятишь грудину проведения и бедро возношения" – В данном приношении грудина от барана посвящения достаётся Моше, который совершает посвящение священослужителей. Однако в будущих полных приношениях жертв на жертвенник грудину от приношения следует отдавать священослужителю. И также бедро возношения от полных жертв следует передавать священослужителю, совершающему приношение. И также сказано в Третьей Книге Пятикнижия (В 7.30 – 34):

7.28  "И говорил Господь Моше так: 29.Говори сынам Исраэля так: Тот, кто приносит свою полную жертву Г-споду, доставит приношение свою Г-споду из полной жертвы своей. 30. Своими руками он доставит огнепалимые жертвы Г-споду. Доставит он нутряной жир на грудине. Грудину, чтобы совершить этим проведение перед Г-сподом. 31. И воскурит священнослужитель нутряной жир на жертвеннике, а грудина будет Аарону и его сыновьям. 32. И правое бедро отдавайте в качестве возношения, священнослужителю от ваших полных жертв. 33. Тот из сыновей Аарона, кто приносит кровь полной жертвы и нутряной жир, его долей будет правое бедро. 34.Ибо грудину проведения и бедро возношения взял Я у Сынов Исруайля от их полных жертв и дал их Аарону священнослужителю и его сыновьям законом вечным от Сынов Исруайля". 

29.28  "И будет Аарону и его сыновьям законом вечным от Сынов Исруайля, ибо это возношение. И возношение будет от Сынов Исруайля от их полных жертв их возношение Г-споду. 

29.29  И священные одежды, которые у Аарона, будут для его сыновей после него, чтобы помазывать в них и посвящать в них". 

– "будут для его сыновей после него" – После Аарона Главным священослужителем стал его сын Элузур, старший из оставшихся в живых двух сыновей Аарона. А после Элузура по указанию Творца стал его сын Пинхус. И далее по указанию Творца все Главные священослужители были из потомства Пинхуса.

29.30  "Семь дней должен облачаться в них священнослужитель, который будет вместо него из его сыновей, кому входить в Шатер Свидетельства, чтобы служить в Святилище".

– "Семь дней должен облачаться в них священнослужитель" – Семидневный цикл посвящения, подобный посвящению Аарона, должен проходить каждый Главный священослужитель. А также любой священослужитель должен проходить семидневный цикл посвящения, подобный посвящению сыновей Аарона. 

– "кому входить в Шатер Свидетельства, чтобы служить в Святилище" – В День Искуплений входит в Святое Святых в Храме Г-спода.   

29.31  "А барана посвящения ты возьми и вари его мясо на святом месте".

– "и вари его мясо на святом месте" – Во дворе Храма было отдельное кострище, на котором священослужители варили себе еду. 

29.32  "И будет есть Аарон и его сыновья мясо барана и хлеб в корзине, при входе в Шатер Свидетельства". 

– "при входе в Шатер Свидетельства" – Между Шатром Свидетельства и жертвенником всесожжений было достаточное пространство. Храм был до 35 локтей в длину с учётом закрепления покрытия Храма. Жертвенник всесожжений был 5 локтей в длину. А длина двора Храма была 100 локтей. Т.о. оставалось ещё 60 локтей по длине двора. Поэтому между Храмом и жертвенником было достаточно места, чтобы там могли делать трапезу священослужители.

29.33  "И будут есть то, чем было совершено их искупление, чтобы посвятить их, чтобы освятить их. А чужой не должен есть, ибо это святыня".

– "И будут есть то, чем было совершено их искупление" – Будут есть мясо барана посвящения и хлеб посвящения, который в корзине при входе в Шатёр Свидетельства. 

– "А чужой не должен есть, ибо это святыня" – Мясо барана посвящения и хлеб посвящения может есть исключительно только посвящаемый священослужитель.

29.34  "И если останется от мяса посвящения, и от хлеба до утра, то сожги оставшееся на огне, не следует есть, ибо это святыня". 

– "то сожги оставшееся на огне" – И так следует поступать все семь дней посвящения.

29.35  "И ты делай для Аарона, и для его сыновей так, как Я повелел тебе. Семь дней совершай их посвящение. 

– "Семь дней совершай их посвящение" – Согласно описанной выше процедуре.

29.36  "И бычка грехоочистительной жертвы приноси ежедневно для их искуплений, и очистишь жертвенник, искупая его. И помажешь его, чтобы освятить его".

– "для их искуплений, и очистишь жертвенник, искупая его" – В случае посвящения священослужителей бычка грехоочистительной жертвы приносят семь дней для искупления посвящаемых и для искупления жертвенника. Поскольку кровь бычка посвящения не вносится во внутрь Храма, как это делается в День Искуплений. Ибо в этот День Искуплений Аарон также искупает себя, свою общину священослужителей и искупает жертвенник всесожжений. Однако он делает это однократно и только в День Искуплений за счёт того, что вносит кровь бычка грехоочистительной жертвы во внутрь Храма и проводит там работы, согласно регламенту Дня. Однако, как уже отмечалось ранее, Моше, не будучи священослужителем, не мог проводить работы по искуплению и очищению внутри Храма.

– "И помажешь его, чтобы освятить его" – Моше помазывал рога жертвенника кровью бычка в течении семи дней. А маслом помазывания Моше помазал все элементы Храма и священные предметы, включая жертвенник всесожжений, в первый день, когда был поставлен Храм 1-го числа 1-го месяца 2-го года по выходе Сынов Исруайля из Мицраима. И в этот же день началось посвящение Аарона и его сыновей в священослужение.  

29.37  "Семь дней искупай жертвенник и освяти его. И будет жертвенник Святая Святых, все коснувшееся жертвенника освятится". 

– "все коснувшееся жертвенника освятится" – Что имеется в виду? То, что было сожжено на жертвеннике, следует выносить на чистое место вне лагеря, где также сжигаются грехоочистительные жертвы, кровь которых была внесена в Храм. А также, если была обнаружена ошибка в принесении жертвы на жертвенник, и жертву уже начали приносить на жертвенник, то остатки этой ошибочной жертвы должны быть сожжены там, куда выносят пепел с жертвенника.

Подтема

29.38  "И вот что тебе приносить на жертвенник: однолетних овец, двух в день, постоянно".

– "однолетних овец, двух в день, постоянно" – Самцов овец от года до двух приносили на жертвенник всесожжения постоянно пока функционировал Храм Г-спода.

29.39  "Одного самца овцы приноси утром, а второго самца овцы приноси в межвечерье".

– "Одного самца овцы приноси утром" – Утреннюю жертву всесожжения приносили на жертвенник, начиная с выхода зарницы и до начала выхода солнца на небосклон.

– "а второго самца овцы приноси в межвечерье" – Вечернюю жертву всесожжения приносили на жертвенник, начиная с полного захода солнца и кончая полным угасанием дневного света и выходом всех звёзд на небосклон. Это время на Святой Земле составляет в зависимости от времени года и местности от часа до полутора, и примерно равно времени утра. 

29.40  "И десятую часть айфы тонкой муки, смешанной с четвертью ина толчёного оливкового масла, и возлияние четверть ина вина на одного самца овцы".

– "И десятую часть айфы" – Это составляет объём 43.2 яйца.

– "четвертью ина толчёного оливкового масла" – Оливки после сбора закладывали в ёмкость и толкли. Полученное масло считалось толчённым и было пригодно, как для освещения на светильнике, так и для еды, для добавления в тесто, для изготовления пресного хлеба. Ибо в Храме использовался только пресный хлеб. Четверть ина составляет объём 18 яиц. Масло добавляли в муку, смешивая с ней. И далее священослужитель брал своей рукой горсть муки с маслом и бросал всё это на жертвенник всесожжения для воскурения. А всю оставшуюся муку с маслом использовали для еды священослужителей. Перед изготовлением пресного хлеба добавляли воду, замешивали тесто и выпекали хлеб в печи или на сковороде. Классический пресный хлеб – это блины и оладьи. Вот хлебное приношение описано в Третьей Книге Пятикнижия (В 6.7 – 9):

6.7 "А это учение о хлебном приношении, которое должны приносить сыновья Аарона перед Г-сподом к передней стороне жертвенника. 8. И он поднимет из этого своей горстью, от муки хлебного приношения и от его масла, и весь ладан, который на хлебном приношении, и воскурит на жертвеннике в приятное благоухание памятную часть его Г-споду. 9. А оставшееся от него будут есть Аарон и его сыновья. Как пресный хлеб они должны есть его на святом месте. Во дворе Шатра Свидетельства они будут его есть".

– "и возлияние четверть ина вина" – Вино объёмом равным 18 яиц выливали на жертвенник во время всесожжения жертвы. Тот, кто делал настоящий бараний шашлык и поливал его, чтобы он не подгорал, смесью воды и вина, знает запах сгорающего вина. Это действительно приятный запах.   

29.41  "А второго самца овцы приноси в межвечерье, как хлебное приношение утром и как возлияние вина приноси при нем в приятное благоухание, огнепалимую жертву Г-споду". 

– "в приятное благоухание" – Сказано в комментариях Раши к этим словам: "Это сказано о хлебном приношении, ибо это хлебное приношение с возлияниями полностью предавалось огню. Порядок жертвоприношения таков: вначале части жертвенного животного, а затем хлебное приношение, как сказано: «всесожжение и хлебное приношение» [И воззвал 23, 37]". И этот комментарий неверен, поскольку "в приятное благоухание" сказано обо всей жертве всесожжения, включая части скотины, памятную часть от хлебного возношения и вино, сжигаемые на жертвеннике. Кроме того, хлебное приношение, положенное к жертве всесожжения, никогда полностью не предавалось огню. И об этом сказано в Третьей Книге Пятикнижия (В 7.10):

7.10  "И всякое хлебное приношение, смешанное с маслом и сухое, всем сыновьям Аарона будет, как одному, так и другому"

А когда всё же хлебное приношение полностью сжигалось на жертвеннике всесожжения? Об этом говорится в нашей недельной главе, где речь идёт о посвящении Аарона и его сыновей к священослужению (Шм 29.22 – 25):

29.22 "И возьмёшь от барана нутряной жир и курдюк, и жир, покрывающий утробу, и жир над печенью, и две почки, и жир, который на них, и правое бедро. Ибо это баран посвящения. 23. И один блин хлеба, и одну булку масляного хлеба, и одну лепешку из корзины опресноков, которая пред Г-сподом. 24. И положишь все на руки Аарона и на руки его сынов, и совершишь этим проведение пред Г-сподом. 25. И возьмёшь это из их рук, и воскуришь на жертвеннике во всесожжение, в приятное благоухание перед Г-сподом. Это огнепалимая жертва Г-споду". 

29.42  "Это постоянное всесожжение для ваших поколений при входе в Шатер Свидетельства перед Г-сподом, где Я буду являться вам там, чтобы говорить с тобою там".

– "Это постоянное всесожжение для ваших поколений" – До тех пор, пока функционировал все три Храма Г-пода: Походный в Синайской пустыне и на земле кэнанейских наров в Шило и в Иерусалиме, Первый Иерусалимский Храм, построенный царём Шеломо и Второй Иерусалимский Храм, построенный Зэрибувелем. А когда Зэрибувель собрался приступить к строительству Храма, то он прежде всего построил жертвенник всесожжения и начал возносить на нём ежедневные жертвы, как об этом говорится в Книге Эзры (3.1 – 6):

(1) И наступил седьмой месяц, а Сыны Исруайля были в городах. И собрался весь народ как один человек в Иерушалайм. (2) И поднялся Йэйшуа сын Йоцадак и его братья, священники, и Зэрибувель сын Шеалтиэйля, и братья его, и построили они жертвенник Б-гу Исруайля, чтобы возносить на нем жертвы всесожжения, как написано в Торе Моше, человека Б-жьего. (3) И установили они жертвенник на его месте, ибо были они в страхе перед народами других стран. И возносили они на нем всесожжения Г-споду, жертвы всесожжения по утрам и вечерам. (4) И устроили они праздник Суккот, как написано, и возносили ежедневные жертвы по числу, указанному в Законе, каждый – в свой день. (5) А затем всесожжение постоянное и в начале каждого месяца, и во все освященные праздники Г-спода, и для всех, кто дает приношения Г-споду по воле своей. (6) С первого дня седьмого месяца начали они возносить всесожжения Г-споду, но Храм Г-спода еще не был основан". 

– "чтобы говорить с тобою там" – Имеется в виду рабочее помещение Шатра Свидетельства, где стояли Стол для хлебов, Светильник и Жертвенник воскурений.

29.43  "И Я буду открываться там Сынами Исруайля, и оно освятится Моей славой".

– "И Я буду открываться там Сынами Исруайля" – Имеется в виду передача Творцом Законов Торы Моше для последующего обучения Сынов Исруайля. 

29.44  "И Я освящу Шатер Свидетельства, и жертвенник, и Аарона, и его сыновей Я освящу, чтобы им совершать служение Мне".

– "И Я освящу Шатер Свидетельства, и жертвенник" – Шатёр Свидетельства и Жертвенник всесожжения являлись двумя взаимосвязанными элементами Храма. Причём, как мы видели выше, во времена Зэрибувеля Жертвенник всесожжения начал работать независимо от Храма.  

29.45  "И Я буду обитать в среде Сынов Исруайля, и буду им Б-гом". 

– "И Я буду обитать в среде Сынов Исруайля" – Пока функционировали Три Храма Г-пода в среде Народа Исруайля имелось реально ощутимое присутствие Творца в виде чудес, имевших место в Храме. Наивысшая степень "присутствия" Творца была в Походном Храме, построенном Моше и Сынами Исруайля.

В Первом Иерусалимском Храме, построенном царём Шеломо, степень реального присутствия Творца была уже ниже, поскольку Храм строили также и неевреи под руководством евреев. На строительство Храма пошли средства, завоёванные царём Давидом в многочисленных войнах. На протяжении своего существования Храм несколько раз осквернялся неевреями. И в конце концов Первый Иерусалимский Храм был разрушен за многочисленные Грехи еврейских царей и еврейского народа.

Второй Иерусалимский Храм Г-спода, построенный Зэрибувелем имел минимальную степень реального присутствия Творца. В Храме не было Ковчега Свидетельства со Скрижалями Творца. У Главного Священослужителя не было важнейшего элемента для получения Пророчества. Во времена работы Храма в еврейской среде не было Пророков. На протяжении своего существования Храм несколько раз осквернялся неевреями. В этом мире от 12 колен Исруайля осталось только 3 колена Лайви, Ииду и Бинъюмина. И в конце концов Второй Иерусалимский Храм был разрушен за многочисленные грехи еврейского народа и его руководителей.

После разрушения Второго Иерусалимского Храма начался новый этап в жизни еврейского народа в отсутствие Храма. Через 100 – 150 лет после разрушения Храма, в условиях стремительно зарождающегося Христианства, фарисеями были сформулированы основные законодательные нормы Пятикнижия и Книг Священного Писания, получившие название Мишна. А в последствии положения Мишны были подробно разработаны и изложены в Талмуде, получившим название Устной Торы. В результате Устная Тора заменила собой Храм Г-спода через 5 – 6 столетий после его разрушения.

29.46  "И они познают, что Я Г-сподь Б-г их, который вывел их из земли Мицраима, чтобы Мне обитать в их среде. Я Господь Б-г их".

Тема

30.1  "И сделай жертвенник для воскурения курений, из дерева шитим сделай его".

Почему о Жертвеннике для воскурений говорится не в начале предыдущей недельной главы, где говорилось о всех священных предметах Храма: Ковчег Свидетельства, Стол для хлебов, Светильник и Жертвенник всесожжения? Почему Жертвенник для воскурений фактически завершает весь перечень священных предметов Храма и священных одежд для священослужителей? Потому что начался перечень священных предметов Храма с Ковчега со Скрижалями, к которому Главный священослужитель подходит только один раз в году в День Искупления для искупления Храма. И точно также в День Искуплений Главный священослужитель искупит Жертвенник воскурений и Жертвенник всесожжений.

Ковчег Свидетельства – это реальное Свидетельство того, что Творец заключил Договор с Сынами Исруайля на исполнение всех законов, записанных в Торе Моше. Однако в процессе своего существования Сыны Исруайля непреднамеренно нарушают эти законы. И поэтому в День Искуплений следует искупить Ковчег Свидетельства и эти нарушения. 

Жертвенник воскурений ежедневно дважды в день искупает Б-жественные Души Сынов Исруайля от непреднамеренных Грехов. Поэтому один раз в году в День Искуплений сам Жертвенник воскурений подлежит искуплению.

Жертвенник всесожжений ежедневно дважды в день искупает Животные Души Сынов Исруайля от непреднамеренных Грехов.  Поэтому один раз в году в День Искуплений сам Жертвенник всесожжений подлежит искуплению.

Следовательно Жертвенник воскурений, искупающий Божественную Душу человека, возвращающуюся в конце концов к своему Творцу, завершает перечень священных предметов Храма.   

30.2  "Локоть его длина, и локоть его ширина, четырехугольным будет он, и два локтя его высота, рога его из него самого. 

30.3  И покрой его чистым золотом, его крышку и его стены вокруг, и его рога. И сделай на нем золотую окантовку вокруг".

– "его верх" – Крышка Жертвенника воскурений выделен особо, поскольку на него клали раскалённые угли с Жертвенника всесожжений, а затем на них насыпали курительную смесь. Поэтому Крышка жертвенника делалась из листового золота толщиной с палец, в центрально части которой она не соприкасалась с деревом.

– "И сделай на нем золотую окантовку вокруг"- Золотая окантовка была сделана по нижней наружному периметру жертвенника. Она представляла собой уголок из листового золота толщиной палец – 2 см, со стороной уголка 1.5 ладони – 12 см. Такая мощная окантовка нужна была именно по нижней части Жертвенника, т.к. к ней крепились кольца для переноски.

На двух сторонах по ширине Жертвенника было установлено по одному золотому кольцу, в которые вставлялись шесты для переноски Жертвенника. Кольца отливались из золота и имели квадратное сечение с наружными размерами 2 ладони в длину, 1.5 ладони в ширину и 1.5 ладони в высоту с толщиной стенки кольца в палец – 2 см. И далее золотые кольца приваривались к двум сторонам нижней золотой окантовки по её ширине.   

30.4  "И два золотых кольца сделай к нему для его окантовки на двух его сторонах, сделай на обеих его сторонах. И будет они вместилищами для шестов, чтобы носить его на них. 

30.5  И сделай шесты из дерева шитим, и покрой их золотом".

– "И сделай шесты из дерева шитим" – Шесты для жертвенника воскурений были аналогичны шестам, что для Стола с хлебами. 

30.6  "И помести его перед завесой, которая перед ковчегом свидетельства, перед покрытием, которое на свидетельстве, где Я буду являться тебе там".

– "И помести его перед завесой" – Жертвенник воскурений ставился в 0.5 локтя от разделительной завесы по оси Храма, для того чтобы Главный священослужитель мог покропить на завесу, как сказано (В 4.5 – 7):

4.5  "И возьмет священнослужитель помазанный от крови бычка, и внесет ее в Шатер Свидетельства. 6. И обмакнет священнослужитель свой указательный палец в кровь, и покропит от крови семь раз перед Г-сподом на поверхность священной разделительной завесы. 7. И возложит священнослужитель от крови на рога жертвенника для благовонного воскурения, который пред Г-сподом, что в Шатре Свидетельства. А всю кровь бычка выльет к основанию жертвенника всесожжения, который при входе в Шатер Свидетельства".

– "где Я буду являться тебе там" – Речь идёт о Моше и о рабочем помещении Храма, где стояли Священные предметы и Моше получал от Творца Законы Торы, Вторую и Третью Книги Пятикнижия, как сказано в начале Третьей Книги (В 1.1):

1.1 "И воззвал к Моше, и сказал Г-сподь ему из Шатра Свидетельства так".

30.7  "И воскурит на нём Аарон благовонное курение. Каждое утро, когда поправляют лампады, он будет воскурять его".

– "И воскурит на нём Аарон благовонное курение" – Воскуривать курение мог в том числе любой священослужитель.

– "Каждое утро, когда поправляют лампады" – По утрам священослужитель снимал нагар с фитилей и добавлял масло.  

30.8  "И когда Аарон поднимает лампады в межвечерье, он будет воскурять его. Это курение постоянное перед Г-сподом для поколений ваших".

– "И когда Аарон поднимает лампады в межвечерье" – Поднимать лампады мог в том числе любой священослужитель. Вечером после захода солнца священослужитель снимал лампаду на вспомогательный стол, стоявший рядом со Светильником у стены Храма. Затем он заправлял фитиль, доливал в лампаду масло, ставил её на своё место и зажигал фитиль лампады.  

30.9  "Не возносите на нем чужого курения, ни всесожжения, ни хлебного приношения, и возлияния винного не выливайте на него.

30.10  "И совершит Аарон искупление над его рогами  один раз в году. Кровью грехоочистительной жертвы в День Искуплений один раз в году он искупит его для поколений ваших. Святое Святых он Г-споду".

– "один раз в году" – Комментарий Раши: "В День Искуплений. Это есть то, о чем сказано в недельной главе 29. "После смерти": "И выйдет к жертвеннику, который пред Господом, и искупит его" [И воззвал 16, 18]".

К сожалению, комментарий Раши абсолютно неверен. Поскольку о процедуре искупления Жертвенника воскурений сказано в Третьей Книге Пятикнижия чуть выше (В 16.15, 16):

16.15. "И зарежет козла грехоочистительной жертвы, который принадлежит народу, и внесет кровь его за завесу, и сделает с его кровью так, как сделал с кровью бычка, и покропит ею на крышку ковчега и перед крышкой. 16. И искупит Святилище от нечистоты Cынов Исруайля и от их преступлений во всех их грехах (неумышленных). И то же он сделает для Шатра Свидетельства, где Он пребывает с ними среди их нечистоты". 

Вот в этих то словах: "И то же он сделает для Шатра Свидетельства" и заключается суть той процедуры, которую совершал Главный священослужитель над Жертвенником воскурений, как сказано (В 4.5,7):

4.5 "И возьмет священнослужитель, помазанный от крови бычка, и внесет ее в Шатер Свидетельства. 6. И обмакнет священнослужитель свой палец в кровь, и покропит от крови семь раз пред Г-сподом на поверхность священной разделительной завесы. 7. И возложит священнослужитель от крови на роги жертвенника для благовонного курения, который пред Г-сподом, что в Шатре Свидетельства". 

Что же касается фразы "И выйдет к жертвеннику", то здесь имелся в виду Жертвенник всесожжений, как сказано (В 16.17 – 20):

16.17 "И ни один человек не должен быть в Шатре Свидетельства, когда он (Аарон) входит туда, чтобы искупить в Святилище, пока он не выйдет. И совершит он искупление за себя, и за свой дом, и за все общество Исруайля. 18. И выйдет он к жертвеннику (всесожжений), который пред Г-сподом, и искупит его. И возьмет от крови бычка и от крови козла, и возложит на роги жертвенника вокруг (него). 19. И покропит на него от крови указательным пальцем семь раз, и очистит его, и освятит его, от нечистоты Сынов Исруайля. 20. И завершит искупление Храма, и Шатра Свидетельства, и жертвенника.

Более подробно порядок Дня Искуплений и ошибки, допущенные фарисеями изложены в недельной главе 29. После смерти (Архарай Мос) http://rabarial.com/novosti/447-29-posle-smerti-akharaj-mos-5779-g , а также в работе 034. "Как и Почему родился День Искуплений" https://www.youtube.com/watch?v=J81T-o9By54&t=31s

 

КОНЕЦ  НЕДЕЛЬНОЙ  ГЛАВЫ